1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Комментарий к статье 295 Гражданского Кодекса РФ
1. Комментируемая статья, устанавливая перечень прав собственника на имущество, находящееся в хозяйственном ведении, а также закрепляя объем правомочия распоряжения самого унитарного предприятия в отношении его имущества, очерчивает общие пределы возможного поведения как собственника, так и унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в отношении указанного имущества. Тем самым определено соотношение между правами публичного собственника и унитарного предприятия на имущество, находящееся в хозяйственном ведении.
2. В соответствии с п. 1 собственник имущества:
— создает предприятие. Основанием возникновения вещных прав унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, является волеизъявление публичного собственника имущества на создание унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, т.е. единоличное решение собственника имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Так, решение об учреждении федерального государственного унитарного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов (Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» (СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074)).
Решение собственника о создании унитарного предприятия должно основываться на предписании п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях, в соответствии с которым унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения могут быть созданы, в частности, в случаях необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации, или в случаях необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства и т.д. Эта норма Закона об унитарных предприятиях, по существу, ограничивает публичного собственника в распоряжении имуществом. Поэтому создание унитарного предприятия в иных случаях, выходящих за рамки отмеченной нормы, должно расцениваться как нарушение, допущенное при создании унитарного предприятия и являющееся основанием для его ликвидации в судебном порядке в соответствии со ст. 35 Закона об унитарных предприятиях;
— определяет предмет и цели деятельности унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. В соответствии с п. 5 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях решение собственника об учреждении унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, обязательно должно определять цели и предмет деятельности данного предприятия, которые должны быть конкретизированы в его уставе. Так, собственник, определяя объем правоспособности юридического лица в указанном учредительном документе, устанавливает вид, меру и пределы возможного поведения конкретного унитарного предприятия в отношении его имущества;
— определяет состав имущества, которое передается унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. Причем п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 10 Закона об унитарных предприятиях императивно устанавливают, что особенностью процедуры государственной регистрации унитарного предприятия является предоставление в том числе сведений о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения;
— реорганизует и ликвидирует унитарное предприятие. Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия осуществляются в соответствии с ГК, гл. V Закона об унитарных предприятиях и иными федеральными законами. Ликвидация производится как по решению собственника имущества (п. 1 ст. 35 Закона об унитарных предприятиях), так и по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ст. ст. 61, 63 ГК и иными федеральными законами (п. 2 ст. 35 Закона об унитарных предприятиях). Оставшееся после расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого предприятия используется по решению собственника. В соответствии со ст. ст. 32, 33 Закона об унитарных предприятиях реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения собственника имущества, а также по решению суда (в случае банкротства);
— назначает директора (руководителя) предприятия как единоличного исполнительного органа. Правовое положение руководителя унитарного предприятия определено ст. 21 Закона об унитарных предприятиях. Назначение на должность директора (руководителя) унитарного предприятия и заключение с ним трудового договора происходят по правилам, установленным ст. ст. 56, 57, 58, 59, 275 ТК, Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373);
— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества предприятия. При этом собственник: утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества; принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Он также дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, — на совершение иных сделок. Собственнику имущества унитарного предприятия принадлежит право давать согласие в случаях, предусмотренных законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок, а также право давать согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
— имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Это право, которое нужно понимать в широком смысле, как возможность получения части прибыли от деятельности предприятия, может быть реализовано публично-правовыми (налоговыми) и гражданско-правовыми средствами. Гражданско-правовой механизм получения собственником части прибыли унитарного предприятия может устанавливаться в соответствии с законом в его уставе.
3. Собственник имущества унитарного предприятия, осуществляя предоставленные ему законом правомочия, не вправе действовать произвольно, в частности в отношении распоряжения имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения. Так, собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными (п. 40 Постановления ВС и ВАС N 6/8).
4. Пункт 2 комментируемой статьи, а также ст. 18 Закона об унитарных предприятиях определяют пределы осуществления унитарным предприятием правомочия распоряжения имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. Такие границы устанавливаются, прежде всего, в зависимости от вида имущества предприятия (движимое или недвижимое), на что указывает и судебная практика (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 декабря 2008 г. N Ф08-7177/2008). Вместе с тем согласно п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях любым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не вправе свободно распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника. Судебной практике также известны случаи, когда между собственниками унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и данными предприятиями заключались договоры, изменяющие характер и пределы правомочий, установленных п. 2 ст. 295 (т.е. унитарному предприятию предоставлялось право (согласие) на будущее самостоятельно распоряжаться тем или иным недвижимым имуществом). В соответствии с п. 39 Постановления ВС и ВАС N 6/8 условия таких договоров являются ничтожными.
По общему правилу движимым имуществом, принадлежащим унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, данный субъект распоряжается самостоятельно. Сделки по распоряжению этим имуществом могут совершаться без согласия собственника (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16 октября 2008 г. N Ф08-5686/2008). Исключение составляют случаи, специально оговоренные законом или иными нормативными правовыми актами, например п. 2 ст. 6, ст. 22 Закона об унитарных предприятиях и др.
Также п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях определяет, что недействительной признается сделка с движимым и недвижимым имуществом унитарного предприятия, хотя и не противоречащая целям и предмету деятельности данного предприятия, но лишающая его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом. Однако на практике встречаются случаи нарушения правила, установленного п. 2 ст. 295 и п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 декабря 2008 г. N Ф08-6278/2008). В подобных ситуациях, когда действия предприятия, в том числе и осуществленные в порядке требований п. 2 ст. 295 ГК, по отчуждению или предоставлению в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе предприятия, приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, соответствующие сделки являются недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК, независимо от того, совершены ли они с согласия собственника или самостоятельно предприятием (п. 9 Постановления ВАС N 8).
