Содержание
- Какие два компонента появились?
- Для домов, где отсутствует общедомовой прибор учета Правительство УР своим распоряжением от 27.01.2014 г. № 38-р утвердило временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды.
- Для Ижевска – 0,051965 Гкал/м3
- Для Сарапула – 0,053079 Гкал/м3
- Как рассчитать? (пример расчета приведен для ижевчан, сарапульчанам поменять цифры)
- Повысится ли в итоге плата за горячее водоснабжение?
- Регулирование тарифов в 2021 году
- Регулирование тарифов в 2020 году
- Отчетность, представляемая в Комитет
- Памятка ресурсоснабжающим организациям и органам местного самоуправления о порядке утверждения тарифов на подвоз питьевой воды.
- Исходные экономические параметры для установления тарифов
- Законодательство:
- Обязанность по раскрытию информации
6.3. RAB-регулирование при расчете тарифа на электрическую энергию
С 90-х годов прошлого столетия электроэнергетическая отрасль России работает в условиях государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. Основное влияние на ценообразование в отрасли оказывают динамика цен на топливо, инфляция и объемы инвестиций из собственных источников энергокомпаний.
Тарифы на электроэнергию определяет государство через Федеральную службу по тарифам (ФСТ). Порядок принятия решений по установлению цен определяется Правительством РФ. Задачей ФСТ является установление минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию на три года вперед и предельных тарифов на год для всех регионов России. Региональные энергетические комиссии (РЭК) определяют тарифы в регионе для конечных групп потребителей, а также обеспечивают защиту экономических интересов потребителей и производителей электрической и тепловой энергии.
Традиционная тарифная политика возникла в условиях бюджетного дефицита 1990-х годов, когда задачей государства было перераспределение тарифной нагрузки с населения и бюджета на устойчивую часть коммерческого сектора. Такая тарифная политика не соответствует современным задачам развития энергетики. Действующие тарифы невыгодны электросетевым компаниям, так как не обеспечивают им адекватной инвестированному капиталу прибыли.
В последнее десятилетие в России при формировании тарифов в электроэнергетике применяется метод экономически обоснованных затрат — так называемый метод «Затраты плюс». Принцип «Затраты плюс» заключается в том, что электросетевые компании подают предложения в региональные тарифные органы, в которых заявляют расходы на ремонты, материалы, фонд оплаты труда, налоги (всего порядка 30–40 статей) с корректировкой на прогнозируемую инфляцию. Затем ФСТ устанавливается тариф.
Метод «Затраты плюс» имеет ряд недостатков, главным из которых является краткосрочное регулирование. Как известно, на подготовку проектно-сметной документации, отведение земли и непосредственно строительные работы электросетевого объекта требуется 3–4 года. При этом известен тариф только первого года инвестиционного цикла. Это вызывает проблемы с банками, которым требуются гарантии в отношении тарифов на весь период инвестиционного цикла. В связи с недостаточной информацией и отсутствием гарантий банки не могут предоставлять кредитные ресурсы на длительный срок; в основном практикуется краткосрочное кредитование, что экономически невыгодно.
Такое положение противоречить принципу реформирования электроэнергетики, который предполагает переход на тарифообразование, позволяющее компаниям получать экономически обоснованную прибыль и привлекать инвестиции для своего развития.
В целях реализации принципа реформирования энергетики приказом ФСТ от 26 июня 2008 г. N 231-э утверждены «Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала».
Метод доходности инвестированного капитала, основанный на возврате сделанных вложений, позволяет запустить процесс инвестирования в распределительный сетевой комплекс без кратного роста тарифов для потребителей.
Система регулирования тарифов на основе возврата вложенных средств (RAB — regulatory asset base) относительно новая: ей нет еще и двадцати лет. Однако она уже зарекомендовала себя как наиболее эффективный способ привлечения инвестиций в развитие электросетевого хозяйства.
