ФСБ закон

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении Положения об органах государственной
безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации
и иных воинских формированиях (военной контрразведке)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 12 февраля 2000 года на основании
Указа Президента РФ от 7 февраля 2000 года N 318
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемое Положение об органах государственной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военной контрразведке).

2. Правительству Российской Федерации в ходе переговоров с правительствами других государств о статусе и условиях пребывания на их территории объединений, соединений, воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации и Пограничных войск Российской федерации предусмотреть заключение соглашений о правовом положении и условиях пребывания на их территории органов военной контрразведки, включая вопросы обеспечения социальной защиты военнослужащих, служащих этих органов и членов их семей.

3. Министерству безопасности Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в 2-месячный срок установить порядок финансирования, материально-технического и иного обеспечения деятельности органов военной контрразведки.

4. Министерству безопасности Российской Федерации в 2-месячный срок привести ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность органов военной контрразведки, в соответствие с Положением, утвержденным настоящим Указом.

5. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.

Президент Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
19 февраля 1993 года
N 277

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 19 февраля 1993 года N 277

ПОЛОЖЕНИЕ
об органах государственной безопасности в Вооруженных
Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях
(военной контрразведке)
I. Общие положения

1. Органы государственной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военная контрразведка)* входят в систему федеральных органов государственной безопасности и находятся в прямом подчинении Министерства безопасности Российской Федерации. Органы ВКР обеспечивают в пределах предоставленных им полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных и Железнодорожных войсках Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках и частях Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, военно-строительных частях Федерального управления специального строительства, в Объединенных Вооруженных Силах СНГ на территории России и их органах управления, в находящихся под юрисдикцией Российской Федерации объединениях, соединениях и частях, дислоцированных на территории других государств, пунктах управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, а также в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации воинских формированиях**.
Участие органов ВКР в обеспечении безопасности Объединенных Вооруженных Сил СНГ и иных воинских формирований (частей), дислоцированных на территориях других государств Содружества и не принятых под юрисдикцию Российской Федерации, определяется специальными соглашениями Министерства безопасности Российской Федерации с органами государственной (национальной) безопасности этих государств.

2. Органы ВКР в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации «О безопасности», «О федеральных органах государственной безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», иными законами и правовыми актами высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, ее международными договорами и соглашениями, нормативными актами Министерства безопасности Российской Федерации и настоящим Положением, а также законодательством государств, на территориях которых дислоцируются объединения, соединения, части (объекты) Вооруженных Сил и иных воинских формирований, безопасность которых они обеспечивают.

3. Организация и деятельность органов ВКР осуществляются на основе принципов:
законности;
уважения прав и свобод человека и гражданина;
гуманизма;
подотчетности и подконтрольности высшим органам государственной власти и управления Российской Федерации и Министерству безопасности Российской Федерации;
единства системы органов военной контрразведки и централизации управления ими;
конспирации, сочетания гласных и негласных форм деятельности;
единоначалия и персональной ответственности сотрудников за исполнение должностных обязанностей;
коллегиальности при выработке решений по наиболее важным вопросам оперативно-розыскной и иной служебной деятельности;
сочетания объектового и линейного принципов работы.

4. Права и свободы человека и гражданина при осуществлении органами ВКР их деятельности обеспечиваются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О федеральных органах государственной безопасности», другими законодательными актами Российской Федерации.

* Далее именуются органы ВКР.
** Далее именуются Вооруженные Силы и иные воинские формирования (части).

II. Задачи органов ВКР

5. Задачами органов ВКР являются:

а) выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации, ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей);

б) добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей);

в) ограждение Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей) от диверсионных и террористических актов;

г) предотвращение в пределах своей компетенции несанкционированных действий с оружием массового поражения;

д) обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях (частях);

е) выявление, предупреждение и пресечение во взаимодействии с органами прокуратуры, внутренних дел, другими государственными органами Российской Федерации организованной преступности, коррупции, наркобизнеса в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях (частях), а также преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности;

ж) участие в обеспечении высших органов государственной власти и управления, других государственных органов Российской Федерации информацией об угрозах безопасности Российской Федерации, ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей).
Другие задачи на органы ВКР могут быть возложены только законами Российской Федерации.