Судебная практика:
Собственник не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).
В соответствии со ст. 17 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли в порядке, размерах и в сроки, которые определяются уполномоченными органами собственника.
Унитарное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (ст. 18 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
См. все связанные документы >>>
1. Все перечисленные в статье права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда УП не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества.
Однако за пределами названных прав собственник или орган, уполномоченный собственником выступать от его имени, не может распоряжаться имуществом, закрепленным за УП на праве хозяйственного ведения, без его согласия (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 сентября 1992 г). В частности, собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо распоряжаться иным образом имуществом государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на изъятие такого имущества, должны признаваться недействительными (п. 40 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
2. Перечень прав собственника на имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в п. 1 комментируемой статьи и в иных законах. Закон о государственных и муниципальных предприятиях до настоящего времени не принят. Поэтому процедура реализации собственником (уполномоченным им органом) предоставленных правомочий определяется иными правовыми актами, действующими впредь до его принятия.
Собственник вправе:
а) создавать и ликвидировать предприятия, определять предмет и цели его деятельности. В соответствии с п. 15 Постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» (СА РФ. 1994. N 8. Ст. 593) решения о создании и ликвидации федеральных предприятий принимаются Правительством РФ по совместному представлению ГКИ РФ, Минэкономики РФ и федерального органа исполнительной власти (министерства, ведомства), на который возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В процессе создания предприятия одновременно решается вопрос о предмете и цели его деятельности. Решения о создании и ликвидации федеральных предприятий согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, если этого требует законодательство.
Решения о создании и ликвидации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимают органы, предусмотренные в ст. 125 ГК. Так, в соответствии с п. 1.2 Временного положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий г. Москвы, государственных учреждений г. Москвы и коммерческих организаций с участием г. Москвы от 31 октября 1995 г. N 908 учредителем вновь создаваемого УП является правительство г. Москвы. По его поручению Москомимущество выпускает соответствующее распоряжение и утверждает по согласованию с отраслевым департаментом, префектурой и Департаментом экономической политики и развития Москвы устав вновь создаваемого УП;
б) реорганизовать предприятие. Решения о реорганизации федеральных предприятий, не предусматривающие изменения формы собственности, принимаются ГКИ РФ по согласованию с министерствами, ведомствами РФ, Минэкономики РФ и (или) ГКАП РФ. Правомочия федеральных органов по преобразованию предприятий в процессе приватизации определяются законодательством о приватизации. Решения о реорганизации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимаются в соответствующем порядке;
в) назначать или освобождать от должности директора (руководителя) предприятия. Такое право в отношении руководителей федеральных УП предоставлено Правительству РФ и уполномоченным им федеральным министерствам и ведомствам. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» (Вестник ВАС РФ. 1994. N 8. С. 25) с указанными лицами должны быть заключены контракты, регулируемые гражданским законодательством. Общие требования к условиям контракта содержатся в п. 2 Указа. При этом условия контракта о социальном обеспечении руководителя не должны быть хуже тех, которые он ранее имел по трудовому законодательству.
Применительно к предприятиям, находящимся в государственной собственности субъектов РФ, см. также Типовой контракт с руководителем государственного (муниципального) унитарного предприятия, утв. Постановлением правительства г. Москвы от 31 октября 1995 г. N 908;
г) контролировать использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества. В отношении федеральных предприятий функцию такого контроля вправе осуществлять ГКИ РФ, его территориальные агентства, а также по согласованию с ГКИ РФ федеральные министерства и ведомства. При выявлении фактов неэффективного использования переданного УП имущества ГКИ РФ, а также соответствующие комитеты по управлению имуществом вправе предъявлять иски о признании сделок, нарушающих права собственника, недействительными;
д) получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Несмотря на то что данное правомочие было закреплено за собственником еще ст. 5 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» (Ведомости ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416), на практике оно широкого распространения не получило. Это, однако, не означает, что в дальнейшем собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, не будут прибегать к тому, чтобы заключать договоры (вносить в учредительные документы условия) о перечислении части прибыли в распоряжение собственника. Такие договоры не следует отождествлять с договорами между собственником и предприятием, которые могли бы ограничить право распоряжения имуществом последнего (см. коммент. к ст. 294 ГК).
3. В п. 2 комментируемой статьи содержится перечень действий, которые УП, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, не может совершить, не получив согласия на это собственника имущества. В отношении федеральных предприятий правом давать такое согласие наделены ГКИ РФ и его территориальные агентства. Они же дают его в случае создания федеральным предприятием своего дочернего предприятия (п. 7 ст. 114 ГК).
От лица субъекта РФ или муниципального образования подобное согласие вправе дать комитет по управлению имуществом субъекта РФ или комитет по управлению имуществом муниципального образования.
4. Государственное или муниципальное УП, получив в соответствии со ст. 295 ГК согласие на это от комитета по управлению имуществом, вправе выступить арендодателем закрепленного за ним недвижимого имущества. Данное положение отменяет норму Указа Президента РФ от 14 октября 1992 г. N 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданных в аренду» (Ведомости РФ. 1992. N 43. Ст. 2429), согласно которой единственным арендодателем такого имущества выступали соответствующие комитеты по управлению имуществом.
5. По общему правилу собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, по обязательствам предприятия не отвечает. Исключение составляет случай, когда собственник (уполномоченный им орган) давал УП обязательные указания или имел возможность определять его действия иным образом, что привело к признанию предприятия банкротом (п. 3 ст. 56). В этом случае на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам УП. Аналогичным образом отвечает само УП по долгам созданного им дочернего предприятия.