Инфраструктура регионального модельного центра

Содержание

О методических рекомендациях

Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ,
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО

от 19 октября 2006 года N 06-1616

О методических рекомендациях

Во исполнение решения коллегии Минобрнауки России от 6 октября 2004 года N ПК-2 направляем для использования в практической работе модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей.

И.о. директора Департамента
молодежной политики,
воспитания и социальной
защиты детей
Б.Б.Гусев

Приложение. Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей

Приложение
к письму Департамента молодежной
политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России
от 19 октября 2006 года N 06-1616

Модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей

Важнейшим условием функционирования и развития системы дополнительного образования детей является обоснованное и стабильное финансирование образовательных программ.
Использование в практике финансирования образовательных учреждений бюджетного финансирования требует соблюдения определенных экономических условий в части реализации образовательных программ дополнительного образования детей в соответствии с направленностью и сроками их реализации.
В целях обеспечения единой системы планирования финансовых средств при переходе на нормативный метод финансирования может использоваться модель расчета нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений, адаптированная применительно к реализации конкретной образовательной программы дополнительного образования детей (далее — программа).
Соблюдение единства принципов и методов расчета потребности в финансовых средствах при реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей позволит обеспечить единый методологический подход к формированию потребности в финансовых средствах на реализацию программы и функционирование учреждений дополнительного образования детей.
Введение нормативов бюджетного финансирования в практику планирования и распределения финансовых средств на всех бюджетных уровнях направлено прежде всего на изменение сложившейся практики, когда от образовательных учреждений требуют реализации программ без соответствующего финансирования.
Рассматриваемая методика расчетов норматива бюджетного финансирования реализации программ может использоваться на региональном и местном уровнях, а также на уровне учреждения (в учреждении дополнительного образования детей и общеобразовательном учреждении).
В условиях широкой дифференциации и подвижности ценового фактора по различным регионам на продовольственные и промышленные товары невозможно установить единые (централизованные) нормы расходов. Мерой, отражающей воздействие инфляции на стоимость реализации образовательных программ, может служить установление нормативных соответствий между одним из показателей, подлежащих государственному регулированию, каким, например, является среднемесячная заработная плата, и суммой остальных текущих расходов, соответствующих направленности и длительности реализуемых образовательных программ.
Единая модель расчета нормативов программы основывается на следующих принципах:

1. Формирование величины норматива бюджетного финансирования производится на основе установления нормативных соотношений (экономических нормативов) между фондом оплаты труда (ФОТ) и фондом материального обеспечения (ФМО), т.е. суммой всех текущих расходов, связанных с реализацией программы.

2. Включение в расчетную величину нормативов бюджетного финансирования минимально необходимых прямых текущих расходов, непосредственно связанных с реализацией программы.

3. Расчет прямых текущих расходов осуществляется с учетом направленности программы и сроков ее реализации.
К прямым текущим расходам, непосредственно влияющим на стоимость реализации программы, относятся:
— расходы на заработную плату с начислениями, включая выплаты за особые условия труда;
— расходы на канцелярские принадлежности, расходные материалы;
— расходы на командировки (расходы по найму жилого помещения, проезд к месту командировки и обратно, внутримаршрутные переезды, суточные и т.д.);
— транспортные расходы на содержание автомобильного, гужевого и других видов транспорта;
— наем транспорта для подвоза воды, дров, вывоза мусора, снега и других хозяйственных целей, а также для доставки продуктов питания (при проведении полевых лагерей, сборов) и др.;
— приобретение учебных пособий, материалов для учебных и лабораторных занятий, снаряжение, учебные экскурсии, издание и приобретение учебных программ и пр.
В расчет норматива бюджетного финансирования не включаются следующие расходы:
текущие расходы:
— коммунальные расходы (на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию, оплату топлива, электроэнергии, используемые в течение года);
долгосрочные расходы:
— расходы на содержание зданий и сооружений, приобретение дорогостоящего оборудования, мебели, капитальный и текущий ремонт;
— расходы социального характера: на питание обучающихся, подвоз их к месту проведения занятий и др.
Структура норматива бюджетного финансирования (НБФ), в общем виде, может быть представлена следующим образом:
НБФ = (ФОТ + ФМО ) · Р, где ФОТ — месячный фонд оплаты труда, ФМО — месячный фонд материального обеспечения, Р — 12 месяцев либо длительность программы в учебных годах*.

