Фискальная память

Фискальная память

Физически фискальная память представляет собой электронный блок, заключенный в неразборный корпус и установленный внутри кассового аппарата.

Фискальная память в работе кассового аппарата не участвует, она используется лишь для хранения Z-отчетов, так называемых отчетов с гашением, которые выполняются при изъятии выручки из кассы. Каждый такой отчет приводит к появлению очередной записи в фискальной памяти. Количество записей, которые возможно занести в фискальную память ограничено и зависит от конструкции ККМ. Когда фискальная память переполняется, ее заменяют на новую. Замена фискальной памяти производится и в других случаях, например при перерегистрации ККМ на другого собственника.

Считается, что информация, хранящаяся в фискальной памяти (фискальная информация) недоступна для корректировки. Доступ к ней ограничен. Чтобы получить отчеты с фискальной информацией потребуется ввести пароль налогового инспектора, которым запечатывают фискальную память во время регистрации ККТ в налоговой инспекции.

Боле того, считается, что даже если разрушить кассовую машину так, что она не сможет печатать отчеты с фискальной информацией, то специалисты ЦТО — центра технического обслуживания ККТ, в большинстве смогут извлечь фискальную память из под обломков ККМ и считать из нее фискальные данные.

Наличие фискальной памяти в кассовых машинах приводит к удорожанию их стоимости, а так же к дополнительным затратам владельцев ККМ. Например, из-за скачка напряжения в электросети, ККМ может испытать сбой в работе и в фискальную память будет записана некорректная информация. Это приведет к тому, что при следующем включении ККМ, блок фискальной памяти обнаружит некорректную запись, и посчитает ее результатом попытки откорректировать фискальную информацию и заблокирует ККМ напрочь. Придется в ЦТО менять фискальную память на новую и вновь ее активизировать в налоговой инспекции. Это все стоит денег и времени.

Электронная контрольная лента защищенная — ЭКЛЗ

Раньше кассовые аппараты, одновременно с чеками, пробивали их копии на контрольной ленте. Контрольная лента должна была храниться у владельца ККМ аж в течении пяти лет.

Контрольная лента использовалась для восстановления утраченных чеков, при налоговых проверках, при поиске ошибочно пробитых сумм, для сторнирования…

Потом, в большинстве моделей ККМ бумажная контрольная лента была заменена электронным вариантом. Кассы пробивали чеки, информация о которых заносилась в память, т.е. в «электронную» контрольную ленту. По окончании смены (после снятия Z-отчета), можно было распечатать так называемый «журнал» — копии всех чеков, пробитых за смену и получить контрольную ленту в бумажном варианте. Электронная контрольная лента фиксировала не только пробитые чеки, но и вообще все, что печатала касса: возвраты, отчеты, отчеты с гашением…

В настоящее время используется защищенная электронная контрольная лента, т.е. ЭКЛЗ.

Физически ЭКЛЗ представляется из себя электронный блок в неразборном корпусе, устанавливаемый внутри кассового аппарата, по примеру фискальной памяти. Так же как и с фискальной информацией, доступ к ЭКЛЗ имеет только налоговая инспекция. Точно также, в случае выхода ККМ из строя, силами специалистов ЦТО имеется возможность считать информацию с ЭКЛЗ.

В отличии от фискальной памяти, которая фиксирует только суммы изъятий денег из кассы, ЭКЛЗ фиксирует буквально все, что происходит с кассой. Вот это настоящий бортовой самописец, настоящий «черный ящик», типа которых устанавливают на самолетах.

В ЭКЛЗ информация шифруется при помощи самых современных криптографических методов защиты данных. К слову, к проектированию алгоритмов работы ЭКЛЗ были привлечены специалисты ФАПСИ — Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, в состав которого вошло бывшее 16 управление КГБ СССР.

Когда только начали вводить ЭКЛЗ, возникало ощущение, что ни кассы мы продаем и обслуживаем, а какие-то шпионские штучки. Например, на полном серьезе были попытки ввести секретность в ЦТО, которое просто хранило новые ЭКЛЗ, требовались специальные комнаты с капитальным ограждением, стальные сейфы с тремя замками, удостоверения с допусками и прочие маразмы. Но, слава Богу, все обошлось.

Смысл ЭКЛЗ

Основной смысл ЭКЛЗ, по нашему мнению, заключается лишь в удорожании стоимости ККТ. Блок ЭКЛЗ составляет почти половину стоимости самой кассовой машины. Хрупкий механизм работы ЭКЛЗ так же подвержен внезапным сбоям в работе, после которых владельцам ККТ приходится покупать новую ЭКЛЗ и оплачивать услугу по ее замене.

Более того, если фискальную память надо менять только при ее переполнении, то срок действия ЭКЛЗ ограничен так же и во времени — ЭКЛЗ надо менять не реже чем раз в 13 месяцев, т.е. каждый год.

