Единая система соответствия в области промышленной

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 2 апреля 2007 г. № 196

«Об утверждении и введении в действие Положения о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»

В целях организационного обеспечения функционирования Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 16 апреля 2007 г. прилагаемое Положение о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-21-2007).

Руководитель

К.Б. Пуликовский

Руководящие документы

РД-03-21-2007

Положение о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору

(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 апреля 2007 г. № 196)

Введено в действие с 16 апреля 2007 г.

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет основные цели, задачи, структуру и порядок функционирования Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — ЕС ОС Ростехнадзора).

2. ЕС ОС Ростехнадзора является одним из инструментов обеспечения промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.

3. Действие настоящего Положения распространяется на органы управления и исполнительные органы ЕС ОС Ростехнадзора, приведенные в п. 12 Положения.

4. Деятельность ЕС ОС Ростехнадзора осуществляется в соответствии с настоящим Положением и требованиями Системы документов по аккредитации.

5. Настоящее Положение разработано с учетом:

— постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.05 г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 21, ст. 2023);

— Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.98 № 64, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 08.12.98 № 1656;

— стандартов серии ГОСТ ИСО 9000;

— стандартов серии ГОСТ ИСО 17000.

6. Нормативную и методическую базу ЕС ОС Ростехнадзора составляют:

— законодательство Российской Федерации в области промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве;

— международные и национальные стандарты;

— документы, регламентирующие требования к изготовлению, строительству, монтажу, наладке, ремонту (реконструкции), эксплуатации и другим видам деятельности на объектах, подконтрольных Ростехнадзору;

— методические документы по испытаниям, измерениям, контролю, анализу, экспертизе в области промышленной, экологической, радиационной и ядерной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, инспекционному контролю, сертификации продукции и систем управления;

— документы Системы добровольной сертификации в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (регистрационный № РОСС RU.3327.04БШ00);

— Система документов по аккредитации;

— документы по аттестации лабораторий, методических документов и технических средств, применяемых при оценке соответствия;

— справочная и другая информация.

7. Оценка соответствия в рамках ЕС ОС Ростехнадзора проводится в формах аккредитации, аттестации, сертификации, испытаний, измерений, контроля, анализа, экспертизы и в иной форме за исключением оценки соответствия в форме государственного контроля и надзора.

8. В настоящем Положении используются термины, установленные в федеральных нормах и правилах и руководящих документах Ростехнадзора, а также термины и их определения, приведенные в приложении.

II. Основные цели и задачи ЕС ОС Ростехнадзора

9. Основными целями ЕС ОС Ростехнадзора являются:

— повышение уровня промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве;

— формирование общих принципов оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору;

— оказание комплекса услуг по подтверждению компетентности организаций осуществляющих деятельность на объектах, подконтрольных Ростехнадзору;

— повышение качества услуг и доверия к деятельности органов оценки соответствия со стороны широкого круга заинтересованных лиц;

— повышение квалификации персонала и компетентности органов оценки соответствия;

— обеспечение соответствия научно-техническому прогрессу методических документов и технических средств и проверка их на применяемость при оценке соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору;

10. Основные задачи ЕС ОС Ростехнадзора:

— проведение на базе единых требований добровольной аккредитации органов оценки соответствия, осуществляющих деятельность на объектах, подконтрольных Ростехнадзору;

— гармонизация правил и процедур ЕС ОС Ростехнадзора с требованиями и критериями международных и европейских стандартов по оценке соответствия;

— аттестация персонала, выполняющего работы по оценке соответствия;

— аттестация лабораторий, методических документов и технических средств, применяемых при оценке соответствия;

— формирование банка данных аккредитованных органов оценки соответствия, аттестованного персонала, аттестованных лабораторий, методических документов, технических средств и информационное обеспечение ЕС ОС Ростехнадзора.

III. Организационная структура ЕС ОС Ростехнадзора

11. ЕС ОС Ростехнадзора состоит из следующих подсистем:

— подсистемы промышленной безопасности;

— подсистемы экологической безопасности;

— подсистемы безопасности в энергетике;

— подсистемы безопасности в строительстве;

— подсистемы ядерной и радиационной безопасности.

