Фоновая концентрация веществ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВОВ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПОВЕРХНОСТНЫЕ ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ (УТОЧНЕННАЯ РЕДАКЦИЯ) УКАЗАНИЕ МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 23 сентября 1999 г. (НЦПИ) УТВЕРЖДАЮ Министр природных ресурсов Российской Федерации Б.А.ЯЦКЕВИЧ 23 сентября 1999 года Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные объекты (далее — Методические указания) разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 г. N 1504 «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты», Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. N 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов». Методические указания вводятся взамен раздела по нормированию сбросов загрязняющих веществ в водные объекты «Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты», утвержденной заместителем Председателя Госкомприроды СССР 11 сентября 1989 года. 1. Нормативные ссылки Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», 1991 г. (Ведомости Совета народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 457; 1992, N 10, ст. 459; 1993, N 29, ст. 1111). Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4471). Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556). Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2067). Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3609). Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. N 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 330). Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 г. N 1504 «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 1, ст. 165). Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. N 168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 10, ст. 937). Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водохозяйственных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 14, ст. 1636). Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 716 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 25, ст. 2938). 2. Общие положения 2.1. Методические указания предназначены для использования специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, государственным органом санитарно — эпидемиологического надзора, федеральным органом управления использованием и охраной рыбных ресурсов и их территориальными органами, федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, водопользователями, а также научно — исследовательскими и проектными организациями, имеющими установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации права на проведение работ, связанных с разработкой нормативов. 2.2. Методические указания устанавливают общие принципы определения нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты (далее — ПДС) в составе сточных вод и применения указанных нормативов в системе управления качеством сточных вод. 2.3. Методические указания направлены на обеспечение единого методического подхода при осуществлении водоохранных мероприятий, связанных со сбросом сточных вод в водные объекты, на применение единообразных расчетных методов, которые рекомендуется использовать водопользователям, имеющим организованные выпуски сточных вод в водные объекты, при разработке нормативов ПДС. 2.4. Нормативы ПДС могут использоваться при выдаче лицензий на водопользование, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами, наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства, оценке эффективности водоохранных мероприятий. 3. Установление нормативов ПДС 3.1. «Нормативы предельно допустимых… сбросов вредных веществ… устанавливаются по каждому источнику загрязнения» (Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (статья 27, пункт 1)). «Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условий целевого использования водного объекта» (Водный кодекс Российской Федерации, статья 109). 3.2. В целях реализации законодательных положений, изложенных в пункте 3.1 настоящих Методических указаний, рекомендуется следующий порядок установления нормативов ПДС. 3.2.1. Нормативы ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод проектируемых (реконструируемых) и действующих предприятий — водопользователей, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе — исходя из условия сохранения (неухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. При этом учитываются ассимилирующая способность водного объекта и оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды. В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных. 3.2.2. Для вредных веществ используются нормы качества воды — ПДК, ориентировочные допустимые уровни (ОДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), установленные нормативными документами федерального уровня, определяющими требования к качеству воды в водных объектах, используемых для хозяйственно — питьевых, коммунально — бытовых и рыбохозяйственных целей. 3.2.3. Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов могут разрабатываться региональные нормы качества воды. Обоснованием для установления региональных норм служат данные специальных гидрологических, гидрохимических, геохимических, гидробиологических и других наблюдений, проводимых организациями, имеющими лицензию на право проведения таких работ. В качестве исходных данных о качестве воды могут быть использованы природные фоновые значения незагрязненных участков водных объектов, особо охраняемых водных объектов, водных объектов в пределах заповедников со сходными геолого — географическими условиями и фондовые материалы исследований прошлых лет. 3.2.4. При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для хозяйственно — питьевых и коммунально — бытовых целей, нормы качества воды водных объектов или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм должны выдерживаться в водотоках на участке в один километр выше ближайшего по течению пункта водопользования, а в водоемах — на акватории в радиусе одного километра от пункта водопользования. При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для рыбохозяйственных целей, нормы качества воды в них или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм следует соблюдать в пределах всего рыбохозяйственного участка, начиная с контрольного створа, определяемого в каждом конкретном случае территориальным (бассейновым) органом федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов, но не далее 500 метров от места сброса сточных вод. При сбросе сточных вод в водный объект через выпуски с рассеивающими оголовками нормативные требования к составу и свойствам воды водного объекта должны обеспечиваться в створе начального разбавления выпуска сточных вод. В водохранилищах или в нижнем бьефе плотины гидроэлектростанции, работающей в резко переменном режиме, необходимо учитывать возможность воздействия на пункты водопользования обратного течения. 3.2.5. При отведении в водные объекты сточных вод после охлаждения агрегатов концентрация загрязняющих веществ в сточных водах устанавливается на уровне концентрации веществ в воде водного объекта в месте забора воды для охлаждения агрегатов при условии пользования одним и тем же водным объектом. При отведении сточных вод в другой водный объект следует учитывать рекомендации, изложенные в пункте 3.2.1. 3.3. Величины нормативов ПДС определяются в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и действующими нормативно — методическими документами. 3.4. При определении кратности разбавления сбрасываемых сточных вод водой водного объекта в контрольном створе (на участке водопользования) принимаются следующие расчетные условия: для незарегулированных водных объектов — расчетный минимальный среднемесячный расход воды года 95% обеспеченности; для зарегулированных водных объектов — установленный гарантированный расход воды ниже плотины (санитарный попуск) с учетом исключения возможных обратных течений в нижнем бьефе. Кроме того, учитывается: кратчайшее расстояние и минимальная скорость течения на участке от места выпуска сточных вод до контрольного створа (границы участка водопользования); наименее благоприятный режим, определяемый путем сопоставления расчетов для волнового воздействия, условий сработки и наполнения водохранилищ при открытом и подледном режиме; степень смешения сточных вод с водой водного объекта на расстоянии от места выпуска сточных вод; фоновая концентрация загрязняющих веществ в водных объектах в местах выпуска сточных вод. Данные о гидрологическом режиме и природных фоновых концентрациях нормируемых показателей вод водного объекта могут быть получены в Росгидромете и его территориальных органах при наличии наблюдений на водных объектах. При отсутствии наблюдений водопользователю с целью получения указанных данных рекомендуется организовать проведение специальных наблюдений с привлечением при необходимости научных и проектных организаций, имеющих лицензию на проведение этих работ. 3.5. «Для перехода на нормативы предельно допустимых… сбросов вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные нормативы (лимиты) сбросов вредных веществ с одновременным утверждением планов снижения объемов… сбросов до предельных предусмотренных величин» (Закон об охране окружающей природной среды, статья 45, пункт 4). 3.6. С учетом изложенного в п. 3.5 настоящих Методических указаний законодательного положения для действующих предприятий — водопользователей, осуществляющих сброс сточных вод с превышением нормативов ПДС, территориальными (бассейновыми) органами МПР России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Госкомэкологии России, Росгидромета, санитарно — эпидемиологического надзора Минздрава России и территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России могут устанавливаться временно согласованные лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты, и сроки достижения нормативов ПДС. В целях достижения нормативов ПДС водопользователями разрабатываются планы водоохранных мероприятий, включающие в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов. При необходимости указанные планы (по решению территориального органа Госкомэкологии России) проходят государственную экологическую экспертизу. По мере осуществления отдельных этапов планов водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС лимиты пересматриваются в сторону их уменьшения с учетом внедрения наилучших имеющихся технологий по очистке сточных вод, а также с учетом возможности внедрения малоотходных и иных экологически чистых технологий основного производства, включая ограничение применения опасных веществ и материалов. Продолжительность осуществления плана водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС и его этапов устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально — экономических факторов, наилучших имеющихся отечественных и зарубежных технологий. 4. Разработка, согласование и утверждение нормативов ПДС 4.1. Нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией, имеющей лицензию на проведение данных работ, на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, а при отсутствии таковых — исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах (ПДК), определенных с учетом целевого использования этих объектов. 4.2. Разработанные нормативы ПДС согласовываются водопользователями с территориальными органами Госкомэкологии России, санитарно — эпидемиологического надзора Минздрава России, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России. При необходимости (по решению территориального органа Госкомэкологии России) нормативы ПДС проходят государственную экологическую экспертизу. Согласованные нормативы ПДС с положительным заключением государственной экологической экспертизы (в случае если ее проведение необходимо) утверждаются в установленном порядке территориальным (бассейновым) органом МПР России. Поскольку нормативы ПДС используются при выдаче лицензий на водопользование, сроки рассмотрения и утверждения разработанных нормативов рекомендуется устанавливать в соответствии с Правилами предоставления в пользование водохозяйственных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 383. В случае изменения экологической обстановки в бассейне водного объекта или его части, появления новых или уточнения параметров существующих источников загрязнения водных объектов установленные нормативы ПДС могут быть пересмотрены до истечения срока их действия. 5. Контроль за соблюдением нормативов ПДС 5.1. С целью соблюдения нормативов ПДС осуществляется производственный и государственный контроль за сбросом сточных вод. При производственном контроле ведутся наблюдения за: расходом, составом и свойством сточных вод на отдельных звеньях технологической схемы очистки и их соответствием установленным регламентам; расходом, составом и свойством сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, и их соответствием установленным нормативам ПДС; расходом, составом и свойством вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в контрольных створах. В целях соблюдения единого методического подхода при проведении лабораторных работ водопользователю рекомендуется согласовывать с территориальными (бассейновыми) органами МПР России, территориальными органами Госкомэкологии России, санитарно — эпидемиологического надзора Минздрава России, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России места и периодичность отбора проб, перечень контролируемых показателей, применяемые методики отбора проб воды и анализов проб, объем и порядок представления информации о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты. 5.2. Наряду с химическими методами контроля осуществляется контроль токсичности природных и сточных вод с использованием действующих методов биотестирования. В случае обнаружения токсичности сточных вод, отводимых в водный объект, или вод в контрольном створе водного объекта устанавливаются конкретные вещества, обуславливающие эту токсичность, и пересматриваются нормативы ПДС. 5.3. Государственный контроль за соблюдением нормативов ПДС и порядок осуществления государственного контроля определяется водным и природоохранительным законодательством. Приложение ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В целях настоящего документа используются следующие термины и определения. Ассимилирующая способность водного объекта — способность водного объекта принимать определенную массу веществ в единицу времени без нарушения норм качества воды в контролируемом створе или пункте водопользования. ГОСТ 17.1.1.01-77. Биологическое тестирование воды — метод оценки и контроля качества воды по основным реакциям водных организмов, являющихся тест — объектами. ГОСТ 27065-86. Водопользователь — гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами. Водный кодекс Российской Федерации. Гидрохимический режим — изменение химического состава воды водного объекта во времени. ГОСТ 27065-86. Загрязнение водных объектов — сброс или поступление иным способом в поверхностные и подземные водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают (исключают) их использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Водный кодекс Российской Федерации. Загрязняющее воду вещество, загрязняющее вещество — вещество в воде, вызывающее нарушение норм качества воды. ГОСТ 17.1.1.01-77. Зона начального разбавления — относительное расстояние между оголовками рассеивающего выпуска. Справочник проектировщика, М., 1981 г. Источник загрязнения вод — источник, вносящий в поверхностные или подземные воды загрязняющие воду вещества, микроорганизмы или тепло. ГОСТ 17.1.1.01-77. Качество воды — характеристика состава и свойств воды, определяющая пригодность ее для конкретных видов водопользования. ГОСТ 17.1.1.01-77. Контроль качества вод — проверка соответствия показателей качества вод установленным нормам и требованиям. ГОСТ 27065-86. Контрольный створ — поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды. Лимитирующий показатель вредности — признак, характеризующийся наименьшей безвредной концентрацией вещества в воде. ГОСТ 17.1.1.01-77. Лицензия на водопользование — специальное разрешение на пользование водными объектами или их частями на определенных условиях. Водный кодекс Российской Федерации. Нормы качества воды — установленные значения показателей качества воды для конкретных видов водопользования. ГОСТ 27065-86. Нормы состава сточных вод — перечень веществ, содержащихся в сточных водах, и их концентрации, установленные нормативно — технической документацией. ГОСТ 17.1.1.01-77. Опасные вещества — вещества, являющиеся токсичными, канцерогенными, мутагенными, тератогенными или биоаккумулируемыми, особенно когда они являются стойкими. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. ООН. 1994. Предельно допустимая концентрация вещества в воде (ПДК) — концентрация вещества в воде, выше которой вода непригодна для одного или нескольких видов водопользования. ГОСТ 27065-86. Предельно допустимый сброс — масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. ГОСТ 17.1.1.01-77. Самоочищение воды — совокупность природных процессов, направленных на восстановление экологического благополучия водных объектов. ГОСТ 27065-86. Свойства вод — совокупность физических, химических, физико — химических, органолептических, биохимических и других свойств воды. Состав воды — совокупность примесей в воде минеральных и органических веществ в ионном, молекулярном, комплексном, коллоидном и взвешенном состоянии, а также изотопный состав содержащихся в ней радионуклидов. Створ начального разбавления — поперечное сечение потока, отстоящее от оголовка рассеивающего выпуска на величину длины зоны начального разбавления. Сточные воды — вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории. Водный кодекс Российской Федерации. Токсичность воды — способность воды вызывать нарушения жизнедеятельности водных организмов за счет присутствия в ней вредных веществ. Фоновая концентрация — рассчитываемая применительно к данному источнику примесей в фоновом створе водного объекта при расчетных гидрологических условиях, учитывающая влияние всех источников примесей, за исключением данного источника. Экологическое благополучие водного объекта — нормальное воспроизведение основных звеньев экологической системы водного объекта. ГОСТ 17.1.1.01-77.

