Экономия фонда оплаты труда

Справка

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 59 распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1830-р, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 03.11.2010 N Пр-3211 по вопросу возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, сообщает.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 261-ФЗ) начиная с 1 января 2010 года государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.

Начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций и оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ находящимися в их ведении государственными (муниципальными) учреждениями на основании данных об объеме фактически потребленных учреждениями в 2009 году каждого из вышеуказанных ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на пятнадцать процентов в течение пяти лет с ежегодным снижением такого объема на три процента.

С 1 января 2011 г. эти требования распространяются на все типы государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные, автономные.

Учитывая что, для каждого типа государственного (муниципального) учреждения законодательство Российской Федерации предусматривает разные способы финансового обеспечения деятельности, экономия средств, достигнутая за счет дополнительного, по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований, снижением потребления может быть использована государственным (муниципальным) учреждением с учетом особенностей финансового обеспечения типа данного учреждения.

Казенные учреждения

В ходе исполнения бюджета могут быть уточнены лимиты бюджетных обязательств, в том числе в случае увеличения в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг — в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных (муниципальных) услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10 процентов.

Кроме того, статьями 217 и 219.1 Кодекса предусмотрена возможность руководителя финансового органа утверждать лимиты бюджетных обязательств по «укрупненным» показателям кодов классификации операций сектора государственного управления.

Указанные нормы законодательства Российской Федерации предоставляют возможность направлять сложившуюся экономию по оплате коммунальных услуг (в части услуг по энергосервисным договорам) на другие расходы учреждения казенного учреждения после изменения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему для оплаты потребляемых ресурсов на финансовое обеспечение расходов, связанных с выполнением функций учреждения, в том числе на увеличение фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).

Кроме того, необходимо отметить, что в части федерального бюджета в соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1181 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» требования о недопущении увеличения утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по заработной плате за счет экономии по использованию в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на иные цели при оказании государственных услуг, не применяется в случае, если иное установлено федеральным законом (в том числе в части экономии, вызванной снижением потребления энергоресурсов, предусмотренное Законом N 261-ФЗ).

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 13 проекта постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Необходимо отметить, что положения, установленные для казенных учреждений распространяются и на бюджетные учреждения, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) не принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и которые являются получателями бюджетных средств.

Бюджетные и автономные учреждения

Финансовое обеспечение выполнения автономными, а с 1 января 2011 г. и бюджетными учреждениями государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) будет осуществляться путем предоставления указанным учреждениям субсидии из бюджета.

Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается исходя из нормативных затрат на оказание государственных услуг.

В соответствии с Методическими рекомендациями по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденными совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 136н/526, в указанные затраты подлежат включению нормативные затраты на коммунальные услуги, которые рассчитываются по видам энергетических ресурсов, в том числе исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения.

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), и используются бюджетными учреждениями в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (части 9, 15 статьи 30 Закона N 83-ФЗ).

Документом, определяющим направления использования бюджетными и автономными учреждениями указанной субсидии, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее — План), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного и автономного учреждения, в соответствии с общими требованиями, установленными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 81н (далее — Порядок N 81н).

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в соответствии с Порядком N 81н в разрезе выплат, которые в том числе включают оплату коммунальных услуг, рассчитанных с учетом соответствующих нормативных затрат.

В случае достижения экономии средств, предусмотренных на оплату коммунальных услуг, за счет осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного и автономного учреждения на иные выплаты, в том числе на увеличение заработной платы.

При таком перераспределении денежных средств бюджетному и автономному учреждению будет необходимо уточнить показатели Плана, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. При этом орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения (пункт 22 Порядка N 81н).

Исходя из содержания части 17 статьи 30 Закона N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения и направляются в следующем году на те же цели.

Таким образом, с 1 января 2011 года для бюджетных и автономных учреждений обеспечена возможность как сохранения в их распоряжении средств, сэкономленных в результате осуществления ими мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению, так и направления указанной экономии, в том числе на увеличение расходов по оплате труда в соответствии с требованиями части 3 статьи 24 Закона N 261-ФЗ.