6. В ходе решения возложенных на них задач органы ВКР оказывают содействие органам государственного и военного управления в укреплении боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей).

III. Обязанности органов ВКР

7. Органы ВКР обязаны:

а) вести контрразведывательную работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации, ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей);

б) осуществлять во взаимодействии с другими федеральными органами государственной безопасности и органами внешней разведки Российской Федерации разведывательную работу в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации, ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей);

в) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей), проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности;

г) проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях (частях) актов терроризма и диверсии;

д) осуществлять во взаимодействии с органами прокуратуры, внутренних дел и другими государственными органами Российской Федерации меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой и наркобизнесом в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях (частях);

е) участвовать в разработке и реализации мер по предупреждению несанкционированных действий с оружием массового поражения;

ж) участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по защите государственных секретов в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях (частях), обеспечению безопасности специальных (засекреченных) видов связи и шифровальной работы; осуществлять контроль за обеспечением сохранности государственных секретов в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях (частях); по представлению командования проводить проверку лиц, допускаемых к работам с изделиями и документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну;

з) осуществлять анализ информации о вероятных угрозах безопасности Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей) и прогнозирование тенденций их развития; участвовать в информировании высших органов государственной власти и управления, других органов государственного и военного управления Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации, ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей), о чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к тяжелым социально-политическим, военным, экологическим последствиям, а также в предоставлении сведений, необходимых для решения задач по обеспечению обороноспособности Российской Федерации;

и) информировать военное командование, другие органы управления Вооруженными Силами и иными воинскими формированиями (частями) о выявленных подрывных действиях спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных граждан в отношении Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей), а также по другим вопросам, затрагивающим их безопасность;

к) поддерживать постоянную оперативную и мобилизационную готовность органов ВКР;

л) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности.

IV. Права органов ВКР

8. Органы ВКР имеют право:

а) осуществлять оперативно-розыскные мероприятия на объектах Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей) и в их окружении с целью выявления, предупреждения и пресечения преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности, получения информации об угрозах безопасности Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей), обеспечения борьбы с иностранными спецслужбами и организациями, а также решения других задач в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) проводить необходимые следственные действия с целью выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности;

в) осуществлять хранение и использование оперативных и других материалов, необходимых для обеспечения деятельности органов ВКР, создавать в этих целях информационные системы;

г) вносить на рассмотрение военного командования, других органов управления предложения по вопросам обеспечения безопасности Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей), решение которых входит в их компетенцию;

д) поддерживать на основе международных договоров и соглашений в установленном Министерством безопасности Российской Федерации порядке контакты со спецслужбами иностранных государств, с которыми осуществляется сотрудничество в военной области или на территории которых дислоцируются Вооруженные Силы и иные воинские формирования (части) в интересах обеспечения их безопасности;

е) в служебных целях использовать по согласованию с соответствующими органами государственного и военного управления, военным командованием средства связи, служебные помещения и транспортные средства оперативно обслуживаемых объемов, другие средства и силы, пользоваться их информационными системами и банками данных, архивно-учетными документальными материалами в части, касающейся осуществления сотрудниками органов ВКР своих функций;

ж) знакомиться в установленном порядке в соответствующих штабах и других управленческих структурах с актами органов управления Вооруженными Силами и иными воинскими формированиями (частями), а также с военной техникой, состоящей на их вооружении, в интересах решаемых органами ВКР задач.

9. Действия органов ВКР, связанные с ограничением прав и свобод граждан, использование в служебных целях средств связи и транспортных средств, принадлежащих государственным предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам, а также возмещение расходов или ущерба, понесенных их владельцами, осуществляются в соответствии с законами Российской Федерации.

