Граждане потребители коммунальной услуги по электроснабжению

Введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей, которые не являются пользователями коммунальной услуги по энергоснабжению и (или) не осуществляющих предпринимательскую деятельность, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств осуществляется в следующем порядке:

а) при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за 2 расчетных периода вводится частичное ограничение режима потребления, если для этого имеется техническая возможность. При этом не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого частичного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении частичного ограничения режима потребления в случае непогашения им образовавшейся задолженности в определенный в уведомлении срок;

б) при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за 3 расчетных периода вводится полное ограничение режима потребления. При этом не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения полного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления в случае непогашения им в полном объеме образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 00 часов которого этот гражданин-потребитель должен ввести полное ограничение режима своего потребления;

в) если задолженность не погашена в указанный в уведомлении о планируемом введении полного ограничения режима потребления срок и гражданин-потребитель не вводит полное ограничение режима своего потребления самостоятельно, то исполнитель (субисполнитель) вводит ограничение режима потребления такого гражданина-потребителя со своего центра питания либо путем отсоединения энергопринимающих устройств гражданина-потребителя от электрической сети.

Введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг раздел XI Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354

ЖКХ Московской области / горячая линия: сообщайте о нарушениях в ЖКХ

Редакция интернет-портала «ЖКХРУ.РФ» готова ответить на ваши вопросы и оказать помощь в решении юридических и организационных вопросов, касающихся улучшения ЖКХ, деятельности Товариществ собствеников жилья и управляющих компаний ЖКХ. Надеемся быть полезными в деле благоустройства столичного региона и улучшения жизни его жителей.

Управление многоквартирным домом

Что входит в состав общего имущества многоквартирного дома? В состав общего имущества МКД включаются:

  1. помещения общего пользования: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и вентиляционные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи;
  2. крыши;
  3. ограждающие несущие конструкции: фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий и балконов, несущие колонны;
  4. ограждающие ненесущие конструкции, обслуживающие более одного помещения: окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты;
  5. механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одного помещения (квартиры): системы холодного и горячего водоснабжения, в состав которых входят стояки, отключающие устройства, запорно-регулировочные краны, коллективные (общедомовые) приборы учёта холодной и горячей воды и т.д.;
  6. земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (границы участка определяются на основании данных государственного кадастрового учета), с элементами озеленения и благоустройства;
  7. сооружения, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного МКД: трансформаторные подстанции, тепловые пункты, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Какие бывают способы управления многоквартирным домом? Согласно Статье 161 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления:

  1. непосредственное управление собственниками помещений (общее собрание) в многоквартирном доме;
  2. товарищество собственников жилья (ТСЖ) либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
  3. управляющая организация (компания).

Каждый из перечисленных способов управления имеет свои преимущества и недостатки. Например, выбрав управляющую компанию, собственники квартир перекладывают ответственность на УК, но частично теряют контролироль за повседневной работой по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома.

Выбирая способ непосредственного управления, собственники возлагают на себя всю полноту ответственности за управлением общим имуществом многоквартирного дома, но при этом должны полностью сами контролировать его состояние, и расходование средств на текущий и капитальный ремонт…

Какие права и обязанности у собственника квартиры в многоквартирном доме? Собственники квартир (помещени) в многоквартирном доме (МКД) обладают конкретным набором прав и обязанностей. Каждый собственник вправе владеть пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению принадлежащим ему помещением. Также, он обязан содержать принадлежащее ему имущество, и несёт риск гибели (утраты) этого имущества.

У каждого собственника есть право управления общим имуществом. Также, он обязан содержать общее имущество многоквартирного дома и нести бремя расходов, пропорциональное его доле в этом имуществе.

Подробно о правах и обязанностях собственников жилых помещений читайте в Статье 30 ЖК РФ…

Чем отличается ЖСК от ТСЖ и УК? ТСЖ – объединение собственников квартир в форме Товарищества Собственников Жилья. Отличие его от ЖСК в том, что ТСЖ объединяет собственников жилья, а ЖСК – будущих собственников, которые становятся таковыми после выплаты пая.

Управление домом осуществляется выбранным Правлением ТСЖ (ЖСК) во главе с Председателем. Правление заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями, решает вопросы содержания и ремонта общего имущества Товарищества.

