Содержание
Основные сферы общественной жизни
В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
Каждая сфера включает в себя:
- определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
- социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
- сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.
Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1. Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества.
Рис. 1. Сферы общественной жизни
Социальная сфера
Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.
Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.
Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 2).
Рис. 2. Анкета
На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.
Экономическая сфера
Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.
Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. — производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром — производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
- производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
- производственные отношения — производство, распределение, потребление, обмен.
Политическая сфера
Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.
Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.
Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:
- политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
- политические нормы — политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
- политические коммуникации — отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
- политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.
Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.
Духовная сфера жизни общества
Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
- религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
- мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
- искусство — художественное освоение мира;
- наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
- право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
- образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).
Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.
Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.
Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности — познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.
Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.
Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.
Социальный институты в сферах общества
В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.
Социальный институт — это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).
Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.
В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.
Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.
В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.
В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.
Взаимосвязь сфер общественной жизни
Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.
В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.
Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.
Рассказываем, как справиться с самым «дорогим» заданием второй части экзамена, которое оценивается шестью первичными баллами.
Эссе – это письменная работа, в которой ученик демонстрирует свой навык изложения мыслей
Чтобы написать эссе на высокий балл, нужно иметь теоретическую базу по предмету и обширную эрудицию.
Задание обычно содержит пять высказываний из различных сфер общественной жизни: философия, экономика, социология, политология, правоведение.
Ваша задача – раскрыть смысл утверждения, привести примеры, которые способны доказать, либо опровергнуть точку зрения автора.
Структура эссе по обществознанию
Заглянем в структуру эссе по обществознанию ЕГЭ 2020. Каждый пункт – новый абзац:
- Раскрытие проблемы, поиск идеи автора и её обоснование.
- Аргументация теоретическая.
- Аргументация из различных источников/фактическая аргументация.
- Вывод.
Подробнее остановимся на каждом.
Раскрытие проблемы
Итак, первый абзац – формулировка основной идеи высказывания, то есть то, как вы понимаете суть мысли автора. Допустим, французский писатель Андре Моруа однажды сказал, что «бизнес – это сочетание войны и спорта», а что он тем самым имел в виду, нам придётся объяснить любопытному проверяющему.
Проверяющие наверняка будут искать в этой части такие ключевые слова, как «конкуренция», «рынок», «предприниматели», «покупательский спрос» и т.д. Самое важное — чтобы вы использовали только те термины, значения которых хорошо знаете. Чем лучше вы ими владеете, тем легче будет с раскрытием второго пункта.
Аргументация теоретическая
Следующее, что требуется привести – обществоведческие понятия, их прямую либо косвенную связь с идеей высказывания. Это и заставляют делать нас на уроках обществознания – учить наизусть определения элементов всех сфер жизни. Для социологии наиболее встречающиеся термины следующие: «общество», «личность», «социализация», «потребности», «биологическое» и «»социальное» в человеке и др.
Данную часть эссе можно построить в виде вопросов и ответов. Вернёмся к высказыванию А.Моруа и приведём пример, как можно это сделать:
«Для продолжения рассуждения по данной идее необходимо обратиться к теории. В первую очередь, в бизнесе, как и в спорте, производители нацелены на достижение результата (прибыли). А что же такое бизнес? Бизнес – это инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счёт собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение дохода и развитие собственного дела. Бизнес, как и спорт – площадка конкурентов. Конкуренция бывает разных видов, необходимо выделить …»
Аргументация фактическая
После того, как мы разобрались с теоретической аргументацией (самой неприятной, на взгляд многих учеников, частью эссе по обществознанию), приступаем к брейнстормингу примеров для фактической аргументации, их может быть более двух.
В официальном требовании ФИПИ к выполнению 29-ого задания выделены три основные группы источников:
- из общественной жизни современного общества, т.е. это реальные факты и модели социальных ситуаций («Гражданин К. стал предпринимателем, но не смог реализовать сбыт своей продукции…»), включая СМИ, интернет-ресурсы социологических служб;
- из личного социального опыта, в том числе события из вашей жизни или жизни ваших родственников, также сюда относят прочитанные книги, просмотренные фильмы и т.д.;
- из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.
