Финансовая безопасность государства

Заключение диссертации по теме «Финансы, денежное обращение и кредит», Константинов, Григорий Анастасович

ВЫВОДЫ

В третьей главе диссертации была исследована стратегия финансовой безопасности Российской Федерации, а также предложен ряд мер, направленных на повышение уровня обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.

Так, предложены новые подходы к созданию системы финансовой безопасности. Основными условиями функционирования такой системы должны явиться: предельно малая возможность направления финансовых потоков в законодательно незакрепленные нормативными правовыми актами сферы их использования; до минимума сниженная возможность явного злоупотребления финансовыми средствами. Теоретически обосновано, что в основе формирования системы финансовой безопасности должна лежать разработка стратегии развития финансового рынка, концепции и стратегии финансового контроля. При этом необходимо скоординировать развитие всех основных сегментов финансового рынка, одновременно стремясь к обеспечению интересов всех его участников. Во главе системы финансовой безопасности должен стоять принцип строго целевого использования финансовых средств.

На основании проведенного анализа финансово-экономических процессов, сочетающих в себе как объективные, так и субъективные действия и решения участников процесса, доказана необходимость выработки средне- и долгосрочной стратегии финансовой безопасности государства, отражающей современные и перспективные тенденции в изменении уровня угроз национальным интересам России в сфере экономики и финансов. Данная стратегия должна воплотится в документ, утвержденный Правительством Российской Федерации или Президентом Российской Федерации, формирующий систему официальных взглядов на национальные интересы страны в сфере экономики и финансов, факторы, им угрожающие, а также механизм обеспечения безопасности данных сфер. Необходимость разработки и принятия такой стратегии определяется переходом социально-экономического развития России из фазы спада в фазу оживления, существенным повышением требований к национальным интересам России в сфере экономики и финансов, изменением характера угроз экономическим и финансовым интересам России.

В результате проведенного анализа были выработаны и обоснованы основные цели такой долгосрочной стратегии финансовой безопасности Российской Федерации: обеспечение достаточности бюджетных ресурсов для полноценного выполнения государством необходимых функций, наращивание бюджетного потенциала в условиях его сбалансированности и нормализации корпоративных финансов, преодоление неустойчивого состояния денежно-кредитной системы государства, банков и предприятий, снижение высокого уровня долларизации российской экономики, стабилизация колебаний на валютном рынке, прекращение «бегства» капитала, повышение уровня развития банковской системы, создание действенных механизмов кредитования реального сектора экономики, создание системы органов и механизмов обеспечения финансовой безопасности государства, и, как следствие, достижение экономического роста и обеспечение реального роста благосостояния граждан.

Сформулирован и научно обоснован ряд мероприятий, направленных на повышение уровня обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации в условиях современности.

Среди основных и наиболее приоритетных из них необходимо выделить следующие:

• активизация финансовой сферы реального сектора путем мобилизации внутрихозяйственных резервов;

• преодоление дезинтеграции финансовой и денежно-кредитной систем;

• достижение согласованного действия основных звеньев финансовой сферы (бюджетной, налоговой, денежной, кредитно-банковской, фондовой, страховой и т.д.);

• формирование и целевое использование инвестиционного потенциала производства;

• активизация инвестиционного процесса в целом;

• возмещение и накопление капитала на новой технической основе;

• создание механизмов внутри- и межотраслевой конкуренции капитала;

• нивелирование преимуществ спекулятивного капитала по сравнению с реальными финансами;

• разрешение кризиса неплатежей между субъектами хозяйствования;

• замыкание кругооборота финансовых и бюджетных ресурсов на национальной экономике;

• перекрытие «черных дыр» утечки капиталов;

• создание предпосылок для направления финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;

• проведение обязательной экспертизы принимаемых Президентом и Правительством Российской Федерации управленческих решений и оценки законодательства с точки зрения критериев финансовой безопасности, устойчивости налоговой системы и эффективности бюджетной и налоговой политики;

• дальнейшее совершенствование системы финансового и налогового права;

• оптимизация системы финансового и налогового администрирования, повышение уровня финансовой и правовой защищенности сотрудников финансовых, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов;

• отказ от иллюзорных ожиданий случайного самооздоровления российской экономики и финансов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1). Безопасность характеризует системы различного уровня и функционального назначения. Это может быть государство в целом, отдельная сфера государственной деятельности, промышленное предприятие, финансовая организация, домашнее хозяйство и т.д. Их различает объем ресурсонакопления и ресурсопотребения, а также возможность и особенность собственного целеполагания и управления.