* Норматив может быть рассчитан с использованием длительности реализации программы, выраженной в учебных неделях.
В Фонд оплаты труда включаются: заработная плата (тарифная и надтарифная часть); начисления на заработную плату; компенсация за книгоиздательскую продукцию; расходы на повышение разрядов и аттестацию педагогических работников.
В фонд материального обеспечения включаются: расходы на канцелярские принадлежности, расходные материалы; расходы на командировки (расходы по найму жилого помещения, проезд к месту командировки и обратно, суточные и т.д.); транспортные расходы на содержание автомобильного, гужевого и других видов транспорта, используемого для реализации программ; наем транспорта для подвоза воды, дров, вывоза мусора, снега и других хозяйственных целей, а также для доставки продуктов питания (при проведении полевых лагерей, сборов) и др.; прочие текущие расходы: приобретение учебных пособий, материалов для учебных и лабораторных занятий, снаряжение, учебные экскурсии, издание и приобретение учебных программ.
ФОТ и ФМО формируются в зависимости от направленности программы.
Величина норматива бюджетного финансирования регулируется посредством установления экономических нормативов на ФОТ и ФМО.
Экономические нормативы являются механизмом, позволяющим корректировать величину норматива бюджетного финансирования. Так, если увеличивать экономические нормативы на ФОТ, то абсолютная величина норматива бюджетного финансирования сократится, а если его уменьшить, то абсолютная величина норматива бюджетного финансирования возрастет.
В основу модели расчета нормативов бюджетного финансирования заложены два метода: нормативный метод, базирующийся на нормативных документах, и аналитический метод, основой которого является анализ сложившихся соотношений в расходах по статьям затрат за длительный период.
При расчете нормативов бюджетного финансирования целесообразно использовать следующие нормативные материалы и расчетные данные:
— Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 233;
— Единую тарифную сетку, утверждаемую постановлением Правительства Российской Федерации, либо иную систему оплаты труда, применяемую в регионе;
— Норматив штатной численности по административному, педагогическому, учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу в расчете на одного обучающегося. Все расчеты по единой модели производятся в расчете на одного обучающегося.
Если обучающийся занимается в нескольких объединениях, то он учитывается столько раз, во скольких объединениях он занимается.
Расчет нормативов бюджетного финансирования состоит из четырех этапов.
Первый этап — подготовка исходных данных.
На основе нормативных материалов и статистической отчетности определяются следующие показатели:

1. Норма предельной расчетной наполняемости объединения на одного педагога.

2. Расчетное количество педагогических ставок, необходимое для реализации образовательной программы в соответствии с условиями ее реализации и направленностью.
Для реализации программы за пределами образовательного учреждения (в полевых условиях, выездных лагерях) для определения необходимого количества педагогических ставок целесообразно использовать коэффициент увеличения численности персонала равный двум.
В расчетную величину норматива бюджетного финансирования включено среднее количество педагогических ставок в расчете на одно объединение — 0,6-0,8 единиц должности педагога (таким образом, предусматривается финансирование ставок: педагог дополнительного образования, педагог-организатор, педагог-психолог, концертмейстер и др.).

3. Расчетное количество штатных единиц по административному, учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу на одну группу определяется на основании статистических данных либо на основе примерных нормативов штатной численности учреждений дополнительного образования детей, принятых в субъектах Российской Федерации.
В основу распределения численности работников учреждений дополнительного образования детей положена классификация должностей исходя из характера и сложности труда.

4. Средний разряд по группам персонала на основании Единой тарифной сетки либо средняя ставка (оклад) по иной системе оплаты труда, применяемой в регионе.

5. Количество ставок, приходящееся на одного обучающегося по каждой группе персонала, определяется путем деления нормативной численности по каждой группе персонала в зависимости от количества групп на численность обучающихся при норме наполняемости группы 12 человек*.