Большинство налоговых инспекторов имеют смутное представление об отчетах ЭКЛЗ и не желают ими пользоваться. Да это и не нужно: вывести на чистую воду недобросовестных налогоплательщиков можно множеством более простых способов.

Последние несколько лет, когда применение ЭКЛЗ было обязательным, показали, что единственным смыслом введения ЭКЛЗ, является лишь наличие хорошей «кормушки» для производителей ЭКЛЗ, которые получили на ровном месте гарантированный сбыт дорогих блоков электронной контрольной ленты защищенной, со всей их криптографией.

Это еще не все

Законодательная инициатива не стоит на месте, особенная если она хорошо подталкивается. Например, последние несколько лет муссируется тема о радиоканале, который будет связывать каждый кассовый аппарат с налоговой напрямую, в режиме онлайн. Каждая ККМ, согласно нового проекта, будет иметь «симку» сотовой связи, и, при пробитии каждого чека или отчета, ККТ будет отправлять в налоговую СМС с содержимым пробитого кассового документа.

В свое время, проект введения ЭКЛЗ казался фантастичным и невозможным, однако, ничего, законодатели справились, а производители ЭКЛЗ используют, т.ю. продают ЭКЛЗ в обязательном порядке всем почти шести миллионам кассовых аппаратов, зарегистрированных в России, причем ежегодно или чаще.

Так что, мы уже не улыбаемся и не крутим пальцем у виска, а просто ждем новых правил. Кстати, введение радиоканала передачи фискальных данных подается под видом заботы о предпринимателях, которые несут постоянные расходы, связанные с покупкой и с заменой ЭКЛЗ. Считается, что введение радиоканала передачи фискальных данных в режиме онлайн, позволит отказаться от использования ЭКЛЗ и это поможет предпринимателям сократить свои издержки.

Так ли это будет, или наоборот — жизнь покажет.

Утверждены
решением Государственной
межведомственной экспертной комиссии
по контрольно-кассовым машинам
Протокол N 5/21-95
от 23 июня 1995 года

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ЭЛЕКТРОННЫХ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

(в ред. Протоколов заседаний ГМЭК
от 27.12.1995 N 9/25-95, от 29.08.1996 N 5/30-96,
от 02.07.1998 N 5/43-1998, от 08.08.2000 N 3/57-2000,
от 27.11.2001 N 6/65-2001)
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ФИСКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ККМ (ФП) — комплекс программно-аппаратных средств в составе ККМ, обеспечивающий некорректируемую, ежесменную ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации о денежных расчетах с населением, проведенных на ККМ, необходимой для правильного исчисления налогов.

Примечание:

— ежесуточная (ежесменная) регистрация, далее — сменная, означает безусловную запись итоговой информации о денежных расчетах с населением в ФП при проведении операции закрытия смены, причем продолжительность смены не должна превышать 24 часа.

Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 содержит иное определение термина «энергонезависимое долговременное хранение информации».

ЭНЕРГОНЕЗАВИСИМОЕ ДОЛГОВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ — долговременное хранение информации без использования внешних и внутренних источников питания.

Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 содержит иное определение термина «накопитель фискальной памяти».

НАКОПИТЕЛЬ ФП — одна или несколько специально выделенных микросхем памяти для хранения фискальных данных.

ФИСКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ — информация, подлежащая регистрации в фискальной памяти.

ФИСКАЛИЗАЦИЯ — включение фискального режима ККМ.

ИТОГ — сумма, подлежащая регистрации по завершении оформления документа.

ЧАСТНЫЙ ИТОГ — сумма, формируемая ККМ в процессе оформления документа.

ИТОГ СМЕННЫХ ПРОДАЖ — сумма итогов документов, оформленных ККМ при регистрации продаж (оказании услуг) в течение смены.

ИТОГ СМЕННЫХ ПОКУПОК — сумма итогов документов, оформленных ККМ при регистрации покупок валюты, оплаты переводов, выплаты пенсий, покупок нефтепродуктов АЗС в течение смены.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

СМЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ РЕГИСТРЫ — область оперативного запоминающего (ОЗУ) ККМ, в которой регистрируется проведение денежных сумм через ККМ в течение смены.

ОБЩИЕ ДЕНЕЖНЫЕ РЕГИСТРЫ — область ОЗУ ККМ, в которой регистрируется проведение денежных сумм через ККМ в течение всего срока работы либо с момента последнего общего гашения.

ОПЕРАЦИОННЫЕ РЕГИСТРЫ — область ОЗУ ККМ, в которой регистрируется количество проведенных операций.

ЗАКРЫТИЕ СМЕНЫ — обнуление сменных денежных регистров фискальных данных.

