Финансирование охраны труда

Содержание

Новая редакция Ст. 226 ТК РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Комментарий к Статье 226 ТК РФ

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Другой комментарий к Ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств различных бюджетов, указанных в настоящей статье.

Кроме того, финансирование данных мероприятий осуществляется также за счет:

— средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

— добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда и используемые на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, распределяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» (СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095) в следующем порядке (в процентах):

30 — органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;

40 — на текущий счет Минздравсоцразвития России;

30 — Государственной инспекции труда.

Правила учета средств от штрафов, направления использования этих средств и отчетность об их использовании определены Порядком, утвержденным Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 (БМТ РФ. 2001. N 3).

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

3. В соответствии с изменениями в ТК РФ от 30 июня 2006 г. изменен размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Раньше он составлял для всех организаций (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) не менее 0,1% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов. Теперь установлен единый размер — не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

Каждому предприятию приходится решать проблему сохранности собственного имущества, иногда даже охранять должностных лиц. Для осуществления охраны нанимают сторонних субъектов охранной деятельности или же создают собственное подразделение охраны. Кроме того, применяют различные технические средства. Рассмотрим, как отражать в налоговом и бухгалтерском учете предприятия расходы на осуществление охранных мероприятий.

Осуществление охраны сторонними субъектами охранной деятельности

Общие требования к субъектам охранной деятельности

Основным нормативным документом, регламентирующим охранную деятельность, является Закон об охранной деятельности. Этим Законом предусмотрено, что субъекты охранной деятельности осуществляют такую деятельность на основании полученной в установленном порядке лицензии (статьи 1, 5, 7 этого Закона).

Организационные, квалификационные требования к субъектам охранной деятельности, требования к организации мероприятий охраны и их осуществлению установлены Лицензионными условиями № 365.

В соответствии со ст. 5 Закона об охранной деятельности субъект охранной деятельности на основании полученной в установленном порядке лицензии предоставляет следующие охранные услуги:

  • по охране имущества граждан;
  • по охране имущества юридических лиц;
  • по охране физических лиц.

Заключение договора

Согласно части первой ст. 8 Закона об охранной деятельности субъект охранной деятельности предоставляет услуги по охране на основании договора, заключенного с заказчиком в письменной форме в соответствии с законодательством. В устной форме договоры по охране не заключаются.

Поскольку такие договоры являются договорами по предоставлению услуг, должны выполняться в первую очередь нормы главы 63 «Услуги. Общие положения» (статьи 901 — 907) Гражданского кодекса, а именно:

  • исполнитель по заданию заказчика предоставляет услугу, а заказчик ее должен оплатить;
  • исполнитель предоставляет услугу лично;
  • заказчик обязан оплатить предоставленную ему услугу в размере, в сроки и в порядке, установленными договором;
  • срок действия договора о предоставлении услуг устанавливается по договоренности сторон, если другое не установлено законом или иными нормативно-правовыми актами;
  • убытки, нанесенные заказчику невыполнением или ненадлежащим выполнением договора о предоставлении услуг за плату, подлежат возмещению исполнителем при наличии его вины в полном объеме, если другое не установлено договором; исполнитель, нарушивший договор о предоставлении услуг за плату при осуществлении им предпринимательской деятельности, отвечает за это нарушение, если не докажет, что надлежащее выполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, если другое не установлено договором или законом.

Вместе с тем договор о предоставлении услуг по охране в обязательном порядке должен содержать условия, предусмотренные ст. 8 Закона об охранной деятельности, а именно:

  • условия возмещения субъектом охранной деятельности ущерба, причиненного в результате ненадлежащего выполнения им обязательств;
  • заказчик услуг по охране имущества обязан предоставить субъекту охранной деятельности для ознакомления оригиналы документов или заверенные в установленном порядке их копии, подтверждающие его право владения или пользования имуществом на законных основаниях, охрана которого является предметом договора, а также правомерность нахождения такого имущества, транспортного средства или лица в определенном месте охраны.

Дополнительные условия, которые должен содержать договор, установлены также пп. 2.3.4 п. 2.3 Лицензионных условий № 365:

субъекты охранной деятельности согласно договору с заказчиком могут осуществлять выполнение договоров по предоставлению охранных услуг в пользу третьих лиц только по их письменному согласию;

при заключении договоров охраны в них конкретно указываются объект охраны, его местонахождение.

Напомним, что объектом охраны может быть физическое лицо и/или имущество (ст. 1 Закона об охранной деятельности).

Услуги по охране имущества предприятия в бухгалтерском и налоговом учете

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 18 ПБУ 16 к административным расходам относятся общехозяйственные расходы, направленные на обслуживание и управление предприятием, в том числе расходы на содержание основных средств, других материальных необоротных активов общехозяйственного использования (операционная аренда, страхование имущества, амортизация, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение, водоотвод, охрана).

Согласно п. 19 ПБУ 16 расходы на сбыт включают в себя расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции (товаров, работ, услуг), в том числе расходы на содержание основных средств, других материальных необоротных активов, связанных со сбытом продукции, товаров, работ, услуг (операционная аренда, страхование, амортизация, ремонт, отопление, освещение, охрана).

Таким образом, расходы по охране имущества общехозяйственного назначения относятся к административным расходам (счет 92 «Административные расходы»), а имущества, связанного со сбытом продукции, товаров, работ, услуг, — к расходам на сбыт (счет 93 «Расходы на сбыт»).

Соответственно, если охраняется имущество общепроизводственного назначения (например, помещения производственных цехов), расходы по охране относятся к общепроизодственным расходам (счет 91 «Общепроизодственные расходы»). Расходы по охране объектов социального назначения и т.п. относятся к составу других операционных расходов (субсчет 949 «Другие расходы операционного назначения»).

Налоговый учет

Налог на прибыль

Если охраняется имущество предприятия, связанное с осуществлением хозяйственной деятельности, стоимость охранных услуг учитывается при определении объекта налогообложения в составе других расходов. При этом в соответствии с п. 138.5 ст. 138 Налогового кодекса другие расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они осуществлены, то есть в котором был подписан акт или другой документ, оформленный согласно требованиям действующего законодательства, подтверждающий предоставление охранных услуг.

Кроме этого, предприятию, имущество которого охраняется, следует учесть, что если стоимость охранных услуг может быть непосредственно отнесена к конкретному объекту расходов, то такие расходы учитываются в составе себестоимости изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и в соответствии с п. 138.4 ст. 138 Налогового кодекса признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг.

