ФЗ о ликвидации

Содержание

Статья 61. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Комментарий к статье 61 Гражданского Кодекса РФ

1. Указание в п. 1 на прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства следует толковать с учетом нормы п. 7 ст. 63 ГК о судьбе имущества (т.е. имущественных прав) ликвидированного юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов (см. п. 6 коммент. к ст. 63).

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает два порядка ликвидации юридического лица: 1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, и 2) по решению суда.

Юридическое лицо может быть ликвидировано и в добровольном, и в принудительном порядке. Приведенный в п. 2 статьи перечень оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации не является исчерпывающим.

Решение о добровольной ликвидации юридического лица может приниматься по воле, оформленной по свободному усмотрению уполномоченных лиц (например, при ликвидации юридического лица вследствие признания участниками нецелесообразным продолжать его деятельность, достижения цели, ради которой создавалось юридическое лицо).

В добровольном порядке не могут ликвидироваться фонды. Заинтересованные лица вправе обратиться в суд, и только он может вынести решение о ликвидации фонда (см. ст. 119 и коммент. к ней).

Невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждении иска о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов. В частности, не являются такими основаниями отсутствие назначения ликвидационной комиссии, утвержденного порядка ее деятельности и срока ликвидации (см. п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» — Вестник ВАС РФ, 2000, N 3; далее — письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

3. В законе могут быть предусмотрены обстоятельства, при которых участники (учредители) или уполномоченные органы обязаны принять решение о ликвидации юридического лица, иначе оно подлежит ликвидации в судебном порядке на основании п. 3 комментируемой статьи по искам государственных органов или органов местного самоуправления.

Так, по решению полного товарища (товарищей) подлежит ликвидации полное товарищество, в котором остался единственный участник (ст. 81 ГК) либо участник которого умер, признан недееспособным (банкротом) и т.д. (п. 1 ст. 76 ГК). Общество с ограниченной ответственностью должно прекратить свою деятельность в случае неоплаты уставного капитала в течение года после государственной регистрации (п. 3 ст. 90 ГК) либо уменьшения его уставного капитала ниже минимального размера, установленного Законом об ООО (п. 4 ст. 90 ГК). Акционерное общество должно принять решение о ликвидации, если размер его уставного капитала становится меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного Законом об акционерных обществах (п. 4 ст. 99 ГК). Таким образом, в приведенных примерах решение о ликвидации юридического лица принимается участниками общества, но они не свободны в принятии такого решения, т.к. оно основывается на обязательном предписании закона. Поэтому в указанных случаях вряд ли можно говорить о добровольной ликвидации.

Последствия неисполнения решения о ликвидации в указанных случаях отличаются от последствий принятия решения о добровольной ликвидации, о котором шла речь в предыдущем пункте комментария. Наличие решения о ликвидации в таких случаях не исключает возможности обращения в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица, если решение о ликвидации не выполнено и имеются основания, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК. Так, был удовлетворен иск прокурора о принудительной ликвидации юридического лица по делу, в котором участники приняли решение о ликвидации общества, но не назначили ликвидационную комиссию, не установили порядок и сроки его ликвидации и имелись доказательства грубого нарушения обществом законодательства (п. 7 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Когда юридическое лицо само не выполняет требование закона о ликвидации, заинтересованные лица или органы, указанные в п. 3 ст. 61, вправе обратиться в суд.

4. Основаниями для ликвидации юридического лица по решению суда являются обстоятельства, указанные в абз. 3 п. 2 комментируемой статьи, а также иные случаи, предусмотренные ГК. Так, в судебном порядке ликвидируются общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество, если они в течение года не преобразовались в открытое акционерное общество и не уменьшили количество своих участников до установленного законом предела (п. 1 ст. 88 ГК, п. 2 ст. 97 ГК), а потребительский кооператив — в случае непогашения членами кооператива образовавшихся у него убытков за отчетный год (п. 4 ст. 116 ГК).

Основания для принудительной ликвидации некоммерческих организаций предусмотрены, в частности, Федеральными законами от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» и от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (СЗ РФ, 2002, N 30, ст. 3031) для общественных и религиозных объединений. Эти основания детализируют и конкретизируют основания, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК.

5. Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.12.97 N 23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», в частности, указаны налоговые органы (ст. 31 НК), ЦБР (ст. 23 Закона о банках), прокурор (ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 17.11.95 N 168-ФЗ (СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4472)).

Аналогичное право предоставлено органам, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (ст. 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), органу исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (ст. 30 Закона об организации страхового дела).

6. При рассмотрении исков о ликвидации юридического лица ВАС РФ рекомендовал судам руководствоваться следующими разъяснениями:

1) при неоднократном нарушении юридическим лицом закона решение о его ликвидации принимается с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных нарушений и вызванных ими последствий. Так, было отказано в удовлетворении иска о ликвидации торговой организации, которая дважды нарушила Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», в связи с тем, что ответчик является единственной такой организацией в населенном пункте и ее ликвидация может вызвать негативные последствия для проживающих там граждан. В решении было отмечено, что согласно п. 2 ст. 61 ГК суд может, но не обязан принять решение о принудительной ликвидации (п. 3 письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2000 N 50);

2) в случае грубых нарушений юридическим лицом требований закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по их устранению (п. 5 письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2000 N 50);

3) неприведение акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью в установленный законом срок своих учредительных документов в соответствие с законом, регулирующим порядок создания и деятельности таких обществ, может являться основанием для их ликвидации (п. 4 письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2000 N 50). Аналогично решается вопрос и в отношении унитарных предприятий.