10. Права сотрудников органов ВКР на ношение, хранение, применение оружия и специальных средств регламентируются законами Российской Федерации и разработанными в соответствии с ними нормативными актами Министерства безопасности Российской Федерации.

11. Не допускается использование органами ВКР предоставленных им прав для решения задач, не предусмотренных настоящим Положением.

V. Система органов ВКР

12. Система органов ВКР и их организационная структура устанавливаются исходя из назначения, задач и принципов их деятельности.

13. Систему органов ВКР составляют:
Управление военной контрразведки Министерства безопасности Российской Федерации*;
управления и отделы военной контрразведки Министерства безопасности Российской Федерации по группам войск, военным и пограничным округам, округу ПВО, флотам, внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, объединениям центрального подчинения**;
отделы военной контрразведки Министерства безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, частям, гарнизонам, военно-учебным заведениям и наиболее важным в системе обороны Российской Федерации организациям и учреждениям Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей)***.

* Далее именуется УВКР.
** Далее именуются управления и отделы ВКР по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям.
*** Далее именуются отделы ВКР по объединениям, соединениям, частям, организациям и учреждениям.

14. УВКР является структурным оперативным подразделением центрального аппарата Министерства безопасности Российской Федерации на правах главного управления.
УВКР осуществляет оперативное руководство органами системы ВКР, реализует возложенные на них задачи, издает в пределах установленной настоящим Положением компетенции нормативные акты.
УВКР обеспечивает безопасность в центральных органах управления Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей) и непосредственно подчиненных им частях и учреждениях*.
Структура и организация деятельности УВКР определяются Положением об Управлении военной контрразведки Министерства безопасности Российской Федерации, утверждаемым Министром безопасности Российской Федерации.

15. Управления и отделы ВКР по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям решают возложенные на них задачи в соответствующих штабах и иных органах управления войсками (силами), а также в непосредственно подчиненных им частях, организациях и учреждениях, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им органов ВКР.

16. Отделы ВКР по объединениям, соединениям, частям, организациям и учреждениям решают возложенные на них задачи в объединениях, соединениях, воинских частях, гарнизонах, военно-учебных заведениях, на кораблях, в организациях и учреждениях Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей).

17. Организационное построение и штаты органов ВКР устанавливаются и изменяются Министром безопасности Российской Федерации по представлению начальника УВКР.
Начальник УВКР, начальники управлений и отделов ВКР по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям вносят изменения в структуру и штаты подчиненных органов в пределах общей численности, установленной для органов ВКР Министром безопасности Российской Федерации.

18. Начальник УВКР, его заместители, начальники управлений и отделов ВКР по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям, их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Министром безопасности Российской Федерации.
Другие должностные лица органов ВКР назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом Министерством безопасности Российской Федерации.

19. Сотрудниками органов ВКР являются военнослужащие и служащие, деятельность которых непосредственно связана с решением задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

20. Комплектование органов ВКР осуществляется на добровольной основе из числа военнослужащих Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей), федеральных органов государственной безопасности и гражданских лиц, способных по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на сотрудников органов ВКР.
На основе договоренностей между Министерством безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Главным командованием Объединенных Вооруженных Сил СНГ и органами государственной (национальной) безопасности государств участников СНГ в необходимых случаях может осуществляться взаимный обмен кадрами.

21. Военнослужащие органов ВКР проходят службу в соответствии с положениями о прохождении воинской службы соответствующими категориями военнослужащих Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей), воинскими уставами и другими нормативными актами, если иное не предусмотрено законодательством.

22. Трудовая деятельность служащих органов ВКР регулируется действующим законодательством о труде и Положением о прохождении службы в федеральных органах государственной безопасности.