Загрязнение атмосферного воздуха является одной из основных проблем санитарного состояния окружающей среды, которая касается каждого в странах с низким, средним и высоким уровнем доходов.

По оценкам, в 2016 году загрязнение атмосферного воздуха в городах и сельских районах привело к 4,2 миллионам случаев преждевременной смерти в мире; эта смертность вызвана воздействием мельчайших твердых частиц диаметром 2,5 или менее микронов (ТЧ2,5), которые приводят к развитию сердечно-сосудистых, респираторных и онкологических заболеваний.
Бремя загрязнения атмосферного воздуха является непропорционально высоким для населения стран с низким и средним уровнем доходов. Так, 91% среди 4,2 млн. случаев преждевременной смерти имеет место именно в этих странах. Наибольшее бремя характерно для регионов Юго-Восточной Азии и Западной части Тихого океана. Последние оценки бремени болезней указывают на очень значительную роль загрязнения воздуха в развитии сердечно-сосудистых заболеваний и смерти от них. Появляется все больше данных, в том числе исследований, проведенных в районах с высоким уровнем загрязнения, о наличии связи между загрязнением атмосферного воздуха и риском сердечно-сосудистых заболеваний.

По оценкам ВОЗ, в 2016 году около 58% случаев преждевременной смерти, связанной с загрязнением атмосферного воздуха, произошли в результате ишемической болезни сердца и инсульта, 18% — в результате хронической обструктивной болезни легких или острых инфекций нижних дыхательных путей и 6% — в результате рака легких.

Некоторые случаи смерти могут иметь отношение к более чем одному фактору риска одновременно. Например, как курение, так и загрязнение атмосферного воздуха влияют на заболевание раком легких. Некоторые случаи смерти от рака легких можно было предотвратить путем улучшения качества атмосферного воздуха, или за счет сокращения курения табака.

По оценке Международного агентства ВОЗ по изучению рака (МАИР) в 2013 году, загрязнение атмосферного воздуха является канцерогенным для людей, а загрязнение воздуха твердыми частицами наиболее тесно связано с повышенной заболеваемостью раком, особенно раком легких. Наблюдается также связь между загрязнением атмосферного воздуха и заболеваемостью раком мочевыводящих путей/мочевого пузыря.

