ФЗ о профилактике несовершеннолетних

Рахметов Саттар Муканович,

главный научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор

Абраева Райхангуль Асановна,

ведущий эксперт Научно-исследовательского центра «Молодежь»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Преступником человек не рождается, а становится. Причем будущий преступник формируется в основном в несовершеннолетнем возрасте. Поэтому состояние и уровень преступности в стране зависит от того, каково состояние преступности несовершеннолетних, как ведется профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних составляет значительную часть преступности по стране. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2012 году составила 6,0 %, в 2013 году — 4,7 %. Здесь не учтены деяния, за совершение которых установлена уголовная ответственность с 14 и с 16 лет, совершенные несовершеннолетними, не достигшими указанных возрастных критерий наступления уголовной ответственности. Поэтомуследуетсчитать,чтореальноеколичество случаев совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний, за которые уголовным законодательством предусмотрена ответственность, гораздо больше тех, которые учтены в приведенных выше статистических данных.

При оценке состояния преступности несовершеннолетних необходимо учитывать высокий уровень ее латентности, связанной с тем, что значительная часть преступного поведения несовершеннолетних рассматривается окружающими и потерпевшими как проявление озорства, незрелости и шалости, поэтому

по ним не возбуждаются уголовные дела в связи с отсутствием заявлений потерпевших . Например, довольно распространенными являются такие действия подростков, как нанесение побоев, отбирание вещей, денег у других подростков. В соответствии с уголовным законодательством отбирание вещей, денег у других подростков независимо от стоимости отобранной вещи или суммы денег квалифицируется как грабеж (при условии достижения подростком к моменту совершения преступления, предусмотренного частью 1 ст. 178 УК 16- летнего возраста, а по частям 2, 3 и 4 ст. 178 УК — 14 — летнего возраста).

В 2013 году было зарегистрировано 5311 преступлений, совершенных несовершеннолетними . Из них тяжких — 1179, что составляет 22,2% от общего числа совершенных несовершеннолетними преступлений, особо тяжких — 83, что составляет 1,56% от общего числа совершенных несовершеннолетними преступлений . То есть почти каждое четвертое преступление, совершенное несовершеннолетними, относится к числу тяжких или особо тяжких.

В структуре преступности несовершеннолетних более двух трети (77,52%) составляют преступления против собственности. Из числа преступлений против собственности кражи составляют 61,28 %, грабеж — 24,531 %, разбой -2,72 %, вымогательство — 3,67 %, неправомерное завладение автомобилем или иным транспорт-

ным средством без цели хищения (угон) — 3,98%.

Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что несовершеннолетние чаще всего совершают корыстные преступления, из которых наиболее часто совершаются кражи (каждые три из пяти), а также грабежи (каждое четвертое преступление).

Довольно часто несовершеннолетними совершаются преступления против личности. Несовершеннолетними совершено 292 преступления против личности, в том числе 66 убийств, причинено умышленных тяжких телесных повреждений 75 лицам, телесных повреждений средней тяжести — 32 лицам. Изнасилования совершили 40 несовершеннолетних.

Общественная опасность преступлений несовершеннолетних усугубляется тем, что значительная часть преступлений совершается с использованием подростками оружия (огнестрельного или холодного), а также иных предметов, с помощью которых причиняется вред здоровью или смерть потерпевшему. Наиболее распространенным является использование ножей, травматического оружия.

Особое место в структуре преступности несовершеннолетних занимает хулиганство. В 2013 году зарегистрировано в Республике Казахстан 756 случаев совершения несовершеннолетними хулиганства (это составляет одно из пяти преступлений, совершенных несовершеннолетними, по частоте совершения занимает третье место после кражи и грабежа). Большинство хулиганских действий несовершеннолетних сопровождаются причинением вреда здоровью другого лица, поэтому их можно рассматривать не только как посягательства на общественный порядок, но и как насильственные посягательства на личность.

Из числа зарегистрированных в 2013 году преступлений, по которым установлены виновные, несовершеннолетними в возрасте с 14 до 16 лет совершено 1118 преступлений, что составляет 1,09%; несовершеннолетними в возрасте с 16 до 18 лет совершено 4180 преступлений, что составляет 4,07%; молодыми людьми в возрасте с 18 до 21 года совершено 11862 преступления, что составляет 11,56%; в возрасте с 21 до 29 лет — 38668 преступлений, что составляет 37,7%. Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что наиболее активными в молодежной среде по частоте совершения преступлений являются лица в возрасте от 21 до 29 лет, затем следует лица в возрасте с 18 до 21

года, затем — несовершеннолетние в возрасте с 16 до 18 лет.