ОБЩЕЕ ГАШЕНИЕ — обнуление общих денежных и операционных регистров (кроме регистра количества гашений). Если в ККМ предусмотрено программирование режима работы с накоплением итогов без общего гашения, его включение производится согласно ЭД ККМ при ее установке.

Примечания:

1) значения итога и частного итога не могут быть отрицательными. Для чеков возврата и аннулирования знак «-» заложен в типе чека. Информация, содержащаяся в этих чеках не является фискальными данными;
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 27.12.1995 N 9/25-95)

2) в процессе формирования частного итога операции сторнирования, коррекции, скидки уменьшают частный итог на соответствующее значение.

2. ИНФОРМАЦИЯ, РЕГИСТРИРУЕМАЯ В ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
(ФИСКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ)
Таблица 1
+—————————————————————-+ | Вид записи | Реквизит |Разрядность|Количество| | | | реквизита | записей | | | |(десятичных| | | | | разрядов) | | |—————————————————————-| | Номер |Заводской номер ККМ | 7 min | 1 | |—————————————————————-| | Фискализация |Регистрационный номер| | | | ККМ |ККМ | 8 min | | | |Идентификационный номер| | | | |налогоплательщика (ИНН) | | 1 | | |организации-продавца | | 1 | | |(предприятия продавца) | 12 min | 1 | | |Дата фискализации | 6 min | | | |Пароль для проведения| | | | |перерегистрации и| | | | |получения фискального| | | | |отчета | 5 min | | |(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998) | |—————————————————————-| |Перерегистрация |Регистрационный номер| | | | ККМ |ККМ | 8 min | | | |Идентификационный номер| | | | |налогоплательщика (ИНН) | | | | |организации-продавца | | | | |(предприятия продавца) | 12 min | | | |Дата перерегистрации | 6 min | | | |Номер записи в ФП | | | | |последнего закрытия | | | | |смены перед проведением | | | | |перерегистрации | 4 | 4 min | | |Пароль для проведения| | | | |перерегистрации и| | | | |получения фискального| | | | |отчета | 5 min | | |(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998) | |—————————————————————-| | Закрытие смены |Дата отчета |6 min | | | |Номер закрытия смены |4 | | | |Итог сменных продаж |9 (10 *) | 2000 min | | | |min | | | |** Итог сменных |9 (10 *) | | | |покупок |min | | | |*** Итог сменных |9 min | | | |возвратов продаж | | | | |*** Итог сменных |9 min | | | |возвратов покупок | | | |(в ред. Протоколов заседаний ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998,| |от 08.08.2000 N 3/57-2000) | | | |—————————————————————-| | Активизация |Регистрационный | 10 | 20 min | | ЭКЛЗ |номер ЭКЛЗ | | | | |Дата активизации | 6 | | | |Номер последней | 4 | | | |закрытой смены перед | | | | |проведением активизации | | | |(введено Протоколом заседания ГМЭК от 27.11.2001 N 6/65-2001) | |—————————————————————-| | Служебная |Контрольные суммы| | | информация |записей | | | (обязательная) |Место положения запятой| Определяется | | |в регистрируемых в ФП| изготовителем | | |значениях итогов | | | |Служебные индексы,| | | |признаки, флаги | | +—————————————————————-+

Примечания:

1) значения, отмеченные знаком *, относятся только к ККМ, предназначенным для работы в пунктах обмена валюты;

2) реквизиты, отмеченные знаком «**», относятся к ККМ для пунктов обмена валюты, ФУПС и торговли нефтепродуктами;
(примечание 2 в ред. Протокола заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

3) разрядность регистров итога сменных продаж, итога сменных покупок, итога возврата сменных продаж, итога возврата сменных покупок должна быть не меньше разрядности соответствующих денежных регистров ККМ;
(примечание 3 в ред. Протокола заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

4) реквизиты, отмеченные знаком «***», относятся к ККМ для торговли нефтепродуктами. Итог сменных коррекций учитывается в итоге сменных возвратов продаж.
(примечание 4 введено Протоколом заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

2.2. Физическое хранение указанных данных должно осуществляться в накопителе ФП. Хранение в этом накопителе данных, не указанных в табл. 1, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

3. РЕЖИМЫ РАБОТЫ И ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

ККМ должна обеспечивать работу в НЕФИСКАЛЬНОМ и ФИСКАЛЬНОМ режимах.

3.1. НЕФИСКАЛЬНЫЙ режим — режим функционирования ККМ до проведения фискализации. В НЕФИСКАЛЬНОМ режиме остаются незадействованными функции регистрации сменных отчетов в ФП и получения фискального отчета.

НЕФИСКАЛЬНЫЙ режим должен поддерживать все остальные функции ККМ, включая накопление данных по продажам и формирование документов в соответствии с эксплуатационной документацией (ЭД) на конкретную модель ККМ.