* В соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей учреждение вправе самостоятельно устанавливать наполняемость группы.
Второй этап — расчет средств на оплату труда начинается с расчета фонда заработной платы на одну ставку по каждой группе персонала: административному, педагогическому, учебно-вспомогательному, обслуживающему.
Исходной базой для расчета фонда заработной платы по каждой группе персонала является средний разряд по тарифной сетке либо средняя ставка (оклад) по иной системе оплаты труда по каждой группе персонала.
Структура фонда заработной платы: определяется тарифная и надтарифная части заработной платы в процентном отношении по каждой группе персонала.
Для работников образования очень важно отрегулировать соотношение тарифной и надтарифной заработной платы, поскольку специфика труда педагогов по реализации дополнительных образовательных программ различна, присутствует множество доплат, которые не могут быть отражены в полном объеме в тарифной части заработной оплаты. Каждая из этих частей имеет свое целевое назначение применительно к конкретному виду труда.
Применительно к работникам системы дополнительного образования детей в состав тарифной части заработной платы включаются:
— оплата по тарифным ставкам в соответствии с квалификационными разрядами тарифной сетки с учетом их повышения за условия труда (работа в сельской местности, работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, и оплата за превышение нормо-часов); надбавки за вредные условия труда и режим работы; прочие выплаты постоянно действующего характера;
— надтарифная часть заработной платы выполняет стимулирующую функцию, в ее состав включаются различные поощрительные и стимулирующие доплаты и надбавки за результаты труда, а также компенсирующие повышенные затраты труда работника. Доплаты и надбавки такого характера устанавливаются в процентах к тарифной части.
Соотношение тарифной и надтарифной частей заработной платы складывается исходя из характера и содержания труда, направленности программ. Чем сложнее и разнообразнее условия труда, тем больше должна быть надтарифная часть заработной платы для его стимулирования.
Исходя из содержания труда педагогических работников, реализующих программы различной направленности, можно рекомендовать следующие соотношения тарифной и надтарифной частей заработной платы (принимая ФОТ за 100%).

Таблица 1. Соотношения тарифной и надтарифной частей заработной платы для учреждений дополнительного образования детей

Таблица 1

Группы работников

Тарифная часть (%)

Надтарифная часть (%)

Административный персонал

Педагогический персонал

См.направленность программ

См.направленность программ

Учебно-вспомогательный персонал

Обслуживающий персонал

Таблица 2. Соотношения тарифной и надтарифной частей заработной платы для программ дополнительного образования, реализуемых общеобразовательными учреждениями

Таблица 2

Группы работников

Тарифная часть (%)

Надтарифная часть (%)

Педагогический персонал

См. направленность программ

См. направленность программ

Учебно-вспомогательный персонал

Таблица 3. Соотношения тарифной и надтарифной частей заработной платы педагогического персонала, реализующего программы различной направленности

Таблица 3

Направленность программы

Тарифная часть оплаты труда

Надтарифная
часть оплаты
труда

Художественно-

художественная

эстетическая

прикладное творчество

музыкальная

сценическая

индивидуальные занятия

Физкультурно-

спортивно-оздоровительная

спортивная

начальная подготовка

учебно-тренировочная подготовка

спортивное совершенствование

высшее спортивное мастерство

Техническое

начальное моделирование

творчество

конструкторская

информатика и вычислительная техника

Туристско-краеведческая

В программе предусмотрены полевые выходы в объеме менее 30% учебного времени

В программе предусмотрены полевые выходы в объеме более 30% учебного времени

Эколого-биологическая

В программе предусмотрены полевые выходы в объеме менее 30% учебного времени

В программе предусмотрены полевые выходы в объеме более 30% учебного времени

Военно-патриотическая

В программе предусмотрены полевые выходы в объеме менее 30% учебного времени

В программе предусмотрены полевые выходы в объеме более 30% учебного времени

Формирование тарифной части заработной платы по каждой группе персонала начинается с определения надбавок, устанавливаемых в процентном отношении к основной ставке (окладу), которые образуют новую, повышенную ставку (оклад).
При расчете фонда заработной платы по каждой группе персонала в тарифную часть заработной платы включаются следующие надбавки:
— надбавки за работу в сельской местности в размере 25% к ставке;
— надбавки за работу в образовательных учреждениях со специфическими условиями труда, которые определены действующими условиями оплаты труда в размере от 15 до 20% к ставке.
Исходной базой для расчета норматива применительно к реализуемой программе являются два основных показателя:
— общий фонд заработной платы в месяц в расчете на одну ставку по каждой группе персонала;
— нормативное количество ставок, приходящееся на одного обучающегося по каждой группе персонала.
Для определения величины норматива бюджетного финансирования необходимо определить структуру самого норматива, т.е. установить экономический норматив на фонд оплаты труда (ФОТ) в процентном отношении к общей сумме расходов, равной 100%.
Основой формирования экономических нормативов на ФОТ являются сложившиеся соотношения между расходами на заработную плату и остальными расходами за длительный период при относительно полном удовлетворении потребности в финансовых средствах по всем статьям расходов по программе соответствующей направленности. В настоящее время можно рекомендовать следующие экономические нормативы на ФОТ (месячный фонд оплаты труда) и ФМО (месячный фонд материального обеспечения).