Из числа привлеченных в 2013 году к уголовной ответственности 2040 несовершеннолетних 547- женского пола, что составляет 26,81 %, не работавших и не учившихся 1015, что составляет 49,75% .

Согласно проведенным криминологическим исследованиям люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности.

Общественная опасность преступлений в значительной степени зависит от того, в одиночку или в группе совершены эти деяния. В 2013 году 2837 преступлений совершено несовершеннолетними в группе. Из приведенных данных видно, что доля групповых преступлений в преступности несовершеннолетних значительно выше, чем аналогичный показатель преступности взрослых, и составляет примерно 53,42%. Если исходить из оценки негативных социальных последствий, которые реально переживает общество в результате противоправных действий, совершаемых группой несовершеннолетних, то эти последствия значительнее, чем последствия от действий преступника-одиночки. Именно групповые преступления несовершеннолетних отличаются наибольшей жестокостью.

Значительное количество преступлений совершается несовершеннолетними с участием взрослых. Из числа групповых преступлении 1015 совершено в смешанной со взрослыми группе, что составляет 35,77% из числа групповых преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Преступность несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер из-за их возрастных, психологических и иных личностных особенностей. Для несовершеннолетних -это в большей степени норма, чем отклонение от нее.

По мотиву совершения наиболее распространенными являются преступления, совершаемые несовершеннолетними с корыстным или сексуальным мотивом, с проявлением же стоко сти, агрессивно сти, эгоизма, подражания, самоутверждения, из чувства солидарности и др.

Успех профилактической деятельности во многом зависит от того, насколько всесторонне и глубоко изучена личность несовершеннолетнего преступника.

К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих преступления, относятся и существенные деформации их нравственных и ценностных ориентации. Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом. По уровню образования несовершеннолетние правонарушители несколько отстают от сверстников. Низкий уровень успеваемости в школе в основном имеет место у правонарушителей из-за отсутствия прилежания. Это приводит к снижению интереса к учебе, к систематическим пропускам занятий.

Бесцельное времяпрепровождение формирует у подростков-правонарушителей соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Из-за искаженного развития потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.

Из-за недостаточной организации досуга свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей оказывается достаточно много. В то же время согласно результатам отдельных исследований, чем больше у подростка свободного времени, тем выше вероятность совершения им правонарушений. Именно в досуговой сфере подростки совершают большинство преступлений.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. Профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних должна быть направлена на искоренение у подростков отрицательных свойств, связанных со стремлением нажиться любым, в том числе преступным путем, а также на воспитание у них уважительного отношения к другим членам нашего общества, научить уважать жизнь и здоровье человека как высшую ценность в нашем обществе.

Основными причинами преступности несовершеннолетних являются неудовлетворительные условия воспитания детей в семьях, чрезмерная занятость женщин-матерей, работающих на производстве и вынужденных

одновременно нести тяготы бытового устройства семьи и воспитания детей при крайней недостаточности детских учреждений, недостаточность учреждений внешкольного и дошкольного воспитания, невысокий уровень материального благо-состояния значительной части населения, прежде всего одиноких и малообеспеченных многодетных матерей, слабая подготовка кадров, ведущих воспитательную работу во многих школах и других детских учреждениях, неудовлетворительная работа комиссий по делам несовершеннолетних, недостатки в работе правоохранительных органов (прежде всего МВД) в вопросах предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика — система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Однако, наряду с этим, в предупреждении преступлений, совершаемых указанной категорией нашей страны, есть особенности, обусловленные отличием несовершеннолетних от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

Для повышения эффективности мер предупреждения преступности несовершеннолетних необходима их координация. В настоящее время такая координация отсутствует из-за несовершенства законодательства нашей страны в этой части.

Для устранения указанного недостатка необходимо внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности». В частности, в ст. 4 указанного Закона в числе основных задач государственных органов в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовер-шеннолетних указывается координация деятельности юридических лиц по

предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. Однако в тексте этого Закона следовало бы возложить данную функцию конкретным государственным органам, так как из-за неопределенности содержания нормы ст.4 указанного выше Закона координирующая роль в деятельности юридических лиц по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних за конкретным государственным органом не установлена. Поэтому в нашей стране, по-существу, отсутствует координация в указанной деятельности, которая играет важную роль для повышения эффективности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждения детской безнадзорности и беспризорности. Предлагаем дополнить ст. 7 Закона Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», положением о том, что к компетенции Правительства Республики Казахстан относится также координация деятельности юридических лиц по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних на территории Республики Казахстан. Часть третью статьи 8 указанного выше Закона следует дополнить положением о том, что на местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы) возлагается обязанность по координации деятельности юридических лиц по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних на закрепленной терри-тории. В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию.