ТСЖ не является коммерческой организацией, то есть не может рассчитывать на прибыль. В отличие от УК – управляющих компаний, которые являются коммерческими предприятиями и часть взносов на содержание жилья и другие услуги имеют право оставлять себе.

Чем объяснить, что ТСЖ создаются в новостройках до того, как заселяются все жильцы? Правом образования ТСЖ обладают собственники жилья. Достаточно, чтобы лицам, создающим Товарищество, принадлежало право собственности на более чем 50% площадей в новостройке, чтобы решение о создании ТСЖ соответствовало законодательству. После 23.00 отключают лифт. Председатель ЖСК отказывается разговаривать на эту тему. Что делать, к кому обращаться в такой ситуацию? Составьте акт о систематическом непредоставлении услуг совместно с соседями. Пригласите представителей Жилинспекции – они обязаны выписать представление об устранении нарушений.Пока в нашем доме проходит капремонт, хотим отремонтировать и немного «перестроить» свою квартиру. Какие изменения в квартире считаются перепланировкой?
На какие работы нужно получать разрешение в жилинспекции? Любое изменение параметров помещения или квартиры, касающееся площади и конфигурации помещений, по отношению к исходным планам БТИ, считается перепланировкой и, соответственно, требует предварительного согласования в жилищной инспекции. Наиболее распространёнными видами работ, относящихся к перепланировке, считаются:

  1. Изменение расположения стен, перегородок и дверных проемов, меняющее площадь помещений;
  2. Создание новых или изменение назначения помещений;
  3. Перенос канализационных и вентиляционных каналов, сантехники, кухонного оборудования;
  4. Изменение элементов фасада, влияющие на архитектурный облик здания…

В любом случае, прежде, чем приступать к переделке в своей квартире, создайте «эскизный проект» предполагаемых изменений и обратитесь к специалистам для оценки безопасности предполагаемой перепланировки.

С какого периода ТСЖ имеет право насчитать коммунальные платежи на новорожденного ребенка? С момента проживания или с момента регистрации? Для коммунальных ресурсов (холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения) имеют значение зарегистрированные граждане, для отопления — общая площадь квартиры. Воду, газ и электроэнергию потребляет не зарегистрированный, а действительно проживающий в жилом помещении гражданин. Если гражданин зарегистрирован, но не проживает, коммунальные услуги на него не начисляются. И наоборот.

Теплоснаюжение

Отопительный сезон длится полгода, а услуги за тепло взимаются круглый год.
Почему? Плата за отопление составляет около половины суммы всех коммунальных платежей. Если взимать плату только в отопительный сезон, коммунальные платежи в холодное время будут неподъемными. Плата за отопление «раскидывается» на весь год, чтобы платежи были приблизительно одинаковыми каждый месяц. Весь отопительный сезон в квартире было не больше 11 градусов. Но на входе в дом и подача, и «обратка» соответствуют норме. Есть ли шанс не платить за тепло вообще, ведь услуга не была оказана? Согласно Постановлению Правительства РФ N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах…» плата за отопление в таком случае не взимается вообще.

Температура на вводе в дом не имеет к вам никакого отношения — это забота поставщика и управляющей организации. В суде достаточно будет предоставить акт, в котором указаны температура в помещении и период, в течение которого эта температура имела место быть, а также сослаться на постановление № 307.

Коммунальные ресурсы

Водоснабжение

Можно ли проконтролировать общедомовой счётчик на воду. В ЖЭКе отказались предоставить показания.
Законно ли это?

Никакая управляющая компания, ЖЭК или руководство ТСЖ не имеют права скрывать показания счётчиков потребления энергоресурсов от жильцов многоквартирного дома. Это незаконно. Счетчик — элемент общего имущества, и распоряжаются им собственники, а не ЖЭК. Вы вправе подать жалобу в прокуратуру или Государственную жилищную инспекцию.

Примите к сведению: На территории Москвы излишки воды по общедомовому счётчику «раскидываются» по всем собственникам, за исключением установивших квартирные счётчики воды.

Направляйте свои вопросы

Правда ли, что из-за режима самоизоляции и угрозы распространения коронавируса гражданам разрешили не платить за услуги ЖКХ и капремонт?

