Содержание
Методика «ОЦЕНКА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ» (СИШОРА – ХАНИНА)
Цель :
Оценить уровень сплоченности классного коллектива.
Инструкция для школьников :
Внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите один из ответов, наиболее точно соответствующий Вашему мнению.
I. Как бы вы оценили свою принадлежность к своему классу?
1. Чувствую себя членом, частью коллектива (5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом коллектива (2).
5. «Существую» отдельно от других членов коллектива (1).
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
II.Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
1. Да, очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее бы перешел. чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего, остался бы в своем классе (4).
5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).
6. Не знаю, трудно ответить (1).
III.а) Каковы взаимоотношения между учениками в Вашем классе на уроках?
1.Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю (1)
б) На различных мероприятиях ( «огоньках», культпоходах, экскурсиях и т.п.)
1. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).
2. Лучше, чем в большинстве классов (3).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. не знаю (1).
в) Вне школы:
1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. примерно такие же, как и в других классах (2)
3.Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).
IV. Каковы взаимоотношения с классным руководителем?
1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как в других классах (2).
3. Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).
V. Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях?
1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как в других классах (2).
3. Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
(Для нахождения коэффициента групповой сплоченности необходимо суммировать баллы, указанные в скобках)
КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ:
Высокий уровень групповой сплоченности — 25 баллов.
Средний уровень групповой сплочённости – 22 баллов.
Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое. Ее можно определить путем не только расчета соответствующих социометрических индексов, но и с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
Инструкция: Методика состоит из 5 вопросов, на каждый из которых имеется несколько вариантов ответов. Вам необходимо внимательно прочесть вопрос и выбрать из предложенных вариантов ответов тот, который наиболее характеризует Ваше мнение. На каждый вопрос следует дать только один вариант ответа. Свой ответ занесите в соответствующую графу регистрационного бланка.
Опросник
I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
1) Чувствую себя ее членом, частью коллектива
2) Участвую в большинстве видов деятельности
3) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других
4) Не чувствую, что являюсь членом группы
5) Живу и существую отдельно от нее
6) Не знаю, затрудняюсь ответить
II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1) Да, очень хотел бы перейти
2) Скорее перешел бы, чем остался
3) Не вижу никакой разницы
4) Скорее всего, остался бы в своей группе
5) Очень хотел бы остаться в своей группе
6) Не знаю, трудно сказать
III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
1) Лучше, чем в большинстве коллективов
2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов
3) Хуже, чем в большинстве коллективов
4) Не знаю, трудно сказать
IV. Каковы у вас взаимоотношения с командованием?
1) Лучше, чем в большинстве коллективов
2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов
3) Хуже, чем в большинстве коллективов
4) Не знаю
V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашей группе?
1) Лучше, чем в большинстве коллективов
2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов
3) Хуже, чем в большинстве коллективов
4) Не знаю
Регистрационный бланк
Обработка результатов
При обработке результатов необходимо суммировать баллы согласно ключу.
Максимальная сумма – 19 баллов, минимальная – 5 баллов.
Уровень сплоченности группы = среднее арифметическое значение по группе (сложить полученные баллы по каждому тестируемому и разделить их на количество тестируемых).
Ключ – трафарет (вырезать ячейки, отмеченные серым цветом)
Для исследования сплоченности нашего коллектива мы выбрали следующие методики: методика определение индекса групповой сплоченности Сишора, методика определения опосредованной групповой сплоченности (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева), методика определения стиля межличностного взаимодействия (С.В. Максимов, Ю.А. Лобейко).
Методика определение индекса групповой сплоченности Сишора
Назначение и инструкция. Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.
Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
Тестовый материал представлен в Приложении 1.
Интерпретация результатов:
Уровни групповой сплоченности
15 баллов и выше — высокая;
11 — 15 балла — выше средней;
7 — 11 — средняя;
4 — 7 — ниже средней;
4 и ниже — низкая.
Методика определения опосредованной групповой сплоченности (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)
Данная методика предназначена для изучения групповой сплоченности, опосредованной целями и задачами совместной деятельности. В качестве стимульного материала взяты деловые, моральные и эмоциональные качества (3*7), отражающие ценностные ориентации молодежных групп.
Инструкция к тесту: Выберите из предложенного списка 5 качеств, которые вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива.
Тестовый материал представлен в Приложении 2.
Условные обозначения:
Д — деловые качества;
М — моральные качества;
Э — эмоциональные качества.
