Инструктор методист по ЛФК

Отчет о работе инструктора по лечебной физкультуре ЛПУ, ФИО инструктора

Утверждаю:

Главный врач

ЛПУ

ФИО гл. врача

Матрица отчета по ЛФК

ОТЧЕТ

О работе за 20____ год

инструктора по лечебной физкультуре

ЛПУ, ФИО инструктора

1. Краткие биографические данные м\с

1. Окончание медицинского учреждения, специальность по диплому.

2. Первичная специализация, где получена.

3. Место работы, стаж.

4. Дата вступления в ассоциацию.

5. Года усовершенствований, получения квалификационной категории.

2. Краткая характеристика Вашего ЛПУ, отделения, кабинета.

3.Структура физиотерапевтического отделения (ФТО)

Отделение лечебной физкультуры. ( убрать или добавить своё)

Лечебная Физическая Культура (ЛФК) – метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса.

Физическая активность – одна из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза. Тем самым является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека.

Лечебная физическая культура – научная дисциплина. Физиологическая основа ЛФК предусматривает нозологический подход при наиболее важных заболеваниях и органно-системной дифференциации частных вопросов. Она отражает задачи профилактического и гигиенического направления медицины и имеет широкие показания к применению.

В отделении имеются кабинеты: лечебной физкультуры, механотерапии и биологически активной связи (БОС) опорно-двигательного аппарата.

Кабинет лечебной физкультуры – площадью 35 м², оснащен приточно-вытяжной вентиляцией и кварцевыми лампами, для повышения комфортности, установлен очиститель воздуха с ионизацией.

Оснащение:

• Шведская стенка 2 шт.

• Мячи различного диаметра.

• Кушетка «КВС – 11».

• Тумба для хранения дезинфекционных растворов и чистого белья.

• Рабочие столы, компьютер для введения документов.

• Баскетбольная корзина.

• Скакалки.

• Роликовые массажеры.

• Гимнастические палки.

• Батут

• Коврики для занятий.

• Гантели (от 0,5 кг.-2,0 кг.)

• Гимнастическая скамейка.

• Мячи «Кенгуру»

• Настенные часы.

• Аппарат по многоканальной программированной электростимуляции мышц «Аккорд»

• Костюмы «Адели», «Гравистат»

Кабинет механотерапии – площадью 18 м², оснащен приточно-вытяжной вентиляцией и кварцевой лампой.

Оснащение тренажеры

• Квадрицепс,

• Бодиквард,

• Беговая дорожка,

• Полисистема,

• Велоэргометр,

• Степер,

• Атлет – многофункциональный тренажер,

• Вибромассажный комплекс

3. Основные показатели, характеризующие деятельность специалиста:

а) объём выполняемой работы за 20____ год

норма единиц за день

норма единиц за 20___ год

мои единицы за 20___ год

% выполнения работы

Число пролеченных пациентов мной за 20____год

наименование процедуры

число процедур

единицы за одну процедуру

всего единиц

лечебная гимнастика в группе

лечебная гимнастика индивидуальное занятие

механотерапия

вибромассаж

лечение положением

беговая дорожка

итого

б) знания и умения по аттестуемой специальности:

Знаю и умею:

• Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия по

профилактике внутрибольничной инфекции.

• Выполнять правила и меры техники безопасности в кабинете

при проведении ЛФК.

• Объяснить пациенту смысл и необходимость проведения ЛФК

• Давать рекомендации родителям и пациентам по закаливанию

и здоровому образу жизни.

• Заполнять документацию.

• Проводить индивидуальные и мало групповые занятия.

• Оказание первой помощи при всех видах травм.

• Антропометрические измерения.

• Проводить функциональные пробы с физической нагрузкой.

• Проводить занятия на тренажерах и механоаппаратах.

Владею следующими методиками проведения ЛГ:

• Дыхательной.

• Корригирующей.

• Общеукрепляющей.

• Обще развивающей.

• При ДЦП.

• При заболевании пищеварительной и мочевыделительной системы.

• Гинекологической.

• Мимической.

• При заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата.

с) ведение медицинской документации:

• Функциональные обязанности, права и ответственность м/с по ЛФК.

