Инструкция 231

Содержание

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Операции банка с драгоценными металлами»

Реферат

Курсовая работа: 43 страницы, 4 рисунка, 30 источников.

Ключевые слова: Национальный банк Республики Беларусь, коммерческие банки, драгоценные металлы, золото, операции банка, покупка — продажа драгоценных металлов, металлические счета, клиенты, внутренний рынок драгоценных металлов, международный рынок драгоценных металлов, Банковский кодекс, вклады, депозит.

Объект исследования: операции банков с драгоценными металлами.

Предмет исследования: отношения, складывающиеся при операциях с драгоценными металлами.

Методы исследования: сравнительный, статистический, индукция, дедукция.

Цель курсовой работы: показать особенности операции банков с драгоценными металлами в Республике Беларусь и тенденции его развития. Для достижения поставленной задачи был произведён анализ учебной и общеэкономической литературы. Необходимо отметить, что указанные вопросы достаточно слабо освещены в финансовой периодике

Задачами курсовой работы являются:

— рассмотреть основные виды банковских операций;

— выявить особенности операций банков с драгоценными металлами;

— проанализировать банковские операции с драгоценными металлами на внутреннем и международном рынках;

-рассмотреть порядок открытия металлических счетов в банках Республики Беларусь;

-рассмотреть тенденции развития рынка драгоценных металлов.

Выводы: сбережения в драгоценных металлах остаются неприбыльными, но весьма надежными. А публикации белорусских коммерческих банков свидетельствуют, что данная банковская услуга имеет в последнее время положительную динамику.

Предложения: для того, чтобы сделать выгодное вложение следует обратить внимание в первую очередь на золотые и платиновые слитки. Инвестиции в золото и платину наиболее оптимальны на длительный период, то есть как минимум на один год.

Теоретические аспекты организации и проведения операций банка с драгоценными металлами

1.2 Операции банка с драгоценными металлами и их характеристика

Направления совершенствования операций банков с драгоценными металлами

3.2 Тенденции развития рынка драгоценных металлов в Республике Беларусь

Список использованных источников

Введение

В современных условиях хозяйствования, когда усиливается конкуренция между банками, остро встает проблема расширения новых банковских услуг. Одной из них являются операции с драгоценными металлами.

Ситуация изменилась в 2001 г. после того, как Национальный банк разрешил проводить операции с банковскими и мерными слитками драгоценных металлов коммерческим банкам .

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

4) проанализировать банковские операции с драгоценными металлами на внутреннем и международном рынках;

1.1 Классификация и сущность банковских операций

По Банковскому Кодексу Республики Беларусь к банковским операциям относятся:

— привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

— размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;

— осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;

— валютно-обменные операции;

Правила и порядок осуществления банковских операций устанавливается законодательством и правилами центрального банка. Для осуществления банковских операций необходима лицензия (специальное разрешение). Все банковские операции осуществляются в национальной валюте (белорусском рубле), а при наличии лицензии Национального банка Республики Беларусь и в иностранной валюте .

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации не вправе осуществлять производственную и (или) торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для их собственных нужд. Не вправе они осуществлять и страховую деятельность в качестве страховщиков.

На практике и в экономической литературе используется также понятие «банковская услуга”, нередко не делается различие между этим понятием и «банковской операцией”. Банковская услуга — одна или несколько операций банка, удовлетворяющих определенную потребность конкретного клиента. Она рождается в рамках взаимоотношений «клиент-банк” и может отличаться от традиционных банковских операций, главное, чтобы она осуществлялась в рамках действующего законодательства.

На рисунке 1 приведена схема классификации операций банка .

Рисунок 1 — Классификация банковских операций

Пассивные операции — операции, посредством которых банки формируют ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. Эти операции направлены на привлечение денежных средств банками. Наибольшая часть пассивных операций связана с аккумуляцией временно свободных средств клиентов (хозяйственных организаций, других банков, предпринимателей, населения и т.д.). Пассивные операции, связанные с привлечением средств, в зависимости от их экономического содержания делятся на депозитные, включая получение межбанковских кредитов, и на эмиссионные (размещение паев (долей) акционерам или ценных бумаг банка).

В пассивных операциях центральных банков значится выпуск банкнот (эмиссия денег). С помощью пассивных операций формируются собственные, привлеченные и эмитированные средства. Собственные средства формируются за счет операций по выпуску и размещению акций, отчислением из прибылей и др. Привлеченные средства — это привлечение средств клиентов с оказанием услуг, без оказания услуг и привлечение средств из других источников.

Объемы, состав и структура банковских пассивов образуют ресурсный потенциал банка, влияют на масштабы активных операций и, как результат, на доходы банка, а также на ликвидность банка.

Активные операции — операции по размещению банками имеющихся в их распоряжении ресурсов для получения прибыли и поддержания ликвидности. Среди активных операций выделяются два главных вида — ссудные и банковские инвестиции. Выдача ссуд — самый значительный актив банков, приносящий основной доход, но предполагающий наиболее высокий риск. Банковские инвестиции — это, например, вложения средств банков в ценные бумаги, в уставные фонды других банков, предприятий. К активным операциям относятся также депозитные операции — размещение временно свободных средств одних банков в других банках и кредитных учреждениях; депозиты в центральном банке.

Связь между активными и пассивными операциями банков очевидна. Размер и структура активных операций зависят от привлечения ресурсов. Доходы от активных операций увеличивают ресурсы. Коммерческие банки обладают способностью в определенной степени «создавать вклады”, зачисляя суммы ссуд на счета кредитополучателя. При этом денежная масса в виде средств на текущих счетах, используемых для расчетов, расширяется. Возможность такого расширения ограничивается необходимостью поддерживать ликвидность банков.

Посреднические операции — операции, содействующие финансовому обороту, осуществлению банковской деятельности. К ним можно отнести расчетные операции, включая инкассовые и переводные; посредничество при купле- продаже ценных бумаг и иных объектов финансового оборота; дилинговые операции; трастовые операции, трансфертные и другие. Это операции, проводимые по поручению клиентов и на комиссионных началах.

Другие операции банков — операции, сопутствующие деятельности банков. Эти операции направлены на улучшение обслуживания клиентуры, ее расширение, повышение прибыльности и ликвидности банка. Их развитие характерно обычно для универсальных банков. При этом существует тесная связь прочих операций коммерческого банка с основными: кредитно-расчетными, депозитными, инвестиционными. Комплекс дополнительных, финансовых, информационных и посреднических услуг, оказываемых банком, расширяет круг клиентуры и делает более привлекательным условия кредитно- расчетного их обслуживания. К другим операциям, оказываемых банками, можно отнести: хранение ценностей; осуществление научно-технических разработок; консультационно-правовые, информационно-аналитические и справочные услуги; сервисные услуги; нумизматические операции; совместная деятельность банков и других юридических лиц; благотворительная деятельность и осуществление финансовой поддержки и т.п.

Следует иметь в виду, что операции центрального банка и коммерческих банков различаются с учетом статуса этих кредитных учреждений, определенных банковским законодательством и предоставленных им прав на осуществление тех или иных операций.

Таким образом, все операции (услуги) коммерческого банка можно классифицировать следующим образом. Пассивные операции — операции, посредством которых банки формируют ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. Эти операции направлены на привлечение денежных средств банками. Активные операции — операции по размещению банками имеющихся в их распоряжении ресурсов для получения прибыли и поддержания ликвидности. Посреднические операции — операции, содействующие финансовому обороту, осуществлению банковской деятельности. Другие операции банков — операции, сопутствующие деятельности банков. Эти операции направлены на улучшение обслуживания клиентуры, ее расширение, повышение прибыльности и ликвидности банка.

1.2 Характеристика операций с драгоценными металлами

Коммерческие банки осуществляют операции (сделки) с драгоценными металлами, как на внутреннем, так и на международном рынках.

Операции коммерческих банков, связанные с драгоценными металлами, следующие :

— открытие и ведение металлических счетов;

— продажа драгоценных металлов;

— купля драгоценных металлов;

— депозитные операции (привлечение и размещение во вклады (депозиты) драгоценных металлов);

— кредитование под залог драгоценных металлов;

— доверительное управление драгоценными металлами и камнями;

— ответственное хранение ценностей.

Сопутствующими операциями являются экспертиза, оценка, охрана и транспортировка драгоценных металлов, проведение рекламных компаний, консультирование.

Банковские операции с драгоценными металлами на внутреннем и международном рынках драгоценных металлов осуществляются только с банковскими и мерными слитками (за исключением банковской операции по хранению ценностей).

Металлические счета — счета, которые используются для совершения банковских операций с драгоценными металлами в виде банковских и (или) мерных слитков. Металлические счета подразделяются на обезличенные, ответственного хранения, депозитные и вкладные металлические счета .

Обезличенный металлический счет — счет, предназначенный для учета драгоценных металлов в виде банковских и (или) мерных слитков без указания их индивидуальных признаков.

Депозитный (вкладной) металлический счет — счет, предназначенный для размещения драгоценных металлов в виде банковских и (или) мерных слитков, привлеченных банком у юридических и физических лиц на условиях банковского вклада (депозита).

Металлический счет ответственного хранения — счет, предназначенный для хранения ценностей, драгоценных металлов во всех видах и состояниях.

В основе торговли физическим металлом используются металлические счета, или счета ответственного хранения в банках. Они используются для временного хранения металла с последующей реализацией или переводом в другое место. Эти счета могут открываться банкам в иностранном банке-корреспонденте. При этом драгоценный металл должен быть перевезен в хранилище банка, в котором открыт металлический счет ответственного хранения. Характерная особенность этого счета в том, что с него получают те слитки, которые были на него же и положены. Банк, ведущий такие счета, не имеет права использовать металл ни в каком виде. На ответственное хранение могут быть приняты ценности под залог при выдаче кредитов.

Порядок и условия залога и ответственного хранения драгоценных металлов определяются в договоре, заключаемом банком с клиентом. Драгоценные металлы, принимаемые в залог и на ответственное хранение в обеспечение кредита, являются собственностью клиента и не могут размещаться банком от своего имени и за свой счет. Хранение драгоценных металлов, принятых на ответственное хранение и в залог, осуществляется в специально оборудованных современными техническими средствами охраны помещениях банка в сейфах отдельно от других ценностей. При приеме драгоценных металлов в залог и на ответственное хранение клиент заполняет заявку на передачу драгоценных металлов в залог (на ответственное хранение). При оформлении сделки банк оформляет соответствующие документы (квитанции, реестры и др.) на прием драгоценных металлов в залог (ответственное хранение).

Купля — продажа драгоценных металлов является банковской операций в случаях, когда одной из сторон сделки выступает банк. Физическим и юридическим лицам, не являющимся банками, при совершении банковской операции по купле-продаже драгоценных металлов с банками получения лицензии Национального банка Республики Беларусь не требуется. Банки вправе совершать сделки купли-продажи драгоценных металлов от своего имени и за свой счет, а также по поручению и за счет клиента.

Банки могут закупать драгоценные металлы и затем перепродавать их другим банкам или использовать для пополнения собственных резервов, пополнения платежных ресурсов.

Рынок драгоценных металлов включает широкий спектр торговых операций, проводимых банками, торговыми компаниями. Среди такого рода операций можно выделить нижеприведенные .

Сделка «форвард» — сделка покупки (продажи) драгоценных металлов с условием передачи драгоценных металлов покупателю в согласованный сторонами срок в будущем, но не ранее двух банковских дней со дня заключения сделки. Форвардная сделка предусматривает реальную продажу иди покупку металла на срок, превышающий два рабочих дня.

Цель заключения форвардной сделки покупателем состоит в том, чтобы застраховаться от повышения в будущем цены металла на рынке. Цель продавца — застраховаться от понижения в будущем цены металла. Страхование обеспечивается за счет фиксации в форвардной сделке цены, по которой в будущем планируется осуществлять взаиморасчеты между контрагентами. Заключая форвардный контракт, стороны согласовывают форвардную цену, которая учитывает размер сделки и ее реальный срок.

Сделка «спот» — сделка покупки (продажи) определенного количества драгоценных металлов по стоимости, зафиксированной в день заключения сделки, с датой валютирования не позднее второго банковского дня со дня заключения сделки.

Дата валютирования — дата зачисления (списания) драгоценных металлов и иностранной (национальной) валюты на счета (со счетов). Сделки типа «спот» — это текущие операции купли-продажи металла («спот» — рынок). Условия расчетов «спот» удобны для контрагентов — в течение двух дней достаточно времени для обработки контрактной документации, оформления платежных документов и др.

Сделка «своп» драгоценных металлов — сделка покупки (продажи) определенного количества драгоценных металлов с обязательным совершением обратной сделки продажи (купли) драгоценных металлов на определенных условиях (срок, местонахождение или качество драгоценного металла).

Существуют несколько разновидностей операций типа «своп». «Своп» во времени, или финансовый «своп» — покупка (продажа) одного и того же количества металла на условиях «своп» против продажи (покупки) на условиях «форвард». Время, фиксируется в договоре, обычно равное от нескольких месяцев до года. «Своп» по качеству металла предусматривает одновременно покупку (продажу) металла одного качества, определенной пробы против продажи (покупки) металла другого качества (пробы). Сторона, продающая металл более высокого качества, получает премию (дисконт). «Своп» по местонахождению — покупка (продажа) металла в одном месте против продажи (покупки) его в другом.

«Опцион» — договор, дающий его держателю право купить (опцион колл) или продать (опцион пут) определенное количество драгоценного металла по определенной цене в определенный день или период в будущем. Сторона, получающая право исполнить сделку или отказаться от ее исполнения, — это покупатель опциона. Противоположная сторона именуется продавцом опциона. За право выступить покупателем последний уплачивает продавцу некоторые вознаграждения. Покупатель имеет право исполнить опцион по цене, зафиксированной в контракте (цене исполнения).

«Фьючерс» — стандартный (по объему и дате исполнения) в соответствии с международной практикой договор на покупку (продажу) драгоценного металла по определенной цене, сложившейся на бирже.

Клиент размещает заказ у брокера (брокерская компания — член биржи) на покупку или продажу фьючерсных контрактов с указанием количества и уровня цены. После закрытия биржи клиенту направляют выписку о состоянии его счета и совершенных сделках. Фьючерсные контракты, как правило, используются не для реальной поставки, а для хеджирования и спекуляции. Спекуляция основывается на колебаниях фьючерсной цены. Выигрыш по фьючерсному контракту получится, если его купить по более низкой цене, а впоследствии продать по более высокой цене или продать контракт по более высокой цене, а затем выкупить по более низкой цене.

Основные условия заключенной сделки (свидетельство о заключенной сделке) отражаются в особом документе — тикете (билете сделки).

Осуществление депозитных операций проводится тогда, когда необходимо привлечь металл на счет или, наоборот, разместить его на определенный срок.

Таким образом, банковские операции с драгоценными металлами на внутреннем и международном рынках драгоценных металлов осуществляются только с банковскими и мерными слитками (за исключением банковской операции по хранению ценностей). В основе торговли физическим металлом используются металлические счета, или счета ответственного хранения в банках. Драгоценные металлы, принимаемые в залог и на ответственное хранение в обеспечение кредита, являются собственностью клиента и не могут размещаться банком от своего имени и за свой счет. Рынок драгоценных металлов включает широкий спектр торговых операций, проводимых банками, торговыми компаниями.

Организация операций банков с драгоценными металлами

2.1 Особенности проведения операций с драгоценными металлами

Сопутствующими операциями являются оценка, охрана и транспорт и доставка драгоценных металлов и камней, осуществление рекламных компаний, консультирование.

2.2 Банковские операции с драгоценными металлами на международном рынке

— обмена документами, в том числе по системе Свифт или телексу, свидетельствующими о заключении договора;

При заключении сделки с драгоценными металлами согласовываются, как правило, следующие основные условия сделки:

— начальная дата валютирования;

— процентная ставка по вкладу (депозиту) или иная форма дохода ( в денежных средствах или в драгоценном металле);

б) по операциям с производными финансовыми инструментами (инструментами, созданными на базе драгоценного металла, — фьючерсы, опционы и др.):

— цена договора (при опционах — цена исполнения опциона);

— сумма премии (при опционах);

— наименование, вид и характеристики драгоценного металла (для сделок СВОП по качеству драгоценного металла — наименование (вид) и характеристики покупаемого (продаваемого) драгоценного металла);

— наименование и сумма валюты сделки (для сделок СВОП по времени — также сумма валюты по обратной сделке);

— дата поставки драгоценного металла (для сделок СВОП — также дата поставки по обратной сделке);

По завершению сделки формируется тикет, который может содержать реквизиты сделки, как на русском, так и на английском языке. При заполнении тикета вручную дилер вносит все условия сделки, а также дополнительно указывает:

— по сделкам привлечения (размещения) драгоценных металлов во вклад (депозит) — размер дохода, подлежащего уплате по сделке.

2.3 Операции банков с драгоценными металлами на внутреннем рынке

Покупка драгоценных металлов может осуществляться путем безналичного перевода драгоценных металлов или путем передачи наличных драгоценных металлов.

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ

Вторичное сырье (металлолом, дрова, пригодные для дальнейшего использования запчасти и т. п.), чаще всего появляется в учреждениях в результате списания товарно-материальных ценностей.

Общий порядок списания материальных ценностей бюджетных учреждений определен Типовой инструкцией № 142/181. При списании материальных ценностей, являющихся основными средствами, или объектов незавершенного строительства, нужно соблюдать требования Порядка № 1314.

В соответствии с п. 3 Типовой инструкции № 142/181 списанию подлежат материальные ценности, которые:

— непригодны для дальнейшего использования;

— выявлены в результате инвентаризации как недостача;

— морально устаревшие;

— физически изношенные;

— поврежденные в результате аварии или стихийного бедствия (при условии, что их восстановление является невозможным или экономически нецелесообразным и они не могут быть реализованы).

Списание с баланса учреждений материальных ценностей осуществляется путем их продажи, бесплатной передачи или ликвидации (на основании акта). Конечно же, при продаже или передаче товарно-материальных ценностей вторичное сырье не возникает. Оно появляется только в случае списания материальных ценностей путем ликвидации.

Следует иметь в виду, что согласно п. 20 Типовой инструкции № 142/181 списание материальных ценностей с учета (как ликвидация на основании акта о списании), без последующей их реализации или передачи другому бюджетному учреждению, осуществляется только в случаях, когда дальнейшее использование этих ценностей невозможно или экономически нецелесообразно.

Возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списанного объекта определяет постоянно действующая комиссия учреждения. Она же проводит их оценку.

Согласно п. 8 Типовой инструкции № 142/181 при списании необоротных активов составляется соответствующий акт по типовой форме № ОЗ-3 (бюджет) «Акт о списании основных средств», № ОЗ-4 (бюджет) «Акт о списании автотранспортных средств», № ОЗ-5 (бюджет) «Акт о списании с баланса бюджетных учреждений и организаций изъятой из библиотеки литературы», формы и порядки составления которых утверждены приказом № 125/70.

При списании запасов составляется акт по типовой форме № З-2 «Акт списания», форма и порядок составления которого утверждены приказом № 130.

Также при списании материальных ценностей могут составляться акты произвольной формы с указанием исчерпывающей информации о их количественных и качественных показателях и причинах выбытия (списания). Это разрешено п. 8 Типовой инструкции № 142/181.

В случае, если в результате ликвидации материальных ценностей отдельные детали, узлы, материалы еще могут быть использованы учреждением или подлежат передаче в установленном порядке, комиссией дополнительно составляется акт об оценке таких ценностей.

Разборка и демонтаж материальных ценностей, которые утратили свое производственное назначение или стали непригодными, осуществляются только после утверждения в установленном порядке акта об их списании.

Отметим также, что согласно п. 21 Порядка № 1314 разборка и демонтаж имущества, являющегося основными средствами или объектами незавершенного строительства, которое предлагается к списанию, проводятся только после принятия соответствующим субъектом управления решения о предоставлении согласия на списание имущества (кроме случаев повреждения имущества в результате аварии или стихийного бедствия).

Контролирует извлечение из имущества, подлежащего списанию, пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, а также узлов, деталей, материалов и агрегатов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, определяет их количество, вес и контролирует сдачу на склад и оприходование на соответствующих балансовых счетах комиссия по списанию имущества. Она создается в учреждении согласно п. 9 Порядка № 1314 и п. 6 Типовой инструкции № 142/181.

Свои особенности имеет списание товарно-материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы или драгоценные камни. Рассмотрим их.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ И СДАЧА ЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И КАМНЕЙ

Согласно п. 17 Порядка № 142/181 и п. 25 Порядка № 1314 детали и узлы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, извлеченные после демонтажа материальных ценностей, подлежат сдаче субъектам хозяйствования*, осуществляющим деятельность по сбору и первичной обработке лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней на основании лицензий на этот вид деятельности, полученных от Минфина Украины.

* Адреса специализированных предприятий Украины, осуществляющих прием и переработку отходов и лома драгоценных металлов и ценных камней, можно узнать в Департаменте государственного регулирования операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями и пробирного надзора, который входит в состав Министерства финансов Украины (сайт Минфина — www.minfin.gov.ua; адрес — 01008 г. Киев, ул. Грушевского, 12/2).

При наличии ведомственных или централизованных пунктов, занимающихся сбором и демонтажем техники, аппаратуры, приборов и других изделий, последние сдаются без демонтажа, целым комплексом.

Запрещается уничтожать, выбрасывать, сдавать в лом технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного извлечения и одновременного оприходования ценных деталей.

Запрещается передача, списание и продажа техники, аппаратуры и других необоротных активов по ценам ниже стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в них, за вычетом расходов на их извлечение.

Средства, полученные от сдачи драгоценных металлов и камней, распределяются между учреждением и государственным или местным бюджетами в зависимости от источника финансирования учреждения. Согласно п. 18 ст. 2 Закона № 835 80 % средств, полученных учреждениями и организациями, содержащимися за счет средств Государственного бюджета Украины, за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 % средств, полученных этими учреждениями и организациями за сданное в виде лома и отходов серебро, подлежат перечислению в государственный бюджет Украины.

Между учреждением и местным бюджетом распределение средств происходит так же. Согласно п. 11 ст. 35 Закона № 835 местному бюджету принадлежит 80 % средств, полученных учреждениями и организациями, содержащимися за счет средств местных бюджетов, за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 % средств, полученных этими учреждениями и организациями за сданное в виде лома и отходов серебро.

Главное контрольно-ревизионное управление Украины в письме от 24.12.2004 г. № 12-14/588 указывало, что за нарушение установленного законодательством порядка проведения операций с драгоценными металлами в зависимости от вида совершенного правонарушения предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Так, согласно ст. 1891 КУоАП нарушение утвержденных норм использования, норм потерь драгоценных металлов и ценных камней, норм использования, норм потерь отходов и лома в процессе производства, установленного порядка учета или отсутствие такого учета, необеспечение надлежащих условий хранения драгоценных металлов или ценных камней в процессе производства, установленного порядка реализации драгоценных металлов и ценных камней, установленного порядка сбора и сдачи их отходов и лома влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц учреждений и организаций от 8 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 340 грн.).

Согласно ст. 214 УКУ уклонение от предусмотренных законом обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи добытых из недр, полученных из вторичного сырья, поднятых или найденных драгоценных металлов или ценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, а также уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или для обязательной продажи скупленных драгоценных металлов, ценных камней, ювелирных или бытовых изделий из них или лома таких изделий карается штрафом от 300 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 5100 до 17000 грн.) или ограничением свободы насрок до двух лет.

Также отметим, что обязательной сдаче специализированным предприятиям подлежат изготовленные из цветных металлов детали и узлы, которые не используются в данном учреждении для ремонта машин, инструментов, приборов, оборудования.

В отличие от средств, которые учреждения получают от сдачи лома и отходов золота, платины, металлов платиновой группы, драгоценных камней, серебра, средства, полученные ими от реализации металлолома черных, цветных металлов или их сплавов, остаются в распоряжении учреждения в полном объеме.

Согласно постановлению № 659 поступления за сданные в виде лома и отходов черные, цветные, драгоценные металлы, драгоценные камни, которые в соответствии с действующим законодательством остаются в распоряжении бюджетных учреждений, принадлежат к подгруппе 4 группы 1 собственных поступлений бюджетных учреждений (поступления бюджетных учреждений от реализации имущества) и зачисляются в доходы специального фонда сметы.

Такие средства расходуются согласно смете на:

— покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировкой металлолома до приемного пункта;

— ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и материальных ценностей;

— премирование лиц, непосредственно занятых сбором металлолома;

— хозяйственные нужды учреждения.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Согласно п. 16 Типовой инструкции № 142/181 и п. 23 Порядка № 1314 все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования, а также материалы, полученные от ликвидации необоротных активов, оприходуются на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета, а непригодные детали и материалы оприходуются как прочие материалы (субсчет 239 «Прочие материалы») и подлежат обязательной сдаче учреждению, на которое возложен сбор такого сырья.

Оприходование материальных ценностей, полученных от ликвидации необоротных активов и других ценностей, должно осуществляться по определенной стоимости. Как указывалось выше, стоимостная оценка таких материальных ценностей осуществляется постоянно действующей комиссией и обязательно указывается в документах, на основании которых эти ценности оприходуются.

Стоимость материальных ценностей, полученных от ликвидации необоротных активов и других ценностей, определяется исходя из цены их возможного использования или реализации, которая, в свою очередь, может быть определена на основании действующих рыночных цен на аналогичные материальные ценности (можно использовать данные прайс-листов) с учетом их износа, на основании заключения, предоставленного специализированной организацией, осуществлявшей оценку, и т. п.

Оприходование материальных ценностей, полученных от ликвидации необоротных активов и других ценностей, осуществляется на основании накладной (акта приемки материальных ценностей).

Данные о материальных ценностях, полученных от ликвидации необоротных активов, отражаются на обратной стороне Акта о списании основных средств (типовая форма № ОЗ-3 (бюджет) и четвертой странице Акта о списании автотранспортных средств (типовая форма № ОЗ-4 (бюджет)) в разделе «Расчет результатов списания объекта».

Данные о материальных ценностях, полученных от ликвидации других материальных ценностей, можно указать в строке «Отдельные замечания комиссии» Акта списания типовой формы № З-2 или вписать отдельной строкой.

Что касается отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию материальных ценностей, полученных от ликвидации других материальных ценностей, и последующего их использования на собственные нужды учреждения или их реализации, то непосредственно эти операции Инструкцией № 61 не рассматриваются. Поэтому, учитывая п. 4 Инструкции № 61, который дает право учреждениям самостоятельно определять корреспонденцию субсчетов, не приведенную в Инструкции № 61, и исходя из норм данной корреспонденции субсчетов и нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений, предлагаем наш вариант бухгалтерского учета вторичного сырья. При этом учтем требования Инструкции № 61, п. 16 Типовой инструкции № 142/181, п. 23 Порядка № 1314, постановления № 659 и содержание некоторых писем Госказначейства на подобную тему, на которые сошлемся далее при рассмотрении примеров.

Пример 1. В результате списания мебели (стулья) стоимостью 1200 грн. получены отходы древесины на сумму 100 грн., которые были использованы на нужды учреждения (для ремонта другой мебели).

№ п/п

Корреспонденция субсчетов

Сумма (грн.)

дебет

кредит

Списана мебель

Оприходованы отходы древесины, пригодные для дальнейшего использования учреждением*/**

Отходы древесины использованы для ремонта мебели собственными силами учреждения, что подтверждено актом списания**

* Во избежание расхождений между данными учета о выполнении бюджетов и выполнении смет распорядителей бюджетных средств и для включения в формы отчетности, составляемые органами Госказначейства Украины, показателей по поступлениям в натуральной форме и их использованию за отчетный период распорядители бюджетных средств до окончания отчетного периода составляют и подают в органы Госказначейства Справку о поступлениях в натуральной форме.

Для отражения плановых показателей по операциям в натуральной форме вносятся изменения в смету на основании справок установленной формы, которые подаются в органы Госказначейства до окончания отчетного периода.

** В соответствии с письмом Госказначейства Украины от 08.06.2007 г. № 3.4-10/1473-6872 оприходование вторичного сырья от списанных объектов необоротных активов отражается в Отчете о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями (форма № 4-1д, № 4-1м) по подгруппе 4 группы 1 собственных поступлений бюджетных учреждений — поступления бюджетных учреждений от реализации имущества (в графах 9 «Поступило средств», 10 «Кассовые расходы»).

Пример 2. Учреждением, содержащимся за счет местного бюджета, списан компьютер стоимостью 4300 грн. Согласно техническому паспорту в компьютере содержались драгоценные металлы (золото), которые были извлечены, оприходованы на общую сумму 250 грн., а затем реализованы специализированному предприятию. Кроме того, оприходованы детали списанного компьютера, которые не имеют в своем составе драгоценных металлов и могут быть использованы для ремонта компьютерной техники. Комиссией эти детали оценены и установлена их стоимость — 100 грн.

№ п/п

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Списан компьютер

Отнесена на расходы стоимость услуг по извлечению драгоценных металлов специализированным предприятием согласно акту выполненных работ

Перечислена оплата за услуги по изъятию драгоценных металлов специализированному предприятию

Оприходованы детали и запасные части, содержащие драгоценные металлы, которые подлежат сдаче специализированному предприятию*

364**

Переданы по накладной детали и запасные части, содержащие драгоценные металлы, специализированному предприятию

Поступили на специальный счет средства за сдачу драгоценных металлов (золото)

711**

Начислена задолженность перед местным бюджетом в соответствии с п. 11 ст. 35 Закона № 835 (80 % от суммы, полученной за сдачу драгоценных металлов (золото))

Перечислена в доход бюджета часть суммы, полученной за сдачу драгоценного металла

Оприходованы запасные части, не содержащие драгоценных металлов и пригодные к дальнейшему использованию учреждением***

Запасные части использованы для ремонта компьютерной техники собственными силами учреждения, что подтверждено актом списания

* Поскольку предусматривается реализация деталей и запчастей, содержащих драгоценные металлы, считаем, что в органы Государственного казначейства не нужно подавать Справку о поступлениях в натуральной форме.

** По нашему мнению, в случае оприходования деталей и запчастей для дальнейшей реализации субсчет 711 «Доходы со средств, полученные как плата за услуги» привлекать нецелесообразно, поскольку учреждение получает не доходы, а обязательства по передаче таких деталей и запчастей специализированному предприятию. Доходы возникают при поступлении денежных средств на специальный регистрационный счет.

*** В орган Госказначейства подается Справка о поступлениях в натуральной форме (см. ссылки к примеру 1).

О порядке учета и хранения изделий и материалов, изготовленных с применением драгоценных металлов и драгоценных камней

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 ноября 2002 года N 1224
О порядке учета и хранения изделий и материалов, изготовленных
с применением драгоценных металлов и драгоценных камней

____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 июня 2012 года на основании
приказа ФТС России от 27 декабря 2011 года N 2616
____________________________________________________________________

Во исполнение Федерального закона от 26.03.98 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1463; 1999, N 14, ст.1664; 2002, N 2, ст.131) и в соответствии с Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н (зарегистрирован Минюстом России 22.10.2001, рег. N 2986), Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.99 N 107н (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2000, рег. N 2064), в редакции приказов Минфина России от 10.07.2000 N 65н (зарегистрирован Минюстом России 26.07.2000, рег. N 2327), от 09.06.2001 N 44н (зарегистрирован Минюстом России 19.07.2001, рег. N 2806), постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 41, ст.4077)
приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Инструкцию о порядке учета, хранения изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней (далее — Инструкция).

2. Таможенным органам Российской Федерации, организациям, подведомственным ГТК России, и представительствам таможенной службы Российской Федерации за рубежом организовать работу по учету и хранению оборудования, приборов, средств связи, материалов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также по сбору, учету, хранению и сдаче в Госфонд России или соответствующим перерабатывающим (заготавливающим) организациям лома и отходов изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни в строгом соответствии с требованиями Инструкции.

3. Считать ответственными за учет драгоценных металлов и драгоценных камней и формирование соответствующей отчетности начальников и главных бухгалтеров таможенных органов Российской Федерации, организаций, подведомственных ГТК России, представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом.
Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Председатель Комитета
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
М.Ванин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
14 января 2003 года,
регистрационный N 4114

Приложение. Инструкция о порядке учета, хранения изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней

Приложение
к приказу ГТК России
от 19.11.2002 N 1224

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке учета, хранения изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней (далее — Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 26.03.98 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1463; 1999, N 14, ст.1664; 2002, N 2, ст.131), постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 41, ст.4077), Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.99 N 107н (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2000, рег. N 2064) в редакции приказов Минфина России от 10.07.2000 N 65н (зарегистрирован Минюстом России 26.07.2000, рег. N 2327), от 09.06.2001 N 44н (зарегистрирован Минюстом России 19.07.2001, рег. N 2806), Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н (зарегистрирован Минюстом России 22.10.2001, рег. N 2986). Инструкция регламентирует порядок учета, хранения в таможенных органах Российской Федерации, организациях, подведомственных ГТК России, и представительствах таможенной службы Российской Федерации за рубежом (далее — таможенные органы) изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонд России) или перерабатывающим (заготавливающим) организациям, а также ведения отчетности при их использовании.

2. В Инструкции использованы следующие понятия (ст.1 Федерального Закона от 26.03.98 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1463; 1999, N 14, ст.1664; 2002, N 2, ст.131):
Драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, родий, иридий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в аффинированном виде, в полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах потребления.

Драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования согласно порядку, устанавливаемому Правительством Российской Федерации. Драгоценные камни могут находиться в приборах, оборудовании, инструментах, изделиях технического назначения, а также в бытовых изделиях.
Аффинаж драгоценных металлов — процесс очистки драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение их до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы.
Рекуперация драгоценных камней — извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) их до качества, соответствующего техническим условиям или государственным стандартам.
Специальный учет — ведение реестра организаций, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не предполагающее взимание сбора за внесение указанных организаций в этот реестр.
Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:
— действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;
— изменения физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании;
— перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;
— ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории Российской Федерации.

3. Таможенные органы, использующие электрооборудование, средства связи, вычислительную технику, другие изделия и материалы (далее — изделия и материалы), содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, обязаны:
— встать на специальный учет в соответствующих государственных инспекциях пробирного надзора, в случаях осуществления ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
— беспрепятственно допускать к проверке при предъявлении предписаний и служебных удостоверений представителей органов государственного контроля, представлять необходимую им документацию;
— вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию;
— представлять сведения по формам федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней согласно порядку и срокам, установленным Госкомстатом России;
— осуществлять хранение драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— обеспечивать удаление лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней из мест образования и накопления их, осуществлять их учет, использовать и реализовывать согласно порядку, установленному законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за состояние учета изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, их рациональное использование, а также за их сбор и своевременную сдачу в виде лома и отходов в Госфонд России или перерабатывающим (заготавливающим) организациям несет начальник таможенного органа, а за ведение бухгалтерского учета — главный бухгалтер.

5. Таможенные органы представляют сведения по формам федерального государственного статистического наблюдения (приложение к форме 2-ДМ, форма 4-ДМ) в вышестоящие таможенные органы в порядке подчиненности для их обобщения и представления в Главное финансово-экономическое управление ГТК России (ГФЭУ) в сроки, установленные данным управлением. ГФЭУ обобщает и представляет сведения в сроки и в ведомства, указанные в статистических формах.

II. Организация учета

6. Таможенные органы ведут оперативный учет драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в изделиях и материалах: как количественный — изделий и материалов по их типу, так и учет непосредственно содержащихся в них драгоценных металлов и драгоценных камней. Данные о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней отражаются в действующих типовых формах первичной документации (N ОС-1, ОС-6, М-17) в разделах «Краткая индивидуальная характеристика объекта», в свободных графах и строках. Указанные данные заносятся в первичную учетную документацию на основании сведений о содержании драгоценных металлов в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) — по данным организаций-разработчиков — изготовителей или комиссии (на основе аналогов, расчетов). Решение комиссии оформляется актом.
В отдельных случаях, когда комиссия не может определить содержание драгоценных металлов в импортном оборудовании из-за отсутствия данных о наличии драгоценных металлов или аналогов, в учетных документах делается запись о том, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

7. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в изделиях и материалах, ведется в учетных документах строгой отчетности типовых форм (карточки складского учета материальных ценностей, книги, журналы и т.п.). Книги и журналы должны быть до начала записей пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны начальником таможенного органа (лицом, им уполномоченным) и заверены печатью.
При ведении учета с использованием электронных средств документами отчетности являются документы, выведенные на принтере, которые должны быть прошнурованы, постранично пронумерованы, подписаны начальником таможенного органа (лицом, им уполномоченным), заверены печатью и учтены в бухгалтерии.
Сроки хранения учетной и отчетной документации устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства относительно сроков хранения бухгалтерской документации.

8. Записи в учетных документах производятся на основе оформленных согласно установленному порядку актов (накладных) приемки-передачи основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; актов о приемке материалов; инвентарных карточек учета основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; карточек учета материалов; товарных накладных и других форм первичной документации. В приемных или приходных ордерах указывают цифрами и прописью на основании паспортов и других сопроводительных документов количество (массу) драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в изделиях и материалах.

9. Драгоценные металлы и драгоценные камни в составе изделий и материалов, находящихся на рабочих местах, независимо от степени их износа учитываются по первоначальной массе, указанной в паспортах, технических условиях или других первичных документах. Те из перечисленных изделий и материалов, масса драгоценных металлов в которых может быть определена взвешиванием, в период проведения инвентаризации, а также при смене материально-ответственных лиц подвергается обязательному взвешиванию с составлением акта на изменение массы и отражением результатов в учетных документах.

10. При списании изделий и материалов из них изымают детали и узлы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни. При этом составляют акт демонтажа (ликвидации) (приложение 1).

11. На основании акта демонтажа (приложение 1) бухгалтерия таможенного органа по журналу учета изделий, оборудования, приборов и аппаратуры, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни (приложение 2), списывает изделия и материалы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни. Детали и узлы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни приходуют в журнал учета поступления на склад лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней (приложение 3) по общей массе отходов и массе в чистоте драгоценных металлов и драгоценных камней согласно паспорту или учетным документам.

12. Поступающие на склад таможенного органа детали и узлы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, складируются по каждому акту в отдельности в соответствующей таре (пакетах, мешочках и др.), в которой вместе с ними хранится и акт комиссии. Указанные акты регистрирует заведующий складом в журнале по установленной форме (см. приложение 3), а порядковый номер записи в виде ярлыка приклеивается к таре.

13. Если в изделиях или приборах детали и узлы, содержащие драгоценные металлы и камни, подлежат для дальнейшего использования, также составляется акт, указанный в п.10 настоящей Инструкции.

14. Отработанные аккумуляторы, содержащие серебро, передаются на склад по акту демонтажа (приложение 1) без разборки с указанием их количества, марки, года выпуска и количества серебра.

15. Демонтаж оборудования, приборов, аппаратуры и изделий электронной техники с целью извлечения из них деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, производится в присутствии комиссии, назначенной приказом таможенного органа.

16. Бухгалтерия таможенного органа — сдатчика лома и отходов сопоставляет содержание драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в журнале учета, с паспортными данными перерабатывающих организаций, выясняя при наличии расхождений их причины. По результатам сопоставления в учетные и отчетные документы вносят необходимые коррективы. При этом значения содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в ломе и отходах исправляются на основании паспортных данных перерабатывающих организаций путем их зачеркивания и проставления новых.

III. Инвентаризация

17. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в эксплуатируемых изделиях и материалах, а также размещенных в местах хранения (в т.ч. снятые с эксплуатации), проводится одновременно с инвентаризацией указанных изделий и материалов один раз в год (по состоянию на 1 января) по месту их нахождения в присутствии материально ответственных лиц.

18. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней в ломе и отходах, предназначенных для аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).

19. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в эксплуатируемых изделиях и материалах, а также в ломе и отходах, предназначенных для аффинажа драгоценных металлах и рекуперации драгоценных камней, обязательна при смене материально ответственных лиц, после стихийных бедствий, при установлении фактов утраты и хищения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

20. Для проведения инвентаризации приказом таможенного органа создается комиссия из числа сотрудников (работников) при обязательном участии главного бухгалтера (лица, исполняющего его обязанности), в котором устанавливают порядок проведения инвентаризации, сроки начала и окончания, сличения полученных результатов с данными бухгалтерского учета и отражения их в учете и отчетности. В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации.

21. До начала инвентаризации бухгалтерия обязана закончить обработку всех документов по приходу и расходу, произвести в учетных документах записи о том, что все ценности учтены, и определить остатки ценностей на день инвентаризации.
У лиц, материально ответственных за сохранность вверенных им ценностей, до начала инвентаризации берется подписка о том, что все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и что никаких неучтенных ценностей у них не имеется.

22. Если инвентаризация не закончена в один день, помещения после ухода инвентаризационной комиссии опечатывают печатями материально ответственного лица и председателя комиссии. Во время проведения инвентаризации прием и отпуск ценностей осуществляются в присутствии комиссии, и ее результаты включаются в отдельную опись.

23. Наличие изделий и материалов с драгоценными металлами и драгоценными камнями, переданных другим предприятиям для переработки или находящихся в пути, но числящихся на учете таможенного органа, проверяют по отгрузочным документам. В отдельную инвентаризационную опись заносят и ценности, принадлежащие другим предприятиям.