Из приведенных выше статистических данных можно сделать вывод о том, что наибольшая часть уголовных правонарушений, совершаемых подростками, носят корыстный характер. Это свидетельствует об издержках воспитания в семье. Большинство подростков и молодых людей считают оправданным любой способ добычи материальных ценностей, денежных средств, в том числе и противоправным путем. Поэтому ежегодно подростками и молодыми людьми совершаются тысячи преступлений

против собственности: кражи, грабежи, разбои, вымогательство, мошенничество, угоны транспортных средств и др.

Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления.

Родители за воспитание в семье подростка-правонарушителя практически не несут никакой ответственности. В нашей стране есть семьи, в которых выросло по несколько детей-преступников, терроризирующих население. Имеются семьи, в которых три-четыре члена семьи имеют судимость (в основном глава семьи, братья).

К сожалению, в большинстве неблагополучных семей родители не имеют навыков воспитания своих детей, знаний основ педагогики. Большинство родителей считают, что воспитание ребенка — это личное дело родителей. Они не понимают и многие не хотят понимать, что каждый родитель должен нести определенную ответственность перед обществом за неправильное воспитание своих детей, в результате чего несовершеннолетние, встав на преступный путь, причиняют вред (материальный, моральный, физический) окружающим — жителям Казахстана.

Поэтому родители должны знать, что воспитание детей — это не личное дело каждого родителя, оно является делом общественным. Но это положение должно быть закреплено в законодательных актах. В частности, предлагаем часть вторую ст. 2 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» дополнить пунктом 9 следующего содержания: «личной ответственности каждого родителя за содержание, воспитание своих несовершеннолетних детей».

Такое дополнение перечня принципов брачно-семейное законодательства Республики Казахстан будет направлено на повышение ответственности родителей за воспитание своих детей, а это одновременно будет способствовать профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, сокращению детской преступности в нашей стране. Такое дополнение будет соответствовать конституционному положению о том, что забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей (ст. 27 Конституции Республики Казахстан).

Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. В.Н. Зырянов пишет, что «едва ли не каждое первое совершенное подростком преступление становится возможным исключительно благодаря вовлекательским действиям взрослого (около 90 процентов)» . К сожалению, ст. 131 Уголовного кодекса Республики Казахстан (ст. 132 нового УК РК), предусматривающая ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, применяется редко. Об этом свидетельствуют следующие статистические данные. В 2012 году по ст. 131 УК было зарегистрировано 54 преступления, в 2013 году — 46 . По всем зарегистрированным преступлениям уголовное дело возбуждалось только после того, когда несовершеннолетний правонарушитель, будучи вовлеченным взрослым в преступную деятельность, совершил совместно с ним преступление. Лицо, вовлекающее несовершеннолетнего в преступную деятельность, до совершения подростком преступления остается безнаказанным и продолжает свое преступное воздействие на подростка до тех пор, пока подросток не окажется привлеченным к уголовной ответственности.

Одной их основных задач государственных органов в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, установленных в ст. 4 Закона Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», является выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений или антиобщественных действий. Эту задачу органы внутренних дел нашей страны выполняют не в полной мере.

Чтобы повысить предупредительный потенциал ст. 131 УК, необходимо своевременно, до того момента, когда подросток станет уголовным правонарушителем, выявлять лицо, вовлекающее его в совершение уголовных правонарушений. В выявлении таких лиц могут сыграть большую роль родители подростков, преподаватели школ, участковые, сотрудники ОВД, непосредственно закрепленные за школами.

Одним из действенных средств профилактики правонарушений несовершеннолетних явля-

ется организация их досуга. Необходимо максимально охватить подростков различными спортивными секциями, кружками, работающими бесплатно. Важно, чтобы в них работали квалифицированные специалисты, имеющие педагогическое образование. Для обеспечения этой работы необходимо внести изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты Республики Казахстан.

Эту задачу в состоянии выполнить акиматы. Причем одной из обязанностей акимов всех уровней должна быть определена работа с несовершеннолетними: оказание им помощи в трудоустройстве, организация досуга, предупреждение правонарушений. Для реализации этого предложения требуется дополнить ст. 27 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» пунктами:

12-1) обеспечивает проведение государственной политики в области профилактики правонарушений и повышения эффективности противодействия преступности;

12-2) координирует работу с несовершеннолетними по оказанию им помощи в трудоустройстве, организации досуга, предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних;

16-3) образует комиссию по делам несовершеннолетних области, города республиканского значения, столицы, определяет ее состав и координирует ее деятельность.

