Должны ли продавцы непродовольственных товаров проходить медосмотр

ИА «Гарант»

Нужно ли проходить медицинские осмотры работникам непродовольственной торговли? Какова официальная позиция Роструда по этому вопросу?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Указанные в вопросе работники (в том числе и продавцы непродовольственных товаров), как работники организаций торговли, обязаны проходить медицинские осмотры. Разъяснения специалистов Роструда по данному вопросу носят противоречивый характер.
Обоснование позиции:
Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
Статьей 212 ТК РФ предусмотрено, что одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является обязанность организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.
Согласно части второй ст. 213 ТК РФ работники торговли обязаны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Пункт 15 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н, также относит работы в организациях торговли (без конкретизации реализуемой продукции) к числу работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры. При этом, как видно, в указанных нормативных актах обязанность по прохождению медицинских осмотров не поставлена в зависимость от конкретной трудовой функции работников указанных организаций (смотрите, например, решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 20.10.2010 по делу N 2-1916/2010).
Следовательно, полагаем, работники организации, занимающейся торговлей (в том числе и продавцы непродовольственных товаров), подлежат обязательным медицинским осмотрам.
Разъяснения специалистов Роструда по данному вопросу носят противоречивый характер. Если в сентябре 2015 г. на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» представители Роструда разъясняли, что все работники организаций торговли (в том числе продавцы непродовольственных товаров) обязаны проходить медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, а не в связи с тем, что на их рабочих местах присутствуют вредные или опасные производственные факторы (смотрите ответ 1), то в августе 2016 г. специалисты Роструда делают вывод, что медосмотр должны проходить только продавцы, работающие в сфере продовольственной торговли (смотрите ответ 2).

По вопросу о том, являются ли медосмотры для работников, занятых на работах с компьютером не менее 50% рабочего времени, обязательными вне зависимости от результатов спецоценки рабочих мест, нет единообразия в разъяснениях госорганов и в подходах судебной практики*(1).
Мы придерживаемся позиции, что работодатель обязан проводить медицинские осмотры указанных в вопросе работников в силу того, что они выполняют работы в организации торговли, а не в связи с тем, что на их рабочих местах присутствуют вредные или опасные производственные факторы.
В заключение обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
10 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Подробнее об этом можно ознакомиться в следующих материалах:
— Вопрос: По результатам специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) воздействие на работников соответствующего вредного фактора не установлено и условия труда работников не признаны вредными или опасными. Обязаны ли проходить предварительные и периодические медицинские осмотры работники, работающие за компьютером 50% рабочего времени, вне зависимости от заключения СОУТ, или только в случае, если после проведения СОУТ рабочему месту установлен 3 или 4 класс вредности? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2015 г.);
— Вопрос: Является ли обязательным прохождение ежегодной медкомиссии (периодических медицинских осмотров) работниками бухгалтерии, отдела кадров, директором в ресторане (организация общественного питания), если по результатам специальной оценки условий труда условия труда сотрудников на указанных рабочих местах признаны допустимыми (при этом порядок выполнения трудовых функций сотрудников предполагает работу за компьютером в течение более чем 50% рабочего времени)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2016 г.).

Ответ:

По логике вещей — не нужно, потому что все, что связано с санэпидрежимом медработники — и врачи, и медсестра, — проходили в учебных заведения.

И формально тоже не нужно, вот у нас есть Приказ Минздрава РФ от 29.06.2000 N 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», в нем — «Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения».

Обратите внимание, что в приказе не сказано про профессиональную гигиеническую подготовку медицинских работников. Однако ее требуют, причем опыт проверок говорит, что врачам достаточно пройти ее один раз, а среднему медперсоналу — один раз в два года. Отметка о прохождении санитарно-гигиенической аттестации должна находится в медицинской книжке (с голограммой).