12. Состав участников ЕС ОС Ростехнадзора:

а) органы управления:

— Наблюдательный совет;

— Комиссия по аккредитации;

— Апелляционная комиссия;

— Комиссия по правилам;

— технические комиссии;

— Центральный орган (Координирующий орган, орган аккредитации);

— территориальные уполномоченные органы;

б) исполнительные органы:

— органы по аттестации (сертификации) персонала, в том числе: независимые органы по аттестации персонала, независимые органы по аттестации экспертов, независимые аттестационно-методические центры;

— испытательные лаборатории, в том числе: лаборатории неразрушающего контроля, лаборатории разрушающих и других видов испытаний, экоаналитические лаборатории, электролаборатории;

— инспекционные органы, в том числе: экспертные организации, инспекционные организации;

— органы по сертификации, в том числе: органы по сертификации продукции, органы по сертификации систем управления (за исключением обязательной сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения);

— органы по аттестации в области оценки соответствия, в том числе: независимые органы по аттестации лабораторий неразрушающего контроля, независимые органы по аттестации технических средств, независимые органы по аттестации методических документов.

13. В процессе развития возможна корректировка структуры и состава органов ЕС ОС Ростехнадзора.

IV. Функции участников ЕС ОС Ростехнадзора

14. Наблюдательный совет определяет политику ЕС ОС Ростехнадзора, осуществляет регулирование процедуры проведения аккредитации, принимает документы по процедурным вопросам аккредитации и другие документы, регламентирующие деятельность по оценке соответствия.

Деятельность Наблюдательного совета регламентируется Положением о Наблюдательном совете.

15. Комиссия по аккредитации на основании проверки и анализа документов, подтверждающих соответствие организации установленным критериям и условиям аккредитации, принимает решение о возможности аккредитации, приостановке, отмене или отказе в аккредитации.

Деятельность Комиссии по аккредитации регламентируется Положением о Комиссии по аккредитации.

16. Апелляционная комиссия рассматривает апелляции участников ЕС ОС Ростехнадзора.

Деятельность Апелляционной комиссии определяется Положением об Апелляционной комиссии.

17. Комиссия по правилам готовит предложения по разработке и пересмотру организационных документов по аккредитации, а также планирует и проводит мероприятия, обеспечивающие соответствие деятельности участников ЕС ОС Ростехнадзора требованиям документов, ее регламентирующих.

Деятельность Комиссии по правилам регламентируется Положением о Комиссии по правилам.

18. Технические комиссии решают в подсистемах ЕС ОС Ростехнадзора задачи, для решения которых требуются исполнители, имеющие соответствующую специальность, квалификацию и профессиональные знания.

Деятельность технических комиссий регламентируется Положением о технических комиссиях.

19. Центральный орган координирует деятельность участников ЕС ОС Ростехнадзора, организует аккредитацию (аттестацию) исполнительных органов, представляет ЕС ОС Ростехнадзора в международных организациях.

Деятельность Центрального органа регламентируется Положением о Центральном органе, принимаемым Наблюдательным советом.

20. Территориальные уполномоченные органы в соответствии со своими полномочиями проводят проверку и периодический контроль органов оценки соответствия, подготавливают проекты документов по аккредитации по установленной форме.

Деятельность территориальных уполномоченных органов регламентируется документами Центрального органа и Положением о Территориальном уполномоченном органе.

21. Органы по аттестации (сертификации) персонала предоставляют услуги по оценке соответствия персонала в соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 17024:2003.

Независимые органы по аттестации персонала проводят аттестацию персонала лабораторий неразрушающего контроля, лабораторий разрушающих и других видов испытаний, экоаналитических лабораторий, электролабораторий, а также сварщиков и специалистов сварочного производства в областях своей аккредитации.

Деятельность независимых органов по аттестации персонала регламентируется Требованиями к независимым органам по аттестации персонала.

Независимые органы по аттестации экспертов проводят аттестацию экспертов, осуществляющих экспертизу в области промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, а также сертификацию продукции и сертификацию систем управления в областях своей аккредитации.

Деятельность независимых органов по аттестации экспертов регламентируется Требованиями к независимым органам по аттестации экспертов.

Независимые аттестационно-методические центры проводят организацию аттестации, аттестацию и (или) проверку знаний по промышленной, экологической безопасности, электробезопасности и безопасности гидротехнических сооружений у персонала организаций, осуществляющих деятельность на объектах, подконтрольных Ростехнадзору.

Деятельность независимых аттестационно-методических центров регламентируется нормативными документами в области подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность на объектах, подконтрольных Ростехнадзору, а также Требованиями к независимым аттестационно-методическим центрам.

