Хартия участников ВЭД

«Обеспечить конструктивный диалог между таможней и бизнесом, эффективно решать возникающие системные проблемы – основная задача Общественного совета при Федеральной таможенной службе России и Хартии добросовестных участников ВЭД.» – рассказывает Виталий Башко, генеральный директор ООО «ОРИЕНТАЛ ГЕЙТ», член Экспертной группы Общественного совета при ФТС России.

Новый формат взаимодействия таможни и бизнеса

Созданная в 2017 году Хартия до­бросовестных участников ВЭД продолжает набирать популярность, подтверждая необходимость и своевременность своего создания. 1794 подписи от крупнейших игроков бизнеса в России, а кроме того поддержка иностранными инве­сторами, в лице Консультативного совета по иностранным инвестици­ям — всех этих результатов удалось достичь всего за два года работы. На очереди — Дальний Восток!

С чего начинается ВЭД

Таможенное оформление и доставка товаров, оформление документов для различных таможенных про­цедур, налоговые формальности и валютный контроль — топ сложно­стей, с которыми сегодня сталкиваются предприниматели в России.

Тем не менее, сложности стоят того, чтобы их преодолевать, ведь ВЭД сегодня — одно из самых перспек­тивных и прибыльных (в том числе, для бюджета страны!) направлений бизнеса. Оно дает возможность расширить границы предпринима­тельской деятельности, количество потенциальных покупателей, повы­сить конкурентоспособность.

Новый формат взаимодействия бизнеса и таможни

Хорошие новости: к происходящему в российской предпринимательской среде в целом и трудностям каждого отдельно взятого участника ВЭД — есть неравнодушные. Именно они и создали в 2015 году эффективный орган по защите интересов пред­принимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, — Общественный совет при Федеральной таможенной службе.

В апреле 2016 года его возглавил Леонид Лозбенко — кадровый таможенник с многолетним стажем, имеющий большой международный опыт.

В составе совета сегодня 22 челове­ка: сотрудники таможенных орга­нов, представители общественных организаций и бизнеса. Главная задача, которую ставит перед собой Общественный совет при ФТС России и Леонид Лобзенко в частности, — выявлять общественно значимые вопросы в таможенной сфере и вы­носить их на обсуждение, добиваясь конкретных результатов.

Примечательно, что структура сра­зу же заручилась поддержкой начальника ФТС России Владимира Булавина, который понимает необходимость конструктивного диалога между таможней и бизнесом в эпоху перемен.

Стать участником движения, за­явить о себе как о добросовестном участнике ВЭД может каждый — до­статочно лишь подписать Хартию, которая в перспективе должна объ­единить всех предпринимателей на федеральном уровне.

Интерес ФТС

Глава Федеральной таможенной службы Владимир Булавин не раз в выступлениях и интервью упоминал о своей заинтересованности в том, чтобы отношения между таможней и бизнесом строились в конструк­тивном ключе и взаимном уваже­нии.

Добросовестные участники ВЭД воспринимаются отныне как союзники в продвижении реформ с по­мощью эффективного инструмента решения возникающих системных проблем.

О некоторых проблемах глава ФТС уже знает и делает максимум для их решения. А именно: увеличение скорости прохождения товаров, категорирование и исключение из­быточного таможенного контроля для добросовестного и прозрачного бизнеса.

Сегодняшний участник ВЭД, под­писант Хартии — это самостоятельный голос, который может вы­ражать свои интересы через Общественный Совет, и быть уверенным, что его услышат!

Крупнейшие игроки рынка уже подписали Хартию

Основная задача Хартии — установ­ление участниками ответственных форм осуществления своей деятель­ности, а также взаимодействия с партнёрами, контрагентами и госу­дарственными органами.

«Газпром нефть», «Спортмастер», «МТС», «Лента», «Дикси ЮГ», «Остин», «Завод ТЕРРАФРИГА», «Транс-бизнес брокер», «Промышленный торговый дом» — всего 1794 руководителя крупнейших компаний, осуществляющих внеш­неэкономическую деятельность в разных юрисдикциях, уже присо­единились к движению, подтвер­див свое стремление вести бизнес максимально честно и прозрачно, сведя к нулю количество нарушений таможенных правил.

Кроме того, подписывая Хар­тию, предприниматели обязуются формировать и доносить до мак­симально широкого круга предпринимателей общую позицию о неукоснительном соблюдении зако­нодательства Российской Федера­ции при осуществлении внешнеэко­номической деятельности, внедрять в практику антикоррупционные программы и иные меры антикор­рупционной корпоративной поли­тики в сфере ВЭД.

При этом те участники Хартии, за которыми все же заметят нарушения установленных документом правил, будут из общественного движения исключены.

Как это работает

За два года существования Хартия не только собрала вокруг себя серьезных действующих игроков на российском и зарубежном рынках, которые являются крупными на­логоплательщиками и формируют сегодняшний бизнес в России, но также успешно разрешила несколь­ко проблем своих участников.

Сегодня, не без инициативы Обще­ственного Совета и хартийцев, проводится важная работа по реформи­рованию таможенного администри­рования. Сейчас в России имеется 672 места таможенного оформле­ния, которые, как правило, находят­ся на частных площадях. К 2020-му их планируется свести до 16.

В качестве альтернативы предпола­гается создать электронные тамож­ни во всех столичных, окружных городах с центрами электронного декларирования, центры электрон­ного декларирования в существую­щих таможнях: Калининградской областной, Московской областной, энергетической таможне, акцизной; отдельные центры электронного декларирования — для Москов­ского авиационного узла и центры электронного декларирования в портах Санкт-Петербурга, Ново­российска и Владивостока.