Одной из важнейших задач в области охраны здоровья населения является работа по коррекции всех факторов развития неинфекционных заболеваний, включая загрязнение воздуха.
Многие источники загрязнения атмосферного воздуха не могут контролироваться отдельными людьми, и требуют консолидированных действий со стороны властей на местном, национальном и региональном уровнях в таких секторах, как транспорт, утилизация отходов энергетической промышленности, городское планирование и сельское хозяйство.

Есть много примеров успешной политики по уменьшению загрязнения воздуха в таких секторах, как транспорт, городское планирование, энергетика и промышленность:

  • промышленность: чистые технологии, способствующие уменьшению выбросов из промышленных дымовых труб; улучшенная утилизация городских и сельскохозяйственных отходов, включая каптаж (улавливание) метана, выделяемого в местах утилизации отходов, в качестве варианта, альтернативного сжиганию (для использования в качестве биогаза);
  • транспорт: переход к чистым способам выработки энергии; уделение приоритетного внимания скоростному городскому транспорту, пешеходным и велосипедным сетям в городах, а также железнодорожным междугородным грузовым и пассажирским перевозкам; переход к использованию более чистых большегрузных дизельных транспортных средств и автомобилей с низким уровнем выбросов, а также более чистых видов топлива, включая топливо со сниженной концентрацией серы;
  • городское планирование: улучшение энергетической эффективности зданий и обеспечение более зеленых и компактных и тем самым более энергоэффективных городов;
  • энергия: обеспечение доступа к недорогостоящим источникам энергии в быту для приготовления пищи, отопления и освещения;
  • энергетика: более широкое использование видов топлива с низким уровнем выбросов и возобновляемых источников энергии, не основанных на сжигании (таких как энергия солнца, ветра или гидроэнергия); комбинированная выработка тепла и энергии; и распределенная выработка энергии (например, энергетические минисистемы и размещаемые на крыше установки для выработки энергии из солнечной энергии).
  • утилизация городских и сельскохозяйственных отходов: стратегии уменьшения отходов, сортировки отходов, рециклирования, повторного использования или переработки отходов; а также улучшенные методы биологической утилизации отходов, такие как анаэробная переработка отходов для производства биогаза, являются практически осуществимыми, недорогими альтернативными вариантами открытому сжиганию твердых отходов. Там, где нельзя обойтись без сжигания, крайне важны технологии сжигания со строгим контролем выбросов.

Помимо загрязнения атмосферного воздуха дым внутри помещений от загрязнения воздуха в домашних хозяйствах представляет серьезный риск для здоровья примерно 3 миллиардов человек, готовящих пищу и обогревающих свои жилища с помощью топлива из биомассы и угля. В 2016 году около 3,8 миллиона случаев преждевременной смерти были обусловлены загрязнением воздуха внутри помещений. Почти все бремя приходилось на страны с низким уровнем дохода. Загрязнение воздуха в домашних хозяйствах является также главной причиной загрязнения воздуха вне жилых помещений как в городах, так и в сельской местности.

«Руководящие принципы ВОЗ по качеству воздуха» 2005 г. являются глобальным руководством в отношении пороговых значений и максимально допустимых уровней основных загрязнителей воздуха, представляющих риск для здоровья. Согласно Руководящим принципам, благодаря снижению уровней загрязнения твердыми частицами (ТЧ10) с 70 до 20 микрограмм на кубический метр мы можем снизить смертность, связанную с загрязнением воздуха, примерно на 15%.

Руководящие принципы, применяемые во всем мире, основаны на экспертной оценке имеющихся научных данных в отношении:

  • твердых частиц (ТЧ);
  • озона (О3);
  • двуокиси азота (NO2) и
  • двуокиси серы (SO2) во всех регионах ВОЗ.

Обращаем внимание на то, что «Руководящие принципы ВОЗ по качеству воздуха» находятся в процессе пересмотра, и новая редакция будет опубликована в 2020 году.

Твердые частицы (ТЧ)

Определение и основные источники

Концентрация ТЧ является часто используемым косвенным показателем уровня загрязнения воздуха. Они оказывают негативное воздействие на большее число людей, чем какой-либо другой загрязнитель воздуха. Основными компонентами ТЧ являются сульфаты, нитраты, аммиак, хлористый натрий, сажа, минеральная пыль и вода. Они состоят из сложной смеси твердых и жидких органических и неорганических веществ, присутствующих во взвешенном состоянии в воздухе. Частицы диаметром менее 10 микрон (≤ ТЧ10) способны проникать глубоко в легкие и осаждаться в них. Еще более разрушительное воздействие на здоровье оказывают частицы диаметром менее 2,5 микрон (≤ ТЧ2,5). Они могут преодолевать аэрогематический барьер и попадать в кровеносную систему. Хроническое воздействие твердых частиц усугубляет риск развития сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, а также рака легких.

Качество воздуха обычно оценивается в дневных или годовых уровнях концентрации ТЧ10 в одном кубическом метре воздуха (м3). При проведении регулярных оценок качества воздуха уровни концентрации ТЧ обычно измеряют в микрограммах (μ)/м3. При наличии достаточно чувствительных измерительных инструментов регистрируются также уровни концентрации мельчайших твердых частиц (ТЧ2,5 или менее).

Последствия для здоровья

Имеется тесная количественная взаимосвязь между воздействием как ежедневным, так и накопленным с течением времени, высоких уровней концентрации мелких частиц (ТЧ10 и ТЧ2,5) и повышенными смертностью и заболеваемостью. И наоборот, при снижении уровней концентрации мелких и мельчайших твердых частиц снижается также связанная с ними смертность при условии, что остальные факторы остаются прежними. Это позволяет лицам, формирующим политику, прогнозировать улучшения здоровья населения, которые можно ожидать при снижении уровней загрязнения воздуха твердыми частицами.

Загрязнение воздуха некоторыми твердыми частицами оказывает воздействие на здоровье даже при очень низких уровнях концентрации, в действительности не установлено такое пороговое значение, ниже которого вреда для здоровья не наблюдается. Поэтому руководящие принципы ВОЗ 2005 года были нацелены на достижение, по возможности, самых низких уровней концентрации ТЧ.

Уровни, рекомендуемые в руководящих принципах ВОЗ

Тонкодисперсные твердые частицы (ТЧ2.5)

среднегодовой уровень 10 μg/m33 среднесуточный уровень 25 μg/m33

Крупнодисперсные твердые частицы (ТЧ10)

среднегодовой уровень 20 μg/m33 среднесуточный уровень 50 μg/m33

Помимо рекомендуемых уровней Руководящие принципы по качеству воздуха содержат промежуточные цели в отношении уровней концентрации ТЧ10 и ТЧ2,5, способствующие постепенному переходу от высоких к низким уровням концентрации.

При достижении этих промежуточных целей можно ожидать значительного снижения рисков развития острых и хронических последствий для здоровья в результате загрязнения воздуха. Тем не менее, конечной целью должно быть достижение рекомендуемых уровней.

Воздействие ТЧ на здоровье происходит при уровнях воздействия, испытываемого в настоящее время многими людьми как в городских, так и в сельских районах развитых и развивающихся стран, однако на сегодняшний день воздействие во многих быстро развивающихся городах зачастую бывает гораздо более значительным, чем воздействие в развитых городах такого же размера.

По оценкам «Руководящих принципов по качеству воздуха», снижение среднегодовых уровней концентрации твердых частиц (ТЧ2,5) с 35 микрограмм на кубический метр — распространенный уровень во многих развивающихся городах — до рекомендуемых ВОЗ 10 микрограмм/м3 может способствовать снижению смертности, связанной с загрязнением воздуха, примерно на 15%.
Однако даже в Европейском союзе, где уровни концентрации ТЧ во многих городах соответствуют рекомендуемым уровням, по оценкам, средняя ожидаемая продолжительность жизни могла бы быть на 8,6 месяца больше, если бы не было воздействия ТЧ из антропогенных источников.

