Должность главный врач

Должностная инструкция начальника отдела кадров имеет свои нюансы. На должностные обязанности начальника отдела кадров влияет и размер компании, и особенности менеджмента, и наличие штата в подчинении. В одних компаниях начальник отдела кадров возглавляет всю работу с персоналом, в других — существует директор по персоналу, а начальник отдела кадров отвечает, в основном, за кадровое делопроизводство. Основные должностные обязанности, предусмотренные нашим образцом должностной инструкции начальника отдела кадров, — разработка кадровой политики, организация подбора и аттестации сотрудников, анализ кадровой работы.

К списку должностных инструкций

Должностная инструкция начальника отдела кадров

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Начальник отдела кадров относится к категории руководителей.
1.2. Начальник отдела кадров назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора.
1.3. Начальник отдела кадров подчиняется непосредственно заведующему лабораторией.
1.4. На время отсутствия начальника отдела кадров его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность начальника отдела кадров назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее профессиональное образование, стаж работы по управлению персоналом не менее 3 лет.
1.6. Начальник отдела кадров должен знать:
— трудовое законодательство, другие законодательные и нормативные акты, регулирующие трудовые правоотношения;
— структуру компании, ее кадровую политику и стратегию развития;
— порядок составления прогнозов, определения перспективной и текущей потребности в кадрах;
— состояние рынка труда;
— системы и методы оценки персонала;
— кадровое делопроизводство;
— основы психологии и социологии труда.
1.7. Начальник отдела кадров руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом организации, Положением об отделе кадров, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности начальника отдела кадров

Начальник отдела кадров выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Определяет совместно с руководителями структурную подразделений текущую потребность в кадрах, принимает участие в разработке кадровой политики предприятия.
2.2. Возглавляет работу по подбору, отбору и расстановке кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств.
2.3. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов, совместно с руководителями подразделений организует их стажировку и адаптацию в компании.
2.4. Организует проведение аттестации сотрудников компании, ее методическое и информационное обеспечение, принимает участие в анализе результатов аттестации, разработке мероприятий по реализации решений аттестационных комиссий, определяет круг специалистов, подлежащих повторной проверке.
2.5. Участвует в разработке систем комплексной оценки работников и результатов их деятельности, служебно-профессионального продвижения персонала, подготовке предложений по совершенствованию проведения аттестации.
2.6. Организует своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия.
2.7. Контролирует ведение кадрового делопроизводства в компании.
2.8. Осуществляет методическое руководство и координацию деятельности специалистов и инспекторов по кадрам подразделений предприятия, контролирует исполнение руководителями подразделений законодательных актов и постановлений правительства, постановлений, приказов и распоряжений руководителя предприятия по вопросам кадровой политики и работы с персоналом.
2.9. Проводит систематический анализ кадровой работы на предприятии, разрабатывает предложения по ее улучшению.
2.10. Разрабатывает мероприятия по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени, контролирует их выполнение.
2.11. Обеспечивает составление установленной отчетности по учету персонала и работе с кадрами.

3. Права начальника отдела кадров

Начальник отдела кадров имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства компании, касающимися деятельности отдела кадров и работы с персоналом.
3.2. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы компании.
3.3. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех структурных подразделений предприятия по кадровым вопросам.
3.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.5. Запрашивать от руководителей структурных подразделений предприятия, специалистов и рабочих необходимую для исполнения своих должностных обязанностей информацию.
3.6. Сообщать руководству компании о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения своих должностных обязанностей.

4. Ответственность начальника отдела кадров

Начальник отдела кадров несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

К списку должностных инструкций

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Заместителя главного врача санатория по медицинской части

1 Общие положения

1.1. Должностная инструкция разработана на основании требований.

1.1.1. Ст. 17 Закона Украины «Об охране труда»

1.1.2. Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного Министерством охраны труда и социальной политики Украины от 16.02.98 г. № 24.

1.1.3. Положения №1 об организации работы по охране труда и техники безопасности в ЗАО «Укрпрофздравница» , утвержденного 1993 г.

1.1.4. Положение о функциональных обязанностях, правах и ответственности должностных лиц в здравницах и хозяйствах объединения «Ялтакурорт» , в вопросах пожарной безопасности утвержденного в 18.06.96

1.1.5. Положение (устав) о санатории

1.2 Зам. гл. врача по МЧ подчиняется непосредственно главному врачу санатория, а по вопросам методики постановки работы медицинскому отделу ЯДП ЗАО «Укрпрофздравница»

1.3. Назначение на должность зам гл. врача по МЧ, перевод и освобождение от занимаемой должности производится главным врачом санатория, по согласованию с зам. генерального директора по медицинской части ЯДП ЗАО «Укрпрофздравница». Прием, перевод и увольнение оформляются приказом по предприятию

1.4. Зам. гл. врача по МЧ при поступлении на работу, а в дальнейшем периодически ( один раз в три года ) должен проходить обучение и проверку знаний по общим вопросам охраны труда, а так же обучение и проверку знаний в соответствии с «Правилами пожарной безопасности. в Украине»

1.5. Зам. гл. врача по МЧ в своей работе руководствуется : действующим законодательством Украины и АРК, постановлениями правительства и органов государственной исполнительной власти, приказами, распоряжениями и другими руководящими документами вышестоящих организаций, положениями (уставом) предприятия, нормативными актами в вопросах охраны труда и пожарной безопасности, указаниями и предписаниями органов государственного надзора и т. д.