Налог на добавленную стоимость

Сумма НДС, уплаченная в стоимости услуг по охране, может быть отнесена к налоговому кредиту предприятия-заказчика — плательщика НДС, при условии выполнения норм ст. 198 Налогового кодекса. В частности, согласно п. 198.3 этой статьи налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости услуг, но не выше уровня обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 Налогового кодекса, и состоит из сумм налога по ставке 20% в течение такого отчетного периода в связи с приобретением услуг в целях их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога.

Если предприятие-заказчик — плательщик налога приобретет услуги, предназначенные для использования в операциях, не являющихся объектом налогообложения или освобожденных от налогообложения, то суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с таким приобретением, не относятся к налоговому кредиту указанного плательщика (п. 198.4 ст. 198 Налогового кодекса).

Не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением услуг, не подтвержденные налоговыми накладными (или подтвержденные налоговыми накладными, оформленными с нарушением требований ст. 201 Налогового кодекса) либо не подтвержденные таможенными декларациями, другими документами, предусмотренными п. 201.11 ст. 201 этого Кодекса (часть первая п. 198.6 Налогового кодекса).

Пример 1. Предприятие-заказчик получило от субъекта охранной деятельности согласно договору об охране услуги по охране на сумму 12 000 грн., в том числе НДС — 2000 грн. Охранялось административное здание предприятия.

Бухгалтерский и налоговый учет у предприятия-заказчика по данным примера 1 приведен в табл. 1.

Таблица 1


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Сумма, грн.

Доходы

Расходы

Получены услуги по охране

10 000

10 000

Отражен налоговый кредит по НДС

Оплачены услуги по охране

12 000

Услуги по охране должностных лиц предприятия (физических лиц) в бухгалтерском и налоговом учете

Налог на прибыль

В соответствии с пп. 139.1.1 п. 139.1 ст. 139 Налогового кодекса в состав расходов не включаются расходы, не связанные с ведением хозяйственной деятельности, а именно расходы на финансирование личных нужд физических лиц, за исключением выплат, предусмотренных статьями 142 и 143 этого Кодекса, и в других случаях, предусмотренных нормами этого раздела.

Налог на добавленную стоимость

Относительно суммы НДС, уплаченной плательщиком в стоимости полученных услуг по охране должностного лица такого плательщика напомним, что налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости услуг, но не выше уровня обычных цен, определенных согласно ст. 39 Налогового кодекса, и состоит из сумм налога по ставке 20% в течение такого отчетного периода в связи с приобретением услуг в целях их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога.

Как свидетельствует практика, в большинстве случаев такие услуги не касаются хозяйственной деятельности плательщика налога — заказчика.

Налог на доходы физических лиц

В рассматриваемом случае следует указать, что доходом физического лица в соответствии с пп. 14.1.56 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса является общая сумма дохода плательщика налога от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах.

При этом в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включается доход, полученный им в качестве дополнительного блага (кроме случаев, предусмотренных ст. 65 Налогового кодекса) в виде стоимости бесплатно полученных товаров (работ, услуг), определенной по правилам обычной цены, а также суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров (работ, услуг), индивидуально назначенной для такого плательщика налога (пп. «е» пп. 164.2.17 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса).

Понятие дополнительного блага определено пп. 14.1.47 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса, а именно: дополнительное благо — это денежные средства, материальные или нематериальные ценности, услуги, другие виды дохода, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога налоговым агентом, если такой доход не является заработной платой и не связан с выполнением обязанностей трудового найма или не является вознаграждением по гражданско-правовым договорам (соглашениям), заключенным с таким плательщиком налога.

Вместе с тем если дополнительные блага предоставляются в неденежной форме, сумма налога объекта налогообложения исчисляется по правилам, определенным п. 164.5 ст. 164 Налогового кодекса.

Так, при начислении (предоставлении) доходов в любой неденежной форме базой налогообложения является стоимость такого дохода, рассчитанная по обычным ценам, правила определения которой установлены согласно этому Кодексу, умноженная на коэффициент, исчисляемый по формуле

К = 100 : (100 — Сн),

где К — коэффициент; Сн — ставка налога, установленная для таких доходов на момент их начисления.

Следовательно, суммы денежных средств, уплаченных предприятием на оплату услуг по охране должностных лиц, включаются в общий месячный налогооблагаемый доход таких должностных (физических) лиц — плательщиков налога как дополнительное благо и облагаются налогом налоговым агентом по ставке 15(17)% у источника выплаты с учетом требований п. 164.5 ст. 164 Налогового кодекса.

Пример 2. Предприятие заказало у стороннего субъекта услуги по охране собственного руководителя. Стоимость таких услуг за месяц составляла 6000 грн., в том числе НДС — 1000 грн.

Коэффициент для расчета базы налогообложения НДФЛ — 1,176471 .

Сумма НДФЛ, которую нужно удержать из какого-либо дохода руководителя (например, из заработной платы, надлежащей к выплате на руки), — 1 058,82 грн. (6000 × 1,176471 × 15%).

Если налогооблагаемый доход предоставляется в неденежной форме или выплачивается денежной наличностью из кассы налогового агента, то налог уплачивается (перечисляется) в бюджет в течение банковского дня, наступающего за днем такого начисления (выплаты, предоставления) (пп. 168.1.4 п. 168.1 ст. 168 Налогового кодекса).

Подтверждением предоставления услуг по охране за соответствующий период является подписанный сторонами акт приемки-передачи услуг охраны. Таким образом, начисление осуществляется в момент получения указанного акта. Следовательно, НДФЛ в бюджет перечисляется в течение банковского дня, наступающего за днем подписания акта.

Бухгалтерский учет

Стоимость услуг по охране относится к прочим расходам операционной деятельности (субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности»).

Бухгалтерский и налоговый учет у предприятия-заказчика по данным примера 2 приведен в табл. 2.

Таблица 2


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Сумма, грн.

Доходы

Расходы

Получены услуги по охране

Оплачены услуги по охране

Удержан НДФЛ

641/НДФЛ

1 058,82

Перечислен НДФЛ в бюджет

641/НДФЛ

1 058,82

Исключения при финансировании личных нужд физических лиц, когда такое финансирование относится к налоговым расходам согласно разделу ІІІ Налогового кодекса

Рассмотрим исключения.

Статья 142 Налогового кодекса приводит определение состава расходов на выплаты физическим лицам согласно трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера. Статья 143 — особенности отнесения к составу расходов сумм взносов на социальные мероприятия.