В странах с низким и средним уровнем доходов воздействие загрязнителей в домах и около них в результате сжигания загрязняющих воздух видов топлива на открытом огне или в традиционных печах, с целью приготовления пищи, обогрева помещений или использования для освещения, повышает риск развития острых инфекций нижних дыхательных путей, развития сердечно-сосудистых заболеваний, хронической обструктивной болезни легких и рака легких.

Серьезный риск для здоровья представляет не только воздействие ТЧ, но и воздействие озона (О3), двуокиси азота (NO2) и двуокиси серы (SO2). Как и в случае ТЧ, наиболее высокие уровни концентрации наблюдаются в городских районах стран с низким и средним уровнем дохода. Озон является одним из основных факторов риска заболеваемости и смертности от астмы, в то время как двуокись азота и двуокись серы могут также быть причастными к развитию астмы, бронхиальных симптомов, воспаления легких и к снижению функции легких.

Озон (О3)

Уровни, рекомендуемые в руководящих принципах

O3
средний уровень за 8 часов 100 μg/m3

Рекомендуемый в «Руководящих принципах по качеству воздуха» 2005 года предельный уровень был снижен со 120 µg/м3, рекомендуемых в предыдущих изданиях «Руководящих принципов ВОЗ по качеству воздуха»1-2, на основе недавно сделанных заключений относительно связи, наблюдаемой между показателями ежедневной смертности и уровнями концентрации озона.

Озон на уровне земной поверхности (не путать с озоновым слоем в верхних слоях атмосферы) является одним из основных компонентов фотохимического смога. Он образуется в результате реакции с солнечным светом (фотохимической реакции) таких загрязнителей, как окиси азота (NOx), выбрасываемые в воздух машинами и промышленными предприятиями, и летучие органические соединения (ЛОС), выделяемые транспортными средствами, растворителями и промышленностью. Самые высокие уровни загрязнения воздуха озоном отмечаются в солнечную погоду.

Содержащийся в воздухе в избыточном количестве озон может пагубно сказываться на здоровье людей. Он может привести к появлению проблем с дыханием, спровоцировать астму, снизить легочную функцию и вызвать болезни легких.

Двуокись азота (NO2)

NO2
среднегодовой уровень 40 μg/m33
среднечасовой уровень 200 μg/m33

Уровень содержания в 40 µg/m3 (среднегодовой уровень), установленный на сегодняшний день в руководящих принципах ВОЗ для защиты здоровья людей от воздействия газообразной NO2, остается неизменным по отношению к уровню, рекомендуемому в предыдущих РКВ.

Определение и основные источники

Как загрязнитель воздуха NO2 воздействует несколькими взаимосвязанными путями:

  • При кратковременном превышении уровня концентрации в 200µg/m3 3двуокись азота является токсичным газом, вызывающим сильное воспаление дыхательных путей.
  • NO2 является основным источником нитратных аэрозолей, образующих одну из основных фракций ТЧ2.5, а в присутствии ультрафиолетового света — озона.

Основными источниками антропогенного образования NO2 являются процессы сгорания (обогрев, выработка электроэнергии, работа двигателей машин и судов).

Эпидемиологические исследования показали, что симптомы бронхита у детей, больных астмой, при длительном воздействии NO2 усугубляются. Снижение функции легких также связывают с воздействием NO2 при уровнях концентрации, регистрируемых (или наблюдаемых) в настоящее время в городах Европы и Северной Америки.

Двуокись серы (SO2)

SO2
среднесуточный уровень 20 μg/m3
средний уровень за 10 минут 500 μg/m3

Воздействию SO2 при уровне ее концентрации в воздухе, равном 500 µg/m3, нельзя подвергаться более 10 минут. Результаты исследований свидетельствуют о том, что у определенного числа людей, больных астмой, происходят изменения легочной функции и развиваются респираторные симптомы в результате воздействия SO2 в течение такого кратковременного периода, как 10 минут.

В настоящее время известны последствия для здоровья, вызываемые более низкими уровнями концентрации SO2, чем считалось ранее. Необходима более высокая степень защиты.

Несмотря на то, что причинная обусловленность последствий для здоровья низких уровней концентрации SO2 все еще не определена, снижение уровней концентрации SO2, по всей вероятности, уменьшает воздействие других загрязнителей.

SO2 является бесцветным газом с резким запахом. Она образуется при сжигании ископаемых видов топлива (угля и нефти) и плавке минеральных руд, содержащих серу. Основным антропогенным источником SO2 является сжигание содержащих серу ископаемых видов топлива для обогрева жилищ, выработки электроэнергии и в автомобилях.

SO2 может воздействовать на дыхательную систему и функции легких и вызывать раздражение глаз. Воспаление дыхательных путей приводит к появлению кашля, секреции слизи, обострению астмы и развитию хронического бронхита, а также делает людей более уязвимыми перед инфекциями дыхательных путей. В дни с повышенными уровнями концентрации SO2 возрастает число случаев госпитализации с болезнями сердца и смертность. При соединении SO2 с водой образуется серная кислота, которая является основным компонентом кислотных дождей, приводящих к исчезновению лесов.

Деятельность ВОЗ

Недавно государства-члены ВОЗ приняли резолюцию (2015) и дорожную карту (2016) по активизации глобальных ответных действий по борьбе с неблагоприятным воздействием загрязнения воздуха на здоровье человека.
ВОЗ является учреждением, курирующим работу по достижению трех показателей в рамках Целей в области устойчивого развития, связанных с загрязнением воздуха:

  • 3.9.1 Смертность от загрязнения воздуха

  • 7.1.2 Доступ к чистым видам топлива и технологиям

  • 11.6.2 Качество воздуха в городах

ВОЗ разрабатывает и выпускает «Руководящие принципы по качеству воздуха» с рекомендациями предельных уровней воздействия основных загрязнителей воздуха ( внутри и снаружи помещений).

ВОЗ разрабатывает детальные связанные со здоровьем оценки различных типов загрязнителей воздуха, включая твердые частицы и частицы сажи и озон.

ВОЗ предоставляет фактические данные о связях загрязнения воздуха с конкретными болезнями, такими как сердечно-сосудистые, респираторные и онкологические заболевания, включая оценку бремени болезней в странах, регионах, и во всем мире в результате воздействия существующих уровней загрязнения воздуха.

ВОЗ ведет разработку различных методических пособий и инструментов, таких как AirQ+ для оценки воздействия отдельных загрязняющих веществ на здоровье, Методика экономической оценки влияния на здоровье (Health Economic Assessment Tool (HEAT)), инструмент Green+ для привлечения внимания к значимости зеленых насаждений для здоровья населения, Методика оценки воздействия устойчивого транспорта на здоровье (Sustainable Transport Health Assessment Tool (STHAT)) и Инструмент комплексного моделирования воздействия транспорта на здоровье (Transport and Health Impact Modelling Tool (ITHIM)).

ВОЗ ведет подготовку комплекта материалов по чистым видам топлива и технологиям для нужд домохозяйств (Clean Household Energy Solutions Toolkit (CHEST)) для обеспечения стран и программ методическими материалами по разработке или оценке мер политики, направленных на расширение доступа к чистым источникам энергии. Последнее особенно важно ввиду того, что загрязняющие вещества, выбрасываемые в воздух внутри и вблизи жилых помещений, вносят заметный вклад в загрязнение атмосферного воздуха. Комплект материалов CHEST включает в себя модули по оценке потребностей, рекомендации в отношении стандартов на бытовые энергоприборы и их тестирования, мониторинга и оценки, а также материалы по укреплению роли сектора здравоохранения в борьбе с загрязнением воздуха внутри жилых помещений.

ВОЗ оказывает содействие государствам-членам в обмене информацией в отношении успешных подходов, методов оценки воздействия и мониторинга последствий загрязнения воздуха для здоровья.