История RAB началась в Великобритании в начале 1990-х годов. Система была разработана в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии и оказалась весьма эффективной
В середине 1990-х годов на RAB перешли многие страны Западной Европы, Канада, США, Австралия. Европейский союз в 2002 г. обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование для установления тарифов для монополий. В России RAB в настоящее время находится на этапе практического внедрения.
Регулирование методом RAB может применяться в отношении следующих видов тарифов на услуги:
по передаче электрической энергии по ЕНЭС;
по передаче электрической энергии по распределительным сетям;
по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
по передаче тепловой энергии,
а также тарифов:
на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам;
других тарифов, устанавливаемых с применением метода доходности инвестированного капитала в соответствии с законодательством РФ.
В табл. 6.3 приводится сравнение методов регулирования тарифов «Затраты плюс» и RAB.
Таблица 6.3
Общим для обоих методов является то, что источником финансирования инвестиционных программ является тариф.
Принципиальное отличие рассмотренных подходов заключается в том, что по затратной схеме «Затраты плюс» компания, получив прибыль по двум статьям на инвестированный капитал и затраты на амортизацию, именно ее инвестирует в течение года в свое развитие.
При использовании RAB источником финансирования инвестиционных программ так же является тариф. Но для формирования инвестиций можно использовать весь доход на инвестированный капитал и ту часть возврата инвестиционного капитала, которая покрывает амортизацию. При этом деньги, полученные в виде тарифа, не направляются напрямую на инвестиции, а идут на обслуживание заемных средств. Таким образом, кредитные деньги позволяют осуществить мероприятия по обновлению оборудования, что, в свою очередь, снижает издержки и увеличивает доход компании.
Таким образом, метод регулирования тарифа по схеме RAB обладает преимуществом в части снижения издержек и возможности привлечения крупных инвестиций при умеренном росте тарифа. Дополнительными преимуществами метода являются:
возможность долгосрочного планирования развития сетевых компаний;
предсказуемый тариф и повышение качества услуг сетевых компаний.
В условиях экономической нестабильности в России реализация указанных преимуществ сопряжена с серьезными трудностями.
Переход на метод RAB всех сетевых компаний планируется до 2011 г. С 2009 г. на RAB перешли девять электросетевых компаний. Эксперты отмечают, что электросетевые компании, которые уже перешли на RAB, в условиях кризиса столкнулись с трудностями по привлечению кредитов. RAB подразумевает инвестирование за счет кредитных средств, а процентные ставки в условиях кризиса существенно выросли.
В энергосистемах, перешедших на RAB, объемы инвестиций действительно выросли, но и тариф существенно увеличился, значительно опередив уровень инфляции.
Экспертная оценка на перспективу 20 лет показала, что суммарный рост тарифа за расчетный период по методу RAB будет выше, чем по методу «Затраты плюс», но будет иметь более плавные годовые темпы роста — за счет того, что инвестиционная составляющая прибыли будет включаться в тариф после ввода объекта в эксплуатацию. При этом инвестиционная составляющая прибыли, включенная в тариф, будет распределена на весь период эксплуатации, в то время как по методу «Затраты плюс» инвестиции на развитие объекта включаются в тариф до его ввода.
Основой для расчета тарифа по методике RAB является инвестированный капитал, который состоит из двух частей:
первоначальная база капитала — стоимости активов сетевой компании на момент введения RAB;
новый капитал — стоимость инвестиционной программы осуществляемой собственником.
Необходимая валовая выручка складывается из трех частей:
возврат инвестированного капитала (амортизация нового и первоначального капитала за 35 лет), что позволит инвесторам в срок до 35 лет вернуть весь инвестированный капитал;
начисление дохода на инвестированный капитал, средства, на выплату которого закладываются в необходимую валовую выручку.
текущие расходы на содержание сетей, компенсацию технологических потерь и другие затраты.