1.7. Зам. гл. врача по МЧ непосредственно подчиняются заведующие отделениями, врачи специализированных кабинетов.

2 Задачи и обязанности

2.1. Основными задачами Зам. гл. врача по МЧ являются :

2.1.1. Руководство лечебно – диагностическими мероприятиями.

2.1.2. Внедрение и широкое применение в практике работы отделения, кабинетов и служб современных методов диагностики, лечения и профилактики.

2.1.3. Обеспечение санитарно – противоэпидемического режима санатория.

2.2. Обязанности Зам. гл. врача по МЧ в соответствии с возложенными на него задачами обязан :

2.2.1. Оказывать практическую помощь на рабочих местах, контролировать выполнение приказов Минздрава Украины, положений решений профсоюзов Украины, решений вышестоящих органов и государственной исполнительной власти по организации лечебно – профилактической , санаторно–оздоровительной и культурно –массовой работы.

2.2.2. Организовывать и контролировать выполнение научно – практических работ по вопросам курортологии, терапии, кардиологии, неврологии и пульманологии.

2.2.3. Обобщать и осуществлять мероприятия по внедрению в практику новейших достижений медицинской науки и передового опыта работы санаторно-курортных учреждений.

2.2.4. Организовывать и контролировать рациональное использование природных ресурсов в лечебных целях : климатических факторов, пляжа, лечебных грязей, водных процедур и др.

2.2.5. Внедрять в санаторно-курортную практику рекомендации научно исследовательских и медицинских институтов по организации и совершенствованию диагностики лечения, так же лечебного и рационального питания.

2.2.6. Осуществлять контроль за постановкой лечебно-профилактической работы в санатории, обоснованностью выдачи больничных листов лицам, потупившим на санаторный этап лечения.

2.2.7. Систематически проверять качество диагностики лечения, а так же сроки лечения больных. Возглавлять врачебно-консультационный совет и осуществлять контроль за соблюдением правил по медицинскому отбору лиц на санаторно-курортное лечение и вносить свои предложения по его улучшению.

2.2.8. Осуществлять контроль за соблюдением правил асептики и антисептики санитарно – гигиенических и противоэпидемических мероприятий во всех структурных подразделения санатория.

2.2.9. Внедрять в практику работы санатория новые методы диагностики и лечения.

2.2.10. Руководить и организовывать проведение аккредитации санатория.

2.2.11. Осуществлять общее руководство за организацией и проведением лечебно – профилактической, спортивно- оздоровительной и культурно – массовой работой в санатории.

2.2.12. Контролировать работу заведующих отделениями и кабинетами.

2.2.13. Организовывать систематическое повышение квалификации медицинского персонала на базе санатория, путем проведения врачебных и сестринских научно – практических конференций, лекций докладов по актуальным вопросам диагностики лечения и профилактики заболеваний

2.2.14. Организовывать учебу врачей среднего медицинского персонала, сестер – хозяек, поваров, официантов, культ организаторов и др.

2.2.15. Организовывать проведение семинаров, дней открытых дверей.

2.2.16. Составлять и предоставлять в вышестоящую организации установленную отчетность.

2.2.17. Осуществлять контроль, подбор, расстановки и воспитания медицинских кадров, работников пищеблока, культработников, работников библиотек.

2.2.18. Контролировать эффективность и безопасность использования медицинской техники и аппаратуры

2.2.19. Обеспечивать контроль за соблюдением инструкций и правил по охране труда, пожарной безопасности сотрудниками медицинских подразделений санатория.

2.2.20. Анализировать опыт работы лучших отделений и кабинетов, предоставлять главному врачу предложения о внедрении этого опыта.

2.2.21. Руководить, контролировать и принимать личное участие в санитарно – профилактической работе среди больных.

2.2.22. Входить в состав медицинского совета санатория, принимать личное участие подготовке его заседаний.

2.2.23. Проводить воспитательную и разъяснительную работу по вопросам медицинской этики.

2.2.24. Вести прием посетителей по вопросам качества лечения, диагностики, квалификации медицинского персонала.

2.2.25. Регулярно, по специальному графику, обходить палаты, лечебно – диагностические кабинеты, отделения и др. Обход палат должен совершаться совместно с заведующими отделений, которые докладывают при этом зам. гл. врача по МЧ о работе отделения и о состоянии больных, и получают от него необходимые замечания. В обходе участвуют так же лечащие врачи, медсестры, сестры-хозяйки и др.

2.2.26. Организовывать и контролировать работу по медицинской статистике, обеспечивать правильную постановку медицинского учета.

2.2.27. Контролировать правильность организации лечебного питания и санаторно – гигиеническое состояние пищеблока.

2.2.28. Организовывать научно – исследовательскую работу врачей санатория и руководить их работой.