Основное свойство, определяющее безопасность системы, -сбалансированность внутренних и внешних условий ее существования, позволяющая системе реализовывать интересы текущего и будущего ее развития. Любое взаимодействие нарушает равновесие системы. В случаях, когда невозможно восстановить ее равновесие в режиме авторегуляции, т.е. если сила ранее действовавшей негативной активности возросла или появилась новая сила, для которой данная система еще не выработала способа противодействия, то необходимо управление безопасностью. Наличие среди внешних условий экономической конкуренции, рыночной неопределенности и коммерческого риска свидетельствует о необходимости создания системы экономической защищенности.

2). Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборотный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

3). Важнейшим видом экономической безопасности государства является его финансовая безопасность. Финансовая безопасность — часть экономической и национальной безопасности. Финансовая безопасность отнюдь не дублирует сложившуюся в экономической науке терминологию, специальное рассмотрение этой категории нацелено на анализ и прогнозирование широкой совокупности факторов, определяющих устойчивость финансовой и кредитно-банковской системы, выявляющих угрозы и слабые места в ее функционировании, с тем, чтобы сделать более структурированным и прозрачным функционирование всех элементов данной системы. Именно такой подход позволит определить, в какой мере устойчивость и безопасность экономического и социального развития зависит от факторов, лежащих в сфере финансов.

Практически нет ни одного аспекта национальной и экономической безопасности страны, который бы непосредственно не зависел бы от уровня ее финансовой безопасности. В то же время уровень самой финансовой безопасности в значительной мере зависит от уровня других аспектов экономической и национальной безопасности. Рассмотрение взаимосвязей и взаимозависимостей между различными аспектами национальной и экономической безопасности позволяет найти меры по недопущению, преодолению или предотвращению угроз национальным интересам страны.

4). Понимание финансовой безопасности как объекта исследования рассматривается с позиций нового взгляда на природу финансов и финансовой системы, не ограничиваясь лишь функциями аккумуляции денежных ресурсов, их распределения и перераспределения, выходя за рамки оценки финансов исключительно как механизма обслуживания экономических процессов. В проведенном исследовании предлагаются новые подходы к пониманию сущности и роли финансов в современном рыночном хозяйстве России. Предлагается рассматривать финансы как систему, включающую конкретные характеристики финансовых инструментов, отражающих характер отношений собственности, формирующих, в свою очередь, движение капиталов и их распределение в рамках реализуемой финансовой и денежно-кредитной политики. Теоретически обоснована трансформация финансовой сферы и финансового капитала из механизма, обслуживающего воспроизводственный процесс, в одно из его основных звеньев, роль которого в условиях растущей глобализации мировых экономических и политических отношений только усиливается.

5). На основе проведенного анализа и обобщения существующих подходов были определены основные факторы, обусловившие усиление роли финансов в современной экономике: активный рост товарно-денежных отношений, распространившийся на ранее некоммерческие сферы деятельности (искусство, политика); значительные достижения в развитии современных технологий, систем и средств коммуникации; резкое увеличение спроса на финансовые ресурсы в основных наукоемких и высокотехнологических отраслях; развитие процесса глобализации, связанного с необходимость концентрации капиталов, не стесненных рамками национальных границ, формирование глобального финансового рынка.

6). Финансовая безопасность исследована с позиций ее роли в механизме обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, на основе проведенного анализа доказана ведущая роль финансовой безопасности в механизме обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

7). Проанализированы и обобщены существующие научные представления о финансовой безопасности, на данной основе предложена ее трактовка как такое динамическое состояние финансовых отношений и процессов, при котором создавались бы приемлемые условия и необходимые ресурсы для расширенного воспроизводства, экономического роста и роста народного благосостояния, стабильности, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая бюджетную, налоговую, денежную, кредитную и валютную системы), для успешного противостояния внутренним и внешним факторам дестабилизации финансового положения в стране. Научная новизна такого определения финансовой безопасности заключается в следующем. Во-первых, рассматривая финансовую безопасность как динамическое явление, необходимо обратить внимание на то, что в практическом смысле под безопасностью стоит понимать такое свойство (состояние) экономики и финансов, при котором вероятность нежелательных изменений каких-либо их качеств не выше, но и не ниже определенных пределов, т.е. находится в так называемом «плавающем коридоре». Во-вторых, финансовая безопасность существует не ради безопасности как таковой, а направлена, в основном, на обеспечение расширенного воспроизводства, достижение экономического роста и роста благосостояния народа, что и нашло свое отражение в трактовке понятия финансовой безопасности. В результате проведенного исследования также уточнена трактовка понятия «обеспечение финансовой безопасности», которую предлагается рассматривать как деятельность государства и общества, направленную на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и интересов в финансовой сфере, реализуемую через поддержание финансовой стабильности, выражающейся в виде сбалансированности самостоятельных звеньев и элементов финансовой системы государства.

Также уточнена трактовка понятия «обеспечение финансовой безопасности», которую предлагается рассматривать как деятельность государства и общества, направленную на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и интересов, реализуемую через поддержание финансовой стабильности, выражающейся сбалансированностью самостоятельных звеньев и элементов финансовой системы государства.