Использование ККМ для проведения денежных расчетов с населением в НЕФИСКАЛЬНОМ режиме НЕДОПУСТИМО.

Нефискальный режим не должен поддерживать функции информационного обмена ККМ с ЭКЛЗ.
(абзац введен Протоколом заседания ГМЭК от 27.11.2001 N 6/65-2001)

3.2. ФИСКАЛЬНЫЙ режим — режим функционирования ККМ, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в ФП.

ФИСКАЛЬНЫЙ режим должен обеспечивать работу ККМ в полном соответствии с эксплуатационной документацией.

Все документы (кроме не содержащих фискальные данные), оформляемые ККМ в фискальном режиме, должны иметь четкий отличительный признак, указанный в ЭД на конкретную модель ККМ и выводимый на печать только по завершению формирования фискальных данных.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 27.12.1995 N 9/25-95)

3.3. Включение ФИСКАЛЬНОГО режима должно происходить по завершении фискализации ККМ. Фискализация ККМ проводится после ввода пароля доступа к ФП.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

Первичный пароль доступа к ФП и порядок проведения фискализации и перерегистрации должны быть указаны в ЭД на конкретную модель KКM.

После проведения фискализации фискальный режим отключен быть не может.

3.4. В процессе фискализации вводятся следующие реквизиты:
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

* — заводской номер ККМ;

— регистрационный номер ККМ;

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации-продавца (предприятия-продавца);

(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998)

— дату проведения фискализации;

— новый пароль доступа к ФП.

Примечание:
* — если заводской номер ККМ введен в ФП на предприятии-изготовителе, то при фискализации он не вводится.

Процесс фискализации должен включать активизацию ЭКЛЗ — см. Технические требования к контрольно-кассовым машинам в части электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ).
(абзац введен Протоколом заседания ГМЭК от 27.11.2001 N 6/65-2001)

3.5. В процессе перерегистрации вводятся следующие реквизиты:
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

— установленный ранее пароль доступа к ФП;

— регистрационный номер ККМ;

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации-продавца (предприятия-продавца);
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998)

— дату проведения перерегистрации;

— новый пароль доступа к ФП.

Процесс перерегистрации должен включать активизацию ЭКЛЗ — см. Технические требования к контрольно-кассовым машинам в части электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ).
(абзац введен Протоколом заседания ГМЭК от 27.11.2001 N 6/65-2001)

3.6. При проведении фискализации или перерегистрации все вводимые реквизиты (кроме пароля доступа к ФП) должны выводиться на печать в чеке или подкладном (вкладном) документе.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

3.7. Данные сменного отчета должны регистрироваться в ФП при проведении операции закрытия смены (при формировании ККМ сменного отчета с гашением).

При этом гашение денежных сменных регистров должно происходить только после печати сменного отчета и успешной регистрации данных в ФП.

Операции проведения общего гашения, перерегистрации, снятия фискального отчета и коррекции даты могут проводиться на ККМ только по завершении операции закрытия смены. До этого момента проведение вышеупомянутых операций должно блокироваться.

3.8. ККМ должна контролировать продолжительность смены, которая должна быть ограничена календарными сутками либо составлять не более 24-х часов.

Моментом начала отсчета продолжительности смены считается окончание оформления первого платежного документа за смену.

В случае превышения указанной выше продолжительности смены ККМ должна блокировать возможность оформления платежных документов до проведения сменного отчета с гашением.

3.9. При исправлении текущей даты ККМ должна контролировать корректность вводимой даты, которая не может быть более ранней, чем дата последней записи в ФП, включая и дату проведения операции фискализации или перерегистрации.

При попытке ввода значения более ранней даты ККМ должна блокировать проведение всех операций до ввода правильной даты.

При вводе значения даты, отличающейся более чем на 1 день в большую сторону, в ККМ должны быть предприняты специальные меры по предупреждению случайной ошибки ввода, например, повторный запрос даты и установка ее только после 2-кратного совпадения.

Примечание:

— дата с номером года «00» и далее считается более поздней, чем дата с номером года «99».

4. ПОРЯДОК ДОСТУПА К ФИСКАЛЬНЫМ ДАННЫМ

4.1. Получение фискального отчета и проведение перерегистрации возможно исключительно по паролю доступа к ФП.

4.2. Пароль доступа к ФП вводится и регистрируется в ФП в процессе фискализации или перерегистрации.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

4.3. При обращении к фискальным данным следует войти в соответствующий режим с помощью ключа и/или пароля доступа к режиму. Последующие действия в этом режиме должны быть указаны в ЭД к конкретной модели ККМ.
(п. 4.3 в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

5. УСЛОВИЯ БЛОКИРОВКИ ККМ С ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТЬЮ

5.1. ККМ должна блокировать выполнение функций в следующих случаях:

— при попытке ввода неправильного пароля доступа к ФП.