• Структуру отделения и внутренний распорядок работы.

• Почасовой график работы.

• Приказы и инструкции (№ 000, 245, 328, 315, 337, 52, № 000, № 000 ОСТ , Сан Пин)

• Принципы межличностного общения.

• Основные принципы организации и оснащения кабинетаЛФК

• Методики лечебной физкультуры для больных с различными заболеваниями.

• Методики проведения лечебной физкультуры для детей первого года жизни и в пожилом возрасте.

• Методические основы лечебной физкультуры; средства и формы ЛФК, содержание режимов двигательной активности, классификацию физических нагрузок.

• Методы оценки физического развития, физической работоспособности человека, функции внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата при занятиях ЛФК.

• Сочетание ЛФК и физиотерапевтических процедур.

• Показания и противопоказания к назначению лечебной физкультуры.

• Профилактику возможных осложнений.

• Возможное исключение психологических проблем, возникающих у пациентов во время проведения лечебной физкультуры при различных заболеваниях

• Принципы лечения и профилактики основных симптомов синдромов травм и заболеваний.

• Оказание первой неотложной доврачебной помощи.

• Организую беседу с родителями о принципе ведения здорового образа жизни.

4) Качественные показатели работы

Количество пролеченных мной больных со сколиозом за 20___год: ( взять любой другой диагноз)

Всего человек пролеченных со сколиозом

Средняя нагрузка

улучшение от первого курса лечения

% улучшения после первого курса

5510 чел

норма за смену =39.6 единиц

3895 чел

70%

Из этих лечившихся детей со сколиозом мною проанализировано 20 карт

Всего пролечено детей

Получили

лечение 3

курса за год

Результаты лечения

1 курса

Результаты лечения

2 курса

Результаты лечения

3 курса

Значительное

улучшение

Улучшение

Без изменений

Значительное

улучшение

Улучшение

Без изменений

Значительное

улучшение

Улучшение

Без изменений

20 чел

2-10%

10-50%

8-40%

4-20%

10-50%

6-30%

6-30%

12-60%

2- 10%

5) Анализ основных показателей

Результаты лечения отражают улучшение субъективного состояния и положительную динамику топографического исследования.

Таким образом, можно сделать вывод. При увеличении количества курсов эффект лечения более значителен. Эффективность лечения зависит от точности, регулярности выполнения назначений врача, от раннего начала реабилитации.

6) Наставничество – обмен опыта с коллегам

Разработала протоколы и стандарты технологий простой медицинской услуги при проведении занятий на «Велоэргометре», «Волевой ходьбе на беговой дорожке», «применение тренажера Квадрицепс для верхних и нижних конечностей». Участвовала в их апробации. Принимала участие в Международном Российско-Канадском семинаре (РОКСИ). Добавить свои конференции Данная конференция произвела благоприятное впечатление. В ходе конференции я ознакомилась с работой канадских медсестер и внедрением сестринского процесса.

Читаю специальную медицинскую литературу, журналы «Сестринское дело», газету «Будь здоров». В нашем отделении с 20___ года проводится ранжирование, в котором участвуют ___ человек. За последний год я занимаю _____ место по итогом этого соревнования.

Являюсь членом ассоциации средних медицинских работников с 20____ года. Ассоциация помогает мне повышать свой уровень и профессиональную подготовку (нормативные документы, журналы, газеты, конференции).

7) Профилактическая работа

Приходя на рабочее место провожу проверку санитарного состояния кабинета, правильность заполнения документации, смотрю сроки годности дезинфицирующих средств. Проверяю рабочее состояние тренажеров.

Применяю на практике новые методики лечения. Тщательно изучаю паспорт и методические рекомендации при поступлении в отделение нового тренажера.

Ежегодно сдаю зачеты по № 000 приказу № 000 приказу. По оказанию неотложной помощи, по инфекционной безопасности, лекарствоведению оценка за 20___год хорошо. Считаю, что инструктор по лечебной физкультуре должен постоянно повышать уровень своих знаний в работе; соблюдать правила техники безопасности и эксплуатации аппаратов, а также этику и деонтологию.

