Содержание
отменен/утратил силу Редакция от 13.12.2000 Подробная информация
Наименование документ | ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 13.12.2000 N 90 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО — КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ» |
Вид документа | постановление |
Принявший орган | минтруд рф |
Номер документа | 90 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 13.12.2000 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | отменен/утратил силу |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 13.12.2000 N 90 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО — КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»
ИНСПЕКТОР ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
7 — 13 разряды
Должностные обязанности. Непосредственно оказывает содействие гражданам, обращающимся в центр занятости, в выборе сферы деятельности, в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с личными интересами граждан, потребностями работодателя и рынка труда. Осуществляет консультационный прием лиц, желающих пройти необходимую профессиональную подготовку; решает вопросы по обеспечению гарантий социальной поддержки высвобождаемым работникам и незанятому населению в соответствии с действующим законодательством. Проводит профессионально — трудовую диагностику с использованием профессиональных тестов. Определяет направление профессионального обучения обращающегося с учетом спроса профессий на рынке труда, на основе оценки психофизиологических возможностей и с учетом его пожеланий определяет в каждом конкретном случае наиболее целесообразную форму и место обучения, переподготовки или повышения квалификации. Проводит работу по организации трудоустройства безработных граждан и незанятого населения. Осуществляет поиск и подбор подходящей работы на основе имеющейся информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Проводит анализ состояния рынка труда в регионе (городе, районе) в целях выявления структурных изменений, связанных с влиянием различных факторов, состояния занятости социально уязвимых слоев населения, демографической и социально — экономической ситуации и по его результатам подготавливает в пределах своей компетенции предложения по решению проблем занятости и стабилизации положения на рынке труда. Принимает участие в разработке программ занятости различных слоев населения и их методического, финансового, организационного, материального обеспечения. Участвует в пределах своей компетенции в выполнении мероприятий, предусмотренных программами занятости, оценивает их эффективность и влияние на состояние рынка труда. Подготавливает предложения о принятии решений о признании обратившегося в службу занятости безработным, об оформлении документов, связанных с оплатой проезда граждан к месту будущей работы, установлении в соответствии с действующим законодательством выплат государственного пособия по безработице. Выдает разрешения на получение пособий по безработице, надбавок, направлений на учебу, стипендий, материальной помощи незанятому населению и принимает решение о прекращении их выплат в случаях нарушения установленного порядка. Выдает извещения о направлении на работу. Участвует в разработке учебных планов и программ, в комплектовании учебных групп. Анализирует результаты подготовки направленных на учебу. Взаимодействует с учебными заведениями и организациями с целью решения вопросов, связанных с профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации незанятых граждан и их трудоустройством. Вносит предложения по заключению договоров с организациями, гарантирующими трудоустройство прошедшим профессиональную переподготовку гражданам, и учебными заведениями — на обучение. Проводит работу по заключению срочных трудовых договоров (контрактов) с лицами, желающими участвовать в оплачиваемых общественных работах. Подготавливает предложения о выделении предусмотренных законодательством материальных средств лицам из числа незанятого населения, желающим заниматься предпринимательской деятельностью. Участвует в проведении выставок, ярмарок рабочих мест и вакансий. Формирует банк данных справочной информации по вопросам профориентации, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и трудоустройства. Обеспечивает население информацией о состоянии рынка труда, предложениях и спросе на рабочую силу, возможностях профессионального обучения, переподготовки, профориентации и социально — трудовой реабилитации населения, о льготах при организации оплачиваемых общественных работ, о создании дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (использующих труд инвалидов). Готовит предложения по опубликованию статистических данных и информационных материалов. Составляет информационные бюллетени, подготавливает тексты объявлений, обращений, сообщений. Осуществляет мониторинг использования рекламно — информационных материалов при оказании услуг в области занятости.
