Финансового оздоровления

Введение внешнего управления

Введение внешнего управления — основания и порядок

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законом (если собрание не приняло решение о введении какой-либо процедуры банкротства, суд на основании имеющихся в деле материалов может ввести процедуру внешнего управления по собственной инициативе).

Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не более чем на 6 месяцев.
По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.

Последствия введения внешнего управления

С даты введения внешнего управления:

— прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
— внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
— прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных законом. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
— отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
— аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
— вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Органы управления должника в пределах компетенции, установленной федеральным законом, вправе принимать решения:

— о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;
— об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;
— об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;
— об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;
— об определении порядка ведения общего собрания акционеров;
— об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;
— о замещении активов должника;
— об избрании представителя учредителей (участников) должника;
— о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;
— иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.

Ходатайство органов управления должника о продаже предприятия должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника.

Назначение внешнего управляющего. Основания для освобождения и отстранения внешнего управляющего

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

До даты утверждения внешнего управляющего арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего, за исключением составления плана внешнего управления, на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего должника.

Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего:

— по заявлению внешнего управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей внешнего управляющего;
— иных предусмотренных федеральным законом случаях.

Определение арбитражного суда об освобождении внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Внешний управляющий, освобожденный от исполнения обязанностей внешнего управляющего, обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему.

Внешний управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего:

— на основании решения собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения внешним управляющим возложенных на него обязанностей или невыполнения предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности;
— в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение внешним управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;
— в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица внешним управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица внешним управляющим;
— в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

Определение арбитражного суда об отстранении внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Обжалование определения арбитражного суда об отстранении внешнего управляющего не приостанавливает исполнение такого определения.

Права и обязанности внешнего управляющего

Внешний управляющий имеет право:

— распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом;
— заключать от имени должника мировое соглашение;
— заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 закона;
— предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований закона;
-осуществлять иные предусмотренные законом действия.

Внешний управляющий обязан:

— принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;
— разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;
— вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
— заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;
— принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
— вести реестр требований кредиторов;
— реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
— информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
— представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;
— осуществлять иные предусмотренные законом полномочия.

План

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические основы проведения реорганизационных процедур при финансовом оздоровлении

1.1 Понятие и сущность финансового оздоровления, реорганизации

1.2 Методология проведения мер по финансовому оздоровлению предприятий

1.3 Методологические проблемы проведения реорганизационных процедур при финансовом оздоровлении

Глава 2. Практика применения реорганизационных процедур при финансовом оздоровлении

2.1 Реорганизация как инструмент финансового оздоровления предприятия

2.2 Анализ проведения реорганизационных процедур на примере ОАО РАО «ЕЭС России»

Глава 3. Повышение эффективности проведения реорганизационных процедур

3.1 Система основных показателей эффективности проведения реорганизационных процедур при финансовом оздоровлении

3.2 Рекомендации по дальнейшему реформированию электроэнергетики

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

В современных условиях рыночной экономики, когда многие организации сталкиваются с проблемой неплатежеспособности, особенной значимостью обладают меры по их финансовому оздоровлению. Меры этой программы направлены на выработку условий проведения реструктуризации долгов кредиторами, что приведет к улучшению общего состояния деятельности предприятий и экономики в целом.

В условиях современной рыночной экономики необходимо применять меры по усилению государственного регулирования как финансового оздоровления, так и повышения эффективности процедур банкротства.

Достаточно большое количество организаций разоряются из-за неэффективного управления ими. В этом случае основными мерами финансового оздоровления таких организаций является реконструкция процедур управления с целью поиска путей и возможностей использования в первую очередь внутрихозяйственных резервов.

Одним из современных подходов к менеджменту является управление стоимостью. Стоимость становится основным критерием оценки эффективности функционирования предприятия как с точки зрения собственников и менеджеров, так и с точки зрения потенциальных инвесторов и государства. В странах, где система управления ориентирована на максимизацию стоимости, отмечается более высокий уровень валового внутреннего продукта на душу населения, производительности труда и занятости. Это особенно важно в условиях дальнейшей глобализации рынка капитала, когда сам капитал становится все более мобильным и страны, экономика которых не ориентирована на максимальное повышение стоимости для акционеров, будут испытывать недостаток в инвестициях и все больше и больше отставать во всемирной конкуренции.

