Где посмотреть декларации чиновников

В пятницу вечером Кремль, правительство, сенаторы и депутаты отчитались о своих доходах. Самый большой доход из них задекларировал рыбный магнат из Совета Федерации Валерий Пономарев Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Доходы в Кремле

Президент России Владимир Путин в 2018 году заработал 8,648 млн руб. За год его доход уменьшился в два раза. В собственности у президента две квартиры (77 и 153,7 кв. м), гараж и гаражное место (по 18 кв. м), автомобили ГАЗ-М21, «Нива» и автоприцеп «Скиф».

Самый большой доход в администрации президента задекларировал полпред в Приволжском федеральном округе, бывший глава «Роскосмоса» и АвтоВАЗа Игорь Комаров — 657,278 млн руб. У него в собственности пять земельных участков, жилой дом (2498 кв. м) и квартира (117,7 кв. м). Комаров с 2015 года по май 2018-го возглавлял госкорпорацию «Роскосмос». Его доход за 2016 год составил 96,3 млн руб. В полпредстве объясняли рост дохода Комарова доходом от продажи автомобиля Lada Largus (200 тыс. руб.) и ценных бумаг АвтоВАЗа (618,1 млн руб.).

На втором месте по доходам среди чиновников Кремля — первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко — 66,6 млн руб., получивший в два раза больше, чем в 2017 году.

Жена пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, олимпийская чемпионка по фигурному катанию Татьяна Навка сохранила лидерство в списке самых богатых супругов кремлевских чиновников. Ее доход составил 218,6 млн руб. Годом ранее Навка заработала 200,3 млн руб. Из декларации Навки исчезли Lexus RX 350 и квартира в США. «Квартира была в ипотеке. Теперь она продана, и банк вернул свои деньги», — пояснил РБК Дмитрий Песков. Он уточнил, что квартира была продана по цене ипотеки и дохода от ее продажи нет.

Доходы правительства

Премьер Дмитрий Медведев за 2018 год заработал 9,917 млн руб. В его декларации также указаны квартира площадью 367,8 кв. м, автомобили ГАЗ-20 и ГАЗ-21. Кроме того, в аренде у премьера есть земельный участок площадью 4,7 тыс. кв. м. Жена главы правительства Светлана Медведева в 2018-м не заработала ничего, как и в 2016 и 2017 годах. У нее в собственности Volkswagen Golf и два машино-места.

После смены правительства совокупный доход семей членов российского правительства снизился за год на 63%: с 5 млрд руб. в 2017 году до 1,87 млрд руб. Средний доход семьи министра сократился до 58 млн руб. с 158 млн руб. Персональные доходы министров (без учета доходов членов семей) в среднем составили 51,4 млн руб. (годом ранее — 144 млн руб.).

В первой пятерке по доходам среди членов правительства — вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев (538 млн руб.), министр промышленности Денис Мантуров (443 млн руб.) и министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев (184 млн руб.), министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин (47,5 млн руб.) и министр культуры Владимир Мединский (41,9 млн руб.). Представитель Трутнева сообщил РБК, что доходы чиновника «были сформированы за счет продажи принадлежащего вице-премьеру недвижимого имущества, а также в результате продажи ценных бумаг, находившихся в доверительном управлении».

Самый низкий доход — у министра по делам Северного Кавказа Сергея Чеботарева (6,1 млн руб.).

Доходы сенаторов и депутатов

Наибольший доход среди членов верхней палаты задекларировали «рыбные магнаты». На первом месте представитель Камчатского края и совладелец «Океанрыбфлота», одного из крупнейших рыбопромышленных предприятий региона, Валерий Пономарев с доходом 2,345 млрд руб. В 2017 году он получил 1,8 млрд руб. Пономарев владеет тремя квартирами общей площадью более 500 кв. м, пятью машино-местами, тремя нежилыми помещениями и четырьмя автомобилями. В автопарке сенатора — Bentley Bentayga W12, Bentley Arnage R, Ferrari F430 и ГАЗ-21 «Волга».