Удобнее указать два примера-аргумента не в одном абзаце, а в двух; это будет более логично и структурировано. Помимо этого, они должны быть из разных источников. Например, если вы решили рассказать о предпринимательском опыте отца, то следующий пример лучше взять из СМИ или истории.
Вывод
Заключительный этап эссе – вывод. Стоит написать о том, что приведенные примеры и аргументы помогают постичь суть высказанного тем или иным мыслителем, хорошо бы отметить тут и актуальность поднятой им проблемы, её значение в современном мире.
В последнем абзаце вы подводите итог всему, о чём говорили ранее, но более сжато:
«В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что приведенные мной примеры и термины заставляют нас убедиться в точности и правильности слов автора. Ведь, действительно, … (здесь снова перифраз цитаты)»
Суперполезные советы по написанию эссе
- Информация о просмотренных фильмах, прочитанных книгах и т.д. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ. Даже если вы посмотрели фильм или прочитали книгу в рамках образовательного процесса.
- Будьте аккуратны при использовании фактических примеров. Например, если вы перепутали и написали, что гора Эльбрус находится в Китае, а Северная Корея – демократическое государство с рыночной экономической системой, то вам не засчитают фактическую аргументацию.
- Количество слов в эссе по обществознанию, к счастью для всех нас, не ограничено. Пишите столько, сколько душе угодно, главное, не уходите далеко от темы.
- В начале и в конце лучше упомянуть об актуальности идеи, почему вас затронуло именно это высказывание.
- Структурируйте аргументы, используя вводные слова: «во-первых», «во-вторых», «не менее важно то, что …» и т.д.
- Не бойтесь придумывать модели-иллюстрации для фактической аргументации, в 2019 году составители экзамена упростили задачу сдающим, ведь стало возможным самим «подгонять» пример для проблем.
- Выучите клише. В условиях ограниченного времени на экзамене лучше думать об аргументах и терминах, чем о том, с каких слов лучше начать писать эссе.
- Пишите сразу в чистовик. Черновик на ЕГЭ нужен только для заметок и небольшого плана письменного задания.
Вам подойдут репетиторы
Шейла Бахтияровна У. Предмет: обществознание Посещение кино, музеев, выставок, изучение иностранных языков Пробное занятие Ольга Борисовна М. Предмет: обществознание Молодой, целеустремленный и компетентный специалист, который точно приведет к результату! Пробное занятие Амаяк Варданович В. Предмет: обществознание 22 года, родился и проживаю в городе Москва, закончил в прошлом году РУДН, по образованию экономист, направление проектный анализ. Вот уже второй год преподаю обществознание и мате… Пробное занятие
2. Основные сферы жизни общества
Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.
Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.
Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.
Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.
Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.
Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.
Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.
Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.
Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.
Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.
Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.
Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.
Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.
Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
У исследователей нет единства по вопросу о том, какие сферы общественной жизни следует выделять. Некоторые подразделяют общество всего на две сферы — материальную и духовную; к первой относят экономику и производство, ко второй — науку и культуру. Наибольшее распространение получило выделение экономической, духовной, социальной и политической сфер жизни общества. Попытки отдельных авторов дополнить этот ряд семейно-бытовой сферой вызывают возражения: при всей значимости этой области жизни она выражает более конкретный срез общества в сравнении с другими подсистемами, отражающими фундаментальную структуру общества.
Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу.
Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь — взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.
Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.
Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики — осуществлять руководство и управление.
Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.
Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.
Рассмотрим взаимовлияние общественных сфер на отдельных примерах. Обратимся к явлению, получившему столь широкое распространение в современном мире, — массовой культуре. С ее продуктами — рекламой, поп-музыкой, развлекательными передачами на телевидении и т. п. — знаком сегодня практически каждый. Но было время, когда общество не знало массовой культуры. Должны были произойти изменения в различных сферах жизни, включая саму культуру, чтобы на рубеже XIX — XX вв. этот феномен появился. В экономической сфере — переход к массовому производству, его стандартизация; повышение платежеспособного спроса рабочих и служащих; в дальнейшем — появление технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства. В социальной — стремительный рост городского населения, появление досуга у значительной части работников. В собственно культурной сфере индустриально развитые страны делают важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании вводится обязательное обучение детей в возрасте 5—12 лет, в конце столетия отменяется плата за обучение в начальной школе. На появление у «низших» классов досуга, некоторых средств, сверх минимально необходимого, на рост числа грамотных, на желание расслабиться, отдохнуть после монотонного труда рынок ответил соответствующим предложением «типового» культурного продукта: книгами, фильмами, граммофонными пластинками и т. д.