См. также коммент. к ст. 6 Вводного закона;

4) признание акта государственной регистрации юридического лица недействительным вследствие грубых нарушений закона, допущенных при его создании, не является основанием для ликвидации юридического лица, если эти нарушения носят устранимый характер;

5) специальные разъяснения по вопросу о признании недействительной регистрации юридических лиц — созданных после 7 декабря 1994 г. хозяйственных обществ и товариществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, даны в п. 26 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8;

6) если дополнительные основания принудительной ликвидации юридических лиц установлены законодательством об отдельных их видах, то, поскольку юридическое лицо ликвидируется по решению суда лишь в случаях, предусмотренных ГК (п. 2 ст. 61), неисполнение юридическим лицом требований этого законодательства может служить основанием для ликвидации, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения таких правовых актов (п. 23 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8);

7) если учредители (участники) или орган юридического лица, на которые проведение ликвидации возложено решением суда (п. 3 ст. 61 ГК), не выполнили этого обязательства, суд назначает ликвидатора сам (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение (п. 9 письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2000 N 50).

7. Применение норм абз. 2 п. 4 ст. 61 требует ответа на вопрос о том, как должен происходить переход от процедуры ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном ст. 61 — 63 ГК, к ликвидации в порядке ст. 65 ГК. Ответ на этот вопрос содержится в ст. 224, 225 Закона о банкротстве — § 1 «Особенности банкротства ликвидируемого должника» гл. XI «Упрощенные процедуры банкротства». См. также ст. 51 Федерального закона от 25.02.99 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (СЗ РФ, 1999, N 9, ст. 1097).

Если ликвидация начата по правилам ст. 61 — 63 ГК, согласно п. 2 ст. 63 должен утверждаться представленный ликвидаторами промежуточный ликвидационный баланс, из которого будет видно соотношение актива и пассива. На этой стадии процесса в случае выявившейся недостаточности имущества должника и встает вопрос о дальнейшем проведении ликвидации уже не по ст. 61 — 63, а в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК и Законом о банкротстве. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

8. Содержащийся в п. 4 комментируемой статьи перечень организаций, которые могут быть ликвидированы вследствие признания их несостоятельными (банкротами), должен быть, по-видимому, дополнен указанием на новые организационно-правовые формы, введенные Законом о некоммерческих организациях и иными законами об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, которые вправе вести предпринимательскую деятельность.

9. Принципиальное значение в отношении любых дел, связанных с ликвидацией юридических лиц, имеет следующее разъяснение, содержащееся в п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8: «При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК (аналогия закона)».

Другой комментарий к статье 61 ГК РФ

1. Ликвидация является способом прекращения юридического лица. Пункт 1 комментируемой статьи говорит о двух видах ликвидации юридического лица — добровольной и принудительной (по решению суда) — и последствиях такой ликвидации. В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица не связана с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

2. Юридические лица (исключая фонды) могут быть ликвидированы добровольно в любое время без указания оснований. Добровольная ликвидация фондов исключается, решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц (см. п. 2 ст. 119 ГК).

В ч. 2 п. 2 комментируемой статьи содержится примерный перечень отдельных оснований для ликвидации юридического лица по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Так, юридическое лицо может быть ликвидировано во исполнение положений устава, в котором существование юридического лица поставлено в зависимость от наступления определенного юридического факта — истечения срока, на который создано юридическое лицо, достижения цели, ради которой оно создано <1>.

———————————
<1> О рекомендациях по рассмотрению дел о ликвидации юридических лиц по основаниям, указанным в ст. 61 ГК, см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» (ВВАС РФ. 2004. N 10).

3. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда только по основаниям, указанным в ГК. В случае принятия закона, устанавливающего иные основания для ликвидации юридического лица, не предусмотренные ГК, необходимо внесение соответствующих изменений в ГК.

Любое юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (т.е. когда их исправление применительно к обстоятельствам конкретного случая невозможно), осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Как подчеркнуто в Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ, неисполнение обществом требований, содержащихся не в ГК, а в иных законах, может служить основанием для его ликвидации, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта (см. п. 23 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

Общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды ликвидируются при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей их уставным целям.

Специальным основанием ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом); причем, если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано исключительно по данному основанию (см. п. 4 комментируемой статьи).

4. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным ГК, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования. В частности, в соответствующих случаях требования о принудительной ликвидации юридических лиц могут быть предъявлены налоговыми органами (на основании ст. 31 НК), ЦБ РФ (на основании ст. 23.1 Закона о банках), федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (на основании ст. 30 Закона об организации страхового дела).

Следует иметь в виду, что право государственных органов и органов местного самоуправления на предъявление требования о ликвидации юридического лица зависит от компетенции соответствующего органа, закрепленной в законе.

Например, ФКЦБ России имеет право на обращение в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства РФ о ценных бумагах (ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг). Налоговые органы имеют право предъявлять в суды требования о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ. При этом преобладает точка зрения, что данное право налоговых органов должно ограничиваться случаями нарушения юридическими лицами налогового законодательства, а также случаями нарушения иных норм законодательства, контроль за соблюдением которых возложен на эти органы <1>. В частности, налоговые органы осуществляют государственную регистрацию юридических лиц и в качестве регистрирующего органа они вправе обращаться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (см. п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации).

———————————
<1> См.: Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 6 / Под ред. В.Ф. Яковлева. М.: Юрид. лит., 1999. С. 11.

5. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды ликвидируются вследствие признания их судом несостоятельными (банкротами), причем, если стоимость их имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, они могут быть ликвидированы исключительно по данному основанию. Решение о добровольной ликвидации вследствие несостоятельности (банкротства) может быть принято только совместно с кредиторами (см. п. 4 комментируемой статьи и п. 2 ст. 65 ГК).

Казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства), поскольку собственник имущества казенного предприятия — Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование — несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (см. п. 5 ст. 115 ГК).

Если после принятия решения о ликвидации юридического лица — должника обнаруживается, что стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. В период после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника (см. ст. 224 Закона о банкротстве).

6. Особенности ликвидации отдельных видов юридических лиц устанавливаются законодательством о таких юридических лицах.

Способы закрытия предприятия

По видам ликвидация разделяется на добровольную и принудительную форму. В случае добровольного завершения существования компании заявление в судебную инстанцию подается со стороны ликвидируемого юрлица. Принять решение о закрытии муниципального предприятия или госучреждения может собственник имущественной массы.

Принудительный способ вводится по решению суда, когда:

  • выявляются серьезные нарушения законных и прочих правовых актов, изложенных в ст. 61 ГК РФ Ликвидация юридического лица;
  • фирма осуществляет недопустимую законом деятельность;
  • некоммерческим объединением нарушаются цели его создания;
  • работы ведутся без лицензии.

Данный список не является окончательным, поскольку основания принудительного закрытия компании могут быть рассмотрены и по другим статьям ГК Российской Федерации. К примеру, в республике Беларусь основания для закрытия и порядок процедуры установлены таким документом, как Декрет 1 о государственной регистрации и ликвидации объектов хозяйствования.

Обратиться с ходатайством о принудительном закрытии учреждения в суд могут ФНС — Федеральная налоговая служба и прочие госорганы, либо органы местного самоуправления. Когда процедура вводится по решению суда, обязательства по ее организации поручаются создателю бизнеса или доверенному лицу.

Этапы процедуры

Федеральный закон о ликвидации определяет особый порядок закрытия предприятия. Первым этапом является постановка решения о завершении существования компании и назначение комиссии по вопросам ликвидационного значения. Данная комиссия обязательно должна опубликовать в СМИ информацию о госрегистрации ликвидируемого юрлица, сообщение о его закрытии, а также о сроках и этапах подачи кредиторских претензий.

Срок на подачу требований кредиторами может составлять не более чем 2 месяца с момента выхода публикации об окончании существования фирмы. В обязанности комиссии, занимающейся вопросами ликвидации, входит определение мер по получению задолженности от дебиторов и поиску кредиторов, а также их уведомление в письменной форме о введении процедуры.

Следующий шаг по закону о ликвидации юридического лица — это оформление промежуточного ликвидационного баланса, в котором прописываются данные о составе имущественной массы предприятия, о списке предъявляемых кредиторами требований и итогах по их рассмотрению. Когда начинается производство по делу о неплатежеспособности юрлица, ликвидация учреждения объявляется прекращенной, и ликвидационная комиссия сообщает об этом всем кредиторам задолжавшей фирмы. В этом случае дела о его несостоятельности изучаются в установленном № 127-ФЗ порядке.

Если у задолжавшего предприятия не хватает денег на погашение долговых обязательств, ликвидационная комиссия реализует его имущественные активы и полученные с торгов деньги идут на выплаты кредиторам. Также законом о ликвидации юридического лица установлено, что при недостатке средств на погашение задолженности и при выявлении признаков неплатежеспособности участники комиссии должны обратиться в суд с исковым заявлением о признании задолжавшего юрлица несостоятельным.

Средства кредиторам задолжавшей стороны выплачиваются с того момента, когда ликвидационный баланс считается утвержденным. Выплаты производятся в порядке особой очередности, которую устанавливает Гражданский Кодекс РФ. Баланс утверждают создатели юрлица или принявший решение о его закрытии орган.

Ликвидация предприятия считается завершенной, а компания — прекратившей ведение своей деятельности после внесения информации об этом в ЕГРЮЛ (статья 63 ГК РФ). Порядок внесения сведений прописан в законе № 129-ФЗ о госрегистрации юрлиц и ИП.

Специфика процесса

Кредиторы вправе обращаться с иском о выплате оставшейся части денег в судебную инстанцию, если в отношении владельца имущественной массы предприятия установлена субсидиарная ответственность. В том случае, если после выплаты кредиторской задолженности остается имущество юрлица, то оно передается учредителям, имеющим вещные права на эти активы.

При возникновении спора между создателями фирмы по вопросу передачи вещи она продается на торгах ликвидационной комиссией. При закрытии некоммерческого объединения, оставшееся после выплат средств кредиторам имущество направляется на осуществление цели, для которой предприятие создавалось — если иное не предусматривается законом о ликвидации юридического лица или ГК РФ.

Кроме того, процесс имеет следующие особенности.

Закрывая фирму, нужно уделять особое внимание правильному оформлению, в соответствии с ТК РФ, окончания взаимоотношений с персоналом. Процесс расторжения трудовых договоров по причине ликвидации компании схож с процедурой сокращения штата. Единственным отличием является то, что увольняются все работники без исключения. При этом отсутствуют гарантии занятости льготных категорий сотрудников.
После осуществления расчетов с кредиторами и прочими лицами необходимо закрыть счета предприятия в банке. Для этого требуется составить соответствующее заявление по выдаваемой самим банком форме. В налоговую службу подается в двух экземплярах сообщение о закрытии счета и уведомление банка о данном факте.
Необходимо уведомить соответствующие организации. Как только банковский счет закрыт, нужно в течение недели уведомить об этом Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Что касается заключительных операций по ликвидации, то после получения свидетельства о закрытии учреждения требуется уничтожить печати со штампами и сдать документы в архив.

