С 15 января 2018 г. внесены корректировки в квалификационные требования к образованию бухгалтера: расширен перечень специальностей высшего и среднего специального образования, дающих право на работу в должности. Однако, имея такую специальность, лицо может работать бухгалтером только при условии освоения им содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, по группе специальностей 25 03 «Бухгалтерский учет и контроль». Например, лицо, получившее высшее образование по специальности 1-40 05 01-02 «Информационные системы и технологии (в экономике)», можно принять на должность бухгалтера, если оно освоит указанную дополнительную образовательную программу.
На заметку
Переподготовка руководителей и специалистов – это не получение второго высшего образования. Срок ее прохождения не может быть более 18 или 24 месяцев (для очной и заочной формы соответственно). После переподготовки выдается диплом о переподготовке на уровне высшего (среднего специального) образования. Отметим, что прохождение курса переподготовки не дает высшего или среднего специального образования по специальности переподготовки <*>.
Новшества коснулись всех бухгалтеров независимо от их квалификационных категорий. Изменений в требованиях к стажу работы не произошло.
На заметку
Наниматель в порядке исключения может принять на работу лицо, образование и (или) стаж работы которого не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационной характеристикой <*>. При принятии такого решения можно учитывать, в частности:
– уровень и профиль (направление) образования, специальность и квалификацию;
– наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации);
– специальные знания и деловые качества;
– опыт работы по соответствующему направлению деятельности;
– инициативное и творческое отношение к работе.
В связи с произошедшими корректировками нанимателям следует пересмотреть должностные инструкции бухгалтерам.
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 г. № 3
УДК 336.225.621.1
ДОРОЖНАЯ КАРТА: КУРС НА УПРОЩЕНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
И ЕГО СБЛИЖЕНИЕ С БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТОМ
О.П. БОЗИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и учета E-mail: olg.bozin@yandex.ru Рязанский государственный радиотехнический университет
Ведение самостоятельного налогового учета, отдельного от бухгалтерского учета, в настоящее время обусловлено необходимостью регламентации налоговых платежей исключительно в рамках законодательства о налогах и сборах.
Несогласованность положений законодательства о налогах и сборах и бухгалтерского законодательства на сегодняшний день приводит к возникновению проблем и рисков налогового администрирования. Разницы, возникающие при формировании бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли, приводят к усложнению и удорожанию учета хозяйственной деятельности. Устранение постоянных и временных разниц содержится среди основополагающих целей дорожной карты проекта «Совершенствование налогового администрирования» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.
Автором статьи представлена наиболее полная классификация разниц в правилах бухгалтерского и налогового учетов, а также предложены пути упрощения процесса формирования итоговых данных с помощью оптимальных положений учетной политики.
Ключевые слова: дорожная карта, налоговое администрирование, учетная политика в целях налогообложения, постоянные и временные разницы, сближение учетов
Дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования» стала последним среди разработанных в рамках Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в РФ проектом, относящимся к экономическому блоку. Процесс работы над этим проектом был непростым, в нем принимало участие большое количество экспертов, представители Минэкономразвития России, Минфина России, ФНС России, Пенсионного фонда РФ (ПФР), Всемирного банка (The World Bank), ведущие аудиторы крупных аудиторских компаний, представители холдингов, среднего и малого бизнеса. Что представляет собой этот документ и для чего он нужен?
Как правило, для всех карт характерными являются такие параметры, как планы мероприятий, инструменты, необходимые для их реализации, сроки и ответственные исполнители. Главными задачами данной дорожной карты были совершенствование и оптимизация системы налогового администрирования, выявление актуальных проблем, создание более комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а
также усовершенствования принципов документооборота, что, в свою очередь, должно привести к повышению инвестиционной привлекательности России.
Из всех целей проекта, связанных с мероприятиями по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость (НДС) и специальных налоговых режимов, сокращением временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, наиболее прогрессивными являются сближение правил налогового и бухгалтерского учета.
