ФГУ администрация морского порта Мурманск

В 2019 году ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» исполнилось 25 лет. Эту дату коллектив учреждения встретил высокими показателями в работе и наградами за добросовестный и упорный труд – в честь юбилея все сотрудники АМП были награждены нагрудными памятными знаками, пятерым из них были вручены благодарности Министра транспорта РФ. Об успехах в работе АМП, ее текущих задачах и перспективных планах в связи с развитием морской отрасли в зоне ответственности рассказал руководитель ФГБУ «АМП Западной Арктики» Сергей Диденко.

«МП»: Сергей Константинович, к своему 25-летнему юбилею Ваше учреждение подошло с другим названием по отношению к первому наименованию, измененными задачами, новой структурой. Скажите, что собой представляет сегодня Администрация морских портов, какие задачи решает и в какой день Вы отмечаете юбилей?

– Днем основания нашего учреждения мы считаем дату выходу постановления Администрации города Мурманска от 01.08.1994 г. №1488. Основанием тому послужили постановление Совета Министров – Правительства РФ от 17.12.1993 г. №1299, распоряжение Госкомимущества РФ от 02.02.1994 г. №240-р, приказ Департамента морского транспорта от 12.07.1994 г. №51.

Основной задачей создания Государственного учреждения «Морская администрация порта Мурманск» (МАП), согласно перечисленным документам, стала необходимость выполнения государством функций по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту, надзора за соблюдением законов, правил и международных договоров РФ по торговому мореплаванию, а также по осуществлению надзора за технической эксплуатацией закрепленных за МАП портовых сооружений и объектов, обеспечению их ремонта, развития и строительства.

С тех пор учреждение претерпело значительные изменения и прошло через все преобразования и изменения, связанные с реформированием портовых властей, хозяйствующие функции по управлению портовыми сооружениями были отделены. В результате на его основе в декабре 2014 года была создана Администрация морских портов Западной Арктики в форме ФГБУ.

В настоящее время зона ответственности ФГБУ «АМП Западной Арктики» распространяется от Мурманска до порта Хатанга и включает в себя 12 морских портов, находящихся в шес-ти субъектах РФ на берегах Белого, Баренцева, Карского морей и моря Лаптевых. Это порты Архангельск, Варандей, Витино, Диксон, Дудинка, Кандалакша, Мезень, Мурманск, Нарьян-Мар, Онега, Сабетта и Хатанга. В порту Витино в 2013 году хозяйственная деятельность была приостановлена.

Администрация, включающая в себя 11 филиалов на базе перечисленных портов (кроме Мурманска), осуществляет в акваториях этих портов организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение исполнения капитанами морских портов их прямых функций, определенных российским законодательством.

С момента основания учреждения и до настоящего времени деятельность АМП направлена на создание благоприятных условий для безопасной эксплуатации развивающегося транспортного комплекса, повышения его доступности и конкурентоспособности, интеграции в мировое транспортное пространство, для реализации транзитного потенциала России.

«МП»: Каковы показатели работы морских портов Западной Арктики за текущий год и каковы тенденции грузооборота? Назовите главные причины, определяющие эти тенденции?

– В январе-августе 2019 года объем перевалки грузов во всех портах, входящих в состав АМП, достиг 69,17 млн тонн, что на 19,3% больше показателя аналогичного периода 2018 года.

В 2019 году сохраняется тенденция наращивания объема перевалки грузов в морских портах АМП. Так, за период с 2015 по 2018 год их грузооборот увеличился на 40% и достиг 91,66 млн тонн. Резкое увеличение показателей произошло за счет ввода в эксплуатацию в 2018 году завода по производству СПГ в рамках проекта «Ямал СПГ» в морском порту Сабетта.

«МП»: Насколько за последнее время изменилась интенсивность судоходства, с какими конкретно инфраструктурными изменениями это связано? Как повлияло число судозаходов на показатели работы АМП и в целом региона?

– В январе-августе 2019 года количес-тво судозаходов (вход+выход) в целом по АМП составило 11297, что по сравнению с аналогичным периодом 2018 года больше на 1254 (+12,5%). Увеличение произошло в порту Сабетта на 359 единиц, из них за счет увеличения судозаходов в заграничном плавании на 264 единицы, что связано с введением в эксплуатацию третьей очереди завода СПГ.