С пятого на второе место поднялся представитель Карелии Игорь Зубарев с 564,4 млн руб. Бывший председатель Союза рыбопромышленников Карелии увеличил свой заработок в полтора раза по сравнению с 2017 годом. За ним в рейтинге богатейших сенаторов следует второй представитель Камчатского края в Совфеде Борис Невзоров. Он получил доход 489 млн руб., его жена — 37,4 млн. По сравнению с 2017 годом сенатор увеличил доход в полтора раза.

Пономарев в течение нескольких лет был самым богатым из членов верхней палаты, пока в 2017 году его не обогнал представитель Дагестана Сулейман Керимов. В прошлом году Керимов, которому во Франции предъявили обвинения в уклонении от уплаты налогов, заработал 37,15 млн руб. Это в 74 раза меньше, чем в 2017 году.

Депутатом с самым высоким доходом снова стал единоросс Григорий Аникеев. Основатель ABI Group (занимается мясопереработкой и девелопментом) задекларировал доход 2,326 млрд руб. Это на 2 млрд руб. меньше его годового дохода в 2017 году. Единоросс Николай Борцов сохранил вторую позицию в списке, отчитавшись о годовом доходе в размере 988,5 млн руб. Это меньше, чем годом ранее — тогда он указал 1,1 млрд руб. Третье место снова занял Леонид Симановский (424,3 млн руб.).
Спикер верхней палаты Валентина Матвиенко заработала 15 млн руб. Ее доход на 7 млн меньше, чем годом ранее. Также она задекларировала два дачных участка общей площадью 6,4 тыс. кв. м (в 2017 году их было три), дачу, квартиру площадью 290 кв. м, машино-место, три нежилых здания и один объект незавершенного строительства. Матвиенко продала автомобиль Chevrolet Niva, который декларировала в 2017 году.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин отчитался о доходе в размере 71,7 млн руб. Это на 39% больше заработанного им годом ранее. Володин задекларировал земельный участок под дачное строительство площадью 0,83 га, жилой дом (989 кв. м), два гостевых дома, квартиру, машино-место, несколько нежилых хозяйственных построек. В пользовании у председателя нижней палаты земельный участок 0,11 га.

«В большинстве случаев ошибки при заполнении декларации связаны с невнимательностью, — отмечают в минтруде. — Часто допускают ошибки на титульном листе, некорректно указывают наименования антикоррупционного подразделения, путают адрес собственной регистрации. Частый случай, когда сообщают о собственности на дачу, приводят данные о доме, а об участке забывают».

Если ошибка в декларации связана с желанием сокрыть преступный доход, это дело правоохранительных органов. Но в большинстве случаев речь идет именно о ляпах.

Другой распространенный источник ошибок связан с банковскими счетами, добавляют в минтруде. Люди смотрят информацию об остатке средств в sms-сообщениях от банка, а не в выписке. Из-за этого при проверке случаются несовпадения сумм, на которые обращают внимание борцы с коррупцией.

Декларанты часто путают должности, род занятий и места работы супругов, забывают о проданной год назад машине, сдаваемых в аренду квартирах, ошибаются при указании места нахождения своей недвижимости, перечисляет юрист Оксана Обухова.

В большинстве случаев неверные и неполные данные в декларациях — не злой умысел, а ляпы

«Забывают указать или путают детали обязательств по займам и кредитам, особенно оформленных кем-то из членов семьи, — продолжает она. — Хотя положено указывать каждое обязательство финансового характера на сумму от 500 тыс. рублей, где должником или кредитором выступает сам чиновник или его родственники».

Не каждая ошибка, допущенная в декларации, может привести к серьезным последствиям, напоминает юрист и медиатор Юрий Капштык. Не последует серьезного наказания, если величина ошибки составила менее 20% годового дохода семьи госслужащего. Не считаются существенным сокрытие данных о счетах, на которых лежит менее 10 тыс. рублей, неуказание в декларации дохода от продажи автомобиля дешевле 300 тыс. рублей.

