ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
9 декабря 2013 г. № 1051
Об утверждении Основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 27 ноября 2006 года «О гражданской обороне» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления реализации государственной политики в области гражданской обороны.
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Премьер-министр Республики Беларусь |
М.Мясникович |
|
УТВЕРЖДЕНО Постановление 09.12.2013 № 1051 |
Основные направления реализации государственной политики в области гражданской обороны
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Гражданская оборона является неотъемлемой функцией государства и составной частью оборонных мероприятий по обеспечению национальной безопасности страны.
Созданные в соответствии с Законом Республики Беларусь от 27 ноября 2006 года «О гражданской обороне» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 201, 2/1280) органы управления и силы гражданской обороны готовы к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В современных условиях характер и способы решения международных конфликтов с применением военной силы, а также методы ведения вооруженной борьбы меняются. Все более распространенными становятся военно-силовые акции, в ходе которых для поражения выбираются важнейшие объекты экономики, элементы систем жизнеобеспечения, транспортных коммуникаций, связи и информатизации, что приводит к гуманитарным катастрофам.
Резкое возрастание числа техногенных катастроф и стихийных бедствий обусловливает общемировую тенденцию пересмотра государствами концепций гражданской обороны с ориентацией их на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в мирное время.
В Республике Беларусь вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время решаются в рамках функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций посредством деятельности соответствующих координирующих органов и органов управления по чрезвычайным ситуациям, а в военное время защитные мероприятия выполняются силами и средствами гражданской обороны.
В результате проводимой работы по совершенствованию гражданской обороны и государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций унифицированы подходы к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, основные из которых заключаются в следующем:
организационные, инженерные (технические) и другие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, выполняются заблаговременно;
система управления выполнением защитных мероприятий в мирное и военное время создана по административно-территориальному и отраслевому принципам;
защита населения и территорий базируется на общих принципах, в том числе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ одними и теми же органами управления, силами и средствами;
для ликвидации чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, используются ресурсы соответствующих резервов;
в условиях мирного времени и ведения военных действий функционирует единая система доведения сигналов оповещения до населения;
подготовка руководящего состава, специалистов и населения проводится по единым программам;
для укрытия населения при чрезвычайных ситуациях и опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, применяются сооружения двойного назначения наряду с защитными объектами гражданской обороны.
Наличие общих черт в структуре и функционировании гражданской обороны и государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций позволяет рассматривать возможность создания единой системы реализации защитных мероприятий как в мирное, так и в военное время – государственной системы гражданской защиты*.
______________________________
*Для целей настоящих Основных направлений под гражданской защитой понимается комплекс мероприятий по подготовке к защите и защите населения, окружающей среды, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В условиях возрастания внешних и внутренних угроз национальным интересам Республики Беларусь основными факторами, определяющими государственную политику в области безопасности жизнедеятельности населения, являются:
сохраняющееся стремление ряда стран решать политические задачи и утверждать свои позиции силовыми методами в форме вооруженного конфликта или инцидента;
изменение характера вооруженной борьбы и использование оружия, созданного на основе искусственного интеллекта, нанотехнологий, новых физических принципов, а также роботизированных комплексов и оружия, снижение вероятности применения на территории Республики Беларусь оружия массового поражения;
незаконное распространение (перемещение) радиоактивных, химических, биологических и других опасных веществ и материалов;
климатические изменения и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду, каскадный характер развития чрезвычайных ситуаций в природно-техногенной сфере;
тенденция к снижению уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
износ технологического оборудования на потенциально опасных объектах;
применение информационных технологий в управлении важнейшими объектами жизнеобеспечения.
ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Целью реализации государственной политики в области гражданской обороны (далее, если не предусмотрено иное, – государственная политика) является обеспечение защищенности личности, общества, государства от чрезвычайных ситуаций и опасностей военного времени.
Реализация основывается на следующих принципах:
законность;
обеспечение безопасности жизнедеятельности населения;
оперативность и соразмерность мер по нейтрализации поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий;
учет социально-экономического развития общества, военно-политической обстановки и стратегического планирования;
научная обоснованность;
достаточность и финансово-экономическая целесообразность проводимых мероприятий;
заблаговременность выполнения мероприятий по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Достижение баланса интересов личности, общества, государства в области безопасности жизнедеятельности населения возможно за счет реализации основных направлений государственной политики в сферах гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их интеграции и формирования государственной системы гражданской защиты.
Определены следующие основные направления реализации государственной политики в сферах, обозначенных в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 276, 1/12080):
Направление 1. В политической сфере – совершенствование и укрепление действенного механизма защиты населения и территории Республики Беларусь от чрезвычайных ситуаций и опасностей мирного и военного времени.
Задачи:
создание государственной системы гражданской защиты и подготовка нормативных правовых актов о ее функционировании;
развитие международной договорно-правовой базы о сотрудничестве в области гражданской защиты;
дальнейшее углубление отношений с международными организациями и объединениями (Организация Объединенных Наций, Содружество Независимых Государств, Организация Договора о коллективной безопасности, Международный технический комитет по предотвращению и тушению пожаров, Международная организация гражданской обороны, Организация по запрещению химического оружия, Организация Североатлантического договора в рамках программы «Партнерство ради мира» и другие) на основе совпадающих интересов в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения.