Официально ликвидируем ООО

Без проверки, штрафов, субсидиарной ответственности.

Подробности или по телефону: 8(812)425-69-86

Читать текст закона ↓

«Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 — 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества».

При отмене ликвидации — возобновить процедуру можно только через полгода

Если ликвидация ООО не состоялась, повторно подать заявление можно не раньше, чем через 6 месяцев.

Обратите внимание. Правило действует для всех случаев отмены ликвидации:

  • По решению учредителей;
  • По требованию кредиторов;
  • По решению налоговой службы.

Что это значит. Если учредители ошиблись в документах, не учли долг ООО перед бюджетом, кредиторы подали в суд — процедура займет год и более. Государственная пошлина и нотариальные расходы не возвращаются.

Читать текст закона ↓

«В случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц». style=»text-align: center;»>Ликвидируем ООО

За 3 месяца — с первого раза

Бесплатная консультация: 8(812)425-69-86

Что содержится в законе о ликвидации

Ликвидация предприятия или организации – это процесс, который всегда ведет к полному прекращению деятельности. При этом не происходит передача прав или обязанностей по деятельности, нарушается порядок правопреемства.

Процедуру ликвидации полноценно и со всех сторон отражает закон о ликвидации организации, в соответствии с которым сегодня и идут все процессы подобного рода.

Закон о ликвидации базируется на пяти основных позициях с комментариями юристов по поводу некоторых отдельных позиций.

Основные позиции

Основных позиций всего пять:

  • общество подлежит ликвидации либо по решению суда, либо в результате добровольного обращения, процесс ликвидации при этом базируется на ГК РФ и соответствующем Федеральном законе;
  • предложение о добровольной ликвидации может вынести на обсуждение общего собрания член общества, совет директоров или исполнительный орган, при этом итоговое решение ложится на плечи общего собрания участников общества;
  • ликвидационная комиссия, вступив в свои права, получает возможность представлять организацию в суде и управлять всеми ее делами;
  • если в состав общества, подвергнутого ликвидации, входит Российская федерация, какой-то ее субъект или учреждение муниципального типа, то в ликвидационную комиссию обязательно включение лица, представляющего федеральный орган по управлению государственным имуществом или представителя от местного самоуправления;
  • весь процесс ликвидации подчинен Гражданскому кодексу.

Комментарии юристов

Существует ряд комментариев юристов, которые необходимо учитывать при процессе ликвидации:

  • юридическое лицо может добровольно объявить себя банкротом только после согласования этого действия с кредиторами;
  • фонды не проходят добровольную ликвидацию;
  • если решение о ликвидации принимается из-за аннулирования регистрации, такая ликвидация не считается добровольной;
  • существует большое число оговорок относительно ликвидации разного вида юридических лиц, с каждым из которых необходимо знакомиться отдельно;
  • юридическое лицо может быть подвергнуто ликвидации принудительного типа только при систематических нарушениях законов ;
  • существует отдельный порядок ликвидации банковских учреждений, учитывающий переход от одного типа процедуры к другому в зависимости от того, есть ли у банка возможность после продажи имущества удовлетворить требования кредиторов;
  • ликвидатор либо предлагается лицом, заявляющем о своем банкротстве либо, если этого не сделано в срок, выбирается по решению арбитражного суда.

Дополнения к закону о ликвидации

Закон о ликвидации предприятия или общества имеет ряд дополнений. Отдельно рассматриваются все этапы ликвидации, а также последние изменения, внесенные в законодательный акт.

Нормы этапов

Процесс ликвидации проходит в несколько этапов, связанных между собой:

  • после вступления в силу решения о ликвидации необходимо в течение трех рабочих дней сообщить об этом в регистрирующий орган;
  • происходит выбор представителей ликвидационной комиссии и переход к ним всех прав;
  • в «Вестник государственной регистрации» помещается вся информация для кредиторов, необходимая для своевременной подачи требований, срок, отводимый кредиторам на написание заявлений, не должен быть менее двух месяцев;
  • после приема заявлений и их рассмотрения проводится составление промежуточного баланса ликвидации, в котором учитываются требования кредиторов и стоимость имущества должника;
  • начинается работа по удовлетворению требований кредиторов;
  • после удовлетворения требований составляют итоговый ликвидационный баланс, в котором указываются убытки, которые понесли собственники, а также результаты имущественных изменений, там же указываются итоги прошедшего конкурсного производства;
  • проводятся итоговые расчеты с людьми, выступающими в качестве учредителей, при этом сначала распределяется прибыль, а только во вторую очередь процесс распределения касается имущества;
  • в «Вестнике государственной регистрации» повторно публикуется информация об окончании ликвидационного процесса, также отдельно информируется налоговый орган;
  • документы ликвидированного предприятия или общества передаются в архив.

При добровольной ликвидации юридического лица обязанности управления предприятием возлагаются на комиссию по ликвидации.

Какие документы нужны для ликвидации ООО? Подробный перечень приведен по .

Изменения

В 2019 году в Гражданский кодекс был внесен ряд изменений, которые затронули, в том числе и процесс ликвидации.

После правок стал обязательным первый пункт 61 статьи о невозможности перехода правопреемства. Теперь этот пункт невозможно обойти, используя иные нормативные акты.