Остановимся более подробно на тех мероприятиях, которые связаны с анализом и устранением разниц в правилах бухгалтерского и налогового учетов, сближением данных учетных систем и определены, согласно плану дорожной карты, на середину 2014 г.
Ведение самостоятельного налогового учета (НУ), отдельного от бухгалтерского учета (БУ), в настоящее время обусловлено необходимостью
регламентации налоговых платежей исключительно в рамках законодательства о налогах и сборах. Несогласованность положений законодательства о налогах и сборах и бухгалтерского законодательства приводит к возникновению множества объективных причин несопоставимости данных о результатах деятельности, формирующихся в бухгалтерском учете, и показателей налоговой отчетности.
Различия при формировании бухгалтерской и налогооблагаемой прибылей, которые приводят к усложнению и удорожанию учета хозяйственной деятельности, систематизированы в табл. 1.
Последний критерий в классификации различий в формировании финансового результата в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли особенно актуален при нестабильной ситуации в экономике.
Различия в поэлементном перечне прямых и косвенных расходов в бухгалтерском и налоговом учетах в условиях изменения конъюнктуры рынка (резкого падения спроса на отдельные виды продук-
Таблица 1
Классификация различий при формировании бухгалтерской и налогооблагаемой прибылей
№ п/п Классификационный критерий Содержание классификационного критерия
1 Различия в понятийном аппарате Определение доходов от реализации по обычным видам деятельности. Определение основных средств
2 Различия в учете доходов Признание доходов от реализации (выручки от продаж). Классификация доходов. Признание доходов, полученных в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг Несовпадение сумм доходов по следующим операциям: — реализация ценных бумаг; — безвозмездно полученные услуги; — безвозмездное поступление имущества от организаций, если вклад в уставный капитал получающей или передающей стороны превышает 50%. Несовпадение момента признания дохода по следующим операциям: — производство работ с длительным технологическим циклом; — безвозмездно полученное имущество (кроме указанного в ст. 251 Налогового кодекса РФ)
3 Различия в учете расходов Признание расходов. Классификация расходов по обычным видам деятельности. Порядок списания косвенных расходов. Способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Амортизационная премия. Учет специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Расходы на приобретение земельных участков
Окончание табл. 1
№ п/п Классификационный критерий Содержание классификационного критерия
4 Различия в формировании стоимости основных средств, товарно-материальных ценностей Формирование первоначальной стоимости основных средств. Начисленные проценты по заемным средствам, полученным на приобретение инвестиционных активов до постановки соответствующих объектов на учет. Расходы по страхованию. Посреднические услуги при приобретении товаров. Оценка объектов по сделкам с неденежными формами расчетов. Оценка готовой продукции на складе и незавершенного производства (НЗП)
5 Различия в поэлементном перечне прямых расходов Прямые расходы не соответствуют перечню прямых расходов, применяемому налогоплательщиками в бухгалтерском учете при калькулировании себестоимости продукции
6 Различия в методологии формирования результатов Убыток при уступке (переуступке) права требования до наступления срока платежа. Убыток по реализации права требования после наступления срока платежа. Убыток от реализации земельный участков. Убыток от реализации основных средств. Убыток от реализации предприятия как имущественного комплекса. Убытки от реализации продукции (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств. Убытки от реализации ценных бумаг отдельных категорий. Реализация основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия
7 Различия в формировании финансового результата при резком изменении конъюнктуры рынка Различия в поэлементном перечне прямых и косвенных расходов в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли в условиях нестабильной ситуации в экономике (резкое падение спроса на отдельные виды продукции, увеличение готовой продукции на складе) ведет к неожиданным ситуациям при формировании финансового результата. В периоде падения спроса, когда увеличиваются остатки готовой продукции на складе, налогооблагаемая прибыль значительно ниже бухгалтерской (за счет списания косвенных расходов). Прямо противоположный результат складывается в следующем налоговом периоде, когда в бухгалтерском учете может наблюдаться убыток, усугубляемый начислением налога на прибыль
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
ции, увеличения готовой продукции на складе) могут привести к неожиданным ситуациям при формировании финансового результата. В период падения спроса, когда остатки готовой продукции на складе увеличиваются, налогооблагаемая прибыль значительно ниже бухгалтерской за счет списания косвенных расходов. Прямо противоположный результат складывается в следующем налоговом периоде, когда в бухгалтерском учете может наблюдаться убыток, усугубляемый начислением налога на прибыль.