«Если декларант своевременно обнаружил ошибку и подал уточняющие сведения, то его никто к ответственности не привлечет, равно как и за ошибки, из которых нельзя усмотреть какие-либо коррупционные признаки, — добавляет партнер юридической компании a.t.Legal Александр Павловский. — Умышленное искажение декларации может привести к проверкам, привлечению к дисциплинарной и даже уголовной ответственности, а также изъятию незадекларированного имущества».

Чтобы помочь заполнять декларации, минтруд ежегодно обновляет методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, отмечают в ведомстве. И рекомендуют для безупречного заполнения анкеты внимательно их изучить, а также скрупулезно переписывать данные с оригиналов всех документов о собственности, зарплате и имуществе.

Общество 29 сентября 2019 года в 08:04 573

Интервью заместителя начальника отдела кадров и безопасности УФНС России по Смоленской области А.А. Блохина.

— Андрей Александрович, Национальным Планом противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378, ставится ряд задач, выполнение которых должно привести к снижению коррупции. Как решаются они в региональных налоговых органах?

— Понятно, что профессия налоговика находится в зоне риска. Более всего он присутствует в работе тех, кто непосредственно взаимодействует с налогоплательщиком, выполняет проверяющие или контролирующие функции. Задача кадровой службы – повышение эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов, строгий контроль за соблюдением федеральными государственными гражданскими служащими ограничений, запретов и требований к служебному поведению в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Эти вопросы отслеживает и специальная комиссия, в состав которой входят не только сотрудники государственного органа, но и представители научных и образовательных организаций, деятельность которых связана с государственной службой, Общественного совета при Управлении. В этом году ею рассмотрены персональные дела четырех государственных гражданских служащих, допустивших нарушение антикоррупционного законодательства.

— Информация о фактах была получена по телефону доверия?

— Из деклараций госслужащих. В данных случаях речь идет о представлении неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Мы досконально изучили обстоятельства совершенных проступков, все смягчающие и отягчающее обстоятельства, и приняли решение рекомендовать руководителю Управления в двух случаях применить к государственным служащим меры дисциплинарного воздействия. Попутно поясню, что комиссия по соблюдению федеральными государственными гражданскими служащими ограничений, запретов и требований к служебному поведению в связи с исполнением ими должностных обязанностей не рассматривает проступки, которые можно квалифицировать как уголовное преступление или административное нарушение. Это прерогатива соответствующих органов.

— Какие коррупционные факторы в зоне особого внимания вашего отдела?

— Одно перечисление всего того, чего нельзя допускать государственным служащим, займет немало времени. Только прямых запретов, связанных с прохождением гражданской службы, семнадцать (ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). И это по одному из законов, регулирующих деятельность в сфере противодействия коррупции. Работе в этом направлении отдел кадров и безопасности уделяет значимую часть своей деятельности. Но большая часть сил направлена на анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, ежегодно представляемых всеми государственными служащими налоговых органов. Соответствие расходов доходам кардинально отсекает возможность легализовать средства, полученные коррупционным путем, поэтому предоставление неполных или недостоверных сведений уже образует самостоятельный состав нарушения, вне зависимости от того, с целью сокрытия «левых» доходов или по невнимательности, в связи с легкомысленным отношением к данному вопросу произошла ошибка.

— Много деклараций налоговиков ставится под сомнение?

— В этом году при анализе сведений, представленных государственными служащими за 2018 год, в 47 случаях пришлось более тщательно рассматривать сложившуюся ситуацию. В основном потому, что в одних обнаружены сведения, не соответствующие данным, имеющимся в наших базах, в других – информации, представленной государственными служащими в предыдущие периоды.

— Случаи представления заведомо недостоверных сведений были?

— Нет. В 40,4% случаев допущенные ошибки можно отнести к техническим опискам (запятая перенесена на порядок, сведения переписаны не из той строки полученной справки или разнесены не в тот столбец, ошибка при копировании с предыдущего периода и т.д.). В 29,8% случаях государственные служащие вносили сведения в соответствии с данными, полученными ими в уполномоченных организациях. Например, с выпиской по счету, предоставленной банком. Если сведения в ней содержали неточность, она, естественно, попадала и в справку государственному служащему. В соответствии с рекомендациями Министерства труда и социального развития РФ в таких случаях нельзя привлекать государственного служащего к дисциплинарной ответственности. Еще в 9 случаях неточность была устранена представлением в установленный законом срок уточняющих справок, что так же исключает наказание. В оставшихся 12 случаях сведения, представленные государственными служащими, нужно признать не полными. Однако для единообразного применения закона Минтруд России разработал рекомендации, в которых разграничил нарушения: несущественные, малозначительные, существенные. При выявлении последних государственный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия. Выявленные нами нарушения относятся к разряду несущественных.