Есть ли среди сфер жизни общества определяющая, дающая своего рода первотолчок последующим трансформациям? Этот вопрос остается дискуссионным. Наиболее обстоятельная разработка идеи о приоритете экономики, производственных отношений в общественном развитии принадлежит К. Марксу. Как вы уже знаете, согласно созданному им учению, изменения в производстве, отношениях собственности вызывают крупные сдвиги в других областях жизни: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества».
Во многом этот тезис справедлив. Уже на примере зарождения массовой культуры мы видели, что изменения в материальном производстве, технические достижения, да и сам характер рыночных отношений в обществе существенным образом повлияли на этот процесс. Вместе с тем данный пример показывает нам и роль других факторов: социальных, духовных, политических (образовательная политика властей).
Поэтому большинство исследователей сегодня считают, что при рассмотрении общественных явлений в расчет нужно принимать целый ряд факторов, и решающим среди них не всегда будет экономический. В свою очередь, экономические процессы не могут не испытывать политических, социальных и духовных сдвигов в обществе, что хорошо показал немецкий социолог начала прошлого века М. Вебер. Исследуя зарождение капитализма как экономической системы, он обратил внимание на ту роль, которую сыграло изменение духовных ценностей определенной части общества — людей, перешедших на позиции протестантизма. По его мнению, именно протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, открыл возможность для широкого развития предпринимательской деятельности — «мотора» капиталистической экономики.
Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс
1 вариант
А1. В узком смысле слова под обществом надо понимать
1) конкретный этап в развитии народа 2) территорию, имеющую четкие границы
3) социальную организацию страны 4) часть материального мира
А2. В широком смысле слова под обществом надо понимать
1) группу любителей почтовых марок 2) всех жителей данного города
3) учеников средней школы № 4 4) совокупность форм объединения людей
А3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе.
Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Человека от животного отличает
1) наличие мозга 2) наличие инстинктов 3) развитая кисть руки 4) способность мыслить
А5. Что свойственно человеку и животному?
1) целенаправленная деятельность 2) наличие инстинктов и рефлексов
3) наличие развитого мозга 4) членораздельная речь
А6. Верны ли следующие суждения о природе?
А. Природа – совокупность естественных условий обитания человека.
Б. Природа – это мир, созданный человеком.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Что из перечисленного относится к политической сфере общества?
1) выплата пенсий 2) выставка картин 3) съезд партии 4) продажа акций завода
А8. К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между
1) милиционером, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса
2) кандидатом в депутаты и учителем в школе, где учится его сын
3) молодым человеком и инвалидом в метро
4) владельцем угнанного автомобиля и участковым милиционером
А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления.
Б. Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
1) индустриальному 2) традиционному
3) постиндустриальному 4) информационному
А11. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства.
Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?
1) миграция 2) глобализация 3) милитаризация 4) деградация
А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
1) переход к постиндустриальному обществу
2) развитие массовой культуры
3) исчезновение биологических видов
4) глобализация мировой экономики
А14. Учитель на родительском собрании, говоря о Васе П., отметил его способность контролировать своё поведение, нести ответственность и решать проблемы, подчеркнул его сильную волю и самостоятельность в поступках. То есть он охарактеризовал Васю как
1) индивида 2) индивидуальность 3) субъекта 4) личность
А15. Начальным элементом процесса познания является
1) ощущение 2) восприятие 3) умозаключение 4) суждение
А16. К объектам материальной культуры относятся
1) нормы поведения 2) книги 3) церемонии 4) традиции
А17. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?
А. Элитарная культура является достоянием привилегированной части общества.
