Досмотр транспортного средства КоАП

Специализированные организации (автодилеры, производители автомобилей), участвующие в государственной регистрации транспортных средств должны отвечать следующим требованиям:

1) наличие в собственности или на ином законном основании здания, строения, сооружения либо помещения для совершения действий, связанных с участием в государственной регистрации транспортных средств;

2) наличие в штате квалифицированных сотрудников для проведения осмотра транспортных средств и совершения действий, связанных с участием в государственной регистрации транспортных средств.

Квалифицированный сотрудник в соответствии с Приказом МВД от 20.06.2019 N 403 «Об утверждении квалификационных требований к уполномоченным на проведение осмотра транспортных средств лицам специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств» должен иметь:

— диплом о высшем или среднем профессиональном образовании по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, не входящим в укрупненные группы, объединенные в область образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», и диплома о профессиональной переподготовке, дающего специалисту право на проведение осмотра транспортных средств, либо

— диплом о высшем или среднем профессиональном образовании по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненные группы, объединенные в область образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», и удостоверения о повышении квалификации, дающего специалисту право на проведение осмотра транспортных средств.

Обучение по направлению «Специалист, уполномоченный на проведение осмотра транспортных средств при государственной регистрации» в НОЧУ «НТЦ СКБ» вы можете пройти без отрыва от работы. Форма обучения дистанционная и очень удобная. Мы всегда готовы вам помочь и ответить на все ваши вопросы.

Преимущества дистанционного обучения

Если вы решили стать специалистом, уполномоченным на проведение осмотра транспортных средств, самым удобным и быстрым вариантом получить образование по этой специальности — это дистанционные курсы.

Дистанционное (удаленное) обучение имеет больше плюсов:

  • возможность получить диплом или удостоверение не выходя из дома
  • обучение можно совмещать с работой
  • курсы доступны для всех городов России и СНГ
  • содержание курса максимально полно охватывает требования к новой квалификации
  • стоимость обучения доступна каждому

В конце обучения проводится проверка знаний требований рабочей программе «Специалист, уполномоченный на проведение осмотра транспортных средств при государственной регистрации». Слушателям выдаются документ установленного образца.

Как проводится досмотр автомобиля?

Досмотр автомобиля — это его обследование, проводимое без нарушения конструктивной целостности автомобиля для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Основанием для досмотра транспортного средства (далее — ТС) в соответствии с частью ч. 1 ст. 27.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ); п. 202 административного Регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 23.08.2017 № 664 (далее — Регламент), являются:

проверка данных о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в ТС;

проверка данных о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;

♦ задержание лица, передвигающегося на ТС.

При проведении осмотра фактически происходит визуальный обзор транспортного средства (в основном для сверки маркировочных обозначений) и груза с согласия водителя, а досмотр предполагает проверку содержимого автомобиля. Основания для проведения осмотра и досмотра существенно отличаются друг от друга. Кроме того, досмотр транспортного средства, в отличие от осмотра, является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, чем и обусловлены более веские для его проведения основания (ст. 27.1 КоАП РФ).

Досмотр проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (п. 203 Регламента; ч. 2 ст. 27.9 КоАП РФ).

Также досмотр должен быть проведен в присутствии владельца автомобиля. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть проведен в его отсутствие (п. 204 Регламента; ч. 3 ст. 27.9 КоАП РФ).

Помните, что в общем случае при остановке автомобиля инспектором ДПС вы имеете право не выходить из автомобиля, но если инспектор предложит вам покинуть автомобиль для проведения досмотра, следует согласиться (п. п. 93.1, 207 Регламента).

Досмотр автомобиля является процессуальным действием, поэтому инспектор должен оформить протокол о досмотре либо сделать соответствующую запись в протоколе об административном задержании. В протоколе о досмотре ТС указываются: дата и место его составления, сведения об инспекторе, его составившем; автомобиль, который был досмотрен, Ф.И.О. владельца, результаты досмотра, данные понятых и их подписи. В случае применения, видеозаписи делается соответствующая запись и материалы видеозаписи прилагаются к протоколу (ч. 2, 6 ст. 25.7, ч. 5 — 8 ст. 27.9 КоАП РФ; п. 211 Регламента).

Досмотр автомобиля без протокола и без понятых либо без применения видеозаписи для фиксации процессуальных действий квалифицируется как самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ).

СТ 27.9 КоАП РФ

1. Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

3. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.

4. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

5. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

6. В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства.

7. В протоколе о досмотре транспортного средства делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.

Комментарий к Ст. 27.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Досмотром транспортного средства любого вида является его обследование, проводимое без нарушения конструктивной целостности. Досмотр осуществляется в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения.