В целях создания условий использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергоэффективности и повышения энергетической эффективности в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами Министерство финансов Российской Федерации рекомендует:

федеральным органам исполнительной власти — довести его до подведомственных федеральных государственных учреждений, а также учитывать вышеизложенные положения при планировании бюджетных ассигнований;

финансовым органам субъектов Российской Федерации — довести настоящее письмо до главных распорядителей бюджетных средств и финансовых органов муниципальных образований, а также обеспечить в случае необходимости принятие соответствующих нормативных правовых актов.

Т.Г. Нестеренко

Письмо Минфина РФ от 30 декабря 2010 г. N 02-03-06/5448

Текст письма размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http://www.minfin.ru)

Условия формирования экономии фонда оплаты труда

Хозяйственный механизм

Регламент работы по бухгалтерскому обслуживанию школ, формы отчетности (отчет по экономии фонда оплаты труда, отчет об использовании сметы расходов).

Анализ видов бухгалтерской отчетности.

Нормативно — подушевое финансирование.

Лекция 3

Регламент работы по бухгалтерскому обслуживанию школ, формы отчетности (отчет по экономии фонда оплаты труда, отчет об исполнении сметы расходов).

Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская отчетность состоит из

— бухгалтерского баланса,

— отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, — а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Если при составлении бухгалтерской отчетности, исходя из правил ПБУ 4/99, организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Пояснения представляют собой отдельные формы бухгалтерской отчетности (например, отчет о движение денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и пояснительную записку.

Общие Положения формирования экономии отчета труда

1.1. Настоящий Порядок регламентирует условия возникновения и использования экономии фонда оплаты труда (далее – ФОТ) структурных подразделений .

1.2. Порядок формирования и использования экономии ФОТ разработан в соответствии с Положением об оплате труда работников.

1.3. Учет средств экономии ФОТ осуществляется главным специалистом по оплате труда управления по работе с персоналом (далее – Ответственный исполнитель).

1.4. Использование средств экономии ФОТ производится не чаще одного раза в квартал.

Условия формирования экономии фонда оплаты труда

2.1. Периодом для формирования и использования экономии ФОТ является календарный год с января по декабрь включительно. При этом расчет экономии ФОТ за декабрь производится не позднее 10 декабря на основании имеющихся на эту дату первичных документов, подтверждающих наличие экономии.

2.2. При расчете экономии ФОТ по должностям из числа профессорско — преподавательского состава (далее – ППС) период ежегодного отпуска (июль – август) из расчета исключается, а также период временной нетрудоспособности.

2.3. На следующий период средства экономии ФОТ не переносятся.

2.4. На другие статьи расходов бюджетной классификации средства экономии ФОТ не переносятся.

2.5. Средства экономии ФОТ могут быть использованы:

2.5.1. Для оплаты дополнительного объема работ.

2.5.2. Для стимулирующих единовременных выплат, направленных на повышение мотивации работников к более эффективному и качественному выполнению своих трудовых обязанностей.

2.5.3. Для компенсации финансовых затрат в объеме не более суммы высвобожденных денежных средств (п. 3.3 настоящего Порядка) в случае, если к возникновению этих затрат привело ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и при этом виновному лицу была установлена премия за основные результаты деятельности ниже максимального уровня.

3. Источники возникновения экономии фонда оплаты труда Экономия ФОТ складывается за счет:

3.1. Высвобождения средств за период временной нетрудоспособности работников.

3.2. Высвобождения средств в результате оформления работниками отпусков без сохранения заработной платы.

3.3. Высвобождения средств в результате начисления не в полном объеме премиальных выплат за основные результаты деятельности.

3.4. Наличия вакантных должностей в штатном расписании, в том числе при нахождении работника в отпуске по уходу за ребенком в случае, если на его место не принят другой работник (кроме должностей из числа ППС).

Экономия по фонду оплаты труда исчисляется как разница между плановыми средствами на заработную плату работников за соответствующий месяц и фактически начисленными суммами за этот же период.