Б. К элитарной культуре можно отнести телесериал.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А18. У представителей этого типа культуры, как правило, нет автора. Она включает мифы, легенды, эпос, песни и танцы. О каком типе культуры идёт речь?
1) о массовой культуре 2) о народной культуре 3) об элитарной культуре 4) о поп-культуре
А19. Категории «добро» и «зло» относятся к
1) искусству 2) морали 3) образованию 4) религии
А 20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определённый период своей жизни.
Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменён в течение жизни.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В1. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия понятий народная и массовая культура. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) авторство произведений культуры не может быть установлено
2) произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки зрителя
3) широкий охват аудитории
4) возникла в связи с появлением СМИ
Черты сходства |
Черты отличия |
||
В2. Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она регулирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ОТНОШЕНИЯ |
СФЕРЫ ОБЩЕСТВА |
А) поставщика сырья и производителя товара |
1) экономическая |
Б) избирателя и кандидата в депутата |
2) политическая |
В) лидера парламентской фракции и члена партии |
|
Г) покупателя и продавца |
Запишите в таблицу выбранные цифры
А |
Б |
В |
Г |
В3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны ли современные СМИ от государственного контроля?» Результаты опроса приведены в таблице.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ |
КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ (в %) |
Полностью свободны |
|
По большей части свободны |
|
По большей части находятся под контролем общества |
|
Полностью контролируются государством |
|
Затрудняюсь ответить |
Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Мнения по заданному вопросу опрошенных граждан разделились примерно пополам.
2) Каждый пятый считает СМИ абсолютно свободными от государственного контроля.
3) Каждый десятый опрошенный считает, что СМИ находятся под абсолютным контролем власти.
4) Около половины опрошенных граждан считают, что СМИ находятся под полным или частичным контролем государства.
5) Большинство опрошенных считает, что СМИ находятся под полным контролем государственной власти
В4. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к описанию потребностей человека в безопасности. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1) стремление сохранить свою жизнь, 2) обезопасить своё жилище от вторжения, 3) потребность в отсутствии насилия над личностью, 4) потребность в воспроизводстве рода, 5) уверенность в завтрашнем дне.
В5. Укажите правильную последовательность элементов процесса познания, распределив мыслительные операции от простейших к более сложным
1) умозаключение 2) ощущение 3) суждение 4) восприятие 5) представление
1 вариант
Ответы на задания итоговой контрольной работы
по обществознанию
8 класс
Часть 1
№ задания |
Ответ |
Часть 2
№ задания |
Ответ |
Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс
2 вариант
А1. В узком смысле слова под обществом надо понимать
1) политическую организацию данной страны 2) социальную организацию данной страны
3) танцевальный коллектив 4) часть материального мира
А2. В широком смысле под обществом надо понимать
1) всё человечество 2) рабовладельческое общество
3) спортивный коллектив 4) население страны
А3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество – это группа людей, объединившихся для выполнения какого – либо действия.
Б. Общество – это конкретный этап в историческом развитии народа.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Человека от животного отличает
1) наличие инстинктов 2) наличие сознания
3) способность к воспроизводству 4) приспособляемость к окружающим условиям
А5. Что свойственно и человеку и животному?
1) наличие инстинктов и рефлексов 2) целенаправленная деятельность
3) наличие членораздельной речи 4) способность к коллективной деятельности
А6. Верны ли следующие суждения о природе?
А. Природная среда не оказывает абсолютно никакого влияния на человеческое общество.
Б. Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Что из перечисленного относится к экономической сфере общества?
1) предвыборная компания 2) создание произведений искусства
3) научное открытие 4) создание материальных благ
А8. К политической сфере общества относятся отношения между
1) инспектором ГИБДД и водителем 2) кандидатом в депутаты и его избирателями
3) тренером и его командой 4) продавцом и покупателем в магазине
А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Политическая сфера включает в себя отношения между людьми по вопросам воспитания подрастающего поколения.
Б. Экономическая сфера включает производство, потребление, распределение материальных и духовных ценностей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Основу экономики государства Б. составляет промышленное производство, существует множество корпораций и фирм. К какому типу принадлежит это общество?