При этом блокируется выполнение всех операций и выход из режима ввода пароля. Блокировка должна действовать до момента ввода правильного пароля;

— при попытке проведения операций общего гашения, перерегистрации, снятия фискального отчета и коррекции даты в случае, приведенном в п. 3.7. Блокировка выполнения этих функций ККМ должна сниматься после проведения операции закрытия смены;

— при попытке изменения положения десятичной точки без проведения операции общего гашения ККМ. Блокировка этой функции ККМ должна сниматься после проведения операции общего гашения ККМ;

— при непроведении операции закрытия смены в случае, приведенном в п. 3.8. Блокировка регистрирующих функций ККМ должна сниматься после проведения операции закрытия смены;

— при коррекции даты в случаях, приведенных в п. 3.9. Блокировка регистрирующих функций ККМ должна сниматься после ввода правильной даты;

— при обнаружении переполнения, неисправности или отключения ФП. Блокировка регистрирующих функций ККМ должна сниматься после устранения причин, вызвавших блокировку. При этом может быть разрешено получение сменного и накопительного отчетов без гашения, а при переполнении ФП

— получение фискального отчета.

5.2. ККМ должна обеспечивать вывод сообщения о количестве свободных полей в ФП для записи сменных отчетов.

При количестве свободных полей менее 30 вывод сообщения строго обязателен и должен осуществляться автоматически на документе, оформляемом ККМ при операциях закрытия смены или начала смены.

6. ПОЛУЧЕНИЕ ФИСКАЛЬНОГО ОТЧЕТА

Образец фискального отчета и последовательность действий для его получения должны быть указаны в ЭД на конкретную модель ККМ.

6.1. ККМ должна обеспечивать получение фискального отчета как полного, так и сокращенного, с заданием периода как датами, так и номерами закрытия смен, при этом начало и конец периода должны задаваться однотипно.
(абзац введен Протоколом заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998)

Для получения фискального отчета следует:
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

— ввести установленный ранее пароль доступа к ФП;

— ввести начальную дату (или начальный номер закрытия смены) периода, за который получается фискальный отчет;

— ввести конечную дату (или конечный номер закрытия смены) периода, за который получается фискальный отчет;

— ввести признак типа фискального отчета (полный или сокращенный).

В общем случае может задаваться заведомо больший период, чем фактически зарегистрированный в ФП.

6.2. Фискальный отчет должен содержать следующие реквизиты:

— наименование предприятия в соответствии с ТТ для конкретной группы ККМ;

— признак фискального отчета;

— сквозной порядковый номер документа;

— дату получения отчета;

— время получения отчета в соответствии с ТТ для конкретной группы ККМ;

— период, за который формируется отчет;

— заводской номер ККМ;

— реквизиты (кроме пароля) фискализации ККМ;

— реквизиты (кроме пароля) всех проведенных перерегистраций ККМ;

— реквизиты всех проведенных активизаций ЭКЛЗ в составе ККМ;
(абзац введен Протоколом заседания ГМЭК от 27.11.2001 N 6/65-2001)

* — все итоги сменных продаж за период с указанием даты регистрации конкретного итога и номера закрытия смены;

* — все итоги сменных покупок за период с указанием даты регистрации конкретного итога и номера закрытия смены;

** — суммарный итог продаж за период;

** — суммарный итог покупок за период;

* — все итоги сменных возвратов продаж за период с указанием даты регистрации конкретного итога и номера закрытия смены;
(реквизит введен Протоколом заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

* — все итоги сменных возвратов покупок за период с указанием даты регистрации конкретного итога и номера закрытия смены;
(реквизит введен Протоколом заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

** — суммарный итог возвратов продаж за период;
(реквизит введен Протоколом заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

** — суммарный итог возвратов покупок за период. (реквизит введен Протоколом заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

Примечания.

1) * — реквизиты выводятся только при получении полного фискального отчета.

2) ** — если в период, за который снимается фискальный отчет, менялось положение десятичной точки, реквизиты должны быть пересчитаны и распечатаны в формате, из установленных в ККМ, содержащем максимальное количество знаков после десятичной точки.

7. СОХРАННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

Информация, зарегистрированная в накопителе ФП, должна сохраняться в течение не менее 6 лет с момента перевода ККМ в фискальный режим.

8. КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ФП

8.1. ФП должна быть размещена под общим опломбированным кожухом ККМ, а в случае блочной конструкции ККМ — под опломбированным кожухом процессорного блока либо блока печатающего устройства платежных документов, накрывающим энергонезависимое оперативное запоминающее устройство, в котором формируются фискальные данные, процессор и память программ управления ФП и печатающим устройством платежных документов. Другие варианты размещения ФП не допускаются. Средства визуального контроля (СВК) и маркировка ККМ должны устанавливаться на кожух, накрывающий блок с ФП.
(п. 8.1 в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998)

8.2. ФП или, по крайней мере, накопитель ФП должны быть выполнены в виде отдельного модуля (платы).