И буквально на днях Министерство образования и науки дало разъяснения о лицензировании проведения профессиональной гигиенической подготовки

Минобрнауки России сообщает, что исходя из специфики профессиональной гигиенической подготовки, не следует, что для ее реализации необходимо получение лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Медицинская книжка работника торговли

Сразу напомним, что право каждого гражданина Российской Федерации на охрану здоровья закреплено в статье 41 Конституции Российской Федерации. В целях реализации данного права был принят Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ). Как указано в статье 11 Закона № 52-ФЗ, одной из обязанностей торговых организаций является выполнение требований санитарного законодательства, которое, в свою очередь, обязывает торговый персонал получать личные медицинские книжки.

Отметим, что на основании статьи 34 Закона № 52-ФЗ, статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники торговых организаций обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры.

Аналогичное требование содержится и в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 года № 23 «О введении в действие санитарных правил» (далее – Правила № 23).

Как следует из раздела 13 «Личная гигиена персонала» Правил № 23 лица, поступающие на работу в торговые организации, проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию. На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, а также отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

Пунктом 6 статьи 34 Закона № 52-ФЗ установлено, что порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Форма личной медицинской книжки утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» (далее – Приказ № 402). Этим же Приказом определено, что личные медицинские книжки оформляются на бланках, являющихся защищенной полиграфической продукцией уровня «В», изготовление бланков личных медицинских книжек осуществляет Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Информационно-методический центр «Экспертиза». Оно же обеспечивает центры гигиены и эпидемиологии, выдающие личные медицинские книжки по итогам прохождения медицинских осмотров, бланками медицинских книжек и специальными голограммами, а также осуществляет ведение реестра выданных медицинских книжек.

Как следует из пункта 1.1 Приказа № 402, личные медицинские книжки должны иметь только те работники торговых организаций, деятельность которых непосредственно связана с хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды. Иными словами, из данного положения вытекает, что сотрудники торговых компаний, чьи трудовые обязанности не связаны с указанными операциями, не обязаны иметь личные медицинские книжки (бухгалтер, кадровик или иной управленческий персонал).

В то же время из раздела 13 Правил № 23 можно сделать прямо противоположный вывод, поскольку в пункте 13.2 данного раздела прямо сказано, что на каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца.

Как видим, вопрос о том, все ли работники торговой организации должны иметь личные медицинские книжки, не имеет однозначного ответа. В таких условиях торговая компания должна самостоятельно решить, какой точки зрения она будет придерживаться в части необходимости оформления личных медицинских книжек всем работникам торговой фирмы.

Вместе с тем, отметим, что отсутствие личной медицинской книжки у работника торговли чревато привлечением к административной ответственности. Так, частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлено, что выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа:

– на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;

– на должностных лиц – от 3 000 до 10 000 рублей;

– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 000 до 20 000 рублей;

– на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа:

– на граждан в размере от 2 000 до 5 000 рублей;

– на должностных лиц – от 7 000 до 15 000 рублей либо дисквалификацию на срок до одного года;

– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 15 000 до 30 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой;

– на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Кроме того, в силу статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

– на граждан в размере от 100 до 500 рублей;

– на должностных лиц – от 500 до 1 000 рублей;

– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 500 до 1 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

– на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Обратите внимание!

Так как в данном случае речь идет о совершении торговой фирмой одного действия, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые установлена двумя статьями КоАП РФ, то на основании пункта 2 статьи 4.4 КоАП РФ торговая организация «автоматом» будет наказана по более строгой санкции.

На основании пункта 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушение за нарушение законодательства об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении, сроки, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи КоАП РФ начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. К аналогичному решению пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 31 мая 2011 года по делу № А33-15352/2010.

Иными словами, за отсутствие у своего работника личной медицинской книжки, торговая организация может быть оштрафована в течение одного года с момента выявления такого факта.

Как видим, меры административной ответственности за отсутствие личных медицинских книжек у работников торговли весьма внушительны, поэтому, прежде чем принять окончательное решение по данному вопросу торговой фирме следует внимательно ознакомиться с возможными негативными последствиями.

Заметим, что такие штрафные санкции отнюдь не редкость, на что указывает и существующая судебная практика. Примером может служить постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 марта 2010 года по делу № А66-12241/2009.