Должен знать: основные положения законодательства Российской Федерации о труде и занятости; федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственной службы занятости населения; современные тенденции и направления развития рынка труда; классификацию профессий и специальностей; хозяйственную инфраструктуру, демографическую ситуацию, специфику социально — экономического развития региона (города, района); перспективы структурных изменений организаций региона (города, района); структуру общей и региональной потребности в кадрах; порядок разработки программ занятости населения; оценку эффективности мероприятий программ занятости; формы, методы и порядок проведения работ, связанных с профессиональным отбором; физиологию труда; психологию труда; методы организации рекламно — информационной работы; порядок ведения учета, оформления необходимой документации и составления отчетности; правила внутреннего трудового распорядка; правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее профессиональное образование:
7 разряд (инспектор центра занятости населения) — без предъявления требований к стажу работы;
8 разряд (инспектор центра занятости населения) — стаж работы в должности инспектора центра занятости населения не менее 3 лет или стаж работы по направлению деятельности не менее 5 лет;
9 — 10 разряды (старший инспектор центра занятости населения) — стаж работы в должности инспектора центра занятости населения не менее 3 лет;
11 — 12 разряды (ведущий инспектор центра занятости населения) — стаж работы в должности старшего инспектора центра занятости населения не менее 3 лет;
13 разряд (ведущий инспектор центра занятости населения) — стаж работы в должности старшего инспектора центра занятости населения свыше 5 лет.
Спросить юриста быстрее. Это бесплатно
Добавить в закладки Время чтения: 4 минут
Многие граждане нашей страны после выхода на заслуженный отдых не хотят отказываться от продолжения трудовой деятельности, желая иметь дополнительный доход и чувство личного материального комфорта на пенсии. Довольно часто можно встретить вопрос о том, может ли пенсионер встать на биржу труда после сокращения? Ответ – да, может. Однако для граждан нетрудоспособного возраста условия регистрации в Службе занятости немного другие, чем у людей трудоспособного возраста.
Во-первых, у пенсионеров отсутствуют выплаты пособия по безработице, так как они имеют ежемесячный доход в виде пенсионных выплат. Законодательство посчитало, что будет несправедливо выплачивать оба вида социальных выплат гражданину, который в принципе уже не является трудоспособным лицом и официально может не прилагать дополнительных усилий для увеличения своего дохода.
Однако пенсионеры, лишившиеся места заработка не по личным причинам, а в связи с сокращением штата, имеют право на получение денежных выплат в размере двухмесячного заработка, которые будут выплачиваться предыдущим работодателем. Данная мера вполне логична и законна, ведь лишившись работы, пенсионеру понадобиться более длительный срок на поиски нового заработка, нежели молодому человеку, а существовать только лишь на размер пенсионных выплат может далеко не каждый гражданин.
Получить новое хорошее место работы удается далеко не каждому пенсионеру. Как правило, работодатели данной категории граждан предлагают черновую или хозяйственную работу за низкую оплату труда. Поэтому для того чтобы иметь возможность получения на пенсии хорошей должности с высокой заработной платой, необходимо в период трудоспособного возраста найти достойную работу, аналог которой и будет потом подыскиваться сотрудниками биржи.
Еще одним важным моментом, который следует учесть, является быстрота обращения пенсионера в Службу занятости. В том случае, если заявку для постановки на учет гражданин отправит в течение двух недель (14 дней) после его сокращения предыдущим работодателем, то последний будет обязан выплатить данному лицу зарплату и за третий месяц его нахождения в Центре занятости. Однако существует некоторое условие: пенсионер не должен быть официально трудоустроен на новое место работы.
К сожалению, в настоящий момент довольно большой процент пенсионеров оказались без дополнительного заработка в связи с сокращением штата или ликвидацией различных предприятий. Сказываются последствия кризиса. Реальность такова, что на свободные места работодатели с радостью берут молодых людей, обладающих навыками работы с автоматизированной техникой, нежели людей пенсионного возраста, на которых нужно будет потратить длительное время для обучения или переобучения.