8). В результате проведенного исследования бюджетно-налоговой составляющей финансовой безопасности установлена двойственная (как позитивная, так и негативная) роль налогов и бюджетно-налоговой политики.

С одной стороны налоги и бюджетно-налоговая политика рассматриваются как ресурсы и инструмент обеспечения финансовой безопасности государства. С другой стороны налоги могут представлять собой фактор риска, зависимости и усиления угроз.

9). В качестве основных угроз финансовой безопасности государства в бюджетно-налоговой сфере установлены следующие: недостаточный уровень планирования и выполнения доходной части бюджета (предусмотренное финансирование лишь на 40-50% обеспечивает реальные социальные, оборонные, правоохранительные, научно-технические, производственные и иные потребности), низкий уровень бюджетного и налогового администрирования, сохранение высокого совокупного налогового бремени на реальный сектор экономики, «пассивная» иждивенческая политика бюджетной системы по отношению к реальному сектору (обеспечивая формирование 85-90% бюджетных доходов за счет поступлений от предприятий реального сектора, обратные потоки, т.е. бюджетное финансирование основных отраслей экономики, составляют не многим более 10%), сохранение остаточного принципа пополнения финансовой базы реального сектора (при сохранении удельного веса убыточных предприятий в течение всего периода рыночных реформ на уровне 40%), уклонение от налогообложения в результате умышленного сокрытия доходов, рост числа налоговых преступлений.

10). Предложен дифференцированный подход к определению понятий «опасность» и «угроза» в финансовой сфере. Появление опасности, которая выражается в финансовых потерях, следует рассматривать как сигнал возможного появления угроз безопасности и ущерба экономике, т.е. опасность означает лишь потенциальную угрозу финансам страны, которая, тем не менее, в случае непринятия соответствующих адекватных мер, превращается в реальную угрозу и потери для экономики.

Под угрозой финансовой безопасности понимается наличие, возникновение и прогнозирование неблагоприятных тенденций в национальном хозяйстве, его отраслевой и региональной структуре вследствие неправильного выбора приоритетов финансово-кредитной политики или организационных недостатков механизма реализации стратегических задач. Угрозой финансовой безопасности страны следует считать наступление такого состояния финансовой сферы и ее элементов, которое препятствует нормальному развитию общества и государства, приводит к их дестабилизации и наносит им существенный ущерб. Многообразие видов угроз финансовой безопасности обусловливает целесообразность их группировки, классификации по различным признакам.

11). Предложена и обоснована классификация угроз финансовой безопасности: по объектам, по величине ущерба, по вероятности возникновения, по причинам возникновения, по реальности возникновения, по размеру ущерба. Выдвинут и теоретически обоснован тезис о взаимообусловленности внешних и внутренних угроз финансовой безопасности государства в современных российских условиях.

12). Набор индикаторов финансовой безопасности государства может быть различным, в зависимости от той сферы финансовых отношений, которую необходимо характеризовать: финансово-налоговую, финансово-бюджетную, денежно-кредитную, платежно-расчетную и т.д.

Необходимо отметить, что индикаторы финансовой безопасности тесно взаимосвязаны с индикаторами экономической безопасности страны и со всеми другими аспектами национальной безопасности Российской Федерации в целом. Выявление количественных параметров данных взаимосвязей индикаторов финансовой безопасности между собой и с другими аспектами национальной (в т.ч. экономической) безопасности страны и определение на этой основе мер по защите национальных интересов России в финансовой сфере является главной задачей мониторинга факторов, вызывающих угрозы этим интересам.

13). Необходимо сравнение фактических или прогнозных статистических данных с определенными нормативными параметрами, отделяющими зону опасности от безопасной зоны. Такими параметрами призваны служить пороговые значения финансовой безопасности. Пороговые значения финансовой безопасности — это предельные количественные параметры, характеризующие существенные черты состояния и развития финансовой (бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и др.) сферы, выход за пределы которых нарушает нормальный ход экономического развития и угрожает национальным интересам страны.

14). Противодействие угрозам финансовой безопасности невозможно без понимания того, что периодические финансовые кризисы являются естественным проявлением политики ускоренного перераспределения собственности и капитала. В настоящее время Россия находится на этапе нового передела собственности в интересах отдельных корпоративных групп, которые активно осуществляют политику концентрации собственности и финансовых ресурсов в собственных интересах, не всегда совпадающих с экономическими интересами государства.