— Это не так. Стопроцентная компенсация оплаты жилищно-коммунальных услуг и взносов на капремонт в Волгоградской области действует для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также приравненных к ним категорий (военнослужащих, проходивших службу в частях, не входивших в состав действующей армии в годы ВОВ, ставших инвалидами; участников боевых действий в Венгрии, Китае, в районе острова Даманский, в Северной Корее). Граждане, которые пользуются субсидиями на оплату услуг ЖКХ, получат продление льгот автоматически. Обращаться в органы соцзащиты с заявлением и документами, подтверждающими доход, не требуется.

Если нельзя выходить из дома, то как теперь оплачивать жилищно-коммунальные услуги?

— В условиях самоизоляции приоритетными остаются бесконтактные способы оплаты коммунальных услуг: по интернету или через мобильные приложения. Можно воспользоваться личным кабинетом на сайте ivc34.ru, мобильным приложением «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», личным кабинетом и мобильным приложением «Сбербанк Online», сайтом (www.pochta.ru раздел «Финансовые услуги») или мобильным приложением «Почта России». Приложения скачиваются бесплатно в Google Play или Apple Store. Провести оплату в электронном виде также можно через личный кабинет на сайте ресурсоснабжающих организаций: к примеру, ПАО «Волгоградэнергосбыт» (energosale34.ru), ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» (34regiongaz.ru) и др. Регистрация — по номеру лицевого счета. Процент за перевод не взимается. Жители, у которых не подключен интернет, отсутствует возможность установить мобильные приложения, оплатить услуги ЖКХ в отделениях Сбербанка и «Почты России», могут сделать это у почтальона. Заявку необходимо заблаговременно оставить по телефону отделения почтовой связи, обслуживающего адрес. На дом придет специалист с мобильным почтово-кассовым терминалом (МПКТ): прием платежей происходит в режиме реального времени, в подтверждение оплаты клиент получает кассовый чек.

Если я не оплатил жилищно-коммунальные услуги до 10-го числа из-за соблюдения режима самоизоляции — что мне грозит?

— Начисление пеней и ограничение предоставления коммунальных услуг в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции отменены до конца 2020 года. При этом обязанность граждан своевременно оплачивать ЖКУ сохраняется. Если гражданин по каким-то причинам испытывает сложности с дистанционной оплатой, необходимо обратиться к исполнителю коммунальных услуг и заключить соглашение о рассрочке платежа. Информацию об организации, являющейся исполнителем, можно найти в вашем платежном документе — это может быть управляющая компания, ТСЖ или ресурсоснабжающая организация.

Работают ли коммунальные аварийные службы в период режима самоизоляции?

— Все аварийные службы готовы к реагированию на любое происшествие в обычном режиме, доступны телефоны диспетчерских. По графику ведутся и плановые работы. На складах сформирован достаточный запас материалов и химреагентов.

Повлияет ли коронавирусная инфекция на сроки отопительного сезона?

— Нет, значение имеет лишь температура воздуха на улице. Сроки завершения отопительного сезона устанавливают органы местного самоуправления в соответствии с разработанными Правительством РФ Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Согласно им, отопительный период должен заканчиваться не ранее дня, следующим за пятидневным периодом, в течение которого среднесуточная температура фиксировалась выше 8 градусов Цельсия.

Что обязаны делать управляющие компании для профилактики распространения коронавируса?

— Одной из мер, направленных на профилактику распространения коронавирусной инфекции, является санитарная обработка мест общего пользования в многоквартирных домах. Помимо обычной уборки управляющие организации обязаны проводить с определенной периодичностью дезинфекцию входных групп подъездов (площадка у входа в подъезд, наружная дверь, кабина и кнопки лифта, лестничные марши и перилла, почтовые ящики, площадки, мусоропроводы). На открытых пространствах обеззараживанию подлежат лавочки и урны, детские городки. По рекомендации Роспотребнадзора управляющие организации используют дезинфицирующие средства из группы хлорактивных соединений. Такие средства разводят с водой в пропорции 1:10, чтобы исключить аллергические реакции и обеспечить быстрое выветривание вещества. Дополнительная плата за дезинфекцию с жильцов взиматься не будет: работы проводятся в рамках платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений МКД. В случае, если дезинфекция не проводится, жалуйтесь в управляющую организацию, при отсутствии реакции — в органы государственного жилищного надзора и муниципального контроля, органы местного самоуправления. Наиболее удобный способ — оставить обращение на сайте «ГИС ЖКХ» dom.gosuslugi.ru. Для создания обращения на главной странице личного кабинета следует выбрать пункт «Направить обращение или жалобу» или перейти в раздел «Обращения и ответы на них» и нажать на кнопку «Добавить обращение».