В первые годы после введения RAB-регулирования на первоначальный капитал начисляется совсем небольшой доход, фактически только покрывающий амортизацию оборудования сетевой компании. Например, в МРСК для «старого» капитала установлена следующая норма доходности: в 2010 г. — 6 %; в 2011 г. — 9 %; в 2012 г. — 12 %; для «нового» капитала (привлеченных инвестиций) норма доходности на период 2010–2012 гг. установлена в размере 12 %.
В последующие периоды нормы доходности для нового и старого капитала станут одинаковыми. Приняв за основу необходимую валовую выручку, можно рассчитать тариф на электрическую энергию.
На рис. 6.1 приведена схема установления тарифа на электроэнергию по методике RAB.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Какие два компонента появились?
Первый компонент – объем холодной воды (м3)
Второй компонент – тепловая энергия, затраченная на приготовление горячей воды из холодной (Гкал)
Какие установленные нормативные актами показатели необходимо знать?
Стоимость компонента на холодную воду и на тепловую энергию для населения установлена Постановлением Региональной энергетической комиссией УР от 17 декабря 2013 г. № 21/8.
В Ижевске: компонент на холодную воду = 11,62 м3
компонент на тепловую энергию = 1368,80 Гкал
В Сарапуле: компонент на холодную воду = 25,69 м3
компонент на тепловую энергию = 1696,96 Гкал
Для домов, где отсутствует общедомовой прибор учета Правительство УР своим распоряжением от 27.01.2014 г. № 38-р утвердило временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды.
Для Ижевска – 0,051965 Гкал/м3
Для Сарапула – 0,053079 Гкал/м3
Как рассчитать? (пример расчета приведен для ижевчан, сарапульчанам поменять цифры)
В домах С ПРИБОРАМИ УЧЕТА:
стоимость компонента на тепловую энергию
Общая формула: Стоимость ГВС= +
стоимость компонента на холодную воду,
Где:
Стоимость компонента на тепловую энергию
=
показания прибора учета по потреблению тепловой энергии
___________________________________________________ х 1368 руб./Гкал
показания прибора учета по потреблению ГВС
Стоимость компонента на холодную воду = объем потребленной холодной воды х 11,62 руб./м3.
В домах БЕЗ ПРИБОРОВ УЧЕТА:
стоимость компонента на тепловую энергию
Общая формула: Стоимость ГВС= +
стоимость компонента на холодную воду,
Где:
Стоимость компонента на тепловую энергию
=
объем потребленной холодной воды
х
0,051965 Гкал/м3 (удельный расход теплоэнергии на подогрев воды)
х
1 368,80 руб./Гкал.
Стоимость компонента на холодную воду = объем потребленной холодной воды х 11,62 руб./м3.
Повысится ли в итоге плата за горячее водоснабжение?
У жителей домов, не оборудованных приборами учета, плата за горячую воду не должна измениться.
Что касается домов, снабженных приборами учета, то в этом случае однозначного ответа нет. У одних она уменьшится, у других – останется на прежнем уровне, у третьих – повысится. Все зависит от объемов потребления воды жителями конкретного дома, от теплопотерь. К примеру, у многих в ванной установлены полотенцесушители, которые отдают тепло круглосуточно, а у кого-то и теплые полы работают не за счет электроэнергии, а за счет горячей воды. За все это придется платить дополнительно.
Регулирование тарифов в 2021 году
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 28.02.2020 № 31-08-11/493 «О ежегодной корректировке и об установлении тарифов»
Регулирование тарифов в 2020 году
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 21.02.2019 № 31-08-11/350 «О ежегодной корректировке и об установлении тарифов»
Контакты экспертов комитета тарифного регулирования Волгоградской области в сфере ВС, ВО по муниципальным образованиям Волгоградской области
Общие сведения о регулировании тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения (презентация)
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов, которое состоит из заявления регулируемой организации об установлении (корректировке) тарифов и необходимых обосновывающих материалов.