С переходом России на рыночную экономику понятие реорганизации, реорганизационных процедур, финансового оздоровления все чаще стало использоваться как в предпринимательской среде, так и в законодательстве. В Гражданском кодексе закреплены основные формы проведения реорганизации компаний.

Однако на практике процесс финансового оздоровления не может быть осуществлен лишь с помощью процессов реорганизации, нужны расширение реорганизационных процедур. Проблеме применения реорганизационных процедур, их видам, способам, методам посвящено немало исследований отечественных исследователей. Среди таких работ можно выделить работы Е.П. Жарковской, Б.Е. Бродского, К.В. Балдина, Щербакова В.А., Щербаковой Н.А.

Недостаточно полно проблемы проведения реорганизационных процедур рассматривает законодатель. Как мы уже отметили в ГК отмечены только формы проведения реорганизации, с появлением Федерального закона «О несостоятельности» от 2002 г. введено в оборот понятие финансового оздоровления и санации, которые предусматривают различные меры по восстановлению платежеспособности. Однако законодатель не указывает на конкретные меры, перекладывая их разработку и реализацию на сами компании.

Таким образом можно говорить, что законодательной основы для проведения реорганизационных процедур в рамках проведения финансового оздоровления как таковой нет. В законе лишь отмечается возможность проведения процедуры финансового оздоровления в рамках процесса рассмотрения дела о банкротстве.

Исходя из этого, целью нашей работы является изучение теории и практики проведения реорганизационных процедур при финансовом оздоровлении предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть понятийный аппарат;

  2. выявить основные методы проведения реорганизационных процедур;

  3. выявить основные проблемы в рассматриваемой области;

  4. рассмотреть основные критерии эффективности проведения реорганизационных процедур;

  5. провести анализ проведения реорганизационных процедур на примере ОАО «РАО ЕЭС России»;

  6. сформировать основные рекомендации для дальнейшей реорганизации компании.

Объектом исследования является ОАО «РАО ЕЭС России».

Предметом исследования являются различные экономические отношения, возникающие между собственниками компаний, инвесторами и государством в вопросах проведения реорганизационных процедур.

В качестве методов исследования мы использовали такие методы как анализ, наблюдение, прогнозирование.

Работа четко структурирована, а состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические и методологические основы проведения реорганизационных процедур при финансовом оздоровлении

1.1 Понятие и сущность финансового оздоровления, реорганизации

В рыночной экономике любое предприятие при определенных обстоятельствах может оказаться в кризисном финансовом состоянии. Причины такого положения связаны как с влиянием внешней среды на деятельность предприятия, так и с внутренними недостатками управления производством. Достичь финансовой устойчивости и эффективности функционирования такие предприятия могут посредством их финансового оздоровления.

Н.В. Моисеева под финансовым оздоровлением понимает совокупность мероприятий, направленных на решение финансовых проблем предприятия, повышение платежеспособности, улучшение финансовой устойчивости, эффективности деятельности.

Е.П. Жарковская и Б.Е. Бродский под финансовым оздоровлением понимают установление финансового равновесия путем получения отсрочки платежей, превращение краткосрочных обязательств в долгосрочные, превращение обязательств кредиторов в паевой или акционерный капитал, приостановка деятельности в убыточной сфере и т. д.

Законодательством также определено понятие финансового оздоровление: «финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности».

В законодательстве также дано понятие санации, которое в сущности близко к первым двум определениям: санация – меры, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

С точки зрения законодателя понятия «санация» и «финансовое оздоровление» различные понятия. Разница между ними с точки зрения законодателя заключается в следующем:

  • санация является добровольной процедурой и заключается в оказании финансовой помощи должнику (например, учредитель оплачивает все долги должника, а должник берет на себя обязательства перед этим учредителем);

  • во время процедуры внешнего управления, кроме того, что осуществляются меры по оздоровлению должника, действует мораторий на долги (т.е. долги замораживаются и начинают выплачиваться после окончании процедуры);

  • при финансовом оздоровлении должник начинает сразу расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры (в соответствии с графиком); одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению.

В книге «Антикризисное управление» Е.П.Жарковской и Б.Е.Бродского дается еще одно определение, относящееся к рассматриваемой проблеме – «реорганизационные процедуры», под которым авторы понимают поддержание деятельности предприятия и его оздоровление с целью не допустить его ликвидации.