В настоящее время в Обской губе на участке №2 акватории порта Сабетта производятся дноуглубительные работы, включая создание подходного канала и формирование акватории для строительства объектов терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» Салмановского нефтегазоконденсатного месторождения.

В порту Архангельск количество судозаходов увеличилось на 311 единиц, до 1121 единицы, что связано с ростом заходов/выходов судов в каботажном плавании на 359 единиц при одновременном снижении судозаходов в заграничном плавании на 48 единиц в связи со снижением объемов груза в заграничных перевозках.

Увеличение на 312 судозаходов произошло в порту Мурманск, в том числе на 315 единиц в каботажном плавании. Следует отметить рост заходов/выходов судов рыбопромыслового флота в каботажном плавании на 85 единиц в связи с увеличением объемов рыбопродукции, доставляемой судами рыбопромыслового флота для выгрузки в АО «Мурманский морской рыбный порт» и ООО РПК «Гольфстрим».

На 21 единицу выросло число судозаходов и в порту Кандалакша, и в порту Варандей, на 257 – в порту Онега, в том числе за счет увеличения заходов/выходов судов в каботажном плавании на 261 единицу, на 100 – в порту Нарьян-Мар. Снижение количества судозаходов в каботажных перевозках на 127 единиц наблюдалось в порту Дудинка, одной из причин стало подтопление причалов в порту в конце июня – начале июля.

В целом в морских портах АМП Западной Арктики интенсивность судоходства за три года увеличилась на 89%, с 13654 единиц в 2015 году до 15376 единиц в 2018 году.

Из 12 портов АМП только 3 являются не убыточными. Однако, понимая необходимость обеспечения безопасности мореплавания в Арктике, АМП поддерживает высокий уровень компетентности служб капитанов портов во всех портах АМП независимо от результата их экономической деятельности, своевременно перераспределяя доходы между портами-донорами и портами-реципиентами с целью обес-печения финансирования последних.

Необходимо подчеркнуть, что за все время существования учреждения аварий по вине капитанов морских портов не было. Таким образом, ежегодное выполнение государственного задания (отсутствие аварий по вине капитана морского порта) учреждением составляет 100%.

«МП»: Какие типы судов сегодня преобладают на перевозках через порты Западной Арктики? Каковы требования к ним по ледовому классу, экологичности с учетом повышенных требований для Арктики (топливо, отходы, балласт и прочее)? Как эти требования обеспечиваются инспекторами ГПК служб капитанов портов, насколько эта работа отличается в сравнении с работой коллег в южных портах?

– Преобладающими типами судов на перевозках через крупные порты АМП Западной Арктики сегодня являются танкеры и балкеры дедвейтом от 10 тыс. тонн и выше. Требования по ледовому классу зависят от сезона и района плавания и варьируются от Ice1 (РС) до Arc7 (РС). Не исключены случаи, когда суда не имеют ледовых усилений.

Экологичность – топливо и отходы – нормируется Международной конвенцией МАРПОЛ-73/78 и Полярным кодексом РФ. Экологичность – балласт – нормируется Международной конвенцией по управлению балластными водами 2004 года.

Требования этих документов к судам и судовладельцам инспекторами государственного портового контроля (ГПК) служб капитанов морских портов АМП обеспечиваются в полной мере. В связи с тем, что Полярный кодекс не распространяется на южные порты РФ, нагрузка на инспекторов ГПК ФГБУ «АМП Западной Арктики» в этом отношении отличается от нагрузки коллег из южных регионов в большую сторону.

«МП»: Каким было участие АМП в перспективных проектах по развитию инфраструктуры (работа по изменению границ портов, контроль за строительством акваторий и территорий терминалов и портов, обсуждение и утверждение инвестпроектов, подготовка требований по безопасности терминалов, расчет роста грузооборота и судоходства и т.п.)?

– В 2019 году ФГБУ «АМП Западной Арктики» рассмотрело следующие представленные материалы заказчиков:

2. Декларацию АО «Нефтегазхолдинг» о намерениях инвестирования в строительство объекта «Порт бухта Север» (Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район).

3. Декларацию ООО «Полар Инжиниринг» о намерениях инвестирования в строительство угольного терминала «Бухта Север» (морской порт Диксон).