Конструкция этого модуля должна обеспечивать невозможность доступа к хранящейся в ФП информации и замены накопителя ФП.

8.3. Конструкция фискальной памяти (накопителя ФП) должна предусматривать защиту от механических электромагнитных и других видов воздействий, как при работе ККМ, так и при техническом обслуживании и ремонте с применением штатных приборов, оборудования и расходных материалов.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

9.1. В ККМ должен быть предусмотрен режим проверки сохранности фискальных данных в накопителе ФП. При этом недопустим метод сравнения фискальных данных накопителя с копиями, находящимися вне накопителя ФП. Порядок проведения режима должен быть указан в ЭД на конкретную модель ККМ.
(п. 9.1 в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998)

9.2. Изготовитель ККМ должен предусмотреть, при аварии ККМ, возможность прочтения содержимого ФП на других технических средствах в условиях ремонтного предприятия.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

Порядок прочтения содержимого ФП для этого случая должен быть указан в ремонтной документации на конкретную модель KКM.

10. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Программное обеспечение ККМ с ФП должно, наряду с полной реализацией функций в соответствии с ТТ для конкретной группы ККМ, исключать возможность без нарушения пломбировки ККМ изменения пользователем той своей части, которая управляет чтением и регистрацией информации в ФП, формированием фискальных данных в энергонезависимом запоминающем устройстве и выводом на документы отличительного признака фискального режима.

В случае мультипроцессорного построения ККМ выделенное в предыдущем абзаце требование относится к программному обеспечению только одного, выделенного для управления ФП, процессора, через который (и только через него) должен осуществляться программный и физический доступ других процессоров к фискальным функциям.

Основные моменты ↑

Государство различными способами осуществляет контроль за самыми разными сферами деятельности коммерческих предприятий, индивидуальных предпринимателей.

Одним из таковых является необходимость использования специальной контрольной кассовой техники.

Её применение связано с большим количеством самых разных особенностей. В первую очередь это касается необходимости регистрации, а также активации специальным образом.

К наиболее существенным вопросам, рассмотреть которые нужно будет заранее, до начала использования ККТ, стоит отнести:

  • необходимые термины;
  • какова её роль;
  • правовые аспекты.

Необходимые термины

Сегодня работа рассматриваемого типа техники, её использование регламентируется специальным законодательством.

Для правильной трактовки подобного вида нормативно-правовых актов необходимо будет заблаговременно рассмотреть применяемые в них термины.

К наиболее важным сегодня относятся следующие:

  • ККТ;
  • расчеты наличными;
  • фискальная память;
  • фискальный режим;
  • фискальные данные;
  • государственный реестр;
  • платежный терминал;
  • банкомат.

Все обозначенные выше понятия применяются в специализированном законодательстве.

ККТ (контрольно-кассовая техника) Представляет собой специализированные устройства, которые оснащаются особой памятью. К такой технике относятся также всевозможные электронные, вычислительные машины, всевозможные программные комплексы, технические устройства
Расчеты наличными Оплата всевозможных услуг, товаров при помощи наличных денег, без использования безналичным средств оплаты
Фискальная память Специализированный аппаратный комплекс, осуществляющий постоянную регистрацию всех осуществляемых денежных операций. Главной особенностью памяти этого типа является отсутствие возможности осуществить корректировку внесенных в неё данных
Под фискальным режимом Понимается использование специального режима, при котором все необходимые данные заносятся в фискальную память. Сами данные формируются в разработанном формате, он является стандартным.
Фискальные данные Размещаемая на специальной бумажной ленте, а также фискальной памяти информация. Она отражает данные различных денежных расчетах. Причем вне зависимости от того, как они осуществляются (наличным/безналичным расчетом)
Государственный реестр регистрации ККТ Специальный перечень контрольно-кассовой техники, зарегистрированной соответствующим образом. Процедура ведения данного реестра обусловлена требованиями законодательных норм. Необходимо помнить о важности их соблюдения. Нарушение процедуры регистрации грозит серьезными штрафами
Платежный терминал Полностью автоматизированное устройство для осуществления оплаты наличными различных товаров и услуг. Работа таких устройств регламентируется законодательными нормами. Участие в процедура оплаты индивидуального предпринимателя или же иного уполномоченного лица не требуется. Платежный терминал также относится к контрольно-кассовой технике
Банкомат Специальное контрольно-кассовое устройство, осуществляющее как выдачу, так и прием наличных, безналичных средств. Полностью автоматизированное, оно не требует присутствия оператора. Данное оборудование также имеет фискальную память, оно обязательно должно быть зарегистрировано соответствующим образом. Фискальная память ККТ содержит всю информацию, связанную с оплатой услуг и товаров

Какова её роль

Рассматриваемого типа техника одновременно решает большое количество задач. Именно поэтому почти все сферы деятельности, связанные с предоставлением платных услуг, требуют наличия ККТ.