При определении объекта налогообложения учитываются следующие расходы двойного назначения:

  • пп. 140.1.1 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса — расходы плательщика налога на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, специальной (форменной) одеждой, моющими и обеззараживающими средствами, средствами индивидуальной защиты, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального питания по перечню, устанавливаемому Кабинетом Министров Украины, и/или отраслевыми нормами бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • пп. 140.1.3 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса — расходы плательщика налога на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, расходы на обучение, на организацию учебно-производственной практики и т. п. в порядке, предусмотренном этим подпунктом;
  • пп. 140.1.7 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса — расходы на командировку физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком налога или являющихся членами руководящих органов плательщика налога в порядке, предусмотренном данным подпунктом.

Расходов на услуги по охране должностных лиц (физических лиц) в этих исключениях нет, поэтому их стоимость не включается в состав налоговых расходов. Такие расходы классифицируют как расходы на финансирование личных нужд физических лиц.

Осуществление охраны собственными силами предприятия

Сторож, охранник или телохранитель

Для осуществления охраны предприятию придется нанимать соответствующих работников. На какую должность нанимать — сторожа, охранника или телохранителя?

Требования к этим работникам определены Справочником № 336:

  • сторож (код Классификатора профессий 9152, категория «Швейцары и сторожа», п. 137 раздела 2 «Профессии рабочих»);
  • охранник (код Классификатора профессий 5169, категория «Работники защитных и охранных служб», п. 115 раздела 2 «Профессии рабочих»);
  • телохранитель (код Классификатора профессий 5169, категория «Работники защитных и охранных служб», п. 114 раздела 2 «Профессии рабочих»).

Основное отличие между сторожем, охранником и телохранителем заключается в том, что первые двое охраняют имущество, а телохранители обеспечивают безопасность и неприкосновенность личности.

Рассмотрим, в чем заключается отличие между сторожем и охранником.

Установленные Справочником № 336 обязанности для сторожа и охранника подобны. Вместе с тем квалификационные требования к охраннику несколько шире. Например, в отличие от сторожа охранник может принимать меры по отражению нападения путем применения служебной собаки, огнестрельного оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны с использованием вспомогательных приспособлений и физической силы и т. п.

Таким образом, в зависимости от обязанностей, возложенных на работника, его нанимают сторожем, охранником или телохранителем.

Специфика работы сторожей (охранников, телохранителей) заключается в том, что они работают, как правило, посменно, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, что делает невозможным соблюдение нормальной ежедневной или недельной продолжительности рабочего времени. Под нормальной следует понимать продолжительность рабочего времени работников не более 40 ч в неделю (ст. 50 КЗоТ). Поэтому для сторожей (охранников, телохранителей) по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) предприятия, учреждения, организации вводится суммированный учет рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального количества рабочих часов (ст. 61 КЗоТ).

Порядок и условия применения суммированного учета рабочего времени устанавливаются коллективным договором. На учетный период составляется график работы (сменности), с которым должны быть ознакомлены сторожа (как правило, за месяц до его введения). Особенности применения суммированного учета установлены Методическими рекомендациями № 138.

Обратим внимание на некоторые особенности оплаты труда. Статьей 107 КЗоТ предусмотрено, что если смена работы сторожа (охранника, телохранителя) будет приходиться на праздничный или нерабочий день, установленный ст. 73 этого Кодекса, оплата проводится в размере двойной часовой или дневной ставки (работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам). Работникам, которые получают месячный оклад, — в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный и нерабочий день осуществлялась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа осуществлялась свыше месячной нормы. По желанию работника, работавшего в праздничный и нерабочий день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

Работа сторожа (охранника, телохранителя) в ночное время (с 22.00 до 06.00) оплачивается в повышенном размере, устанавливаемом генеральным, отраслевым (региональным) соглашениями и коллективным договором, но не ниже 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (ст. 108 КЗоТ).

Если по сменному графику работы рабочий день сторожа (охранника, телохранителя) приходится на выходной день на предприятии, то такой день оплачивается как обычный рабочий день.

Предположим, что во время дежурства одного из сторожей (охранников) произошла кража и т. п., что привело к нанесению убытка предприятию. Можно ли в таком случае возложить на сторожа (охранника) полную индивидуальную материальную ответственность?

По общему правилу — нельзя.

Это было бы возможно в случае заключения со сторожем (охранником) договора о полной материальной ответственности (п. 1 ст. 134 КЗоТ). Однако согласно ст. 1351 КЗоТ такие договоры заключаются с работниками (достигшими восемнадцатилетнего возраста), которые занимают должности или выполняют работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. Перечень таких должностей и работ, а также типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности установлены постановлением № 447/24.

С работниками, должности которых или работы, которые они выполняют, не указаны в Перечне, договоры о полной материальной ответственности не заключаются. Ни сторожей, ни охранников в указанном Перечне нет. Поэтому договор о полной материальной ответственности заключать с ними нельзя.

По общему правилу, материальная ответственность для сторожа (охранника) может наступить только в пределах среднего заработка, да и то в случае наличия вины сторожа (охранника) (ст. 132 КЗоТ). Хотя полная материальная ответственность может наступить даже без наличия договора о полной материальной ответственности. Например, если ущерб нанесен действиями сторожа (охранника), имеющими признаки действий, преследуемых в уголовном порядке (например, сторож или охранник сам осуществил кражу), либо ущерб нанесен сторожем (охранником), который был в нетрезвом состоянии (пункты 3, 4 ст. 134 КЗоТ) и т. п.

Учет технических средств охранного назначения

При осуществлении охраны можно применять технические средства — системы и технические средства охранной сигнализации, теле-, видеонаблюдения, контроля доступа и т. п.

Рассмотрим, как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на обустройство таких технических средств.

Вариант 1. Отдельный учетный объект

По общему правилу, каждая из систем является отдельным учетным объектом, например охранная сигнализация. Фактически она состоит из разных элементов — блока управления, датчиков, исполнительного устройства, блока питания и т. п. Все эти элементы выполняют в составе комплекса только свою функцию, а комплекс элементов выполняет свою основную работу только в таком составе, а не каждый в отдельности. Таким образом, согласно п. 4 ПБУ 7 весь такой комплекс является отдельным объектом учета — объектом основных средств.

То же касается всех других технических средств. Отдельными объектами основных средств являются системы теле-, видеонаблюдения, контроля доступа и т. п.

Таким образом, обустройство такой системы на предприятии следует рассматривать как изготовление объекта основных средств и в бухгалтерском, и в налоговом учете налога на прибыль.

В бухгалтерском учете данные технические средства целесообразно учитывать на субсчете 104 «Машины и оборудование».