Таким образом, регистрация на бирже труда сокращенного пенсионера возможна и оказывает положительное влияние на его материальное благосостояние в течение первых двух-трех месяцев после потери основного заработка. Кроме того, сотрудники данной организации на протяжении длительного периода предоставляют пенсионеру различные данные о том, какие вакансии в настоящий момент открыты для его дальнейшего возможного трудоустройства.
Какие документы необходимы пенсионеру, чтобы встать на учет на бирже труда
Для того чтобы иметь возможность получать некоторый доход от предыдущего работодателя следующие два месяца после сокращения, пенсионеру необходимо встать на учет в биржу труда, предъявив следующие документы:
- Паспорт пенсионера;
- Заявление, заполняющееся непосредственно на бирже труда для постановки на учет;
- Трудовая книжка данного лица;
- Документы об образовании гражданина и о подтверждении его квалификации.
Лица трудоспособного возраста помимо вышеперечисленных документов должны предоставить на биржу труда еще и справку о среднемесячном доходе. Пенсионерам данная справка не понадобится, так как пособие по безработице им выплачиваться не будет.
После заполнения соответствующей заявки, гражданину пенсионного возраста будут предложены на выбор несколько свободных вакансий, которые удовлетворяют его образованию, приобретенным профессиональным навыкам и размеру заработной платы. В том случае, если гражданин отказывается от трех предложенных ему вакансий по каким-либо личным причинам, то последующие выплаты денежных средств от предыдущего работодателя ему автоматически становятся недоступны. Если же пенсионер был согласен на трудоустройство в какую-либо предложенную ему организацию, но со стороны работодателя были озвучены причины, по которым потенциальный работник его не устраивает, то за пенсионером остается право на получение финансовых выплат от предыдущего работодателя.
Если в течение двух месяцев после сокращения пенсионер не может трудоустроиться, то ему полагается третья выплата ежемесячной оплаты труда с предыдущего места работы. Причиной данного решения будет являться справка от сотрудников Центра занятости о том, что сокращенный работник не может найти новый способ заработка, в связи с чем третья зарплата ему будет необходима.
В России побеждает тот, кто знает свои права
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно
или по телефону:
Москва и область:+7 (499) 322-06-74
Санкт-Петербург и область:+7 (812) 407-24-18
Федеральный номер:+7 (800) 550-71-06 (доб. 112)
Может ли военный пенсионер встать на учет на биржу труда
Для военного пенсионера требования и условия регистрации на бирже труда остаются аналогичными обычным гражданам. Пособие по безработице военным в отставке также не выплачивается, да в нем и нет особой нужды, ведь пенсия у бывших военнослужащих значительно выше пенсии гражданских людей.
В связи с тем, что военнослужащие выходят на пенсию довольно рано, постановка на учет в Центр занятости предоставит им помощь в следующих направлениях:
- Во-первых, в поиске нового места работы, ведь сотрудники биржи труда дадут необходимую информацию о свободных вакансиях, соответствующих требованиям военнослужащих в отставке;
- Во-вторых, при необходимости отправят гражданина на курсы переподготовки для освоения новой профессии.
Таким образом, найти достойную официальную работу не затрачивая своего личного времени, а доверившись сотрудникам Центра занятости, очень легко. Сокращение с работы и выход на пенсию не отнимает права поиска нового способа заработка, наоборот государственные органы оказывают различное содействие в данном вопросе.
ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ
1. Регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан.
2. Оказывает содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
3. Информирует о положении на рынке труда.
4. Организует профессиональную ориентацию граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.
5. Осуществляет психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан.
6. Организует проведение оплачиваемых общественных работ.
7. Организует временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
8. Помогает социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.
9. Содействует самозанятости безработных граждан.
10. Выдает предложения для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников.
11. Содействует гражданам в переселении для работы в сельской местности.
12. Участвует в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
13. Реализует программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а так же граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
14. Участвует в подготовке плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу.
