Государственное задание

С 1 января 2011 года начнет действовать новый порядок формирования государственных заданий в отношении федеральных государственных учреждений. Он определен постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671. ГОСЗАДАНИЕ КАК СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ Нововведения были необходимы, так как с нового года начинается реформа государственных и муниципальных учреждений. Один из ее важных моментов — то, что государство существенным образом ограничивает свои финансовые обязательства по отношению к бюджетным учреждениям, порядок их финансирования будет иным.
Постановление Правительства РФ № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — постановление № 671) конкретизирует механизм госфинансирования деятельности всех трех возможных типов государственных учреждений: бюджетных, автономных и казенных.
Так, бюджетные учреждения будут получать средства из бюджета в рамках госзадания. В остальном их деятельность, как и деятельность автономных учреждений, должна строиться на основе инициативы, предприимчивости. И только в отношении казенных учреждений государство сохраняет свои финансовые обязательства. По сути, в плане финансовой стабильности казенные учреждения пришли на смену бюджетным. Сроки утверждения задания
Государственное задание составляется при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЗАДАНИЕ Положение, утвержденное постановлением № 671, устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания на оказание услуг федеральными бюджетными и казенными учреждениями. Так, госзадание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения. В задании прописываются показатели, характеризующие качество, объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения). Если задание предусматривает оказание нескольких услуг (работ), то оно формируется из нескольких разделов. Каждый из них должен содержать соответствующие условия. Аналогично формируется задание, предусматривающее как оказание услуг, так и выполнение работ: оно будет состоять из двух частей. То есть требования к оказываемой услуге будут прописаны отдельно и отдельно оговорены запросы к выполняемым работам. Форма госзадания приведена в приложении к постановлению № 671.
В отношении федеральных казенных учреждений госзадание формируется главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся эти учреждения. В отношении федеральных бюджетных учреждений — федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), которые выполняют функции и полномочия учредителя. Сведения о размещении госзаданий (за исключением сведений, составляющих гостайну), а также отчетов об их исполнении публикуются в интернете. ВЫДЕЛЕНИЕ ДЕНЕГ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСЗАДАНИЯ Пункт 9 Положения указывает, что финансирование выполнения госзадания происходит в виде субсидирования. При этом пересмотреть объем субсидии можно, только если изменено само госзадание. Согласно пункту 10 Положения, размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание госуслуг и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов по данному имуществу. В отношении имущества, сдаваемого в аренду, субсидия не выделяется.
Нормативные затраты на оказание госуслуги учитывают:
1) нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги;
2) нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества учреждения).
В свою очередь нормативные затраты на содержание имущества федерального бюджетного учреждения рассчитываются с учетом расходов:
— на потребление электроэнергии в размере 10 процентов от общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату данного вида коммунальных платежей;
— на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов от общего объема затрат учреждения на оплату этого вида коммунальных платежей;
— на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральным бюджетным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных учреждению учредителем.
Об этом сказано в пункте 13 Положения. Суммы субсидии перечисляются на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному бюджетному учреждению (п. 14 Положения). Контроль выполнения госзадания
Согласно пункту 16 Положения, контроль за выполнением федеральными казенными учреждениями госзаданий возложен на главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся данные учреждения.
Контроль за выполнением государственных заданий федеральными бюджетными учреждениями реализуют федеральные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя (п. 17 Положения). Статья напечатана в журнале «Учет в бюджетных учреждениях» №11, ноябрь 2010 г.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Изменения в формировании государственного задания

Репин А., эксперт журнала

Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 9/2018

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 19.07.2018 № 49.

Согласно ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления соответственно в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Напомним, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Основная деятельность бюджетного учреждения – та, ради которой оно и было создано, – ведется согласно государственному (муниципальному) заданию, которое формируется и утверждается его учредителем (ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Исходя из ст. 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Порядок формирования задания и финансового обеспечения его выполнения определяется (ч. 7 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях):

  • Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных учреждений;

  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;

  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Порядок формирования государственных заданий в отношении федеральных бюджетных учреждений регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 40 (далее – Положение № 40).

Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального государственного учреждения, с учетом его предложений, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ, возможностей учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения им госзадания в отчетном финансовом году.

Задание должно включать (п. 3 Положения № 40):

  • показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы);

  • определение категорий физических и (или) юридических лиц –
    потребителей соответствующих услуг (работ);

  • предельные цены (тарифы) на оплату услуг (работ) физическими или юридическими лицами (если законодательством РФ пре-
    дусмотрено их оказание (выполнение) на платной основе в рамках государственного задания) либо порядок установления указанных цен в случаях, определенных законодательством РФ;

  • сведения о контроле за выполнением госзадания и требования к отчетности.

Кроме того, в государственном задании могут быть отражены допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных показателей качества и (или) объема, если иное не предусмотрено федеральным законом, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение в отношении государственного задания или его части.

Согласно п. 4 Положения № 40 госзадание, не содержащее сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, формируется в виде электронного документа в установленном порядке в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» в том числе посредством информационного взаимодействия с иными информационными системами федеральных органов исполнительной власти (государственных органов), осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных учреждений, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Комментируемым Постановлением Правительства РФ от 19.07.2018 № 49 (далее – Постановление № 49) внесен ряд изменений в Положение № 40.

Базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги.

Напомним, что при составлении госзадания объем его финансового обеспечения должен рассчитываться на основании (п. 11 Положения № 40):

  • нормативных затрат на оказание государственной услуги;

  • нормативных затрат, связанных с выполнением работ;

  • затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на эти цели, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование);

  • затрат на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения.

Базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из базового норматива:

  • затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги;

  • затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

Базовый норматив затрат рассчитывается исходя из затрат, необходимых для оказания государственной услуги, с соблюдением показателей качества ее оказания, а также показателей, отражающих отраслевую специфику государственной услуги (содержание, условия (формы) ее оказания), установленных в общероссийском базовом перечне и (или) федеральном перечне (показатели отраслевой специфики), отраслевой корректирующий коэффициент при которых принимает значение, равное 1.

Постановлением № 49 уточнено, что при формировании базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, следует учитывать включаемые в базовый норматив затраты на приобретение материальных запасов и движимого имущества, как отнесенного, так и не отнесенного к особо ценному движимому имуществу. Напомним, что ранее в составе затрат на приобретение материальных запасов и движимого имущества, включаемых в базовый норматив, особо ценное движимое имущество не учитывалось.

Также указано, что затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе оказания государственной услуги (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе оказания услуги), с учетом срока их полезного использования включаются в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, если указанные затраты не включены в состав затрат, предусмотренных пп. «б» п. 19 Положения № 40.

Кроме того, согласно новой редакции п. 18 Положения № 40 при определении базового норматива затрат в части затрат, обозначенных в п. 19 данного положения, применяются нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленные нормативными правовыми актами РФ (в том числе правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности), межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами оказания государственных услуг в установленной сфере (стандарты услуги).

Базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

Согласно п. 20 Положения № 40 в базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги включаются:

  • затраты на предоставление коммунальных услуг;

  • затраты на содержание объектов недвижимого имущества, а также затраты на аренду указанного имущества;

  • затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, а также затраты на его аренду;

  • затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов), с учетом срока их полезного использования;

  • затраты на приобретение услуг связи;

  • затраты на приобретение транспортных услуг;

  • затраты на оплату труда работников (денежное довольствие военнослужащих), которые не принимают непосредственное участие в оказании государственной услуги, и начисления на выплаты по оплате труда таких работников;

  • затраты на прочие общехозяйственные нужды.

С учетом изменений, внесенных в п. 18 Положения № 40, указанные затраты устанавливаются по видам исходя из нормативов потребления, определяемых на основании стандартов услуги, или на основе усреднения показателей деятельности федерального государственного учреждения, которое имеет минимальный объем таких затрат на оказание единицы государственной услуги в установленной сфере, или на основе медианного значения по федеральным государственным учреждениям, оказывающим государственную услугу в установленной сфере деятельности, в соответствии с общими требованиями.

Напомним, что ранее данный норматив определялся исключительно на основании стандартов услуги – норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, предусмотренных правовыми актами РФ (в том числе правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности), межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами оказания государственных услуг в установленной сфере.

Расчет нормативных затрат, связанных с выполнением работ.

Расчет таких затрат следует производить при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания начиная с задания на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Порядок их определения устанавливается учредителем. В нормативные затраты на выполнение работ включаются в том числе:

  • затраты на оплату труда работников (денежное довольствие военнослужащих), непосредственно связанных с выполнением работ, и начисления на выплаты по оплате труда таких работников;

  • затраты на приобретение материальных запасов и движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не отнесенного к особо ценному движимому имуществу и используемого в процессе выполнения работ, с учетом срока полезного использования, а также на аренду указанного имущества (применяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания начиная с задания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов). Постановлением № 49 уточнено, что в нормативные затраты на выполнение работ включаются затраты на приобретение материальных запасов и движимого имущества (основных средств и нематериальных активов) вне зависимости от того, относится ли оно к особо ценному движимому имуществу;

  • затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе выполнения работ (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе выполнения работ), с учетом срока их полезного использования (могут быть включены в нормативные затраты на выполнение работ по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, начиная с государственного задания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов). Постановлением № 49 предусмотрено, что такие затраты включаются в нормативные затраты на выполнение работ в случае, если они не отнесены к затратам, обозначенным в пп. «б» п. 29 Положения № 40;

  • иные расходы, непосредственно связанные с выполнением работ;

  • затраты на оплату коммунальных услуг;

  • затраты на содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания, а также затраты на аренду указанного имущества;

  • затраты на содержание особо ценного движимого имущества и имущества, необходимого для выполнения государственного задания, а также затраты на аренду данного имущества;

  • затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов), с учетом срока полезного использования (включаются в нормативные затраты на выполнение работ по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);

  • затраты на приобретение услуг связи;

  • затраты на приобретение транспортных услуг;

  • затраты на оплату труда работников (денежное довольствие военнослужащих), которые не принимают непосредственное участие в выполнении работ, и начисления на выплаты по оплате труда таких работников, включая административно-управленческий персонал;

  • затраты на прочие общехозяйственные нужды.

Порядок определения нормативных затрат.

В силу новой редакции п. 31 Положения № 40 при определении нормативных затрат на выполнение работ применяются показатели материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работ, по видам затрат исходя из нормативов их потребления, установленных нормативными правовыми актами РФ, межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами выполнения работ в установленной сфере, или на основе усреднения показателей деятельности федерального государственного учреждения, которое имеет минимальный объем указанных затрат на выполнение работ в установленной сфере, или на основе медианного значения по федеральным государственным учреждениям, выполняющим работы в установленной сфере деятельности, в порядке, предусмотренном абз. 1 п. 28 Положения № 40.

Напомним, что в настоящее время при определении нормативных затрат на выполнение работ применяются показатели материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работ, которые закреплены нормативными правовыми актами РФ, межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами выполнения работ в установленной сфере.

* * *

В заключение отметим, что изменения, внесенные в Положение № 40 Постановлением № 49, следует применять при формировании государственного задания и расчете объема финансового обеспечения его выполнения начиная с государственного задания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Оставьте комментарий