Характеристика на волонтера для конкурса

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.

__СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

2017, Т. 159, кн. 2 С.512-519

ТРУДОВОЕ ПРАВО. СПОРТИВНОЕ ПРАВО

УДК 349:79

ПРАВОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛОНТЁРА, ПРИНИМАЮЩЕГО УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

М.Н. Малеина

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, 125993, Россия

Аннотация

Волонтёрство представляет систему общественных отношений. С учётом разных схем правовых связей выделяются такие участники добровольческого движения, как волонтёр, добровольческая организация, благополучатель. В статье обоснованы правовые характеристики спортивного волонтёра: гражданство, добровольный, безвозмездный и личный характер осуществляемой им деятельности, определённые цели этой деятельности, выполнение работ или оказание услуг в рамках гражданского договора или без такового. Автор отмечает, что договор о волонтёрской деятельности заключается на практике и упоминается в нормативных актах, однако не закреплены его условия и ответственность сторон. Данный документ по природе является гражданско-правовым договором об оказании услуг или о выполнении работ либо комплексным договором.

Сделаны предложения по изменению российского спортивного законодательства. Развитие законодательства о добровольческом движении в области спорта обусловлено рядом причин, в частности: большим количеством участников волонтёрских движений и лиц, контактирующих с ними; необходимостью поддержания общественной безопасности и безопасности самих волонтёров; заинтересованностью волонтёров в правовом регулировании перемещения через границу другого государства, гарантиях предоставления проживания и спецодежды, учёте их деятельности в дальнейшем; сохранением правовых традиций в регулировании добровольческих отношений.

Ключевые слова: добровольчество, волонтёр, безвозмездность, спортивное право, правовой статус, договор на выполнение работ, договор оказания услуг

Всеобщая декларация добровольчества провозглашает, что каждый человек в мире должен иметь возможность добровольно посвящать своё время, талант, энергию другим людям или сообществам посредством индивидуальных и коллективных действий, без ожидания финансового вознаграждения (см. ВДД). XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи показали спортивное волонтёрство в России как формирующееся дви-

ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

жение. Подготовка и проведение в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и других массовых спортивных мероприятий подтверждает необходимость закрепления правовых основ деятельности спортивных добровольцев. В общей сложности в рамках Кубка конфедераций FIFA 2017 г. будут задействованы более 5500 волонтёров, а к чемпионату мира по футболу 2018 г. планируется привлечь около пятнадцати тысяч1.

В настоящее время спортивными волонтёрами согласно ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон о физической культуре и спорте, 329-Ф3) признаются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность. В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) (см. 135-Ф3).

Исходя из этих определений и учитывая складывающуюся практику, следует выделить несколько квалифицирующих признаков спортивного волонтёра:

• гражданство;

• определённые цели волонтёрской деятельности;

• добровольность, безвозмездность и личный характер деятельности;

• выполнение работ или оказание услуг в рамках гражданского договора или без такового.

Говоря о гражданстве волонтёра, необходимо отметить, что Закон о физической культуре и спорте позволяет заниматься такой деятельностью гражданам Российской Федерации и других стран. Ряд нормативных актов включает в это число лиц без гражданства:

— Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., 108-ФЗ);

— Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о проведении XXII Олимпийских зимних игр, 310-ФЗ);

— Модельный закон о добровольчестве (волонтёрстве) (далее — Модельный закон о добровольчестве, МЗД).

Современное законодательство допускает широкое участие в общественной жизни лиц без гражданства. В частности, разрешены трудовые отношения между таким лицом и российским работодателем (гл. 50.1 Трудового кодекса

1 http://ru.fifa.com/worldcup/organisation/volunteers/faq/index.html/.

Российской Федерации (далее — ТК РФ)). Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства работать на территории России на основании как трудового, так и гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (см. 115-ФЗ). Поэтому нет оснований ограничивать лиц без гражданства в участии в добровольческой деятельности.

Оговорка о гражданстве имеет значение для статуса волонтёра, поскольку для иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливаются дополнительные правила (о виде и продолжительности визы и проч.). Например, согласно Закону о проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. названные лица, прибывающие в Россию в период с 10 июня 2013 г. по 31 декабря 2018 г. включительно в качестве волонтёров, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из неё на основании обыкновенных гуманитарных виз, выданных дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации по решениям, принятым федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, на основании ходатайств Оргкомитета «Россия-2018». При этом продолжительность непрерывного пребывания на территории России волонтёра, имеющего многократную гуманитарную визу, выданную на срок до одного года, не может превышать сто восемьдесят дней (ч. 8 ст. 7 Федерального закона № 108-ФЗ).