Масштабная реформа таможенной системы в рамках утвержденной Комплексной программы развития ФТС России уже началась, и она радикально меняет сложившуюся структуру таможенных органов. Без недопониманий разного масштаба между представителями бизнеса и таможенного администрирования точно не обойдется.

Уже сейчас очевидно, что возника­ющие системные проблемы наиболее эффективно решаются в рамках конструктивного диалога с ФТС. Обеспечить этот самый диалог как раз и является основной задачей Общественного совета при ФТС России.

В связи со сложившейся ситуацией было бы странно, если Дальний Восток со своим статусом Откры­того Порта, стратегически важным географическим положением и ди­намикой развития внешнеторговых отношений остался бы в стороне от происходящего. Наш регион — следующая точка на карте, где по­явление и популяризации Хартии становится логичным и даже необ­ходимым.

Перспективы развития движения на Дальнем Востоке

Почти треть всех иностранных инвестиций в Россию сегодня приходится на Дальний Восток. Ино­странные инвесторы понимают все перспективы региона и открыты для сотрудничества на его территории.

С введением санкций восточное на­правление и для самой России стало одним из приоритетов и возможно­стью усилить «восточный вектор».

Дальний Восток сегодня — дина­мично развивающийся регион, который играет большую роль в реше­нии экономических вопросов между Россией и зарубежными странами. Одной из основных целей внешне­торговой политики страны стано­вится интеграция российской эко­номики в Азиатско-Тихоокеанский регион, на который приходится основная доля импорта и экспорта: Китай, Корея, Вьетнам, экономика которых стабильно растет. Кроме того, именно там производятся то­вары, которые сегодня нерентабель­но привозить с Запада.

Именно на Дальнем Востоке не­обходимо аккумулировать реальные возможности расширения внеш­неторговых связей между страна­ми-партнерами, стимулировать развитие бизнеса, повышая комфортность его ведения для предпри­нимателей.

Заключение

Сколько бы некоторые участники внешнеэкономической деятель­ности ни глумились над идеей под­писания Хартии добросовестных участников ВЭД, рано или поздно очередь принимать решение доходит и до тех, кто настроен скеп­тически. В перспективе такое добровольное начало дает целый ряд преимуществ. Так, например, в Экспертно-консультативный совет, правила формирования которого ФТС недавно изменила, попасть можно только через Хартию. Еще один бонус в карму — некоторые решения ФТС будет принимать с оглядкой на то, подписал или не подписал Хартию участник ВЭД.

«Присоединиться к Хартии может любое российское и иностранное юридическое лицо, индивидуаль­ный предприниматель, общероссийские, региональные, отраслевые и профессиональные объединения, разделяющие и соблюдающие ее принципы и правила», — говорится в тексте Хартии.

Пока Хартия добросовестных участников ВЭД не давала никаких видимых преимуществ, бизнес недоумевал, зачем она нужна. Но когда подписание Хартии стало ключом к сервису информирования о категории уровня риска участника ВЭД, интерес к документу резко возрос. Одни сразу же подписали Хартию, другие же считают такой подход незаконным и требуют справедливости.

В 2017 году Торгово-промышленная палата РФ, РСПП, «Деловая Россия» и «ОПОРА России» инициировали принятие Хартии добросовестных участников ВЭД. Заявленная цель – «установление добросовестных форм осуществления внешнеэкономической деятельности, взаимодействия с партнёрами, контрагентами и государственными органами». Подписал Хартию — официально вошёл в ряды добросовестных участников ВЭД, соблюдающих правила. Подписавшие документ должны соблюдать закон, вовремя платить налоги, сборы и платежи, формировать «нетерпимое отношение» к участникам ВЭД, уклоняющимся от такого поведения и подавать пример. Подписывая Хартию, участник ВЭД заявляет во всеуслышание о своей добропорядочности и добросовестности. Так ли это на самом деле — никто, очевидно, не проверял.

Сейчас на официальном сайте Хартии числится 1256 подписантов, причём около тысячи подписей появилось после 21 марта 2019 года, когда в «Личном кабинете участника ВЭД». Именно тогда заработал таможенный сервис информирования лиц о присвоенной им категории уровня риска, доступ к которому в ФТС внезапно решили открыть исключительно для подписантов Хартии.

Недовольные сложившейся ситуацией участники ВЭД обратились в ФАС, которая согласилась: это нарушает закон «О защите конкуренции», ограничения по допуску к сервису необходимо снять. В ФТС, однако, остались при своём мнении: сервис «для избранных» не влияет на проведение таможенного контроля, а доступ к информации об уровне риска не ограничен – ФТС может предоставить эти данные по запросу. По мнению таможенного ведомства, Хартия не ограничивает тех, кто её не подписал, – она лишь даёт дополнительные возможности подписавшим.

Участники ВЭД не согласны: категория меняется раз в квартал, а ответ на запрос приходит от ФТС в течение месяца. На прошлой неделе предприниматели, как подписавшие, так и не подписавшие Хартию, провели телеконференцию, которая подтвердила: в абсолютном большинстве случаев подписывают её только ради доступа к сервису ФТС, а также подозревая, что ФТС может лояльнее относиться к подписантам. Разумеется, такое положение дел не только не устраивает многих, но и обостряет и без того непростые отношения между ФТС и бизнесом. Участники телеконференции инициировали анонимный опрос на тему подписания Хартии, принять участие в котором можно по .

Оставьте комментарий