— Первое, что напрашивается: как коррупционный проступок может быть несущественным?

— Судите сами. Реальный случай для примера: в своей справке государственный служащий не отразил счет, открытый в одном из банков 14.03.2011. Данный факт однозначно указывает, что сведения в документе являются недостоверными. Опрошенный государственный служащий пояснил, что в 2011 году в отделении банка действительно брал кредит. В 2014 году он был погашен. Было написано заявление на закрытие счета. В справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011, 2012, 2013 и 2014 годы данный счет отражался. Добросовестно полагал, что счет закрыт и не подлежит отражению в справке за 2018 год. Да и согласно предоставленной выписке из банка остаток на счете нулевой, движения средств по счету в отчетном году не осуществлялось. Считаю в данном случае справедливой позицию Минтруда России, которое предлагает такие нарушения относить к несущественным проступкам, при отсутствии отягчающих обстоятельств и наличии смягчающих (совершено впервые, положительная характеристика и др.) не применять меры дисциплинарного воздействия.

— Поддерживаю. Понятно, что немало ограничений и запретов касается и непосредственной деятельности госслужащего. А если работа не связана со служебной деятельностью?

— Многие знают, что госслужащему нельзя получать доход от предпринимательской деятельности. Но ему можно заниматься педагогической, творческой, научной работой. Однако даже за неправильно оформленное право можно получить взыскание. В законе закреплено, что государственный гражданский служащий имеет право осуществлять иную оплачиваемую работу, в случае если не возникает конфликта интересов, но с предварительным уведомлением представителя нанимателя. Для предотвращения возможных коррупционных проявлений анализируется не только выполнение ограничений, запретов и требований, но и правильность реализации прав.

Некоторые ограничения распространяются на гражданина и после увольнения с государственной службы. В течение двух лет без согласия комиссии ему нельзя устроиться на работу в организацию, в отношении которой он выполнял функции государственного управления. Контроль за соблюдением этого ограничения также лежит на работниках кадровой службы.

— Как при столь жестких условиях не стать случайной жертвой антикоррупционной борьбы?

— Помнить, что законодательство — постоянно развивающийся механизм. Незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности. В региональных налоговых органах на постоянной основе проводится правовое воспитание государственных служащих, в ходе которого изучаются новеллы и освежаются в памяти давно принятые постулаты.

— На какую помощь со стороны налогоплательщиков вы рассчитываете?

— В первую очередь, на гражданское самосознание, понимание того, что без взяткодателя нет и взяточника. Их обоюдные действия и есть коррупция.

Во-вторых, напоминаю о том, что в каждой инспекции установлен специальный ящик для приема сообщений, работает телефон доверия Управления (4812)35-87-40.

Что касается сокращения коррупционных рисков при получении госуслуг, то Федеральной налоговой службой проводится модернизация самого подхода работы с налогоплательщиками. С каждым годом расширяется перечень услуг, которые можно получить без «живого» контакта с человеком. Через сайт налогового органа www.nalog.ru можно запросить необходимый документ, представить отчетность, получить разъяснение. Это само по себе исключает коррупционную составляющую. Открыть личный кабинет налогоплательщика также становится все проще.

— Давайте возвратимся к вопросу информирования кадровой службы о случаях правонарушений в налоговых органах. Сколько сообщений о коррупции в этом году поступило от обеспокоенных граждан?

— В 2019 году сообщений о коррупционных нарушениях сотрудников налоговых органов не поступало. Надеюсь, что это отчасти является и следствием хорошей работы кадровой службы налоговых органов в регионе.

Пресс-служба Управления ФНС по Смоленской области

Оставьте комментарий