4. Декларацию ООО «Северная звезда» о намерениях инвестирования в строительство объекта «Морской угольный терминал на базе Сырадасайского угольного месторождения».

5. ООО «Таймырнефтегаз-Порт» материалы на согласование проектной документации по объекту «Нефтяной терминал «Порт бухта Север».

6. ООО «Мордрага» материалы по проекту «Терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» и объектов подготовительного периода. 1-й этап подходной канал и акватория».

7. Декларацию ООО «Обский СПГ» о намерениях инвестирования в строительство по проекту «Терминал сжиженного природного газа «Обский».

8. АО «82 СРЗ» материалы по проекту «Строительство опорной базы берегового обеспечения шельфовых проектов в арктической зоне РФ с созданием промышленного кластера нефтесервисных производств и центра сервисного обслуживания кораблей и судов, осуществляющих плавание в акватории СМП в жилрайоне Росляково г. Мурманска на базе АО «82 СРЗ» (разрешение на создание искусственных земельных участков № 1, 2, 3 в Кольском заливе Баренцева моря (губа Чалмпушка).

Касательно участия АМП в подготовке проектов актов Правительства РФ по изменению границ портов с начала 2019 года были подготовлены проекты по морским портам Мурманск и Сабетта в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 30.12.2018 г. №1775 «Об утверждении Правил установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта». Изменения границ портов обусловлено включением в их состав дополнительных участков территории и акватории для реализации задач по увеличению грузооборота и экономической эффективности портов.

Для первоначальной подготовки материалов по проектам производится сбор основных сведений по планируемым к включению участкам территории и акватории, которые отражают все характеристики участков в графическом и текстовом форматах, сведения об инициаторе. Следующим этапом материалы по проектам представляются на рассмотрение и согласование в заинтересованные ведомства, в том числе в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположен морской порт.

В настоящий момент в целях повышения эффективности работы морских портов и управления ими ФГБУ «АМП Западной Арктики» проводит комплексную работу по подготовке следующих проектов:

– по включению в границы порта Архангельск территорий морских портов Онега, Мезень, а также морского терминала в г.Кемь;

– по включению в границы порта Кандалакша территории морского порта Витино;

– по включению в границы порта Дудинка территории морского порта Хатанга;

– по изменению границ объекта «Терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» в порту Сабетта;

– по порту Мурманск – размещение временного рейдового перегрузочного комплекса (ВРПК) для перегрузки сжиженного природного газа (СПГ) в восточной части Кильдинского пролива и размещение Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в с.Белокаменка Мурманской области.

«МП»: Расскажите об уже реализуемых крупнейших проектах, связанных с развитием Севморпути. Какова их роль и на какой стадии они находятся? Рассматривался ли Вами проект строительства порта Индига в НАО, что Вам о нем известно и каковы его перспективы?

– Безусловно, главным для развития перевозок по СМП является расширение мощностей морского порта Сабетта, в частности строительства терминала «Утренний» по перевалке СПГ и СГК в рамках проекта «Арктик СПГ-2».

Кроме того, большое значение имеет реализация проекта Комплексного развития Мурманского транспортного узла, целью которого является создание действующего круглогодично глубоководного морского хаба – центра по переработке контейнерных, нефтеналивных грузов, угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор «Север – Юг».

В результате будет произведена реконструкция действующих и создание новых объектов портовой инфраструктуры, обеспечивающей грузооборот до 70 млн тонн в год, а также железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, в том числе на западном берегу Кольского залива, создание региональной транспортно-логистической системы и системы координации субъектов регионального транспортного рынка. Расчетный срок реализации проекта – 2020 год. Проект реализуется в формате государственно-частного партнерства и предусматривает строительство объектов как федеральной, так и частной собственности.

Незамерзающий глубоководный порт Мурманск – единственный порт европейской части России с коротким и удобным доступом в Мировой океан. Отсутствие потребности в искусственных защитных сооружениях и ледокольном обеспечении в зимний период делает его наиболее привлекательным для судовладельцев и удобным для обслуживания крупнотоннажных судов, перевозящих нефть и нефтепродукты, газ, уголь, минеральные удобрения и металлы.