2.2.29. Контролировать надлежащее ведение , оформление и хранение историй болезней и другой медицинской документации.

2.2.30. Организовывать специализированную , консультационную помощь врачам санатория.

2.2.31. Контролировать выполнения больными установленного режима лечения и отдыха в санатории.

2.2.32. Возглавлять комиссию по расследованию несчастных случаев среди отдыхающих.

2.2.33. Обеспечивать своевременное, квалифицированное обследование и лечение больных, необходимый уход и наблюдение за ними.

2.2.34. Контролировать работу лечебно — диагностических отделений, кабинетов, лабораторий и пляжа и т. д.

2.2.35. Руководить и контролировать проведение диспансеризации сотрудников санатория с целью профилактики их заболеваний.

2.2.36. Контролировать работу доверенного врача и оказывать ему помощь.

2.2.37. Разрабатывать комплексный план по профилактике заболеваний работников санатория.

2.2.38. Контролировать организацию неотложной медицинской помощи.

2.2.39. Организовывать расследования всех поступающих от больных жалоб и примать меры по устранению причин их вызывающих

2.2.40. Участвовать в разработке колдоговора , комплексных планов по охране труда, пожарной безопасности, проведения второй ступени оперативного контроля.

2.2.41. Постоянно повышать свою квалификацию.

2.2.42. Участвовать в работе постоянно действующей комиссии санатория в том числе по охране труда, аттестации рабочих мест.

2.2.44. Контролировать работу подчиненных подразделений по обеспечению безопасной эксплуатации медицинского оборудования , объектов повышенной опасности в подчиненных подразделениях

2.2.45. При отсутствии заведующих отделениями, кабинетами и др. выполняет работу в соответствии с требованиями :

2.2.45.1 Раздела № 4 «Положения об организации работ по охране труда и технике пожарной безопасности в ЗАО «Укрпрофздравница», утвержденные в 1993 г.

2.2.45.2. Раздела № 8 «Положения о функциональных обязанностях, правах и ответственности должностных лиц здравниц и хозяйств объединения «Ялтакурорт» в вопросах пожарной безопасности» , утвержденного 18.06.96 г.

3 Права

3.1. Зам. гл врача по МЧ имеет право :

3.1.1. По распоряжению гл. врача представлять предприятие в государственных организациях

и других различных организациях, учреждениях, предприятиях.

3.1.2. Требовать от руководителей структурных подразделений соблюдения установленных норм особого санитарно – противоэпидемического режима

3.1.3. Давать задания, указания ( письменно или устно) медперсоналу, через подчиненных ему руководителей структурных подразделений, а при их отсутствии — непосредственно.

3.1.4. Требовать от руководителей структурных подразделений выполнение, утвержденных должностных инструкций по охране труда, пожарной безопасности, инструкций по эксплуатации оборудования и медтехники.

3.1.5. Требовать обеспечения санатория качественными продуктами питания и в достаточном количестве

3.1.6. Требовать обеспечения санатория достаточным количеством медикаментов и лекарств.

3.1.7. Требовать своевременного ремонта зданий, сооружений, оборудования.

3.1.8. Давать заявки и предложения на приобретения современного оборудования для ведения лечебно – диагностической работы

3.1.9. Участвовать в различных совещаниях , заседаниях и др.

3.1.10. Давать предложения по улучшению лечебно-диагностической, культурно – массовой работы и другим вопросам с целью выполнения своих служебных обязанностей.

3.1.11 Давать представления гл. врачу о необходимости поощрении или наложения взыскания подчиненных ему работников.

3.1.12. Требовать от руководителей подчиненных структурных подразделений санатория письменных или устных объяснений при нарушении нормативных актов по охране труда, пожарной безопасности и др.

3.1.13 Приостанавливать работу на отдельных участках (пищеблок, лаборатории, кабинеты и др), в случае непосредственной угрозы для жизни и здоровья работающих и больных.

3.1.14 Браковать некачественные или просроченные сроком продукты, лекарства и др.

3.1.15 Требовать бережного отношения к оборудованию, инвентарю, зданиям, сооружениям и др.

3.1.16 Контролировать выполнение больными назначенного лечения и режима.

3.1.17 По распоряжению (приказу) гл. врача санатория подписывать различные документы по расходу и получению денежных средств, материальных ценностей, чеки, счета, ордера, акты, договора, ведомости и др.

4 Ответственность

4.1. Зам гл. врача по МЧ несет ответственность за :

4.1.1. Несоблюдение в своей деятельности требований действующего законодательства Украины и АРК

4.1.2. Плохую организацию санитарно- противоэпидемического режима в санатории

4.1.3. Низкое качество лечебно – диагностической работы

4.1.4. Состояние обучения подчиненных работников в том числе по вопросам охраны труда и пожарной безопасности.

4.1.5. Общее состояние охраны труда и пожарной безопасности обеспечение безопасных условий труда работников, подчиненных служб.

4.1.6. Несвоевременность и недостоверность отчетности

4.1.7. Неправильное ведение и хранение медицинской документации.

4.1.8. Правильность хранения и использования ядовитых и сильнодействующих лекарств и др

4.1.9. Организация лечебного питания.

4.1.10. Невыполнение распоряжений, приказов по предприятию и вышестоящих организаций, постановлений государственной, исполнительной власти, а так же предписаний органов Государственного надзора.

4.1.11. Организацию проведения медосмотров работников определенных категорий

4.1.12. Невыполнение, или ненадлежащие выполнение, должностной инструкции.

4.1.13. Несоответствие хранения и использования материальных ценностей санатория нормативным актам

4.1.10 Невыполнение правил внутреннего трудового распорядка, правил поведения выполнение инструкций по охране труда и пожарной безопасности, положений колдоговора.

5 Должен знать

5.1 Действующие законодательство Украины и АР Крым.

5.2. Постановление, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающихся деятельности санатория.

5.3. Профиль, специализацию и особенности структурных подразделений.

5.4. Порядок разработки и утверждения планов производственной, хозяйственной и финансовой деятельности санатория

5.5. Экономику организации труда и управление

5.6. Методы руководства и управления предприятием.

5.7. Отечественные и зарубежные достижения науки и техники в санаторно – курортном строительстве, медицинском оборудовании.

5.8. Организацию лечебно – диагностической работы, лечебного питания, культурно – массовой и спортивно – оздоровительной работы и др.

5.9. Нормативные акты по охране труда, пожарной безопасности (стандарты, положения, правила, инструкции строительные нормы и др )

6 Квалификационные требования

Высшее медицинское образование и стаж работы по профилю не менее 5-ти лет

7 Взаимоотношения (связи по должности)

7.1. Зам. гл. врача по МЧ работает в тесном взаимодействии с руководителями всех структурных подразделений санатория и руководством санатория ( гл. врачом) , поддерживает тесную связь с научно – исследовательскими и медицинскими институтами по вопросам методического руководства научно – практической работой врачей санатория и помощи в организации лечебно – профилактической работы

7.2. Зам. гл. врача по МЧ получает от:

7.2.1. Гл. врача санатория : устно или письменно указания, распоряжения, а так же

письменные приказы, распоряжения другие документы ( лично или через секретаря)

7.2.2. Специалиста службы охраны труда санатория : предписания, комплексные планы по охране труда, удостоверения, нормативные акты по вопросам охраны труда, бланки действующих журналов, нарядов – допусков.

7.2.3. Специалиста по организационной и кадровой работе: копии приказов о принятии на работу, увольнении работников подчиненных заместителю гл. врача по ТЧ, утвержденный график отпусков, копии приказов об изменении режима рабочего дня, сведения о проведении предварительного медосмотра и др.

7.2.4. Зам гл. врача по ТЧ( Главного инженера) технологическую и эксплуатационную документацию (инструкции, карты и др.), выписки из протоколов Замеров сопротивления, заземления и сопротивления изоляции и др.

7.2.5. Бухгалтерии : нормативные документы по ведению инвентаризации, списания оборудования, оснастки, инвентаря и их учета. Требования по отчетности перед бухгалтерией, формам подтверждения расходования средств и др.

7.3 Зам. гл. врача по МЧ передает :

7.3.2. Специалисту службы ОТ санаторрия : предложения к комплексному плану по охране труда, инструкции по охране труда, должностные инструкции для визирования и согласования.

7.3.3. Специалиста по организационной и кадровой работе : предложения к графику отпусков, завизированные заявления о поступлении на работу или увольнении работников для рассмотрения и передачи главному врачу, предложения к составлению колдоговора, заявки на проведение обучения.

7.3.5. Зам гл. врача по ТЧ (главному инженеру) санатория :заявки, предложения по проведению ремонтов оборудования, зданий, сооружений, инструмента и др.

7.3.6. Бухгалтерии : накладный, счета, чеки, акты и другие документы подтверждающие обоснованность и законность расхода материалов, денежных средств, списания оборудования, инструмента, материалов и др., установленную на предприятии, отчетность перед бухгалтерией, материалы по списанию оборудования, материалов, необходимые документы для отчетов перед вышестоящими и государственными организациями.

7.3.7. Службе охраны труда ЯДП ЗАО «Укрпрофздравница» — «План предупреждения (профилактики) заболеваний работников санатория»

7.4. Указания зам. гл. врача по медчасти по обеспечению санитарно – противоэпидемического режима являются обязательными для всех работников санатория

Зам. гл. врача по МЧ / /

Визы :

Специалист по организационной

И кадровой работе / /

Специалист по ОТ / /

Председатель профкома / /

Юрисконсульт / /

1. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения.

2. На должность главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование и стаж работы в учреждениях здравоохранения не менее 5 лет.

3. Главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждения здравоохранения должен знать основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения; теоретические основы социальной гигиены, организации и экономики здравоохранения; организацию хозяйственной и финансовой деятельности учреждений здравоохранения; основы медицинского страхования; статистику состояния здоровья населения; критерии и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; порядок заключения и исполнения договоров; организацию экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; основы организации службы медицины катастроф; теоретические и организационные основы санитарно-эпидемиологической службы; организацию лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений (далее — ЛПУ); основы санитарного просвещения, гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни; основы медицинской этики и деонтологии; правовые аспекты медицинской деятельности; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4. Главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждения здравоохранения назначается на должность и освобождается от должности в зависимости от подчиненности постановлением (приказом) руководителя органа местного самоуправления или приказом руководителя вышестоящего органа управления здравоохранением в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждения здравоохранения непосредственно подчиняется руководителю органа местного самоуправления или руководителю вышестоящего органа управления здравоохранением (в зависимости от подчиненности).