Направление 2. В экономической сфере – обеспечение устойчивого функционирования организаций.
Задачи:
техническое переоснащение и реконструкция производств, замена оборудования и технических устройств, отработавших нормативные сроки эксплуатации;
создание необходимых объемов резервов энергоресурсов, сырья, комплектующих изделий и материалов для обеспечения бесперебойной работы объектов, а также для быстрейшего их восстановления в случае нарушения функционирования;
совершенствование требований к обеспечению безопасности функционирования организаций;
создание и функционирование аварийно-спасательных служб на объектах организаций, необходимых для работы экономики, и объектах инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность населения.
Направление 3. В научно-технологической сфере – осуществление научно-технической деятельности, направленной на решение проблем безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, формирование и развитие системы научных знаний в области гражданской защиты.
Задачи:
реализация государственных программ научных исследований и государственных научно-технических программ в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
внедрение современных и перспективных образцов специального оборудования и техники, средств и технологий предупреждения и ликвидации аварий и катастроф, а также создание нормативно-методической базы в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы подготовки специалистов аварийно-спасательных служб и научных кадров в области гражданской защиты.
Направление 4. В социальной сфере – формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения.
Задачи:
обязательное изучение основ культуры безопасности жизнедеятельности в системе дошкольного и общего среднего образования, а также вопросов гражданской защиты обучающимися в системе профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;
формирование у населения потребности в самовоспитании и самообразовании в области безопасности жизнедеятельности путем проведения агитационных и пропагандистских мероприятий;
разработка и развитие научно-методического обеспечения образования в сфере гражданской защиты, использование передовых технологий в соответствующем направлении деятельности;
обучение различных групп населения по вопросам гражданской защиты, в том числе путем создания региональных центров обучения.
Направление 5. В демографической сфере – предупреждение гибели и травматизма населения.
Задачи:
вовлечение в проведение мероприятий по предупреждению гибели людей от чрезвычайных ситуаций широких слоев населения и общественности, создание обстановки нетерпимости к пьянству, пренебрежительному отношению к безопасности;
развитие и поощрение добровольческого движения в обучении людей безопасному поведению;
повышение качества надзорной деятельности, ответственности руководителей всех уровней за создание безопасных условий жизнедеятельности населения.
Направление 6. В информационной сфере – совершенствование информационно-управляющей системы.
Задачи:
внедрение современных информационных технологий в управление силами и средствами гражданской защиты, использование их для создания дополнительных возможностей оповещения населения;
внедрение новых образцов автоматизированной системы централизованного оповещения населения, организаций и государственных органов с завершением создания локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов;
совершенствование механизмов информационной поддержки принятия управленческих решений при ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечении гражданской защиты;
эффективное информационное обеспечение государственной политики в области гражданской защиты, в том числе с обязательным размещением социальной рекламы на телевидении и радиовещании, коллективных и индивидуальных средствах отображения информации, в глобальной компьютерной сети Интернет.
Направление 7. В военной сфере – совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Задачи:
оптимизация номенклатуры и объемов накопления средств индивидуальной защиты;
формирование мобильного резерва средств индивидуальной защиты и порядка его задействования;
вовлечение в хозяйственный оборот защитных сооружений в целях поддержания их в готовности по предназначению;
развитие строительства сооружений двойного назначения;
обеспечение готовности к действию сил и средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для выполнения мероприятий гражданской защиты;
совершенствование взаимодействия органов управления и сил гражданской защиты и территориальной обороны при решении поставленных задач.
Направление 8. В экологической сфере – обеспечение защиты жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенного воздействия, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного характера.
Задачи:
дальнейшая реабилитация и возрождение пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС территорий Республики Беларусь;
обеспечение безопасной эксплуатации потенциально опасных объектов, снижение объемов аварийно, химически опасных веществ в производстве;
рациональное размещение производственных фондов на территории Республики Беларусь с учетом возможных чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий;
оптимизация логистических механизмов транспортировки опасных грузов по территории республики;
дальнейшая поэтапная ликвидация мест захоронения опасных отходов.
ГЛАВА 4
ВЫПОЛНЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Выполнение основных направлений реализации государственной политики осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности государственных органов, подчиненных и (или) подотчетных Президенту Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций и граждан на основе законодательства Республики Беларусь с учетом статьи 33 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1518).
Правительство Республики Беларусь обеспечивает и через Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет координацию деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций по выполнению основных направлений реализации государственной политики в соответствии с ежегодными организационно-методическими указаниями Премьер-министра Республики Беларусь.
Руководители государственных органов, подчиненных и (или) подотчетных Президенту Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций обеспечивают в пределах своих полномочий проведение мероприятий по основным направлениям реализации государственной политики и несут персональную ответственность за их осуществление.
Выполнение основных направлений реализации государственной политики предусматривается за счет:
средств республиканского и местных бюджетов, выделяемых на содержание органов государственного управления и иных организаций, участвующих в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
средств, выделяемых для реализации международных, отраслевых, территориальных и научно-технических программ и проектов, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения;
собственных средств организаций, принимающих участие в реализации государственной политики в области гражданской защиты;