Отчетность, представляемая в Комитет
Ежегодно, до 01 апреля, представляется отчет о выполнении производственных программ за предыдущий год согласно формам:
Письмо Комитета от 23.01.2020 № 31-12-08/163 о предоставлении отчета об исполнении производственных программ за 2019 год
Форма отчетности горячее водоснабжение
Форма отчетности питьевое водоснабжение
Форма отчетности техническое водоснабжение
Форма отчетности водоотведение
Отчет о выполнении инвестиционных программ согласно пункту 57 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», представляется организациями:
-
за квартал – не позднее 45 дней после квартала;
-
за год – не позднее 45 дней после сдачи годовой бухгалтерской отчетности.
По запросу Комитета в электронном виде по средству ЕИАС представляются электронные формы отчетности, утвержденные приказом Комитета от 18.04.2018 № 12/2 «Об утверждении электронных форм отчетности, сроков и порядка их представления организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории Волгоградской области»
Памятка ресурсоснабжающим организациям и органам местного самоуправления о порядке утверждения тарифов на подвоз питьевой воды.
-
Образец заявления об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения
-
Формы производственнных программ
-
Расчет тарифов на водоотведение (метод индексации)
-
Расчет тарифов на водоотведение (метод экономического обоснования)
-
Расчет тарифов на холодное водоснабжение (метод индексации)
-
Расчет тарифов на холодное водоснабжение (метод экономического обоснования)
-
Расшифровка расходов по Методическим указаниям, утвержденным приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э
-
Данные для расчета численности персонала ВКХ
Расчет технических показателей для установления тарифов:
Расчет объемов отпуска населению Расчет объемов по водоснабжению Расчет объемов по водоотведению
Исходные экономические параметры для установления тарифов
-
ИПЦ и изменение цен до 2024 года в соответствии с Прогнозом социально экономического развития РФ на период до 2024 года
-
Отраслевое тарифное соглашение
Для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года.
Согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Такие программы должны отвечать требованиям, установленным приказами Комитета от 31.03.2016 № 12/3, № 12/4, № 12/5.
В целях создания и развития коммунальной инфраструктуры организация может разработать и утвердить инвестиционную программу. С порядком согласования и утверждения можно ознакомиться .
Законодательство:
-
Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
-
Федеральный закон от 18.07.201 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»
-
Постановление Правительства Российской Федераци от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»
-
Приказ Минстрой и ЖКХ РФ от 04.04.2014 № 162/пр «Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей»
-
Приказ ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э «Об утверждении регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»
-
Приказ ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»
Обязанность по раскрытию информации
Согласно постановлению Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 организации в сфере водоснабжения и водоотведения обязаны раскрывать информацию о своей деятельности на сайте Комитета по форме шаблонов ЕИАС. Для этого необходимо в системе ЕИАС скачивать и направлять заполненные шаблоны в следующие сроки:
единоразово (либо в течение 10 дней со дня изменений) – информацию об организации (JKH.OPEN.INFO.ORG);
в течение 10 дней со дня подачи заявления на установление тарифов (JKH.OPEN.INFO.REQUEST);
в течение 30 календарных дней со дня принятия приказа об установлении тарифов (JKH.OPEN.INFO.PRICE);
в течение 30 календарных дней со дня сдачи бухгалтерского баланса в ФНС, но не позднее 30 апреля (для организаций, не осуществляющих сдачу годового бухгалтерского баланса в налоговые органы (JKH.OPEN.INFO.BALANCE);
в течение 30 календарных дней после окончания квартала (за исключением операторов ТКО) (JKH.OPEN.INFO.QUARTER).
В случае если в раскрываемой информации произошли изменения, сведения об этих изменениях подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в течение 10 календарных дней со дня изменения информации.
Полная информация о стандартах раскрытия информации и порядке их исполнения размещена на сайте Комитета в разделе «Иная информация» — подраздел «Раскрытие информации»(или баннер «Раскрытие информации»).