ВОЗ осуществляет руководство Совместной целевой группой по медико-санитарным аспектам трансграничного загрязнения воздуха на большие расстояния в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Задача целевой группы – выполнять оценку влияния такого загрязнения на здоровье населения и готовить соответствующую документацию.

ВОЗ осуществляет руководство Совместной целевой группой по медико-санитарным аспектам трансграничного загрязнения воздуха на большие расстояния в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Задача целевой группы – выполнять оценку влияния такого загрязнения на здоровье населения и готовить соответствующую документацию.
Общеевропейская программа по транспорту, охране здоровья и окружающей среде, одним из инициаторов которой является ВОЗ, предлагает модель сотрудничества на уровне регионов, государств-членов и многих секторов для снижения уровней загрязнения воздуха в транспортном секторе и смягчения его последствий для здоровья, а также методики для оценки преимуществ таких мер охраны здоровья.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

· ТКП 17.13-05-2012 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Аналитический контроль и мониторинг. Качество воздуха. Порядок расчета фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов»

· Раздел 7 ОНД-86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий», утв. Госкомгидрометом СССР от 04.08.1986 № 192 (в РФ ОНД-86 утратит силу с 01.01.2018)

· ТКП 17.06-04-2012 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Правила установления фоновых концентраций химических веществ в воде водных объектов»

· ТКП 17.13-15-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Аналитический (лабораторный) контроль и мониторинг окружающей среды. Порядок отбора проб атмосферного воздуха, атмосферных осадков и снежного покрова для определения концентраций загрязняющих веществ и метеорологические наблюдения»

ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности»

Учет фоновых концентраций при нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Что такое фоновая концентрация

Фоновая концентрация (СФ) – это концентрация загрязняющего вещества, без учёта вклада исследуемого источника или группы источников загрязнения.

Фоновая концентрация с точки зрения охраны атмосферного воздуха.

В соответствии с п.1 статьи 24 Закона «Об охране атмосферного воздуха» . (далее Закон 2-З) фоновая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе – концентрация загрязняющего вещества в единице объема атмосферного воздуха, рассчитываемая по данным наблюдений за состоянием атмосферного воздуха конкретной территории и обусловленная влиянием всех источников выбросов на данной территории, включая трансграничное загрязнение атмосферного воздуха». Значение фоновых концентраций используется при проведении ряда расчетов. В соответствии с п.4 статьи 19 Закона 2-З нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются и устанавливаются с учетом: фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе В соответствии с п.2 статьи 23 Закона 2-З размеры и граница зоны воздействия определяются на основании расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе с учетом фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и того, что за пределами этих зон содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превысит нормативы качества атмосферного воздуха. Проектирование объекта хозяйственной и иной деятельности, связанного с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в соответствии с п.2 статьи 23 Закона осуществляется с учетом данных о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. В соответствии с п.3 той же статьи при проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проектная документация должна включать оценку соответствия прогнозируемых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух нормативам в области охраны атмосферного воздуха, проведенную с учетом фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и выбросов загрязняющих веществ от совокупности проектируемых и существующих источников.

Инструкция о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее Инструкция 42) также устанавливает ряд моментов, связанных с фоновыми концентрациями при проведении инвентаризации выбросов. Так, в соответствии с п.19 Инструкции 42 обработка результатов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух включает определение категории объектов воздействия на атмосферный воздух с обоснованием целесообразности определения расчетных приземных концентраций каждого загрязняющего вещества или групп загрязняющих веществ, обладающих эффектом суммирования вредного воздействия на качество атмосферного воздуха (далее — группа суммации), создаваемых стационарными источниками выбросов в долях максимальной разовой предельно допустимой концентрации или ориентировочно безопасного уровня воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест отдыха населения с учетом (без учета) фоновых концентраций В соответствии с п.38 Инструкции 42 к акту инвентаризации прилагаются карты-схемы расчетных приземных концентраций для загрязняющих веществ или групп суммации, значения расчетных приземных концентраций которых превышают в санитарно-защитной зоне значение 0,2 доли ПДК или ОБУВ с учетом фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Понятие фоновой концентрации важно с точки зрения эффекта суммации. Эффект суммации – это однонаправленное неблагоприятное влияние на организм нескольких разных веществ. Однонаправленное в том смысле, что вызывает одни и те же заболевания. В таком случае говорят, что вещества входят в одну группу суммации. Существует несколько десятков групп суммации, в одну из которых, например, входит фенол и ацетон, а в другую аммиак, диоксид азота и диоксид серы. С этой точки зрения норматив предельно допустимых выбросов – это такое количество вредного вещества, которое можно выбросить в единицу времени так, чтобы с учётом эффекта суммации, фоновой концентрации и рассеивания, максимальная приземная концентрация не превышала бы предельно допустимые концентрации.

Что такое фоновая справка

В соответствии с пунктом 5 Инструкции 42 до проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух природопользователь обязан запросить в государственных организациях, подчиненных Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, осуществляющих проведение мониторинга атмосферного воздуха, справку о значении фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и метеорологических характеристиках и коэффициентах, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе расположения природопользователя. Форма справки устанавливается приложением 13 к Инструкции 42, справка прилагается к акту инвентаризации.

СПРАВОЧНО

ГУ «Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды» Минприроды на платной основе осуществляет (РЦРКиМ):

· выдачу справок о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе

· выдачу справок о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в водных объектах;

Для получения справки заказчик (или по его поручению проектная организация) направляет запрос в РЦРКиМ с просьбой предоставить данные по фоновым концентрациям и расчетным метеорологическим характеристикам в районе размещения объекта.

Чем отличаются фоновые концентрации от ПДК

В соответствии с п.15 статьи 1 Закона 2-З нормативы качества атмосферного воздуха – величины допустимых концентраций химических веществ, их смеси, микроорганизмов в атмосферном воздухе, при соблюдении которых не оказывается ни прямое, ни косвенное вредное воздействие, включая отдаленные последствия, на окружающую среду, здоровье человека. Указанные нормативы предельно допустимых концентраций утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 ноября 2016 г. № 113

Учет фоновых концентраций при нормировании сбросов загрязняющих веществ в водные объекты

Фоновые концентрации химических веществ в воде водных объектов используются при решении водохозяйственных задач, в том числе при нормировании отведения сточных вод от проектируемых или действующих выпусков сточных вод. Для этого используется понятие фонового створа. В соответствии с п.41 статьи 1 Водного кодекса Республики Беларусь (далее Водный кодекс) фоновый створ – условное поперечное сечение поверхностного водного объекта выше места сброса сточных вод, в котором учитываются природное содержание химических веществ в воде и воздействие на качество воды водного объекта всех выше расположенных источников сбросов загрязняющих веществ. В соответствии со статьей 56 Водного кодекса юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сброс сточных вод непосредственно в поверхностные водные объекты либо через систему канализации населенных пунктов, обязаны проводить локальный мониторинг, объектом наблюдения которого являются сточные воды и поверхностные воды в том числе в фоновых створах, расположенных выше по течению мест сброса сточных вод.

Вопросы нормирования сбросов сточных вод урегулированы разделом 7 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 (далее ЭкоНиП). Так, в соответствии с п.7.2.4 ЭкоНиП раздел проекта нормативов допустимых сбросов «Определение допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в поверхностный водный объект» содержит исходную информацию для определения нормативов допустимых сбросов, которая включает значения показателей качества и концентраций химических и иных веществ в фоновых и контрольных створах, а само определение допустимых концентраций в соответствии с п. 7.3.2 ЭкоНиП производится с учетом концентраций веществ в фоновом створе. В соответствии с п.7.3.3 ЭкоНиП при значении концентрации i-го химического и иного вещества в фоновом створе большем, чем предельно допустимая концентрация в воде поверхностного водного объекта, допустимая концентрация загрязняющего вещества, принимается равной концентрации его в фоновом створе. В соответствии с п. 7.3.9 ЭкоНиП фоновые и контрольные створы устанавливаются для каждого выпуска сточных вод или их совокупности, в зависимости от конкретных гидрологических условий. Местоположение фоновых и контрольных створ устанавливается на расстоянии, обеспечивающем отсутствие влияния других источников загрязняющих веществ (выпусков сточных вод другого водопользователя, притоков, сбросных вод каналов мелиоративных систем и т.д.) на качество воды водотока.