2. Должностные обязанности

Осуществляет руководство учреждением здравоохранения в соответствии с действующими законодательством и нормативно-правовыми актами. Представляет учреждение здравоохранения в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах. Организует работу коллектива по оказанию своевременной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению, медицинской реабилитации больных. Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности учреждения. Осуществляет анализ деятельности учреждения здравоохранения и на основе оценки показателей его работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы учреждения. Контролирует выполнение требований правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и охраны труда.

3. Права

Главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждения здравоохранения имеет право:

1) издавать приказы и отдавать распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками учреждения;

2) осуществлять подбор и расстановку кадров, производить их назначение и увольнение в установленном порядке;

3) поощрять, налагать взыскания на работников учреждения;

4) в соответствии с действующим законодательством решать вопросы финансового и материального обеспечения учреждения;

5) представлять учреждение в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах;

6) вносить на рассмотрение и обсуждение государственных и муниципальных органов власти предложения по совершенствованию медицинского обслуживания населения;

7) запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

8) принимать участие в конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью учреждения здравоохранения;

9) проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;

10) повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.

Главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждения здравоохранения пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

4. Ответственность

Главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждения здравоохранения несет ответственность за:

1) своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;

2) организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;

3) развитие материально-технической базы учреждения, рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;

4) соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности;

5) ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами;

6) своевременное предоставление и достоверность статистической и иной информации о деятельности учреждения здравоохранения;

7) обеспечение соблюдения исполнительской дисциплины и выполнения своих должностных обязанностей работниками учреждения;

8) качество и культуру медицинского обслуживания населения;

9) готовность учреждения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждения здравоохранения может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Откровенный разговор Ольги Ципенюк с членом-корреспондентом РАН, главным урологом Минздрава Дмитрием Пушкарем на самую, пожалуй, больную для современной российской медицины тему — об уровне профессионализма «лечащих кадров»

— Начнем с запоздалых поздравлений: Российская академия наук утвердила вас в звании члена-корреспондента. Что оно означает кроме признания научного сообщества? Вам будет легче работать? Лучше жить? Эффективнее учить? Последнее особенно интересно — мы давно хотели поговорить про медицинское образование.

— Это звание — важная штука. Но вслушайся в само слово: «звание» обозначает лишь то, как я стану называться. Эта приставка к фамилии не поможет ни лучше оперировать, ни лучше преподавать. Зато даст больше шансов быть услышанным. А теперь зададимся вопросом: профессионалов слушают?

— Зависит от того, кто называет себя профессионалом.

— Вот именно. Мы жалуемся, что общество и власть не слушают профессионалов. Почему? Потому что те компрометировали себя много раз за последние годы. Но это процесс обоюдный: общество порождает профессионалов, которые потом им самим не могут быть востребованы. И все начинается со студенческой скамьи.

— Когда начался системный кризис?

— Лет 30-40 назад дочка приводила к маме с папой жениха и говорила: «Знакомьтесь, это Вася, он учится на врача» — и родители лопались от гордости. Они знали, что их кровиночка будет жить с интеллигентным человеком, в достатке и уважении. Сегодня в России молодой врач — это необязательно образованный человек. Это всегда небогатый человек. Это человек, не имеющий времени для себя и для семьи. Это человек, работающий в условиях, в которых нормальные люди, скорее всего, работать не захотят.

Первокурсники с хорошей школьной базой закончились, думаю, в предыдущем десятилетии… Сегодня студенты — малообразованные, поверхностные люди

— Кризис начинается с падения престижа профессии?

— Именно. И я пытаюсь разобраться, почему это происходит. В 30-е, 40-е, 50-е годы прошлого века российская медицина была одной из лучших в мире. Но тогда медицина везде была примерно одинаковая — не зависела от оборудования и держалась на людях. В нашей стране — на недобитых людях, уцелевших после сталинской мясорубки. Великие врачи, их ученики, медицинские династии. Но это были не просто медики, а люди с широчайшим кругозором. Их можно было встретить в консерватории, на поэтических чтениях, они знали языки, а главное — бесконечно образовывались дальше: читали, учились. Они долечили людей до 60-70-х годов, а потом все кончилось. С одной стороны, кончились люди, физически — вымерли, как динозавры. А с другой стороны, началось ментальное разрушение, системный крах ценностей. Ведь главное в нашей профессии — ценность человеческой жизни и желание докопаться до сути. Медленно, по миллиметру. И вот эти вещи стали никому не нужны. Ведь поговорка «умер Максим — да и … с ним!» — самое страшное, что может произойти с народом: обесценивание жизни. Над людьми знающими, которые хотят докопаться до сути, тоже стали смеяться. Начались консультации на ходу. Великие профессора, врачи-энтузиасты не смогли удержать свои школы. По всей стране с середины 70-х медицинские институты превратились в формальные, проходные, за исключением, может, двух-трех.