Определённые цели добровольческой деятельности основываются на том, что спортивное волонтёрство является видом благотворительной деятельности и осуществляется путём участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий. Оно включает в себя:

— непосредственное участие в торжественных церемониях открытия и закрытия спортивных мероприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— оказание транспортных услуг по перемещению спортсменов и необходимого оборудования;

— оказание языковых услуг иностранным спортсменам и гостям;

— уборку спортивных сооружений и специально подготовленных для проведения соревнований территорий;

— поддержание порядка в период проведения мероприятия, помощь болельщикам и проч.

Как видим, такая работа адресована спортсменам, спортивным судьям, тренерам, болельщикам, представителям средств массовой информации, организатору спортивного мероприятия и другим лицам.

Оказание помощи в форме услуг или работ для коммерческих организаций не считается волонтёрской деятельностью (ст. 2 Федерального закона № 135-Ф3). Модельный закон о добровольчестве не относит к таковой отдельные добровольческие (волонтёрские) акции, осуществляемые на основе семейных (клановых), дружеских или добрососедских отношений, а также коммерческое продвижение товаров, работ, услуг, коммерческое посредничество в целях достижения социальных или материальных выгод (ст. 1, п. 2 ст. 4 МЗД). Тем самым подчёркивается, что добровольческая деятельность социально направленная, общественно полезная.

Физические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе (п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)). Между тем деятельность волонтёра определяется его мировоззрением и имеет добровольный характер, означающий, что отсутствует прямое или косвенное принуждение к осуществлению данной работы в целом, а также в определении целей, форм и методов.

Добровольность должна подтверждаться наличием возможности прекратить волонтёрскую деятельность в любое время. Модельный закон о добровольчестве предлагает ввести возможность одностороннего отказа волонтёра или привлекающей организации при условии предварительного уведомления об этом за семь дней с указанием мотивов такого решения, если иное не прописано в договоре (п. 7 ст. 15 МЗД). Правило об отказе от добровольческой деятельности с уведомлением за семь дней и порядок данного действия необходимо предусмотреть в Законе о физической культуре и спорте. Думается, следует закрепить письменную форму отказа от гражданского договора. Кроме того, если добровольческая деятельность сопровождалась выдачей волонтёру бесплатной спортивной и парадной формы, то было бы справедливо установить её возврат. Что же касается сообщения о мотивах принятия такого решения, то, полагаем, вводить его как обязательное не стоит. Для обоснования укажем, что ст. 450.1 ГК РФ и специальные нормы об одностороннем отказе от исполнения отдельных договоров поручения, комиссии, банковского счёта со стороны клиента, найма жилого помещения со стороны нанимателя юридически безразличны к причинам отказа от договора.

Безвозмездный характер волонтёрской работы следует из ст. 2 Закона о физической культуре и спорте, в соответствии с которой волонтёр осуществляет свою деятельность без получения денежного вознаграждения за неё. Модельный закон о добровольчестве трактует понятие «безвозмездность» шире, а именно как недопустимость получения волонтёром не только денежного, но и иного материального вознаграждения (п. 5 ст. 4 МЗД). Такое понимание представляется более точным отражением существа волонтёрского движения. Кроме того, из п. 2 ст. 423 ГК РФ также следует, что безвозмездным признаётся договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от неё платы или иного встречного предоставления.

На наш взгляд, не противоречит представлению о безвозмездной деятельности волонтёра закрепление в будущем возможности зачисления времени, затраченного на её осуществление, в учебно-производственную практику в случае её прохождения по направлению, соответствующему получаемой специальности, с согласия учебного заведения. Такое правило отражено в п. 4 ст. 7 Закона Украины от 19 апреля 2011 г. № 3236-У1 «О волонтёрской деятельности» (см. ЗУ).

Безвозмездность не отрицает получения волонтёрами компенсационных выплат, связанных с оплатой стоимости питания, проезда, проживания, а также бесплатного предоставления спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы (ч. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 329-ФЗ). Такие компенсации предназначены для покрытия расходов добровольцев, а указанное выше имущество, необходимое для осуществления определённой волонтёрской деятельности, предоставляется во избежание несения ими расходов.