Основаниями для досмотра транспортного средства являются:

— проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ (п. 16 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

— проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона о полиции);

— задержание лица, находившегося в транспортном средстве (ч. 6 ст. 14 Закона о полиции РФ).

2. Досмотр транспортного средства осуществляется:

— лицами, указанными в ст. ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ;

— в присутствии лица, во владении которого оно находится (в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица);

— при участии двух понятых либо с применением видеозаписи (факт совершения процессуальных действий может как удостоверяться подписями понятых в соответствующем протоколе, так и фиксироваться при помощи средств видеозаписи. Выбор между привлечением к участию в производстве по делу понятых или применением видеозаписи осуществляет должностное лицо, уполномоченное составлять соответствующий протокол, с учетом конкретных обстоятельств).

3. Фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств также могут применяться в случае необходимости.

4. О досмотре транспортного средства составляется протокол, но может быть и сделана соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Требования к содержанию протокола о досмотре транспортного средства регламентированы в ч. ч. 6 — 8 комментируемой статьи. Материалы, полученные с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, должны быть приложены к соответствующему протоколу (об административном задержании, о досмотре транспортного средства).

В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.

Статья 27.9. Досмотр транспортного средства

1. Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется с целью обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

1. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. B случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.

2. B случае необходимости применяются фото– и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

5. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

6. В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства.

7. В протоколе о досмотре транспортного средства делается запись о применении фото– и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фото– и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или)лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, понятыми в случае их участия. B случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.

Положения о порядке досмотра TC содержатся и в Административном регламенте. Основаниями для досмотра TC, согласно Административному регламенту, являются:

• проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;

• проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве;

• осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве.

Иных оснований быть не должно. Перед досмотром сотрудник ГИБДД должен предложить вам добровольно выдать имеющиеся в TC предметы, оружие, боеприпасы, наркотики и в случае отказа произвести досмотр, пригласив двух понятых и разъяснив им их права и обязанности по участию в досмотре. При отсутствии понятых сотрудники ГИБДД имеют право использовать при досмотре устройства с видеофиксацией. Досмотр TC должен проводиться в присутствии владельца TC. Сотрудники ГИБДД ни при каких обстоятельствах не могут выступать в качестве понятых. И только в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр TC может быть осуществлен в отсутствие владельца. Если вы не владелец TC, требуйте присутствия владельца для соблюдения всех норм закона.

O том, проводятся ли какие-либо специальные мероприятия, участвует ли в проведении таких мероприятий сотрудник ГИБДД, остановивший вас, и является ли он вообще сотрудником, а не мошенником, вы можете узнать в дежурной части, позвонив туда по телефону, который лучше всегда иметь под рукой.

Кроме сотрудников Госавтоинспекции и дорожного надзора, досмотр TC могут осуществлять сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие и другие представители внутренних войск МВД РФ, представители охраны (ведомственной или вневедомственной), работающие в ОВД, представители органов по надзору и контролю за выполнением требований законодательства по охране окружающей среды, представители военной автомобильной инспекции, военнослужащие – пограничники или другие представители ОВД, на которых возложена обязанность охраны Государственной границы РФ, сотрудники дорожно-строительных и инженерно-технических воинских частей.

O досмотре TC составляется протокол, его копия в обязательном порядке вручается лицу – владельцу автомобиля. Данные, которые в обязательном порядке заносятся в протокол, указаны в п. 163 Административного регламента и в ч. 6.7 ст. 27.9 КоАП РФ.

Если намереваются произвести досмотр груза, который находится в вашем автомобиле (здесь речь идет именно о грузе, находящемся в грузовом автомобиле, а не о багаже пассажиров легкового TC), то нужно помнить о следующих правилах. B случае когда вы везете опломбированный груз либо груз, находящийся под таможенным контролем, сотрудник обязан позвонить в дежурную часть и действовать по полученным там указаниям. Лишь в случае крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ) опломбированный груз может быть досмотрен сотрудником с привлечением двух понятых либо с применением видеозаписи без звонка в дежурную часть. Ho груз, находящийся под таможенным контролем, так досматривать нельзя.

Bo время досмотра как сотрудники ГИБДД, так и вы можете вести видео-, фотосъемку и аудиозапись происходящего. Это поможет в случае необходимости доказать тот факт, что на вас оказывалось давление со стороны сотрудников ГИБДД.

Досмотр TC должен проводиться только после того, как вы и пассажиры выйдете из машины. Если в ходе досмотра обнаружены признаки преступления, сотрудник обязан об этом доложить в дежурную часть для решения вопроса о направлении следственно-оперативной группы, доставлении лиц, перемещении TC в расположение органа внутренних дел. Также обязательно должен быть составлен рапорт по факту обнаружения признаков преступления.