Раздел 8 ЭкоНиП устанавливает требования к показателям качества и концентрации загрязняющих веществ в подземных водах в местах расположения источников вредного воздействия на подземные воды. Так, в соответствии с п.8.1 ЭкоНиП допустимые нормативы показателей качества и концентрации загрязняющих веществ в подземных водах в местах расположения полигонов твердых коммунальных отходов, иловых площадок очистных сооружений сточных вод, шламонакопителей, полей фильтрации и других источников вредного воздействия на подземные воды не должны превышать значений показателей качества и концентраций загрязняющих веществ в подземных водах, выше источника вредного воздействия по течению естественного потока (в фоновых скважинах, колодцах).

Используются фоновые концентрации и для расчета размера возмещения вреда окружающей среде при сбросах сточных вод и загрязнениях почв.

Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З

Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 23 июня 2009 г. N 42

Утвержден и введен в действие Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18 октября 2012 г. № 16-Т.

Кодекс Республики Беларусь от 30 апреля 2014г.

Введены в действие с 01.10.2017

Глеб Ерилин

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ

И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Утверждаю

Заместитель Руководителя Росгидромета

И.А.ШУМАКОВ

27 марта 2013 г.

Согласовано

Начальник Управления мониторинга

загрязнения окружающей среды, полярных

и морских работ Росгидромета

Ю.В.ПЕШКОВ

29 марта 2013 г.

ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ФОНОВЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ

ДЛЯ ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ГДЕ ОТСУТСТВУЮТ

РЕГУЛЯРНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРНОГО

ВОЗДУХА НА ПЕРИОД 2014 — 2018 ГГ.

Временные рекомендации являются методическим пособием для использования подведомственными организациями Росгидромета при выполнении работ, связанных с выдачей справок о фоновых концентрациях загрязняющих веществ по запросам потребителей для городов и населенных пунктов с численностью населения 100 тыс. чел. и менее, где не проводятся регулярные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха или данных измерений недостаточно для расчета фона.

Фоновая концентрация вредного вещества (фон) является характеристикой загрязнения атмосферы, создаваемой всеми источниками выбросов на рассматриваемой территории, исключая источник, для которого рассчитывается фон. За фоновую концентрацию принимается статистически достоверная максимальная разовая концентрация примеси (средняя за 20 мин.), значение которой превышается в 5% случаев общего количества наблюдений (РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»).

Фоновые концентрации загрязняющих веществ — специальное понятие, предназначенное для использования в целях нормирования выбросов загрязняющих веществ и установления нормативов предельно допустимых (ПДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ). Значения фоновых концентраций устанавливаются согласно нормативным документам на основе специальной обработки данных наблюдений. В качестве самостоятельной характеристики уровня загрязнения атмосферы фоновая концентрация не применяется, она не сравнивается с ПДК.

В соответствии с РД 52.04.186-89 фоновые концентрации загрязняющих веществ для городов с различной численностью населения определяются по результатам обработки массива данных регулярных наблюдений за пятилетний период со всех станций в каждой группе городов России и корректируются каждые пять лет. В этой связи, при оформлении справки о фоновой концентрации по запросам потребителей, всегда указывается срок действия документа.

Срок действия утвержденных Росгидрометом на период 2009 — 2013 годы Временных рекомендаций «Фоновые концентрации вредных веществ для городов и населенных пунктов, где отсутствуют наблюдения за загрязнением атмосферы» истекает в 2013 году.

На основе анализа и обработки данных наблюдений, выполненных на сети Росгидромета за последние годы, получены новые значения фоновых концентраций на период 2014 — 2018 годы.

При определении фона в городах-аналогах учитывалось, что в преобладающем их большинстве действуют предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность населения: теплоэнергетика, легкая и пищевая промышленность, а также автотранспорт. В выбросах этих предприятий и автотранспорта всегда содержатся взвешенные вещества (BB), диоксид серы (SO;), оксид углерода (CO), оксид (NO) и диоксид азота (NO2), бенз(а)пирен (БП). В атмосфере таких городов также могут присутствовать формальдегид и сероводород (H2S).

В таблице приведены величины фоновых концентраций для восьми загрязняющих веществ по трем группам городов с численностью населения (в тыс. человек): от 50 до 100, от 10 до 50 и менее 10.

Таблица

В населенных пунктах с числом жителей менее одной тысячи в малонаселенных районах фоновые концентрации загрязняющих веществ принимаются равными нулю, если в радиусе 5 км не находится пункта с большим числом жителей, а также не проводятся работы с применением большегрузной техники и транспорта, нет других источников загрязнения атмосферного воздуха.

Примечание:

Для всех населенных пунктов, расположенных вблизи городов с функционирующей сетью мониторинга, следует учитывать фон города, применяя метод экстраполяции, изложенный в РД.52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» (стр. 419 — 420) с учетом фона для города-аналога в качестве «загородного».

Фоновые концентрации, установленные по данным городов-аналогов, выдаются подведомственными организациями Росгидромета на основании запроса заинтересованных пользователей в виде справки по рекомендуемой форме, представленной в Приложении.

Справки о фоне действительны только при наличии подписи руководителя (начальника) подведомственной организации Росгидромета, заверенной печатью.

Настоящие Рекомендации вступают в силу с даты их утверждения и действительны с 2014 по 2018 год включительно.

Приложение

(рекомендуемое)

ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ

О ФОНОВЫХ КОНЦЕНТРАЦИЯХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Адресат

Бланк подведомственной организации Росгидромета

СПРАВКА О ФОНОВЫХ КОНЦЕНТРАЦИЯХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ Город _____________________________________________________________________ (наименование населенного пункта, район, область, край, республика) __________________________________________ с населением _____ тыс. жителей. Фон выдается для _________________________________________________________. (организация, запрашивающая фон, ее ведомственная принадлежность) В целях __________________________________________________________________. (установление ПДВ или ВСВ, инженерные изыскания и пр.) Для объекта ______________________________________________________________, (предприятие, производственная площадка, участок, для которого устанавливается фон) расположенного ___________________________________________________________. (адрес, расположение объекта, производственной площадки, участка) Фон установлен согласно РД 52.04.186-89 и действующим Временным рекомендациям «Фоновые концентрации вредных (загрязняющих) веществ для городов и населенных пунктов, где отсутствуют наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха». Фон определен с учетом вклада предприятия ___________________. (да, нет) Значения фоновых концентраций (Сф) вредных веществ

Загрязняющее вещество

Ед. измерения

Сф

Взвешенные вещества

мгк/м3

Оксид углерода

мг/м3

Бенз(а)пирен

нг/м3

Фоновые концентрации ______________________________________________________ (перечень загрязняющих веществ) _________________ действительны на период с 20__ по 20__ г. (включительно). Справка используется только в целях заказчика для указанного выше предприятия (производственной площадки/объекта) и не подлежит передаче другим организациям. Начальник _______________________________ ___________ _______________________ (наименование подведомственной (подпись) (расшифровка подписи) организации Росгидромета) М.П.

Greenpeace выступает в защиту городской воздушной среды. Фото с сайта www.greenpeace.ru

В конце октября в Женеве проводилась Первая глобальная конференция по загрязнению воздуха и здоровью. Ее провела Всемирная организация здравоохранения. Одной из тем этого мероприятия стало улучшение мониторинга качества воздуха.