1) традиционному 2) индустриальному 3) постиндустриальному 4) информационному
А11. Верны ли суждения о типах общества?
А. Основным сектором экономики в традиционном обществе является сельское хозяйство.
Б. При переходе к индустриальному обществу значительно возрастает роль научных знаний.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?
1) индустриализация 2) деградация 3) милитаризация 4) глобализация
А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?
1) повышение роли образования в жизни человека 2) усовершенствование технологии
3) увеличение продолжительности жизни человека 4) распространение алкоголизма и наркомании
А14. Учитель на родительском собрании, говоря о Маше С., отметил её творческий подход к решению проблем, оригинальность в любом виде деятельности и неповторимые особенности её письменных работ по литературе. То есть он охарактеризовал Машу как
1) индивида 2) индивидуальность 3) субъекта 4) личность
А15. Истинным можно считать знание, которое
1) наиболее полно соответствует окружающему миру
2) является результатом научного эксперимента
3) требует доказательств
4) признано властями данного государства
А16. К объектам материальной культуры относятся
1) орудия труда 2) нормы поведения 3) церемонии 4) традиции
А 17. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Массовая культура выражает вкусы высокообразованных слоёв населения.
Б. Массовая культура доступна и понятна всем слоям населения, независимо от уровня образования.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А18. Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей – критики, искусствоведы, высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?
1) элитарной 2) народной 3) поп-культуре 4) массовой
А19. Нормы морали в отличие от норм права
1) регулируются государством 2) касаются только определённой группы людей
3) регулируют поведение всех людей 4) изменяются в связи со сменой правительства
А20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Социальный статус указывает место человека в обществе, а социальная роль – способ его поведения.
Б. Социальный статус человека может изменяться с течением времени.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В1. В приведённом списке указаны черты сходства моральных и религиозных норм и отличия моральных норм от религиозных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторю колонку – порядковые номера черт различия.
1) выполняют функцию регулятора поведения человека
2) возникли до появления государства
3) основаны на мнении людей о правильном поведении
4) регулируют поведение людей, разделяющих определённые верования
Черты сходства |
Черты отличия |
||
В2. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФАКТЫ |
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) заполнение налоговой декларации |
1) политическая |
Б) выборы депутатов Государственной Думы |
2) экономическая |
В) создание политической партии |
|
Г) введение налога на добавленную стоимость |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А |
Б |
В |
Г |
В3. В стране Н. был проведён социологические опросы. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете материальное положение вашей семьи»? Результаты опросов представлены в таблице.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ |
КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ в (%) |
|
Очень хорошее и хорошее |
||
Среднее |
||
Очень плохое и плохое |
||
Затрудняюсь ответить |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и впишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.
2) Более половины опрошенных в 2007 году граждан считают своё материальное положение сред-ним.
3) Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают своё материальное положение очень хорошим.
4) Увеличилось количество граждан, считающих своё материальное положение плохим.
5) Более 2/3 опрошенных граждан не считают своё материальное положение хорошим.
В4. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике аграрного общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1) развитое сельское хозяйство, 2) передача знаний от стариков к молодёжи, 3) строгое следование традициям, 4) большая роль религии, 5) активное развитие науки.
В5. Укажите правильную последовательность уровней образования от низших и простейших к более сложным.
1) начальное общее образование
2) высшее образование
3) среднее общее образование
4) основное общее образование
5) дошкольное образовани
2 вариант
Ответы на задания итоговой контрольной работы
по обществознанию
8 класс
Часть 1
№ задания |
Ответ |
Часть 2
№ задания |
Ответ |
Итоговая контрольная работа по обществознанию8 класс
3 вариант
А1. В узком смысле слова под обществом следует понимать
1) территорию, имеющую определённые границы 2) социальную организацию страны
3) объединение любителей старинных книг 4) политическую организацию государства
А2. В широком смысле под обществом надо понимать
1) сотрудников одной фирмы 2) первобытное общество
3) учащихся одной школы 4) всё население планеты Земля
А3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.
Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Человека от животного отличает
1) физическая активность 2) наличие инстинктов
3) развитая речь 4) наличие разнообразных ощущений
А5. Что свойственно и человеку и животному?