15). В результате исследования обосновано, что при определенных условиях криминализация экономики превращается в доминирующий, системообразующий процесс, самостоятельно определяющий направления развития всей социально-экономической и финансовой системы и создающий условия для своего воспроизводства. Предложена и обоснована концепция двойственной природы теневого сектора экономики, несмотря на то, что большая часть экономических исследований считают теневую экономику негативным феноменом. Признавая неоднозначную роль, которую теневой сектор играет в переходных экономиках, к которым относится и российская экономика, доказано, что, с одной стороны, функционирование теневого сектора является угрозой финансовой безопасности государства и наносит ущерб государственному бюджету и, косвенно, другим финансово-экономическим агентам, действующим в рамках закона, а с другой — повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневую деятельность, позволяет получать дополнительные доходы занятым в нем работникам, снижает уровень реальной безработицы.

16). Кроме того, предложены новые подходы к созданию системы финансовой безопасности. Так, основными условиями функционирования такой системы должны явиться: предельно малая возможность направления финансовых потоков в законодательно незакрепленные нормативными правовыми актами сферы их использования; до минимума сниженная возможность явного злоупотребления финансовыми средствами. Теоретически обосновано, что в основе формирования системы финансовой безопасности должна лежать разработка стратегии развития финансового рынка, концепции и стратегии финансового контроля. При этом необходимо скоординировать развитие всех основных сегментов финансового рынка, одновременно стремясь к обеспечению интересов всех его участников. Во главе системы финансовой безопасности должен стоять принцип строго целевого использования финансовых средств.

17). На основании проведенного анализа финансово-экономических процессов, сочетающих в себе как объективные, так и субъективные действия и решения участников процесса, доказана необходимость выработки средне- и долгосрочной стратегии финансовой безопасности государства, отражающей современные и перспективные тенденции в изменении уровня угроз национальным интересам России в сфере экономики и финансов. Данная стратегия должна воплотится в документ, утвержденный Правительством Российской Федерации или Президентом Российской Федерации, формирующий систему официальных взглядов на национальные интересы страны в сфере экономики и финансов, факторы, им угрожающие, а также механизм обеспечения безопасности данных сфер. Необходимость разработки и принятия такой стратегии определяется переходом социально-экономического развития России из фазы спада в фазу оживления, существенным повышением требований к национальным интересам России в сфере экономики и финансов, изменением характера угроз экономическим и финансовым интересам России.

18). В результате проведенного анализа были выработаны и обоснованы основные цели такой долгосрочной стратегии финансовой безопасности Российской Федерации: обеспечение достаточности бюджетных ресурсов для полноценного выполнения государством необходимых функций, наращивание бюджетного потенциала в условиях его сбалансированности и нормализации корпоративных финансов, преодоление неустойчивого состояния денежно-кредитной системы государства, банков и предприятий, снижение высокого уровня долларизации российской экономики, стабилизация колебаний на валютном рынке, прекращение «бегства» капитала, повышение уровня развития банковской системы, создание действенных механизмов кредитования реального сектора экономики, создание системы органов и механизмов обеспечения финансовой безопасности государства, и, как следствие, достижение экономического роста и обеспечение реального роста благосостояния граждан.

19). Сформулирован и научно обоснован ряд мероприятий, направленных на повышение уровня обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации в условиях современности. Среди основных и наиболее приоритетных из них необходимо выделить следующие: активизация финансовой сферы реального сектора путем мобилизации внутрихозяйственных резервов, преодоление дезинтеграции финансовой и денежно-кредитной систем, достижение согласованного действия основных звеньев финансовой сферы (бюджетной, налоговой, денежной, кредитно-банковской, фондовой, страховой и т.д.), формирование и целевое использование инвестиционного потенциала производства, активизация инвестиционного процесса в целом, возмещение и накопление капитала на новой технической основе, создание механизмов внутри- и межотраслевой конкуренции капитала, нивелирование преимуществ спекулятивного капитала по сравнению с реальными финансами, разрешение кризиса неплатежей между субъектами хозяйствования, замыкание кругооборота финансовых и бюджетных ресурсов на национальной экономике, перекрытие «черных дыр» утечки капиталов, создание предпосылок для направления финансовых ресурсов в реальный сектор экономики, проведение обязательной экспертизы принимаемых Президентом и Правительством Российской Федерации управленческих решений и оценки законодательства с точки зрения критериев финансовой безопасности, устойчивости налоговой системы и эффективности бюджетной и налоговой политики, дальнейшее совершенствование системы финансового и налогового права, оптимизация системы финансового и налогового администрирования, повышение уровня финансовой и правовой защищенности сотрудников финансовых, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов, отказ от иллюзорных ожиданий случайного самооздоровления российской экономики и финансов.

Финансовая безопасность государства – это состояние экономики, обеспечивающее стабильное развитие и функционирование финансовой системы государства, защиту национальных интересов в финансовой сфере.