Прежде, чем приступить к использованию, стоит заранее ознакомиться со всеми нюансами подобного рода устройства. К основным функциям контрольно-кассовой техники можно отнести следующие:

Осуществление контроля За коммерческой деятельностью индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц
Составление статистических данных Для формирования законодательных норм
Предотвращение нарушения Законодательных норм

Главной является именно контроль за оборотом средств на предприятии. Нередко случается, что путем неиспользования ККТ, иных незаконных действий осуществляется отмывание денег.

Государственные органы осуществляют проверку правильности ведения всей отчетной документации. Если по какой-то причине будут усмотрены нарушения или же какие-либо коррупционные схемы, то наказание в таком случае будет очень серьезно.

Образец заявление на восстановление карточки регистрации ККТ смотрите в статье: заявление о регистрации ККМ.

Порядок применения ККМ при УСН для ООО в 2019 году, .

В отдельных случая при обнаружении попытки внесения изменений в фискальную память будет иметь место возбуждение уголовного дела.

Потому необходимо максимально внимательно относится к использованию рассматриваемого типа техники, не допускать нарушений установленных правил применения.

Правовые аспекты

Работа с контрольно-кассовой техникой регламентируется специализированными законодательными актами. Основополагающим является Приказу Министерства финансов РФ №132н от 17.10.11 г.

К наиболее существенным его разделам можно отнести:

гл.№1 Обозначаются основные положения рассматриваемого типа законодательного акта
гл.№2 Основные требования к порядку осуществления рассматриваемой государственной функции
гл.№3 Каков состав, а также последовательность, сроки реализации всевозможных административных процедур
гл.№4 Порядок, а также формы различного контроля за выполнением данной государственной функции ФНС
гл.№5 Отражается судебный и досудебный порядок осуществления обжалования решения органов государственного контроля

Помимо обозначенных выше законодательных актов также необходимо будет внимательно рассмотреть следующие:

Приказ ФНС РФ №ММВ-7-2/891@ от 21.11.11 г.
Приказ ФНС РФ №ММВ-3-2/152@ от 09.04.08 г.

Ежегодно в законодательных нормах выполняется реформирование. Этот момент также важно учитывать.

Ответственность различного характера возникает при обнаружении контролирующими органами следующих нарушений:

Без оснований Контрольно-кассовая техника использована не была
Была использована контрольно-кассовая техника соответствующим образом Но при этом ККТ не зарегистрирована соответствующим образом в специализированном реестре
По какой-то причине был пробит чек На сумму меньшую, чем следовало

В большинстве случаев подобные ситуации при их возникновении разрешаются административными штрафами. Величина их составляет:

Для юридического лица 30-40 тыс. рублей
Для должностного лица, ответственного за данную деятельность 3-4 тыс. рублей

Возникающие нюансы ↑

Существует достаточно большое количество самых разных нюансов и особенностей. В первую очередь они связаны именно с памятью контрольно-кассовой техники фискального типа.

Она имеет большое количество самых разных нюансов, особенностей. За её целостностью контролирующие службы следят в первую очередь. Обнаружение постороннего вмешательства приведет к возникновению серьезных проблем.

К существенным вопросам, рассмотреть которые необходимо заранее, нужно будет отнести:

  • что на ней хранится;
  • разница с ЭКЛЗ;
  • как распечатать отчет из фискальной памяти ККТ.

Что на ней хранится?

Сама память данного типа представляет собой электронную схему, запаянную в непроницаемый корпус. Устанавливается он всегда внутри самого кассового аппарата.

При этом сама память во время работы кассы не работает. В ней размещаются различного типа отчеты вида Z. Также они называются «отчетами гашения».

Каждый раз составление такого отчета приводит к формированию особой записи в памяти данного типа. Главной особенностью памяти данного типа является возможность занесения в неё ограниченного количества определенных записей.

Суммарное количество их зависит напрямую от конструкции контрольно-кассовой техники. В случае, если по какой-то причине рассматриваемого типа память была переполнена, она попросту заменяется на новую.

При этом для получения доступа к информации в памяти данного типа необходимо будет обязательно использовать специальный пароль. Его знает только лишь налоговый инспектор.

Присваивается он определенной ККТ в момент её регистрации в специальном органе. При этом работа такой памяти никак не связана с самой кассовой машиной.

Потому даже если её разрушить, память может быть извлечена. А информация с неё прочитана. Использование памяти этого вида приводит к следующему:

  • повышению стоимости самой контрольно-кассовой техники;
  • дополнительным затратам на регистрацию со стороны коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей.