22. Органы по сертификации предоставляют услуги по оценке соответствия продукции и систем управления в соответствии с ISO/IEC Guide 65:1996, ISO/IEC 17021:2006.

Органы по сертификации продукции осуществляют сертификацию продукции.

Деятельность органов по сертификации продукции регламентируется нормативными документами в области сертификации, требованиями ISO/IEC Guide 65:2006 и Требованиями к органам по сертификации продукции.

Органы по сертификации систем управления осуществляют сертификацию систем управления, в том числе систем управления промышленной безопасностью, систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента и др.

Деятельность органов по сертификации систем управления регламентируется нормативными документами в области сертификации, требованиями ISO/IEC 17021:2006 и Требованиями к органам по сертификации систем управления.

23. Инспекционные органы предоставляют услуги по оценке соответствия в соответствии с требованиями ISO/IEC 17020:1998.

Экспертные организации осуществляют оценку соответствия объектов экспертизы требованиям промышленной, экологической, радиационной, ядерной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.

Деятельность экспертных организаций регламентируется нормативными документами в области различного рода экспертных работ, Требованиями к экспертным организациям.

Инспекционные организации проводят проверку и оценку продукции, услуг, процессов и оборудования для объектов, подконтрольных Ростехнадзору, а также организационно-технической готовности проектных, строительных, монтажных, наладочных и ремонтных организаций.

Деятельность инспекционных организаций регламентируется Требованиями к инспекционным организациям.

24. Испытательные лаборатории осуществляют один или несколько видов испытаний. Деятельность испытательных лабораторий регламентируется требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 (ISO/IEC 17025:2005/Сог.1:2006) и Требованиями к испытательным лабораториям.

25. Независимые органы по аттестации лабораторий неразрушающего контроля проводят аттестацию лабораторий в соответствии с Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля, выдают свидетельства об аттестации и ведут перечень аттестованных лабораторий.

Деятельность независимых органов по аттестации лабораторий регламентируется положением о Независимом органе по аттестации лабораторий.

26. Независимые органы по аттестации методических документов, применяемых исполнительными органами ЕС ОС Ростехнадзора, проводят аттестацию методических документов согласно правилам аттестации соответствующих методических документов, выдают свидетельства об аттестации и ведут перечень аттестованных методических документов.

Деятельность независимых органов по аттестации методических документов регламентируется положением о Независимом органе по аттестации методических документов.

27. Независимые органы по аттестации технических средств, применяемых исполнительными органами ЕС ОС Ростехнадзора, проводят аттестацию технических средств согласно правилам аттестации соответствующих технических средств, выдают свидетельства об аттестации и ведут перечень аттестованных технических средств.

Деятельность независимых органов по аттестации технических средств регламентируется положением о Независимом органе по аттестации технических средств.

Приложение

(справочное)

Термины и их определения

Аккредитация органов оценки соответствия (далее — аккредитация) — официально оформленное Центральным органом (органом аккредитации) признание компетентности юридического лица (или его обособленного подразделения) выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Апелляция — требование о пересмотре любого неблагоприятного решения, принятого органом аккредитации в отношении органа оценки соответствия относительно желаемого статуса в вопросе аккредитации.

Единая система оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (ЕС ОС Ростехнадзора) — совокупность участников, норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых осуществляются аккредитация органов оценки соответствия и сама деятельность по оценке соответствия на объектах и в организациях, подконтрольных Ростехнадзору.

Орган оценки соответствия — орган, который предоставляет услуги по оценке соответствия и который может быть объектом аккредитации.

Свидетельство об аккредитации — документ, выданный Центральным органом, подтверждающий факт признания компетентности органа оценки соответствия в определенной области аккредитации.

Система документов по аккредитации — совокупность документов по аккредитации участников ЕС ОС Ростехнадзора.

ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»

Серия 32

Единая система оценки соответствия
в области промышленной, экологической безопасности,
безопасности в энергетике и строительстве

ДОКУМЕНТЫ
ПО АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ
ПО АТТЕСТАЦИИ (СЕРТИФИКАЦИИ)
ПЕРСОНАЛА

Выпуск 4

Москва
2009

Под общей редакцией Н.Г. Кутьина

Редакционная коллегия:

В настоящий Сборник вошли документы, устанавливающие требования к органам по аттестации (сертификации) персонала, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, и их аккредитации.

Приняты

Наблюдательным советом

Решение от 20.07.09 № 30-БНС

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ПОРЯДОК ИХ АТТЕСТАЦИИ (СЕРТИФИКАЦИИ)

СДА-25-2009

1.1. Настоящий документ устанавливает требования к экспертам по сертификации в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее — Единая система оценки соответствия), порядок их подготовки и сертификации.