Также предлагаем дополнить ст. 31 указанного выше Закона пунктами:

14-2) обеспечивает проведение государственной политики в области профилактики правонарушений и повышения эффективности противодействия преступности;

14-4) координирует работу с несовершеннолетними и молодежью по оказанию им помощи в трудоустройстве, организации досуга, предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних;

14-5) образует комиссию по делам несовершеннолетних района, города, поселка, определяет ее состав и координирует ее деятельность.

В заключении следует отметить, что своевременное и качественное выполнение указанных выше мер предупреждения преступности будет способствовать сокращению преступности несовершеннолетних, что в свою очередь приведет к сокращению преступности в целом по стране.

Список литературы

1. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. — Алматы, 2007. С. 85.

2. Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Раздел 2. Сведения о возрастном составе лиц, совершивших преступления за 12 месяцев 2013 года.

3. Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Раздел 7. Сведения о несовершеннолетних, совершивших преступления за 12 месяцев 2013 года.

5. Зырянов В.Н. Попустительство по службе, совершаемое в правоохранительной сфере (уголовно-правовая оценка, проблемные ситуации в законодательстве и правоприменительной практике и пути их решения). Ставрополь: СГУ, 1999. С.96.

6. Сведения о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2012 года и за 12 месяцев 2013 года.

Мацалада кзмелетке толмагандардыц цылмыстылыгын талдау жэне ол цылмыстардъщ алдын алу мэселелеры царалган.

Тушн свздер: Цылмыстыц кодекс, юмелетке жетпегендердщ цылмыстылыгы, цылмыстылыц-тыц себеб1, цылмыстылыцтыц алдын алу, тэрбиелеу, зацнаманы жетыд1ру.

В статье анализируются причины преступности несовершеннолетних, сформулированы меры их предупреждения.

Ключевые слова: Уголовный кодекс, преступность несовершеннолетних, причины преступности, предупреждение преступности, воспитание, совершенствование законодательства.

Keywords: Criminal Code, juvenile crime, the causes of crime, crime prevention, education, improvement of the legislation.

Саттар Муканулы Рахметов,

КР Зацнама институты ^ылмыстьщ, ^ылмыстьщ ю жYргiзу, ^ылмыстьщ ащару зацнамасы жэне сот сараптамасы бeлiмшщ бас гылыми ^ызметкер^ з.г.д., профессор

Райхан^л Асанкызы Абраева,

«Молодежь» гылыми-зерттеу орталыгыныц жетекшi сарапшысы

Кэмелетке толмаFандар кылмыстыльныныц алдын алуды реттейтш ^азакстан Республикасы зацнамасын жетщщрудщ кейбiр мэселелерi

Рахметов Саттар Муканович,

главный научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, д.ю.н., профессор

Абраева Райхангуль Асановна,

ведущий эксперт Научно-исследовательского центра «Молодежь»

Некоторые вопросы совершенствования законодательства Республики Казахстан о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Rakhmetov Sattar Mukanovich,

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

24 июня 1999 года N 120-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года
Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы

Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы

Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

Статья 8.1. Применение мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 9. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона

Статья 10. Контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Глава II. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Статья 12. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания

Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

Статья 14. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 15. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа

Статья 16. Органы опеки и попечительства

Статья 17. Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи

Статья 18. Органы управления здравоохранением и медицинские организации

Статья 19. Органы службы занятости

Статья 20. Органы внутренних дел

Статья 21. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

Статья 22. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

Статья 23. Иные подразделения органов внутренних дел

Статья 23.1. Учреждения уголовно-исполнительной системы

Статья 23.2. Утратила силу

Статья 24. Другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 25. Финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 25.1. Порядок осуществления деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций

Глава III. Производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

Статья 26. Основания и порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

Статья 27. Порядок направления в суд материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

Статья 28. Порядок рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

Статья 29. Порядок направления копий постановления судьи и иных материалов

Статья 30. Порядок принесения жалобы, представления на постановление судьи и порядок рассмотрения жалобы, представления на постановление судьи

Статья 31. Органы и учреждения, исполняющие постановление судьи

Глава III.1. Рассмотрение материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

Статья 31.1. Порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

Статья 31.2. Порядок и сроки рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