1) приспособление к природным условиям 2) целенаправленная деятельность
3) способность создавать орудия труда 4) развитая членораздельная речь
А6. Верны ли следующие суждения о природе?
А. Исторически природа «старше» общества.
Б. Природа является единственным творцом культуры.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения?
1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной
А8. Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества?
1) производителя товара и его покупателя 2) учителя и ученика
3) глав соседних государств 4) правонарушителя и адвоката
А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом.
Б. Духовная сфера общества – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Главным рычагом социального прогресса в данном обществе выступает передача знаний от стариков к молодёжи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивается в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководит религия. К какому типу относится данное общество?
1) индустриальному 2) традиционному 3) информационному 4) постиндустриальному
А11. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. Индустриальному обществу не свойственен социальный прогресс.
Б. Основным сектором экономики в постиндустриальном обществе является промышленность.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А12. Распространение в современном мире норм и ценностей евро-американской культуры, формирование мировой экономики, создание международных организаций в финансовой сфере являются проявлением тенденции
1) милитаризации современного мира 2) деградации современного общества
3) глобализации современного общества 4) дезинтеграции современного мира
А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
1) рост народонаселения планеты 2) кризис перепроизводства
3) научно-технический прогресс 4) переход к постиндустриальному обществу
А14. Какой признак характеризует человека как личность?
1) активная жизненная позиция 2) физическое и психическое здоровье
3) свойства темперамента 4) особенности внешности
А15. К формам чувственного познания относится
1) суждение 2) наблюдение 3) ощущение 4) умозаключение
А16. К объектам нематериальной культуры можно отнести
1) язык 2) жилые дома 3) кинофильм 4) орудия труда
А17. Верны ли следующие суждения о народной культуре?
А. Мы всегда можем установить автора произведения народной культуры.
Б. Народная культура – это результат коллективного творчества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А18. Достижения этого типа культуры доступны немногим высокообразованным людям. Для людей с низким уровнем образования её произведения кажутся непонятными и скучными. О каком типе культуры идёт речь?
1) о массовой культуре 2) о народной культуре 3) об элитарной культуре 4) о поп-культуре
А19. Выражение «муки совести» относится к области
1) религии 2) морали 3) праву 4) науке
А20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определённые обязательства, ограничивающие его поведение.
Б. Принадлежность человека к определённой национальности является проявлением его предписанного статуса.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В1. В приведённом списке указаны черты традиционного общества и черты индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт традиционного, а во вторую колонку – порядковые номера черт индустриального общества.
1) передача знаний непосредственно от стариков к молодёжи
2) развитие сети образовательных учреждений
3) господство религии
4) бурное развитие науки, совершение научных открытий
Черты сходства |
Черты отличия |
||
В2. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФАКТЫ |
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) съёмки нового телесериала |
1) социальная |
Б) открытие приюта для бездомных |
2) духовная |
В) научное открытие |
|
Г) выплата пенсий |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А |
Б |
В |
Г |
В3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где живёте»? Результаты опроса приведены в таблице.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ |
КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ (в %) |
Очень хорошая |
4,8 |
Скорее хорошая |
28,1 |
Скорее плохая |
37,1 |
Очень плохая |
|
Затрудняюсь ответить |
2,2 |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности плохая, разделяют более четверти опрошенных граждан.
2) Большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своём городе очень хорошей.
3) Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своём городе.
4) Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своём городе как очень хорошую.
5) Большинство населения не задумывается о состоянии экологии в своих городах и затрудняется ответить на поставленный вопрос.
В4. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике индустриального общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1) активное развитие науки, 2) большая роль религии, 3) развитая система промышленного производства, 4) большую часть населения страны составляют промышленные рабочие, 5) широкое развитие системы образовательных учреждений.
В5. Укажите правильную последовательность потребностей человека в соответствии с тем порядком, в котором они представлены в пирамиде А. Маслоу.
1) духовные 2) физиологические 3) экзистенциальные 4)престижные 5) социальные
3 вариант
Ответы на задания итоговой контрольной работы
по обществознанию