— Как изменился студент-медик за последние годы?

— Стал хуже, вне всяких сомнений. Первокурсники с хорошей школьной базой закончились, думаю, в предыдущем десятилетии. Мы же помним, что в 90-е почти половина врачей не работали врачами. Потом многие из них вернулись в вузы и стали учить этих самых первокурсников. В результате сегодня студенты — малообразованные, поверхностные люди. Интернет заменил знания, прочли максимум одну-две книги сверх школьной программы. Если спросить, для чего они пришли в медицину, то большинство не даст внятного ответа.

Мы проводили исследования, от которых пришли в ужас. На тысячу студентов медицинского института английский язык знают десять человек. Не десять процентов, а один! Не так знают, чтобы в кафе яичницу заказать, а чтобы статью прочесть в научном журнале, презентацию сделать. Без этого о каком медицинском образовании сегодня можно говорить? Дальше мы тысячу студентов попросили продолжить строчку Пушкина «Ах, обмануть меня не трудно…». Правильно смогли продолжить те же десять человек… Ты скажешь: Дмитрий Юрьевич, вы строго судите. Да, сужу строго. Поскольку хочу, чтобы у меня в стране было как в цивилизованных странах, и причисляю к ним Россию. Чтобы как в Америке или в Германии: девочка привела за руку мальчика, сказала «мой бойфренд — будущий врач»,— и в доме засияло солнце.

— Ну как сказать… Когда в Израиле девочка приводит студента-медика, родители говорят: «Ой-вэй! Шесть лет он будет харкать кровью в университете, потом год стажироваться, потом четыре года в ординатуре — по пять ночных дежурств в неделю…»

— Зато потом — пожизненное уважение и достойная зарплата! И отношение в обществе к этому человеку совсем иное, чем к другим профессиям.

— Подписка на медицинский журнал стоит от 100 до 500 долларов. Студенты могут себе это позволить?

— Никто ни на что не подписан, никто ничего не читает. Тот самый один процент, который владеет языком, читает только бесплатные выжимки.

— Насколько у студентов есть доступ к практике, к больным?

— Студенту не нужен доступ к больным, по крайней мере сразу. Есть программа, по которой студент в течение, условно, недели изучает урологию. Одну неделю за все пять лет обучения. Что он выучит за неделю? Зачем ему доступ к больным? Не нужен он ему! Проблема глубже, проблема системная. В мединститут пришел человек, который не знает, хочет ли он быть врачом,— раз. Который не образован, чтобы быть врачом, даже если он этот институт окончит,— два. И который не имеет общего кругозора, чтобы общаться с людьми,— три. Люди, которые этому человеку преподают, понимают, что пришли не те. Но они сами, к сожалению, не те: система преподавания в том понимании, которое сформировалось во всем мире, отсутствует. Что дальше? Государственной программы подготовки специалистов не существует нигде в стране. Есть ординатура — те, кто все-таки собирается быть врачами, приходят в клинику на два года. Но за два года из человека нельзя сделать врача ни при каких условиях! За границей эта стадия, резидентура, занимает от 4 до 7 лет. Ты же была на моих занятиях со студентами. Сидит 40 человек, 4-5-й курс. Спрашиваю: «Вам через год людей лечить, поднимите руки, кто готов?» Двое поднимают. Спрашиваю хорошенькую: «Ты кем будешь?» — «Гинекологом».— «Почему руку не поднимаешь, не хочешь лечить?» — «Хочу, но не буду, очень страшно».

— А иностранный выпускник-медик, ему не страшно?

— Человек окончил институт по специальности «гинекология». Дальше в течение 6 лет он по полгода изучает в больнице эмбриологию, акушерство, неонатологию. Учится принимать роды, делать аборты, оперировать шейку матки. Последние 2 года делает по 10-20 операций каждого вида. Под наблюдением, но сам. Сам!!! И выходит полноценным гинекологом. У нас же система постдипломного образования пока категорически не может выпустить такого доктора. Говорю «пока»: хорошая новость в том, что сегодня она пересматривается — усилиями главного специалиста по медицинскому образованию Минздрава России и под личным контролем министра. Это вселяет надежду.

— В 2015 году средняя зарплата российского врача составляла около 48 тысяч рублей, среднего медперсонала — 27 тысяч, младшего — 16 тысяч. Медсестра — королева больницы, на ней все держится. Как ей прожить на 27 тысяч?

— А ты вообще понимаешь, что такое институт медсестер? Представляешь, какие медсестры работают в западных клиниках? Об этом же в нашей прессе не пишут. Медсестра — ключевая фигура в современной медицине. У нас же образ медсестрички — с военных времен: какая она была добрая, как раненых на себе выносила, сколько командиров на сестричках переженились… Тогда медсестры лечили душой, а сегодня она должна включить аппарат, на панели которого нет ни одной русской буквы! Не аппарат — 25 таких аппаратов она должна уметь включать, входя в операционную, в реанимационную, в обычную палату. Мы готовы за свой счет отправлять медсестер учиться за границу, но как это сделать, если они не говорят ни на одном языке…

— Что сегодня умеет девочка после медучилища?