В налоговом учете их целесообразно относить к группе 4 «Машины и оборудование». Отметим, что минимально допустимый срок полезного использования указанных объектов для налогового учета — 5 лет (п. 145.1 ст. 145 Налогового кодекса).

Амортизация таких объектов начисляется в установленном порядке.

Вариант 2. Часть здания (постройки), на которой установлена система

Следует отметить, что согласно приведенному в п. 4 ПБУ 7 определению объекта основных средств приходим к выводу о том, что предприятие имеет право рассматривать указанные системы не в качестве отдельного объекта, а как неотъемлемую часть здания (постройки), в которой система установлена. Например, если некоторая из приведенных систем обустраивается на здании (постройке) при его строительстве, то после ввода данного здания в эксплуатацию такая система может не учитываться отдельно, а включается в объект основных средств — здание. Таким образом, на балансе будет числиться один объект учета (основных средств) — здание.

Или же такая система устанавливается на здании после ввода его в эксплуатацию. В таком случае установление системы будет рассматриваться как улучшение здания. В налоговом учете налога на прибыль сумма расходов на установление системы вместе с расходами на ремонт и улучшение всех других объектов основных средств в размере, не превышающем 10% совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года, относится плательщиком налога к составу расходов (п. 146.12 ст. 146 Налогового кодекса), а сумма превышения увеличивает первоначальную стоимость здания (постройки) (п. 146.11 ст. 146 Налогового кодекса). В бухгалтерском учете, по общему правилу, согласно п. 14 ПБУ 7 расходы на установку системы увеличивают первоначальную стоимость здания (постройки). Хотя первоначальная стоимость здания (постройки) может быть увеличена в порядке, установленном Налоговым кодексом (в размере 10% — на расходы, то, что превышает, — на увеличение первоначальной стоимости).

Каким образом предприятие должно выбрать один из двух приведенных вариантов? Выбранный вариант учета целесообразно указать в приказе руководителя предприятия.

Охранные системы, которые устанавливаются в арендованных помещениях на условиях оперативной аренды

Действует то же правило, что и для систем, которые устанавливаются в собственных зданиях, постройках. Они могут учитываться по одному из двух приведенных вариантов:

  • вариант 1 — как отдельный объект;
  • вариант 2 — как улучшение арендованного объекта.

Выбранный вариант документируется приказом руководителя предприятия.

Если выбран вариант 1, то в бухгалтерском и налоговом учете налога на прибыль отражается оприходование отдельного объекта основных средств, амортизируемого в установленном порядке. При возврате арендованного объекта арендатор должен демонтировать охранную систему, так как это его собственность, либо продать ее арендодателю (если именно такая договоренность предусмотрена договором между арендодателем и арендатором). Операция продажи отражается в установленном порядке как продажа основных средств.

Если выбран вариант 2, то в налоговом учете налога на прибыль нужно соблюдать правила, установленные пунктами 146.19 и 146.20 ст. 146 Налогового кодекса, а именно:

если в договоре аренды не прописаны разрешение или обязанность арендатора улучшать объект аренды, расходы на такое улучшение не включаются в состав налоговых расходов и не подлежат амортизации;

если такое разрешение или обязанность в договоре аренды прописаны, то сумма расходов на установление охранной системы в размере, не превышающем 10% совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года, относится плательщиком налога — арендатором к составу расходов, а сумма превышения амортизируется как отдельный объект основных средств в порядке, установленном для группы основных средств, к которой относится улучшаемый объект оперативной аренды (лизинга).

При возврате улучшенного объекта амортизируемая стоимость за вычетом сумм накопленной амортизации относится к составу расходов арендатора. При этом арендодатель не изменяет амортизируемую стоимость основных средств или расходы на сумму осуществленных арендатором расходов для улучшения такого объекта.

Охрана собственными силами в бухгалтерском и налоговом учете предприятия

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на охрану собственными силами такой же, как и учет расходов на услуги охраны, предоставленные сторонними субъектами охранной деятельности. Определенные особенности есть при учете разных технических средств (систем) охранного назначения. Такие особенности рассмотрены выше.

При осуществлении охраны собственными силами предприятие может нести также другие расходы. Например, приобретать оружие, боеприпасы для телохранителей. Такие активы учитываются в установленном порядке. Оружие может быть объектом основных средств или малоценных необоротных материальных активов (в зависимости от стоимости). Боеприпасы относятся к составу запасов (субсчет 209 «Другие материалы»). Кроме того, при хранении оружия и боеприпасов нужно соблюдать требования Инструкции № 622.

Финансирование охраны труда

Статья 19 Закона «Об охране труда» устанавливает, что финансирование охраны труда на предприятии осуществляется работодателем.

Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на охрану труда должны составлять не менее 0,5% от суммы реализованной продукции.

На предприятиях, которые содержатся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местных бюджетах и должны составлять не менее 0,2% от фонда оплаты труда.

Суммы расходов на охрану труда, относятся к валовым расходам юридического или физического лица, в соответствии с законодательством использует наемный труд, определяются согласно перечню мероприятий и средств по охране труда, утверждается Кабинетом Министров Украины.

Финансирование профилактических мероприятий по охране труда, выполнение общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, направленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается, наряду с другими источниками финансирования, определенными законодательством, в государственном и местных бюджетах, что выделяется отдельной строкой. Одним из источников финансирования мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, устранение угрозы здоровью работников, вызванной условиями труда, является Фонд. Согласно статье 22 Закона Украины «О страховании от несчастного случая на производстве …» фонд:

· предоставляет страхователям необходимые консультации, содействие в создании и реализации эффективной системы управления охраной труда;

· участвует в разработке национальной и отраслевых программ улучшения состояния безопасности, условий труда и производственной среды и их реализации; в обучении, повышении уровня знаний работников, решающих вопросы охраны труда; в организации разработки и производства средств индивидуальной защиты работников; в осуществлении научных исследований в области охраны и медицины труда;

· проверяет состояние профилактической работы и охраны труда на предприятиях, участвует в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом и с возможной инвалидностью, а также профессиональных заболеваний;

· ведет пропаганду безопасных и безвредных условий труда, организовывает создание тематических кинофильмов, радио- и телепередач, выдает и распространяет нормативные акты, учебники, журналы, другую специальную литературу, плакаты, памятки и т.п. по вопросам социального страхования от несчастного случая и охраны труда;

· участвует в разработке законодательных и других нормативных актов об охране труда;

· изучает и распространяет положительный опыт создания безопасных и безвредных условий производства;

· предоставляет предприятиям на безвозвратной основе финансовой помощи для решения особо острых проблем по охране труда;

· выполняет другие профилактические работы.