Влияние отдельных элементов и статей расходов на величину отклонений налогооблагаемой прибыли от учетной в условиях нестабильной экономической ситуации и резких колебаний конъюнктуры рынка осложняет процесс прогнозирования результатов деятельности организации в отчетном периоде.
Данный критерий необходимо учитывать пользователям внутренней бухгалтерской и налоговой отчетности, например собственникам
при принятии управленческих решений, направленных на распределение чистой прибыли (в том числе на выплату дивидендов), по результатам деятельности организации в отчетном периоде. Учитывая вероятность возникновения убытков в следующих налоговых периодах, необходимо зарезервировать часть нераспределенной прибыли на погашение данных убытков.
Таким образом, можно отметить, что различия бухгалтерского и налогового учетов существуют, и они объективны в силу принципиальных различий нормативной базы.
Однако в целях снижения издержек организаций необходимо таким образом организовать процесс формирования итоговых данных, чтобы приближать правила налогового учета к правилам бухгалтерского учета. Это даст организациям возможность использовать единый массив учетных данных, учетной информации при составлении
финансовой и налоговой отчетности. Вместе с тем интеграцию учетов допустимо осуществлять только путем установления близкой к бухгалтерскому учету содержательной части налоговых требований, но нельзя этого делать путем прямого применения правил бухгалтерского учета для целей налогообложения.
Прямая зависимость параметров налогообложения от правил бухгалтерского учета может создать предпосылки для возникновения налоговых последствий, в том числе уменьшения налоговой нагрузки для определенных категорий налогоплательщиков через изменение правил бухгалтерского учета в обход законодательства о налогах и сборах. Кроме того, нарушится правило нейтральности бухгалтерской информации, поскольку формирующее ее лицо становится напрямую заинтересованным в достижении определенных результатов (снижении налогового бремени и др.).
Вопросы упрощения налогового учета уже сейчас можно решать с помощью внутренних регламентов организации, в частности с помощью рациональной учетной политики.
Нормы бухгалтерского учета и налогового законодательства допускают вариантность
в отношении учета хозяйственных операций. Необходимо воспользоваться предоставленным правом и выбрать те нормы, которые максимально приближают порядок отражения в бухгалтерском учете к требованиям налогового законодательства. Поэтому для совмещения бухгалтерского и налогового учета надо выбрать и закрепить в учетной политике такой вариант, при котором конкретный доход или расход отражается в обоих учетах одинаково. Перечень положений, которые позволяют совместить учеты посредством учетной политики, и положения, которые устанавливают особый порядок для налогового учета, приведены в табл. 2.
Таким образом, для сближения учетов и снижения издержек на содержание учетных систем можно выбрать оптимальный вариант и наладить учетный процесс с минимальными затратами на ведение параллельных учетов, отразив это в учетной политике. Возможные варианты систематизированы в табл. 3.
Согласно позиции официальных органов, формировать налоговую отчетность на основании исключительно документов бухгалтерского учета нецелесообразно.