Соблюдаю профилактику ВБИ. Во всех кабинетах после приема пациентов провожу дез. обработку: (дез средства свои)

Мебель (мебель, стулья, столы): обрабатываются 0,06% раствором «Жавелиона»+ СМС, «Санивап» 0,016%+СМС, «Ника-Неодез» 1,5%, «Гризавей-Т» 1,5%.

Ветошь замачивается в конце смены в «Ника-Неодезе» 2%, «Санивапе» 0,2%, 0,1% раствором «Жавелиона», «Гризавей-Т» 2% на 60 минут. Тщательно прополаскивается, сушится и хранится в емкости «чистая ветошь».

Отработанный материал ( салфетки соприкасающиеся с биологическими выделениями человека) заливаются растворами в отдельные емкости согласно ОСТу для этого используются: 0,2% раствор «Жавелиона», «Ника-Неодез» 2%, «Санивап» 0,2% и утилизируются согласно Сан Пину 2.1– 99.

Тренажеры обрабатываются «АБСОЛЮЦИДОМ-окси» 2%, электроды обрабатываются спиртом 70% согласно приказу № 000 (а так же согласно паспорту и инструкции по эксплуатации аппарата).

Текущая уборка проводится 2 раза в смену 0,016% «Санивап»+СМС или 1,5% «Ника-Неодез» или 1,5% «Гризавей-Т» или 0,06%»Жавелион»+СМС и 0,5% моющим раствором.

Генеральная уборка проводится в разных кабинетах по разному. Например в кабинетах водолечения 1 раз в 7 дней согласно приказу № 000 обязательно с чередованием дез. средств каждую неделю: 0,06% раствором «Жавелиона»+СМС или 0,06% «Санивап» или 1,5% «Ника-Неодез» или 1% «Гризавей-Т» и обязательно в водолечении при генеральных уборках применяется 2% «АБСОЛЮЦИД-окси». После чего включается кварцевая лампа на 1 час. А в физиотерапевтических кабинетах (электролечения, ингаляторий, парафинолечение и галотерапия) 1 раз в месяц и тоже с чередованием этих дез. средств согласно приказу № 000.

Ковровые изделия обрабатываются во время генеральной уборки, согласно приказу № 52; чистка пылесосом, затем влажная обработка 2% мыльно – содовым раствором с последующим проветриванием.

В процессе работы обучаю родителей ребенка овладению основными комплексами лечебной гимнастики в домашних условиях. Провожу агитационные мероприятия с родителями по закаливанию и здоровому образу жизни детей.

Занимаюсь самообразованием, чтением специальной литературы, журнала – «Сестринское дело», газеты «Будьте здоровы».Мною разработаны ТПМУ, которые успешно апробированы на практике. Участвую в научно-практических конференциях, по обмену опытом работы и ознакомлению с новыми разработками в области лечебной физкультуры.

Отчет составила инструктор по ЛФК_______________

Проверил: главная медсестра _____________________

Инструктор по лечебной
физкультуре

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977

Инструктор малокалиберного, пневматического тира

Должностные обязанности. Проводит в соответствии с существующими методиками занятия по лечебной физкультуре (ЛФК). Подготавливает помещение, гимнастические предметы и снаряды для проведения занятий по ЛФК. Контролирует самочувствие больных до и после проведения занятий. Определяет эффективность занятий ЛФК. Проводит занятия с больными в бассейне и на механотерапевтических аппаратах. По назначению врача проводит отдельные виды лечебного массажа. Совместно с врачом по лечебной физкультуре разрабатывает схемы лечебной гимнастики и комплексы физических упражнений к ним на основе современных методик восстановления физического здоровья и реабилитации больных. Обеспечивает сохранность имущества и инвентаря, используемых на занятиях ЛФК. Ведет учетно-отчетную документацию.

Должен знать: основы физиологии и патофизиологии организма; методику проведения занятий по ЛФК для больных с различными заболеваниями; показания и противопоказания к проведению занятий по ЛФК; основы проведения лечебного массажа; правила личной гигиены, санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий; требования режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное (медицинское или физкультурное) образование без предъявления требований к стажу работы.