Согласно форме личной медицинской книжки в ней указываются следующие сведения:

1. наименование организации Роспотребнадзора, выдавшей медицинскую книжку;

2. подпись руководителя организации Роспотребнадзора, выдавшей медицинскую книжку и расшифровка его подписи;

3. дата выдачи личной медицинской книжки;

4. сведения о владельце личной медицинской книжки, в том числе Ф.И.О. физического лица, год рождения, домашний адрес, должность и личная подпись владельца медицинской книжки;

5. наименование работодателя (указывается либо организация, либо индивидуальный предприниматель);

6. отметки о переходе на работу в другие организации;

7. отметки о перенесенных инфекционных заболеваниях;

8. отметки о профилактических прививках;

9. заключение врача о допуске к работе по результатам медицинского обследования;

10. результаты обследования на туберкулез;

11.результаты исследования на носительство возбудителей кишечных инфекционных заболеваний;

12. результаты лабораторных исследований и осмотра дерматовенеролога;

13. результаты исследования на гельминтозы;

14. результаты исследования на носительство возбудителей дифтерии;

15. результаты исследования на носительство патогенного стафилококка;

16. профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация;

17. отметка о предупреждении при нарушении санитарных норм и правил.

Как правило, при оформлении личной медицинской книжки физическое лицо обращается с заявлением в центр гигиены и эпидемиологии, выдающий медицинские книжки, о выдаче и регистрации личной медицинской книжки. Кроме этого, необходимо предоставить фотографию размером 3х4 см и паспорт, после чего нужно пройти медицинское освидетельствование, гигиеническое обучение и аттестацию.

Теперь несколько слов о медицинском обследовании, результаты которого отражаются в личной медицинской книжке. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» утвержден перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников. В этот перечень включены работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте. Периодичность осмотров – 1 раз в год.

Обращаем ваше внимание, что финансирование мероприятий по прохождению предварительных, периодических медосмотров, гигиенической подготовки и аттестации работников, а, следовательно, и оплата оформления личной медицинской книжки статьей 213 ТК РФ возложено на работодателя. Поэтому даже если потенциальный работник торговой организации, получив личную медицинскую книжку, оплаченную работодателем, не заключил в дальнейшем с организацией трудового договора, заставить его «отрабатывать» расходы, осуществленные работодателем, нельзя, так как ТК РФ не предусматривает возможности взыскания с потенциального работника убытков, причиненных работодателю незаключением трудового договора.

Следует отметить, что, несмотря на то что оформленная личная книжка выдается работнику, он ее обязан передать на хранение работодателю. При увольнении работника работодатель обязан вернуть личную медицинскую книжку владельцу – физическому лицу.

Нахождение медицинских книжек «на руках» у работников допускается только в исключительных случаях, например, продавцу отдаленной торговой точки при мелкорозничной торговле и тому подобное.

Напомним, что разделом 9 «Гигиенические требования к мелкорозничной сети» Правил № 23 установлено, что продавец (владелец) должен иметь при себе и предъявлять должностным лицам государственной санитарно-эпидемиологической службы личную медицинскую книжку установленного образца.

Если при проверке торговой организации выяснится, что к работе допущен продавец, не имеющий личной медицинской книжки (или истек срок аттестации), то избежать штрафных санкций вряд ли удастся.

Захватившая весь мир вирусная пандемия накладывает определенные ограничения практически на все сферы коммерческой деятельности, и грузоперевозки не стали исключением. Причем данная практика коснулась почти всех стран – не только России. О чем нужно знать и что учитывать транспортным компаниям, занимающимся грузовыми перевозками в период карантина? Ниже предлагается обзор изменений и проблем в данной отрасли.

Проблемы логистики из-за коронавируса (covid-2019)

Зарубежные перевозки

Международные автомобильные перевозки испытывают затруднения. Ситуацию упрощает тот факт, что Постановления Правительства РФ по закрытию границ не касаются водителей грузовиков. Но возникают иные проблемы, в первую очередь, из-за действия властей других стран. На первые дни апреля картина выглядит следующим образом.