Основными показателями, характеризующими степень развития финансовой системы и определяющими уровень финансовой безопасности государства, являются следующие:

  • 1) дефицит (профицит) федерального бюджета;
  • 2) ставка рефинансирования ЦБ РФ;
  • 3) международные резервы РФ;
  • 4) объем и динамика денежной массы (агрегат М2);
  • 5) соотношение денежной массы (М2) и ВВП;
  • 6) курс рубля по отношению к доллару США и евро;
  • 7) индекс потребительских цен (инфляция);
  • 8) объем и динамика обслуживания внешнего долга;
  • 9) объем и динамика обслуживания внутреннего долга;
  • 10) формирование и использование средств стабилизационного фонда;
  • 11) внешняя торговля (экспорт/импорт товаров, торговый баланс);
  • 12) платежный баланс (объемы ввоза/вывоза капитала частными и физическими лицами);
  • 13) количество организаций кредитно-банковской сферы;
  • 14) объем предоставленных кредитов и задолженность по предоставленным кредитам (в том числе просроченная задолженность);
  • 15) основные индексы Московской биржи (индекс ММВБ и индекс РТС).

Рассмотрим более подробно основные показатели, которые характеризуют состояние развития финансовой системы государства, определяющее уровень его финансовой безопасности.

Показатели, характеризующие состояние бюджетной сферы

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Дефицит/профицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами/доходов бюджета над его расходами.

Важнейшим показателем здесь является дефицит (профицит) бюджета и его отношение к ВВП. Как правило, дефицит либо профицит федерального бюджета не являются положительными признаками управления финансами государства. По требованиям стран ЕС отношение дефицита государственного бюджета к ВВП не должно превышать 3%.

На рис. 3.1 представлен дефицит (профицит) бюджета РФ по отношению к ВВП.

Рис. 3.1. Отношение профицита (дефицита) консолидированного бюджета Российской Федерации (годовое значение) к ВВП, в процентах

Ставка рефинансирования – инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Банком России для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке. Ставка рефинансирования является одной из процентных ставок, которые Банк России использует при предоставлении кредитов банкам в порядке рефинансирования.

Данные о действующей ставке рефинансирования размещаются в представительстве Банка России в Интернете на следующий день после ее установления Советом директоров, распространяются через агентство Reuters и публикуются в еженедельном издании «Вестник Банка России».

Ставка рефинансирования является одним из наиболее важных показателей финансовой безопасности государства. Она отражает стабильность развития кредитно-денежной системы государства в целом. Рассмотрим изменение ставки рефинансирования за некоторые периоды последних 15 лет (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Ставка рефинансирования ЦБ РФ (за некоторые периоды, начиная с 1992 г.)

Период действия

%

14 сентября 2012 г. – настоящее время

8,25

26 декабря 2011 г. – 13 сентября 2012 г.

3 мая 2011 г. – 25 декабря 2011 г.

8,25

28 февраля 2011 г. – 2 мая 2011 г.

1 июня 2010 г. – 27 февраля 2011 г.

7,75

30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г.

29 марта 2010 г. – 29 апреля 2010 г.

8,25

5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г.

11,5

14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г.

24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г.

12,5

1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г.

12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г.

12,0

14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г.

11,0

10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г.

10,75

29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г

10,5

4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г.

10,25

19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г.

10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г.

24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г.

29 июня 1998 г. – 23 июля 1998 г.

5 июня 1998 г. – 28 июня 1998 г.

27 мая 1998 г. – 4 июня 1998 г.

19 мая 1998 г. – 26 мая 1998 г.

16 марта 1998 г. – 18 мая 1998 г.

2 марта 1998 г. – 15 марта 1998 г.

21 октября 1996 г. – 1 декабря 1996 г.

19 августа 1996 г. – 20 октября 1996 г.

30 июня 1994 г. – 31 июля 1994 г.

22 июня 1994 г. – 29 июня 1994 г.

2 июня 1994 г. – 21 июня 1994 г.

17 мая 1994 г. – 1 июня 1994 г.

29 апреля 1994 г. – 16 мая 1994 г.

15 октября 1993 г. – 28 апреля 1994 г.

23 сентября 1993 г. – 14 октября 1993 г.

15 июля 1993 г. – 22 сентября 1993 г.

29 июня 1993 г. – 14 июля 1993 г.

10 апреля 1992 г. – 22 мая 1992 г.

1 января 1992 г. – 9 апреля 1992 г.

В России в 2007 г. был зафиксирован всплеск инфляции, который, по официальным данным, составил 11,9%. За предыдущий 10-летний период относительной экономической стабильности инфляция год от года снижалась.

Как следствие, ставка рефинансирования впервые повысилась начиная с лета 1998 г., т.е. почти за 10 лет.

И до тех пор пока существует угроза сохранения высоких темпов инфляции, необходимо держать ставку рефинансирования в нынешних пределах, не повышая ее. Надо отметить, что снижение ставки рефинансирования оживляет экономику, деловую активность, делая заемный капитал более дешевым, доступным. Однако делать это необходимо аккуратно, чтобы не допускать резкого роста денежной массы вследствие дешевизны денег, что неизбежно приведет к инфляции.