23. Обязанности и права сотрудников органов ВКР определяются Законом Российской Федерации «О федеральных органах государственной безопасности», другими законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными актами Министерства безопасности Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами органов ВКР. Руководители органов ВКР в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарными правами в соответствии с положениями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
На сотрудников органов ВКР распространяются все льготы и меры социальной защиты, установленные для сотрудников федеральных органов государственной безопасности.
На военнослужащих органов ВКР, находящихся в одинаковых условиях с личным составом оперативно обслуживаемых объектов Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей), распространяются льготы и преимущества, которыми пользуются военнослужащие этих объектов.

24. Специальную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудники органов ВКР проходят на Высших курсах военной контрразведки, в иных учебных заведениях, находящихся в ведении Министерства безопасности Российской Федерации, и на договорной основе — в других учебных заведениях.

25. Сотрудники органов ВКР при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. В своей служебной деятельности они руководствуются требованиями закона и не связаны решениями политических партий и общественных движений, самостоятельно принимают решения в пределах своих полномочий и подчиняются только прямым начальникам.
Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц органов ВКР, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом и настоящим Положением.
При получении приказа или указания, противоречащего закону, сотрудники органов ВКР обязаны выполнять только требования закона.

* Обеспечение безопасности в аппарате командующего Пограничными войсками Российской Федерации осуществляет Служба собственной безопасности Министерства безопасности Российской Федерации.

VI. Взаимодействие органов ВКР с органами государственного
управления и другими органами Российской Федерации, со
специальными службами иностранных государств

26. Органы ВКР решают возложенные на них задачи во взаимодействии с органами государственного и военного управления, военным командованием, органами прокуратуры, правоохранительными и другими органами, действующими в сфере обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации и государств — участников СНГ.

27. Органы ВКР информируют руководство соответствующих органов государственного и военного управления, органов внутренних дел, командование Вооруженных Сил, иных воинских формирований, объединений, соединений, воинских частей, руководство организаций и учреждений:

а) о выявлении, предупреждении и пресечении разведывательных, террористических, диверсионных акций и иной подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, а также отдельных лиц, направленных против Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей);

б) о недостатках в обеспечении сохранности государственных секретов, безопасности шифрованной и засекреченной связи, фактах утрат документов и изделий, составляющих государственную и военную тайну, и предпосылках к ним;

в) о недостатках в обеспечении ядерной и других видов безопасности на объектах Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей);

г) о предпосылках аварий, катастроф и иных чрезвычайных происшествий на объектах Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей), могущих повлечь за собой тяжкие последствия, их причинах и условиях.
Должностные лица используют указанную информацию и ссылаются на источник ее получения только по согласованию с представившим ее органом ВКР. О принятых мерах официально уведомляется соответствующий орган ВКР.
Органы ВКР информируют другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, о ставших известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов.

28. При решении вопросов, непосредственно затрагивающих интересы обеспечения государственной безопасности в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях (частях), органы военного управления и военное командование согласовывают свои действия с органами ВКР.
Органы военного управления, военное командование, руководство организаций и учреждений оказывают содействие органам ВКР в решении стоящих перед ними задач, а также информируют их:

а) по вопросам разработки и реализации мер, касающихся охраны государственных секретов в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях (частях);

б) о посещении их объектов иностранными делегациями, отдельными иностранными гражданами и лицами без гражданства;

в) о выезде за границу военнослужащих, рабочих и служащих, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, их контактах, не вызванных служебной необходимостью, с иностранными гражданами;

г) по вопросам обеспечения ядерной и других видов безопасности войск (сил);

д) об утрате документов и изделий, составляющих государственную и военную тайну;

е) о захвате, хищении, приведении в небоеготовное состояние вооружения и военной техники;

ж) о катастрофах и других чрезвычайных происшествиях.
В соответствующие органы ВКР направляется также информация, необходимая для решения задач по обеспечению государственной безопасности при проведении Вооруженными Силами и иными воинскими формированиями (частями) учений, передислокаций войск (сил), испытаний оружия и военной техники и других мероприятий.

