ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО КОМИССИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РЕШЕНИЕ от 27 ноября 2009 г. N 130 О ЕДИНОМ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Список изменяющих документов (в ред. решений Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 N 328, от 20.09.2010 N 411, от 14.10.2010 N 441, от 02.03.2011 N 592, от 14.03.2011 N 663, от 22.06.2011 N 727, от 15.07.2011 N 728, от 18.11.2011 N 858, от 09.12.2011 N 859, решения Совета Евразийской экономической комиссии от 19.03.2012 N 9, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.05.2012 N 50, решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 N 56, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.06.2013 N 140, решений Совета Евразийской экономической комиссии от 25.09.2013 N 55, от 04.03.2014 N 29, от 15.08.2014 N 57, от 12.11.2014 N 132, от 23.12.2014 N 128, от 23.04.2015 N 16) Комиссия таможенного союза решила: 1. Установить, что в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза. (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 859) 2. Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза применяются в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза и происходящих из любых стран (в том числе происхождение которых не установлено), за исключением случаев предоставления тарифных преференций в рамках единой системы тарифных преференций Таможенного союза, а также случаев применения режима свободной торговли. (п. 2 в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 N 56) 3. Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из стран, включенных в Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (приложение 2), Перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (приложение 3), и включенных в Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (приложение 4), утвержденных Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшим органом таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 18. 4. Республике Казахстан применять в течение переходного периода ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа таможенного союза в соответствии с Перечнем товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств — участников таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа таможенного союза (приложение 5). (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 859) 5. Установить, что в период 2010 — 2019 годов допускается ввоз сахара-сырца тростникового субпозиции 1701 13 и 1701 14 ТН ВЭД ТС (далее — сахар-сырец) для промышленной переработки на территории Республики Казахстан с освобождением от взимания ввозных таможенных пошлин. (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 859) Условием ввоза сахара-сырца для промышленной переработки на территории Республики Казахстан является наличие подтверждения уполномоченного органа Республики Казахстан о целевом назначении ввозимого сахара-сырца для обеспечения сахароперерабатывающих предприятий на территории Республики Казахстан. Республика Казахстан информирует Комиссию таможенного союза о ежегодных объемах ввоза сахара-сырца для промышленной переработки в соответствии с формируемым на предстоящий период балансом производства и потребления сахара в Республике Казахстан. По решению Комиссии таможенного союза могут быть проведены соответствующие консультации государств — участников таможенного союза в целях недопущения дестабилизации на рынке сахара таможенного союза. Правительство Республики Казахстан гарантирует, что ввозимые для промышленной переработки сахар-сырец, а также сахар белый, произведенный из сахара-сырца, не будут перенаправлены на территории Российской Федерации и Республики Беларусь. Положения настоящего пункта не являются основанием для применения Республикой Казахстан ограничительных мер к ввозу сахара из Республики Беларусь и Российской Федерации. 6. Таможенное оформление по позициям Единого таможенного тарифа таможенного союза «для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 — 8705, их узлов и агрегатов» осуществляется в государстве — участнике таможенного союза при наличии соответствующего подтверждения уполномоченного органа этого государства — участника таможенного союза. В случае если законодательством государства — участника таможенного союза установлено требование по локализации компонентов, используемых при промышленной сборке моторных транспортных средств товарных позиций 8701 — 8705 ТН ВЭД ТС, использование компонентов, произведенных в других государствах — участниках таможенного союза, признается надлежащим выполнением такого требования. 7. Установить, что помимо тарифных льгот, перечисленных в статье 5 и пункте 1 статьи 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, государствами — участниками таможенного союза применяются следующие виды тарифных льгот. 7.1. От ввозной таможенной пошлины освобождаются: 7.1.1. Моторные транспортные средства товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств — участников таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка», при выполнении одного из следующих критериев: а) наличие производства проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 25000 шт./год, выполнение операций по сварке, сборке и окраске кузова, осуществление ввоза автокомпонентов, происходящих из государств, не являющихся участниками таможенного союза, по позициям Единого таможенного тарифа таможенного союза «для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 — 8705, их узлов и агрегатов» в объеме не более 70% от общей стоимости автокомпонентов, используемых для производства, с учетом стоимости кузова, классифицируемого в товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС; б) наличие по состоянию на 1 октября 2009 г. производства моторного транспортного средства проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 5000 шт./год, а также заключение в срок до 1 июля 2010 г. соглашения с государством — участником таможенного союза, на территории которого осуществляется производство, содержащего обязательства по обеспечению соответствия условиям, указанным в подпункте а) настоящего пункта, в срок, не превышающий 84 месяца с даты принятия таких обязательств. Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство моторных транспортных средств, удовлетворяющее критериям, указанным в настоящем пункте, утверждается Комиссией таможенного союза. В случае несоблюдения обязательств, указанных в подпункте б) настоящего пункта, хозяйствующий субъект подлежит исключению из Перечня. Повторное включение хозяйствующего субъекта в Перечень допускается в случае соответствия критериям, указанным в подпункте а) настоящего пункта; 7.1.2. Моторные транспортные средства товарных позиций 8701, 8702, 8704, 8705 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств — участников таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка», при выполнении условий, определяемых отдельным решением Комиссии таможенного союза; 7.1.3. Исключен. — Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728; 7.1.4. Оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами государств — участников таможенного союза; 7.1.5. Исключен. — Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728; 7.1.6. Плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств — участников таможенного союза. Для предоставления льготы, предусмотренной настоящим пунктом, в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств — участников таможенного союза; 7.1.7. Исключен. — Решение Комиссии Таможенного союза от 14.03.2011 N 663; 7.1.8. Товары, за исключением подакцизных, ввозимые в целях проведения VII зимних Азиатских игр 2011 г. в городах Астана и Алматы, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения Организационного Комитета по подготовке и проведению указанных игр, согласованного с Олимпийским Советом Азии и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров; 7.1.9. Товары, за исключением подакцизных, ввозимые в целях проведения Чемпионата мира по хоккею в 2014 году в городе Минске, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения Организационного Комитета по подготовке и проведению указанного чемпионата и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров; 7.1.10. Суда рыбопромыслового флота, плавающие под флагом одного из государств — участников таможенного союза, в отношении которых за пределами таможенной территории государства — участника таможенного союза были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации, при условии, если указанные работы были завершены до 1 сентября 2008 г. и которые ранее были вывезены с указанной территории; —————————————————————— Примечание. О применении пункта 7.1.11 пункта 7 см. Решение Суда Евразийского экономического сообщества от 10.07.2013. —————————————————————— 7.1.11. Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства — участника таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства — участника таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства — участника таможенного союза. Указанная льгота предоставляется в отношении сырья и/или материалов, если такое сырье и/или материалы не производятся (либо производятся в недостаточном для реализации инвестиционного проекта количестве) в государствах — участниках таможенного союза или, если производимые в государствах — участниках таможенного союза сырье и/или материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта. (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728) Комиссия таможенного союза составляет и обновляет на основании предложений государства — участника таможенного союза перечень инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется указанная льгота, перечень ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, перечень сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления), а также определяет порядок контроля за целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов. Государства — участники таможенного союза обеспечивают контроль за целевым использованием сырья и материалов, по которым предоставляются освобождения от таможенных пошлин; 7.1.12. Золото в слитках с содержанием химически чистого золота не ниже 995 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,5%), серебро в слитках с содержанием химически чистого серебра не ниже 999 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,9 %) и платина в слитках с содержанием химически чистого металла не ниже 999,5 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,95%), ввозимые центральными (национальными) банками государств — участников таможенного союза; 7.1.13. Гражданские пассажирские самолеты подсубпозиций 8802 40 003 5 и 8802 40 003 6 ТН ВЭД ТС с количеством пассажирских мест более чем на 50 человек, но не более чем на 300 человек, ввозимые до 1 июля 2014 г. в Республику Беларусь и Республику Казахстан, с количеством пассажирских мест не менее чем на 110 человек, но не более чем на 300 человек, определяемые в соответствии с сертификатом типа, выданным уполномоченным органом страны производителя, ввозимые по 31 декабря 2016 г. в Республику Беларусь и Республику Казахстан, а также с количеством пассажирских мест не менее чем на 110 человек, но не более чем на 300 человек, определяемые в соответствии со схемой размещения пассажиров (LOPA), одобренной уполномоченным органом, ответственным за поддержание летной годности воздушных судов, ввозимые с 1 января 2017 г. по 30 июня 2019 г. в Республику Беларусь и Республику Казахстан, — в целях их использования для международных перевозок и (или) внутренних перевозок по территории государства, в которое осуществляется ввоз этого товара, и (или) между территориями государств — членов Таможенного союза; (п. 7.1.13 в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 25.09.2013 N 55) 7.1.14. Гражданские пассажирские самолеты подсубпозиций 8802 40 003 5 и 8802 40 003 6 ТН ВЭД ТС, ввезенные в Республику Беларусь и Республику Казахстан с применением льготы, указанной в пункте 7.1.13 настоящего Решения, и ввозимые в течение срока их эксплуатации в Республику Беларусь и Республику Казахстан после их ремонта или технического обслуживания за пределами таможенной территории Таможенного союза; (в ред. решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.05.2012 N 50, от 25.06.2013 N 140, решения Совета Евразийской экономической комиссии от 25.09.2013 N 55) 7.1.15. Авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним. Реализация (продажа) авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, ввезенных с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, допускается только лицам, одним из видов деятельности которых является эксплуатация и (или) ремонт и (или) техническое обслуживание гражданских пассажирских самолетов, либо деятельность, связанная с обеспечением указанных лиц такими авиационными двигателями, запасными частями и оборудованием; (пп. 7.1.15 в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728) 7.1.16. Незарегистрированные лекарственные средства, кровь человеческая и ее компоненты, органы и (или) ткани человека, в том числе гемопоэтические стволовые клетки и (или) костный мозг, ввозимые (ввезенные) для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента и (или) проведения неродственной трансплантации на основании заключения (разрешительного документа) либо лицензии, выданных уполномоченным государственным органом государства — члена Таможенного союза; (пп. 7.1.16 в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2014 N 128) 7.1.17. Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов согласно Перечню товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, утверждаемому Комиссией Таможенного союза; (пп. 7.1.17 введен решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 727) 7.1.18. Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза для целей строительства на территории Республики Беларусь атомной электростанции и ее эксплуатации в течение гарантийного срока согласно Перечню товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза для целей строительства атомной электростанции и ее эксплуатации в течение гарантийного срока, утверждаемому Советом Евразийской экономической комиссии; (пп. 7.1.18 введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 19.03.2012 N 9) 7.1.19. Гражданские грузовые самолеты подсубпозиции 8802 40 003 9 ТН ВЭД ТС с максимальной взлетной массой не менее 60 000 кг, но не более 80 000 кг, ввозимые по 31 декабря 2017 г. включительно в Республику Казахстан; (пп. 7.1.19 введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 04.03.2014 N 29) 7.1.20. Турбовинтовые гражданские пассажирские самолеты, классифицируемые кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 8802 30 000 7 и 8802 40 001 6, с количеством пассажирских мест, указанным в схеме размещения пассажиров (LOPA), одобренной уполномоченным органом, ответственным за поддержание летной годности воздушных судов, не более чем на 90 человек, ввозимые в Республику Казахстан с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2017 г. включительно; (пп. 7.1.20 введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.08.2014 N 57) 7.1.21. Полиэтилен в гранулах черного цвета, содержащий 2,0 мас.% или более, но не более 2,5 мас.% технического углерода (сажи), классифицируемый в подсубпозиции 3901 20 900 9 ТН ВЭД ТС и ввозимый в Республику Казахстан в период с 1 января по 31 декабря 2015 г. включительно в объеме не более 100 тыс. тонн, предназначенный для производства полимерных труб, используемых в рамках реализации государственных программ по водоснабжению, газификации и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения целевого ввоза товара, выданного Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан и содержащего сведения о количестве товара и организации, осуществляющей ввоз такого товара. (пп. 7.1.21 введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 N 132) 7.1.22. Ванадий-алюминиевая лигатура, классифицируемая кодом 8112 92 910 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, предназначенная для производства титановых слитков, сплавов и слябов и ввозимая в Республику Казахстан в период с 1 июня 2015 г. по 31 декабря 2016 г. включительно в объеме не более 300 тонн в 2015 году и не более 600 тонн в 2016 году, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения целевого назначения ввозимого товара, выданного уполномоченным органом Республики Казахстан и содержащего сведения о количестве товара и организациях, осуществляющих поставку и ввоз такого товара. (пп. 7.1.22 введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.04.2015 N 16) 7.2. Предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин, установленные международными договорами государств — участников таможенного союза, подписанными до 1 января 2010 года, до унификации и/или прекращения действия этих международных договоров в соответствии с их заключительными положениями. 7.3. Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда) в порядке, предусмотренном законодательством государств — участников таможенного союза. —————————————————————— Примечание. О применении пункта 7.4 пункта 7 см. Решение Суда Евразийского экономического сообщества от 10.07.2013. —————————————————————— 7.4. Если при предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин государство — участник таможенного союза, принимающее такое решение, определяет конкретных плательщиков, которым такая льгота предоставляется, это государство — участник таможенного союза вносит в Комиссию таможенного союза предложение по механизму контроля за использованием ввозимых товаров, исключающего их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях других государств — участников таможенного союза. Льгота применяется государством — участником таможенного союза в случае согласия Комиссии таможенного союза с предложенным механизмом контроля за использованием ввозимых товаров. Положения настоящего пункта не ограничивают условия применения льгот, указанных в пункте 7.1.11. 8 — 9. Утратили силу с 1 января 2012 года. — Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 859. 10. Настоящее Решение вступает в силу 1 января 2010 года. Члены Комиссии таможенного союза: От Республики Беларусь А.КОБЯКОВ От Республики Казахстан У.ШУКЕЕВ От Российской Федерации И.ШУВАЛОВ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 2 Колесник А.А. , Гупанова Ю.Е.
1Колесник Алёна Александровна — магистрант, экономический факультет;
2Гупанова Юлия Евгеньевна — доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики таможенного дела, Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Российская таможенная академия, г. Люберцы
Аннотация: в статье рассматриваются инструменты обеспечения экономической безопасности страны в условиях процессов глобализации, применение таможенных инструментов для этой цели, в частности таможенно-тарифное регулирование, обозначена важность таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны, проведен анализ метода таможенно-тарифного регулирования и сделаны выводы.
Ключевые слова: глобализация, экономическая безопасность, таможенные органы, таможенно-тарифное регулирование, анализ, экспорт, импорт, бюджет, таможенные пошлины, угрозы.
В эпоху глобализации мировой экономики все большее значение приобретает экономическая безопасность, как составляющая системы безопасности страны в целом. Ускоренная интернационализация, растущие внешнеэкономические связи и быстрое развитие производств, с одной стороны, открывают новые горизонты деятельности компаний, создают новые возможности, а с другой — приводят к появлению новых рисков и внешних угроз функционированию национальной экономики. Эти угрозы носят всеобщий характер, их трудно прогнозировать, и они требуют больших усилий по устранению .
Безопасность государства, в какой-то степени определяется степенью разработанности концепции национальной безопасности. В настоящее время проблема обеспечения экономической безопасности страны стоит особенно остро, в связи с негативными преобразованиями в экономике и санкциями, введенными западными странами против России, членством России в ВТО .
Федеральной таможенной службе, как одному из важнейших институтов экономики, отводится и важнейшая роль в обеспечении экономической безопасности страны. В условиях ускоренной интернационализации мирового хозяйства одними из методов обеспечения экономической безопасности являются таможенные инструменты.
В современных условиях для защиты экономических интересов Российской Федерации, а также для решения задач по обеспечению национальной безопасности, исключительно важную роль в торгово-политическом механизме играют меры тарифного и нетарифного регулирования, так как они применяются в целях защиты экономики, выполнения международных обязательств, поддержания внешней торговой системы, а также являются неотъемлемой частью таможенной политики по обеспечению экономической безопасности .
Таможенный тариф — самый распространенный (количественный) инструмент государственного регулирования внешней торговли, который выполняет несколько функций, основными из которых являются протекционистская и фискальная.
Обязанность по взиманию таможенных пошлин возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу, а ставки взимаются в соответствии с ФЗ от 21.05.1993 № 5003-1 ФЗ — «О таможенном тарифе» Российской Федерации.
К нетарифным методам регулирования относятся (качественным): запрет ввоза и вывоза товаров, эмбарго, квотирование, лицензирование, сертификация и другие ограничения перемещения товаров через таможенную границу РФ и лицензирование отдельных видов внешнеэкономической деятельности, связанных с обеспечением государственной и экономической безопасности РФ, защитой экономических интересов, охраной окружающей среды, защитой жизни и здоровья граждан страны, культурного наследия и т.д. Нетарифные методы охватывают весь спектр товаров, и все государственные органы РФ, отвечающие за безопасность государства и жителей. Таможенные органы в своей деятельности обеспечивают исключение возможности пересечения таможенных границ РФ без соответствующих разрешений.
Пополнение доходной части федерального бюджета является одной из основных задач таможенных органов. Анализ данных по перечислению таможенных платежей, что является инструментом таможенно-тарифного регулирования, за период с 2011 по 2016 год показал заметное снижение доходной части бюджета как за счет вывозных (экспортных), так и за счет вывозных (импортных) пошлин. На рис. 1. приведена динамика перечисления таможенных платежей при импорте и экспорте товаров в доход федерального бюджета.
В при импорте, млн. Рублей и при экспорте млн. рублей
Рис. 1. Динамика перечисления таможенных платежей при импорте и экспорте товаров в доход федерального бюджета, млрд руб.
Из диаграммы видно, что динамика перечислений таможенных платежей при импорте изменяется на протяжении всего рассматриваемого периода не значительно, что нельзя сказать про экспортные пошлины, динамика перечислений вывозимых таможенных пошлин имеет резкое снижение в 2015 году, что связано с обострением экономических отношении между Российской Федерацией и западными странами.
В 2016 году впервые изменилась структура доходов, администрируемых ФТС России, в сторону увеличения доли таможенных платежей, взимаемых при импорте товаров, которые составили 2 316,9 млрд рублей, что на 6,1% больше поступлений 2015 года, и превысили доходы от экспорта.
Рассмотрим структуру важнейших экспортируемых и импортируемых товаров в табл. 1. и табл. 2 .
2010 2012 2013 2014 2015 2016
Рыба свежая и мороженая, тыс. т 1566 1599 1797 1601 1699 1792
Пшеница и меслин, тыс. т 11848 16025 13796 21230 21230 25327
Руды и концентраты железные, млн т 22,3 25,5 25,7 23,0 18,5 21,3
Уголь каменный, млн т 116 131 139 153 166 153
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Нефть сырая, млн т 247 240 237 223 255 245
Нефтепродукты, млн т 133 138 152 165 156 172
Газ природный, млрд м3 174 179 196 174 199 186
Электроэнергия, млн кВт-ч 19091 19143 18382 14671 18244 17694
В данной таблице представлены наиболее экспортируемые товары, но это не весь существующий перечень товаров. В числе важнейших товаров экспорта Российской Федерации можно заметить, что по итогам 2016 года и в целом по статистике прошлых лет: экспорт сырой нефти, каменного угля, природного газа является наибольшим, если за 2016 год было экспортировано 186 млрд м3 природного газа, а вывозная ставка в соответствии с Единым Таможенным тарифом Таможенного союза, составляет 30% от таможенной стоимости (по коду ТН ВЭД 2711 21 000 0), в отличие от ввозной ставки в 5%, то это может объяснить наибольшую долю вывозных таможенных пошлин, поступающих в Федеральный бюджет.
Далее проведем анализ структуры импорта Российской федерации (табл. 2).
Таблица 2. Импорт важнейших товаров Российской Федерации
2010 2012 2013 2014 2015 2016
Мясо свежее и мороженое, тыс. т 517 1340 1614 1400 1288 1012
Мясо птицы свежее и мороженое, тыс. т 694 1329 688 528 527 455
Рыба свежая и мороженая, тыс. т 327 787 792 737 775 650
Масло сливочное и прочие молочные жиры, тыс. т 134 115 144 150 95,9 102
Руды и концентраты алюминиевые, тыс. т 29,6 119 74,3 87,7 102 110
Лекарственные средства, млн долл. США 9346 10780 11805 10211 6876 7065
Черные металлы, млн долл. США 5364 6402 5892 5699 3301 3033
Машины, оборудование и транспортные средства, млн долл. США 101739 158259 152579 136232 81730 86287
Для анализа было представлено несколько категорий товаров, которые по данным статистики импортируются в Российскую Федерацию в большом количестве. А также те товары, на которые установлены тарифные преференции. Данный анализ импорта необходим для оценки влияния тарифных квот на ввоз данных товаров, которые были установлены в 2016 году.
К некоторым товарам, ввозимым на территорию Евразийского экономического союза, применяются тарифные преференции, которые устанавливаются в зависимости от страны происхождения товара. Перечень товаров существует в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 № 8 «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции» .
На основе государственной статистики можно проследить на конкретном товаре, как увеличился объем импорта с применением тарифных преференций. На рис.2. приведена динамика импорта руд. В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 22.08.2017) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», на данный товар установлена тарифная преференция по коду ТН ВЭД 26 (группа) .
150 100 50 0
2010 2012 2013 2014 2015 2016
Рис. 2. Импорт руды и концентратов алюминиевых в Российскую Федерацию, тыс. т
Такое резкое увеличение импорта возможна из-за установления тарифных преференций на данный товар, а именно с 2009 года была составлена первая редакция перечня ввозимых товаров из развивающихся стран, имеющих тарифные преференции . В таможенном тарифе ТС установлены ввозные ставки, причем на многие товары данной группы ставки таможенной пошлины составляют 0% от заявленной таможенной стоимости товара. По данной группе 26 — руды ставка таможенной пошлины не превышает 5% от таможенной стоимости.
Нужно отметить, что с момента присоединения к ВТО Россия приняла обязательства по обеспечению выполнения требований организации на уровне Таможенного союза. Ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС) были приведены в соответствие с начальными ставками в ВТО. Евразийская экономическая комиссия в 2016 году утвердила снижение ставок ввозных таможенных пошлин на 1780 товарных позиций в соответствии с обязательствами РФ перед ВТО с 1 сентября 2016 года, по итогам изменений средневзвешенная ставка составит 5,2-5,3% .
В ряде случаев возможно осуществление перехода к комбинированной, адвалорной или специфической ставке, а также снижение специфической составляющей комбинированной ставки. Ставки таможенных пошлин на
промышленные товары уменьшились на 5-10 процентных пунктов с уровней, размер которых составлял 20-25%.
В целом анализ показал, что применение тарифных мер регулирования внешней торговли является эффективным, так как пополнение бюджета Российской Федерации во многом зависит от таможенных поступлений (взимания ввозных и вывозных таможенных пошлин), а также тарифные меры являются основным инструментом регулирования внешней торговли.
Таможенные органы обеспечивают исключение возможности пересечения границы РФ без соответствующих разрешений. Отношения между Россией и странами ЕС и США во все времена были сложными и неоднозначными, а в 2014 году и вовсе стали очень напряженными. По отношению к России были применены жесткие экономические санкции, что стало угрозой экономической безопасности страны. Сложившаяся ситуация стала причиной для России — ввести в ответ продовольственное эмбарго, запрещающее ввоз продуктов питания из стран ЕС, США, Австралии, Канады, Норвегии . Под запрет попали многие виды продукции: мясо и молочные продукты, орехи, фрукты, овощи и живая рыба.
Таким образом, на основании проведенного анализа видно, что торговые запреты (санкции, эмбарго) коснулись как раз тех категорий продуктов, которые на протяжении многих лет являются основными статьями экспорта и импорта, что привело к снижению ВВП в целом и снижению уровня жизни населения и, как следствие, возникновению новых угроз экономической безопасности.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Специалисты расходятся во мнениях по вопросу влияния эмбарго на экономику самой России. Однако большинство всё же придерживается мнения, что 85% импорта можно будет заместить ввозом товара из других стран, таких как Бразилия, Аргентина, другие страны Латинской Америки и страны СНГ, а также закупками у отечественных товаропроизводителей .
Конечно, сразу обеспечить внутренний рынок в полном объеме и на том же качественном уровне товаром местные производители не смогут, но в будущем Россия сможет перейти почти на 100%-е импортозамещение, таким образом, выведя экономику страны на качественно новый уровень. По мнению Правительства РФ, качественно новый уровень будет достигнут уже через 1,5-2 года.
Список литературы
3. Шишканова Е.Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. № 6 (июнь). С. 86-90.
4. Ежегодный сборник «Таможенная служба в Российской Федерации», 2017.
5. Статистический сборник «Россия в цифрах», 2017.
7. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 № 8 «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции».
8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 22.08.2017) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза».
10. Бородина Мария Ивановна. Экономическая безопасность государства в условиях глобализации // Вестник ТГУ, 2011. № 5. С. 49-52.
11. Бочарникова А.А. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук Издательство: «Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва), 2015. № 11-3. С. 29-32.
РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАПАСОВ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ
СТАНДАРТАМИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
12 Куликова Л.И. , Мустафина Л.Р.
1 Куликова Лидия Ивановна — доцент экономических наук, профессор, заведующий кафедрой,
кафедра учета, анализа и аудита; 2Мустафина Лейсан Рушадовна — магистрант, кафедра финансового учета, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
Аннотация: одним из основополагающих условий обеспечения финансовой устойчивости организаций является построение эффективной, развитой системы бухгалтерского учета и отчетности, отвечающей современным требованиям, предъявляемым ко всем организациям как в Российской Федерации, так и за рубежом. Наиболее существенной проблемой при этом является приведение системы бухгалтерского учета и отчетности в полное соответствие с требованиями МСФО.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, материально-производственные запасы, международные стандарты финансовой отчетности.
МСФО — единый комплект высококачественных глобальных стандартов финансовой отчетности, которые концептуально основаны на общих принципах отражения хозяйственных операций и событий, а не на конкретных правилах и методиках учета. Они требуют предоставления качественной, прозрачной и сравнимой информации о деятельности коммерческих предприятий любых форм собственности.
Система МСФО признана во всем мире как основной свод требований по подготовке публичной отчетности. Для российских предприятий переход на МСФО представляет большие трудности, так как в России используется так называемая континентальная система бухгалтерского учета.
На сегодняшний день процесс внедрения международных стандартов происходит с переменным успехом. Для успешного действия МСФО в Российской Федерации, в первую очередь, требуется поэтапная интеграция стандартов в систему бухгалтерского учета страны, что предусматривает одновременное перестроение национальной системы бухгалтерского учета для сближения ее к требованиям международных стандартов. Данный процесс обуславливает необходимость развития
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн $) — по паритету покупательной способности.
С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.
Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.
ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим.6В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.
С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.
Развитие между странами-участниками общего рынка (впоследствии переименованнного в единый рынок), а также создание таможенного союза были двумя из основных целей создания Европейского экономического сообщества. Однако, если таможенный союз подразумевает запрещение любых пошлин в торговых отношениях между государствами-членами и формирование общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам, то общий рынок распространяет эти принципы и на другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик стран союза, гарантируя так называемые четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала. Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария входят в общий рынок, но не в таможенный союз.
Свобода движения капитала подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами. До принятия решения о формировании экономического и валютного союза развитие положений о свободе капитала шло медленно. По принятию Маастрихтского договора Европейский суд начал ускоренно формировать решения в отношении ранее пренебрегаемой свободы. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами — участиками ЕС и третьими странами.7
Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.
Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70 % ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.
Положения Договора о Европейском Сообществе (Договор о ЕС) позволяют выделить две основные сферы таможенного регулирования, осуществляемого нормами европейского права: отношения внутри таможенного союза, образованного государствами-членами ЕС, и торговые отношения Сообщества с третьими странами. Таким образом, одной из важнейших сущностных характеристик европейского таможенного права является совокупность норм, регламентирующих внутренние и внешние аспекты функционирования таможенного союза ЕС.
Правовые акты Европейского Союза, принимаемые для реализации положений учредительных договоров в отношении создания и функционирования таможенного союза, имеют обязательную силу в государствах-членах, применяются непосредственно, обладают прямым действием и юрисдикционной защитой Суда ЕС и национальных судебных органов. Актами институтов ЕС были введены в действие Общий таможенный тариф ЕС (1968 г.), Таможенный кодекс ЕС (1994 г.) и другие важнейшие документы в области таможенного регулирования.
За пределами компетенции ЕС остаются многие области таможенных правоотношений, характерные для национального таможенного регулирования. В частности, институциональная основа таможенной службы, система и структура таможенных органов, статус их служащих являются предметом конституционного и административного права государств-членов ЕС и не регламентируются на уровне ЕС. В ведении национального права (административного и уголовного) остаются также вопросы ответственности за таможенные правонарушения и преступления, хотя Маастрихтский и Амстердамский договоры открывают перспективы для гармонизации и в этой сфере.
Термин «таможенное право Европейского Союза» охватывает более широкий круг правовых норм: как нормы права Европейского Сообщества (Сообществ), так и нормы, принятые в рамках 2-й и 3-й опор Европейского Союза (сотрудничество по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и т.п.). Однако последние не обладают отличительными чертами норм права Сообществ, поскольку не имеют прямого действия, нуждаются в имплементации в национальном праве государств-членов и не пользуются судебной защитой. В этой связи данная работа рассматривает именно таможенное право Европейского Союза как уникальную отрасль интеграционного права, сложившегося в процессе развития европейской интеграции.
Система источников таможенного права Европейского Союза включает:
-
акты первичного права (учредительные договоры Европейских сообществ и Европейского Союза);
-
акты вторичного права (нормативно-правовые акты институтов ЕС);
-
решения Суда Европейских сообществ;
-
международные договоры Сообществ и государств–членов.
2 июля 1993 г. был принят Регламент Комиссии №2454/93 (так называемый Имплементационный кодекс или Регламент о применении Таможенного кодекса), устанавливающий порядок вступления в действие и применения норм Таможенного кодекса ЕС.
Таможенные формальности предполагают, как правило, уплату определенных пошлин, налогов и сборов, а также другие меры, направленные на регулирование потока товаров через границу. В Европейском Союзе обязательство по оплате таможенных платежей возникает, по общему правилу, либо в момент ввоза товаров на таможенную территорию ЕС, либо в момент вывоза товаров за пределы таможенной территории. Основанием для взимания таких платежей служат нормы права Европейского Союза. Таким образом, таможенные платежи в ЕС – это обязательные сборы, взимаемые во всех государствах-членах на основе единообразных правовых норм ЕС на основании факта пересечения товарами таможенной границы ЕС. В той или иной степени таможенные платежи служат для формирования собственных средств (бюджета) ЕС.
Виды таможенных платежей в ЕС:
-
таможенные пошлины, включая собственно пошлины (импортные либо экспортные), установленные Общим таможенным тарифом ЕС;
-
сельскохозяйственные пошлины и другие сборы в рамках общей сельскохозяйственной политики;
-
антидемпинговые и компенсационные пошлины;
-
сборы, имеющие равнозначный эффект;
-
налоги с оборота (налог на добавленную стоимость);
-
акцизы.
От таможенных платежей необходимо отличать таможенные сборы: сборы за таможенное оформление и другие аналогичные сборы, а также взимаемые в силу пересечения товарами таможенной границы. Но их правовой основой являются национальные нормы государств-членов, действующие в пределах, допускаемых правом ЕС. Таможенные сборы не поступают в бюджет Сообщества.
По характеру внешнеторговой сделки различают импортные и экспортные пошлины.8В настоящее время в ЕС экспортные пошлины используются в редких случаях (в основном для сырьевой продукции), поскольку их взимание противоречит принципам ГАТТ/ВТО.
По способу установления ставки:
-
Адвалорные пошлины (от лат. ad valorem) фиксируются в виде процента с цены облагаемого товара. В настоящее время основная масса таможенных пошлин, взимаемых в ЕС, относится к адвалорным. Подобный способ установления размеров импортных и экспортных пошлин связан с повышением роли регулятивной (защитной) функции таможенной пошлины: он позволяет более справедливо регулировать внешний товарооборот в условиях формирования общего рынка. Переход на адвалорный способ взимания пошлин поддерживается также международными торговыми организациями и соглашениями (в частности, правилами ВТО).
-
Специфические пошлины – их ставка устанавливается в зависимости от каких-либо специфических качеств товара (веса, объема, мощности и др.), но не от цены этого товара (примеры: соль – 2,6 евро/1000 кг; шампанские вина – 32 евро/литр; винный уксус – 6,4 евро/литр). Подобный способ обложения товаров позволяет избежать колебаний в поступлении средств в казну при значительных изменения рыночной стоимости товаров, а также уклонения от уплаты пошлин путем искусственного занижения фактурной цены товара при его импорте или экспорте.
-
Смешанные (альтернативные) пошлины сочетают в себе способы исчисления ставки, используемые для специфических и адвалорных пошлин. Чаще всего используются в случаях недостаточной эффективности адвалорных пошлин в целях предотвращения возможности искусственного занижения цены облагаемого товара.
Особым видом таможенных пошлин в ЕС являются сельскохозяйственные пошлины. Их цель – реализация требований общей сельскохозяйственной политики ЕС. До второй половины 90-х годов ЕС использовал особую систему компенсационных сельскохозяйственных сборов, принцип которых – повышение стоимости ввозимых продуктов до уровня стоимости аналогичных продуктов внутри ЕС. Однако под влиянием ВТО такие компенсационные сборы были заменены сельскохозяйственными пошлинами (как правило, адвалорными), взимаемыми либо вместо пошлин, установленных в Общем таможенном тарифе, либо в дополнение к ним (так называемые «дополнительные пошлины»). Сельскохозяйственные пошлины отличаются весьма высокими ставками – до 200%. Таможенный Кодекс ЕС приравнивает сельскохозяйственные пошлины к таможенным пошлинам, устанавливая общие правила их взимания.
Разновидность сельскохозяйственных пошлин ЕС – так называемые сезонные пошлины, обычно применяются для некоторой сельскохозяйственной продукции с целью защиты сельхозпроизводителей некоторых стран ЕС в период продажи их продукции. Примеры: картофель – повышенная пошлина в период с 16 мая по 30 июня; клубника – повышенная пошлина в июле.
Таможенный кодекс ЕС приравнивает к таможенным пошлинам сборы, имеющие равнозначный эффект, что позволяет распространить нормы таможенного права ЕС на различные сборы, применяемые ЕСм и государствами-членами вне рамок общей торговой политики. При квалификации таких сборов Суд ЕС уделяет ключевую роль эффекту (последствиям) сборов, а именно – приводит ли применение сбора к дискриминации иностранных товаров. Согласно условиям таможенного союза, сформулированным в Договоре о ЕС, сборы, вводимые государствами-членами в отношении ввозимых или вывозимых товаров, при наличии эффекта, равнозначного таможенным пошлинам, подлежат запрещению.
Основной разновидностью налогов с оборота в странах ЕС является налог на добавленную стоимость. Характер НДС предполагает, что товары внутреннего производства и импортируемые товары подлежат равному обложению, поэтому НДС на импорт товаров уплачивается так же, как и при внутреннем обороте. (Следует заметить, что с 1 января 1993 г. при ввозе товаров из одной страны ЕС в другую основания для обложения НДС не возникает1). Сбор НДС при импорте товаров в ЕС из третьих стран носит не дискриминационный (как импортные пошлины), а компенсационный характер, поскольку обеспечивает равенство между товарами внутреннего производства и импортируемыми. Таким образом, природу НДС можно определить как уравнительную. Косвенный характер налога подкрепляется правилом о возврате НДС при экспорте товара в соответствии с положениями Генерального соглашения о тарифах и торговле.
Несмотря на значительные успехи в гармонизации права государств-членов в области косвенного налогообложения, до сих пор не решен вопрос о введении единой ставки НДС в ЕС. Ставки НДС устанавливаются государствами-членами самостоятельно, хотя и с соблюдением установленных в ЕС в 1993 г. верхних и нижних границ. Поэтому, если таможенная пошлина на импортный товар может взиматься на всей таможенной территории ЕС по ставке, установленной Общим таможенным тарифом, то НДС должен взиматься по ставке, действующей в стране-импортере. Такая ситуация во многом противоречит свободе передвижения товаров в ЕС, поскольку ограничивает возможности импортеров ЕС при выборе места таможенного оформления товаров.
Таможенное законодательство ЕС допускает, в ряде случаев, взимание таможенными органами государств-членов таможенных сборов в качестве платы за дополнительные услуги, оказываемые по запросам декларантов. К таким услугам относятся:
-
анализ и экспертная оценка образцов товаров, а также их почтовая пересылка при запросах по применению таможенного законодательства;
-
хранение товаров на складах временного хранения сверх установленных сроков;
-
проверка товара импортером до представления таможенной декларации;
-
уничтожение товара, если это влечет расходы таможенных органов;
-
проверка товаров с целью верификации, если это влечет расходы таможенных органов;
-
проведение таможенного оформления в нерабочее время или вне установленных для этого мест.
Условия взимания таможенных сборов:
-
недискриминация товаров,
-
реальность предоставления услуг,
-
соизмеримость суммы сборов и стоимости услуг.
Таможенный тариф по общему принципу состоит из двух основных частей:
-
товарная номенклатура — систематизированный и классифицированный перечень товаров; товары разбиты на крупные видовые группы (например, продукты животного происхождения), которые в свою очередь подразделяются на более специфичные группы и подгруппы с присвоением им цифровых кодов (например, «04» – молочные продукты, «0406» – сыр и творог, «0406 40» – сыр с голубыми прожилками, «0406 40 10» – рокфор);
-
ставки таможенных пошлин, а также освобождения от пошлин, соответствующие наиболее специфичным товарным группам (подгруппам) в товарной номенклатуре.
Товарная номенклатура используется не только в целях взимания таможенных пошлин, но также и для обозначения товаров, подлежащих обложению акцизами, пониженными ставками НДС, импортным и экспортным ограничениям и другим мерам торговой политики, а также для ведения внешнеторговой статистики.
Таможенный кодекс ЕС устанавливает, что правомерное взимание таможенных пошлин в ЕС производится на основании Общего таможенного тарифа. В ЕС используются следующие номенклатуры:
-
комбинированная номенклатура (КН) – основа Общего таможенного тарифа, содержит 8-значные товарные коды;
-
номенклатура ТАРИК (TARIC – Tarif integre des Communautes europeennes) – содержит 10-значные коды, указываемые при импорте товаров, а также в статистических целях; иногда содержит дополнительные коды для обозначения особых мер торговой политики (сельскохозяйственные пошлины, антидемпинговые пошлины, меры по контролю за товарами двойного назначения, экспортные возмещения и т. п.).