15. Участвует в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы.
16. Обобщает практику применения законодательства о занятости, альтернативной гражданской службы, трудовой миграции, готовит предложения по их совершенствованию.
17. Формирует предложения по финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, альтернативной гражданской службы, содержанию Центра занятости.
18. Формирует, ведет и использует банк данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения.
19. Подготавливает и передает в установленные сроки формы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности в территориальный орган о деятельности Центра занятости.
20. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и отправляет заявителям ответы.
21. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости
1. Возникновение и развитие биржевого движения в мире
БИРЖА ТРУДА — это организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржа труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. При существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют также функции контроля за установлением права на получение пособия безработными и за его утратой. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общества и т. п. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды: частные, функционирующие на коммерческой основе: филантропические, общественные и государственные. Биржи труда, кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий. В компетенцию бирж труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучения и трудоустройства инвалидов. Направления бирж труда не обязательны для предпринимателей, могущих отказать в приеме на работу. С другой стороны, отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице. Деятельность бирж труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ. В дореволюционной России биржи труда существовали во всех губернских и во многих уездных городах до конца 1919 г., когда потребность в них отпала с введением всеобщей трудовой повинности. На смену им Наркоматом труда была создана сеть отделов учета и распределения рабочей силы. В период новой мономической политики биржи труда были восстановлены; их деятельность направлялась комитетами, состоявшими из представителей профессиональных союзов и хозяйственных органов на паритетных началах. Первоначально наем рабочей силы обязательно осуществлялся через биржи труда за некоторыми исключениями. Затем процедура трудоустройства претерпела изменения в направлении смягчения и упрощения условий найма. В 1925 г. деятельность бирж труда была реорганизована на основе государственного трудового посредничества (свободный наем) , причем частные посреднические бюро были запрещены. К концу 1930 г. биржи труда прекратили свое существование. Переход нашей экономики к рынку требует проведения структурных маневров и существенного перераспределения рабочей силы между отраслями и регионами страны. Возникновение безработицы в определенных масштабах обусловило необходимость воссоздания бирж труда с учетом современных требований. Их функции не могут ограничиваться регистрацией безработных и поисками для них рабочего места. Предстоит создать организационные, квалификационные и информационные структуры бирж труда. Программа перехода к рынку и концепция социальной защищенности населения предусматривают такие меры, как создание специальных центров занятости, информационной системы учета вакантных рабочих мест, переподготовки и переобучения кадров, формирование единой системы социальной помощи незанятым трудоспособным гражданам и др.
Если проследить вопрос о возникновении биржи в широком понимании, то сама биржа возникла в ХIII-ХV веках в Северной Италии, но широкое применение в деловом мире получила в ХVI веке в Антверпене, Лионе и Тулузе, затем в Лондоне и Гамбурге. С ХVII века биржи уже действовали во многих торговых городах европейских государств.
Под биржами подразумевались здания, где собираются деловые люди и причастные к торговле лица для ведения переговоров и заключения оптовых торговых сделок в соответствии с установленными правилами. Первые биржи были лишь товарные, значение которых состояло в том, что они заменили куплю-продажу наличным товаром из рук в руки на покупку по образцам через биржевых посредников.
Говоря о России, надо отметить, что становление биржевых учреждений напрямую связано с Петром I, ознакомившимся с деятельностью голландских бирж во время своего «стажерства» в качестве корабела на верфях Нидерландов. Именно по инициативе царя в России возникли первые торгово-маклерские учреждения. И воля реформатора предварила тот период, когда обьективная необходимость расширения товарно-денежных отношений загодя создает механизм, который будет способствовать этим процессам в Отечестве.
Первая биржа была учреждена еще в 1703 году, но обьективные условия не способствовали ее развитию. Через двадцать лет волевым указом 1723 года государь предписывал «приневолить» купцов к посещению этих новых коммерческих учреждений.