Плановые средства на заработную плату в расчете на месяц формируются например:

а) из должностных окладов и тарифных ставок (окладов), рассчитанных с учетом корректирующих коэффициентов;

б) надбавок за классные чины (класса, классного чина, дипломатического ранга, персонального звания и штатного воинского (специального) звания);

в) надбавок за особые условия государственной службы. Средства на установление надбавок планируются в зависимости от класса, классного чина, дипломатического ранга, персонального звания и штатного воинского (специального) звания, предусмотренных в установленном порядке по занимаемой должности;

г) надбавок за выслугу лет к расчетным должностным окладам;

д) надбавок за сложность и напряженность труда работникам;

е) сумм повышения должностных окладов молодых специалистов;

ж) доплат за работу в ночное время и оплаты за работу в праздничные и выходные дни;

При этом следует иметь в виду:

для расчета экономии в плановые средства на выплату заработной платы по вакантным должностям (профессиям) не включаются надбавки за классный чин, особые условия государственной службы и выслугу лет для должностных лиц, а также повышение тарифных ставок и окладов рабочим и работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим функционирование государственного аппарата, за стаж работы в отрасли;

суммы доплат за работу в ночное время и выплаты за работу в праздничные и выходные дни включаются в плановые средства на заработную плату в фактически начисленных суммах;

плановые средства на установление надбавок за сложность и напряженность труда работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим функционирование государственного аппарата, не использованные в расчетном месяце на установление указанных надбавок могут быть использованы на эти цели в течение года или направлены на премирование;

плановые средства на премирование, выплату единовременного пособия на оздоровление и оказание материальной помощи в расчет экономии по фонду оплаты труда не включаются.

Экономия по фонду оплаты труда рассчитывается за каждый месяц в отдельности. Размер неиспользованной экономии средств в данном месяце может быть использован в течение года.

В случае если в расчетном месяце размер фактически начисленной заработной платы превышает плановый, то сложившийся перерасход должен быть перекрыт экономией следующих месяцев.

«ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ СМЕТЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

— форма (форма 2) квартального и годового отчета бюджетных организаций, финансируемых за счет средств бюджета и осуществляющих бухгалтерский учет. Отчет составлен в разрезе показателей экономической классификации расходов бюджетов РФ. В форме приводится сопоставление фактических расходов по исполнению сметы по всем показателям экономической классификации расходов и кассовых расходов бюджетной организации (включая казначейские обязательства и налоговые освобождения) с годовыми и квартальными сметными назначениями бюджетной организации.

Пример определения экономии фонда заработной платы при внедрении мероприятий по совершенствованию нормирования труда

Рассчитаем экономию фонда заработной платы слесарей-ремонтников и электромонтёров по ремонту и обслуживанию электрооборудования при внедрении мероприятий по совершенствованию нормирования труда.

Рассчитаем фактический фонд заработной платы. Результаты расчётов оформим в виде таблицы 1.

Таблица 1 Фактический фонд заработной платы слесарей-ремонтников и электромонтёров

Наименование

профессии

Разряд

Фактич. списочн

числен-ность, чел.

Фонд з/платы 1 рабочего, руб./мес.

Сумма заработной платы, руб/мес.

Сумма доплаты за совмещение, руб/мес.

ИТОГО фонд зараб. платы, руб/мес.

1

2

3

4

5=4*3

6

7=5+6

Слесарь-ремонтник

4

1

2934

2934

734

3668

Слесарь-ремонтник

5

4

3257

13028

1629

14657

Слесарь-ремонтник

6

6

3612

21672

3612

25284

ИТОГО по слеса-рям-ремонтникам:

11

37634

5975

43609

Электромонтёр

4

4

2934

11736

2934

14670

Электромонтёр

5

1

3257

3257

814

4071

Электромонтёр

6

1

3612

3612

903

4515

ИТОГО по электромонтёрам:

6

18605

4651

23256

ВСЕГО:

17

56239

10626

66865

В графе 6 указана сумма доплаты за совмещение профессии слесарь-ремонтник 8 чел. * 25% = 200% (2 вакансии); электромонтёр 6 чел.*25% = 150% (1,5 вакансии).

Расчет фонда заработной платы слесарей-ремонтников по численности, рассчитанной на основе «Отраслевых типовых норм обслуживания для слесарей-ремонтников, электромонтёров на предприятиях швейной промышленности» приведём в таблице 2.

Таблица 2 Расчётный фонд заработной платы слесарей-ремонтников и электромонтёров

Наименование

профессии

Разряд

Расчётная списочн.

числен-ность, чел.

Фонд з/платы 1 рабочего, руб/мес.

Сумма заработной платы, руб/мес.

Сумма доплаты за совмещение, руб/мес.

ИТОГО фонд зараб. платы, руб/мес.