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) является одной из важнейших проблем.

В настоящее время отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются целым рядом основных нормативных правовых документов:

— Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон «О защите прав потребителей»);

— Жилищный и Гражданский кодексы Российской Федерации;

— Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»);

— Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»);

— Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее – Стандарт раскрытия информации).

Пленум Верховного суда Российской Федерации в своём постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указал, что законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях.

Закон «О защите прав потребителей» распространяется только на отношения по поводу предоставления вышеуказанными организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ).

Например, если уставом ТСЖ предусмотрена обязанность обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления этих услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель – лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (управляющая компания, ТСЖ, жилищный кооператив и т.д.).

В соответствии со статьей 4 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан потребителю оказать услугу, качество которой соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов содержат положение о том, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (качественная вода, своевременный вывоз мусора или чистка мусоропровода).

Обеспечивая качество предоставляемых потребителю услуг, исполнитель обязан обеспечить и ее безопасность (статья 7 Закона «О защите прав потребителей»). Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях её использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными (своевременный вывоз мусора или чистка мусоропровода, выполнение ремонта с использованием качественных строительных материалов и т.д.).

Кроме этого, одной из основных обязанностей исполнителя является обязанность по предоставлению полной и достоверной информации о себе и о предоставляемых услугах. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию:

— сведения об исполнителе – наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;

— адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;

— размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;

— информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;

— порядок и форма оплаты коммунальных услуг;

— показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации;

— сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;

— наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;

— в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):

— сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному или ветхому жилому фонду, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;

— информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;

— сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Кроме вышеуказанной информации, в соответствии со Стандартом раскрытия информации исполнитель обязан раскрыть следующую информацию:

— основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;

— сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

— порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

— сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

— перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;

— перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;

— сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет;

— сведения о членстве товарищества или кооператива в объединениях этих организаций с указанием их наименований и адресов, включая адрес официального сайта в сети Интернет;

— иная информация, согласно стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Надзор в сфере ЖКХ

Что касается организации контроля и надзора в сфере ЖКХ, то хотелось бы обратить внимание потребителей на вступившие в силу изменения в жилищном законодательстве. Статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493) Госжилинспекция (территориальные органы) надзирает за соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

а) обязательных требований к:

— жилым помещениям, их использованию и содержанию;

— содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

— порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

— порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;

— учету жилищного фонда;

— порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;

— определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

— управлению многоквартирными домами;

— выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

— установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

— раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

— созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;

— предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

— созданию и деятельности советов многоквартирных домов;

— определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

— обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

— деятельности специализированных некоммерческих организаций, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

— порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

— формированию фондов капитального ремонта;

б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Кроме государственного жилищного надзора Жилищный кодекс Российской Федерации закрепляет еще и муниципальный жилищный контроль.

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

При этом полномочия органов государственного и муниципального жилищного надзора (контроля) сами по себе не заменяют и не ограничивают соответствующие полномочия территориальных органов Роспотребнадзора (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) по осуществлению в жилищной сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (статья 40 Закона «О защите прав потребителей»).

В настоящее время органы Роспотребнадзора рассматривают жалобы граждан в сфере ЖКХ на:

— нарушения права потребителей на получение полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах (ст. 8 — 11 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»);

— нарушения требований (в том числе обязательных) к качеству и безопасности предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (ст. 4, 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»);

— включение в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством, в т.ч. навязывание платных дополнительных услуг, обусловливание оплаты (приобретения) одних услуг обязательной оплатой (приобретением) иных и т.д. (ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Оставьте комментарий