Таким образом, в отличие от Запада инициатива создания биржи принадлежала не торговцам, а государству.
Первая российская биржа была открыта в Санкт-Петербурге в 1724 году. Создание же Московской биржи связано с декретом Екатерины II «Об утверждении плана построения Гостинного двора с биржей при нем», подписанного императрицей в 1789 году. Однако практическая деятельность Московской биржи, расположенной на Ильинке, началась лишь после войны 1812 года. В числе первых российских бирж была Одесская, основанная в 1796 году.
Заметное развитие биржевого движения в России произошло в 30-40-х прошлого столетия, когда рост фабрично-заводстких и кустарных предприятий стимулировал расширение торгово-рыночных отношений. В эти годы возникли биржи в Кремчуге, Рыбинске, Нижнем Новгороде и других торговых центрах России.
Основным же периодом утверждения биржевой деятельности в России были 60-70-е годы, что непосредственно было связано с всплеском экономического подьема в стране в связи с реформами 1861 года, когда биржи возникли практически во всех крупных городах России.
Вся деятельность биржевых учреждений регламентировалась положениями Устава. В нем строго определялась процедура, условия и правила заключения сделок, права и обязанности участников.
К 1917 году в России было зарегистрировано 115 торговых и универсальных бирж и соответствующее число биржевых комитетов.
После Октябрьской революции деятельность биржевых комитетов, как и самих бирж, была прекращена: они не вписывались в теорию и практику «военного коммунизма». Однако НЭП восстановил биржи в правах. Первые биржи труда в стране Советов возникли в конце
1924 года (Вятская, Нижегородская), четыре месяца 1925 года были периодом наиболее быстрого роста их числа.
Большинство бирж, в соответствии с резолюцией IX съезда Советов, возникли как государственные, кооперативные или государственно-кооперативные. Однако в некоторых случаях в зарождении участвовала частная деятельность (так, Воронежская биржа возникла как «Обьединенная биржа государственных, кооперативных и общественных учреждений и организаций и частных предприятий»).
Поскольку юридическая природа советских бирж труда вызывала споры, разьяснениями комвнуторга от 18.01 и 17.02.23 года, биржи были признаны общественными организациями.
Как организации общественные,в частности, биржи труда пользовались относительной независимостью, устанавливая внутреннюю организацию и распорядок работы биржевых институтов — маклериата, котировальной, арбитражной коммиссии и др.
Основным принципом организации биржи труда была выборность ее органов. Комвнуторгу сообщались данные о личном составе избранного биржевого комитета.
В целом конкретные мероприятия деятельности бирж труда можно разбить на следующие группы: деятельность бирж как органа защиты интересов торговли на рынке труда; создание центрального рынка; выявление состояния рынка и цен; содействие развитию более высоких форм торговли трудовыми ресурсами.
В 1930 году деятельность советской биржи прекратилась. Утверждавшаяся в стране тоталитарная командно-распределительная система не нуждалась более в механизме свободного рыночного регулирования. За плановыми основами народного хозяйства стояла железная регламентная принудительная система контролируемого производства и распределения, держащая в руках свободу и права человека, его материальные и духовные потребности.
Очередное возрождение бирж труда в наши дни диктуется жизненными требованиями возвратиться наконец к разумным методам хозяйствования, апробированным опытом истории человечества. Первой Мосгорисполкомом 19 мая 1990г. была зарегистрирована МБТ. Сегодня в России уже около 400 бирж различной специализации, в том числе биржи труда в наиболее крупных городах. В нашей стране самое большое количество бирж, но обороты их коммерческой деятельности самые малые. Однако среди действующих бирж много и крупных, с относительно большим торговым оборотом. В числе членов этих бирж крупные промышленные предприятия и зарубежные фирмы.