Требования к квалификации инструктора-методиста по ЛФК и инструктора ЛФК

Отвечает Валентина Малофеева, эксперт

Требования к квалификации инструктора-методиста по ЛФК и инструктора ЛФК

установлены в квалификационных требованиях, указанных в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н).

Требования к квалификации инструктора-методиста по ЛФК следующие: высшее профессиональное образование по специальности «физическая культура и спорт», «физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и дополнительная подготовка по ЛФК и спортивной медицине без предъявления требований к стажу работы. Инструктор-методист по лечебной физкультуре разрабатывает гимнастические комплексы для проведения занятий по лечебной физкультуре и процедур с пациентами, осуществляет в медицинской организации методическое руководство средним медицинским персоналом (инструкторы по лечебной физкультуре, медицинские сестры). Согласно п. 1.3 Номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников, утв. приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, инструктор-методист по лечебной физкультуре относится к категории специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием.

Требования к квалификации инструктора по ЛФК следующие: Среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» и сертификат специалиста по специальности «Лечебная физкультура» без предъявления требований к стажу работы.

Инструктор по лечебной физкультуре подготавливает помещение, гимнастические предметы и снаряды для проведения занятий по лечебной физкультуре. Контролирует самочувствие больных до и после проведения занятий. Проводит занятия с больными в бассейне и на механотерапевтических аппаратах. Показывает физические упражнения и осуществляет страховку больных при их выполнении. Следит за правильностью выполнения больными физических упражнений и переносимостью занятий. По назначению врача проводит отдельные виды лечебного массажа. Совместно с врачом по лечебной физкультуре разрабатывает схемы лечебной гимнастики и комплексы физических упражнений к ним на основе современных методик восстановления физического здоровья и реабилитации больных. Инструктор по ЛФК относится к категории специалистов со средним профессиональным образованием (медицинским) образованием.

Норматив нагрузки инструктора по лечебной физкультуре устанавливается в порядке и по нормативам соответствующих структурных подразделений медицинской организации из расчета времени на одно посещение и количества условных единиц на одну процедуру взрослым и детям согласно приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.08.2001 № 337″О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры (не нуждается в госрегистрации)».

Обоснование

Инструктор по
лечебной физкультуре

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н

Рентгенолаборант

Должностные обязанности. Подготавливает помещение, гимнастические предметы и снаряды для проведения занятий по лечебной физкультуре. Контролирует самочувствие больных до и после проведения занятий. Проводит занятия с больными в бассейне и на механотерапевтических аппаратах. Показывает физические упражнения и осуществляет страховку больных при их выполнении. Следит за правильностью выполнения больными физических упражнений и переносимостью занятий. По назначению врача проводит отдельные виды лечебного массажа. Совместно с врачом по лечебной физкультуре разрабатывает схемы лечебной гимнастики и комплексы физических упражнений к ним на основе современных методик восстановления физического здоровья и реабилитации больных. Ведет учетно-отчетную документацию.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; основы физиологии и патофизиологии организма; методику проведения занятий по лечебной физкультуре для больных с различными заболеваниями; показания к проведению занятий по лечебной физкультуре; основы проведения лечебного массажа; правила личной гигиены; санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий по лечебной физкультуре; основные причины заболеваний и травм, их клинические проявления; методы диагностики заболеваний, виды их осложнений; методы лечения и профилактики заболеваний и травм; виды, формы и методы реабилитации; организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования; основы валеологии и санологии; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» и сертификат специалиста по специальности «Лечебная физкультура» без предъявления требований к стажу работы.

>Профессия – специалист по адаптивной физической культуре

Интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой

Есть профессии, о которых мы много наслышаны: юрист, дизайнер или программист. А есть не менее интересные и важные, но не такие «раскрученные». Дабы расширить представление наших читателей о существующих профессиях, «Абитуриент» предлагает интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой. Наша беседа – о специалистах по адаптивной физической культуре.

– Михаил Дмитриевич, что такое физкультура, мы знаем. А что такое адаптивная физическая культура?
– Адаптивная физическая культура, или, сокращенно, АФК – это физкультура для людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), также для тех, у кого есть серьезные отклонения в состоянии здоровья, например, больное сердце, плохое зрение, слабый слух – и, наконец, для людей, которые просто недостаточно физически развиты. Например, человек с детства много сидит за компьютером, грудная клетка у него сдавлена, поэтому имеет недостаточный объем, мышцы слабые, осанка нарушена. Он вроде бы здоров, но на уроке физкультуры не может пробежать дистанцию наравне с другими. Вот его надо сначала подвести, так сказать, к «базовому» уровню.
Что касается инвалидов, то тут надо иметь в виду, что речь идет о совершенно разных видах патологии. Сюда относятся ампутанты (не имеющие рук или ног), слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, люди с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), с нарушением интеллектуального развития и т. д.
При этом внутри одного диагноза тоже возможны большие различия. Скажем, у ампутантов конечность может отсутствовать полностью или частично; при одних формах ДЦП люди не ходят, но свободно владеют руками, могут играть в мяч – значит, могут участвовать в подвижных играх и в соревнованиях, а при других формах – они лишены этой возможности; умственно отсталые, скажем, физически здоровы, но они очень плохо запоминают, поэтому на усвоение навыков бега, например, у них может уйти больше времени, чем у незрячих. В работе с детьми, страдающими таким недугом, очень важно знать, например, что театрализованные уроки более эффективны, а при проведении соревнований для таких детей нужно, чтобы все они получали награды.

Специалист по АФК в своей работе опирается на заключения врачей, психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов, использует апробированные методики – и в то же время применяет индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Но при этом абсолютно для всех важно основательно развивать мелкую моторику рук, потому что это поможет людям освоить работу на компьютере, освоить навыки письма, шитья, бытовые навыки.

– Таким образом, специалист по АФК – это учитель физкультуры для людей с дефектами здоровья?
– Вы знаете, в популярной литературе и в произведениях в жанре фэнтези довольно часто встречается понятие «параллельный мир». Это либо тонкий мир, существующий одновременно с нами, но не видимый нами, либо мир, в котором живем те же мы, но судьбы наши складываются по-другому. У меня такое ощущение, что люди, о которых мы сейчас говорим, живут словно бы в таком параллельном мире, и зрячий человек не может до конца прочувствовать, как живется слепому. Он может закрыть глаза и постараться представить себе, как это; но каково это – постоянно жить в темноте, он понять не в состоянии. Но вот он вернулся из Афгана, он ослеп – и он сразу всё понял и всё ощутил.
И вот мне кажется, что специалист по АФК – это человек, которому не обязательно нужно пройти Афган, чтобы понять, как живется «на том берегу реки», это человек, который строит мосты и соединяет оба берега в единый город. Ведь зачастую больные и инвалиды оказываются изолированными от обычной жизни общества, порою это вообще существование в четырех стенах. Задачей же специалиста по АФК является, как в йоге, улучшение душевного состояния человека и воспитание у него потребности в саморазвитии и параллельно с этим повышение уровня его физических способностей.

Одновременно с этим специалист по АФК обязан быть очень хорошо образованным, особенно в своей области.
Впрочем, те, чья работа связана с непосредственным общением с людьми, – учителя, тренеры, режиссеры – должны быть хорошими психологами. А уж профессия, о которой мы здесь говорим, учитывая особенности контингента, вдвойне предполагает в человеке не только наличие прирожденных качеств психолога, но и владение научными психологическими методами, с помощью которых он может грамотно воздействовать на личность занимающегося. Например, в группу, где занимаются тотально слепые или слабовидящие, обычный преподаватель войдет, поздоровается и, может быть, представится. А специалист по АФК подойдет к каждому, представится первым, спросит, как того зовут, и поздоровается за руку. Через этот тактильный контакт ученик лучше почувствует, воспримет своего наставника. В дальнейшем это упростит их взаимодействие.

Специалист по АФК должен быть хорошим тренером, а значит – педагогом, то есть он должен правильно обучать своего подопечного. Таким образом, здесь требуется отличное знание не только методики физкультурной и спортивной подготовки, но и дидактических принципов применения этих методик. Неправильно подобранная нагрузка может навредить здоровью и привести к весьма нежелательным последствиям. Например, инвалиды по слуху обучаться плаванию могут, но прыгать в воду с тумбы вниз головой им разрешать нельзя, потому что вода оказывает сильное давление на барабанные перепонки и это может навредить обучаемому.

Специалист по АФК не врач, но понятно, что его деятельность напрямую связана с медициной. Если уж в большом спорте достижение наивысшего результата во многом обусловлено наработками в области спортивной медицины, то специалист по АФК тем более должен отлично разбираться в особенностях того или иного недуга, От него зависит, какой характер нагрузки следует выбрать в конкретном случае и как правильно ее дозировать. Например, «сердечник», выполняя упражнение «насос» (наклоны в стороны с попеременным подтягиванием рук вдоль туловища), сделает его 6–8 раз, а при заболеваниях органов дыхания рекомендуется большее число наклонов, причем с удлиненным выдохом и произнесением на выдохе гласных и согласных звуков.
Вся работа специалиста должна быть направлена на коррекцию, исправление, улучшение морального и физического состояния больного, на повышение его психологической и физической работоспособности, а значит, должна способствовать лучшей адаптации, приспособленности к жизни в реальном, а не в «параллельном» мире.

– Скажите, должен ли тренер жалеть своего подопечного, уступать ему, идти у него на поводу?
– Жалеть в каком смысле? В смысле, подперев кулаком подбородок, вздыхать жалостливо, конечно, нет. А учитывать особенности, стараться понять причину той или иной реакции, разумеется, да. Тренеру нужно иметь большое терпение, быть очень тактичным, он должен обладать большой силой внушения, иногда даже создавать ситуацию искусственного успеха, чтобы подбодрить занимающегося – и, может быть, самое главное: он должен уважать своего ученика. Я вот лично жалею алкоголиков, наркоманов, потому что они страдают самым страшным недугом – потерей личности. А у моих учеников в смысле силы духа самому можно многому поучиться.
Кстати, показательный пример социализации инвалида – Юрий Вересков. О его жизни говорили и писали много. Я был с ним лично знаком. Он передвигался тогда с костылем. Ногу Юрий потерял еще в детстве, но не впал в уныние, а наоборот, начал интенсивно заниматься физическими упражнениями, причем сначала научился ездить на двухколесном велосипеде, крутя педаль одной ногой. Впоследствии стал тренером и активным спортсменом-параолимпийцем.

Тогда еще и понятия АФК не существовало, но были люди, которые обладали знаниями и желанием помочь. Это было начало. А сегодня успехи наших параолимпийцев в мире доказывают, что своевременный их приход в адаптивную физкультуру и адаптивный спорт позволили им не только значительно укрепить здоровье, развить физические качества, но также раскрыть их спортивные таланты, добиться высоких результатов, а главное – убедительно доказать себе и остальным, что человек всегда способен на большее.

Известны многие другие примеры, когда инвалиды с детства, страдающие ДЦП и прочими недугами, становятся учеными, преподавателями, специалистами в разных областях.

Таким образом, возможности адаптивной физкультуры весьма широки, но при условии, что процесс адаптации находится под руководством и контролем квалифицированных и профессионально подготовленных специалистов.

– А где и как можно получить такую профессию?
– В институтах физической культуры на соответствующих факультетах, в некоторых педагогических вузах, в медицинских университетах. Выпускникам средней школы учиться и при очной, и при заочной формах обучения 4 года, а после окончания медицинского или спортивно-педагогического колледжа – 3 года.
Спектр дисциплин подготовки очень широкий. Это вызвано необходимостью, как говорилось выше, разбираться в самых разнообразных вопросах: от методов лечебного массажа до медицинской экспертизы трудоспособности; от тонкостей психологического консультирования до техники безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Есть общепрофессиональные дисциплины: теория и методика физической культуры, теория и организация адаптивной физической культуры, психология развития, базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, анатомия, физиология, биомеханика, общая патология. И это далеко не всё. Есть также основные дисциплины для этой специальности: частная патология, психология болезни и инвалидности, возрастная психопатология, физическая реабилитация, массаж, специальная педагогика, адаптивное физическое воспитание, частные методики АФК и многое другое. И, конечно, есть циклы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин.

