Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Стандарты в области регулирования бухгалтерского учета в России

В законе » О бухгалтерском учете» дано следующее определение стандарта бухгалтерского учета и международного стандарта. Стандарт – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.

В зависимости от назначения и статуса статья 21 закона «О бухгалтерском учете» к документам в области регулирования бухгалтерского учета относит:

‒ федеральные стандарты;

‒ отраслевые стандарты;

‒ рекомендации в области бухгалтерского учета;

‒ стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

‒ определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

‒ допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

‒ порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

‒ требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

‒ план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

‒ состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

‒ условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

‒ состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

‒ состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

‒ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Они применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации.

Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

Основными нормативными документами первого уровня в настоящее время являются: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде таблицы.2.1:

Таблица 2. 1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Уровень Документы Органы, принимающие решения
1 уровень – Федеральные стандарты Федеральные законы, постановления, указы, кодексы Государственная Дума, Правительство РФ, Президент РФ
2 уровень – Отраслевые стандарты Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерство финансов РФ
3 уровень – Рекомендации в области бухгалтерского учета Методические указания, инструкции, письма Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы и др.
4 уровень – Стандарты экономического субъекта Организационно – распорядительная документация (приказы, распоряжения и т.п.) Экономические Субъекты

Важное значение в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета занимает Федеральный закон № 402 –ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете».

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 –ФЗ от 06.12.2011 г.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» вводится в действие с 1 января 2013 г. и состоит из четырех глав, включающих 30 статей (рис. 2.3).

Рис. 2.3 Структура Федерального закона «О бухгалтерском учете»

В законе расширен перечень лиц, на которые возлагается обязанность ведения бухгалтерского учета. Действие закона распространяется также на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.

В федеральном Законе «О бухгалтерском учете» введены конкретные квалификационные требования к главным бухгалтерам ОАО, страховых организаций, акционерных инвестиционных фондов и прочих компаний, работающих с ценными бумагами.

С введением закона в действие упраздняются обязательные унифицированные формы первичных документов. Формы первичных документов утверждаются руководителем экономического субъекта и должны содержать ряд обязательных реквизитов, перечисленных в законе. Первичные документы теперь могут быть составлены и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В Законе сказано, что в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено законодательством. Исправление должно содержать дату исправления и подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Вводятся обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета. Формы регистров учета утверждает руководитель организации с учетом этого требования.

Во второй главе Федерального закона «О бухгалтерском учете» также дается характеристика таких элементов метода бухгалтерского учета как инвентаризация, оценка, общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее состав, понятие отчетной даты и отчетного периода, особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, понятие внутреннего контроля.

Третья глава посвящена вопросам регулирования бухгалтерского учета. В ней раскрываются принципы и документы регулирования бухгалтерского учета, состав субъектов регулирования бухгалтерского учета, функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета, вводится понятие совета по стандартам бухгалтерского учета и приводится программа разработки федеральных стандартов. В законе предложен принципиально новый подход в принятии норм права и новый термин‒стандарт бухгалтерского учета.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов и имеют рекомендательный характер, применяются на добровольной основе.

Стандарты экономического субъекта разрабатываются экономическими субъектами самостоятельно и по своему усмотрению. Но в случае их принятия – носят обязательный характер для всех его подразделений, включая филиалы и представительства.

Наряду с государственными органами управления бухгалтерского учета (Минфином), Закон № 402 –ФЗ говорит о негосударственных органах управления – это саморегулируемые организации, которые могут быть созданы непосредственно предпринимателями и другими пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности, в т. ч. аудиторами, заинтересованными принимать участие в регулировании бухгалтерского учета. Это могут быть ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации.

Инициатором и разработчиком стандартов должны выступать именно негосударственные органы управления бухучета. Именно их проект с поправками, внесенными в ходе его обсуждения, либо утверждается, либо отклоняется государственным органом – Министерством Финансов.

Если таких инициаторов среди негосударственных органов нет, то государственный орган занимается разработкой самостоятельно.

Стандарты должны разрабатываться и утверждаться на основе специальной программы разработки федеральных стандартов. Закон гарантирует доступность программы всем заинтересованным лицам.

Порядок принятия стандартов предусматривает обязательные публичные обсуждения, которые должны длиться не менее трех месяцев. Закон № 402 –ФЗ обеспечивает публичное и открытое принятие нормативных актов. Он обеспечивает доступ каждого к обсуждению и внесению изменений и дает возможность задействовать высокий профессионализм предпринимателей и аудиторов в создании норм права.