Мурманск входит в десятку крупнейших портов России по объемам перевалки грузов и является базовым портом по обеспечению перевозок по СМП. Не случайно дальнейшее развитие Мурманского транспортного узла включено в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

Не менее важным для развития арктических перевозок является реализованный «Норильским никелем» проект строительства собственного перегрузочного комплекса в Мурманском порту. Создание грузового терминала – часть концепции развития компании. Основной объем грузопотока – собственные грузы: продукция и материально-технические ресурсы ГМК «Норильский никель», а также грузы для жителей Норильского промышленного района (продукты питания, медикаменты, бытовые товары).

Помимо прочего порт Мурманск привлекателен для компаний нефтегазодобывающей отрасли, традиционно он является основным портом базирования специализированных и научных судов, плавучих буровых установок.

Сейчас на западном берегу Кольского залива в границах порта Мурманск ведется строительство одного из самых высокотехнологичных терминалов в стране – угольного перевалочного комплекса «Лавна». Кроме причалов для обработки балкеров дедвейтом 150 тыс. тонн здесь будет построена железнодорожная ветка, соединяющая поселок Выходной с «Лавной». Первая очередь терминала мощностью 9 млн тонн угля в год будет запущена в 2020 году, а после выхода на полную мощность (2021 г.) грузооборот терминала возрастет до 18 млн тонн угля в год.

Еще один чрезвычайно важный для Мурманской области вопрос – развитие морской пассажирской инфраструктуры. Регион представляет огромный интерес для туристов со всего мира, поскольку Мурманск – самый крупный город-порт на планете, расположенный за полярным кругом, и единственный незамерзающий арктический порт России. Здесь создается полноценный морской пассажирский терминал с причалом для крупных круизных лайнеров и морским пунктом пропуска.

Касательно проекта строительства порта Индига могу сказать, что в составе проектируемого объекта предусматриваются: нефтеналивной терминал; терминал по перевалке СПГ и СУГ; угольный терминал; универсальный перегрузочный комплекс генеральных и навалочных грузов, металлов и контейнеров; специализированные причалы (КТО). Дополнительно предусматриваются причалы для судов портового флота и морспецподразделения по ликвидации разливов нефти с сопутствующей береговой инфраструктурой. Суммарный грузооборот проектируемого порта составляет 40,4 млн тонн. Проект находится на стадии разработки декларации о намерениях инвестирования в строительство.

Нужно отметить, что строительство глубоководного незамерзающего порта Индига в районе одноименного поселка может стать одним из ключевых проектов в рамках формирования Ненецкой опорной зоны и бюджетообразующим для Ненецкого автономного округа.

«МП»: Каковы особенности работы АМП Западной Арктики, обеспечения в зоне своей ответственности безопасности мореплавания, ледокольных проводок и порядка в порту?

– Специфику работы АМП Западной Арктики определяет в основном географическое расположение портов и суровые климатические условия. За последние годы изменился ряд нормативных положений в деятельности АМП, в правилах судоходства и плавания по Севморпути, границы отдельных морских портов и другое. А вот ответственность портовых властей и повышенное внимание к должностным требованиям по-прежнему остались на высоком уровне.

Для обеспечения безопасности мореплавания и деятельности служб капитанов морских портов Администрацией заключены договоры на гидрометеообеспечение, несение аварийно-спасательной готовности с соответствующими организациями, структурами и предприятиями. Кроме того, АМП осуществляет информирование мореплавателей посредством размещения на своем сайте навигационной и иной информации.

В АМП создана и в период ледокольных проводок действует Бассейновая комиссия по организации ледокольных проводок в замерзающих портах Западной Арктики. Для оперативной и круглосуточной работы из состава Бассейновой комиссии создан Штаб ледовых операций. Информация о деятельности Бассейновой комиссии и Штаба также размещается на сайте АМП.

Морской порт Мурманск, где располагается ФГБУ «АМП Западной Арктики», хоть и находится за полярным кругом, но попадает под влияние теплого течения Гольфстрим, благодаря чему является незамерзающим и перевозки морским транспортом через него осуществляются круглый год. А большие глубины в порту и способность принимать крупнотоннажные суда грузоподъемностью до 300 тыс. тонн сделали порт ключевым транспортным узлом не только в Арктике, но и в России, центром Севморпути.