Мотивами добровольческой работы являются возможность ощутить причастность к общеполезному делу, иметь общение и дружеское взаимодействие с единомышленниками, приобрести полезные социальные и практические навыки, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки, проявить себя, заявить о собственной жизненной позиции, потребность в общественном признании.

Личный характер деятельности волонтёра предполагает персональное исполнение им добровольно принятых на себя обязанностей. Между тем нельзя утверждать, что личность добровольца всегда имеет значение для контрагента, поскольку отбор может проходить на основе группы признаков. Так, заявку кандидата в волонтёры на соревнованиях Кубка конфедераций FIFA 2017 г. может подать лицо, достигшее возраста 18 лет, а для некоторых направлений волонтёрской работы во внимание принимаются дополнительные преимущества: наличие высшего или среднего специального образования, знание иностранных языков или опыт волонтёрской деятельности2. Поэтому требование личного исполнения вытекает прежде всего из внутренней потребности самого волонтёра и существа этой деятельности. Вероятно, технически такого человека способен заменить кто-то другой, однако он может не иметь сил, возможности или желания выполнять волонтёрскую работу.

Исходя из существа складывающихся отношений между добровольцем и благополучателем или организацией, передача исполнения согласованной работы или услуги другому лицу (заместителю) недопустима. Однако в связи со сделанным выше предложением о разработке порядка совершения одностороннего отказа волонтёра от договора, думается, следует установить следующее правило: доброволец может поручить другому лицу выполнение работы или услуги с момента заявления своего отказа от договора до окончания установленного в будущем в законе периода для прекращения договора в случае, если выполнение работы или услуги другим лицом прямо не запрещено законом или договором. Такая оговорка даёт возможность обеспечить непрерывность выполнения определённой работы или услуги, порученной волонтёру, и тем самым гарантирует удобство и безопасность спортивного мероприятия в целом, пока организатор не найдёт другого добровольца или работника по трудовому договору.

Закон о физической культуре и спорте допускает выполнение работ или оказание услуг волонтёром в рамках гражданско-правового договора. В законах, посвящённых конкретным спортивным событиям, называется субъектный состав таких договоров. Так, в соответствии с Законом о проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. волонтёры заключают гражданско-правовые договоры об участии в мероприятиях путём применения своего опыта, знаний, умений с FIFA, дочерними организациями FIFA или Оргкомитетом «Россия-2018» (п. 20 ст. 2 Федерального закона № 108-ФЗ). По Закону о проведении XXII Олимпийских зимних игр волонтёр и Оргкомитет «Сочи 2014» заключают гражданско-правовой договор об участии в организации и (или) проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр (ст. 5 Федерального закона

2 http://ru.fifa.com/worldcup/organisation/volunteers/functions.html/.

№ 310-Ф3). Проект Федерального закона «О добровольчестве (волонтёрстве)» позволяет осуществлять данную деятельность как на основе гражданско-правового договора, так и без заключения такового при определённых условиях (ч. 3 ст. 12 ПФЗ).

Полагаем, что дальнейшее развитие отечественного законодательства должно исходить из признания разных форм добровольческой деятельности:

— без заключения договора (чаще всего при разовых акциях или оказании волонтёрской помощи индивидуально);

— с заключением устного гражданского договора (в частности, при оказании помощи индивидуально в определённый период времени);

— с заключением письменного гражданского договора (в случае выдачи волонтёру спецодежды, парадной формы, возмещения расходов на проезд, питание и в иных случаях).

Гражданский договор с участием волонтёра именуют по-разному: договор на безвозмездную благотворительную деятельность; о добровольном сотрудничестве; об осуществлении волонтёрской деятельности; о безвозмездном оказании услуг волонтёром; о безвозмездном выполнении работ волонтёром.

Добровольческая деятельность реализуется только в формах выполнения работы или оказания услуги либо путём их сочетания, что отличает её от деятельности благотворительной, к числу форм которой относятся передача в собственность имущества и (или) объектов интеллектуальной собственности, наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, выполнение работ, предоставление услуг.

Наряду с рассмотренными выше характеристиками волонтёра, значение может иметь также его возраст, образование (квалификация), состояние здоровья, регистрация.