В рамках финансового оздоровления также выделяют следующие понятия: стратегия финансового оздоровления, программа финансового оздоровления, план финансового оздоровления.

Стратегия финансового оздоровления – целевая установка, базовые принципы, а также совокупность направлений и критериев финансового оздоровления предприятия.

Программа финансового оздоровления – комплекс мероприятий, выбранных из числа существующих методов с учетом особенностей деятельности предприятия, внутренней и внешней ситуации, финансовых проблем и сформированной стратегии.

План финансового оздоровления – организационное воплощение программы с указанием сроков реализации мероприятий, расчетом количества необходимых ресурсов, указанием структурных подразделений и ответственных лиц, расчетом прогнозных значений результатов и т.д.

Финансовое оздоровление

Процедура финансового оздоровления при банкротстве

Финансовое оздоровление на сегодняшний день на практике не применяется.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к предприятию — должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком выплат. Основное назначение данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия — должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2 лет.

Инициаторами введения в отношении предприятия-должника процедуры финансового оздоровления могут быть: учредители должника; орган, уполномоченный собственником имущества должника – унитарного предприятия; третье лицо (лица).
Ходатайство о введении финансового оздоровления адресуется первому собранию кредиторов. К ходатайству должен прилагаться ряд документов: план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей (участников) предприятия-должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия. Аналогичные требования установлены и в отношении ходатайства третьего лица о введении финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов.
Одновременно с вынесением определения о введении процедуры арбитражный суд утверждает административного управляющего.
Общий срок процедур санации (финансового оздоровления и внешнего управления) – не более 2 лет.

Без согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение для исполнения должником обязательств перед кредиторами, должник не вправе принимать решение о своей реорганизации. Ряд действий органы управления предприятия-должника должны согласовывать с административным управляющим.

Административный управляющий в процессе финансового оздоровления обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать собрания кредиторов; предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.

План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его хозяйственной деятельности.

Эти мероприятия могут носить следующий характер:

— экономический (ликвидация убыточных производств, перепрофилирование производства, продажа части имущества);
— организационно-управленческий (выбор наиболее оптимальной модели управления, привлечение профессиональных менеджеров-управленцев);
— финансовый (определение источников финансирования, форм инвестиций, направлений использования полученных средств);
— информационный (дополнительная реклама о выпускаемой продукции; определение преимуществ, которые получают потребители этой продукции, ожидаемый спрос на продукцию)

Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолженности, который подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение. График погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр.

Финансовое оздоровление может быть окончено досрочно в случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Ходатайство <3> о введении финансового оздоровления

На собрании учредителей (участников) должника также приняты следующие решения:

1. Указанным решением N ______ от «____»_____________ _____ г. досрочно прекращены полномочия руководителя должника ______________________________, (Ф.И.О.) новым руководителем избран (назначен) ____________________________________. (Ф.И.О.)

2. За принятие решения об обращении с ходатайством о введении финансового оздоровления голосовали следующие учредители (участники) должника:

1. ____________________________________________________________.

2. ____________________________________________________________.

3. ____________________________________________________________.

4. ____________________________________________________________.

3. Обеспечение исполнения должником обязательств, в соответствии с графиком погашения задолженности, предоставляют следующие учредители (участники) должника:

1. ____________________________________________________________.

2. ____________________________________________________________.

3. ____________________________________________________________.

4. _______________________________________________ (график погашения задолженности прилагается).

4. В качестве обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности предоставляется — _________ _____________________________________, что подтверждается ________________. (перечень, идентифицирующие признаки)

Размер обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности превышает размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов более чем на двадцать процентов, что подтверждается ____________________.

5. Финансовое оздоровление вводится на срок до «___»_________ ____ г.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 75 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов.

На основании изложенного и в соответствии с п. 2 ст. 75, ст. 76 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. ст. 125, 126, 223 АПК РФ,

ПРОШУ:

Ввести процедуру финансового оздоровления должника — __________________ __________________________________________________________________________. (наименование или Ф.И.О.)

Приложения:

1. План финансового оздоровления.

2. График погашения задолженности (подписанный уполномоченным лицом).

3. Протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия.

4. Перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления.

5. Сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения) (документы о предлагаемом третьим лицом или третьими лицами обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности).

6. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.

7. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий ходатайства и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.

8. Копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

9. Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание ходатайства.

10. Доверенность Представителя от «___»_________ ____ г. N ______.

11. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства Заявителя и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых <4>.

Заявитель (Представитель) Подпись _____________________/______________/ М.П. «___»_________ ____ г.

<1> В соответствии с п. 1 ст. 76 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника — унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица в установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» порядке вправе обратиться к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

<2> В соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

должник;

арбитражный управляющий;

конкурсные кредиторы;

уполномоченные органы;

федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

<3> В соответствии с п. 2 ст. 76 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при обращении с ходатайством о введении финансового оздоровления лица, принявшие решение об обращении с таким ходатайством, обязаны представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы в арбитражный суд не позднее чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.

<4> В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 126 АПК РФ такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения в арбитражный суд.

Заключение диссертации по теме «Финансы, денежное обращение и кредит», Мозговая, Инесса Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под финансовым оздоровлением традиционно понимается комплекс мер, направленных на восстановление платежеспособности предприятий. Потребность в проведении такого рода комплекса мер вытекает из особенностей жизненного цикла предприятия. Классический жизненный цикл предприятия включает в себя шесть стадий: зарождение, становление, подъем (развитие), высшая точка, спад и банкротство — каждой из которых соответствуют определенные особенности его состояния. Согласно теории Гринера, описывающей модель развития кризиса на различных стадиях жизненного цикла, на любой из стадий предприятие может сталкиваться с рисками в своей деятельности, ведущими к кризисам, нарушающим его финансовую устойчивость и, как следствие, приводящим к его неплатежеспособности. Это вызывает необходимость проведения особого комплекса мер, именуемых финансовым оздоровлением, с целью недопущения ликвидации предприятия и восстановления его платежеспособности. Данные меры осуществляются как самим предприятием в период досудебной санации, так и в рамках арбитражного процесса.

Деятельность коммерческого банка существенно отличается от деятельности других предприятий наличием специфических черт, присущих только банкам: являясь финансовым институтом, банк производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства — товар особого рода в платежных средствах и оказании услуг носящих денежный характер; он имеет единственную в своем роде предметно — производственную специализацию — обладает монополией на совершение банковских операций; его деятельность требует руководства со стороны менеджеров «особого рода» и имеет связи с органами государственного регулирования. Этот позволяет говорить о банке как о предприятии «особого рода», а о его жизненном цикле как о цикле с определенной спецификой.

Являясь предприятием особого рода, банк, осуществляет свою деятельность на основе специального разрешения — лицензии Банка России, отзыв которой означает невозможность для банка привлечения во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещения привлеченных ресурсов от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытия и ведения банковских счетов. При таких условиях исключается какая-либо возможность восстановления платежеспособности банка, в том числе и с помощью процедур внешнего управления или мирового соглашения, реализуемых в рамках арбитражного процесса. У арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, отсутствует выбор различных судебных актов: при наличии признаков банкротства должно быть принято решение о признании банка банкротом и открытии конкурсного производства, при отсутствии таких признаков — решение об отказе в признании банка банкротом. В последнем случае банк подлежит ликвидации в обычном порядке. Следовательно спецификой жизненного цикла коммерческого банка, как предприятия особого рода, является его значительное сужение по сравнению с жизненным циклом предприятия, а рамки финансового оздоровления определяются мероприятиями, осуществляемыми только в рамках досудебной санации на стадии спада в жизненном цикле кредитной организации.

Таким образом, финансовое оздоровление коммерческого банка — это переходный этап жизненного цикла кредитной организации при возврате из состояния спада в состояние финансовой устойчивости (стабилизации и подъема), (см.рис.1 на стр. 11)

Цикличность в развитии экономики, банковской системы и отдельного коммерческого банка вызывает необходимость особых подходов к банковскому менеджменту на разных этапах жизненного цикла кредитной организации. А отклонение от равновесного состояния в деятельности банка требует проведения кор-рекционных мероприятий, направленных на его возврат в исходное равновесное состояние. Решение данных задач находится в центре особой системы мер, именуемой в зарубежной литературе «кризис-менеджментом» (crisis-management), а в отечественной — «антикризисным управлением». Поэтому, с точки зрения эффективности финансового оздоровления, принципиальным является вопрос его отношения к системе антикризисного управления, как большей.