1.2. Документ разработан с учетом требований:

— Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

— Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

— Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

— Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

— Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

— Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

— Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ;

— нормативных документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

— международных стандартов ISO серий 9000, 14000, 17000, 19000, в том числе ISO/IEC 17024:2003 «Общие требования к органам по сертификации физических лиц»;

— нормативных документов, действующих в рамках Единой системы оценки соответствия, в том числе Правил функционирования системы добровольной сертификации в области промышленной безопасности, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (свидетельство о регистрации № РОСС RU.3327.04 БШ 00 от 19 июня 2006 г.):

— Общих требований к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА-01-2009);

— Правил аттестации (сертификации) экспертов (СДА-12-2009).

— сертификация продукции;

— сертификация систем менеджмента качества (далее — СМК);

— сертификация систем управления промышленной безопасностью;

— сертификация услуг.

1.4. Аттестация экспертов проводится в целях подтверждения достаточности теоретической и практической подготовки, опыта и компетентности, необходимых для проведения работ по сертификации.

1.5. По результатам аттестации экспертам выдается квалификационное удостоверение с указанием области аттестации.

Области аттестации экспертов соответствуют областям аккредитации органов по сертификации.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем документе используются термины и определения, приведенные в ISO/IEC 17024:2003, СДА-06-2009 «Термины и определения используемые в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве» и следующие термины и определения:

Заявитель — юридическое или физическое лицо, представляющее в НОА заявление об аттестации сотрудника или себя лично в качестве эксперта по сертификации (продукции, систем менеджмента качества, систем управления промышленной безопасностью) с приложением квалификационных документов, достоверность которых подтверждена.

Кандидат — соискатель, который соответствует квалификационным требованиям, позволяющим ему участвовать в процессе аттестации.

Независимый орган по аттестации (сертификации) экспертов (НОА) — орган по оценке соответствия, аккредитованный для проведения аттестации экспертов, осуществляющих различные виды экспертиз, а также сертификацию продукции и систем управления.

Орган по сертификации продукции (ОСП) — орган по оценке соответствия, аккредитованный для проведения сертификации продукции.

Орган по сертификации систем управления (ОССУ) — орган по оценке соответствия, аккредитованный для проведения сертификации систем управления: систем управления промышленной безопасностью, систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента и др.

Орган по сертификации систем управления промышленной безопасностью (ОССУПБ) — орган по оценке соответствия, аккредитованный для проведения сертификации систем управления промышленной безопасностью.

Эксперт — лицо, признанное компетентным для проведения работ по оценке соответствия.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Кандидат в эксперты наряду с приведенными в п. 5 СДА-12-2009 требованиями к заявлению на аттестацию представляет:

— копию документа установленного образца (удостоверение, сертификат) о прохождении специального обучения по программе для экспертов в области, соответствующей аттестации эксперта;

— отчеты о прохождении стажировок;

— характеристику-представление и другие дополнительные сведения, подтверждающие компетенцию кандидата в эксперты.

3.2. Допускается аттестация экспертов без проведения квалификационного экзамена и стажировок в случае, если кандидат в эксперты является в течение не менее трех лет действующим экспертом по сертификации (продукции, СМК, услуг и систем управления промышленной безопасностью) и экспертом по проведению экспертизы промышленной безопасности. При этом области аттестации действующего эксперта и предполагаемой области деятельности кандидата в эксперты должны совпадать. Дополнительные привилегии при аттестации имеют кандидаты, имеющие опыт работы в Ростехнадзоре не менее 5 лет, членство в Российской академии наук, либо в других случаях по согласованию с соответствующей технической комиссией.

3.3. В случае положительного решения комиссии по аттестации НОА и эксперт подписывают соглашение о сотрудничестве (приложение к настоящим требованиям), в котором оговариваются их взаимоотношения в течение срока действия квалификационного удостоверения.

3.4. При расширении области аттестации эксперта кандидат, подтвердивший деятельность в течение последних двух лет, проходит сокращенную подготовку и не менее двух стажировок. Ему выдается новое квалификационное удостоверение, с другим номером, действующее наряду с уже имеющимся.

3.5. Повторная аттестация после окончания срока действия квалификационного удостоверения осуществляется в случае, если эксперт выполнял все требования соглашения о сотрудничестве (приложение 1) и прошел курс краткосрочной переподготовки в НОА.