Четвертая глава включает заключительные положения в части сроков и порядка хранения документов бухгалтерского учета и раскрывает особенности применения настоящего Федерального закона.

Роль и значение стандартов бухгалтерского учета в работе аппарата бухгалтерии экономического субъекта в современных условиях развития рыночной экономики возрастает. В тоже время при их формировании расширяется роль бухгалтерского сообщества, независимых общественных организаций.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какой основной документ в области бухгалтерского учета Вы знаете?

2. Какие документы относятся к первому, второму, третьему и четвертому уровню нормативного регулирования бухгалтерским учетом?

3. Назовите основные положения Федерального закона № 402 –ФЗ «О бухгалтерском учете».

4. Назовите принципы регулирования бухгалтерским учетом.

СТАНДАРТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

Стандарты экономического субъекта относятся к пятой группе системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В их состав входят:

  • • учетная политика организации;
  • • график документооборота;
  • • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  • • рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
  • • утвержденные руководителем формы внутренней отчетности и др.

Основы формирования учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Учетная политика организации форМИруется главным бухгалтером организации или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации, и утверждается руководителем организации.

В учетной политике рассматриваются вопросы, решение которых в соответствии с действующим законодательством многовариантно.

При принятии учетной политики также утверждаются:

  • • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета;
  • • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • • способы оценки активов и обязательств;
  • • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • • порядок контроля за фактами хозяйственной жизни и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях, строго оговоренных в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Это в частности:

  • • изменение законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • • разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • • существенное изменение условий хозяйствования (реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.).

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Учетная политика организации оформляется организационно-распорядительным документом.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

Порядок организации документооборота в бухгалтерском учете организаций определен Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. № 105.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер организации, утверждается график приказом руководителя предприятия. График должен устанавливать в организации рациональный документооборот, способствовать улучшению всей учетной работы в организации, усилению контрольных функций бухгалтерского учета.

График документооборота оформляется в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив.

Работники организации создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности по графику документооборота. Ответственность за своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также за достоверность содержащихся в них данных несут лица, заполнившие и подписавшие эти документы.

Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота в организации осуществляет главный бухгалтер. Требования главного бухгалтера в части порядка оформления фактов хозяйственной жизни и представления в бухгалтерию необходимых документов обязательны для всех подразделений организации.

Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержится норма о допущении формирования первичных учетных документов в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Использование электронных документов в организации предполагает использование электронного документооборота, который может осуществляться при наличии следующих условий:

  • 1) в организации издан приказ руководителя, содержащий перечень должностных лиц, имеющих право проставлять электронную цифровую подпись на документах;
  • 2) определен круг операций и контрагентов, по которым будет осуществляться электронный документооборот;
  • 3) компьютер, на котором будет осуществляться работа с электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью, аттестован и используется только для указанных целей;
  • 4) в наличии соглашения между сторонами об использовании электронного документооборота и порядке обмена электронными документами;
  • 5) контрагенты, задействованные в электронном документообороте, являются клиентами одной из систем подтверждения подписи должностных лиц, а система должна быть зарегистрирована в Едином государственном реестре сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров;
  • 6) весь документооборот проходит только по защищенным каналам связи или через специализированную организацию.

Рабочий план счетов организации, утверждаемый руководителем, формируется из перечня счетов, приведенных в Плане счетов и инструкции по его применению. Необходимость конкретной организации в счетах устанавливается по каждому объекту учета. Рабочий план счетов организации содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.

Формы внутренней отчетности разрабатываются организацией самостоятельно исходя из особенностей ее функционирования и утверждаются руководителем организации.

Федеральные учетные стандарты

Федеральные бухгалтерские стандарты применяются независимо от вида экономической деятельности и устанавливают, в частности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухучету и списания;
  • допустимые способы оценки учетных объектов;
  • порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в рубли;
  • требования к учетной политике;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности;
  • упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность;

Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Федеральные стандарты утверждаются Минфином (ст. 23 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329).

До утверждения федеральных стандартов основными российскими стандартами бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

В настоящее время национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ. К национальным учетным стандартам можно также отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 №34н), а также Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина от 30.12.1993 № 160).

Оставьте комментарий