Финансирование мероприятий по охране труда системой страхования является эффективным методом экономического воздействия на состояние безопасности, гигиены труда и производственной среды в рыночных условиях. Но, как показывает опыт стран, давно применяют эту систему, эффект проявляется при условии, что на эти цели будет направляться не менее 3% годового бюджета системы страхования.

Источники финансирования мероприятий на охрану труда

В соответствии с правилами ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться за счет:

  • – бюджетных средств (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов);
  • – внебюджетных источников (в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления);
  • – добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Особо подчеркнем, что все расходы по охране труда возложены на работодателя. Работник не песет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

В соответствии с гл. 25 НК РФ расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по охране труда, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, относятся на себестоимость продукции, выводятся из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Таким образом, если принятыми в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными правовыми актами предусмотрена та или иная обязанность работодателей в сфере охраны труда, то соответствующие расходы в полной мере могут быть отнесены на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Так, в соответствии со ст. 163 ТК РФ к нормальным условиям труда относятся: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Расходы на обеспечение указанных нормальных условий труда в полной мере производятся за счет средств, относимых на затраты производства.

Например, согласно СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», принятым и введенным в действие постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. № 80, работников строительных организаций необходимо обеспечивать питьевой водой, санитарно-бытовыми помещениями (гардеробными, сушилками для одежды и обуви, душевыми, помещениями для приема пищи, отдыха и обогрева и т.п.). Производственные территории и рабочие места должны быть обеспечены всеми необходимыми средствами связи и сигнализации, средствами для тушения пожара. Такого рода расходы строительных организаций производятся с уменьшением налоговой базы по налогу на прибыль.

Список профессиональных заболеваний работников, которые вызваны исключительно или преимущественно действием вредных, опасных веществ и производственных факторов, утвержден приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии». Именно расходы организаций на лечение таких профессиональных заболеваний у работников относятся на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.

К затратам производства, учитываемым в целях налогообложения, относятся также расходы:

  • – на аттестацию рабочих мест;
  • – обеспечение работников организаций в порядке, установленном действующим законодательством, молоком (равноценными ему пищевыми продуктами), лечебно- профилактическим питанием (ст. 222 ТК РФ);
  • – оплату стоимости бесплатно выдаваемых в соответствии с действующим законодательством нейтрализующих веществ, мыла и т.п. (ст. 212, 221 ТК РФ);
  • – приобретение аптечек и медикаментов; приобретение плакатов и справочников, пособий по охране труда;
  • – оборудование кабинетов по охране труда;
  • – обучение работников безопасным методам работы;
  • – организацию и проведение прочих мероприятий по охране труда, предусмотренных номенклатурой таких мероприятий, разработанной в организации в соответствии с положениями действующих нормативных актов.

Наряду с этим по целому ряду расходов на соблюдение условий и охраны труда необходимо учитывать и другие положения действующего законодательства. В качестве примера приведем расходы на спецодежду. В соответствии с положениями подп. 3 ч. 1 ст. 254 гл. 25 НК РФ к материальным расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, относятся расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль также и расходы на ремонт и стирку бесплатно выдаваемых в соответствии с действующим законодательством предметов специальной одежды.

Стоимость спецодежды и других средств индивидуальной защиты, выдаваемые работникам в пределах установленных норм, не подлежит обложению единым социальным налогом, что подтверждено, в частности, письмом МНС России от 5 июня 2001 г. № 07-4-04/968-П464 «Об обложении единым социальным налогом спецодежды и других средств индивидуальной защиты».

Аналогичный вывод следует из анализа положений подп. 3 ст. 217 НК РФ в отношении обложения стоимости спецодежды и прочих средств индивидуальной защиты налогом на доходы физических лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 221 ТК РФ работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

В соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:

  • – с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • – возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
  • – расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;
  • – выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Еще пример – расходы на приобретение питьевой воды. Учитывая, что расходы на приобретение питьевой воды, стаканов, держателей стаканов, бутылок напрямую не указаны в составе расходов работодателей по обеспечению охраны труда, они не должны приниматься в целях налогообложения по налогу на прибыль, если только обязанность по обеспечению работников питьевой водой не установлена правилами по охране груда.

Основными направлениями расходов на предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются:

  • – расходы на совершенствование технологии, замену оборудования и другие мероприятия, влекущие за собой изменения условий труда;
  • – расходы на материальное обеспечение безопасности и гигиены труда (в том числе на средства индивидуальной защиты и т.п.);
  • – расходы на организацию мероприятий по охране труда (в том числе на подготовку работников);
  • – расходы на возмещение вреда работникам, в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоят из страховых взносов страховщику – Фонду социального страхования РФ – и определяются страховыми тарифами, ежегодно устанавливаемыми соответствующим федеральным законом. Сумма страховых взносов, уплачиваемых в пределах тарифа, включается в себестоимость продукции. Кроме того, разрешается часть страховых взносов по согласованию со страховщиком направлять на профилактическую работу в соответствии с утверждаемыми ежегодно перечнями превентивных мероприятий.

К числу гарантий за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда относится бесплатное предоставление работникам молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания (ст. 222 ГК РФ). В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов работникам производится работодателем в случае превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ на рабочем месте . При этом отнесение работ к категории с вредными и тяжелыми условиями труда возможно на основании результатов аттестации соответствующих рабочих мест по условиям труда. Таким образом, работодатели самостоятельно решают все вопросы, связанные с бесплатной выдачей работникам молока или других равноценных пищевых продуктов на основании Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденного данным приказом Минздравсоцразвития России.

Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 л за смену независимо от ее продолжительности. Не допускается замена молока другими продуктами, кроме равноценных, перечень которых согласован с Роспотребнадзором, а также выдача молока за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпуск его на дом.

Замена молока равноценными пищевыми продуктами допускается, если по каким-либо причинам выдача работникам молока невозможна, и только с согласия работников с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками данной организации органа. Перечень равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержден упомянутым приказом Минздравсоцразвития России.

Работникам, контактирующим с неорганическими соединениями свинца, дополнительно к молоку выдается 2 г пектина в виде обогащенных им консервированных растительных пищевых продуктов, напитков, желе, джемов, мармеладов, фруктовых и плодоовощных соков и консервов (фактическое содержание пектина указывается изготовителем). Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми соками с мякотью в количестве 250–300 г. При постоянном контакте с неорганическими соединениями свинца рекомендуется вместо молока употребление кисломолочных продуктов.