3.6. Квалификационный экзамен в случае повторной аттестации эксперта может быть заменен собеседованием в том случае, если заявителем представлены сведения о деятельности эксперта в заявленной области аттестации в течение срока действия квалификационного удостоверения.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ

4.1. Эксперт должен обладать знаниями и опытом в соответствии с требованиями настоящего документа, а также личными качествами, обеспечивающими способность выполнять возложенные на него задачи.

4.2. Эксперт по сертификации продукции должен иметь высшее техническое образование и специальную подготовку в области промышленной и энергетической безопасности.

4.3. Эксперт по сертификации систем менеджмента качества должен иметь высшее техническое образование и пройти специальную подготовку.

Объем знаний при специальной подготовке определяется программами обучения, утвержденными технической комиссией.

4.4. Эксперт по сертификации систем управления промышленной безопасностью должен иметь высшее техническое образование и пройти специальную подготовку, в т.ч. по производственному контролю требований промышленной безопасности.

Объем знаний при специальной подготовке определяется программами обучения, утвержденными технической комиссией.

4.5. Кандидат в эксперты должен иметь не менее 5 лет стажа практической работы в области, соответствующей заявленной области аттестации, из них не менее двух лет стажа работы по стандартизации или сертификации в заявленной области аттестации.

Для кандидатов в эксперты по сертификации систем управления промышленной безопасностью часть опыта может быть на должностях в рамках функционирования систем управления промышленной безопасностью.

Кандидат в эксперты должен до аттестации приобрести навык практической работы по сертификации в процессе стажировки, участвуя не менее чем в четырех процедурах сертификации.

4.6. В практической деятельности эксперт обязан:

— обеспечить объективность и достоверность результатов своей деятельности;

— соблюдать этические нормы, быть доброжелательным и уравновешенным;

— обеспечить конфиденциальность полученной в результате аудита информации;

— противостоять попыткам оказания на него давления.

4.7. Эксперт ежегодно представляет в НОА отчет о своей деятельности.

При непредставлении отчета либо при отсутствии в отчетном периоде практической деятельности по сертификации комиссия по аттестации может провести досрочную приостановку деятельности эксперта или его переаттестацию.

4.8. Требования к теоретическим знаниям экспертов:

— законодательства Российской Федерации в области сертификации, стандартизации и метрологии;

— основных принципов международного сотрудничества в области сертификации, стандартизации и метрологии;

— общих принципов построения СМК;

— правил сертификации в Российской Федерации.

4.9. Эксперт по сертификации продукции должен обладать знаниями (в области сертификации продукции, основ теории испытаний и контроля, элементов теории вероятности, математической статистики и теории надежности, обработки и анализа результатов испытаний) и навыками для выполнения следующих работ:

— анализ документов, представленных заявителем на сертификацию продукции, и принятие по ним решения;

— идентификация продукции;

— отбор образцов для испытаний;

— анализ результатов испытаний;

— оценка стабильности качества выпускаемой продукции с использованием информационных материалов о ее качестве;

— разработка методики оценки состояния производства конкретных видов продукции на основе общих требований к таким методикам;

— анализ документов предприятия, необходимых для анализа и оценки производства;

— оценка состояния производства;

— оформление сертификата соответствия;

— организация и проведение периодического контроля за сертифицированной продукцией.

4.10. Эксперт по сертификации систем менеджмента качества должен обладать знаниями и навыками для выполнения следующих работ:

— анализ документации СМК, оценка их соответствия предъявляемым требованиям, принятие решения по соответствию документации;

— составление программы аудита;

— осуществление процедурных действий по организации аудита на месте;

— проверка функционирования СМК, оценка соответствия СМК требованиям нормативных документов и стандартам предприятия на систему;

— принятие решения по результатам проверки СМК;

— организация и проведение периодического контроля СМК.

4.11. Эксперт по сертификации систем управления промышленной безопасностью (далее — СУПБ) должен обладать знаниями и навыками для выполнения следующих работ:

— анализ документации СУПБ, оценка их соответствия предъявляемым требованиям, принятие решения по соответствию документации;

— составление программы аудитов;

— осуществление процедурных действий по организации аудитов на месте;

— проверка функционирования СУПБ, оценка соответствия СУПБ требованиям нормативных документов и стандартам предприятия;

— принятие решения по результатам проверки СУПБ;

— организация и проведение периодического контроля.