До эксперимента и в ходе него никакие разъяснения о задачах и содержании исследования испытуемым не сообщаются.
На основе полученных результатов намечаются меры по психологической коррекции того или иного коллектива.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5.
Вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качества (Д, М, Э).
3 балла — групповая сплоченность высокая и если Д >= 55% или Д+М >= 60%.
2 балла — групповая сплоченность средняя и если М < 55%.
В остальных случаях групповая сплоченность низкая, т. е. 35% < М < 55%
Методика определения стиля межличностного взаимодействия (С.В. Максимов, Ю.А. Лобейко)
Данная методика предназначена не столько для определения общеизвестных стилей взаимодействия и руководства, сколько для определения уровня активности-пассивности в межличностном взаимодействии.
Инструкция к тесту: Внимательно прочтите каждое утверждение и оцените по пятибалльной системе частоту проявления того или иного действия в вашем обычном взаимодействии с другими людьми. Часто (5, 4 или 3 балла) или Редко (2 или 1 балл).
Тестовый материал представлен в приложении 3.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Действия 1, 5, 9, 13, 17 указывают на приверженность к директивному стилю.
Действия 3, 7, 11, 15, 19 свидетельствуют о выраженности коллегиального стиля.
Действия 4, 8, 12, 16, 20 являются индикаторами невмешательства в действия других людей.
Действия 2, 6, 10, 14, 18 дают основание судить о приверженности к деловому стилю.
В каждой группе максимально можно набрать 25 баллов.
20 и более баллов свидетельствуют о том, что опрашиваемый является приверженцем стиля 1, 2, 3 или 4.
Если в какой-то группе набрано 12-14 баллов, значит, опрашиваемый склонен иногда проявлять данный стиль взаимодействия.
Общий показатель (по всему опроснику) в 70-80 баллов указывает на устремленность к взаимодействию с людьми.
Показатель в 30 — 40 баллов характеризует пассивность личности в групповой деятельности. Желательно сопоставить самооценочные характеристики с оценками подчиненных и коллег. Именно на основе такого сравнения возможна сознательная коррекция своего индивидуального стиля деятельности.
ТЕСТ
Ф. И. О. оцениваемого | ________________________________________ |
Возраст (полных лет) | |
Должность | |
Подразделение | |
Дата заполнения |
Инструкция
Прочитайте вопросы и выделите ответ (обведите номер), который более всех соответствует Вашему мнению.
Тестовое задание
I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива.
2. Участвую в большинстве видов деятельности.
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других.
4. Не чувствую, что являюсь членом группы.
5. Живу и существую отдельно от нее.
6. Не знаю, затрудняюсь ответить.
II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти.
2. Скорее перешел бы, чем остался.
3. Не вижу никакой разницы.
4. Скорее всего, остался бы в своей группе.
5. Очень хотел бы остаться в своей группе.
6. Не знаю, трудно сказать.
III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов.
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.
3. Хуже, чем в большинстве классов.
4. Не знаю, трудно сказать.
IV. Каковы у Вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов.
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.
3. Хуже, чем в большинстве классов.
4. Не знаю.
V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в Вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов.
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.
3. Хуже, чем в большинстве коллективов.
4. Не знаю.
Спасибо!
Ключ к тесту определения индекса групповой сплоченности Сишора
Описание
Тест определения индекса групповой сплоченности Сишора позволяет оценить чрезвычайно важный параметр – степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое.
Тест состоит из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенной таблице.
Максимальная сумма баллов – 19, минимальная – 5.
Ключ к тесту
№ вопроса |
Вариант ответа |
Балл | № вопроса |
Вариант ответа |
Балл |
I | 1 | 5 | III | 1 | 3 |
2 | 4 | 2 | 2 | ||
3 | 3 | 3 | 1 | ||
4 | 2 | 4 | 1 | ||
5 | 1 | IV | 1 | 3 | |
6 | 1 | 2 | 2 | ||
II | 1 | 1 | 3 | 1 | |
2 | 2 | 4 | 1 | ||
3 | 3 | V | 1 | 3 | |
4 | 4 | 2 | 2 | ||
5 | 5 | 3 | 1 | ||
6 | 1 | 4 | 1 |
ТЕСТ НА ИЗУЧЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО
Совпадение принятых в коллективе ценностей является надежным
показателем уровня развития коллектива.(См. работы А.В.Петровского, например «Психология коллектива»).Предлагаемая методика диагностирует уровень совпадения ценностей, а значит и уровень развития коллектива.
