ФЗ государственная гражданская служба

Содержание

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям (статья 21 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен специальный перечень обстоятельств, по которым гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу. К таким обстоятельствам относятся:

— признание гражданина решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

— осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости;

— отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

— наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

— близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

— наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

— представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

— непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением вышеперечисленных, устанавливаются федеральными законами.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

Конкурс не проводится:

— при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

— при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

— при заключении срочного служебного контракта;

— при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

— при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган следующие документы:

— личное заявление;

— собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;

— копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

— документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);

— документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению (форма 001-ГС/у);

— иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Документы представляются в государственный орган в течение 21 дня со дня размещения объявления об их приеме на официальном сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету с приложением фотографии. Форма анкеты утверждается Правительством Российской Федерации.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Какая должность выше, старший или ведущий специалист?

Выше по должности, конечно, старший специалист. Ведущий просто ведёт своё направление в группе. Фактически же различия не особо велики. У ведущего даже работы больше, НО, чем выше статус (старший, главный), тем выше вилка оплаты.

У нас в штатной расстановке нет старших, есть только главные специалисты и инженеры (ведущие,1,2,3 категории и б/к). Само понятие «специалист» ввели в штатное когда его даже в ЕКС не было (до изменений), т.е. ~ 2014-2015г. При реорганизации завода и его производств, предприятий, сокращали должности всех замов начальников цехов, отделов, начальников бюро. Вместо прежних должностей половине предлагали должности главных специалистов при тех же функциях и окладах, а второй половине, что осталось из свободных мест вплоть до рабочих. Некоторые из «счастливчиков» тогда тянули с переводом именно по той причине, что едином квалификационном справочнике (если дойдёт до реальных сокращений и прочего) должность «специалист» отсутствовала. Были суды и они выигрывались именно на том основании. Но в конечном результате только время было упущено, позже все вакантные места были заняты и их всех просто сократили уже на законных основаниях(

>Кто имеет более высоки статус по должности — ведущий или старший специалист?> Вопрос

Вопрос про соотношение приставок «ведущий» и «старший» к должностямкто из них главнее — старший или ведущий?

Чем отличается ведущий специалист от главного: описание и отличия

Каждое государственное предприятие предполагает обязательное наличие специальной иерархии должностей. Это позволяет успешно распределять все рабочие обязанности между представителями коллектива, благодаря чему шансы на достойное сотрудничество повышаются до максимального показателя. Более того, каждый сотрудник предприятия получает возможность для того, чтобы реализовать имеющийся потенциал и поспособствовать успешному продвижению компании на современном рынке.

Специалисты – это специализированные работники, которые занимаются разработкой тактики действий. В большинстве случаев сотрудники этой категории взаимодействуют с информацией, благодаря чему успешно решают функциональные, производственные, управленческие вопросы.

Специалистов принято подразделять с учетом функций и имеющегося уровня подготовки.

  1. Специалист может быть разных категорий и классов, а также главным и ведущим.
  2. К специалистам относят инженеров, бухгалтеров, экономистов, психологов, социологов, юристов. Предполагается, что подобная должность может использоваться только на государственных предприятиях.

Основы разделения специалистов

Каждая компания предполагает создание определенной социальной иерархии. Предполагается, что одни сотрудники могут управлять компанией, причем другие работники будут находиться на низшей ступени иерархии. Большинство представителей коллектива располагаются посредине иерархии.

Разделение специалистов по категориям и профилям позволяет успешно регулировать взаимоотношения в трудовом коллективе для повышения эффективности рабочей деятельности. Такой подход гарантирует успешное решение существующих вопросов и способствует повышению эффективности предпринимательской деятельности.

Каждый специалист обладает возможностью для проявления своего потенциала и умения развития успешных контактов с другими людьми, причем от этого во многом зависит возможность продвижения по карьерной лестнице. Только тот сотрудник, который проявил наличие опыта и оптимального уровня квалификации, вправе продвинуться по должности и получить больше рабочих обязанностей.

В обязательном порядке наличие иерархии в структуре должностей способствует продвижению компании на современном рынке.

Главный специалист является не обычным сотрудником, а наставником. Ведущий специалист является исполнителем, в то время как главный получает дополнительные обязанности руководителя. Такая классификация позволяет улучшать работу каждого исполнителя, благодаря чему компания успешно развивается в интересующем направлении.