1

2

3

4

5=4*3

6

7=5+6

Слесарь-ремонтник

4

1

2934

2934

2934

Слесарь-ремонтник

5

4

3257

13028

13028

Слесарь-ремонтник

6

6

3612

21672

21672

ИТОГО по слеса-рям-ремонтникам:

11

37634

37634

Электромонтёр

4

4

2934

11736

11736

Электромонтёр

5

3

3257

9771

9771

Электромонтёр

6

1

3612

3612

3612

ИТОГО по электромонтёрам:

8

25119

25119

ВСЕГО:

19

62753

62753

Таблица 3 Фонд заработной платы слесарей-ремонтников и электромонтёров по штатному расписанию

Наименование

профессии

Разряд

Списочная расчётная

численность, чел.

Фонд з/платы 1 рабочего, руб/мес.

Сумма заработной платы, руб/мес

Сумма доплаты за совмещение, руб/мес

ИТОГО фонд зараб. платы, руб/мес

1

2

3

4

5=4*3

6

7=5+6

Слесарь-ремонтник

4

3

2934

8802

8802

Слесарь-ремонтник

5

4

3257

13028

13028

Слесарь-ремонтник

6

8

3612

28896

28896

ИТОГО по слеса-рям-ремонтникам:

15

50726

50726

Электромонтёр

4

4

2934

11736

11736

Электромонтёр

5

5

3257

16285

16285

Электромонтёр

6

1

3612

3612

3612

ИТОГО по электромонтёрам:

10

31633

31633

ВСЕГО:

25

82359

82359

Проведём расчет экономии фонда заработной платы в результате снижения численности слесарей-ремонтников и электромонтёров на основании приведённых выше расчетов численности в соответствии с «Отраслевыми типовыми нормами обслуживания для слесарей-ремонтников, электромонтёров на предприятиях швейной промышленности». Результаты расчётов оформим в виде таблицы 4.

Таблица 4 Экономия фонда заработной платы по слесарям-ремонтникам и электромонтёрам

Наименование профессии

ФЗП по штатному расписанию, руб./мес

ФЗП фактический, руб./мес.

ФЗП расчётный, руб./мес

Отклонение ФЗП расч. от ФЗП по штатам

(-) экономия

(+) перерас-ход, руб/мес

Отклонение ФЗП расч. от ФЗП фактическ. (-) экономия

(+) перерас-ход, руб/мес

1

2

3

4

5=4-2

6=4-3

Слесарь-ремонтник

50726

43609

37634

-13092

-5975

Электромонтёр

31633

23256

25119

-6514

+1863

ВСЕГО:

82359

66865

62753

-19606

-4112

На основании данных таблицы 4. можно сделать вывод, что экономия фонда заработной платы по сравнению с фондом заработной платы по штатному расписанию составит 19,6 тыс. руб. в месяц или 235,2 тыс. руб. в год, а по сравнению с фактическим фондом заработной платы составит 4,1 тыс. руб. в месяц или 49,2 тыс. руб. в год.

Составим сводную таблицу по численности слесарей-ремонтников и электромонтёров. (Таблица 5)

Таблица 5 Численность слесарей-ремонтников и электромонтёров

Наименование профессии

Списочная численность по штатному расписанию, чел.

Списочная численность

фактическая, чел.

Списочная численность расчётная, чел.

Отклонение числ. расч. от числ.по штатам

(-) экономия

(+) перерас-ход, чел.

Отклонение числ. расч. от числ. фактическ. (-) экономия

(+) перерас-ход, чел.

1

2

3

4

5=4-2

6=4-3

Слесарь-ремонтник

15

11

11

-4

0

Электромонтёр

10

6

8

-2

+2

ВСЕГО:

25

17

19

-6

+2

Результаты расчётов показывают, что в штатном расписании заложена численность слесарей-ремонтников, превышающая нормативную на 4 человека, а численность электромонтёров – на 2 человека.

На основании проведённых расчётов и полученных результатов можно сделать вывод, в данный момент на предприятии следует провести расчёт численности рабочих по всем профессиям на основании нормативных документов. Этот расчёт поможет рациональной расстановке кадров на предприятии, экономии фонда заработной платы, эффективному использованию трудовых ресурсов. Часть экономии фонда заработной платы можно использовать на повышение заработной платы не за счёт доплаты за вакансию, а за счёт повышения тарифных ставок и окладов. Это повысит стабильность заработка и заинтересованность рабочих в качественном выполнении своих обязанностей.

Оставьте комментарий