Частое требование сотрудников ГИБДД открыть багажник – это уже попытка провести досмотр автомобиля, а не осмотр. Осмотр – это визуальное обследование автомобиля. При осмотре сотрудник ГИБДД может через стекло заглянуть в салон, сверить маркировочные обозначения TC с записями в документах на него, осмотреть внешний вид автомобиля и не более.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2017 N 308-АД17-6392 по делу N А32-16340/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке постановления по делу о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, дело направлено на новое рассмотрение правомерно, так как не были исследованы юридически значимые обстоятельства по делу.

Определив значимые для разрешения дела обстоятельства в соответствии со статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 2.1, 4.4, 27.8, 28.2 КоАП РФ, статьями 1229, 1477, 1484, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что имеются основания для привлечения ИП Титовой А.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ.

Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 310-АД17-5954 по делу N А83-1558/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения.

В кассационной жалобе общество указывает на недопустимость принятия судами в качестве доказательства протокола осмотра магазина от 23.09.2015, так как он, по мнению общества, составлен с нарушениями требований статьи 27.8 КоАП РФ.

Определение Верховного Суда РФ от 15.05.2017 N 306-АД17-4412 по делу N А12-54544/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о доказанности наличия в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения.

Довод товарищества о несоответствии акта осмотра территории требованиям статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отклонению, поскольку из судебных актов не следует, что по делу об административном правонарушении производился осмотр как мера обеспечения.

Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2017 N 306-АД16-20598 по делу N А55-10089/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.

Поскольку согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие признаков правонарушения, ссылка заявителя на нарушение административным органом положений части 1 статьи 27.8 указанного Кодекса подлежит отклонению, поскольку не представлено доказательств, что осмотр производился как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Постановление Верховного Суда РФ от 20.09.2016 N 304-АД16-8775 по делу N А75-13199/2015 Требование: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, наказание назначено в пределах санкции статьи.

Доводы жалобы о проведении в отношении общества проверки с нарушением требований статьи 27.8 КоАП РФ несостоятельны с учетом наличия в материалах дела, как усматривается из судебных актов, составленного по итогам проверки акта от 14.09.2015 N 137, а по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы — заключения от 10.09.2015 ОИ N 23. Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие признаков правонарушения.

Постановление Верховного Суда РФ от 29.08.2016 N 308-АД16-1426 по делу N А63-6566/2015 Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ за нарушение требований законодательства о техническом регулировании при реализации нефтепродуктов. Решение: Требование удовлетворено, так как установлено, что обществом нарушены требования законодательства о техническом регулировании при реализации нефтепродуктов.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в частности, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, к обществу не применялись, в связи с чем проведения осмотра и составления протокола в порядке статьи 27.8 Кодекса не требовалось.

Постановление Верховного Суда РФ от 09.08.2016 N 306-АД16-9290 по делу N А65-18068/2015 Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию. Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела, порядок и срок давности привлечения к ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции статьи.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в частности, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, к обществу не применялись, в связи с чем проведения осмотра и составления протокола в порядке статьи 27.8 Кодекса не требовалось.

Постановление Верховного Суда РФ от 29.07.2016 N 308-АД16-9503 по делу N А32-44388/2015 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как доказано наличие в действиях общества признаков состава административного правонарушения, процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией статьи КоАП РФ.

Доводы жалобы о проведении в отношении заявителя проверки без учета обязательных требований законодательства, в том числе положений статьи 27.8 КоАП РФ, получили должную правовую оценку в оспоренных судебных актах.

Постановление Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 308-АД16-8278 по делу N А32-214/2014 Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела, порядок и срок давности привлечения к ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции статьи.

Судами проверена процедура привлечения предпринимателя к административной ответственности, нарушений положений КоАП РФ, в том числе статьи 27.8 Кодекса, не установлено.

Доводы жалобы о наличии противоречий в документах, составленных административным органом в отношении иностранного гражданина, не свидетельствуют о том, что в отношении заявителя доказательства по делу об административном правонарушении получены с нарушением требований закона.

Постановление Верховного Суда РФ от 08.06.2016 N 303-АД16-5898 по делу N А51-21529/2015 Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Решение: Требование удовлетворено, так как установлено, что общество, осуществляя перевозки пассажиров по маршруту, не выполнило требования, установленные действующим лицензионным законодательством и законодательством о перевозках пассажиров, доказаны осуществление обществом деятельности по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и вина общества в совершении вмененного правонарушения.

Существенных процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе проведения в отношении общества проверки и производства по делу об административном правонарушении, с учетом положений статей 27.8, 28.1 КоАП РФ не установлено, общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности, назначенный штраф с учетом характера совершенного правонарушения и установленного судом отягчающего ответственность обстоятельства (повторности), соответствует санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Оставьте комментарий