Сам факт вторичного возрождения биржи после ее ликвидации в 1930 г. — достаточное основание для утверждения, что оно идет от самой жизни как безотлагательное явление насущных экономических потребностей общества. Биржевая торговля трудовыми ресурсами — проверенная веками прогрессивная форма коммерческого посредничества. По этому пути идут все цивилизованные народы. Нет сомнения, что, преодолев все трудности и препятствия, и Россия не только практически реализует эту форму коммерческих отношений, но и сама включится в мировую систему биржевой торговли трудовыми ресурсами.
Биржа— это организованный, регулярно действующий оптовый рынок.
Существует следующая классификация бирж:
В зависимости от вида биржевого товара выделяют: товарные биржи — занимаются операциями с крупными партиями промышленных, сельскохозяйственных товаров, сырьем, драгоценными металлами; биржи труда сводят между собой поставщиков и потребителей трудовых ресурсов; фондовые биржи — биржи, занимающиеся операциями с фондовыми ценностями; валютные биржи специализируются на операциях с валютами различных государств.
По принципу организации различают:
публично-правовые— контролируются государством. Членом может стать любой предприниматель данного района, занесенный в торговый реестр и имеющий определенный размер оборота;
частно-правовые— открыт доступ только для узкого круга лиц, входящих в биржевую корпорацию. Каждый должен быть владельцем хотя бы одного пая, который дает ему право заключать сделки в помещении биржи.
По форме регистрации: акционерные общества или товарищества с ограниченной ответственностью.
По форме участия посетителей в торгах: открытые; закрытые.
В торгах на закрытых биржах принимают участие ее постоянные члены, выполняющие роль биржевых посредников.
В торгах на открытых биржах, кроме постоянных членов и биржевых посредников, могут принимать участие и посетители. Открытые биржи бывают двух типов: чисто открытая биржа, на которой контрагентов не обязывают пользоваться услугами посредников; смешанного типа, на которой непосредственно с продавцами и покупателями трудятся брокеры и дилеры.
5. По номенклатуре товаров: универсальные и специализированные.
На универсальных биржах ведутся торги по широкому кругу разнообразных товаров.
Специализированные биржи имеют потоварную специализацию. Преимущества: снижение издержек торговли, ослабление диктата монополизированных производителей, выявление цены, на которую могут ориентироваться продавцы и покупатели, квалифицированная отработка биржевого стандарта, а затем фьючерсного контракта на продукт специализации биржи.
6. В зависимости от места и роли бирж в мировой торговле, выполняемых функций и ориентации на рынок биржи делятся на:
• международные биржи— особый вид постоянно действующего оптового рынка, охватывающий несколько
государств, на котором совершаются сделки купли-продажи на определенные биржевые товары;
• национальные биржи действуют в пределах отдельно взятого государства.
7. В зависимости от сферы деятельности биржи можно разделить на центральные (столичные), межрегиональные и региональные.
8. По характеру операций выделяют биржи: реального товара— совершение сделок осуществляется при отсутствии товара как такового на основе его описательной характеристики; фьючерсные-— фиктивный характер сделок, связь с рынком реального товара через страхование, строго определенная и унифицированная потребительная стоимость товара, обезличенность сделки и заменимость их контрагентов, обеспечиваемая Расчетной палатой биржи; опционные— используются для страхования участников биржевой торговли; смешанные— заключение на одной бирже всех видов сделок: с реальным товаром, фьючерсных и опционных.
9. В зависимости от характера деятельности выделяются биржи: прибыльные (коммерческие) и бесприбыльные
(некоммерческие).
Поскольку биржи организовывались за счет объединения капиталов относительно небольшого числа акционеров-инвесторов, они, согласно долевому вкладу в уставный капитал, ожидали получить определенную прибыль, обещанную им в виде дивидендов. В большинстве случаев биржа создавалась как объединение продавцов для упрощения их операций на рынке. Поэтому первоначально извлечение прибыли от работы самой биржи не предусматривалось. Прибыль появляется у каждого отдельного участника от совершения торговых операций на самой бирже. Необходимость в коммерческой деятельности биржи заключается в обеспечении дивидендами своих членов.