— В лучшем случае не боится крови и может делать инъекцию. Дообразовывать ее — сложнейший процесс. Огромное везение ей попасть в коллектив, где есть поддержка, где медсестры уже базово понимают оборудование. А дальше — путем проб и ошибок. Включилось — не включилось, вызвали инженера, приехал, показал, не запомнили, записали, опять записали, потом запомнили. По дороге разбили пару оптик, уронили пару инструментов. Потом ждали полгода, пока их купят снова,— прибор стоял, не работал. И так по всей стране.

— Где корень проблемы с медицинским образованием? Как эту машину развернуть в правильную сторону?

— Вернемся к профессионалам. Профессионал — руководитель вуза, кто он? Человек, который должен объехать мир и посмотреть, где что как устроено. Чтобы решить, как должен развиваться его вуз, что будет важно в медицине через год, три, пять — когда его студенты пойдут лечить людей. Первый вопрос: он владеет иностранным языком? Вряд ли. Второй вопрос: а кто позволит ему решать? Никто, система не предусматривает. Ректор ограничен в любом решении. Я как завкафедрой и руководитель клиники за любое решение должен биться. В нашей больнице мы преподаем студентам, врачам, в том числе иностранным, а у нас одна учебная комната. Нужно десять, а у нас одна.

— В 2015 году было создано 13 научно-образовательных кластеров. Они, как я понимаю, и есть попытка изменить систему?

— Я ничего об этом не знаю

— Вместо сертификации врачей введена аккредитация.

— И об этом тоже никто не знает.

— Врачи набирают баллы за повышение квалификации.

— Да, да. Мы делаем все, что можем. Но глобальная ситуация так запущена, что ни один человек не может принять решение, которое ее изменит.

— Какое решение? Чтобы два миллиона медицинских работников в стране заговорили по-английски?

— Вот именно! Главный вопрос, который вызывает аккредитация или сертификация — мы сами путаемся в терминах: не выбросит ли этот процесс две трети врачей из обоймы? Ведь мы же подготовили массу врачей с 70-80-го годов, им сейчас по 40-60 лет, они работают. Какова их компетенция?

— Какова?

— Если мы начнем настоящую, профессиональную аккредитацию… Не хочу даже думать об этом. Допустим, ты пришел к урологу во Франции. Неважно, где — в Париже, Гренобле или Лионе. Тебя примет врач определенной, стандартной квалификации. У нас нет подготовки, которая гарантировала бы одинаковый уровень специалистов в столице и далеко от нее. И сделать с этим пока ничего нельзя. Я говорю «пока», потому что не хочу жить с ощущением, что наша медицина отстала безнадежно. А первый этап выхода из глубочайшего кризиса — необходимость слушать профессионалов.

— К кому вы обращаете этот призыв? К власти?

— Конечно. Проблема начинается с того, может ли сегодня профессионал попасть на прием к руководителю. Не может, исключено. Вторая проблема — желание и готовность самих врачей слушать коллег-профессионалов. Я, главный уролог Минздрава, в течение суток готов ответить на вопрос любого уролога: мы создали специальную мобильную сеть, связывающую всех урологов страны. Думаешь, мне часто звонят? Нет. И я, по сути, большую часть своего времени выступаю рядовым врачом. Потому что обязан знать, как живет рядовая медицина. Да, она работает, вопреки всему. Вот я был в Тюмени вчера, оперировал в операционной, которую с моей сравнить нельзя: у меня «жигули», а там — «роллс-ройс». Есть энтузиасты, которые добились этого оборудования, которые на нем работают. Но не должно быть энтузиастов, должна быть система! Должен быть стандарт операционной по всей стране, плюс-минус какие-то детали. И уролог в Тюмени, Рязани и Москве тоже должен быть примерно одного уровня. Я не хочу, чтобы мы опять превращались в экзотическую страну, а такая опасность есть: через 10-15 лет мы столкнемся с ситуацией, когда у нас образованных врачей в принципе не будет.

— То есть пока спад остановить нельзя?

— Это сделать очень тяжело. В массе своей люди не понимают, насколько медицина ушла вперед. Мы считаем, что наличие КТ и МРТ означает прорыв,— смешно! Прорыв совершают люди, а не техника. А те студенты, с которыми мы имеем дело сегодня, никакого прорыва совершить не могут. И не смогут до тех пор, пока условия обучения будут позволять им окончить институт, не зная элементарных вещей. Вот ты стояла у меня за спиной на операции вместе со студентами 4-5-го курса. Я оперирую простату, спрашиваю их: «Что это за орган?» Знают семь из десяти. Трое не знают! Говорю им: «Это предстательная железа». Ну хорошо. Дальше спрашиваю: «Где она находится?» Знают пятеро. Половина!

— Как они получили зачет, сдали экзамен?