При попытке несанкционированного доступа к такой памяти она будет автоматически заблокирована. Это приведет к необходимости обращаться в налоговую и менять устройство. Соответственно, требуется заплатить некоторую сумму денег.

Разница с ЭКЛЗ

Ранее, когда память рассматриваемого типа попросту отсутствовала, использовались ЭКЛЗ – электронные кассовые ленты (защищенные). После окончания смены требовалось распечатать специальный журнал.

Для этого предварительно снимался Z-отчет. На данный момент ЭКЛЗ является электронным блоком на подобие обычной фискальной памяти. Доступ к его содержимому может получить только лишь налоговый инспектор.

Как производится ремонт ККТ, сервис ККТ.

Как производится регистрация ККТ в ИФНС, .

Все о о применении контрольно-кассовой техники, .

Главным отличием ЭКЛЗ от фискальной памяти является то, что последняя фиксирует только лишь изъятие средств из кассы после окончания её работы. Электронная кассовая лента фиксирует фактически все данные.

Как распечатать отчет из фискальной памяти ККТ

Работа с данными на фискальной памяти возможна только в случае наличия специального кода. При его отсутствии различные манипуляции с ней будут попросту невозможны.

Именно поэтому для распечатки необходимо будет обратиться к налоговому инспектору.

Работа с контрольно-кассовой техникой имеет большое количество различных нюансов и особенностей.

Потому стоит заранее со всеми ними ознакомиться. Иначе велика вероятность нарушить законодательные нормы просто по причине их банального незнания.

Предыдущая статья: Заявление о регистрации ККТ Следующая статья: ККМ для ИП

Наличие фискальной памяти ККТ и эксплуатация в фискальном режиме

Закон о применении ККТ содержит обязательное техническое условие, которому должна соответствовать контрольно-кассовая техника, — наличие фискальной памяти и действие в фискальном режиме, что делает такую технику инструментом контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, своевременностью оприходования организациями и индивидуальными предпринимателями наличной выручки и полнотой уплаты налогов.
Понятие фискальной памяти и фискального режима приведено в ст. 1 Закона о применении ККТ
Фискальная память — это комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольнокассовой техники, в целях правильного исчисления налогов.
По сути фискальная память представляет собой электронное устройство, позволяющее фиксировать информацию о наличных денежных расчетах, проходящих через контрольно-кассовую технику (фискальные данные — фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт), и хранить итоговую информацию в течение длительного времени. Причем в фискальную память записываются только итоговые данные за день или смену.
Доступ к фискальной памяти осуществляется налоговыми органами путем ввода налоговым инспектором фискального пароля. Причем по каждой конкретной модели контрольно-кассовой техники подробное описание доступа к фискальной памяти имеется в инструкциях (руководствах), разрабатываемых предприятиями-изготовителями, которые входят в обязательный комплект прилагаемой технической документации.
Фискальный режим представляет собой режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти.
Первоначально при приобретении контрольно-кассовой техники она функционирует в нефискальном режиме, который используется для проверки ее работоспособности, а в ряде случаев — для обучения персонала. Затем налоговым инспектором производится фискализа- ция контрольно-кассовой техники, при этом им вводятся следующие реквизиты: заводской и регистрационный номер кассовой машины, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), дата проведения фискализации, пароль доступа к фискальной памяти. После проведения фискализации фискальный режим не должен отключаться.
В то же время многие организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, научились манипулировать с блоком фискальной памяти, обеспечивая к ней несанкционированный доступ с помощью несложных микросхем или специальных программ, позволяющих самостоятельно корректировать фискальную память перед снятием Z-отчета. При этом каждому покупателю выдается кассовый чек, который на контрольной кассовой ленте не пробивается. В этой ситуации, как правило, в конце рабочего дня с помощью программы выручка уменьшается до нужных размеров либо вообще обнуляется, а затем вводятся новые искаженные данные, отпечатываемые на контрольной ленте.
Налоговым органам хорошо известны такие схемы, поэтому ими ведется постоянная работа по их выявлению и пресечению. В частности, для выявления устройств корректировки фискальной памяти используются кассовые чеки, которые выдаются покупателям. Такие чеки собираются сотрудниками налоговых органов и передаются лицам, контролирующим правильность применения контрольно-кассовой техники. При проведении выездных налоговых проверок собранные кассовые чеки сверяются с контрольной лентой кассовой машины. И в случае, когда чек не соответствует контрольной ленте, можно сделать вывод, что организация (индивидуальный предприниматель) корректирует фискальную память.
Отмечу, что за неправомерный доступ к компьютерной информации и за несанкционированное изменение фискальной памяти (как создание, использование и распространение вредоносных программ ЭВМ) может быть применена и уголовная ответственность по ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации) и по
ст. 273 (создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ).
Применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается с 27 декабря 2003 г.

Оставьте комментарий