Во втором пункте теперь указано, что у юридических лиц может быть только один документ, в котором указано, в чьей компетенции лежит решение о начале добровольной ликвидации.

Этот пункт дает возможность принимать решение о ликвидации учредителям, но некоторые другие нормативные акты перекрывают его действие. Так, например, ликвидация ООО может идти только через общее собрание участников.

Третий пункт статьи четко ограничил возможности суда по принятию решения о ликвидации.

Принудительную ликвидацию можно осуществить в следующих случаях:

  • при создании юридического лица был допущен ряд грубых ошибок;
  • юридическое лицо осуществляло свою деятельность без лицензии в тех случаях, когда она обязательна;
  • деятельность организации сильно противоречила ее уставу;
  • организация не может достичь целей, из-за которых создавалась;
  • некоторые другие основания.

Четвертый пункт стать установил, что после вступления в силу решения о ликвидации можно считать, что сроки расчета с кредиторами также наступили. Пятый пункт статьи регулирует распределение обязанностей по ликвидации, а шестой пункт указывает, какие организации не могут быть подвергнуты ликвидации.

Если на собственнике предприятия лежит ответственность субсидиарного типа, то при невозможности погасить все требования кредиторов через продажу имущества организации кредиторы могут требовать удовлетворения своих запросов за счет имущества собственника

Основания реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью

Эти основания изложены в ст. 51 и 57 закона «Об ООО», а также в ст. 57 и 61 ГК. Их можно разделить на добровольные и принудительные.

Основания реорганизации

Добровольные основания реорганизации обусловлены случаями, когда общество с ограниченной ответственностью, в лице общего собрания участников, сочтет это необходимым.

Другое — когда эта процедура осуществляется в принудительном порядке. Ст. 38 закона «О конкуренции» предполагает процедуры разделения и выделения в отношении компаний, занимающих доминирующее положение на определенном рынке и злоупотребляющих им.

Другим примером служит реорганизация ООО, осуществляющего банковскую деятельность по требованию ЦБ, в рамках процедуры банкротства.

Общество с ограниченной ответственностью обязано выполнить предписания суда или другого органа в определенный срок. В случае их игнорирования, необходимые действия совершаются принудительно, с привлечением арбитражного управляющего.

Перечень принудительных оснований ликвидации общества открыт и может дополняться положениями специальных законов.

Основания ликвидации

По аналогии со случаями реорганизации, добровольная ликвидация ООО инициируется общим собранием участников.

Причины принудительной процедуры установлены в ст. 61 ГК. К ним относятся следующие судебные решения:

  • Связанные с существенными и неустранимыми нарушениями, которые имели место в ходе создания общества.
  • Обусловленные деятельностью организации, которую та осуществляла без необходимой лицензии, допуска СРО или членства в ней.
  • По искам, поданным в связи с систематическими и грубыми нарушениями обществом действующего законодательства.
  • В связи с банкротством.

Принудительная ликвидация общества осуществляется им самостоятельно, в срок, определенный судебным актом. В случаях саботажа, официальная процедура подлежит выполнению сторонним лицом.

Если судебный срок не соблюден, все полномочия будут делегированы арбитражному управляющему, действующему за счет организации.

Особенности процедуры реорганизации ООО

Общество с ограниченной ответственностью реорганизуется в порядке, предусмотренном ГК, с учетом требований закона «Об ООО». Ее основные этапы предваряет принятие соответствующего решения каждого из юрлиц, участвующего в процедуре.

Набор дополнительно решаемых вопросов зависит от формы, в которой происходит реорганизация:

  • При слиянии, необходимо утвердить договор о слиянии и устав будущей организации. Формирование структуры ее управления осуществляется на совместном общем собрании всех участвующих в процедуре обществ. Оно проводится в срок, определенный условиями договора.
  • В случае присоединения, общими собраниями участников утверждается договор о присоединении.
  • Разделение ООО и выделение предполагают необходимость определиться с его порядком и условиями. Если единственным участником нового юрлица становится исходное общество, то оно решает все необходимые вопросы, аналогичные тем, которые имеют место при создании ООО,
  • При преобразовании должны решаться вопросы утверждения устава новой организации, трансформации долей в акции или паи, уставного капитала в складочный, в зависимости от того, какое юрлицо появится в результате реорганизации.

В случае, если создание нового экономического субъекта в ходе слияния или присоединения будет соответствовать критериям, установленным антимонопольным законодательством, потребуется официальная процедура одобрения реорганизации со стороны ФАС.

Особенности ликвидации ООО

Добровольная ликвидация ООО начинается с принятия этого решения общим собранием участников. Оно созывается по инициативе любого участника, совета директоров, либо исполнительного органа. Решение должно содержать положения о формировании ликвидационной комиссии. С этого момента она осуществляет все управленческие функции.

В 3-дневный срок с даты принятия решения, общество с ограниченной ответственностью должно подать соответствующее уведомление в регистрирующий налоговый орган.

Взаимодействие с кредиторами

Решение о ликвидации становится основанием для наступления срока исполнения по всем обязательствам ООО.

Согласно закону, ликвидационная комиссия принимает необходимые меры для максимально точного учета всех требований кредиторов. Помимо связи по обычным каналам, она должна опубликовать в «Вестнике государственной регистрации» сообщение, содержащее данные о месте и сроках предъявления требований. Последние не могут быть менее 2-х месяцев.

Все обращения кредиторов и результат их рассмотрения отражаются в промежуточном ликвидационном балансе.