Особенности разделения должностей в государственных предприятиях

Квалификационные нормативы, организационные документы позволяют правильно разделять рабочие обязанности между руководителями, специалистами и техническими исполнителями (иными сотрудниками). Иерархия должностей требуется для правильного разграничения функций, полномочий и определения ответственности в каждом случае.

Квалификационные характеристики должностей работников компаний были утверждены больше десяти лет тому назад. Они представляют собой отражение нынешних организационно-технических, а также экономических условий для деятельности предприятий. В то же время доступна возможность для внесения изменений в подобную структуру с целью устранения нежелательных недостатков, пробелов и повышения эффективности рабочей деятельности.

Каждый сотрудник компании должен обладать определенными рабочими знаниями и навыками для успешного ведения трудовой деятельности. Характеристики специалистов на каждом уровне отражают современные стандарты, благодаря чему компании могут успешно развиваться в подходящем направлении. Только, если специалист справляется с определенными работами и готов к требуемому уровню сложности, специфики рабочих обязанностей, можно рассчитывать на успешную карьеру.

Какие аспекты принимаются во внимание при определении уровня специалиста?

  • Наличие профессиональных знаний и уровень образования. При этом предполагается возможность для профессионального развития.
  • Накопление необходимого рабочего стажа для успешного выполнения поставленных задач и возможности продвижения.

Особенности разделения рабочих должностей.

Структура рабочих должностей предполагает разделение всего коллектива на несколько уровней.

  1. Руководители являются ответственными за руководство компании, принятие управленческих решений и их исполнение, координацию всех подразделений и поддержание оптимальной работоспособности сотрудников предприятия.
  2. Специалисты решают профильные задачи в соответствии с уровнем своей квалификации.
  3. Технические исполнители занимаются копировально-множительными работами, первичной обработкой документации, передачей информации, учетом.

Несмотря на такое подразделение рабочих обязанностей, желательно знать и понимать разницу между главным и ведущим специалистом.

Главный и ведущий специалист: отличия.

  1. Главный специалист занимает высшую должность, ведущий – нижнюю.
  2. Главный специалист получает большую зарплату. Единственный способ урегулировать ситуацию для ведущего специалиста – это получение служебных надбавок, премиальных.
  3. Главный специалист берет на себя часть обязанностей руководителя, ведущий – нет.
  4. Главный специалист выполняет больше специфической и профильной работы, ведущий – меньше.

Основные отличия свидетельствуют о том, что ведущий специалист при желании может продолжить карьерный рост.

Специалисты – кто это?

Специалисты – это специализированные работники, которые занимаются разработкой тактики действий. В большинстве случаев сотрудники этой категории взаимодействуют с информацией, благодаря чему успешно решают функциональные, производственные, управленческие вопросы.

Специалистов принято подразделять с учетом функций и имеющегося уровня подготовки.

  1. Специалист может быть разных категорий и классов, а также главным и ведущим.
  2. К специалистам относят инженеров, бухгалтеров, экономистов, психологов, социологов, юристов. Предполагается, что подобная должность может использоваться только на государственных предприятиях.

27 июля 2004 года N 79-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 7 июля 2004 года
Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации») устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

Статья 4. Принципы гражданской службы

Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов

Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы

Глава 2. Должности гражданской службы

Статья 8. Должности гражданской службы

Статья 9. Классификация должностей гражданской службы

Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

Статья 11. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги

Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы

Глава 3. Правовое положение (статус) гражданского служащего

Статья 13. Гражданский служащий

Статья 14. Основные права гражданского служащего

Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Статья 20.1. Представление сведений о расходах

Статья 20.2. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Глава 4. Поступление на гражданскую службу

Статья 21. Право поступления на гражданскую службу

Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

Глава 5. Служебный контракт

Статья 23. Понятие и стороны служебного контракта

Статья 24. Содержание и форма служебного контракта

Статья 25. Срок действия служебного контракта

Статья 25.1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе

Статья 26. Заключение служебного контракта

Статья 27. Испытание на гражданской службе

Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение

Статья 29. Изменение существенных условий служебного контракта

Статья 30. Временное замещение иной должности гражданской службы

Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа

Статья 32. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы

Глава 6. Основания и последствия прекращения служебного контракта

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

Статья 34. Расторжение служебного контракта по соглашению сторон

Статья 35. Расторжение срочного служебного контракта

Статья 36. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

Статья 38. Информирование выборного профсоюзного органа при расторжении служебного контракта