Таблица 2
Положения, позволяющие совместить бухгалтерский и налоговый учеты посредством учетной политики
№ п/п Положение, допускающее совмещение учетов Положение, не допускающее совмещения учетов (предусматривающее особый порядок для налогового учета)
1 Порядок признания доходов и расходов Определение перечня прямых и косвенных расходов
2 Порядок признания коммерческих и управленческих расходов Учет процентов по долговым обязательствам
3 Признание доходов и расходов, связанных с деятельностью по предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов по договору аренды Учет расходов на приобретение прав на земельные участки, а также на приобретение прав на заключение договора аренды земельных участков
4 Признание доходов и расходов, связанных с деятельностью по предоставлению за плату прав на объекты интеллектуальной собственности Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги)
5 Формирование стоимости материально-производственных запасов (МПЗ) Порядок распределения прямых расходов между видами продукции
6 Метод оценки сырья и материалов при списании Безвозмездное поступление имущества от организаций, если вклад в уставный капитал получающей или передающей сторон превышает 50%
7 Способ начисления амортизации Убыток от реализации земельных участков
8 Применение амортизационной премии Убыток от реализации основных средств
9 Амортизация неотделимых улучшений арендованного имущества Убыток от реализации права требования после наступления срока платежа
Окончание табл. 2
№ п/п Положение, допускающее совмещение учетов Положение, не допускающее совмещения учетов (предусматривающее особый порядок для налогового учета)
10 Применение к основной норме амортизации повышающих коэффициентов Убытки от реализации продукции (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств
11 Применение пониженных норм амортизации Убыток от реализации предприятия как имущественного комплекса
12 Создание резервов под предстоящие ремонты основных средств Убытки от реализации ценных бумаг отдельных категорий
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
13 Создание резерва по сомнительным долгам Возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества
14 Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию Принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости
15 Создание резерва предстоящих расходов на оплату отпусков Порядок переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учет доходов и расходов в виде суммовых разниц
16 Создание резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год
17 Формирование покупной стоимости товара
18 Метод оценки покупных товаров при их списании
19 Методы списания ценных бумаг при их реализации и ином выбытии
20 Отрицательная деловая репутация
21 Способ списания расходов на выполнение НИОКР
Таблица 3
Варианты элементов учетной политики, обеспечивающие сближение налогового и бухгалтерского учета
Элемент учетной политики Вариант, обеспечивающий единство бухгалтерского и налогового учетов Нормативный акт
Для бухгалтерского учета (БУ) Для налогового учета (НУ)
Порядок признания доходов и расходов Метод начисления НК РФ, ст. 271 и 273
Порядок признания коммерческих и управленческих расходов Для БУ — расходы в полном объеме учитываются в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг (ежемесячно списываются в полном объеме в дебет счета 90 «Продажи»). Для НУ — списываются в расходы как косвенные расходы Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, п. 9. Методические указания по учету материально-производственных запасов: утв. приказом Минфина России от 28.12.200Ш 119н, п. 228 НК РФ, ст. 318, п. 1
Признание доходов и расходов, связанных с деятельностью по предоставлению за плату во временное пользование или владение активами по договору аренды Единообразно. Для БУ — как доходы и расходы по обычным видам деятельности. Для НУ — как доходы и расходы по реализации Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, п. 5. ПБУ 10/99, п. 5 НК РФ, ст. 250, п. 4
Признание доходов и расходов, связанных с деятельностью по предоставлению за плату прав на объекты интеллектуальной собственности Единообразно. Для БУ — как доходы и расходы по обычным видам деятельности. Для НУ — как доходы и расходы по реализации ПБУ 9/99, п. 5. ПБУ 10/99, п.5 НК РФ, ст. 250, п. 5
Продолжение табл. 3
Элемент учетной политики Вариант, обеспечивающий единство бухгалтерского и налогового учетов Нормативный акт
Для бухгалтерского учета (БУ) Для налогового учета (НУ)
Метод оценки сырья и материалов при списании По средней стоимости Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, п. 16 НК РФ, ст. 254, п. 8
Способ начисления амортизации Линейный способ Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, п. 18 НК РФ, ст. 259, п. 1
Применение амортизационной премии Не применять Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), п. 7 НК РФ, ст. 258, п. 9
Применение к основной норме амортизации повышающих коэффициентов Не применять ПБУ 1/2008, п. 7 НК РФ, ст. 259.3 пп. 1, 2