Удовлетворение требований происходит поочередно, в порядке, предусмотренном ст. 64 ГК.

По итогам осуществленных расчетов составляется ликвидационный баланс.

Распределение оставшегося имущества

Все оставшееся имущество подлежит распределению между участниками в следующей очередности.

  • Выплаты распределенной ранее прибыли.
  • Выплаты соразмерно долям участников в уставном капитале.

При недостаточности имущества для участников 1-й очереди, их требования не удовлетворяются, а имущество передается по правилам 2-й очереди.

Процесс считается завершенным с момента внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, в сроки, установленные законом.

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ/Глава VII

Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица

1. Сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трёх рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путём направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

2. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

3. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

4. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:

а) установленного для предъявления требований кредиторами;

б) вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;

в) окончания выездной налоговой проверки, оформления её результатов (в том числе рассмотрения её материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки;

г) завершения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной таможенной проверки, составления акта выездной таможенной проверки и принятия по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае, если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле).

5. В случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, а также в случае вступления в силу итогового документа по результатам данной выездной налоговой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, в течение пяти рабочих дней.

Сведения о проведении выездной таможенной проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, составлении акта выездной таможенной проверки и принятии по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае, если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле) представляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, по межведомственному запросу регистрирующего органа с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия не позднее одного рабочего дня, следующего за днём получения межведомственного запроса регистрирующего органа.

Статья 21. Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица

1. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюдён установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчёты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нём сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

2. Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда путём направления указанного определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. В случае поступления в регистрирующий орган определения о принятии к производству жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственная регистрация приостанавливается до поступления в регистрирующий орган судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения указанной жалобы.

Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчётности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счёту, признаётся фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом «и.2» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трёх дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

4. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

5. Предусмотренный настоящей статьёй порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

В случаях прекращения унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества, учреждения в связи с внесением его имущества в уставный капитал акционерного общества, унитарного предприятия или учреждения в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации основанием внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении соответствующего юридического лица является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом по месту нахождения этого юридического лица при представлении следующих документов:

а) заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении унитарного предприятия или учреждения по основанию, предусмотренному настоящей статьёй;

б) решения об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или решения органа государственной власти, на основании которого осуществлены внесение имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества либо передача указанных имущественного комплекса или имущества в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

в) копии документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения. В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нём сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа органом регистрации прав.

Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц

1. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

2. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

3. Документы, предусмотренные статьёй 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

4. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 9 настоящего Федерального закона.

5. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьёй 8 настоящего Федерального закона.

6. Ликвидация юридического лица считается завершённой, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

7. Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путём внесения в него соответствующей записи.

Регистрирующий орган не исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом «и.2» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

8. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

9. Утратил силу.

В России

Понятие ликвидации юридического лица

В соответствии со статьей 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам за исключением случаев, предусмотренных законом.

Виды ликвидации юридического лица

Условно все основания ликвидации юридического лица можно разделить на две большие группы: добровольные и принудительные. В первом случае ликвидация происходит по решению учредителей компании, во втором — по решению суда. Судебное производство в таком случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. В зависимости от конкретного основания ликвидации, будет различаться и перечень субъектов, обладающих правом на подачу соответствующего иска.

Принудительная ликвидация юридического лица

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь примерный перечень оснований для ликвидации юридического лица. К таковым можно, в частности, отнести:

  1. Нарушение закона при создании юридического лица в случае, если такие нарушения носят неустранимый характер.
  2. Осуществление деятельности без соответствующей лицензии.
  3. Грубые или неоднократные нарушения действующего российского законодательства.
  4. Нарушение некоммерческой организацией цели её создания.

Данный перечень не является исчерпывающим. Отдельные законодательные акты содержат иные основания для принудительной ликвидации юридического лица. В частности, к таковым можно отнести нарушение юридическим лицом законодательства об обороте наркотиков и психотропных веществ, о стоимости чистых активов и др.

Добровольная ликвидация юридического лица

Ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Принятие решения о ликвидации юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица начинается с принятия соответствующего решения. Оно принимается либо учредителями компании, либо прочими органами, уполномоченными на то уставом. Главное, чтобы такое решение было принято и оформлено в соответствии с действующим законодательством РФ.

Например, ликвидация акционерного общества может быть осуществлена лишь при условии её одобрения не менее ¾ голосов общего собрания акционеров.

После принятия и оформления надлежащим образом решения о ликвидации, в течение трёх дней нужно уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган. Нарушители этого правила могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

К указанному уведомлению прилагается также решение о ликвидации. Получив данные документы регистрирующий (налоговый) орган, вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ и выдает соответствующее Свидетельство.

С этого момента запрещено вносить любые изменения в учредительные документы. Кроме того, теперь ликвидируемая компания не может выступать в качестве учредителя прочих юридических лиц.

Ликвидационная комиссия

Учредители или орган, который принял решение о ликвидации юридического лица, должны получить одобрение со стороны регистрирующего (налогового) органа. Для этого ему направляется Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора. Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании ликвидационной комиссии и выдает представителю юридического лица соответствующее свидетельство, а также выписку из ЕГРЮЛ.

Следующим шагом станет уведомление банка о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учётной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.

В состав ликвидационной комиссии, как правило, входит руководитель компании, некоторые её работники (юрист, экономист, бухгалтер и так далее), её учредители. Относительно состава ликвидационной комиссии в литературе высказано мнение, что наличие в её составе заинтересованных лиц (учредителей или руководителя юридического лица и других работников и/или иных заинтересованных в исходе ликвидации лиц) является обстоятельством, способствующим ущемлению прав кредиторов юридического лица, поскольку ликвидационная комиссия зачастую действует только в интересах учредителей юридического лица. Решение проблемы видится в развитии правового регулирования института ликвидационной комиссии на основе принципа независимости.

Официальное объявление о ликвидации юридического лица

Закон возлагает на юридическое лицо обязанность официально объявить о предстоящей ликвидации. Делается это для того, чтобы все кредиторы имели возможность предъявить свои требования к ликвидируемой компании. Для этого нужно дать объявление в журнал «Вестник государственной регистрации», уполномоченную публиковать подобного рода сведения.

Если речь идет об очень большом предприятии, то объявление о его ликвидации публикуется в журнал «Вестник государственной регистрации». В совсем исключительных случаях объявления о ликвидации организации печатаются в «Вестнике Высшего Арбитражного суда РФ».

Текст информационного сообщения о принятии решения о ликвидации юридического лица в Журнале включает следующие обязательные сведения:

  1. Полное наименование юридического лица, принявшего решение о ликвидации;
  2. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) указанного юридического лица;
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учёт (КПП) указанного юридического лица
  4. Адрес (место нахождения) указанного юридического лица;
  5. Сведения о принятом решении о ликвидации: орган, принявший решение о ликвидации;
  6. Дата и номер принятого решения;
  7. Порядок, сроки, адрес, телефон для заявления требований кредиторов

Комплект необходимых документов для опубликования сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации»

  1. Бланк-заявка, заверенная печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии — 2 экз.
  2. Копия решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, заверенная печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии — 1 экз.
  3. Платежный документ: платежное поручение с отметкой банка об исполнении (можно ксерокопию) квитанция Сбербанка, другого коммерческого банка, приходный ордер, чек (обязательно оригинал!)
  4. Сопроводительное письмо, заверенное печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии. Сопроводительное письмо является документом, который содержит: перечень предоставляемых документов на публикацию, адрес доставки журнала (при оплате экземпляра журнала), а также документом, на основании которого оформляются и отправляются бухгалтерские документы — 2 экз.
  5. Доверенность — в случае подачи сообщения доверенным лицом — 1 экз. Доверенность при подаче сообщения о ликвидации выдается за подписью председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Если заявка на публикацию представлена лицом, действующим по Вашей доверенности, представительство примет нотариально заверенную копию подобной доверенности, либо копию, предварительно сличив её с оригиналом. Доверенность составляется в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
  • В случае отсутствия печати организации Юридическое лицо обязано предоставить выписку из ЕГРЮЛ (дата выдачи не более двух недель) (п.22, Постановления Правительства РФ №438 от 19.06.2002г.)
Уведомление работников ликвидируемой компании и службы занятости

О предстоящей ликвидации работников компании письменно уведомляют не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения. При наличии на предприятии профсоюзного органа, он также должен быть уведомлен о предстоящем массовом высвобождении работников. Сделать это нужно не позднее чем за три месяца.

Уведомление о массовом увольнении отправляется также и в службу занятости того населённого пункта, где расположена ликвидируемая компания. Не позднее чем за два месяца до предстоящего увольнения туда направляются персональные сведения о каждом из сотрудников: об их профессии, специальности, квалификацию, а также о размере их оплаты труда. Если среди увольняемых служащих имеются кредиторы первой очереди, то об этом тоже необходимо сообщить на биржу труда.

В соответствии с действующим трудовым законодательством ликвидируемая компания обязана оплатить заработную плату каждому из сотрудников до момента увольнения, а также выплатить им выходное пособие. Кроме того, за работниками сохраняется заработная плата и на время их дальнейшего трудоустройства (на срок от двух до трёх месяцев). Также на этот период за ними также сохраняются и другие льготы и пособия.

14 февраля 2019 года Минтруд России опубликовал законопроект, в котором предлагается выплачивать работникам выходное пособие в размере двукратного среднего заработка в случае ликвидации организации, а работникам ликвидируемых организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — в размере трёхкратного среднего заработка. На сегодняшний день в России увольняемому работнику при ликвидации предприятия выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Уведомление каждого кредитора лично

Подача объявления в газету о предстоящей ликвидации, не освобождает ликвидационную комиссию от обязанности уведомлять каждого кредитора персонально. Для этих целей им направляется письменное сообщение о предстоящей ликвидации с указанием срока для заявления своих требований. Этот срок не может быть менее двух месяцев. Его пропуск без уважительных причин означает, что требования такого кредитора будут удовлетворены после требований кредиторов, подавших заявление вовремя.

Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов

Согласно действующему законодательству, ликвидируемая организация может быть подвергнута выездной налоговой проверке. Как правило, налоговики проверяют ликвидируемую компанию в течение двух-трех месяцев.

В случае выявления фискальным органом недоимок по налогам, он вынесет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Ликвидируемая компания должна будет оплатить не только все долги в бюджет, но также и пени, и штрафы. Однако она имеет право обжаловать решение налогового органа в судебном порядке.

Кроме того, ликвидируемое юридическое лицо должно также урегулировать все вопросы с внебюджетными фондами — Фондом занятости, ФСС (Фондом социального страхования), Пенсионным фондом. Каждая из указанных организаций имеет право назначить свою проверку деятельности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.