— Вот именно! А рассказываю это медицинскому чиновнику, мне говорят: «Да ладно, вы их застали врасплох. Они знают, они подучат». Вот это наше, посткоммунистическое отношение. Потому и в больнице говорят: «Мы вас подлечим». Подлечим, а не вылечим! Сто лет прошло, а мы все не можем от этого избавиться.

— Что должно произойти? Откуда возьмутся люди с другим отношением?

— Это главный вопрос. И ответа я не знаю. Быть врачом человек захочет только тогда, когда будет уверен, что к этой профессии — особое отношение, что больница — чистое и красивое место, что руководитель больницы будет видеть в нем профессионала, поддерживать его идеи, обновлять оборудование. У него должны быть условия для развития — тогда он будет развиваться. Сейчас человек, работающий в больнице, выживает, не более того. Повторюсь, есть новаторы и энтузиасты, но нет системы.

— Что вас больше всего пугает в сегодняшней системе медицинского образования?

— Бесконечная борьба: все энергия уходит не на то, чтобы совершенствоваться, а на то, чтобы пробить то или это. И страшно, что молодежь в этом растет: видит, что блестящие инициативы разбиваются о людей, не готовых слушать профессионалов. Я хочу видеть нашу страну великой, но не может быть великой страны с больной медициной. Тем не менее я оптимист. Сегодня ситуация близка к критической, но верю, что близок момент, когда нас, профессионалов, услышат. Для этого надо заставить чиновников лечиться в России — не в системе 4-го Управления, а в обычных городских больницах. Будет страшная ломка, но без нее не обойтись.

УТВЕРЖДАЮ:

________________________

________________________

________________________

________________//

«____» ____________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Заведующего отделением — врача-специалиста

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность заведующего отделением — врача-специалиста (далее — Медицинская организация).

1.2. Заведующий отделением — врач-специалист назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя медицинской организации.

1.3. Заведующий отделением — врач-специалист относится к категории руководителей и подчиняется непосредственно медицинской организации.

1.4. На должность заведующего отделением — врача-специалиста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (медицинское) образование, послевузовское профессиональное образование и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке, стаж работы по специальности не менее 5 лет.

1.5. Заведующий отделением — врач-специалист в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами медицинской организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6. Заведующий отделением — врач-специалист должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оборота сильнодействующих, психотропных и наркотических средств;
  • нормативные и методические документы по направлению профессиональной деятельности;
  • принципы организации труда;
  • основы планово-экономической и финансовой деятельности медицинской организации;
  • порядок исполнения хозяйственных и трудовых договоров;
  • формы и методы организации гигиенического образования и воспитания населения;
  • порядок ведения первичной учетно-отчетной документации;
  • медицинскую этику;
  • психологию профессионального общения;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.7. В период временного отсутствия заведующего отделением — врача-специалиста его обязанности возлагаются на .

2. Должностные обязанности

Заведующий отделением — врач-специалист осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Осуществляет руководство деятельностью отделения медицинской организации в соответствии с положением о структурном подразделении, его функциями и задачами.

2.2. Совершенствует формы и методы работы, планирование и прогнозирование деятельности отделения, расстановку кадров на рабочих местах и их использование в соответствии с квалификацией, формирование нормативной и методической базы, базы материально-технических средств лабораторной и инструментальной диагностики.

2.3. Координирует деятельность отделения с другими структурными подразделениями медицинской организации, обеспечивает их взаимосвязь в работе.

2.4. Осуществляет контроль за работой персонала отделения, качеством проводимого лечения, за соблюдением стандартов медицинской помощи при выполнении медицинским персоналом перечня работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации, для лечения заболевания, состояния больного, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи.

2.5. Обеспечивает соблюдение трудового законодательства и охраны труда в отделении.

2.6. Принимает меры по обеспечению выполнения работниками отделения своих должностных обязанностей и правил внутреннего трудового распорядка, требований стандартизации и метрологического обеспечения исследований, измерений, испытаний.

2.7. Разрабатывает перспективные и текущие планы работы отделения, осуществляет контроль за выполнением этих планов.

2.8. Анализирует работу отделения за отчетный период, представляет отчет о работе отделения в установленном порядке.

2.9. Осуществляет контроль за качеством ведения медицинской документации.

2.10. Организует получение работниками отделения дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.11. Систематически повышает профессиональную квалификацию.

В случае служебной необходимости заведующий отделением — врач-специалист может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Заведующий отделением — врач-специалист имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.4. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.

3.5. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. Контролировать работу подчиненных сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий.

3.10. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4. Ответственность

Заведующий отделением — врач-специалист несет ответственность за:

4.1. Не обеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а также работу подчиненных ему сотрудников отделения Медицинской организации по вопросам, входящим в обязанности отделения.

4.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работ отделения.

4.3. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности организации и ее работникам.

4.4. Не обеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками отделения Медицинской организации.

5. Условия работы

5.1. Режим работы заведующего отделением — врача-специалиста определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Медицинской организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью заведующий отделением — врач-специалист может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельности заведующему отделением — врачу-специалисту может выделяться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Заведующему отделением — врачу-специалисту предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен _______/___________/ «____» ________ 20_­­__ г.

(подпись)

Оставьте комментарий