Статья 39. Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Статья 40. Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта

Статья 41. Расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации

Глава 7. Персональные данные гражданского служащего. Кадровая служба государственного органа

Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего

Статья 43. Реестры государственных гражданских служащих Российской Федерации

Статья 44. Кадровая работа

Статья 44.1. Государственные информационные системы, используемые на гражданской службе

Глава 8. Служебное время и время отдыха

Статья 45. Служебное время и время отдыха

Статья 46. Отпуска на гражданской службе

Глава 9. Прохождение гражданской службы

Статья 47. Должностной регламент

Статья 48. Аттестация гражданских служащих

Статья 49. Квалификационный экзамен

Глава 10. Оплата труда гражданских служащих

Статья 50. Оплата труда гражданского служащего

Статья 51. Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа

Глава 11. Государственные гарантии на гражданской службе

Статья 52. Основные государственные гарантии гражданских служащих

Статья 53. Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих

Статья 54. Стаж гражданской службы

Глава 12. Поощрения и награждения. служебная дисциплина на гражданской службе

Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу

Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе

Статья 57. Дисциплинарные взыскания

Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

Статья 59. Служебная проверка

Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия

Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

Глава 13. Формирование кадрового состава гражданской службы

Статья 60. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы

Статья 60.1. Ротация гражданских служащих

Статья 61. Подготовка кадров для гражданской службы

Статья 62. Профессиональное развитие гражданского служащего

Статья 63. Государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих

Статья 64. Кадровый резерв на гражданской службе

Глава 14. Финансирование гражданской службы. Развитие гражданской службы

Статья 65. Финансирование гражданской службы

Статья 66. Развитие гражданской службы

Глава 15. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья 68. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Глава 16. Рассмотрение индивидуальных служебных споров

Статья 69. Индивидуальный служебный спор

Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

Глава 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 71. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 72. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов

Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Статья 74. Применение законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

м

бы

первые итоги

Вагина Л. В.

Людмила Владимировна Вагина — кандидат экономических наук, доцент кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Реформа государственной службы Российской Федерации имеет богатую историю, а точнее предысторию. На протяжении 1990-х гг. предпринималось несколько попыток реформирования государственной службы, но ни одна из них до практического выполнения доведена не была. Шло противоречивое становление российской государственности в новых условиях отказа от административно-командной системы, активного внедрения рыночных отношений и ухудшения социально-экономических условий большей части российских граждан. Да и сами органы государственной власти претерпевали перманентные изменения. Только в 1990-е гг. реорганизация Правительства РФ проводилась десять раз. И каждый раз значительную часть государственных служащих выводили за штат, они находились в полном неведении о возможности продолжения прохождения государственной службы. Вусло-виях организационной и кадровой нестабильности пассивность стала главной стратегией выживаемости государственного аппарата.

Официально реформирование государственной службы началось летом 2001 г, когда Президент РФ утвердил «Концепцию реформирования системы государственной службы Российской Федерации» и федеральную целевую программу

м м О 5 ^ I О < м оэ

=г о

м СГ ^ <

о

м м О 5 ^ I

0 < ы оэ =г О

1 С^

м СГ ^ <

о

«Реформирование государственной службы Российской Федерации»1.

Целью реформирования государственной службы провозглашалось кардинальное повышение эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства; создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации.

Основными задачами реформирования государственной службы были определены следующие: приведение системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями.

Координатором программных мероприятий выступила Администрация Президента РФ, которая обеспечивает комплексную реализацию государственной политики в области реформирования государственной службы через действующие федеральные и региональные программы, взаимодействие федеральных государственных органов, администраций субъектов РФ, органов местного самоуправления. Администрация Президента РФ ежегодно утверждает развернутый перечень предстоящих мероприятий, уточняет реализуемые проекты и рассматривает материалы о ходе осуществления программы.

Государственные заказчики — министерства труда и социального развития, экономического развития и торговли, внутренних дел, обороны —

готовят предложения и обоснования по первоочередным проектам (мероприятиям), осуществляют разработку технических заданий на проведение конкурсов и тендеров на реализацию этих мероприятий, осуществляют контроль за реализацией программы в пределах своей компетенции.