Выявление дебиторской задолженности

Для того чтобы у компании были деньги на удовлетворение требований кредиторов, ей необходимо взыскать задолженность со своих должников. С этой целью ликвидационная комиссия проводит претензионную и судебную работу с ними. Вместе с тем, она не имеет право требовать выплаты по обязательствам, срок исполнения по которым ещё не наступил. Также ликвидируемая компания должна провести сверку расчетов с каждым из должников.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

По истечении двух месяцев с момента опубликования объявления о начале ликвидации, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланc. Законодательство не устанавливает форму промежуточного ликвидационного баланса, поэтому как правило он составляется по форме обычного бухгалтерского баланса. К этому времени уже известны все кредиторы юридического лица. В промежуточном ликвидационном балансе отражаются данные обо всем имуществе организации, а также о заявленных требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения. Правом утверждения промежуточного ликвидационного баланса обладают учредители (участники) юридического лица или иной орган, принявший решение о его ликвидации.

Как и в остальных случаях, об этом шаге необходимо сообщить в регистрирующий (налоговый) орган. С этой целью подается Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме, утверждённой Правительством РФ. Одновременно подается и сам промежуточный ликвидационный баланс. Налоговый орган, в свою очередь, вносит запись о его утверждении в ЕГРЮЛ и выдает ликвидируемой организации соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.

Инвентаризация

В процессе ликвидации юридического лица также проводится инвентаризация его имущества и (или) обязательств. Данное мероприятие осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Погашение требований кредиторов. Очередность

После выездной налоговой проверки ликвидационная комиссия должна приступить к выплатам кредиторам. Гражданский кодекс РФ устанавливает очередность, в которой это следует делать.

К кредиторам первой очереди относятся те, перед которыми у ликвидируемой компании есть обязательства, возникшие из причинения вреда жизни и здоровью, а также морального вреда.

Ко второй очереди относятся кредиторы, которым ликвидируемая компания должна выплатить выходные пособия и задолженности по зарплате, а также вознаграждения по авторскому праву.

К кредиторам третьей очереди относятся бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды.

К кредиторам четвёртой очереди относятся все остальные лица, перед которыми у ликвидируемой организации имеются денежные или имущественные обязательства.

Очередность погашения требований соблюдается вне зависимости от того, хватит ли денег на всех кредиторов или нет.

Если денежных средств на счетах ликвидируемой компании не хватает для удовлетворения всех требований кредиторов, ликвидационная комиссия принимает меры по их получению. В том числе и посредством продажи имущества ликвидируемой компании. Его реализация осуществляется в порядке, предусмотренном учредительными документами ликвидируемого юридического лица. Исключение составляют лишь случаи принудительной ликвидации. Там имущество продается с публичных торгов в порядке, установленном законодательством РФ. Реализации подлежит любое принадлежащее ликвидируемой компании имущество, за исключением имущества, находящегося в залоге, арендованного имущества и личного имущества работников организации.

В случае если меры по продаже имущества не помогли, и денежных средств для удовлетворения всех требований кредиторов все равно не хватает, ликвидационная комиссия должна будет обратиться в суд с заявлением о признании юридического лица несостоятельным (банкротом). В случае удовлетворения такого заявления, дальнейшая ликвидация компании будет проходить по правилам, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Если же суд отказал в открытии процедуры банкротства, за отсутствием денежных средств для сопровождения процедуры, то дальнейших действий ликвидации предприятия законодатель не предусмотрел.

Составление ликвидационного баланса

Удовлетворив все требования кредиторов, ликвидационная комиссия приступает к составлению ликвидационного баланса по унифицированной форме № 1 по ОКУД. Данный документ мало чем отличается от обычного квартального баланса. Утверждается он учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица и в необходимых случаях согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом.

Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица

Пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что моментом завершения ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Именно с этой даты юридическое лицо прекращает своё существование.

Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется на основании следующих документов:

  1. Заявление о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица по форме № Р16001, утверждённой Правительством РФ. Данный документ подается в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. О порядке заполнения указанного заявления подробно написано в Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утв. Приказом МНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@.
  2. Ликвидационный баланс.
  3. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
  4. Документы, установленные подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Данный перечень является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов: справки об отсутствии задолженности из налогового органа, о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и так далее, является незаконным. В то же время, подписывая заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, заявитель тем самым подтверждает, что все расчеты с кредиторами завершены и порядок ликвидации был соблюден.

В случае если нет оснований для отказа в государственной регистрации, налоговый орган в течение пяти рабочих дней должен внести в Единый государственный реестр юридического лица запись о ликвидации данной организации и выдать представителям ликвидированной компании свидетельство по установленной форме, а также выписку из ЕГРЮЛ.

Основания для отказа в регистрации в связи с ликвидацией юридического лица

Существует несколько оснований для отказа в регистрации в связи с ликвидацией юридического лица:

  • Несоблюдение срока, установленного в законе, для подачи требований кредиторов. Иными словами регистрирующий (налоговый) орган откажет в регистрации в случае, если заявление об этом будет подано до истечения двухмесячного срока со дня опубликования объявления о ликвидации.
  • Если не погашены все долги ликвидируемой организации.

Дополнительные способы ликвидации

  • Ликвидация путём реорганизации (слияние, поглощение, преобразование) влечёт за собой прекращение существовавшего ранее юридического лица. Но при собственно ликвидации неисполненные обязательства погашаются и не подлежат дальнейшему исполнению. При реорганизации происходит правопреемство и погашения неисполненных на момент реорганизации обязательств не происходит. Все обязательства переходят к правопреемнику, которому надлежит их исполнять наравне со своими собственными.

> См. также

  • Дивестиции

Оставьте комментарий