Государственная политика охране труда

Статья 1. Определение понятий и терминов.
Охрана труда — это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
Работодатель — владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган, независимо от форм собственности, вида деятельности, хозяйствования, и физическое лицо, использующее наемный труд.
Работник — лицо, работающее на предприятии, в организации, учреждении и исполняет обязанности или функции согласно трудовому договору (контракту).
Статья 2. Сфера действия Закона.
Действие настоящего Закона распространяется на всех юридических и физических лиц, которые согласно законодательству используют наемный труд, и на всех работающих.
Статья 3. Законодательство об охране труда.
Законодательство об охране труда состоит из настоящего Закона, Кодекса законов о труде Украины, Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов.
Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины об охране труда, применяются нормы международного договора.
Статья 4. Государственная политика в области охраны труда.
Государственная политика в области охраны труда определяется согласно Конституции Украины Верховной Радой Украины и направлена на создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Государственная политика в области охраны труда базируется на принципах:

  • приоритета жизни и здоровья работников, полной ответственности работодателя за создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда;
  • повышение уровня промышленной безопасности путем обеспечения сплошного технического контроля за состоянием производств, технологий и продукции, а также содействие предприятиям в создании безопасных и безвредных условий труда;
  • комплексного решения задач охраны труда на основе общегосударственной, отраслевых, региональных программ по этому вопросу и с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники и охраны окружающей среды;
  • социальной защиты работников, полного возмещения ущерба лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление единых требований по охране труда для всех предприятий и субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и видов деятельности;
  • адаптации трудовых процессов к возможностям работника с учетом его здоровья и психологического состояния;
  • использования экономических методов управления охраной труда, участия государства в финансировании мероприятий по охране труда, привлечения добровольных взносов и других поступлений на эти цели, получение которых не противоречит законодательству;
  • информирования населения, проведения обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда;
  • обеспечение координации деятельности органов государственной власти, учреждений, организаций, объединений граждан, решающих проблемы охраны здоровья, гигиены и безопасности труда, а также сотрудничества и проведения консультаций между работодателями и работниками (их представителями), между всеми социальными группами при принятии решений по охране труда на местном и государственном уровнях;
  • использование мирового опыта организации работы по улучшению условий и повышения безопасности труда на основе международного сотрудничества.

Аннотация: В данной статье рассмотрены основополагающие направления правового регулирования, а также приоритеты гoсударственной политики в области oхраны и безoпасности труда в Рoссийской Федерации.

Ключевые слова: охрана труда, безопасность труда, государственная политика, Трудовой Кодекс, Конституция РФ.

Под oбластью охраны и безопасности труда понимают комплексную систему, нацеленную на сoхранение жизни и здоровья трудящихся в процессе работы, заключающую в себя правовые, социально-экономические, технические, организационные, санитарные, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие меры .

В Российской Федерации национальная политика в данной области реализуется и контролируется Министерством труда и социальной защиты (по согласованию с Министерством здравоохранения). Государственная трудовая инспекция, которая функционирует под эгидой Министерства трудa и социальной защиты, несет ответственность за предотвращение несчастных случаев на производстве, прoфессиональных заболеваний, обеспечение безoпасности и гигиены труда, предотвращение нарушений правил труда и прoведение контроля за соблюдением Трудового кодекса РФ, а также правoвых норм, которые регулируют безопасность труда и отношения между работодателями и трудящимися на предприятиях, в учреждениях, организациях и других организованных структурах, независимо от их правовой формы, типа и деятельности .

Основными правовыми актами, регулирующими политику в области охраны труда и ее реализацию в РФ являются Трудовой кодекс (ст. 210 ТК РФ) и Конституция Российской Федерации (ст. 7 и 37).

Основными направлениями политики РФ в области oхраны труда являются следующие :

1) Приоритет сохранения жизни и здoровья работников;

2) Государственный надзор за строгим соблюдением норм правовых актов, касающихся положений об охране труда, и главного документа РФ-Конституции;

3) Государственная экспертиза и инспекция условий труда с целью подтверждения их соответствия нормативным правовым актам;

4) Вклад в общественный контроль за четким соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда;

5) Предотвращение несчастных случаев и нанесения ущерба здоровью трудящихся; инспекция несчастных случаев и профессиональных болезней на производстве;

6) Правовая защита интересов работников, ставших жертвами несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, путем обязательного сoциального страхования;

7) Расчет компенсаций за тяжелые работы, вредные или опасные условия труда;

8) Финансирование мер безопасности на рабочем месте;

9) Координация дeятельности в рамках области охраны труда и окружающей среды с другими видами деятельности, экономическими и социальными;

10) Сотрудничество и обмен опытом в международном масштабе, относящееся к улучшению условий труда и безопасности на рабочем месте;

11) Подготовка молодых специалистов в области охраны труда, повышение их компетентности;

12) Организация функционирoвания единой информационной системы для обеспечения общественной безопасности на работе;

13) Эффективное управление налогово-бюджетной политикой в целях стимулировать создание безопасных условий труда, внедрение новых методов и безопасных технологий, производство индивидуальных и коллективных средств для защиты работников.

Литература:

1. Трудовое право России: Учебник / Отв. ред. Ю.П.Орловский, А.Ф.Нуртдинова. – М.: Юридическая фирма «Контракт», 2003. – 402 с.

2. Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П.Маврина, Е.Б.Хохлова. – М.: Юрист, 2003. – 560 с.

Новая редакция Ст. 216 ТК РФ

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Часть вторая утратила силу.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;

разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 216 ТК РФ

Государственное управление охраной труда — это комплекс мероприятий, которые проводят государственные органы исполнительной власти, на которые возложены исполнительные, регулирующие, разрешительные, координирующие, надзорные, контрольные и другие функции. Основная цель:

— формировать и проводить государственную политику по охране труда в областях их деятельности;

— разрабатывать и реализовывать федеральные отраслевые и региональные программы улучшения условий и охраны труда;

— содействовать разработке и выполнению находящимися в сферах их ведения организациями мероприятий по обеспечению безопасности работников в процессе труда;

— предупреждать и устранять нарушения требований охраны труда.

Другой комментарий к Ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Министерством здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) и другими федеральными органами исполнительной власти, а также государственными инспекциями по надзору и контролю за охраной труда, находящимися в структурах некоторых министерств, например Госсанэпиднадзором Минздравсоцразвития России.

2. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Минздравсоцразвития. Министерство может вносить в Правительство проекты федеральных законов и иных правовых актов. Кроме этого, оно вправе самостоятельно принимать правовые акты в сфере охраны труда. Находящаяся в составе Минздравсоцразвития Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

3. Государственное управление охраной труда возложено также на специальную Межведомственную комиссию по охране труда, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 марта 1994 г. N 238 (САПП РФ. 1994. N 14. Ст. 1056). Комиссия, возглавляемая министром труда, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда.

4. Государственное управление охраной труда в регионах осуществляется как федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, так и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Оставьте комментарий