В настоящее время в научной литературе сложилось три основных подхода к определению сущности и назначения антикризисного управления: управление, направленное на предупреждение кризисных ситуаций (или превентивное управление); управление в условиях кризиса; управление, сочетающее в себе обе эти функции (оно основывается на том, что все управление в определенной мере должно являться антикризисным, если поставлена цель бескризисного развития).

Исходя из того, что на разных стадиях жизненного цикла существуют различные целевые ориентации, и возможно использование различных средств и методов управления, в том числе предупредительного и оздоровительного характера, можно говорить о различных трактовках антикризисного менеджмента (в широком и в узком плане).

Так как банковский менеджмент на всех стадиях жизненного цикла кредитной организации, помимо реализации характерных для каждой стадии целей управления, имеет задачу выявлять и предупреждать риски в деятельности банка, с целью недопущения зарождения и развития кризисных ситуаций, а также их усугубления, то можно говорить о том, что все управление коммерческим банком в определенной степени должно быть антикризисным. Это определяет широкое толкование понятия «антикризисное управление». Для антикризисного управления в широком плане, целевой ориентацией является обеспечение выживания кредитной организации, долговременного и успешного ее функционирования на рынке. Данная целевая ориентация охватывает все стадии жизненного цикла кредитной организации с зарождения до банкротства, на стадии же банкротства целевая ориентация меняется с бескризисного существования на скорейшую ликвидацию нежизнеспособной кредитной организации.

Рассматривая антикризисное управление коммерческим банком, с позиций широкой его трактовки, т. е. как управление, осуществляющееся на всех жизненных стадиях хозяйствующего субъекта (с зарождения до банкротства), можно выделить в его рамках основные стадии, связанные со стадиями жизненного цикла кредитной организации:

— опережающее антикризисное управление, охватывающие стадию зарождения и становления коммерческого банка;

— утверждающее антикризисное управление, характерное для стадии подъема;

— предупредительное антикризисное управления, осуществляемое на начальном этапе спада в жизненном цикле кредитной организации;

— оздоровительное антикризисное управление, реализующее комплекс мер, направленных на возврат кредитной организации из стадии спада в стадию подъема.

В узком смысле под антикризисным управлением традиционно понимается управление финансово нестабильной кредитной организацией, направленное на восстановление утраченной финансовой устойчивости. Решение данных задач реализуется путем осуществления комплекса мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Вышеперечисленные подходы к антикризисному управлению позволили говорить о том, что финансовое оздоровление является составной частью системы антикризисного управления. Что дало возможность определить финансовое оздоровления коммерческого банка как особый режим управления, направленный на возврат кредитной организации в состояние финансовой устойчивости.

Данное определение позволяет рассматривать финансовое оздоровление с позиций менеджмента (как систему управления): организация финансового оздоровления коммерческого банка как одной из стадий антикризисного управления в качестве составляющих в своей системе имеет те же основные элементы, что и общая система антикризисного управления коммерческим банком: субъекты, объекты, цели, функции, принципы, методы и инструменты управления (см. Рис.5 на стр. 27).

Спецификой особого режима управления при финансовом оздоровлении является усиление внешнего контроля со стороны Банка России за проблемной кредитной организацией, который в своей крайней форме может осуществляться путем введения в банк внешних органов управления — в лице временной администрации. Передача руководящих функций назначаемому управляющему превращает управление из внутреннего (проводимого органами управления банка и направленного, как правило, на реализацию мер профилактического характера для предотвращения развития кризисных явлений) во внешнее. Управление становиться внешним также и за счет того, что осуществляется, по существу, со стороны Банка России, реализующего участие государства. Все усилия в данном случае направляются на реализацию главной цели управляющей системы — вернуть кредитную организацию в состояние финансовой устойчивости. При этом любые изменения в системе интересов управленческих кадров и рядового персонала организации не могут повлиять на корректировку внешних управленческих воздействий, так как они осуществляются под внешним контролем со стороны Центрального банка.