29. Командование Вооруженных Сил, Пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск и частей Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, а также иных воинских формирований (частей), руководители взаимодействующих органов (подразделений) системы федеральных органов государственной безопасности и правоохранительных органов, командующие видами Вооруженных Сил, войсками округов, групп войск флотов, армий, флотилий, командующие (начальники) родов войск, командиры соединений и им равные могут лично участвовать в проводимых руководителями соответствующих органов ВКР оперативных совещаниях и вносить предложения. При проведении указанными должностными лицами заседаний и совещаний в них могут участвовать и вносить предложения представители органов ВКР.

30. В интересах обеспечения безопасности Вооруженных Сил и иных воинских формирований органы ВКР поддерживают взаимодействие с армейской и флотской общественностью, трудовыми коллективами, информируют их о результатах своей деятельности в установленном законом порядке и в пределах, допускаемых требованиями конспирации.

31. Взаимодействие органов ВКР со службами государственной (национальной) безопасности государств — участников СНГ и специальными службами других государств в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей) осуществляется в соответствии с соглашениями, заключаемыми с данными государствами, в порядке и пределах, установленных Министерством безопасности Российской Федерации.

VII. Финансирование, материально-техническое и иное обеспечение
деятельности органов ВКР и их сотрудников

32. Финансирование и материально-техническое обеспечение УВКР, а также медицинское обслуживание и социально-бытовое обеспечение его сотрудников осуществляются соответствующими подразделениями Министерства безопасности Российской Федерации за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации и централизованных ресурсов.

33. Управления и отделы ВКР по группам войск, округам, флотам, объединениям и соединениям центрального подчинения и входящие в их состав подразделения ВКР обеспечиваются соответствующими довольствующими органами Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей):

а) денежным довольствием и заработной платой — по нормам, установленным Министерством безопасности Российской Федерации для сотрудников органов ВКР;

б) вооружением, военной техникой, транспортными средствами, расходными материальными средствами — по штатам, табелям и установленным Министерством безопасности Российской Федерации нормам;

в) всеми видами закрытой и открытой связи, медицинским обслуживанием, воинскими перевозочными документами, служебными помещениями и квартирами для сотрудников органов ВКР — за счет фондов соответствующих объединений, соединений, частей, организаций и учреждений.
Порядок указанного обеспечения деятельности органов ВКР устанавливается совместными нормативными актами Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федерального управления специального строительства, иных заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, Главного командования Объединенных Вооруженных Сил СНГ на основе централизованного возмещения Министерством безопасности Российской Федерации расходов на содержание подчиненных ему органов ВКР. Этими же совместными нормативными актами определяются порядок выделения и численность подразделений охраны и водительского состава для транспортных средств органов ВКР за счет штатной численности соответствующих объединений, соединений, частей и учреждений Вооруженных Сил и других воинских формирований (частей).

34. Органы военного управления, командиры соединений и частей (кораблей), руководители организаций и учреждений Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей) оказывают необходимую помощь органам ВКР в организации военно-прикладной и технической подготовки их сотрудников.

35. Специальной техникой, средствами электронно-вычислительной техники и другими техническими средствами специального и общего назначения органы ВКР обеспечиваются централизованно Министерством безопасности Российской Федерации.

36. Оперативные расходы органов ВКР определяются нормативными актами Министерства безопасности Российской Федерации.

VIII. Контроль и надзор за деятельностью органов ВКР

37. Контроль за деятельностью органов ВКР осуществляется Верховным Советом Российской Федерации, Президентом Российской Федерации и судебными органами Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О федеральных органах государственной безопасности», а также Министром безопасности Российской Федерации и по его поручению другими должностными лицами Министерства безопасности Российской Федерации.
Порядок отчетности органов ВКР определяется Министерством безопасности Российской Федерации.

38. Надзор за точным и единообразным исполнением законов в деятельности органов ВКР осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Текст документа сверен по:
официальный электронный
текст НТЦ «Система»

26 декабря 2002 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины

«О контрразведывательной деятельности» (далее — Закон), который вступил в силу с момента его официального опубликования («Урядовый курьер» от 29 января 2003 года). Согласно этому Закону, контрразведывательная деятельность — это специальный вид деятельности в сфере обеспечения государственной безопасности.

Право на осуществление контрразведывательной деятельности предоставлено прежде всего Службе безопасности Украины. Вместе с тем отдельные контрразведывательные мероприятия в интересах обеспечения охраны государственной границы Украины, должностных лиц, а также безопасности собственных сил и средств, информационных систем и оперативного учета могут проводить разведывательные службы Украины и Управление государственной охраны Украины, которым законами Украины предоставлено право на оперативно-розыскную или разведывательную деятельность. Осуществление контрразведывательных мероприятий другими субъектами запрещается.

Закон определяет исчерпывающий перечень оснований для проведения контрразведывательной деятельности органами СБУ. К этим основаниям относятся:

1) наличие достаточной информации, требующей проверки при помощи специальных форм, методов и средств: об осуществлении разведывательной деятельности против Украины; о посягательстве на государственный суверенитет, конституционный порядок и территориальную целостность Украины; о террористических посягательствах или террористической деятельности, преступлениях против мира, безопасности человечества и международного правопорядка;

2) выполнение определенных законом задач по: контрразведывательному обеспечению экономического, информационного, научно-технического потенциала, оборонно-промышленного и транспортного комплексов и их объектов, национальной системы связи, воинских формирований, военно-технического сотрудничества, зарубежных дипломатических учреждений Украины и безопасности граждан Украины за границей, а также соблюдению международных режимов нераспространения; контрразведывательной защите органов государственной власти, правоохранительных и разведывательных органов, охране государственной тайны; защите посольств и представительств иностранных государств на Украине и их сотрудников от террористических посягательств; изучению и проверке лиц, которые оформляются для допуска к государственной тайне, к работе с ядерными материалами и на ядерных установках или привлеченных к конфиденциальному сотрудничеству; обеспечению собственной безопасности; информационно-аналитическому обеспечению органов государственной власти (об угрозе государственной безопасности Украины);

3) потребность выявления техническими средствами и прекращения работы радиоэлектронных и других устройств, функционирование которых создает угрозу государственной безопасности Украины или предпосылки к утечке информации с ограниченным доступом, а также радиоизлучений средств, используемых в противоправных целях.

Контрразведывательные мероприятия могут проводиться разведывательными службами Украины и Управлением государственной охраны Украины на основании выполнения определенных законом задач по обеспечению охраны (защиты) государственной границы Украины, должностных лиц, а также по обеспечению безопасности своих сил и средств, информационных систем и оперативного учета.

Поводами для осуществления контрразведывательной деятельности могут являться: заявления и сообщения граждан, лиц, привлеченных к конфиденциальному сотрудничеству, должностных и служебных лиц, общественных организаций, средств массовой информации; материалы органов дознания, досудебного следствия и суда; запросы, информация и материалы специальных служб и правоохранительных органов иностранных государств, международных учреждений и организаций; материалы правоохранительных органов и других органов государственной власти Украины об угрозах государственной безопасности Украины, материалы Службы безопасности Украины об организации, осуществлении, формах и методах террористической, разведывательной и другой деятельности в ущерб государственной безопасности Украины; запросы определенных правительством Украины полномочных государственных органов, учреждений и организаций о предоставлении лицам допуска к государственной тайне, к работе с ядерными материалами и на ядерных установках.