Применение пониженных норм амортизации Не применять ПБУ 1/2008, п. 7 НК РФ, ст. 259, п. 4
Создание резервов под предстоящие ремонты основных средств Создавать по правилам НУ Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации , п. 72 НК РФ, ст. 260, 324
Создание резерва предстоящих расходов на оплату отпусков Создавать по правилам НУ Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 72 НК РФ, ст. 324.1
Создание резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год Создавать по правилам НУ Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 72 НК РФ, ст. 324.1
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию Создавать по правилам НУ Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 72 НК РФ, ст. 267
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Создание резерва по сомнительным долгам Создавать по правилам НУ Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 72 НК РФ, ст. 266
Формирование покупной стоимости товара По стоимости поставщика по договору (контракту) ПБУ 5/01, п. 13 НК РФ, ст. 268, п. 1, пп. 3
Метод оценки покупных товаров при их списании По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО). По средней стоимости. По стоимости единицы товара ПБУ 5/01, п. 16 НК РФ, ст. 268, п. 1, пп. 3
Методы списания ценных бумаг при их реализации и ином выбытии По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). По стоимости единицы Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, пп. 26-31 НК РФ, ст. 280, п. 9
Окончание табл. 3
Элемент учетной политики Вариант, обеспечивающий единство бухгалтерского и налогового учетов Нормативный акт
Для бухгалтерского учета (БУ) Для налогового учета (НУ)
Отрицательная деловая репутация Отражать по правилам НУ ПБУ 1/08, п. 7 НК РФ, ст. 268, п.3
Способ списания расходов на выполнение НИОКР Отражать по правилам НУ Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, п. 11
Учитывая мнение Агентства стратегических инициатив, Минфином России на 2014 г. была запланирована подготовка изменений в гл. 25 НК РФ, которые направлены на устранение положений, препятствующих использованию в целях налогообложения правил, аналогичных правилам бухгалтерского учета, и, в конечном итоге, на упрощение налогового учета. Эти изменения, прежде всего, должны коснуться:
— методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;
— возможности амортизировать в налоговом учете малоценное имущество в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;
— принятия к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
— признания убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
— изменений в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.
В рамках запланированных мероприятий по сближению учетов Государственной Думой РФ 20.04.2014 был принят Федеральный закон № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации». Данный нормативный акт вступит в силу 01.01.2015. Суть принятых данным Федеральным законом изменений заключается в следующем:
1) отменяется метод ЛИФО. Следовательно, и в бухгалтерском, и в налоговом учетах будут применять три метода списания МПЗ: по средней себестоимости, по стоимости единицы или по методу ФИФО (п. 9 ст. 1);
2) малоценное имущество в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики можно будет списывать постепенно, аналогично правилам, действующим в бухгалтерском учете (подп. «а» п.7 ст.1);
3) стоимость материалов, полученных безвозмездно, можно будет включать в расходы в той сумме, которую организация учла в доходах при получении МПЗ (подп. «б» п. 7 ст. 1);
4) убытки от продажи права требования можно будет списать единовременно на дату продажи долга (п. 13 ст. 1);
5) суммовые разницы в налоговом учете теперь будут называть курсовыми, и, как и в бухгалтерском учете, их нужно будет рассчитывать по курсу Банка России или по курсу, установленному в договоре (пп. 5, 6, 8, 10, 11, 12). Таким образом, упрощение ведения учетов
целесообразно осуществлять путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учетов, при сохранении действующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02: утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.
9. Основные направления налоговой политики РФ на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг.: одобрено Правительством РФ 30.05.2013.
10. Дорожная карта проекта «Совершенствование налогового администрирования» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р. URL: http://asi. m/mitiatives/npi/more.php?ro=2516.
Issues on accounting
ROAD MAP: SIMPLIFICATION OF REGISTRATION FOR TAXATION AND ITS CONVERGENCE WITH ACCOUNTING
Ol’ga P. BOZINA
1. RF Federal Law «On Tax Code of the Russian Federation (part one)» of July 31, 1998 № 146-FZ. (In Russ.)
2. RF Federal Law «On Tax Code of the Russian Federation (part two)» of August 05, 2000 № 117-FZ. (In Russ.)
3. RF Federal Law «On Accounting» of December 06, 2011 № 402-FZ.
6. Order of the RF Ministry of Finance
«Accounting Regulations. Revenue of an organization (RAS 9/99)» of May 06, 1999 № 32n. (In Russ.)