Такая направленность управленческого воздействия обуславливает целый ряд видовых признаков менеджмента при проведении финансового оздоровления, которые могут рассматриваться как производные. В качестве основного видового признака особого режима управления выступает временная ориентация управления. В отличие от других стадий антикризисного менеджмента, финансовое оздоровление осуществляется в строго ограниченном временном интервале: внутреннее управление финансовым оздоровлением может проводится только в сроки, определенным планом финансового оздоровления и согласованные с территориальным учреждением Банка России; сроки внешнего управления проблемной кредитной организацией со стороны внешних администраций определены законодательно. При эффективности финансового оздоровления кредитная организация возвращается из стадии спада на стадию подъема в своем жизненном цикле, при неудовлетворительных результатах предпринятых мер — банк входит в стадию банкротства и подлежит ликвидации.

При финансовом оздоровлении особая роль отводится возможно более раннему выявлению проблем коммерческого банка. Это позволяет своевременно принять меры по его оздоровлению. С точки зрения особого режима управления, наибольший интерес представляют факторы, негативно влияющие на состояние кредитной организации, так как именно они ведут к кризису и спаду в деятельности банка. Одни из этих факторов имеют внутренний, другие — внешний по отношению к банку характер (см. рис.2 на стр. 14).

В экономической науке и практике неоднократно делались попытки разработки методик оценки финансового состояния кредитной организации с учетом различных факторов, влияющих на состояние коммерческого банка. Однако, изучение автором ряда существующих методик диагностики финансового состояния коммерческих банков приводит к выводу о том, что в российских методиках, в том числе и используемых Центральным Банком, не учитываются внешние факторы устойчивости банка как макроэкономического, так и геополитического характера (в расчёт принимаются только внутрибанковские факторы). В то же время негативное влияние данных факторов может привести достаточно стабильные кредитные организации на грань банкротства. Наглядным примером этого может служить банковский кризис 1998 года, явившийся следствием дефолта, «замораживанием» ликвидных активов банков и резким ростом курса доллара, повлекшим за собой отток ресурсов из банковской системы, а также неплатежеспособность дебиторов банка. Оценка менеджмента в российских методиках даётся через косвенные, а не прямые показатели, отсутствуют интегрированные оценки менеджмента, включающие качественные и количественные показатели. В то время как качественный менеджмент свидетельствует о стабильном развитии кредитной организации, факты злоупотреблений со стороны акционеров и инсайдеров банка ведут к назреванию кризисных ситуаций.

Для устранения данных недостатков, опираясь на практику Нидерландов, в работе рекомендовано использовать комплексную оценку финансового состояния кредитной организации, включающую показатели деловой активности банка (размер и возраст банковского бизнеса, коэффициенты доли рынка и их динамику, динамику внешних рейтингов банка), свидетельствующие о стадии его жизненного цикла, и такие внешние индикаторы цикличности, как тенденции банкротств предприятий и банков в стране и регионе.

Дальнейшее исследования частей и элементов системы финансового оздоровления позволило определить специфический инструментарий особого режима управления, осуществляемый самой кредитной организацией по направлениям рекапитализации, стабилизации ресурсной базы и реструктуризации активов. Данный аспект стал предметом исследования во второй главе диссертации.

Поскольку одним из признаков наличия проблем в деятельности коммерческого банка является сокращение капитала банка, главным направлением реабилитации коммерческого банка является комплекс мероприятий, направленных на восполнение капитала. Особенностью рекапитализации финансово нестабильных банков является, как правило, невозможность использования внутренних источников из-за убыточной деятельности и ограничения внешних в силу резкого падения привлекательности банка с точки зрения потенциальных инвесторов. Все это вынуждает кредитные организации, осуществляющие финансовое оздоровление, наряду с традиционными путями наращивания собственного капитала, искать нетрадиционные источники рекапитализации. В качестве таких источников выступают замена долгов банка облигациями, конвертируемыми в акции, позволяющая одновременно с наращиванием капитала решить проблему с кредиторской задолженностью; отказ от распределения прибыли в качестве дивидендов; уменьшение хозяйственных расходов; отказ от нерентабельных направлений бизнеса; уменьшение процентных расходов.

Следующей проблемой, стоящей перед банком, испытывающим финансовые трудности, является стабилизация ресурсной базы и ее увеличение. Специфическими источниками заемного капитала, используемыми при финансовом оздоровлении, являются: предоставление отсрочки и рассрочки платежей, перевод долга кредитной организации с согласия ее кредиторов, прощение долга кредитной организации, новация долга, перевод валютных обязательств в рублевые, временный отказ от снятия средств со счетов.