Для выполнения определенных законом задач и при наличии предусмотренных законом оснований в ходе контрразведывательной деятельности органы, подразделения и сотрудники Службы безопасности Украины имеют право, в частности:

1) осуществлять контрразведывательный поиск, разведывательные и оперативно-розыскные мероприятия с использованием оперативных и оперативно-технических сил и средств, опрашивать лица с их согласия, использовать их добровольную помощь;

2) выявлять, фиксировать и документировать гласно и негласно разведывательные, террористические и прочие посягательства на государственную безопасность Украины, вести их оперативный учет, осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением технических средств;

3) проводить контрразведывательные операции и соответствующие оперативные и оперативно-технические мероприятия;

4) иметь гласных и негласных штатных и внештатных сотрудников, создавать с целью конспирации предприятия, учреждения и организации, использовать документы, которые зашифровывают лицо или ведомственную принадлежность сотрудников, помещений и транспортных средств контрразведывательных органов и подразделений;

5) истребовать, собирать и изучать документы и сведения, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, источники и размеры их доходов для предупреждения и пресечения разведывательных, террористических и других противоправных посягательств на государственную безопасность;

6) задерживать и удерживать в специально отведенных для этого местах определенных лиц, проводить их личный досмотр и осмотр вещей, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или представляют опасность для жизни и здоровья людей;

7) исключительно для пресечения разведывательных, террористических и других противоправных посягательств на государственную безопасность Украины, а также при преследовании лиц, подозреваемых в проведении такой деятельности, в любое время беспрепятственно заходить и находиться на территории и в помещениях органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций;

8) в неотложных случаях при осуществлении контрразведывательных мероприятий беспрепятственно пользоваться средствами связи предприятий, учреждений и организаций;

9) выявлять и вести учет лиц, которые подлежат профилактическому воздействию, объявлять им официальные предостережения о недопустимости противоправного поведения.

Законом предусмотрены определенные гарантии соблюдения законности при осуществлении контрразведывательной деятельности. В частности, государство гарантирует соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина; деятельность органов и подразделений Службы безопасности Украины, которые осуществляют такую деятельность, не может быть использована для выполнения не предусмотренных этим Законом задач; не подлежит разглашению информация, касающая личной жизни, чести и достоинства человека; граждане имеют право в установленном законом порядке получать письменные объяснения по поводу ограничения в ходе осуществления контрразведывательной деятельности их прав и свобод и обжаловать эти действия.

Обрисовав основные положения Закона, следует остановиться и на его недостатках. До сих пор контрразведывательная деятельность регулировалась положениями

(и надо сказать, очень схожими с вышеупомянутыми) Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». Из понятия, задач и оснований контрразведывательной деятельности, как они выписаны в Законе, сложно понять, чем, собственно, она отличается от разведывательной деятельности (последняя также является специальным видом государственной деятельности, направленной на обеспечение государственной безопасности) или от оперативно-розыскной деятельности, которая, согласно Закону Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», осуществляется контрразведкой, военной контрразведкой, подразделениями по защите национальной государственности и борьбе с терроризмом СБУ.

В связи с этим после вступления Закона в силу следует ожидать изменений к Законам Украины

«Об оперативно-розыскной деятельности»,

«О Службе безопасности Украины», «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц», «О разведывательных органах Украины» и др. А после окончательного принятия Закона Украины «О борьбе с терроризмом» возникнет необходимость согласовать вышеупомянутые законы и с ним. Не проще ли было бы для начала определиться, что есть целое, а что — его часть, и на основании этого принять как базовый Закон Украины «О правоохранительной деятельности», а уже потом — другие законы, которые вытекают из него? Иначе несогласованность всех вышеназванных законов будет постоянно создавать сложности в правоприменительной практике.

Имеются и недостатки частного характера. Так, среди полномочий органов контрразведки предусмотрено право задержания лиц, подозреваемых в подготовке к проведению разведывательно-подрывной, террористической деятельности и к совершению других преступлений. Нам кажется не совсем удачной формулировка этой нормы, что может привести к ее неоднозначной трактовке и ошибкам в практическом применении. В Законе следовало бы более четко определить, что это право реализуется только в рамках, определенных законом.