Известно, что загрязнение воздуха – одна из главных причин преждевременной смертности в мире, с которой связано до трети всех смертей от инсульта, рака легких и болезни сердца. Ежегодно из-за него умирает более семи миллионов человек. Уровень загрязнения атмосферного воздуха превышает рекомендованные ВОЗ показатели качества воздуха в большинстве городов мира. Российское отделение Greenpeace оповестило о проблемах с информированием о качестве воздуха в нашей стране и перспективах их решения организаторов конференции: Всемирную организацию здравоохранения, Программу ООН по окружающей среде и Коалицию за сохранение климата и чистоты воздуха для сокращения концентрации нестойких загрязняющих веществ. В заявлении, распространенном Greenpeace, высказывается надежда, что «международное сотрудничество поможет исправить существующие недостатки, и российские граждане смогут получать информацию о качестве воздуха и его влиянии на здоровье ежедневно в полном объеме и доступной форме, с использованием самых передовых технологий». Так прокомментировал ситуацию эксперт российского отделения Greenpeace Василий Яблоков. В этой связи Greenpeace потребовал от Роспотребнадзора публиковать актуальные данные о загрязнении воздуха онлайн. У ведомства есть нормативы, которые обязывают информировать граждан о загрязнении атмосферного воздуха, в том числе на интернет-сайте, однако в них не указано, в каком формате и объеме следует это делать. Чтобы такая возможность появилась, Роспотребнадзор должен изменить регламент по информированию.

Надо сказать, что о необходимости развивать это направление руководитель Роспотребнадзора Анна Попова указывала еще в июле на Moscow Urban Forum.

«Мониторинг – это наша часть задачи, и мы понимаем, что должны искать новые направления. Мы это делаем, мы пересматриваем свои подходы к социально-гигиеническому мониторингу и готовы к новому формату. Это, конечно, обращение с тем объемом, который мы нарабатывали и нарабатываем, на другом технологическом уровне», – говорила она.

С некоторых пор, просматривая Евроновости, я стал обращать внимание на то, что телепрограмма публикует не только температурные данные по всему миру, но и уровни загрязнения окружающей среды. Не могу сказать, что в России эти показатели лучше, чем в ведущих городах Европы. Нередко они превышают, например, соответствующие показатели Берлина в 2 раза. Наиболее опасным является диоксид азота.

Диоксид азота (NO2) – газ желто-бурого цвета с резким запахом (в тех концентрациях, в которых встречается в атмосферном воздухе крупных городов, – в основном без запаха), обладает выраженным раздражающим действием на дыхательные пути, общетоксическим действием. Диоксид азота является производной процесса сгорания и обычно встречается в атмосфере в тесной связи с другими основными загрязнителями. Поскольку содержание диоксида азота легче поддается измерениям, он часто выступает в качестве основы для косвенного анализа по целому ряду загрязняющих веществ, а также оценки качества атмосферного воздуха в общем. Один из основных источников загрязнения воздуха диоксидом азота – транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания, в первую очередь низкого экологического класса и дизельные. Также свой вклад вносят объекты энергетики, теплоснабжения, промышленность. При этом в суммарном загрязнении воздушной среды городов, в том числе диоксидом азота и другими ассоциированными загрязнителями, доля автотранспорта может достигать 80–90%. В соответствии с Докладом о человеческом развитии в Российской Федерации за 2017 год загрязнение воздуха автотранспортом занимает первое место среди факторов окружающей среды, влияющих на здоровье населения страны. Значительный рост количества автомобилей и сохраняющиеся тенденции автомобилизации усугубляют данную проблему. Растущая интенсивность движения без учета пропускной способности улично-дорожной сети городов приводит к регулярному возникновению сетевых заторов и повышенному выбросу опасных соединений.

Загрязнение воздуха автотранспортом наносит ущерб не только здоровью населения, но и снижает туристический и инвестиционный потенциал города, что в совокупности приводит к серьезным экономическим последствиям.

Инициатива российских Зеленых

Летом 2018 года волонтеры совместно с российским отделением Greenpeace в рамках проекта «Гринпис Воздух» провели первое в России масштабное исследование локального загрязнения воздуха. Целью исследования является выявление зависимости концентраций диоксида азота от близости к источникам загрязнения, в первую очередь к дорогам с интенсивным движением автотранспорта. Для проведения исследования были выбраны 8 российских городов-миллионников, включая города-спутники: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Воронеж, Ростов-на-Дону. Доступные данные экологического мониторинга свидетельствуют о наличии повышенных концентраций диоксида азота в этих городах. Кроме того, именно в этих городах есть активные волонтерские группы, которые ранее принимали участие в проекте «Гринпис Воздух». За проведение исследования в каждом городе отвечал координатор. В качестве инструмента были выбраны диффузионные трубки Палмса, которые используются для определения концентрации загрязняющих веществ пассивным методом отбора проб. Отбираемые газы, в данном случае диоксид азота, попадают в открытый конец трубки и собираются абсорбирующим материалом в результате молекулярной диффузии. Диффузионные трубки – это доступное и относительно простое в использовании оборудование. Данная технология широко используется для проведения мониторинга качества воздуха в разных странах. ГОСТ Р ЕН 13528-3-2010 содержит положение, которое описывает мотивы использования трубок Палмса при исследовании, проводимом волонтерами: «Экономичность и простота обслуживания диффузионных пробоотборников делает их идеальным средством для организации мероприятий по информированию населения. В частности, сама методика измерений может быть эффективно внедрена при организации мероприятий по повышению информированности населения и в дидактических целях».

Исследование проводилось по методике, апробированной ранее в некоторых европейских странах, в том числе Бельгии и Германии, под научным руководством Университета Эксетера. Результаты анализировались сертифицированной лабораторией в Великобритании. Методикой были учтены факторы, которые могут повлиять на результат исследования, в связи с этим были разработаны инструкции и сделаны ограничения при выборе мест установки диффузионных трубок. Все координаторы прошли специальный инструктаж по способам хранения, транспортировке, выбору места установки трубок. В основном трубки устанавливались вблизи автодорог и на высоте от 1,5 до 3 м. Часть трубок в каждом городе использовалась в качестве контрольных, их устанавливали вдали от дорог. Также проводились локальные исследования качества воздуха, в том числе на природных территориях, в помещениях и на различных высотах. Каждая трубка провисела в среднем 3 недели (от 2 до 4 недель), после чего все результаты (место размещения трубок, фотосъемка, GPS-координаты, высота расположения трубок, описание характера загрязнения воздуха, интенсивность и близость к источникам загрязнения, характер застройки, микроклимат) были зафиксированы волонтерами в специальной анкете. Часть трубок была размещена волонтерами в местах их проживания для того, чтобы определить фоновую концентрацию диоксида азота в жилой зоне. Восемь координаторов в городах, где проводилось исследование, раздали 500 трубок Палмса более чем 200 волонтерам. Координаторы в своих городах контролировали ход исследования, в том числе консультировали по вопросам размещения трубок, а также участвовали в сборе и отправке материалов в лабораторию. В итоге отчет из лаборатории содержит результаты исследования 333 трубок, собранных в 8 городах.

Концентрации диоксида азота распределились следующим образом: 29 проб – до 10 мкг/м3, 71 – от 10 до 20 мкг/м3, 108 – от 20 до 30 мкг/м3, 76 – от 30 до 40 мкг/м3, 49 – более 40 мкг/м3. Максимальное значение 101,39 мкг/м3 было зафиксировано в Москве на пересечении Бакинской улицы и Кавказского бульвара. В России в соответствии с гигиеническим нормативом предельно допустимая среднесуточная концентрация диоксида азота в населенных пунктах составляет 40 мкг/м3 (ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений»). С помощью пространственного анализа было выявлено, что у 53% проб, собранных на расстоянии менее 20 м от автодорог, концентрация диоксида азота превысила 40 мкг/м3, а 30% проб, собранных на расстоянии от 20 до 50 м от автодорог, показали средний результат 30–40 мкг/м3.

При анализе проб с концентрацией более 40 мкг/м3 было выявлено, что 38 из 49 проб находились на близком расстоянии от дорог (до 50 м). В каждом городе, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, было установлено 50 трубок. В Москве было развешено 120 трубок, в Санкт-Петербурге – 80.