Далеко не всегда возникшие проблемы можно решить только путем привлечения дополнительных ресурсов и увеличением капитала. С одной стороны, плата за удержание на достаточно стабильном уровне ресурсной базы банка может оказаться слишком высокой и значительно повлиять на важнейшие характеристики финансовой устойчивости банка. С другой стороны, использование большей части методов может значительно повредить имиджу банка и привести к обратному эффекту, что грозит прекращением текущих поступлений новых средств на счета клиентов и решением ряда клиентов о снятии средств со счетов в банке. Поэтому наряду с работой по стабилизация ресурсной базы должна быть организована работа по изменению структуры банковских активов. В рамках данного направления финансового оздоровления можно выделить как традиционную работу с активами (поиск новых направлений деятельности, приносящих доход; проведение мер по взысканию дебиторской задолженности и реализации залогового имущества), осуществляемую кредитными организациями на всех стадиях жизненного цикла, так и характерную в первую очередь для финансово нестабильной кредитной организации (секьюритизация активов; перевод долга; переуступка прав требования; проведение взаимозачетов; продажа активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организации).

Рассмотрение в прикладном аспекте осуществления внешнего управленческого воздействия на проблемные банки, позволило автору выявить круг проблем, требующих решения и уточнить состав мер со стороны Банка России и АРКО, направленный на финансовое оздоровление кредитной организации.

Автор считает, что необходимо предусмотреть расширение полномочий территориальных учреждений Банка России по пересмотру планов финансового оздоровления проблемных кредитных организаций при изменении ситуации.

План финансового оздоровления направлен на обеспечение или активизацию новых источников финансовых средств, и позволяет мобилизовать капитал в течение короткого периода времени, а также реализовать (секьюритизировать) активы, но очевидно, что при его составлении, а также разработке и апробации механизмов реализации финансового оздоровления невозможно учесть все нюансы, которые в период развития кризиса могут сыграть важную роль. Кроме того, условия деятельности банка, технологии управления им постепенно изменяются, что требует от банка регулярного пересмотра подходов к управлению и механизмов его реализации. В то же время в настоящий момент в соответствии с Инструкцией Центрального Банка РФ от 12 июля 1999 года №84-И «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» план финансового оздоровления должен содержать набор мероприятий определенных исходя из конкретной сложившейся ситуации в банке. Однако, при этом не учитываются различные сценарии развития событий. Предоставление плана санации и заключение по нему территориальным учреждением Банка России в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций не допускает в дальнейшем его корректировки, что делает так же невозможным реализацию принципа оперативности принятия решений на стадии финансового оздоровления коммерческого банка. Отступление же в последующем от плана санации по срокам либо по набору мероприятий может повлечь за собой введение в банк временной администрации, а это значительно подрывает его имидж на рынке. Таким образом невозможность в настоящее время корректировки плана финансового оздоровления в ходе его реализации препятствует эффективному осуществлению санационных процедур.

Следующая группа проблем, касающаяся осуществления внешнего управленческого воздействия на проблемные банки, связана с существующими жесткими критериями порядка отбора кредитных организаций, подлежащих реструктуризации. В соответствии с Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций» реструктуризация проводится на основе отбора этих организаций из числа рекомендуемых Банком России. Другими словами, не предусматривается добровольный порядок проведения реструктуризации. Такой жесткий подход значительно ограничивает возможности реструктуризации кредитных организаций и делает невозможным использование реструктуризации для поддержания и реабилитации региональных банков. Данный подход был ориентирован на кризис банковской системы и не соответствует реальному времени. С этой точки зрения наиболее оптимальными представляются критерии и подходы участия Агентства в процедурах финансового оздоровления банков, определенные в Программе деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций.

Автор не претендует на исчерпывающую полноту раскрытия всех поставленных в диссертации вопросов. Но есть основания полагать, что результаты проведённого исследования, выдвинутые теоретические положения по финансовому оздоровлению коммерческого банка, практические рекомендации по осуществлению мер санации кредитных организаций будут способствовать эффективности финансового оздоровления коммерческих банков и тем самым, поддержанию их устойчивости.

Оставьте комментарий