Работникам, занятым производством или переработкой антибиотиков, вместо свежего молока следует выдавать кисломолочные продукты, обогащенные пробиотиками (бифидобактерии, молочнокислые бактерии), или приготовленный на основе цельного молока колибактерин.

При обеспечении безопасных условий труда, т.е. при содержании вредных факторов ниже допустимого уровня, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока с учетом мнения профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа.

Лечебно-профилактическое питание (ЛПП) выдается работникам в целях укрепления их здоровья и предупреждения профессиональных заболеваний. Выдача ЛПП должна производиться в строгом соответствии с Правилами бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н. ЛПП выдается бесплатно только тем работникам, для которых выдача этого питания предусмотрена Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда.

ЛПП выдается работникам в дни фактического выполнения ими работы в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных Перечнем, при условии занятости на указанной работе не менее половины рабочего дня, а также в дни болезни с временной утратой трудоспособности, если заболевание по своему характеру является профессиональным и заболевший не госпитализирован.

Выдача ЛПП производится в виде горячих завтраков перед началом работы. В отдельных случаях выдача лечебно-профилактического питания в обеденный перерыв допускается по согласованию с медико-санитарной службой организации, а при ее отсутствии – с территориальными органами Роспотребнадзора.

  • См. приказ Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».

ИССЛЕДОВАНИЕ

Усикова О.В.1

1 Сибирская государственная геодезическая академия, г. Новосибирск

Принципы финансирования как элемент формирования финансового обеспечения охраны труда в Российской

Федерации

АННОТАЦИЯ:

В исследовании представлена экономическая значимость охраны труда. Обозначена проблема недофинансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Как решение данной проблемы приведен новый подход к формированию финансового обеспечения охраны труда в виде семи принципов финансирования: приоритетность, возвратность, стимулирование и мотивация, социальное и частно-государственное партнерство в области охраны труда, минимизация «человеческого фактора» и профессиональное окультуривание. Также выражено мнение об использовании сформулированных принципов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: охрана труда, принцип, финансирование, инвестиции, обеспечение, производительность труда

JEL: J01, J24, L32 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Усикова О.В. Принципы финансирования как элемент формирования финансового обеспечения охраны труда в Российской Федерации // Российское предпринимательство. — 2015. — № 4 (274). — с. 665-674. —

Усикова Оксана Владимировна, аспирант, инженер кафедры техносферной безопасности Сибирской государственной геодезической академии, г. Новосибирск (o.v.usikova@yandex.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 16.12.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 27.02.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/bv-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Metadata in English is available.

For detailed information, please, visit

Входя в показатели социальной ответственности (которая на сегодняшний день выходит на первый план в бизнесе), охрана труда является одним из компонентов деловой репутации фирмы на финансовом рынке. Чтобы выглядеть привлекательнее для своих партнеров, причем не только российских, но и зарубежных, необходимо учитывать в своей деятельности показатели состояния условий и охраны труда. В европейских странах это поняли давно и включили охрану здоровья и безопасность труда в элементы планирования бизнес-стратегии компании.

Главное для любого работодателя — это получение прибыли и устойчивое функционирование организации с затратами, сведенными к возможному минимуму. Организация может понести значительный ущерб от неудовлетворительной организации охраны труда, что, в свою очередь, заставляет задуматься над вопросом о минимизации затрат. Необходимо выбрать такой вариант, который позволит не только снизить затраты в области охраны труда , но и увеличить производительность труда. В данном случае — это как раз финансирование охраны труда.

К сожалению, можем констатировать, что на современном этапе превалирует тенденция недофинансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, которая является определяющей в системе организации финансирования охраны труда. Установленный законодательством предел в 0,2% от суммы на производство продукции, товаров и услуг явно недостаточен, это подтверждают многие исследования, мнения государственных надзорных органов в сфере охраны труда.

На практике работодатели не стремятся превышать его, вследствие чего средств на обеспечение государственных нормативных требований охраны труда бывает недостаточно. Одновременно с этим действует так называемый «остаточный» принцип финансирования данного направления, который можно сформулировать следующим образом: охрана труда не считается одним из основных элементов организации, демонстрирующим интенсивную отдачу в виде увеличения прибыли организации, поэтому ее можно финансировать в последнюю очередь из тех ресурсов, что остались нереализованными.

Одной из особенностей создания экономического обоснования для финансового обеспечения охраны труда является разработка принципов финансирования мероприятий по улучшению условий и

Усикова О.В. Принципы финансирования как элемент формирования финансового обеспечения охраны труда в Российской Федерации // Российское предпринимательство. — 2015. — № 4 (274). — с. 665-674. —

охране труда в организации. Предложенные принципы позволят частично устранить проблему недофинансирования мероприятий по охране труда.

Говоря о создании системы принципов финансирования охраны труда, нельзя не сказать о самом понятии «принцип», которое будет взято за основу. В рамках данного исследования использована трактовка, предложенная в толковом словаре Даля: «принцип — научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают»1. Под принципом финансирования понимается мотивационный посыл (мотивационная основа) для принятия положительного решения о дополнительном финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Принципы финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда должны базироваться на принципах управления охраной труда. Принципы управления были сформулированы Н.Н. Карнаухом на основе многолетнего опыта работы по совершенствованию охраны труда в РФ, а также опыта последних 10 лет по разработке и внедрению систем управления охраной труда, промышленной безопасностью и экологией в ведущих организациях страны. Н.Н. Карнаух разработал 18 универсальных принципов управления безопасностью и охраной труда, проанализировав которые было принято решение о создании семи принципов финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, для устранения проблемы недофинасирования охраны труда считается необходимым сформулировать следующие принципы финансирования мероприятий по улучшению условий и охране труда.

1. Приоритетность.

Необходимо заменить остаточный принцип финансирования охраны труда, которым руководствуются на данный момент работодатели, принципом приоритетности и первоочередности инвестирования средств в систему сохранения жизни и здоровья трудовых ресурсов для повышения экономических результатов деятельности предприятия, которые стоят во главе угла у высшего руководства, ведь работники — это основа любой организации, ее капитал, требующий особого внимания и отношения.

1 Толковый словарь русского языка : соврем. версия / В. И. Даль. — . -М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 735 с.

2. Возвратность.

Финансовые средства, затраченные на мероприятия по сохранению жизни и здоровья работников, профилактику профессиональных заболеваний и производственного травматизма, а также на улучшение условий труда, должны окупиться в определенном соотношении затраченных и полученных средств. Так как будут сведены к минимуму затраты на расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний, оплату административных штрафов за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, компенсации и выплаты за вредные и опасные условия труда и т.п.