УДК 336.1/.5 © Е. А. Клоков, 2010

Финансовая безопасность государства: сущность и современные угрозы

Е. А. Клоков *

Рассматриваются современные подходы к определению понятия «финансовая безопасность», обозначаются национальные интересы государства в финансовой сфере, определяется спектр внутренних и внешних угроз финансовой безопасности России на современном этапе.

Ключевые слова: финансовая безопасность, угроза, кризис, национальный интерес, обеспечение.

Следует признать, что на сегодняшний день наибольшее число фундаментальных научных разработок посвящено экономической безопасности государства, общества и личности . В то же время практически нет ни одного аспекта безопасности государства, который бы непосредственно не зависел от обеспечения его финансовой безопасности . Последняя традиционно рассматривается как составная часть более широкого явления — экономической безопасности 1 .

Зависимость различных направлений (видов) безопасности государства от его финансовой составляющей, с одной стороны, очень проста — отсутствие достаточных денежных ресурсов приводит к недофинансированию наиболее важных мероприятий, с другой — эта «общая взаимосвязь находит конкретное выражение в различных по своему экономическому характеру явлениях и процессах» 2 .

Роль государственных финансов в современных условиях заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста, развития ключевых отрас-

лей хозяйства, структурной перестройки экономики, ускорения научно-технического прогресса . Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство вызывает повышение спроса на оборудование, рабочую силу, что, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры . За счет государственного бюджета осуществляется поддержание спроса, финансирование социальных мероприятий и программ и т п Воздействие на экономику, хотя и противоречивое, оказывают и расходы, связанные с обеспечением обороноспособности государства . С одной стороны, эти затраты дают определенный импульс развитию промышленности, с другой — длительная гонка вооружений приводит к истощению экономики, внутрихозяйственным диспропорциям, изменению структуры производств и другим негативным последствиям

Как справедливо отмечает Ю . М . Осипов, с учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в основе своей финансовым обра-

В нашем журнале публикуется впервые .

*

зом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях. А глобализм, демонстрируемый в настоящее время экономической цивилизацией, как раз и создает условия для установления особой финансовой власти, которая посредством владения мировыми деньгами и распоряжения стоимостью, управления финансовыми потоками позволяет воздействовать как на все мировое хозяйственное пространство, так и на отдельные государства 3 .

Несмотря на столь большую значимость, анализируемое явление остается малоизученным. Имеющихся в этой сфере разработок явно недостаточно В экономической литературе отсутствует системное определение понятия «финансовая безопасность», не установлены ее критерии «понятные, осязаемые и доступные каждому субъекту безопасности» 4, специфика и состав угроз, не разработаны корректные исходные категории, эффективные механизмы использования финансовых инструментов

Актуальности данной тематике придают кризисные явления в мировой и национальных экономиках, порожденные, прежде всего, кризисом в финансовой сфере Именно в условиях кризиса наиболее наглядно проявляются все проблемы, существующие в государстве: экономические, политические, правовые и т д , вскрываются недостатки системы обеспечения важнейшего направления национальной безопасности — финансовой. В такие периоды органы власти должны придавать вопросам безопасности государства, организаций и граждан особую важность, разрабатывать эффективные инструменты ликвидации возникающих угроз или сглаживания их последствий

В современной научной литературе можно встретить несколько подходов к определению понятий «экономическая безопасность», «финансовая безопасность», причем основную лепту в установление сущности этого явления вносят экономисты, социологи, философы. Представители юридического сообщества в этом процессе за редким исключением вообще не принимают участия В результате российская правовая наука не располагает общепринятым определением понятия «финансовая безопасность»

Так, экономисты иногда рассматривают финансовую безопасность и как «основное условие способности государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами», и как «состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций» 5 .

Нередко финансовую безопасность пытаются представить через обеспечение развития финансо-

вой системы . В частности, Б. В. Губин предлагает для научного обсуждения следующее определение: «Финансовая безопасность — это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социальноэкономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную налоговую и валютную системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере» 6 .

В некоторых работах авторы вместо понятия «финансовая безопасность» используют термин «устойчивость финансовой системы». Так, В. Ф. Солтаганов указывает, что устойчивость финансовой системы определяется состоянием федерального бюджета и платежного баланса страны, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков денежных средств в финансовые институты, объемом золотовалютных резервов, развитием российского фондового рынка, а также снижением государственного внешнего долга, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционного процесса 7. Полагаем, что устойчивость финансовой системы является одной из составных частей финансовой безопасности

Более удачное определение рассматриваемой категории, по нашему мнению, предлагает М . Е . Кара-тонов Финансовая безопасность — это «состояние экономики, при котором обеспечивается формирование достаточных финансовых ресурсов государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций при соответствующем контроле за законным их формированием и расходованием» 8 .