Таблица 4. Примерные нормативы соотношения ФОТ и ФМО

Таблица 4

Направленность программы

ФОТ (%)

ФМО (%)

Художественно-

изобразительное творчество

эстетическая

прикладное творчество

музыкальная

сценическая

Физкультурно-

спортивно-оздоровительная

спортивная

начальная подготовка

учебно-тренировочная подготовка

спортивное совершенствование

высшее спортивное мастерство

Научно-техническая

начальное техническое творчество

конструкторская

технические виды спорта

информатика и вычислительная техника

Туристско-краеведческая

Эколого-биологичсская

Военно-патриотическая

Социально-педагогическая

Система отношений между конкретным образовательным учреждением и учредителем в части реализации государственного заказа на данную образовательную программу должна строиться на основе норматива бюджетного финансирования, рассчитанного для данного учреждения.
Аналогично может быть рассчитан норматив финансирования реализации образовательной программы, финансируемой за счет внебюджетных источников.

Таблица 5. Классификация должностей по группам персонала

Таблица 5

Группы работников

Наименование должностей

Административный персонал

Руководители учреждения

Заместители руководителя

Руководители структурных подразделений

Главный бухгалтер

Заведующий библиотекой

Художественный руководитель ансамбля

Режиссер

Педагогический персонал

Педагог дополнительного образования

Педагог-организатор

Тренер-преподаватель (включая старшего)

Педагог-психолог

Концертмейстер

Музыкальный руководитель

Социальный педагог

Старший вожатый

Методист (включая инструктора методиста)

Инструктор по физической культуре

Дирижер

Балетмейстер

Хореограф

Хормейстер

Учебно-вспомогательный персонал

Бухгалтер

Библиотекарь

Организатор экскурсий

Аккомпаниатор

Техник

Лаборант (включая старшего)

Секретарь-машинистка

Заведующий хозяйством

Заведующий складом

Инструктор по туризму

Программист

Художник-оформитель

Инструктор по труду

Обслуживающий персонал

Костюмер

Вахтер

Кладовщик

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

Водитель

Слесарь-сантехник

Машинист (кочегар) котельной

Оператор котельной

Оператор теплового пункта

Гардеробщик

Истопник

Грузчик

Дворник

Садовник

Сторож

Кочегар

Электрик

Подсобный рабочий

Возчик

Кладовщик

Уборщик помещений

Шеф-повар

Повар

Помощник повара

Механик

Рабочий аттракционов

Машинист сцены

Осветитель

Примерная нормативная численность персонала

В нормативную численность работников по I группе «Административный персонал» включено следующее количество ставок:
Руководитель учреждения — 1 ставка независимо от количества групп.
Заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения по организационно-массовой работе) — 1 ставка независимо от количества групп.
Заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения по методической работе) — 1 ставка независимо от количества групп.
Заместитель директора по безопасности — 1 ставка при наличии 20 групп.
Заместитель руководителя учреждения по учебно-воспитательной работе:
1 ставка при наличии от 10 до 60 групп;
2 ставки при наличии от 60 до 120 групп;
3 ставки при наличии более 120 групп.
Заместитель руководителя по административно-хозяйственной работе — 1 ставка при наличии 30 и более групп.
Руководитель структурного подразделения — 1 ставка на 30 групп.
Главный бухгалтер — 1 ставка при наличии ведения самостоятельного бухгалтерского учета и отчетности.
Заведующий библиотекой — 1 ставка при наличии фондов (от 1500 ед. хранения).
Художественный руководитель ансамбля — 1 ставка независимо от количества групп.
Режиссер — 1 ставка независимо от количества групп.
В нормативную численность работников по II группе «Педагогический персонал» включено следующее количество ставок:
Педагог дополнительного образования (тренер-преподаватель, включая старшего) — 0,34 ставки на группу.
Педагог-организатор (или методист, включая инструктора-методиста) — 0,18 ставки на группу*

* В государственных учреждениях дополнительного образования детей ставки методистов могут устанавливаться в зависимости от общего количества обучающихся по программам дополнительного образования детей соответствующей направленности в субъекте Российской Федерации (1 ставка на 1 тысячу детей).
Педагог-психолог:
1 ставка при наличии до 120 групп;
2 ставки при наличии от 120 до 200 групп;
3 ставки при наличии более 200 групп.
Музыкальный руководитель — 1 ставка.
Старший вожатый/социальный педагог:
1 ставка при наличии до 120 групп;
2 ставки при наличии от 120 до 200 групп;
3 ставки при наличии более 200 групп.
Инструктор по физической культуре:
1 ставка при наличии до 120 групп;
2 ставки при наличии от 120 до 200 групп;
3 ставки при наличии более 200 групп.
Инструктор по труду:
1 ставка при наличии до 120 групп;
2 ставки при наличии более 120 групп.
Дирижер — 1 ставка.
Балетмейстер/хореограф/хормейстер/концертмейстер:
1 ставка на 10 групп соответствующей направленности.
Нормативная численность учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала идентична нормам общеобразовательных учреждений*.