Социологические исследования американских ученых покали, что 1 доллар прямых затрат, связанных с неудовлетворительной организацией охраны труда и несчастными случаями на производстве, влечет за собой 2,12 доллара косвенных затрат, скорректированное значение на среднее отклонение 1,9 доллара, то есть отношение 1:2. Также ими было установлено, что возвратность инвестиций в обеспечение безопасных условий и охрану труда составляет 4,41 доллара к 1 вложенному доллару, то есть демонстрирует соотношение 1:4. Исследование, проведенное LibertyMutual , показало подобный результат относительно окупаемости вложений в охрану труда — 1:3. Американская ассоциация специалистов по охране труда (ASSE) отмечает наличие положительной корреляции между инвестициями в обеспечение безопасности и охраны труда на рабочих местах и рентабельностью данных вложений, средства однозначно окупаются . Управление гигиеной и безопасностью труда США утверждает, что средства затраченные на обеспечение гигиены и безопасности труда окупаются в диапазоне 4-6 долларов на 1 затраченный доллар. К сожалению, можно констатировать, что в Российской Федерации такого характера исследования не проводятся и опытно подтвержденных данных не имеется. Однако существует мнение среди отечественных экспертов о том, что окупаемость составляет 1:3. Данный вопрос представляет особый интерес и будет рассмотрен в дальнейшем исследовании.

3 Стимулирование и мотивация.

Человек — это основной потенциал предприятия. Не только физически здоровые, но и социально удовлетворенные работники демонстрируют высокую производительность труда. Чтобы работники

были социально удовлетворены в области обеспечения безопасных условий и охраны труда, необходимо привлечь их внимание к данной области, так как зачастую работники относятся пассивно к выполнению требований охраны и безопасности труда, что влечет за собой порой необратимые последствия в виде травм, профессиональных заболеваний. Необходимо создать систему мотивации и стимулирования безопасного труда.

В результате исследования , проведенного Б.В. Черниковым, выявились основные трудовые ценности у разных поколенных групп, в которых, к сожалению, внимательность занимает предпоследнее место и отсутствует ориентация на инструкции. А среди оцениваемых фактов мотивации условия труда не играют значимой роли для работников. Обращая внимание на такие выводы необходимо тщательно продумывать систему мотивации в области охраны труда, так как это немаловажный аспект сохранения профессионального здоровья работников, о котором, как выяснилось, сами работники не задумываются. Система мотивации должна учитывать разницу в поколенных группах работающих. Для разработки такой системы особую значимость могут иметь материалы, полученные Б.В. Черниковым . Так, в дальнейшем планируется разработать положение о системе мотивации в области охраны труда для организации, осуществляющей строительную деятельность.

Стимулирование выражается в проведение конкурсов в области охраны труда на звание «лучшего», организация доски почета, проведение дней охраны труда, разработка положения о материальном поощрение за работу без несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, аварий и т.д.

Создание системы мотивации и стимулирования в области охраны труда требует определенных финансовых вложений, которые необходимо осуществлять в виде инвестиций в человеческий капитал.

4. Социальное партнерство между работником и работодателем в области охраны труда.

Социальное взаимодействие работодателя и работника в сфере охраны труда базируется на выгоде для обеих сторон от соблюдения требований охраны труда. Трудоохранным законодательством установлено создание совместных комиссий (комитетов) по охране труда, также профсоюзов работников, выбор уполномоченных по охране труда. Помимо перечисленного, на наш взгляд, социальное партнерство

Усикова О.В. Принципы финансирования как элемент формирования финансового обеспечения охраны труда в Российской Федерации // Российское предпринимательство. — 2015. — № 4 (274). — с. 665-674. —

заключается в непосредственном участии сотрудников компании в создании безопасных условий труда: совместное проектирование безопасных и эргономичных рабочих мест, комнат отдыха и релаксации, участие в разработке значимых мероприятий в области охраны труда, усиление совместного контроля за соблюдением требований безопасности и охраны труда.

Отдельно отметим создание эргономичных рабочих мест, которое требует значительных инвестиций. Большой опыт в проектировании и разработке таких мест имеется за рубежом. Также этому вопросу уделяется достаточно большое внимание исследователей, чего, к сожалению, не скажешь о Российской Федерации. В своем исследовании Т. Брейс и А. Велтри наглядно доказали выгоду инвестиций направленных на создание эргономичных рабочих мест, отметив как косвенные, так и прямые преимущества. Такие же результаты получены Г. Демби . Считаем целесообразным развивать опыт зарубежных экспертов для анализа таких выгод.

Таким образом, к организации охраны труда должны быть причастны абсолютно все работники, только так реализуется возможность обеспечения охраны труда на уровне всего предприятия. Непосредственное участие в создании безопасных рабочих мест повысит ответственность работников к выполнению требований безопасности и охраны труда, что в дальнейшем положительно скажется на уровне вынужденных затрат в области охраны труда.

5. Частно-государственное партнерство.

В нашей стране последние годы особое внимание уделяется формированию системы малого предпринимательства для создания более устойчивой и разнонаправленной экономики страны. Большое количество государственных программ разрабатывается для экономической поддержки данного сектора: субсидирование, льготирование, гранты и т.п. В свою очередь, в области охраны труда отметим, что вновь создавшееся предприятие не подвергается проверкам государственной инспекцией труда в течение трех лет, следовательно, в каком состоянии находятся условия труда не известно. Зачастую работодатели вовсе и не следуют нормативным требованиям охраны труда либо же не имеют достаточного количества средств для проведения (выполнения) всех мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Это подтверждают доклады Минтруда о реализации государственной политики в области охраны труда , в которых

Усикова О.В. Принципы финансирования как элемент формирования финансового обеспечения охраны труда в Российской Федерации // Российское предпринимательство. — 2015. — № 4 (274). — с. 665-674. —

отмечается, что показатели производственного травматизма по видам экономической деятельности на предприятиях и в организациях малого бизнеса превышают аналогичные в среднем и крупном бизнесе в 1,5-2 раза. В связи с этим инвестировать средства в охрану труда должен не только работодатель, но и государство, так как сохранение человеческих ресурсов трудоспособным реализуется, в первую очередь, через снижение уровня производственного травматизма на производстве. Существует потребность в разработке государственных программ, направленных на повышение статуса охраны труда в секторе малого бизнеса. В рамках данной потребности автором исследования предложено несколько вариантов частно-государственного партнерства в области охраны труда.