– На что нужно обратить внимание абитуриенту при выборе данной специальности?
– Профессию эту могут выбирать те девушки и ребята, кто связан с физической культурой и спортом. Я не имею в виду обязательное наличие у них высоких спортивных званий. Я считаю, что дорога в эту профессию открыта тем, кто любит физкультуру и верит в нее как в живительный источник здоровья, воспитания личности и самоутверждения в нашем непростом мире.
Нужно хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку, хорошо знать биологию и обществознание и иметь хорошую физическую форму, поскольку вузы могут проводить тестирование физической подготовленности будущих студентов – например, бег на 1000 и 100 м, прыжок с места, подъем туловища из положения лежа, наклон вперед из положения седа, подтягивание на высокой перекладине для юношей и на низкой для девушек.

– Чтобы быть объективными, давайте поговорим и о сложностях данной профессии…
– Направление наше в России сравнительно молодое, так что на пути этой профессии объективно возникают и трудности, которые необходимо преодолевать. В частности, пока еще далеко не все руководители образовательных учреждений осознают значимость и необходимость АФК. Поясню: иногда выпускники вуза, обращаясь по вопросам трудоустройства в школу, сталкиваются с тем, что ставки для учителей физкультуры есть, больных учащихся немало, но нет четко прописанных положений о том, кто же такой специалист по АФК в школе.

– Михаил Дмитриевич, насколько эти сложности непреодолимы и чего в этой профессии больше: плюсов или минусов?
– Поскольку назрела объективная необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров по адаптивной и лечебной физической культуре, вопросы регулирования правового положения, трудоустройства, финансирования, я убежден, будут решены. А сегодня уже можно с большой долей уверенности утверждать, что избранный курс подготовки специалистов приносит свои плоды. Иначе, наверное, не может быть, потому что студенты, например, нашего вуза по специальности АФК достаточно успешно проходят серьезную организационно-педагогическую практику на базе ведущих центров реабилитации и коррекционных учреждений разного типа. Там им удается совместить полученные теоретические знания с освоением практических умений и навыков будущей профессии. Наиболее отличившиеся в ходе проведения практики студенты нередко получают возможность трудоустроиться в этих же учреждениях.

– А где вообще работают специалисты по АФК?
– Как устроиться на работу? Можно обратиться в органы здравоохранения или образования, куда поступают запросы на специалистов данного профиля, можно получить информацию через Интернет или в тех учебных заведениях, которые заканчивали. В общем, обычным путем.
Такие специалисты нужны во всех образовательных учреждениях, где есть учащиеся, отнесенные к спецмедгруппе. Они нужны в специальных образовательных учреждениях – речь, прежде всего, идет о школах-интернатах для детей с дефектами развития, о детских домах-интернатах, о психоневрологических диспансерах, о классах коррекции и о коррекционных детских садах. Существуют и детско-юношеские спортивные школы для людей с отклонениями здоровья, федерации, клубы. А кроме того, специалист по АФК найдет себе работу в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха.

Вообще он может работать преподавателем, тренером, методистом. Может вести научно-исследовательскую работу, быть консультантом. А еще может работать и в органах управления физической культурой и спортом – федерального, республиканского или регионального уровней.
Среди наших выпускников есть сотрудники известных фитнес-центров, физкультурно-спортивных клубов, клиник и госпиталей, преподаватели лицеев и гимназий, инструкторы ЛФК, спортивные менеджеры. Многие из них занимаются частной практикой, владея в совершенстве техникой разных видов массажа.
И вообще, возможность применить себя у специалиста по АФК большая. Почему? Потому что в современных условиях многие ослабленные и больные люди хотят наравне со здоровыми сверстниками играть в футбол и баскетбол, заниматься тяжелой атлетикой и гольфом, плавать, ходить в длительные туристические походы. Обо всем об этом еще недавно не приходилось многим и слышать. Но сегодня люди с ограниченными возможностями занимаются освоением компьютерной техники, приобретают интересные профессии и ремесла, желают быть гражданами, полезными для общества.

Беседовала Евгения Маркизова

Оставьте комментарий