В целях максимально возможной изоляции своих граждан от внешних угроз государства закрывают границы. Тем не менее, для грузоперевозок почти везде сделаны исключения. Вот лишь несколько показательных примеров:

  • Хорватия: границы открыты как для провоза товаров в страну, так и для их транзита;
  • Венгрия: грузоперевозчики могут пересекать границу в трех определенных пунктах;
  • Испания: импортеры и экспортеры товаров не попадают под Королевский указ о закрытии пунктов пропуска.

В то же время, к примеру, Туркменистан с 1 апреля по 1 мая текущего года существенно ограничил пересечение своих границ грузовыми транспортными средствами.

Многие страны пропускают грузы на определенных условиях. Таможня Узбекистана ожидает электронную декларацию минимум за час до того момента, как туда прибудет грузовой автомобиль. Испания рекомендует водителям, осуществляющим грузоперевозки, иметь при себе сертификат, который подтвердит, что транспортируемый груз соответствует требованиям Королевского указа. А Китай и вовсе предлагает грузоперевозчикам разгружаться на пунктах пересечения границы, не заезжая в страну.

Кроме того, Европейская Экономическая комиссия определила перечень товаров, вывоз которых временно запрещен до 30 июня. В основном, это злаковые и их производные, овощи и некоторые другие продукты питания.

Все это создает грузоперевозчикам определенные трудности – приходится перекраивать логистические схемы, пересматривать сроки поставок, а иногда – и искать новые подряды (если компания или предприниматель занимался импортом-экспортом грузов, которые сегодня попали в фокус внимания еврокомиссии).

На этом фоне отмена международных логистических мероприятий – выставок, семинаров и прочих – воспринимается лишь как еще одно досадное неудобство. Хотя негативное влияние на отрасль такая мера, безусловно, тоже окажет.

Эпидемия в Китае

Эпидемиологическая ситуация понемногу стабилизируется. Со стороны Китая, все границы открыты. Грузовые перевозки из Китая в Россию возможны. Хотя, из-за не полного функционирования вспомогательных служб, транспортные операции ограничены. Кроме того, многие китайские предприятия закрылись на карантин. Работа транспортно-логистических платформ Поднебесной была приостановлена.

30 марта Минтранс КНР уведомил о закрытии ППГ (пунктов пересечения границы) для проезда иностранными грузовиками. Эти машины будут выгружать товары в терминалах, а водителям придется вернуться обратно.

Въезд в страну для иностранцев с 28 марта приостановлен. Данное решение не распространяется на некоторые визы, в т.ч. те, которые выдаются водителям-международникам (С-визы).

Российские перевозчики в конце марта обратились в Росавтотранс, Минтранс и АСМАП с просьбой решить вопрос о допуске транспорта из РФ в Китай.

Так плодоовощная продукция, ввозимая в Россию из Китая автомобильным транспортом, теперь поставляется из Турции или Марокко по воздуху либо морем. Логично, что для автоперевозчиков такие изменения оборачиваются убытками.

Кроме того, на данный момент спрос на китайскую продукцию заметно превышает предложение. Китайцы просто не успевают производить и отгружать товары в нужных объемах. Это влечет за собой простои водителей и транспорта, срывы сроков поставок и другие неприятные для грузоперевозчиков последствия.

Эпидемия в Италии

Перевозка грузов автомобилями не запрещается. Ограничения для международников сняты – до уведомления. На границе проверяют здоровье водителей. Могут предложить заполнить сертификат, подтверждающий, что декларант не находится на карантине.

Правительство приостанавливает всю производственную деятельность. Разрешенная – в Приложении 1. Транспортникам рекомендуется связаться с итальянскими контрагентами, чтобы узнать, включен ли их профиль в данный список.

Транзит грузов в «оранжевую зону» (север страны) – без ограничений. 25 марта закрыли АЗС, расположенные у дорог.

Более точную информацию по принятым решениям относительно работы транспорта, в связи с COVID-19, в государствах Европы и Азии, можно получить на сайтах, которые публикуют новости, с обновлением информации.

Страны Европы закрывают границы. Возле ППГ создаются огромные очереди из грузовиков. Ситуация в двух словах: товары возят, но сроки не выдерживаются. Из-за чего все несут убытки.

Лидеры европейских стран в эти дни договариваются о необходимости разблокировать границы внутри Шенгенского пространства. Вопрос рассматривался на видео саммите. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сказала, что все поддержали директивы по поводу установления более гибкого контроля. Его цель – открыть «зеленую улицу» для тех товаров и людей, которым надо быстро пересечь границу. Недопустимо создание на ППГ многокилометровых очередей.

Разрешены ли грузоперевозки по России при коронавирусе

Пока что осуществлять грузоперевозки в пределах России можно беспрепятственно. В случае введения правительством РФ более жестких карантинных мер, чем те, которые действуют сегодня, въезд грузовых автомобилей в те или иные населенные пункты, скорее всего, будет осуществляться по спецпропускам. Эксперты предполагают, что приоритет в получении таких разрешительных документов будет у перевозчиков, занимающихся транспортировкой товаров первой необходимости – продуктов питания, медикаментов, средств гигиены.

Также нельзя исключать того, что при въезде в населенный пункт или область водителей-дальнобойщиков будут подвигать медицинскому обследованию – измерять температуру тела и визуально определять наличие или отсутствие типичных симптомов коронавирусной инфекции.

В нескольких словах следует описать и еще одно обстоятельство, способное существенно повлиять на работу логистических компаний и отдельных грузоперевозчиков. Это – повсеместная паника, провоцирующая ажиотажный спрос на товары первой необходимости.

В теории повышенный спрос должен приводить к увеличению объема грузоперевозок. На практике же это работает только в том случае, если на оптовых складах поставщиков есть достаточный товарный запас. Иначе – простои и сбои в четко отлаженных схемах логистики.

Работают ли транспортные компании в карантин?

Указом Президента России №206 от 25 марта 2020 года в стране до 3 апреля (с выходными – до 5-го) объявлены нерабочие дни, с сохранением заработной платы. Цель распоряжения, скорее всего, двоякая. Во-первых, снизить интенсивность общения между людьми и, как следствие, опасность заражения. Во-вторых, дать возможность специалистам в более спокойной обстановке разобраться с ситуацией и сделать выводы.

На автомобильный транспорт Указ не распространяется. Грузовики и далее будут развозить товары, обеспечивая население всем необходимым. В данное время наблюдается даже некоторый всплеск активности. Это связано с тем, что в начальне снижение объемов перевозок по всем группам товаров, кроый период пандемии с полок магазинов смели товары первой необходимости, и сейчас торговля пополняет запасы. (Попутно надо заметить – оснований для паники в плане снабжения нет. Все привезут и все будет в продаже). Конечно, очень сильно влияние коронавируса на аренду спецтехники.

Что будут возить? Прежде всего, продукты питания. Причем, все, а не только «по списку». Непродовольственные товары – тоже. Но здесь уже, скорее всего, только те, которые относятся к предметам первой необходимости. Предприятия непрерывного цикла, а также все остальные, которые и далее продолжат работу, транспортники по-прежнему будут снабжать сырьем и комплектующими, вывозить готовую продукцию.

С другой стороны, если внимательно прочитать все постановления и указы Правительства РФ, разъяснения Минтруда и Минтранса, а также другие относящиеся к данной теме документы, то окажется, что жестких запретов на какую-то группу товаров нет, т.к. формулировки, в основном, общие.

Куда будут возить? Во все регионы. Каникулы или режим самоизоляции – это не карантин. Грузовики пропустят даже в Москву, хотя здесь ограничения предельно жесткие. (Может, надо было с самого начала ввести такие же строгие запреты во всех областях? Что, неудобства? А вы спросите мнение тех, кто уже потерял из-за вируса близких родственников …).

Режим самоизоляции

До 30 апреля в стране в 27 регионах объявлен режим самоизоляции. Это Москва, Московская область, Санкт-Петербург и другие. Предполагаются строгие меры, как для граждан, так и для организаций. Составлен список причин, по которым житель может выйти из дому в личных целях. Для служебной необходимости, вводятся дополнительные документы.

Так, например, в Курской области — это маршрутные листы. В них указывается место жительства и работы человека. Без этого разрешения передвижение, даже по рабочей надобности, невозможно. Водитель, доставляющий грузы внутри области, в т.ч. товары первой необходимости, обязан иметь такой маршрутный лист, в дополнение к обычным путевкам и накладным.

В Самарской области для беспрепятственного перемещения по городу и региону, надо иметь специальный пропуск. Принципы те же. Работодатель, отправляющий водителя с грузом, должен оформить для него этот разрешительный документ.

Отмена ограничений на перевозки из-за коронавируса

Весовой контроль

Начиная с 25-го марта, для большегрузных ТС, которые доставляют товары первой необходимости (как продовольственные, так медицинские, детские и прочие, согласно утвержденного перечня), Ространснадзор на месяц отменяет весовой контроль. Это разумная мера, призванная упростить автомобильные перевозки. К сожалению, пока что не на все вопросы есть ответы.

Прежде всего, непонятно, как быть с автоматическими постами? С передвижными и стационарными все ясно. Достаточно сотруднику ГИБДД показать накладную, в которой записан груз из перечня «первой необходимости», и нет проблем, можно ехать дальше. Но автоматика документы не смотрит. Зато исправно фиксирует государственный номер ТС и перегруз. Как быть, если приходит штраф? Нести потом накладную в транспортную инспекцию?

Кроме вопросов, появляется одно сомнение. О чем говорит решение Ространснадзора? Это желание выбрать меньшее из двух зол? В смысле, пожертвовать сохранностью дорог ради своевременной доставки нужных товаров? Или нечто иное? Если весовой контроль – это что-то такое, от чего можно отказаться (не имеет значения, обычная ситуация или чрезвычайная) ради интенсификации грузоперевозок, то, может быть, вредное влияние на дороги от перегруза машин было в свое время преувеличено?

К тому же, возникает одно опасение. Доказано, что отмена любого запрета приводит к еще бОльшим нарушениям (теперь уже не наказуемым), чем были до его введения. Подобное явление наблюдается лишь некоторое время, но – оно все-таки есть. Не начнутся ли в массовом порядке, после отмены весового контроля, такие перегрузы, что участятся аварии?

И еще один интересный момент. В постановлении Ространснадзора сказано, что приостанавливается «весовой контроль транспортных средств, перевозящих … на прицепах платформенного типа и полуприцепах с тентованными бортами». Это что, только зерновозы? Или касается всех большегрузных?

Платон и другие

23 марта Ассоциация международных автомобильных перевозчиков обратилась к Правительству РФ с просьбой о том, чтобы на период пандемии отменить налог на транспорт и платежи по системе «Платон». Вице-президент Российского автотранспортного союза В. Алексеев сказал, что для фирм-перевозчиков была бы очень полезной реструктуризация лизинговых платежей.

Импорт

С 20-го марта, на 1 месяц, прекращают свое действие ограничения на поставки в Россию товаров первой необходимости. Согласно постановлению Правительства РФ № 530 от 15.07.2010 г., относительно продуктов, это: мясо, рыба, масло, молоко, яйца, сахар, соль, чай, мука, хлеб, вермишель, крупы, овощи, яблоки (по большинству позиций – только определенные виды).

На некоторые товары, в т.ч. медицинские, таможенная пошлина обнуляется.

Закрытие границ России из-за коронавируса

В связи с распространением эпидемии, введены ограничения по пересечению государственной границы. Они прописаны в Распоряжениях Правительства Российской Федерации № 635-р от 16.03.2020 г. и №763-р от 27.03.2020 г. Вступают в силу с 30.03.2020 г., в 00 часов 00 минут.

Фактически, в ночь с 30-го на 31-е марта граница России полностью закрывается. Но не для всех. В указанных выше документах есть исключения. Относительно международных автомобильных перевозок, легко понять следующее:

Ограничения не распространяются на водителей – граждан РФ (№763-р, п 2.2) и других государств. Т.е., пересекать границу могут все водители-международники, независимо от гражданства.

Распоряжение не ограничивает проезд машин, в зависимости от страны их регистрации. Т.о., авто может быть российским или зарубежным, на возможность проезда через границу РФ это не влияет.

Водители в пути обязаны иметь при себе СИЗ и пользоваться ими: средства дезинфекции (спиртовые растворы, пропитанные спиртом салфетки и т.п.), устройства для защиты органов дыхания (маски, респираторы и т.д.), медицинские перчатки.

Основанием для последнего пункта служит постановление Главного санврача РФ №7 от 18.03.2020 г. Желательно его выполнять, чтобы контролирующие лица не задавали неприятных вопросов.

Кстати, в этом же документе содержится требование о том, чтобы все люди, приезжающие в Россию из-за рубежа, самоизолировались на дому в течение 2-х календарных недель, сразу после прибытия. Так вот, согласно Разъяснению Роспотребнадзора № 02/4745-2020-32 от 23.03.2020 г., эта мера на водителей-международников не распространяется. Хотя, относительно СИЗ, и в Разъяснении говорится, что водители обязаны их использовать, равно как и соблюдать правила личной гигиены.

Срок окончания действия Распоряжений: №635-р до 1 мая, №763-р — не установлен. Решение об отмене будет приниматься в зависимости от обстановки.

Карантин для водителей

Несмотря на то, что Роспотребнадзор исключил водителей-дальнобойщиков из перечня лиц, которым по прибытии из другой страны необходимо соблюдать самоизоляцию, некоторые местные власти решили по-своему. И теперь требуют от компаний отправлять своих сотрудников на двухнедельный карантин.

Проблема заключается в том, что у транспортных компаний нет возможности расширить штат и увеличить бюджет настолько, чтобы соблюдать привычный график международных перевозок в достаточных объемах и при этом оплачивать двухнедельные карантинные простои водителям. И это – серьезное затруднение, которое сегодня приходится решать на местах.

Еще более негативно складывается ситуация в европейских странах. Российский водитель, доставивший груз в Италию и возвращающийся домой транзитом через Венгрию, будет в обязательном порядке помещен в этой стране на 14-дневный карантин. И Венгрия не единственное государство, применяющее к иностранным водителям подобные меры принудительного характера. Более того, Словения и Хорватия и вовсе закрыли пункты пропуска для любых транспортных средств, прибывающих из Италии.

ГИБДД

30 марта стало известно, что сотрудники ГИБДД будут работать в «особом режиме». Это значит, что личное общение инспекторов с водителями сводится к минимуму. Особенно это касается нахождения водителей в помещениях постов ДПС и служебных машинах.

Упрощенное оформление по факту нарушения ПДД или при аварии допускается, если инспектор на это уполномочен, и ничто не препятствует такому действию. Если же все-таки водитель должен посетить «группу разбора», то ему указывается дата и время, а сам прием проводится в специальной комнате, через окошко.

Таможня

С 23 марта 2020 г. при таможнях, подчиненных ФТС, и региональных таможенных управлениях, создаются колл-центры. Их задача – консультирование участников ВЭД по вопросам, связанным с таможенными операциями. Особо отмечается, что номера горячих линий надо обязательно проверять по ссылке: http://customs.ru/press/federal/document/232182

Рекомендации по безопасной работе на автомобиле во время коронавируса

Сейчас все жители обязаны соблюдать строгие меры безопасности. Главная из них заключается в том, чтобы, по возможности, как можно реже выходить из дома. А, если человек работает, например, водителем грузовика? И развозит по магазинам продукты питания? Тогда что прикажете? И в этом случае, надо соблюдать меры предосторожности.

Материал будет полезным не только водителям грузовиков, но еще и тем, кто совершает поездки на собственных, арендованных либо служебных автомобилях.

Главные советы водителям
Если не получается оставаться дома, а приходится куда-то ехать, то старайтесь никого не подвозить. Дополнительный заработок может обернуться серьезными неприятностями, так что лучше не рисковать.

Если везете пассажиров, или экспедитора, или сотрудника фирмы, едущего в том же направлении «по делам», то обязательно убедитесь в том, что у них нет ярко выраженных симптомов заболевания.

Относительно рекомендации, в присутствии других людей, пользоваться масками, можно сказать следующее. Маска – это лучше, чем ничего. Намного лучше маски – респиратор.