Первый вариант частно-государственно партнерства заключается в выделении государственных субсидий предприятиям малого бизнеса для выполнения государственных нормативных требований охраны труда на начальном этапе их функционирования. Иной вариант представляется в покрытии государством (государственным фондом охраны труда) ссуженной стоимости (процентов) по кредиту на мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

I I 1 «_» и «_»

Третий вариант взаимодействия — это работа организаций с государственными вузами, выпускающими специалистов по охране труда (техносферной безопасности). Создание государственных (региональных) программ по реализации помощи в организации охраны труда в секторе малого бизнеса. Цель программ — двусторонний опыт: студенты получают возможность практического опыта, а организации обеспечивают выполнение государственных нормативных требований охраны труда, тем самым снижается вероятность возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Представим выше описанное предложение в графическом виде (рис.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация хотя бы одного из вариантов частно-государственного партнерства позволит минимизировать потери профессионального здоровья работников, занятых в секторе малого бизнеса, что, в свою очередь, повлечет положительные изменения в бизнес-среде.

Усикова О.В. Принципы финансирования как элемент формирования финансового обеспечения охраны труда в Российской Федерации // Российское предпринимательство. — 2015. — № 4 (274). — с. 665-674. —

Финансирование

Рост благосостояния страны

Заказчик Правительство РФ {Государство)

Снижение потерхь ВВП страны

Улучшение

качества

трудовой

жизни, рост

производи-

тельности

труда

Снижение

производственного

травматизма и профе сси овальной заболеваемости

Аутсорсинг

\ по охране

\ труда

Исполнитель Профильный вуз

Получатель

Организации и предприятия малого бизнеса

¿И

Выполнение государственных нормативных требований охраны труда

Рисунок. Программа улучшения охраны труда в секторе малого бизнеса

6. Минимизация воздействия «человеческого фактора».

Основные проблемы в области охраны туда возникают вследствие нарушений требований охраны туда сотрудниками и руководящим звеном, причинами которых являются: некачественное обучение по охране труда либо его отсутствие, халатность работодателя при приобретении средств индивидуальной защиты и спецодежды, отсутствие контроля, отсутствие в организации специалиста по охране труда, имеющего высшее образование в данной сфере, возложение обязанностей по охране труда на персонал, не имеющий должного образования, нарушение режимов труда и отдыха и т.д. Эксперты, создававшие Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, выразили мнение о том, что 70% ЧС техногенного характера произошли по вине «человеческого фактора». По данным Минтруда, в общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в Российской Федерации в 2013 году, 75,5% несчастных случаев обусловлены типичными причинами организационного характера и так называемым «человеческим фактором»: неудовлетворительная организация производства работ, нарушения требований безопасности, недостатки в обучении работников безопасности труда, нарушения трудовой дисциплины .

Усикова О.В. Принципы финансирования как элемент формирования финансового обеспечения охраны труда в Российской Федерации // Российское предпринимательство. — 2015. — № 4 (274). — с. 665-674. —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р. Патер и Р. Боулес для борьбы с одним из компонентов человеческого фактора — невнимательностью — предложили использовать 9 ключевых решений для привлечения внимания к требованиям безопасности и охраны труда в организациях, так как типичные решения (метод кнута и пряника — выговоры, «отчитывания» за нарушения требований охраны труда, плакаты, имитирующие несчастные случаи) не приносят положительных результатов.

Было выработано 9 позиций относительно развития навыков внимания у сотрудников, в том числе посредством групповых тренингов и занятий, а в первую очередь — заинтересованности высшего руководства в привлечении внимания к вопросам безопасности и охраны труда. Умение фокусировать и переключать внимание особенно важно в условиях работы с повышенной опасностью, также в условиях монотонного труда, где привыкание может привести к непредвиденным несчастным случаям на производстве.

Таким образом, необходимо свести к минимуму «человеческий фактор» посредством вложения средств в мероприятия по улучшению условий труда: создание помещений психологической разгрузки, релаксации, применение новых подходов к обучению и проверке знаний требований охраны труда, проведение тренингов на самообладание и стрессоустойчивость в опасных ситуациях. Проведения профилактических мероприятий с привлечением специалистов педагогов и психологов для устранения психоэмоциональных личностных компонентов, которые влияют на соблюдение требований охраны труда.

7. Профессиональное окультуривание.

Принцип «профессиональное окультуривание» заключается в продвижении культуры безопасности, воспитании в работнике отношения к безопасному труду и к профессиональному здоровью. Включает финансирование тренингов для улучшения межличностного общения в коллективе, тренингов с имитацией проявления опасностей, примеры решения сложных ситуаций, конкурсов и мероприятий с привлечением семей работников, а в особенности детей для участия в конкурсах на лучший рисунок или девиз по охране труда.

Заключение

Предложенные принципы предназначены для использования на предприятиях любых организационно правовых форм. На наш взгляд,

Усикова О.В. Принципы финансирования как элемент формирования финансового обеспечения охраны труда в Российской Федерации // Российское предпринимательство. — 2015. — № 4 (274). — с. 665-674. —

они раскрывают сущностно экономические характеристики охраны труда и обосновывают причины, по которым вложение средств в охрану труда становится выгодным, тем самым мотивируют работодателей к добровольному и целенаправленному процессу инвестирования мероприятий по охране труда.

ИСТОЧНИКИ:

1. Усикова О.В. Анализ современного состояния затрат в сфере охраны труда в разрезе

значимых экономических аспектов и особенностей их отражения в налоговом и бухгалтерском учете // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 7 (48). — С. 673-676.

2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014).

3. Карнаух Н.Н. Охрана труда: Учебник. — М.: ЮРАЙТ, 2011 г. — 384 с. — (Кристалл

знаний).

4. Financial Decision Makers’ Views on Safety. What SH&E professionals should know /

Y.-H. Huang, T.B. Leamon, Th.K. Courtney, S. DeArmond, P.Y. Chen, M.F. Blair // Professional safety, April 2009.

5. A majority of U.S. businesses report workplace safety delivers a return on investment: a

report of Liberty Mutual. 2001.

6. Safety and Health Management Systems eTool: Module 1-Safety and Health Payoffs; Helpful

Statistics. OSHA. 2007.

7. Черников Б.В. Взаимообусловленность трудовых ценностей и факторов мотивации

поколенных групп работников: Дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. по специальности 08.00.05. — Томск, 2014. — 200 с.

8. Brace T., Veltri A. Ergonomic Investments A plant-level exploratory analysis // Professional

safety. February 2009. pp. 22-25.

9. Demby G. The business case for safety — Justifying an investment in ergonomics (Part 1 of 2).

OSHA, «The Need for an Ergonomics Standard», 1999.

10. Доклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

«О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2013 году» от 21.07.2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оставьте комментарий