Таким образом, дадим определение категории «волонтёр, участвующий в физкультурных и спортивных мероприятиях» на базе признаков, характеризующих его личность и деятельность. Спортивными волонтёрами, по нашему мнению, должны признаваться граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, добровольно, безвозмездно и лично выполняющие социально направленную, общественно полезную деятельность по организации и (или) проведению физкультурных и (или) спортивных мероприятий на основании гражданско-правовых договоров по выполнению работы и (или) оказанию услуги, а в некоторых случаях без заключения договоров. С учётом развития волонтёрского движения эта дефиниция должна быть отражена в Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а требования к личности волонтёра, принимающего участие в организации и проведении любых общественно полезных мероприятий, следует перечислить в новом Законе «О добровольчестве (волонтёрстве)» или, возможно, в специальном разделе Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Источники

108-ФЗ — Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2013. — № 23. — Ст. 2866.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

310-ФЗ — Федеральный закон от 1 дек. 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. -2007. — № 49. — Ст. 6071.

ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1: Федеральный закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

Поступила в редакцию 20.12.16

Малеина Марина Николаевна, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ул. Садовая-Кудринская, д. 9, г. Москва, 125993, Россия E-mail: civil_law_msal@mail.ru

ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

2017, vol. 159, no. 2, pp. 512-519

Legal Characteristics of Volunteers Engaged in Organizing and Hosting Sports Events

M.N. Maleina

O.E. Kutafin Moscow State Law University, Moscow, 125993 Russia E-mail: civil_law_msal@mail.ru

Received December 20, 2016 Abstract

Keywords: volunteering, volunteer, gratuitousness, sports law, legal status, work contract, service contract

Краткое описание

В настоящее время в Республике Башкортостан активно развивается волонтёрское движение, в котором волонтеры чаще всего участвуют в проведении крупных публичных мероприятий.
Проект «3D» — волонтёры «малых дел» — ориентирован на создание системы волонтерской деятельности малых дел в регионе. Комплекс мероприятий проекта включает в себя:
Организационный этап – создание сети зональных центров проекта при 7 активных НКО, которые объединят по три команды волонтеров из не менее 15 муниципальных образований региона;
Методический этап – формирование регионального экспертного Штаба проекта, разработка практико-ориентированной книжки «Волонтер «3D» и зачетных книжек команд.
3″D» — это три вектора формирования волонтерских компетенций:
•»Улучшаю себя» (индивидуальное шефство над тем, кому нужна помощь);

•»Улучшаю отношения» (реализация командой разработанных проектов): а)групповых проектов с вовлечением личных подопечных волонтеров; б) массовых мероприятий, продвигающих ценности волонтерства и благотворительности;
•»Улучшаю среду» (реализация 5 проектов по благоустройству пространств, дружелюбных к детям, старикам и инвалидам)
Обучающий этап – проведение тренинга для тренеров зональных НКО — 7 чел., волонтеров-наставников (из профильных волонтерских отрядов) на три команды по 2 чел.-14 чел., кураторов волонтерских команд-участников — 21 чел. Итого 42 чел.
Основной этап – волонтерский марафон «малых дел». Это соревнование волонтерских команд с оценкой их результатов и занесением их в зачетные книжки поэтапно: 1. Старт марафона «малых дел»; 2.Проведение обучения и проектных практикумов на базе семи зональных школ; 3.Реализация четырех видов проектных инициатив (индивидуал., групповые, массовые и по благоустр.); 4. Финиш –Волонтерские летние игры Республики Башкортостан пройдут в загородном детском лагере (три дня+2 ночи) с организацией соревнований по следующим номинациям:
*командные спортивные игры»;
*»питч-конкурс» — презентация реализованных проектов;
* «рупор-волонтера» — конкурс ораторского мастерства по пропаганде волонтерства;
* конкурс волонтерских компетенций в решении «кейсов» — помощи людям;
* творческий конкурс.
В рамках проведения Волонтерских летних игр предусмотрена экскурсионная программа с выездом в Уфу, участие ведущих волонтерских организаций республики, награждение чемпионов, лучших команд и лидеров.
Аналитический этап — проведение конференции по развитию волонтерского движения в РБ, презентация материалов в газете «Доброе дело»с примерами успешных практик для тиражирования.
Результатом проекта предполагается создание системы развития волонтёрского движения малых дел в городах и районах РБ с методическим обеспечением деятельности семи зональных центров, действующих волонтерских команд не менее 15 муниципалитетов, с более 147 реализованными проектными инициативами, которые демонстрируют освоение волонтерами 3 «D» компетенций и вовлекающие в мероприятия по поддержке нуждающихся около 2500 граждан республики по месту жительства.

Оставьте комментарий