При наличии в салоне пассажиров, очень желательно, чтобы вы имели их контактные данные. Не исключено, что придется связываться.

Продезинфицируйте поверхности машины, к которым чаще всего прикасаетесь. Чаще мойте руки!

Будьте осмотрительны на АЗС. Постоянно возите с собой антисептик, после заправки продезинфицируйте ладони.

Дезинфекция автомобиля

Дезинфекция салона и кузова, а точнее, тех мест, к которым водитель чаще всего прикасается, относится к превентивным и достаточно эффективным мерам. Особенно это важно в том случае, если предполагается наличие пассажиров.

Следует обработать: руль, рычаги КПП и стояночного тормоза, кнопки мультимедийки и ручки на дверях. А также: все переключатели на рулевом колесе или колонке, рычаги регулировки кресел, подлокотники. С наружной стороны: ручки открывания дверей и багажника. Дверные рамки протираются изнутри и снаружи. Обивка сидений и прочие мягкие поверхности? Не обязательно, но и не помешает. Только здесь надо не перестараться, не мочить ткань чрезмерно.

Какие средства использовать? Любые, лишь бы спирта было больше 70%. Перекись водорода лучше не применять, может повредить покрытие. Лучше всего – изопропиловый спирт, он не портит интерьер машины. Слишком сильно тереть не надо, цвет станет блеклым. Кожу после обработки желательно обработать средством для ухода за ней. Для сенсорных мониторов лучше препараты на базе аммония. Тряпка – из микрофибры.

После того, как дезинфекция окончена, надо как следует проветрить салон машины. Заодно неплохо бы почистить систему кондиционирования. Нет, в сервис ехать, конечно же, не надо. Достаточно купить (лучше онлайн) специальный спрей. Он не обеззаразит систему, но вероятность того, что в ней поселится вирус, станет намного ниже.

Маска или респиратор?
По поводу СИЗ, врачи говорят следующее. Маска уменьшает вероятность распространения вируса. Но как следует защитить «себя, любимого» можно только респиратором. Подойдет класс FFP3 и выше.

Безопасность на АЗС
Тот, кто работает на машине, обязательно в течение дня будет заправляться. О чем надо помнить в такой ситуации? О гигиене! Контакты с обслуживающим персоналом надо свести к необходимому минимуму. В идеале, лучше заезжать на заправки с самообслуживанием. После заполнения бака, следует обязательно помыть руки с мылом. Вариант – продезинфицировать их антисептиком. Последний должен все время «кататься» в вашей машине, т.к. время от времени он будет нужен.

Платить лучше бесконтактно – по мобилке либо карточкой. Есть АЗС, на которых плату взимают прямо возле колонки, не надо внутрь помещения заходить. Да, и еще одно. Каждый раз лучше заливать полный бак, чтобы меньше приходилось заезжать на заправки.

Да, все это неприятно, непривычно, хлопотно. Кому-то перечисленные меры покажутся даже чрезмерно сложными или суровыми. Но надо помнить – чем строже соблюдаются правила гигиены, тем меньше шансов для распространения вируса.

А теперь, самое последнее. Один врач сказал на днях мудрую фразу. «Заболеют многие. Но, для каждого – чем позже подхватишь вирус, тем лучше. Потому что будет больше шансов, что к тому времени найдут средство лечения».

Уже сегодня образцы созданных в России лекарств интенсивно тестируются в качестве средств против коронавируса. 2-го апреля прошла информация о том, что в Сколково определили — вода, обработанная плазмой, превращается в мощный антисептик, против которого не устоит ни одна бактерия.

Мы победим. Но в каждой войне бывают жертвы. Только от нас зависит, чтобы потерь было как можно меньше. Не забывайте об этом.

И еще пару слов, в заключение. Для тех, кто думает, что все это чепуха и вообще, «они нас пугают». Панике поддаваться нельзя. Надо верить в лучшее. Но при этом — помнить слова молодой женщины, которая 29 марта написала в Фейсбуке: «Брат заболел коронавирусом. После того, как симптомы проявились по полной, «сгорел» за 2 дня. Вчера похоронила». Не расслабляйтесь, все очень серьезно.

Оставьте комментарий