Проведенный анализ подтвердил тот факт, что ведущим фактором в распределении концентраций диоксида азота является близость к улицам с интенсивным движением автотранспорта. В городах вблизи жилых домов наблюдаются превышения гигиенических норм фоновой концентрации диоксида азота, что негативно влияет на здоровье жителей. Для достижения безопасных концентраций диоксида азота необходимо уменьшить интенсивность транспортных потоков, в том числе путем уменьшения количества поездок на личном автотранспорте, создания зон пониженных выбросов, то есть ограничения движения автотранспорта низкого экологического класса. В первую очередь необходимо обеспечить приоритет общественного транспорта, а также создать безопасную инфраструктуру для пешеходного и велосипедного движения. Данные меры способствуют кардинальному снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха и улучшению качества жизни городского населения. Необходим эффективный контроль качества воздуха, в том числе путем организации непрерывного мониторинга, а также предоставления населению достоверной, полной и открытой информации в онлайн-режиме.

Датчики замеров качества воздуха, установленные
Greenpeace в Москве. Карта с сайта www.greenpeace.ru

Результаты анализа московского воздуха

В этой связи несомненно заслуживает внимания требование к Роспотребнадзору публиковать данные о загрязнении воздуха в онлайн-режиме. Это требование уже поддержали активисты из Москвы, Челябинска, Новокузнецка, Екатеринбурга, Тюмени, Ростова-на-Дону, Рязани, Казани и Орехова-Зуева, в том числе движения «СТОП ГОК», «Челябинск, дыши!», «Открытая Россия», «Протестный Кузбасс», «Время!». Почему появляются такие требования?

Дело в том, что 17 октября в большинстве районов Москвы была превышена среднесуточная предельно допустимая концентрация (ПДК) диоксида азота. В вечерние часы была превышена и разовая ПДК, то есть вредных веществ в воздухе было столько, что они могли вызывать раздражение слизистых и резкое ухудшение самочувствия. Как сообщает Greenpeace, на сайте московского управления Роспотребнадзора, однако, не появилось никакой информации о превышении ПДК диоксида азота и мерах, предпринятых для защиты здоровья москвичей.

Greenpeace обращает внимание, что с 14 октября на юго-востоке Москвы ежедневно фиксируется превышение разовой ПДК сероводорода. Такая ситуация для Москвы уже стала типичной, что не делает ее менее опасной. Сероводород – это высокотоксичный газ, и Роспотребнадзор по закону обязан предпринимать меры для защиты граждан от таких выбросов.

Но ведь в столице имеется развитая сеть мониторинга качества воздуха, информация которой должна служить основанием для срочных действий. Однако сейчас ее потенциал не используется, хотя у Роспотребнадзора есть правовые возможности получать данные о качестве воздуха от других ведомств, давать им оценку и информировать население.

Greenpeace требует от Роспотребнадзора оперативно, в полном объеме и доступной форме информировать население о санитарно-эпидемиологической обстановке, в том числе о качестве воздуха и его влиянии на здоровье населения, источниках загрязнения, а также о мерах по устранению нарушений законодательства.

Французский опыт

В этом плане заслуживает внимания контроль чистоты парижского воздуха. Об этом «НГ-энергия» обстоятельно сообщала в своем номере от 8 июля 2017 года. Во Франции имеется негосударственный контролер – некоммерческая организация (НКО) AIRPARIF. В соответствии с законом о воздушном транспорте от 30 декабря 1996 года AIRPARIF является НКО, аккредитованной Министерством окружающей среды для мониторинга качества воздуха в Иль-де-Франс (Парижский регион – историческая область Франции и регион в центральной части Парижского бассейна, между реками Сена, Марна, Уаза. Это округ, включающий в себя и французскую столицу). Но в состав руководящих органов данного НКО входят представители и власти, и всех основных загрязнителей окружающей среды, в том числе и энергетические компании Франции и ассоциации граждан по защите окружающей среды. Деятельность НКО регулируется нормативными требованиями и финансируется на паритетных началах и властями и промышленностью.

Амелия Фриц, ответственная за коммуникацию НКО, рассказала делегации российских журналистов, посетивших Париж по инициативе посольства Франции в Москве, что ее организация выполняет несколько функций: контроль качества воздуха с помощью измерительных приборов и средств компьютерного моделирования для оценки рисков для здоровья населения, окружающей среды и инфраструктуры, изучение и прогнозирование эпизодов загрязнения и их оценки с помощью инструментов моделирования (AIRPARIF работает с 3–4 компьютерными моделями) эффективности предложенной стратегии по борьбе с загрязнением атмосферы и климатическими изменениями, информирование властей, политиков, СМИ и граждан (ежедневно во время возникновения пиков загрязнения). Подобные организации имеются в каждом регионе Франции.

Главной задачей НКО является наблюдение за состоянием воздушной среды, анализ ее загрязнений и информирование. Это очень важные аспекты деятельности хотя бы потому, что в Европе загрязнение окружающей среды приводит к смерти 600 тыс. человек в год и обходится экономике в 100 млрд евро. Для Парижа характерно, что каждый второй городской житель вынужден жить в условиях постоянного загрязнения воздушной среды, что особенно важно для крупных магистралей и центра столицы (в условиях плотной застройки). Но ситуация улучшается, поскольку ранее (лет десять тому назад) в таких условиях проживали девять из десяти парижан, хотя замеренные показатели диоксида азота сейчас в Париже бывают в два раза выше норм, предписанных Евросоюзом. А ведь именно дизельный транспорт является наряду со сжиганием угля и нефти одним из основных источников оксида азота в воздухе, который легко переходит в диоксид азота. Превышение допустимых порогов по взвешенным частицам (также один из факторов дизельного выхлопа) бывает в Париже примерно в один день из пяти в неделю (или 80 дней в году). Третьим, главным загрязнителем воздуха в Париже является озон, который синтезируется под действием ультрафиолетовых лучей из составляющих выхлопа автомобилей.

Этот анализ делает более понятной позицию французского правительства в отношении автомобильного транспорта, и в частности по дизельным автомобилям. Встает вопрос: что же сейчас делают французы для ограничения таких выбросов?

Наиболее действенным методом (который неплохо бы было перенять и России) является на сегодня сертификация автотранспорта по вредности выбросов. Система правил CritAir основана на строгой классификации всех легковых автомобилей, мотороллеров и мотоциклов по объемам выбросов. С 16 января 2017 года все транспортные средства для проезда по Парижу должны иметь специальный талон с указанием экологического класса двигателя. Имеется пять классов автомобилей по вредности выбросов, и талоны получает автомобиль во время регистрации. Новая система позволяет властям вводить временные ограничения на въезд в столицу и ближайшие пригороды автомобилей с высоким уровнем вредных выбросов. Запрет машин экологически грязных категорий вводит префектура Парижа на период пика загрязнения атмосферы.

В начале года AIRPARIF и сообщила о первом пике загрязнения с момента введения новых правил. Уровень концентрации твердых частиц в атмосфере превысил тревожный порог в 80 мкг на м3. На основании этих данных префектура запретила 23 января въезд в Париж автомобилям самых экологически вредных классов. Запрет касался машин, выпущенных ранее 2001 года.

Нельзя сказать, что новые климатические меры Франции встретили сугубо положительный отклик как во Франции, так и в Европе. Во Франции против их введения выступили могущественные профсоюзы, объединяющие крупнотоннажных перевозчиков грузов, поскольку они используют по преимуществу дизельные двигатели. Понятно, что и автомобилестроители, прежде всего в Германии, также высказали сомнения в отношении целесообразности таких мер. С другой стороны, сообщает немецкое информационное агентство n-tv, глава фракции Зеленых в немецком Бундестаге Антон Хофрайтер призвал немецкое правительство следовать французскому примеру и указал на то, что немецкие Зеленые предлагают с 2030 года допускать к эксплуатации только автомобили без выбросов вредных газов. Идеи немецких Зеленых не стоит недооценивать, поскольку сейчас мы можем наблюдать своего рода ренессанс этого движения, представители которого уже заседают в ряде земельных правительств.

Оставьте комментарий