24. Сведения о фактическом наличии драгоценных металлов и драгоценных камней по каждому отдельному наименованию материальных ценностей записываются в акты инвентаризации (описи), составляемые не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается материально ответственному лицу. Комиссия отражает результаты инвентаризации в типовой межведомственной форме N инв-8а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях», которая заполняется по всем предусмотренным в них реквизитам отдельно по местам хранения и использования ценностей и материально ответственным лицам.

25. По окончании инвентаризации оформленные акты инвентаризации и сличительные ведомости сдаются в бухгалтерию для отражения результатов инвентаризации в учете. Обнаруженные в процессе оформления и проверки ведомостей ошибки должны быть исправлены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. По ценностям, не принадлежащим таможенному органу, результаты инвентаризации с приложением копии инвентаризационной описи сообщают их владельцам.

26. По всем фактам недостачи, потери и по излишкам инвентаризационная комиссия должна получить от материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета и вносит свои заключения и предложения об их регулировании, которые фиксирует в протоколе, утверждаемом начальником таможенного органа.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее окончания. Расхождения регулируются следующим образом:
— излишки подлежат оприходованию;
— недостачи в пределах утвержденных норм потерь списываются.

27. Лица, виновные в хищениях, недостаче и порче изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, несут материальную ответственность за причиненный ущерб в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

IV. Хранение

28. Хранение изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также лома и отходов драгоценных металлов, образующихся при их эксплуатации, должно быть организовано в таможенном органе так, чтобы была обеспечена их полная сохранность от хищений, пожаров и порчи.

29. Места хранения лома и отходов драгоценных металлов и камней должны быть снабжены необходимым количеством тары, обеспечивающей исключение их потерь и их сохранность, оборудованы пожарно-охранной сигнализацией. По окончании рабочего дня их закрывают ключом и опечатывают, а ключи сдают сотрудникам охраны под подпись.

30. С материально ответственными лицами заключаются договора о материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. Порядок сбора и сдачи лома и отходов

31. Лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней от всех источников образования в таможенных органах подлежат сбору, обязательному учету, хранению и реализации или передаче на давальческой основе с составлением договора расположенным, как правило, в регионе их деятельности, аффинажным организациям или организациям, осуществляющим заготовку лома и отходов, первичную обработку и переработку для дальнейшего производства и аффинажа, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

32. Критерием выбора перерабатывающей (заготавливающей) организации является экономическая эффективность сырьевой утилизации изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни. Предпочтение следует отдавать предприятиям, осуществляющим комплексную сырьевую утилизацию отходов, обеспечивающую наибольшее извлечение драгоценных металлов и драгоценных камней, а также цветных и черных металлов.

33. Сбору и сдаче на переработку в качестве лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, составные части изделий, списанные по актам технического состояния в соответствии с заключением комиссии по списанию, установившей непригодность материалов и составных частей для дальнейшего использования.

34. Предварительная обработка составных частей предполагает их демонтаж и разборку с целью извлечения деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, с последующей их сортировкой. Степень предварительной обработки лома и отходов, минимальные объемы отгружаемых партий определяют в соответствии с установленным нормативно-техническими документами порядком приемки и переработки лома и отходов перерабатывающими (заготавливающими) организациями и оговаривают в договоре.

35. Демонтаж изделий и предварительную обработку составных частей выполняют должностные лица информационно-технического подразделения таможенного органа, осуществляющего эксплуатацию изделий, самостоятельно или с привлечением организаций, специализирующихся на проведении этих работ, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

36. Отгрузка лома и отходов перерабатывающим (заготавливающим) организациям осуществляется по мере формирования партий необходимого объема.
На подготовленные к отправке лом и отходы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, таможенный орган составляет опись в трех экземплярах. Два экземпляра отправляются перерабатывающей (заготавливающей) организации (один экземпляр вкладывается в место N 1), третий остается в таможенном органе.

37. Не допускается отправка на перерабатывающие (заготавливающие) организации взрывоопасных, радиоактивных и ядовитых лома и отходов, а также горючих и жидких материалов, содержащих драгоценные металлы. При невозможности дополнительной обработки их списывают согласно установленному порядку.

Приложение 1. Акт демонтажа и передачи на склад изъятых из изделий узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы

Приложение 1
к Инструкции

АКТ
демонтажа и передачи на склад изъятых из изделий узлов и деталей,
содержащих драгоценные металлы
_____________________________________________________

(наименование таможенного органа )

Наиме-
нование изделия, зав. N

Год выпуска

Наимено-
вание деталей и аккумуля-
торов, содержащих драгоцен-
ные металлы

Количество деталей и аккумуля-
торов, содержащих драгоцен-
ные металлы

Вес нетто деталей, содержащих драгоцен-
ные металлы, г

Чистый вес драгоцен-
ных металлов по паспорту изделия, г

Примечание

Приложение 2. Журнал учета изделий, оборудования, приборов и аппаратуры, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни

Приложение 2
к Инструкции

Приложение 3. Журнал учета поступления на склад лома и отходов драгоценных металлов

Приложение 3
к Инструкции

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

«Бюллетень нормативных
актов федеральных органов
исполнительной власти»,
N 6, 10.02.2003

Операции с драгоценными металлами в I квартале 2020 года пользовались в Банке «Кубань Кредит» повышенным спросом.

Это было связано с мировой пандемией COVID-19 и нестабильной экономической ситуацией на товарно-сырьевых рынках, в результате чего клиенты были обеспокоены вопросом сохранения и увеличения своих сбережений.

Наиболее востребованными стали инвестиции в золото. Тем более, что его стоимость с начала года показала уверенный рост: за I квартал металл подорожал на 35,5%. Повышенное внимание вызывали открытие банковских счетов в золоте и приобретение золотых мерных слитков.

Также интерес вызвали монеты из драгоценных металлов. Стоимость грамма золота в них приближена к рыночным ценам на металл. Помимо этого, монеты не облагаются НДС, из-за чего клиенты Банка часто отдают им предпочтение. Так, в марте—апреле 2020 года продажи золотых инвестиционных монет «Червонец (Сеятель)», «Георгий Победоносец» и «Соверен» (монеты Великобритании) выросли более чем в два раза, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Оставьте комментарий