Кроме того, положения Закона о правах и обязанностях подразделений контрразведки должны соотноситься с общими правами и обязанностями органов Службы безопасности Украины как часть и целое и согласовываться с ними. Тем не менее такая связь в Законе нарушена. В частности, в нем в качестве средства предупреждения правонарушений предусматривается обьявление гражданам официального предостережения о недопустимости противоправного поведения. Такое средство профилактической деятельности отсутствует в Законе Украины «О Службе безопасности Украины». При этом порядок и условия применения официального предостережения, форма его реализации и правовые последствия в Законе не раскрываются. По нашему мнению, применение такого института не вызвано необходимостью и является необоснованным.

ЛЯДЕЦКИЙ Михаил — юрист, г. Киев;
ХАВРОНЮК Николай — кандидат юридических наук, г. Киев

Соответствующие поправки в Закон «О федеральной службе безопасности», публикует сегодня «Российская газета». К профессиональной тайне, согласно закону, относится информация, не содержащая сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, разглашение или распространение которой может создать угрозу собственной безопасности органов ФСБ и (или) нанести ущерб их репутации.

По сути, эти поправки касаются в основном самостоятельных взаимоотношений бывших сотрудников спецслужбы с журналистами. Теперь даже после окончания службы они не смогут рассказывать о своей несекретной деятельности без разрешения и экспертизы ФСБ. Действующие сотрудники и сейчас не имеют права общаться со СМИ без разрешения руководства и без согласования с Центром общественных связей ФСБ. Самостоятельность в этом вопросе грозит сотрудникам серьезными санкциями вплоть до увольнения. Как это, например, произошло с сотрудниками, которые снимали на телефон момент перестрелки с «лубянским стрелком» у здания спецслужбы в декабре 2019 года. Как отмечается в сопроводительных документах к закону, подготовленные для открытой публикации информационные материалы, касающиеся деятельности органов безопасности, будут подлежать экспертной оценке в этих органах, на предмет наличия или отсутствия в ней возможного ущерба для репутации спецслужб. Исключение составят только официальные информационные сообщения спецслужбы. По всей видимости, запрет касается не только традиционных СМИ, но и опубликования профессиональной тайны в интернет-блогах, соцсетях и Telegram-каналах. Кстати, если говорить о Telegram, то именно в этом месенджере ведется ряд популярных оперативных каналов о деятельности спецслужб, анонимные авторы которых позиционируют себя бывшими или действующими сотрудниками. И именно в Telegram были распространены кадры перестрелки на Лубянке, снятые из окон кабинетов ФСБ.

По сути, эти поправки касаются в основном самостоятельных взаимоотношений бывших сотрудников спецслужбы с журналистами

Согласно закону, перечень требующей экспертизы информации, а также порядок проведения экспертной оценки информационных материалов о деятельности органов безопасности будет определяться непосредственно руководством Федеральной службы безопасности.

Фото: Pexels

Федеральная служба безопасности (ФСБ) России предлагает существенно сократить перечень данных о ее деятельности, размещаемой в интернете. Проект соответствующего указа президента размещен в четверг на портале проектов нормативных правовых актов.

Служба предлагает внести изменения в указ президента РФ от 10 августа 2011 г. № 1075 «Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет».

В частности, ведомство считает необходимым удалить из интернета сведения о своей структуре; средствах массовой информации, учрежденных ФСБ, и их финансировании; проекты нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, а также устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер; cведения о признании судом недействующими нормативных правовых актов ФСБ России.

Также служба предлагает исключить из списка информации данные о международной деятельности ФСБ, а также о визитах и поездках руководителей, официальных делегаций ФСБ и официальных мероприятиях.

«В настоящее время указанный перечень содержит ряд пунктов, предусматривающих избыточную информацию либо информацию, размещение которой в открытом доступе не отвечает специфике деятельности органов федеральной службы безопасности. В связи с этим предлагается исключить из данного перечня, ‎в частности, сведения о задачах и функциях территориальных органов безопасности, о международной деятельности ФСБ России, о визитах ‎и поездках руководителей ФСБ России, об итогах мероприятий, проводимых ФСБ России», — говорится в пояснительной записке.

Оставьте комментарий