Кроме того, данная методика позволяет определить доминирующие ценности исследуемой группы. При обработке по типу социометрии
можно получить данные о структуре взаимоотношений в исследуемой группе.
Полученный материал важен для работы руководителей коллективов как на производстве, так и в школе.
Оценка ценностно-ориентационного единства группы.
Инструкция.
Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) группы можно замерить
помощью методики «Ценностные ориентации» Рокича (адаптированная Ядовым).
Определяется ЦОЕ группы в 2 этапа:
1 этап — индивидуальная диагностика членов группы по методике
«Ценностные ориентации»;
2 этап — анализ и вычисление корреляционной зависимости ценностных
ориентаций членов группы.
Этап 1.
Каждый человек выделяет для себя то главное, к чему он хотел бы стремиться. Это и определенные цели, которых необходимо добиться (ценности-цели), и вполне конкретные качества личности, которые нужно использовать для их достижения (ценности-средства).
Именно неповторимая и уникальная, но присущая каждому человеку система терминальных (ценности-цели) и инструментальных (ценности-средства) ценностей и образует ценностные ориентации личности, которые глубинно и обобщенно определяют весь строй поведения и
деятельности.
АНКЕТА ЦО (Т)
Ниже приведен список наиболее обобщенных ценностей человеческой жизни. Прочитайте весь список и проставьте в колонке слева
(предварительный выбор) цифры от 1 до 18, соответствующие значимости этих ценностей для вашей личной жизни. (1 — самая важная для
вас ценность, 2 — менее важная ценность и т.д. до 18).
После этого, просмотрите порядок расстановки ценностей, внесите, если есть необходимость, изменения и окончательный выбор занесите в колонку справа.
Будьте внимательны!
Предварительный Ценности жизни Окончательный
выбор выбор
Активная деятельная жизнь
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
Здоровье (физическое и психологическое)
Интересная работа
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений, жизнь с комфортом)
Наличие хороших и верных друзей
Хорошая общая обстановка в стране, в нашем обществе
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива,товарищей)
Познание (интеллектуальное развитие, расширение образования, общей культуры)
Равенство (равные возможности для всех)
Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках
Свобода как независимость в поступках и действиях
Счастливая семейная жизнь
Творчество (возможность творческой деятельности)
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Удовольствия (жизнь полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)
АНКЕТА ЦО (И)
Ниже приведен список качеств личности. Прочитайте весь список и проставьте в колонке слева (предварительный выбор) цифры от 1 до
18, соответствующие значимости этих качеств для достижения целей в
жизни, которые вы перед собой поставили (1 — самое значимое для
вас качество, 2 — менее значимое и т.д. до 18).
Затем просмотрите весь порядок расстановки качеств по значимости, внесите необходимые коррективы и окончательный выбор зане-
сите в колонку справа.
Будьте внимательны!
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах)
Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)
Высокие запросы (стремление достичь максимального успеха)
Жизнерадостность (чувство юмора)
Исполнительность (дисциплинированность)
Независимость (способность действать самостоятельно, решительно)
Непримиримость к недостаткам в себе и других
Образованность (широта знаний, высокая общая культура)
Ответственность (чувство долга, умение держать слово)
Рационализм (умение здраво и логично мыслить,принимать продуманные решения)
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
Твердая воля,умение настоять на своем,не отступать перед трудностями)
Терпимость к взглядам и мнениям других умение прощать ошибки и заблуждения
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
Честность,правдивость,искренность
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
Чуткость, заботливость
Этап 2. Обработка результатов и вычисление величины ЦОЕ.
1) Результаты (ранжированные списки терминальных и инструментальных ценностей) всех членов группы сводятся в единую таблицу.
2) Вычисляется средний ранг для каждой ценности в списке терминальных и в списке инструментальных ценностей.
3) Анализируется степень близости ценностных ориентаций членов группы. Это может быть сделано качественно или количественно.
Качественное сопоставление — анализируются первые и последние 6 ценностей в списках ценностей группы и индивида.
Если расхождение в рангах не превышает плюс-минус 2, то эта ценность отмечается как совпадающая.
Если у 70% группы большинство ценностей попадают в промежуток рангов плюс-минус 2, то можно считать о высоком ЦОЕ группы.
Количественное сопоставление.
Вычисляется коэффициент ранговой корреляции между групповой иерархией ценностей и индивидуальной.
Коэффециент ранговой корреляции: