Грузовые и пассажирские перевозки автомобильным транспортом

Автомобильным транспортом выполняются грузовые и пассажирские перевозки, в основном, на короткие и средние расстояния. Высокая манёвренность автотранспортных средств позволяет осуществлять перевозки грузов и пассажиров без промежуточных погрузочно-разгрузочных работ и пересадки пассажиров. Наряду с этим себестоимость и удельная энергоёмкость грузовых перевозок автомобильным транспортом значительно выше, чем у железнодорожного и водного транспорта.

Автомобили выполняют большую часть грузовых перевозок на городских, пригородных и внутрирайонных линиях. На дальних межрайонных линиях автомобильным транспортом грузовые перевозки выполняются в случаях либо отсутствия других видов транспорта (северные и восточные регионы России), либо перевозок ценных и скоропортящихся грузов. В структуре перевозок основное значение имеют строительные грузы, черные металлы, лесные грузы, товары народного потребления.

Пассажирские перевозки осуществляются автобусами международного, междугородного, пригородного, внутригородского сообщения, а также легковыми таксомоторами. В последние годы в крупных городах резко возрастает парк индивидуальных легковых автомобилей, что приводит к значительному увеличению их доли в пассажирских перевозках. Автобусным транспортом обслуживается более 1 тыс. городов и поселков городского типа (1160 в 2004 г.) и почти 80 тыс. сельских населённых пунктов. Междугородный автобусный транспорт успешно конкурирует с железнодорожным.

Значительное развитие в последнее время получили международные автомобильные перевозки. Международные пассажирские перевозки связаны, в основном, с предоставлением туристско-экскурсионных услуг. Доля грузовых автоперевозок в международном сообщении невелика – не более 0,5% общего объёма грузоперевозок, что связано с жёсткой конкуренцией на международном рынке автоперевозок, в частности, с высокими экологическими требованиями, которым не отвечают большинство производимых в России большегрузных автомобилей.

В структуре перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом общего пользования доля предприятий негосударственной формы собственности составляет для грузов более 85%, для пассажирских перевозок – более 12%.

Для грузовых бортовых автомобилей срок полезного использования определяется его грузоподъемностью, которую можно определить как разницу «Разрешенная максимальная масса» и «Масса без нагрузки» в паспорте транспортного средства (ПТС). При маленькой грузоподъёмности (не превышающей 500 кг) они попадут в 3 амортизационную группу (СПИ свыше 3 , но не более 5 лет).К 4 амортизационной группе будут относиться:
бортовые грузовые автомобили, если их грузоподъёмность больше чем 500 кг, но не превышает 5 тонн;
самосвалы, независимо от их грузоподъемности;
прочие грузовые автомобили, такие как снегоболотоходы и грузовые электромобили.
некоторые специальные машины типа фургонов и цистерн, если они :
предназначены для коммунального хозяйства, лесозаготовок,
являются щепозвозами или автокатафалком
предназначены для перевозки сжижинного газа, нефтепродуктов или радиоактивных отходов
Седельные тягачи (предназначенные для буксировки полуприцепов), прицепы, полуприцепы и грузовые машины с грузоподъемностью свыше 5 тонн включаются в 5 амортизационную группу (СПИ свыше 7 до 10 лет). К этой же амортизационной группе будут относиться и специальные автомобили типа фургона, цистерны за исключением тех, что попали в 4 амортизационную группу.Номер амортизационной группы как легкового автомобиля, так автобуса зависит от его класса. Но если класс легкового автомобиля зависит от объема его двигателя (кроме высшего класса), то класс автобуса определяется его длиной, которую можно посмотреть в руководстве пользователя автомобиля или приложении к договору на его приобретение, в котором указываются технические характеристики. Кроме того, для автобусы отечественного производства распределяются по классам в зависимости от их габаритов в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66, согласно которой заполняется графа ПТС «Модель, марка ТС». Первая цифра модели автобуса и будет обозначать его класс.
Если габаритная длина автобуса не превышает 5,5 метров, то он относится ко 2 (особо малому) классу. Чтобы автобус можно было отнести ко 3 (малому) классу, его габаритная длина должна быть в диапазоне от 6 до 7,5 м. Автобусы 2 и 3 класса входят в 3 амортизационную группу со сроком полезного использования от 3 до 5 лет.
Например,
Модель УАЗ 2206- является автобусом малого класса, так как вторая цифра модели, определяющая тип транспортного средства «2», т. е. автобус, а первая цифра (класс) указывает его принадлежность к особо малому классу. Такой микроавтобус амортизируется от 3 до 5 лет.
Средние и большие автобусы занимают место в 4 амортизационной группе. Они амортизируются свыше 5 и до 7 лет. Согласно Отраслевой нормали , если автобус имеет габариты от 8,5 до 10м, то он относится к 4 (среднему) классу, а автобус размерами от 11 до 12 м — к 5 (большому) классу. В тоже время ОКОНХ предписывает относить к средним автобусам те, чья длина от 8,5 до 9 м, а к большим, если их размеры от 10,5 до 12 м.
Кроме автобусов 4 (среднего) и 5 (большого) класса к 4 амортизационной группе относятся прочие автобусы, к которым отнесены санитарные автобусы и автобусы с электродвигателем. Таким образом, если в графе 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС предназначение автобуса указано как санитарный, или графа 12 «Тип двигателя» содержит указание на оснащение его электродвигателем, то его необходимо амортизировать от 5 до 7 лет.
Важное уточнение: автобусы распределяются по амортизационным группам согласно их габаритным размерам, но для прочих автобусов не ограничений по размерам не предусмотрено. В результате, если например, размеры санитарного автобуса не будут превышать 7,5 м — то он попадает только в 4 амортизационную группу. А если размер санитарного автобуса или автобуса, оснащенного электродвигателем, будет превышать 12 м, то не исключено, что инспектора будут настаивать на включение его 5 амортизационную группу со сроком полезного использования от 7 до 10 лет, к которой относятся автобусы 6 (особо большого класса) с длиной от 16,5 до 24 м.

Оставьте комментарий