Специфика реформы государственной службы Российской Федерации состоит в том, что она не может быть проведена иначе как самими государственными служащими и лицами, замещающими государственные должности. Реформа государственной службы не является бесплатным мероприятием ни в финансовом, ни в социальном планах. Если финансовое обеспечение в первом приближении можно приравнять к стоимости федеральной целевой программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (20032005 гг.)» и далее на период до 2007 г., то в социальном плане оценки пока не проведены.

Реформа государственной службы обеспечена политической волей Президента РФ, проводится с использованием отечественного и зарубежного опыта, во многом держится на дисциплине и ответственности, присущих государственным служащим.

Государственная служба Российской Федерации являет собой комплексный социально-правовой институт, представленный на двух уровнях государственной власти — федеральном и уровне субъектов федерации, и в трех видах — гражданская, военная, правоохранительная. При этом гражданская служба осуществляется на

См.: СЗ РФ. 2002. № 47. Ст. 4664; СЗ РФ. 2005. № 51. Ст. 5514.

двух уровнях государственной власти — федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъектов Федерации. А военная и правоохранительная службы являются видами федеральной государственной службы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В государственном органе могут одновременно учреждаться должности государственной службы нескольких видов.

В настоящее время указами Президента РФ приняты:

— табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, классным чинам государственных гражданских служащих2;

— табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, должностям государственной гражданской службы;

— табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту3.

Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы обеспечивается посредством:

■ единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

■ единства ограничений и обязательств при прохождении

гражданской и муниципальной службы;

■ единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих;

■ учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

■ соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих;

■ соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу и граждан, проходивших муниципальную службу.

Пункт «т» ст. 71 Конституции РФ относит федеральную государственную службу к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Следовательно, и правовое регулирование, и организация федеральной государственной службы всех видов — это предмет ведения Российской Федерации.

Достаточно долго дискуссионным оставался вопрос: в чьем ведении находится государственная служба субъектов Российской Федерации?

ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»4 за-

СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2132. СЗ РФ. 2004. № 41. Ст. 4017. СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

м м О 5 ^ I О < м оэ

=г о

м СГ ^ <

о

м м О 5 ^ I

0 < ы оэ =г О

1 С^

м СГ ^ <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

крепил следующее распределение полномочий в вопросах государственной службы субъектов Федерации: правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации. Поэтому чрезвычайно важным становится вопрос о смысле термина «организация государственной службы».

В Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ, перечислены все составляющие понятия «организация государственной службы». Организация государственной службы включает в себя:

■ систему должностей государственной службы, в том числе их распределение по категориям и группам;

■ квалификационные требования к государственным служащим;

■ реестры должностей государственной службы;

■ должностные (служебные) регламенты.

На пути реформирования государственной службы РФ существенную трудность представляет реализация принципа ранжирования должностей и званий в аппарате государственного управления. А этот принцип способствует превращению аморфной массы государственных служащих в четко организованные и иерархически прилаженные друг к другу подразделения,

качественно и высокопрофессионально выполняющие свою работу.

Осуществление принципа ранжирования требует проведения двух классификаций по иерархической вертикали: перечисления должностей и разбивки их на основные группы; подразделение классных чинов на группы, которые соответствовали бы группам первой вертикали. Установлено четыре категории — руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты; и пять групп должностей государственной службы — высшие, главные, ведущие, старшие, младшие. Классификация должностей (первая вертикаль) основное внимание уделяет не исполнителю, не лицу, а самой организационной структуре с ее ячейками — должностями.

Классные чины присваиваются служащим, замещающим определенные должности. Классификация чинов главный акцент обращает к исполнителю и таким его данным как образование, стаж работы, уровень профессионализма и квалификации, личные заслуги. Каждой категории и группе должностей поставлены в соответствие классные чины и квалификационные требования.

В число квалификационных требований входят требования к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям, навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Требования к уровню профессионального образования перечислены в федеральном законе «О государственной гражданской служ-

бе РФ»5. Требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности определены соответствующим Указом Президента РФ6. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются локальными нормативными актами и включаются в должностной регламент.

В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемых к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами, функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно

СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215. СЗ РФ. 2005. № 40. Ст. 4017.

принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки, процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Поскольку правовое регулирование государственной службы является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, нормы права федерального и регионального уровней в вопросах государственной службы оказывают взаимовлияние. Ряд норм ФЗ «О государственной гражданской службе Российской

м м О 5 ^ I О < м оэ

=г о

м СГ ^ <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

м м О 5 ^ I

0 < ы оэ =г О

1 С^

м СГ ^ <

о

Федерации» носит рамочный характер, иначе говоря, предполагает развитие в нормативных правовых актах, принятых на уровне субъектов Федерации. При этом локальные нормативные акты государственного органа действуют только в пределах конкретного государственного органа.

Локальными нормативными актами регулируются финансовые выплаты на государственной гражданской службе: закрепляется порядок выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, порядок выплаты материальной помощи и единовременного поощрения за счет средств фонда оплаты труда.

Правовыми актами государственного органа образуются Комиссия по урегулированию конфликта интересов, Конкурсная комиссия для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, Аттестационная комиссия.

Правовым актом государственного органа утверждаются специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений в соответствии с особенностями его задач и функций.

Государственными органами устанавливается служебный распорядок, регламентирующий режим службы (работы) и отдыха, а также структура и штатное расписание в пределах фонда оплаты труда с учетом реестра долж-

ностей гражданской службы и актов, регламентирующих нормативную численность соответствующих структурных подразделений. Сферы деятельности и компетенция структурных подразделений определяются в положениях о структурных подразделениях.

Обращает на себя внимание некоторое «ужесточение» федеральных норм, регулирующих государственную службу. В частности, ранее указы Президента РФ, регламентирующие важнейшие кадровые технологии в системе государственной службы, имели предписывающий характер только для федеральных государственных служащих, а для региональной государственной службы носили рекомендательный характер. Вновь принятые Указы по аттестации, квалификационному экзамену, конкурсу на замещение вакантных должностей, о примерной форме служебного контракта о прохождении государственной службы и замещении должности государственной гражданской службы, об утверждении Положения о персональных данных государственного служащего и ведении его личного дела распространяются как на федеральный, так и региональный уровень государственной службы.

В то же время в ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» впервые появились нормы, которые давно введены и действуют для государственных служащих ряда субъектов Российской Федерации. Это касается, прежде всего, некоторых государственных социальных гарантий.

На федеральном уровне только сейчас появилась правовая норма, дающая право государственным гражданским служащим при определенных усло-

виях на единовременную субсидию для приобретения жилой площади. Приобретение жилья, либо беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное строительство или на его покупку, а также льготы по оплате коммунальных услуг за счет бюджетов субъектов Федерации, начиная с середины 1990-х гг., содержали региональные законы республики Башкортостан, Алтайского, Красноярского, Приморского края, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Костромской, Ленинградской, Омской, Псковской, Свердловской, Тульской, Тюменской, Челябинской областей.

Важнейшей частью регионального законодательства являются нормативно-правовые акты, регламентирующие материально-финансовые стимулы труда госслужащих. Однако опережающее развитие регионального законодательства помимо положительных моментов имеет и отрицательные последствия. В частности, создается дисбаланс в социальном и правовом статусе федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов Федерации.

Мотивацию сотрудников органов государственного управления, безусловно, повышают материальные стимулы и, прежде всего, система денежного содержания.

Несмотря на то что природа денежных выплат в системе государственной службы одна — это плата за труд, денежные выплаты в различных органах государственной власти называются по-разному:

■ денежное содержание (заработная плата государственных гражданских служащих),

■ денежное вознаграждение (заработная плата лиц, замещающих государственные должности),

■ денежное довольствие (заработная плата в некоторых видах федеральной государственной службы).

В силу ограничений, накладываемых законодательством на возможность получения государственным служащим иных доходов помимо основного места работы, денежное содержание рассматривается как основное средство его материального обеспечения, стимулирования профессиональной служебной деятельности и является мощным стимулом повышения результатов труда.

Денежное содержание состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия государственной службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий и ежемесячного поощрения. По ряду должностей устанавливается ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. В случаях, установленных законодательством, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент. Размеры окладов денежного содержания (сумма должностного оклада и оклада за классный чин) ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В системе государственной гражданской службы оплата труда может осуществляться в следующих формах:

м м О 5 ^ I О < м оэ

=г о

м СГ ^ <

о

м м О 5 ^ I

0 < ы оэ =г О

1 С^

м СГ ^ <

о

■ денежное содержание — должностной оклад + оклад за классный чин + дополнительные выплаты (надбавки за особые условия государственной службы, за стаж, премия, денежное поощрение);

■ денежное вознаграждение — единая выплата, в которой учитываются должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет, за особые условия государственной службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премия и ежемесячное денежное поощрение;

■ особый порядок оплаты труда, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

■ объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

■ награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

■ выплата единовременного поощрения в связи с выходом на

государственную пенсию за выслугу лет;

■ поощрение Правительства Российской Федерации;

■ поощрение Президента Российской Федерации;

■ присвоение почетных званий Российской Федерации;

■ награждение знаками отличия Российской Федерации;

■ награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Таким образом, предусмотрены и регламентированы как материально-финансовые, так и моральные формы симулирования труда государственных служащих.

Реформа государственной службы стартовала несколько раньше административной и бюджетной реформы. К настоящему моменту удалось привести в соответствие задачи и сроки основных этапов реализации программных мероприятий реформы государственной службы мероприятиям по установлению системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности. Разрабатываемые должностные регламенты государственных гражданских служащих не противоречат административным регламентам государственных органов7.

Качественная разработка и внедрение должностных регламентов — это только малая часть планируемых действий по унификации и совершенствованию служебной деятельности государственных гражданских служащих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4933.

На сегодняшний день принят целый пакет нормативных документов, на основании которого выстраивается модель исполнения государственных функций и оказания государственных услуг. Шаги по принятию административных регламентов органов власти, а на их основе административных процедур, которым обязаны следовать государственные гражданские служащие, являются интересной инициативой Правительства РФ по повышению прозрачности процессов, происходящих во властных структурах.

Подходы к повышению качества исполнения государственных функций строятся на обеспечении «прозрачности», информационной открытости в деятельности государственных органов, отработке методической базы для разработки и внедрения административных регламентов, работающих инструментов подотчетности органов государственной власти гражданскому обществу.

В центре реформирования общественного сектора находится система управления государственными и муниципальными финансами. В ней происходит процесс перехода от парадигмы «управление затратами» к парадигме «управление результатами». На этом принципе строятся

■ реформа межбюджетных отношений: разграничение бюджетных полномочий между федеральными, региональными и местными органами публичной власти;

■ реформа бюджетного процесса: разграничение бюджетных пол-

номочий между высшими органами исполнительной власти — правительство, администрации в российских регионах и «линейными» органами исполнительной власти — федеральные министерства, ведомства на уровне субъектов Федерации; ■ реформа бюджетной сети: разграничение бюджетных полномочий внутри каждого органа исполнительной власти — между министерствами и подведомственными ему федеральными агентствами и службами, а также другими организациями, предоставляющими бюджетные услуги. Как на уровне государственного органа финансирование ведется на достижение поставленных результатов (а не по сметам расходов), так и в системе государственной службы идут пилотные проекты по установлению особого порядка оплаты труда гражданских служащих в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Мы обозначили лишь несколько тезисов о положительных итогах реформы государственной службы. Успехов на пути реформирования больше, чем обозначено. Досадно, что есть и упущения, и ошибки, и просто просчеты. Но процесс реформирования государственной службы Российской Федерации продолжается, оставаясь приоритетным направлением государственного строительства.

м м О 5 ^ I О < м оэ

=г о

м СГ ^ <

о

Государственная служба

На государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение государственными гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определённый срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

2) при заключении срочного служебного контракта;

3) при назначении государственного гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

4) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включённого в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и её прохождения.

Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия

Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

Гражданам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия, необходимо иметь:

1) для высших должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

2) для главных должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

3) для ведущих, старших и младших должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия — без предъявления требования к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия — не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Перечень документов, необходимых для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Республики Бурятия, для включения в кадровый резерв государственного органа Республики Бурятия

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

а) личное заявление;

б) заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р, с фотографией;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);

д) заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению, по форме № 001-ГС/у, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н.;

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Оставьте комментарий