Также благодаря этому течению в регион приходит промысловая рыба, обитающая в теплых водах, что способствует наличию здесь развитой рыбодобывающей отрасли и интенсивному судоходству рыболовных судов. Данный факт, естественно, привносит дополнительные особенности в деятельность портовых властей в области обеспечения безопасности мореплавания.

Табл. 1. Грузооборот портов, входящих в состав ФГБУ «АМП Западной Арктики», за январь-август 2018 и 2019 годов, в тыс. тонн

Морские порты №7 (2019)

Счетная палата РФ отмечает низкую эффективность работы ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (ОАО «ММРП») в 2006г. Как говорится в сообщении пресс-службы СП, коллегия контрольного органа рассмотрела сегодня результаты проверки законности и эффективности использования федерального имущества порта.
По итогам работы за 9 месяцев 2006г. порт получил убыток в размере около 85,7 млн руб., а дебиторская и кредиторская задолженности ММРП увеличились на 147,9 млн руб. и 92,3 млн руб. соответственно. Структура выручки порта показывает, что перевалка рыбопродукции перестала быть его специализацией, отмечает СП.
В ходе контрольных мероприятий было установлено, что процесс преобразования ФГУП «Мурманский морской рыбный порт» в ОАО осуществлялся с нарушениями действующего законодательства. Так, два объекта федерального недвижимого имущества, находящиеся в ведении предприятия, были переданы в аренду ООО «Второй мурманский терминал» без согласования с собственником — территориальным управлением Росимущества по Мурманской области. При этом арендная плата за переданное имущество в федеральный бюджет не перечислялась в связи с тем, что ее размер не был предусмотрен двустороннем соглашением, заключенным между ООО «Второй мурманский терминал» и ФГУП «ММРП», которое на тот момент как юридическое лицо уже не существовало. В результате в федеральный бюджет и ОАО «ММРП» не поступили денежные средства от безвозмездной передачи в аренду объектов федерального имущества в размере 2,5 млн руб. Кроме того, в федеральный бюджет не была перечислена часть прибыли ФГУП «ММРП» по итогам его работы в 2005г. в размере 3 млн руб.
Проверка также показала, что не оформлено право собственности РФ на земельные участки общей площадью 11,53 га, занятые объектами федеральной собственности. Установлено, что в состав приватизируемого имущественного комплекса предприятия не были включены нематериальные активы, что привело к искажению показателей промежуточного бухгалтерского баланса и, соответственно, занижению стоимости приватизируемого имущества.
В связи с недостаточным контролем со стороны совета директоров ОАО «ММРП» и несвоевременной и неполной подготовкой документов до настоящего времени не зарегистрирован проспект эмиссии акций компании, что не дает возможности перейти ко второму этапу приватизации и произвести распоряжение акциями со стороны государства.
Коллегия приняла решение направить представления в Росимущество, ТУ Росимущества по Мурманской области и ОАО «ММРП», информационное письмо — в правительство РФ и Росрегистрацию. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального собрания России.

МАХАЧКАЛА, 11 сентября – РИА «Дагестан». Махачкалинский морской торговый порт вошел в ТОП лучших предприятий России по основному виду деятельности «Транспортная обработка грузов» во Всероссийском бизнес-рейтинге «Лидер отрасли», сообщили информагентству в пресс-службе порта.

«Предприятию присвоено звание «Лидер отрасли – 2019”. В поздравительном письме организаторы Всероссийского бизнес-рейтинга отметили, что благодаря профессионализму руководства порта, качественному и ответственному выполнению должностных обязанностей, целеустремленности и лидерским качествам, АО «ММТП” достигло значительных успехов и заняло достойные позиции на рынке транспортных услуг», – рассказал собеседник агентства.

По его словам, награда «Лидер отрасли России» присваивается с 2008 года исключительно лучшим предприятиям России по результатам ранжирования в разрезе их экономического вида деятельности. Она отображает лидирующую позицию на рынке России, подчеркивает высокий статус, надежность и заслуженный авторитет предприятия. По данным организаторов конкурса, во Всероссийском рейтинге (среди всех компаний РФ) Махачкалинский торговый порт занял 29-е место среди предприятий Северо-Кавказского федерального округа и 1-е место среди предприятий Дагестана.

А также в объективном рейтинге руководителей России «Генеральный директор – рейтинг» генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта занял 2-е место в отрасли «Транспортные услуги».

Оставьте комментарий