Самое же короткое определение данного понятия представлено А . В . Колосовым: «…способность сохранять и наращивать финансовый потенциал, обеспечивать независимость и стабильность государственных финансов» 9.

Финансовая безопасность (англ . financial security) — понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне

На макроуровне финансовая безопасность — способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия

Финансовая безопасность отражает состояние и готовность финансовой системы государства

к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической и военной безопасности страны . Финансовая безопасность достигается деятельностью в финансовой сфере и в сопряженных с ней сферах: денежно-кредитной, экономической, социальной, международно-финансовой и т д Поэтому концепция и стратегия финансовой безопасности должны находить отражение в концепции и государственной стратегии экономической безопасности, в экономической, бюджетной и денежнокредитной политике и т п

Анализ представленных разноплановых позиций позволяет продемонстрировать собственный взгляд на сущность категории «финансовая безопасность» . По нашему мнению, финансовая безопасность может быть определена как состояние финансовых отношений, при котором создаются приемлемые условия и необходимые ресурсы для расширенного воспроизводства, экономического роста и роста благосостояния населения, стабильности, сохранения целостности и единства финансовой системы государства, для успешного противостояния внутренним и внешним факторам дестабилизации финансового положения в стране.

Финансовая безопасность государства состоит в способности его органов:

— обеспечивать устойчивость экономического развития государства;

— обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;

— нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий внешних субъектов (государства, ТНК, субгосудар-ственные группировки и др.), теневых (клановокорпоративные, мафиозные и др . ) структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики;

— предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;

— наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований; предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях (в том числе легализацию доходов, полученных преступным путем) 10 .

Все перечисленное также можно представить как некоторые задачи, которые должны решать ор-

ганы государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления

В условиях глобального кризиса стало очевидно, что существующая на сегодняшний день система государственных органов власти оказалась неспособна выполнить ни одну из этих задач.

Как указано в Государственной стратегии экономической безопасности, «устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности» 11

Стоит сказать, что в обозначенной Государственной стратегии собственно финансовые ее аспекты освещены явно недостаточно (вопросы финансовой системы упомянуты лишь вскользь и далеко не полно) . Между тем, как справедливо отмечает известный итальянский эксперт по международным финансам Фульчери Бруни Рочча, финансы — это канал проникновения, позволяющий контролировать извне страну-должника Внешний контроль может быстро распространиться на все стороны экономической, а затем и социальной жизни Так обретают черты новые формы вассалитета и колониализма . И чем больше у государства возможностей контролировать пространство финансов в границах деятельности государства, тем увереннее можно говорить о существовании/продолжении традиционных суверенных прерогатив государства и, следовательно, его особого пространства 12 . Если в международных отношениях запрещено использование военной мощи, то использование экономической и особенно финансовой мощи позволяет обеспечить столь же насильственное проникновение в страну-соперницу, как это можно сделать с помощью самолетов и танков: предприятия нельзя разбомбить, но можно закрыть, людей нельзя убить, но можно сделать безработными или, по существу, рабами 13 .

К числу наиболее важных национальных интересов России в финансовой сфере можно отнести: поддержание государственных расходов в соответствии с имеющимися ресурсами; обеспечение целевого финансирования государственных программ (в первую очередь, социальных); инвестирование в сферу наукоемкого и высокотехнологичного производства; уменьшение последствий воздействия мировых финансовых кризисов на националь-

ную экономику; преодоление разногласий по поводу распределения и использования ресурсов бюджетной системы; усиление сдерживания инфляционных процессов в экономике и поддержание стабильно высокого курса национальной валюты; противодействие незаконному вывозу капитала за границу; привлечение иностранных инвестиций (особенно долгосрочных в промышленный сектор экономики); принятие «работоспособных» нормативно-правовых актов, обеспечивающих нормальное функционирование финансовой системы страны; построение эффективного правоохранительного механизма защиты государственных финансов от воздействия криминальных процессов и посягательств.

Следует отметить, что эти интересы сохраняются и в бескризисный период, и в условиях кризиса

На современном этапе исторического развития России объективно существуют реальные внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности государства, недопущение или преодоление которых должно стать важнейшим элементом стратегии обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации Выявление возможных угроз финансовой безопасности и выработка мер по их предотвращению или минимизации негативных последствий имеют первостепенное значение в системе обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации

Угроза финансовой безопасности включает в себя потенциальную возможность такого развития ситуации, при которой под влиянием внутренних или внешних факторов (или их совокупности) возникает опасность развала ключевых звеньев финансовой системы, системы ее управления, ущерба национальному богатству, подрыва финансово-кредитной и валютной систем

По мнению большинства специалистов, наиболее опасны в настоящий переходный период внутренние угрозы Вместе с тем внешние угрозы, в силу системности всей совокупности угроз, зачастую усиливают опасность некоторых внутренних угроз

Основные внутренние угрозы финансовой безопасности государства: недостаточно эффективная система государственного финансового контроля, отсутствие социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения, низкая способность финансовой системы обеспечивать воспроизводство, неадекватная финансовоэкономическая политика, направленная на превращение страны в «сырьевой придаток» для высокоразвитых стран и т д

Необходимость выработки специальной системы мер в области финансовой безопасности обусловлена рядом крупных проблем в финансовой сфере Российского государства:

— финансово-кредитная система в современном виде неспособна в полной мере обеспечить денежными средствами не только расширенное, но и простое воспроизводство;

— несоответствие друг другу и несогласованность отдельных направлений финансово-экономической политики, финансовые и денежно-кредитные инструменты недостаточно скоординированы между собой;

— банковская система базируется на смешанной системе денежного обращения (рубль-доллар-евро), причем доллар и евро берут на себя такие функции, как средства накопления и во все более значительной степени как средства платежа;

— органами государственной власти принимаются недостаточные усилия для стабильного экономического роста, структурной перестройки экономики России и ее перевода на инновационный путь развития;

— не отработаны механизмы государственного регулирования финансовых и товарных рынков, иностранных инвестиций в России и российских инвестиций за рубежом;

— утрачен административный контроль за операциями хозяйствующих субъектов на отдельных финансовых и товарных рынках и в отдельных сферах деятельности;

— в условиях кризиса резко снизились: налоговый потенциал территорий, налоговая способность налогоплательщиков, собираемость налогов;

— значительно осложнилась система банковского кредитования реального сектора экономики

Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России следует выделить:

— стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);

— беспрецедентное влияние внутренней и внешней политики государств на внешнеэкономические связи и отношения;

— утрату Россией части своих внешнеэкономических позиций в результате вытеснения ее иностранными конкурентами с мировых рынков, противодействие равноправному участию России в международной торговле (принцип двойных стандартов);

— постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, а также высокую степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую);

— высокую степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— многообразие финансовых инструментов и высокую степень их динамизма;

— усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими акторами стратегий завоевания мирового экономического пространства 14;

— чрезмерную зависимость экономики от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающую финансовую систему чрезвычайно уязвимой;

— глобальные кризисные тенденции, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать

Таким образом, из всего спектра проведенных за последние годы исследований различных видов безопасности наименее разработанными являются вопросы финансовой безопасности государства Масштабность и взаимозависимость процессов, определяющих функционирование механизмов обеспечения безопасности страны, диктуют необходимость анализа финансовой безопасности с использованием качественно нового межотраслевого подхода и расширением традиционной методологии

2 Экономическая безопасность России: (Общий курс) : учебник / под ред . В . К . Сенчагова . М .: Дело, 2005. С. 310 .

3 Осипов Ю. М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики // Финансовая экономика: концепция,

структуры, менеджмент : мат-лы междунар. науч . конф. М. : МГУ, 2000. С. 56 .

4 Баранов В. М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее правового регулирования // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2001. № 1 . С. 15 .

5 Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность // Аудиторские ведомости. 2001. № 9.С. 18 .

6 Цит. по: Экономическая безопасность России: (Общий курс) : учебник / под ред . В. К . Сенчагова . М .: Дело, 2005. С. 312.

7 Солтаганов В. Ф. Указ . соч . С. 20 .

8 Каратонов М. Е. Финансовая безопасность и финансовый контроль в условиях рыночных отношений // Юрист. 2006 № 6 С 17

9 Колосов А. В. Обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов: методологические подходы // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России 2003 № 3 С. 25 .

10 Бурцев В. В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом 2001 № 1 С 57

11 Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения) : указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 // Рос . газета . 1996. 14 мая .

12 Фульчери Бруни Рочча. Геоэкономический фактор в финансовых отношениях с зарубежными странами // Карло Жан, Паоло Савона . Геоэкономика . М. , 1997.

13 Carlo Jean. Geopolitica, Laterza. Roma, Bari. 1995.

14 В США неофициально на вооружение взят геоэконо-мический экспансизм: политическая доктрина, использующая геоэкономические идеи для оправдания внешнеэкономической экспансии, направленной на захват доли национального дохода других стран, использование сырьевых, финансовых и иных ресурсов государств без допущения их к формированию и использованию мирового дохода, стремление к полновластному контролю над мировым доходом (Бзежинский З. Великая шахматная доска . Господство Америки и ее геостратегические императивы М : Международные отношения, 1999)

Оставьте комментарий