* Для учреждений, осуществляющих круглосуточную работу с детьми (базы, станции, центры детско-юношеского туризма и т.п.), могут применяться нормативы интернатов.

Таблица 6. Объемы учебной нагрузки

Таблица 6

Примерные объемы программ (возможно использование программ другой длительности)*

* В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 233, могут применяться авторские программы. Финансирование таких программ осуществляется учредителем в соответствии с индивидуальными нормативами.

Направленность программ

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й и последующие годы обучения

количество часов/дли-
тельность занятий в неделю (ч)

количество часов/ длительность занятий в неделю (ч)

количество часов/ длительность занятий в неделю (ч)

Художественно-эстетическая

изобразительное творчество

прикладное творчество

музыкальная

театральная

вокально-хоровая

оркестровая

хореографическая

Физкультурно-спортивная

спортивно-оздоровительная

начальная подготовка

учебно-тренировочная подготовка

спортивное совершенствование

высшее спортивное мастерство

Научно-техническая

начальное техническое творчество

конструкторская

от 324
до 432/9-12

технические виды спорта

от 324
до 432/9-12

информатика и вычислительная техника

от 324
до 432/9-12

Туристско-краеведческая

туристско-краеведческая (школьники младшего возраста)

туристско-краеведческая (школьники среднего и старшего возраста)

Эколого-биологическая

эколого-биологическая

эколого-биологическая

Военно-патриотическая

военно-патриотическая

военно-патриотическая

Социально-педагогическая

Культурологи-
ческая

Таблица 7. Примерная наполняемость групп

Таблица 7

Направленность программ

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й и последующие годы обучения

максимальное количество обучающихся

максимальное количество обучающихся

максимальное количество обучающихся

Художественно- эстетическая

изобразительное творчество

прикладное творчество

музыкальная

театральная

вокально-хоровая

оркестровая

хореографическая

Физкультурно- спортивная

спортивно-оздоровительная

начальная подготовка

учебно-тренировочная подготовка

спортивное совершенствование

высшее спортивное
мастерство

Научно-техническая

начальное техническое творчество

конструкторская

технические виды спорта

информатика и вычислительная техника

Туристско-краеведческая

Эколого-биологическая

Военно-патриотическая

Социально-педагогическая

Культурологическая

Таблица 8. Пример расчета норматива по группам персонала

Таблица 8

Таблица 9. Пример расчета фонда оплаты труда при реализации программ дополнительного образования детей различной направленности (30 групп со средней наполняемостью 12 чел.)

Таблица 9

Таблица 10. Пример расчета норматива бюджетного финансирования программ дополнительного образования детей различной направленности (средняя наполняемость 12 чел.)

Таблица 10

Предложенная модель позволяет образовательному учреждению, основываясь на нормативах финансирования реализации образовательных программ дополнительного образования детей, разрабатывать обоснованную программу развития учреждения на долгосрочный период, содержащую подробный финансовый план — неотъемлемую часть программы развития.

Текст документа сверен по:
Вестник образования,
N 22, ноябрь, 2006 год

Региональный модельный центр дополнительного образования детей открылся 26 ноября 2019 года в Нижнем Новгороде в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», который реализуется в стране в соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина.

По словам заместителя губернатора Нижегородской области Андрея Гнеушева, это абсолютно новый подход к управлению системой дополнительного образования, который направлен на создание эффективного взаимодействия, реализация современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей.

«Региональный модельный центр — это координация работы учреждений дополнительного образования, существующей инфраструктуры и программ для наиболее эффективного использования материально-технической базы и кадровых ресурсов. Это и внедрение информационной системы «Навигатор дополнительного образования детей», обеспечивающей широкое информирование родителей о дополнительном образовании региона, обеспечение доступности такого образования для детей из сельской местности, детей с ограниченными возможностями здоровья, для талантливых и одаренных детей», — отметил Андрей Гнеушев.

Дополнительное образование сегодня играет очень важную роль в формировании подрастающего поколения, которому предстоит в будущем управлять страной, принимать решения и действовать в совершенно новых, постоянно меняющихся условиях.

Работа регионального модульного центра будет направлена на внедрение эффективных образовательных моделей по всему региону. В муниципальных организациях дополнительного образования повысится качество обучения, а педагоги в отдаленных территориях получат возможность познакомиться с новинками в образовательных технологиях.

Оставьте комментарий