Эксперт по сертификации систем управления промышленной безопасностью должен знать теорию систем менеджмента и ссылочные документы, для того чтобы верно использовать критерии оценки, при этом знания должны охватывать:

— принципы управления промышленной безопасностью и соответствующую терминологию;

— нормативные документы, регулирующие вопросы функционирования СУПБ, используемые процедуры и другие элементы, используемые в качестве критериев оценки;

— вопросы взаимодействия между элементами СУПБ;

— вопросы применения СУПБ и других систем менеджмента в различных организациях;

— приоритеты ссылочных документов;

— использование ссылочных документов в различных ситуациях в процессе оценки СУПБ;

— способы передачи информации, методы обеспечения безопасности в процессе оценки СУПБ, приемы рассылки и управления документами, данными и записями.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТА

5.1. Специальную подготовку экспертов осуществляют Независимые органы по аттестации (сертификации) экспертов, аккредитованные в Единой системе оценки соответствия.

5.2. Подготовка проводится по указанным в п. 1.3 направлениям деятельности.

5.3. Обучение заканчивается сдачей квалификационного экзамена. В случае успешной сдачи выдается документ установленного образца, свидетельствующий о наличии необходимых знаний.

5.4. Кандидаты в эксперты, впервые прошедшие обучение и успешно сдавшие квалификационный экзамен обязаны пройти стажировку по сертификации. Стажировкой является участие кандидата в эксперты в реальных практических работах по сертификации. Стажировка проводится в органах по сертификации, аккредитованных в области, соответствующей предполагаемой области аттестации кандидата в эксперты, имеющих опыт работы не менее трех лет и включенных в реестр Единой системы оценки соответствия.

5.5. В качестве экспертов по сертификации продукции, систем менеджмента качества и систем управления промышленной безопасностью в Единой системе оценки соответствия могут быть аттестованы:

— действующие в соответствии с заявленной областью деятельности эксперты общеизвестных систем сертификации при условии прохождения дополнительной подготовки и сдачи квалификационного экзамена по требованиям промышленной безопасности, а также прошедшие не менее двух стажировок;

— действующие эксперты, аттестованные в области экспертизы промышленной безопасности технических устройств, при условии прохождения дополнительной подготовки и сдачи квалификационного экзамена по правилам сертификации продукции, а также прохождения не менее двух стажировок (только для экспертов по сертификации продукции).

5.6. В процессе стажировки кандидат в эксперты должен принять участие в выполнении всех работ, предусмотренных процедурой сертификации и перечисленных в п.п. 4.8 — 4.10.

6. ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ И ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ДОКУМЕНТАМ

6.1. Процедура аттестации экспертов состоит из двух этапов.

Первый этап включает в себя:

— подачу заявителем заявления в НОА на аттестацию кандидата в эксперты и прилагаемых к нему квалификационных документов в соответствии с требованиями п. 5 Правил аттестации (сертификации) экспертов (СДА-12-2009) и п. 3.1 настоящих требований;

— регистрацию заявления в НОА, уведомление заявителя о получении заявления с комплектом документов;

— проведение НОА анализа заявления, оценку достаточности и полноты прилагаемых к нему квалификационных документов, направление заявителю сообщения о сроках проведения подготовки и квалификационного экзамена и, при необходимости, запроса о предоставлении дополнительной информации;

— заключение договора на проведение аттестации;

— проведение квалификационного экзамена, оценка результатов экзамена.

Второй этап при наличии результатов стажировок включает в себя:

— принятие решения о возможности аттестации (отказе в аттестации);

— оформление, регистрацию и выдачу квалификационного удостоверения эксперта, а также подписание соглашения о сотрудничестве между органом по сертификации и экспертом — при положительном решении;

— письменное сообщение заявителю о невозможности аттестации с указанием причин — при отрицательном решении;

— передачу сведений об аттестованных экспертах по сертификации (продукции, систем менеджмента качества и систем управления промышленной безопасности) в Орган по аккредитации для ведения реестра.

7. ТРЕБОВАНИЯ К СБОРНИКУ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

Сборники экзаменационных вопросов разрабатываются и утверждаются НОА и согласовываются с техническими комиссиями.

Сборники экзаменационных вопросов должны в полной мере охватывать специфику деятельности экспертов по сертификации и содержать вопросы, позволяющие оценить компетентность кандидатов в эксперты.

Приложение

Форма соглашения о сотрудничестве между Независимым органом по аттестации экспертов и экспертом по сертификации

Оставьте комментарий