Статья 31.3. Принесение жалобы, представления на постановление судьи и исполнение постановления судьи

Глава IV. Заключительные положения

Статья 32. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Статья 33. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Принят Государственной Думой 14 июня 2018 года

Одобрен Советом Федерации 20 июня 2018 года

Статья 1

1) в подпункте 5 пункта 1 статьи 5 слова «меры административного взыскания» заменить словами «мер административной ответственности»;

2) в абзаце восьмом пункта 2 статьи 8 слова «несовершеннолетних, находящихся» заменить словами «несовершеннолетних и лиц, достигших возраста восемнадцати лет, находящихся»;

3) в абзаце третьем пункта 2 статьи 81 слово «исключение» заменить словом «отчисление»;

4) в статье 9:

а) в пункте 2:

в подпункте 5 слово «совершивших» заменить словами «в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили»;

дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

«9) орган службы занятости — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» случаях и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве.»;

б) в пункте 4 слова «Должностные лица, родители несовершеннолетних или иные их законные представители» заменить словами «Родители или иные законные представители несовершеннолетних, должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

5) в статье 11:

а) в пункте 2:

подпункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иные вопросы, связанные с их обучением;»;

в подпункте 4 слова «трудовом и» исключить, после слов «в помощи государства,» дополнить словами «оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия),»;

дополнить подпунктом 7 следующего содержания:

«7) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.»;

б) дополнить пунктом 22 следующего содержания:

«22. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.»;

6) в статье 15:

а) в пункте 2:

в абзаце первом слова «уставами указанных учреждений или положениями о них» заменить словами «законодательством Российской Федерации и уставами указанных учреждений»;

подпункт 1 изложить в следующей редакции:

«1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, а также согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет;»;

б) в пункте 7:

в абзаце втором слова «и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения,» заменить словами «, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения и»;

в абзаце четвертом слова «представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения» заменить словами «представления администрации учреждения, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения,», слова «заключения администрации учреждения и комиссии» заменить словами «заключения администрации учреждения, согласованного с комиссией»;

в абзаце пятом слова «и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» заменить словами «, согласованное с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав,»;

в абзаце седьмом слова «и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения» заменить словами «, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения,»;

в) в пункте 9:

в абзаце первом слова «уставом указанного учреждения или положением о нем» заменить словами «законодательством Российской Федерации и уставом указанного учреждения»;

подпункт 1 дополнить словами «; ограничение в пользовании средствами сотовой (мобильной) связи, в том числе в доступе к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не приводящее к ограничению либо лишению контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями»;

абзац первый подпункта 4 изложить в следующей редакции:

«4) готовит мотивированное представление или заключение в суд по месту нахождения указанного учреждения, подлежащие согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, по вопросам:»;

г) пункт 12 изложить в следующей редакции:

«12. Порядок организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.»;

7) в статье 26:

а) в абзаце втором пункта 1 слово «воспитательного» исключить;

б) в пункте 4 слово «воспитательного» исключить;

8) в подпункте 2 пункта 5 статьи 28 слово «воспитательного» исключить;

9) в подпункте 3 статьи 31 слово «воспитательного» исключить.

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) следующие изменения:

1) часть 9 статьи 22 изложить в следующей редакции:

«9. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».»;

2) часть 12 статьи 66 признать утратившей силу.

Статья 3

Признать утратившими силу:

1) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1967, N 23, ст. 536);

2) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 января 1969 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1969, N 4, ст. 89);

3) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1971 года «О внесении изменений и дополнений в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и в Положение о наблюдательных комиссиях» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, N 22, ст. 433);

4) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 ноября 1972 года «О внесении изменений в Положения о товарищеских судах, о комиссиях по делам несовершеннолетних и о наблюдательных комиссиях» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1972, N 51, ст. 1209);

5) пункт 6 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 29, ст. 782);

6) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 года «О внесении изменений и дополнений в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 12, ст. 259);

7) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 года N 1527-XI «О внесении изменений и дополнений в положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и об общественных воспитателях несовершеннолетних» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1400);

8) Закон Российской Федерации от 25 февраля 1993 года N 4549-I «О внесении изменений в Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР», Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» и Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 12, ст. 429).

Статья 4

Общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением» и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением» должны быть переименованы соответственно в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальное учебно-воспитательное учреждение» и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальное учебно-воспитательное учреждение» не позднее 1 января 2019 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса. (п. 1 в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ) 2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. (п. 2 в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ) 3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Оставьте комментарий