На начальном этапе формирования украинского бизнеса приоритетными задачами для его владельцев чаще всего были максимизация денежных средств и быстрое приобретение новых активов. Учет на предприятиях был нацелен в основном на минимизацию налогообложения.
Но по мере роста конкурентности рынка, на первый план стали выходить задачи эффективного управления, которые невозможно решить на основе прежней системы учета.
Кроме того, все большое влияние на бизнес оказывает глобализация: по мере интеграции в мировое хозяйство компаниям все чаще требуется новая система управленческого учета, интегрированная с бухучетом. Например, в одних компаниях главный бухгалтер становится финансовым контролером, отвечающим за весь учет в компании — бухгалтерский, налоговый и международный. В других главбух остается главным ведущим налоговым экспертом компании, разрабатывающим корпоративные стандарты и процедуры отчетности и курирующим отношения с соответствующими органами. Он также проводит внутренний аудит налоговой отчетности и консультирует коллег.
Управленческий учет – универсальный инструмент оценки эффективности бизнеса
Главное назначение управленческого учета — предоставление информации руководителям. Грамотная система управленческого учета позволяет дать точные ответы на вопросы: за счет чего компания получает прибыль, и на что она ее тратит, какой из выпускаемых продуктов или какое направление бизнеса приносит наибольшие доходы, какова эффективность того или иного управленческого решения. Кроме того, управленческий учет позволяет планировать деятельность, оценивать работу сотрудников и является достаточно тонким мотивационным инструментом.
Каждая компания самостоятельно разрабатывает систему управленческого учета, основываясь на собственных представлениях об информации, необходимой для принятия рациональных управленческих решений, и на многих предприятиях до сих пор еще по старинке отдельно работает отдел бухгалтерии, а всеми вопросами управленческого учета занимается или руководитель или финансовый отдел.
Такое разделение учета часто приводит к потерям данных, из-за чего львиную долю времени забирает выверка соответствия внесения первичных данных между бухгалтерским, управленческим учетом, на которых впоследствии строится управленческая отчетность, и фактическими данными. Именно для того, чтобы обеспечить достоверность данных необходимо иметь единые точки ввода первичной информации для обеих систем учета. И не только иметь, но и выполнять регламенты по осуществлению контроля соответствия учетных и фактических данных.
Преодолевая сопротивление сотрудников: внедрение интеграции обеих систем учета
Всем хотелось бы, чтобы процесс внедрения единой системы учета проходил максимально гладко. Однако опыт показывает, что внутренние реформы (и это верно для любой сферы деятельности) всегда наталкиваются на противодействие сотрудников. И в случае с интеграцией систем учета, противодействие в основном вызвано страхом потерять те данные, которые имеются на данный момент.
Ведь когда происходит процесс слияния двух учетов и построение управленческой отчетности, то они становятся взаимозависимы, что особенно пугает бухгалтеров. Преодоление данного вида сопротивления обычно решается простыми разъяснениями и наглядными примерами того, что никакие данные потеряны не будут.
Но есть и другой вид сопротивления, когда кого-то вполне устраивает существующее положение дел. Эта ситуация более сложная, так как для положительного сдвига в сторону интеграции двух систем должна быть воля собственника или ТОП-менеджмента (в зависимости от того, кто принимает окончательное решение — Лицо Принимающее Решение). Поэтому имея потребность в интеграции систем учета, ЛПР, в первую очередь, для себя и своей компании должно поставить это приоритетным вопросом, тогда сопротивление в виде чьего бы то ни было нежелания интегрирования будет преодолено. Начать сам процесс интеграции следует с определения различия в подходе оценки активов и обязательств, определении точки единого ввода информации, точки, где оценки расходятся, и проработать их максимальную автоматизацию. В противном случае внедрение либо зациклится, потеряет актуальность и безнадежно отстанет от вала фактических данных, либо результат будет далек от ожиданий.
Ключ эффективного процесса внедрения интеграции управленческого и бухгалтерского учетов
На этапе подготовки к интеграции, когда сравниваются базы, приводится к единой форме ввод данных, отрабатываются обмены — особых сложностей, как правило, не возникает. Однако сложностей стоит ожидать на этапе отладки процессов.
К примеру, на предприятии всем сотрудникам известен день Х, когда первичная информация начинает вводиться по-новому (обычно операторов приходится переориентировать на ввод более обширной информации, чем было необходимо для нужд только одного какого-то учета). В 90% случаев при внедрении новых систем оказывается, что часть персонала или не до конца воспринимает суть происходящего или попросту саботирует этот процесс.
Для минимизации последствий такого рода сбоев эксперты рекомендуют еще на этапе подготовки сформировать команду специалистов либо из сотрудников компании, либо привлекая внешних консультантов, которые бы контролировали на начальном этапе ввод информации и могли вовремя отладить процессы. Как показывает практика, наличие такой команды специалистов, не задействованной в операционной работе, сводит к нулю будущие расходы на восстановление первичных данных.
Для чего нужна интеграция бухгалтерского и управленческого учетов?
Взаимосвязь двух систем учета позволит повысить эффективность сразу нескольких направлений жизнедеятельности компании:
— оптимизация количества персонала — чем меньшее количество людей задействовано, тем меньше вероятность «человеческого фактора”, тем достовернее данные;
— качество первичной информации — так как учеты интегрированы, то изменения первичной информации одного, повлечет автоматическое изменение и во втором, что исключит расхождения первичных данных;
— достоверность и контроль всех данных;
— оперативность получения данных;
— возможность развития — аналитические отчеты, дашборды и прочее.
Нелегкий выбор для руководителя – интеграция своими силами или привлечение сторонних специалистов?
Интеграция двух систем учета – довольно сложный и тонкий процесс, поэтому перед тем, как начать ее внедрение собственными силами, руководитель компании должен быть уверен, что имеет в штате специалистов необходимого уровня. Также эти кадры не должны быть слишком вовлечены в операционную деятельность, так как последняя отнимает колоссальную долю внимания и времени, что негативно сказывается на продвижении интеграционных процессов в учетах.
Если же процесс зайдет в тупик, то лучше пригласить сторонних специалистов, которые смогут правильно сориентировать, указать на «слабые» места (в каждом бизнесе они свои) и, тем самым, ускорят процесс интеграции.
Существуют такие предприятия, на которых процесс интеграции разбит на участки ведения учета и довольно растянут во времени, а есть компании, у которых интеграция проходит за три-шесть месяцев. Причем, как в первом, так и во втором случаях могут привлекаться внешние консультанты, если у предприятия не хватает внутренних ресурсов.
Привлечение сторонних специалистов имеет ряд положительных факторов, среди которых:
— опыт реализованных интеграций позволит избежать «детских болезней» при интеграции, а значит, сэкономит время и деньги;
— привлеченные специалисты не задействованы в операционной деятельности предприятия, а значит, реализация проекта интеграции не скажется на ней;
— отсутствие у привлеченных специалистов сформированных связей внутри коллектива, а, значит, объективная оценка профессионального уровня компетенций и загрузки сотрудников, которые будут работать с системой учета;
— привлеченные специалисты решают задачу собственника по созданию системы учета понятной для него, а не наоборот.
Эффективную помощь в процессе интеграции бухгалтерского и управленческого процесса оказывает компания «Бизнес-клиника». Команда опытных экспертов «Бизнес-клиники» поможет с поиском точек соприкосновения двух учетов, оптимизацией настроек ввода информации, настройкой управленческой отчетности и сделает весь процесс отладки максимально эффективным и «безболезненным». В результате интегрированная система имеет понятную и легко контролируемую структуру.
Интеграция двух учетов – качественное изменение управления предприятием, которое потребует выйти из «зоны комфорта». В зависимости от масштаба бизнеса и уровня существующего учета, собственнику нужно быть готовым к пересмотру квалификаций сотрудников и расстановке приоритетов. Но не было ни одного случая, чтобы собственник, который прошел этот путь до конца, сказал – «Давайте вернемся к Excel!»
Бизнес-клиника
050 271 36 51
097 972 21 88
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |