Ед 4 2 9544

Юристы по налоговому праву советуют выстраивать квалифицированную судебную защиту

Фото: nalog.ru

Очередная реформа Федеральной налоговой службы по преобразованию инспекций вывела из-под регионального контроля крупные татарстанские предприятия с ежегодной выручкой свыше 35 млрд рублей каждая. Как стало известно «Реальному времени», 33—35 крупнейших налогоплательщиков РТ переведены с 1 февраля на налоговое администрирование в межрегиональную налоговую инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам №4 Санкт-Петербурга. Правда, налоговое резидентство они не поменяли, но «ежовые рукавицы» питерских налоговиков почувствовали — доначисления по налогу на прибыль за I квартал составили почти 3 млрд рублей. Юристы по налоговому праву считают, что татарстанским предприятиям придется усиливать судебную защиту, так как профессиональный уровень федеральных налоговиков заметно выше, чем у региональных коллег.

Февральская реформа «переписала» татарстанских налогоплательщиков в Питер

Информацию о переходе татарстанских предприятий под контроль укрупненной межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №4 Санкт-Петербурга подтвердил глава УФНС по РТ Марат Сафиуллин. По его словам, смена налогового органа для татарстанских компаний произошла в результате очередной масштабной реорганизации межрегиональных инспекций крупнейших налогоплательщиков РФ, в результате которой контрольно-надзорные полномочия межрегиональной инспекции №4 УФНС по РТ перешли к объединенной инспекции Санкт-Петербурга.

«1 февраля произошла реорганизация межрегиональных инспекций. 33—35 налогоплательщиков РТ сменили орган администрирования», — лаконично прокомментировал Сафиуллин. По его словам, оптимизация «межрегионалок» была проведена по отраслевому принципу (то есть по отраслевой принадлежности предприятия, — прим. ред.) и в зависимости от объема выручки.

«Если говорить навскидку, то из 20 «межрегионалок» в системе УФНС России осталось восемь», — уточнила одна из заместителей Сафиуллина. По ее словам, укрупненная инспекция Санкт-Петербурга и приняла новых татарстанских налогоплательщиков федерального уровня, хотя здесь уже почти 10 лет находится на контроле ОАО «КАМАЗ», и «никаких вопросов не возникало». Обмен данными инспекции с татарстанскими налогоплательщиками происходит посредством электронных средств связи, поэтому это не прибавит неудобств для предприятий.

«1 февраля произошла реорганизация межрегиональных инспекций. 33—35 налогоплательщиков РТ сменили орган администрирования», — лаконично прокомментировал Сафиуллин. Фото Рината Назметдинова

Казань вернет «межрегионалку»?

Интересно, что межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам №4 УФНС по РТ не была ликвидирована и сохранена в полном составе. Но как разделены полномочия с вышестоящей инспекцией Санкт-Петербурга, пока неясно. Как утверждают в руководстве УФНС по РТ, камеральные и выездные проверки перешли в ведение питерских налоговиков.

Добавим, что известие о переходе татарстанских предприятий на администрирование в межрегиональную инспекцию №4 Санкт-Петербурга слегка шокировало и депутатов бюджетной комиссии Госсовета РТ. По словам главы комитета Леонида Якунина, это произошло неожиданно. Но в будущем ожидается создание межрегиональной инспекции №20 с офисом в Казани, которая, возможно, позволит вернуть администрирование татарстанских предприятий. Пока же налоговики стянут все свои силы на проведение проверок и контрольных мероприятий, чтобы повысить собираемость платежей с предприятий.

На недавнем отчетном совещании глава УФНС по РТ Марат Сафиуллин прямо сказал, что в связи с запуском национальных проектов, которые потребовали дополнительных расходов, перед налоговыми органами поставлена задача достижения максимальных сборов. Он сообщил, что по итогам первого квартала доначисления по налогу на прибыль составили почти 3 млрд рублей.

Известие о переходе татарстанских предприятий на администрирование в межрегиональную инспекцию №4 Санкт-Петербурга слегка шокировало и депутатов бюджетной комиссии Госсовета РТ. По словам главы комитета Леонида Якунина, это произошло неожиданно. Фото gossov.tatarstan.ru

По приказу ФНС

Каким приказом руководство ФНС провело преобразования в ключевой структуре службы, глава территориального управления назвать не смог. Вероятнее всего, Приказом ФНС России от 21 мая 2018 г. № ЕД-4-2/9544@ производится переподчинение межрайонных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам от региональных управлений в федеральное подчинение.

Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам будут выполнять функции контролирующих вышестоящих налоговых органов, в том числе рассматривать жалобы налогоплательщиков на решения нижестоящих налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, говорится в документе. Согласно данному приказу, происходит укрупнение и создание новых межрегиональных инспекций.

Администрирование организаций, осуществляющих деятельность в нефтяной сфере, которое сейчас ведет МИФНС России №1, переходит в ведомство МИФНС России №2. Сейчас это ведомство контролирует ОАО «Татнефть». При этом МИФНС России №1 начнет администрировать новое направление — организации, доля участия иностранных лиц (иностранного лица) в которых прямо или косвенно превышает 50% и (или) в которых контролирующим лицом не является резидент РФ.

Организации, осуществляющие деятельность в сфере производства, передачи и распределения электрической энергии и тепловой энергии, перейдут из МИФНС России №4 в ведение МИФНС России №6.

МИФНС России №7, помимо администрирования организаций по существующим направлениям, будет осуществлять его по таким направлениям, как научные исследования и разработки.

Этим приказом вносятся изменения в «Критерии отнесения организаций к категории крупнейших налогоплательщиков». Так, увеличивается порог по суммарному объему полученных компанией доходов с 20 млрд руб. до 35 млрд рублей. При этом неважно, каков размер активов организации, и налоговики вправе сами определять, какая компания подпадает под критерии крупнейших налогоплательщиков.

Администрирование организаций, осуществляющих деятельность в нефтяной сфере, которое сейчас ведет МИФНС России №1, переходит в ведомство МИФНС России №2. Сейчас это ведомство контролирует ОАО «Татнефть». Фото wikimedia.org

Взять в ежовые рукавицы

Смена налогового органа не приведет к внезапным налоговым проверкам, утверждает Марат Сафиуллин. «Решения о проведении выездных проверок основаны на том, как компания соблюдает 12 критериев налогового риска. Если налогоплательщик не имеет недоимки, не имеет недобросовестных контрагентов, имеет вычеты по НДС, работает с прибылью, то есть соблюдает критерии налогового риска, то к нему с проверкой не придут, — заявил он «Реальному времени», отвечая на вопрос, готовят ли питерские налоговики проверки и начнут ли закручивать гайки. «Ничего не изменится, останется все то же самое», — заверил он.

При этом Сафиуллин признал, что основные опасения налогоплательщиков связаны с администрированием НДС, который проверяется автоматизированной системой контроля АКС-2. «Мы знаем, что волнения связаны с АКС-2», — коротко отметил он.

По словам налоговиков, НДС по объемам сборов стабильно занимает второе место, но по объективным причинам администрировать НДС достаточно сложно. А внедрение АКС НДС позволило упорядочить декларирование налога на добавленную стоимость и создать единую федеральную базу данных налогоплательщиков, куда выгружаются все налоговые декларации по НДС. На основании представленной декларации каждому налогоплательщику автоматически присваивается цветовой индикатор. Красный означает высокий налоговый риск, желтый — средний, синий — минимальный. «В 90% случаев доначисления по камеральным проверкам проводятся по НДС», — отмечают юристы.

Руководитель налоговой практики агентства ЮНЭКС Ольга Пухова считает, что переподчинение межрегиональной инспекции №4 УФНС по РТ затруднит судебное оспаривание решений ФНС. Фото nalog.ru

«Качество налоговых проверок сильно возрастет»

Руководитель налоговой практики агентства ЮНЭКС Ольга Пухова считает, что переподчинение межрегиональной инспекции №4 УФНС по РТ затруднит судебное оспаривание решений ФНС по одной причине — в некоторых случаях придется вести процесс на территории Питера или Москвы, то есть по месту нахождения ответчика. Кстати, и глава УФНС по РТ Марат Сафиуллин подтвердил, что теперь меняется место подсудности.

По словам Пуховой, сегодня в судебной практике довольно часто управлениями ФНС отменяются решения инспекций по процессуальным основаниям и тогда ответчиком становится не инспекция, а управление ФНС, но теперь компаниям придется оспаривать их за пределами Казани, а это неудобно и дорого. «Мы думаем, что жалобы по процессуальным основаниям сойдут на нет, потому что придется нести дополнительные затраты на то, чтобы регулярно участвовать в судебных заседаниях по таким делам», — отмечает Ольга Пухова.

Вообще, процессуальные нарушения достаточно распространены у налоговых органов. Например, это невручение материалов камеральной проверки на досудебной стадии, что лишает налогоплательщика права защищаться аргументированно и может привести к принятию налоговым органом неправильного решения. Плюс это подписание решения по проверке не тем руководителем, который рассматривал материалы проверки. Доказать это просто — нужно предъявить протокол рассмотрения материалов проверки, но смена места подсудности может не дать налогоплательщику полноценно защищаться. При этом Пухова подчеркивает, что «качество налоговых проверок очень сильно возрастет, а значит, будут значительные доначисления по налогам, и от этого, конечно, выиграют налоговые органы, а не компании». Чтобы сохранить экономику, предприятиям придется выстраивать более квалифицированную защиту. «К этому надо быть готовым, потому что профессиональный уровень ФНС постоянно повышается, — указывает она. — Но то, что это направлено на повышение качества проверок и увеличение сбора налогов, в этом сомнений нет».

Луиза Игнатьева ПромышленностьНефтьНефтехимияМашиностроениеЭнергетика Татарстан Управление федеральной налоговой службы по РТСафиуллин Марат АдиповичКомитет Гос Совета РТ по бюджету налогам и финансамЯкунин Леонид Александрович

Япония – одна из самых высокоразвитых в экономическом и технологическом плане стран мира. Однако внутренний уклад и функционирование этого государства в целом заметно отличаются от других стран, чья экономика развивается не менее успешно. По форме правления Япония является конституционной монархией. При этом государство делится на 47 префектур и насчитывает около 2000 муниципалитетов. В этой статье мы расскажем о том, как устроена и работает налоговая система Японии.

Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

  1. Первая — это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.
  2. Вторая — прямые налоги на имущество.
  3. Третья — прямые и косвенные потребительские налоги.

Всего в Японии 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно подразделить на три крупные группы: прямые подоходные налоги с физических и юридических лиц, прямые налоги на имущество, прямые и косвенные потребительские налоги.

В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами:

  • Предпринимательский;

  • корпоративный муниципальный;

  • уравнительный налог.

Также особенностью является то, что финансовый год и налоговый период в Японии заканчивается в марте, а в апреле начинается новый.

Подробно рассмотрим некоторые виды налогов.

Подоходный налог уплачивают физические лица, признаваемые постоянными и временными резидентами Японии, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, в отношении доходов, полученных от источников в Японии.

Все ставки дифференцированы по сумме доходов, получаемых гражданами, колеблются в интервале:

  • национальные — от 10% до 50%;

  • префектурные — от 2% до 4%;

  • муниципальные — от 3% до 12%.

Финансовый год в Японии заканчивается в марте, поэтому данная таблица сформирована в апреле 2015 года. Видим, реализованы налоги на 86,6% от плана. Из них «перевыполнили» план на 5% поступления подоходного налога. На 2% от планируемого увеличились поступления налога на наследство, это напрямую связанно с введением новой системы налогообложения наследства. В целом, план выполнен на 90% по отдельным видам налогов.

Сведения о размере налогов и сборов (апрель, 2015) (в млн йен, %)

Налоги

Планируемая сумма

Апрель

Апрель (сводная)

Реализация

Подоходный налог

15 817 000

2 403 191

16 715 648

105,7

Корпоративный налог

10 513 000

396 456

6 553 798

62,3

Налог на наследство

1 748 000

109 206

1 786 129

102,2

Налог на потребление

15 339 000

1 792 122

11 903 652

77,6

Налог на алкоголь

1 341 000

88 316

1 222 792

91,2

Налог на табачные изделия

922 000

76 714

918 628

99,6

Налог на бензин

2 545 000

203 426

2 296 150

90,2

Налог на сжиженный газ

10 000

8 952

89,5

Налог на авиационное топливо

53 000

4 298

52 090

98,3

Налог на нефть и уголь

613 000

62 464

582 975

95,1

Налог на развитие энергетических ресурсов

327 000

27 473

321 069

98,1

Налог с грузоподъемности водных транспортных средств

387 000

372 773

96,3

Таможенная пошлина

1 045 000

52 119

1 029 361

98,5

Корабельный (тоннажный) налог

10 000

9 988

99,9

Другие

Доходы по сборам

1 056 000

5 218

1 034 916

98,0

Общая сумма

51 726 000

5 131 762

44 808 940

86,6

Какие налоговые органы действуют в Японии

Несмотря на то что Япония – это унитарное государство, страна имеет хорошо развитое местное самоуправление, обладающее значительными полномочиями, в том числе и в плане введения различных налогов и их сбора. Фактически налоговые поступления в центральный и местные бюджеты примерно равны: соотношение собранных средств составляет примерно 53 на 47% в пользу центрального бюджета. Особенности налоговой системы Японии обусловили формирование двухуровневой системы налоговых органов.

Национальный уровень

На общегосударственном уровне налогообложение в стране находится в ведении Министерства финансов. В его структуру входят два подразделения: Налоговое бюро и Бюро по таможенным сборам и тарифам. Эти подразделения занимаются в первую очередь вопросами планирования налоговой политики государства. Реализацией этой политики непосредственно занимается Национальное налоговое управление (ННУ), которое также входит в состав Министерства финансов страны. ННУ – очень мощная организация, имеющая в своем штате 56 466 сотрудников, распределенных между центральным аппаратом, 12 региональными налоговыми бюро, Региональной налоговой инспекцией на острове Окинава и 524 налоговыми инспекциями. Кроме того, в состав ННУ входит собственный колледж и Национальный налоговый трибунал, в котором можно обжаловать неверное начисление сборов. Именно эта организация и осуществляет налоговый контроль в Японии.

Все структурные подразделения ННУ разбиты на три отдела:

  • Отдел по налогообложению.
  • Отдел по сборам налогов.
  • Отдел, занимающийся проверками и расследованиями в случаях, связанных с уклонением от налогообложения.

Практической работой по выявлению нарушений в налоговой сфере и их пресечению руководит именно последний отдел. С этой целью в него входят подразделения по аудиту, расследованию и международному сотрудничеству в сфере борьбы с налоговыми нарушениями. При подготовке законодательных изменений в сфере налогообложения тесно сотрудничают Государственная налоговая комиссия при премьер-министре, аналогичная комиссия правящей партии либерал-демократов и Штаб по проведению структурных реформ, возглавляемый премьер-министром страны.

Ужесточение налоговой политики и налоговые льготы в Японии находятся в ведении этих трех организаций. В сфере сбора средств основной организацией является Министерство финансов. Каждый вид сборов в Стране восходящего солнца регламентируется отдельным законом. Следует учесть, что законы в этой области весьма объемны и трудны для понимания непрофессионалами, поэтому в стране действует институт уполномоченных налоговых консультантов. Это лицензированные специалисты, которые на платной основе готовят и подают большую часть отчетных налоговых документов в стране. Уполномоченные консультанты по сборам обслуживают как физических, так и юридических лиц.

Местный уровень

Взаимоотношения центральных и местных органов власти в финансовой сфере определяются специальными законами. Несмотря на постоянный рост объемов местных сборов их не хватает на финансирование всех местных нужд, поэтому часть расходов финансируется из центрального бюджета.

Для покрытия дисбаланса между потребностями и возможностями местных бюджетов налоговые поступления перераспределяются. Так, регионы получают по 32% от подоходного налога, налога на спиртное и налога на юридических лиц. С налога на табак государство передает регионам 25%, а с налога на потребление – 24%. В отличие от целевых субсидий и дотаций полученные доли налогов местные органы используют по своему усмотрению. Кроме того, существует система «уступаемых налогов», когда специальные национальные налоги, например на содержание сети дорог, передаются местным органам власти. Налогообложение в Японии организовано таким образом, что в структуре расходов граждан уплата налогов редко превышает 20%.

Для развитых стран это достаточно низкий уровень. Причем при нехватке средств правительство предпочитает брать взаймы, а не повышать налоги для своих граждан. По этой причине государственный долг Японии составляет порядка 200% ее годового ВВП.

Существуют местные налоги:

  1. На проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%.
  2. За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу.
  3. Владелец автомобиля вынужден платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.

Основные виды налогов

Всего в стране действует порядка пятидесяти налогов, большую часть которых можно разбить на несколько основных групп. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Налоги на ведение бизнеса

Корпоративный налог Японии в паре с подоходным налогом с физических лиц обеспечивают около 70% поступлений в государственный бюджет. Все международные корпорации, получающие прибыль в Японии, обязаны платить налоги в этой стране.

В частности, налогообложению подлежат:

  1. Процентные доходы с ценных бумаг государства и корпораций.
  2. Проценты, начисляемые на займы, выданные субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность в стране.
  3. Дивиденды от акций.
  4. Встречное удовлетворение за использование движимого и недвижимого имущества.
  5. Все виды вознаграждений (зарплаты, премии и т.п.) за оказание услуг в стране.
  6. Пенсии и выходные пособия.
  7. Доходы от передачи авторских и патентных прав.
  8. Доходы от сдачи в аренду оборудования и машин.
  9. Доходы от рекламной деятельности.
  10. Прибыль от погашения японских облигаций.
  11. Распределение прибыли.
  12. Доходы от хозяйственной деятельности.

Все эти доходы считаются прибылью, и это еще не полный список. Налог в Японии на прибыль, в зависимости от объема облагаемой прибыли, может составлять для местных компаний от 22 до 30%, а для иностранных юридических лиц – от 29,33 до 40,87%.

Обложение налогом недвижимости

Недвижимость в Японии дорогая, и все ее владельцы, независимо от их физического или юридического статуса, ежегодно уплачивают на нее налог в размере 1,4% полной стоимости, определяемой местными властями. Дополнительно взимается 0,3% этой стоимости на местные нужды.

Система поощрений

В Японии существует довольно хорошо развитая система поощрений как национальных, так и иностранных инвестиций, основные цели которой можно свести к созданию благоприятных условий для дальнейшего развития осуществляемой в рамках национальной экономики структурной перестройки, а также для ускорения экономического роста относительно менее развитых регионов страны. Для иностранной предпринимательской деятельности в Японии наиболее важное значение имеет система поощрения инвестиций в периферийных районах страны. Многие иностранные предприниматели, имеющие значительный опыт работы на японском рынке, знают, что организация производственной деятельности в таких районах требует не только намного меньших затрат, но может быть осуществлена в более сжатые сроки и относительно проще.

Основными средствами поощрения инвестиций, желательных с точки зрения содействия решению стоящих перед страной экономических задач, являются налоговые льготы, субсидии и финансовые льготы.

Система налоговых льгот

Система налоговых льгот, действующая в настоящее время, базируется на различных рода законах о региональном развитии и заключается в основном в мероприятиях по уменьшению или даже полному освобождению от обложения местными налогами.

Субсидии

Субсидии подразделяются на национальные и местных органов самоуправления. Национальные субсидии применяются при переносе производственных мощностей из «промышленно избыточных» регионов и при создании социальной инфраструктуры и инфраструктуры защиты окружающей среды: величина субсидии от размеров расширения или вновь построенных заводских площадей. Система при субсидировании региональной занятости основывается на дотациях — от 18 тыс. до 29 тыс. иен в месяц — на каждого работника, который получает работу в регионах с малой степенью занятости в результате строительства новых или расширения действующих производственных или иных мощностей и дается сроком на один год.

Оставьте комментарий