Комбинированная номенклатура состоит из 21 раздела, в свою очередь разделенных на 99 глав. Главы подразделяются на группы и подгруппы. Главные критерии классификации товаров по разделам – материал и функции товаров. По общему правилу, ЕС применяет конвенциональные ставки независимо от того, ввозятся ли товары из страны-члена ВТО или из страны, не входящей в эту международную организацию. Автономные ставки применяются тогда, когда они ниже конвенциональных или когда конвенциональная ставка для данной товарной позиции отсутствует. Однако и автономные, и конвенциальные ставки пошлин могут не применяться в случаях, когда нормы ЕС предусматривают автономные специальные пошлины для товаров, происходящих из определенных стран, либо в случае применения ставок, установленных международными соглашениями ЕС. Пятая колонка тарифа содержит дополнительные сведения в отношении товаров соответствующей подгруппы, таких как вес, объем, размер и т. п.
Кроме двух основных составных частей – Комбинированной номенклатуры и Ставок таможенных пошлин, Общий таможенный тариф ЕС содержит следующие элементы:
-
непреференциальные тарифные изъятия и квоты;
-
преференциальные (льготные) тарифные меры, предусмотренные соглашениями ЕС с отдельными третьими странами или их группами (конвенциональные тарифные преференции);
-
преференциальные тарифные меры, принятые ЕС в одностороннем порядке в отношении отдельных стран, групп стран или территорий (автономные тарифные преференции);
-
автономные дополнительные меры, снижающие либо устраняющие таможенное обложение для отдельных товаров по причине их природы или конечного назначения (благоприятные тарифные режимы);
-
другие тарифные меры, предусмотренные законодательством ЕС.
Лицензирование в ЕС применяется только для некоторых продуктов сельского хозяйства. Импортеры (экспортеры) обращаются за получением лицензий в национальные сельскохозяйственные администрации, которые, в свою очередь, направляют запросы в Комиссию. Комиссия в форме регламентов принимает решение о распределении лицензий. Лица, запросившие лицензию, имеют право обжаловать регламент Комиссии. Выдача лицензий на основе решения Комиссии производится национальными администрациями.
Положения Регламента 2658/87 обязывают Комиссию составлять на базе Комбинированной номенклатуры Интегрированный тариф ЕС. Согласно указанному регламенту Интегрированный тариф должен использоваться Комиссией и государствами-членами для реализации мер ЕС в отношении импорта, а также, в необходимой мере, экспорта и торговли между государствами-членами. Для сокращенного обозначения Интегрированного тарифа в ЕС применяется аббревиатура ТАРИК (TARIC).
ТАРИК составлен таким ЕС меры в отношении импорта и, иногда, экспорта. То есть, кроме собственно импортных (и экспортных) таможенных пошлин, ТАРИК отображает все действующие преференциальные меры, а также другие меры торговой политики ЕС. ТАРИК действует с 1 января 1988 г. Он основан на Комбинированной номенклатуре и состоит приблизительно из 10000 товарных позиций, составляющих базовую номенклатуру товаров для Общего таможенного тарифа, а также для статистики внешней и внутренней торговли ЕС.
Интегрированный тариф ЕС включает:
-
положения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;
-
положения Комбинированной номенклатуры товаров;
-
положения по особым тарифным мерам ЕС: тарифные изъятия, тарифные квоты, тарифные преференции с учетом тарифных квот и потолков, обобщенная система тарифных преференций для развивающихся стран, антидемпинговые и компенсационные пошлины, таможенные сборы, компенсационные сборы, изменяемые компоненты для случаев переработки сельскохозяйственных продуктов, компенсационные условия для новых членов, периодические цены за единицу продукта (для некоторых портящихся продуктов), минимальные цены и отсылочные цены, запрет на импорт, ограничение импорта, меры безопасности импорта, вспомогательный торговый механизм для новых членов, запрет на экспорт, ограничение экспорта, меры безопасности экспорта, возврат платежей при экспорте.
Интегрированный тариф публикуется ежегодно в официальных изданиях Европейских ЕС. Текущие изменения в тарифе доступны государствам-членам еженедельно в электронном виде.
ТАРИК представляет собой весьма удобный инструмент для практического повседневного использования в таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕС или вывозимых из нее. При этом, в соответствии с Регламентом 2658/87, ТАРИК не имеет самостоятельной юридической силы. Его использование обязательно только для таможенных органов государств-членов и для статистических целей.
Реализация Общего таможенного тарифа Европейского Союза требует применения единой системы таможенных формальностей. Эта единая система, применительно к импорту товаров, распространяется на все стадии таможенного оформления, начиная с момента пересечения таможенной границы и заканчивая одним из следующих вариантов:
-
приданием товару таможенного статуса товара ЕС, что позволяет товару свободно обращаться внутри таможенной территории, либо
-
обратным вывозом товара за пределы таможенной территории
-
уничтожением товара.
При вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕС единая система формальностей обеспечивает либо утрату товаром статуса товара ЕС(экспорт), либо сохранение таможенного статуса товара с последующим возвращением товара на таможенную территорию ЕС. Благодаря единой системе транзитных процедур возможно сохранение таможенного статуса товаров при пересечении таможенной границы. Основную нагрузку по обеспечению реализации таможенного тарифа в зависимости от целей ввоза (вывоза) товара несут нормы таможенного права ЕС о таможенных режимах.
Понятие «таможенный статус товара» является одним из ключевых в таможенном праве ЕС. Через него реализуется взаимосвязь внешних и внутренних аспектов таможенного союза: товары из третьих стран, получившие статус «товаров ЕС» в результате таможенного оформления на таможенной границе ЕС, получают возможность беспрепятственно обращаться по всей территории таможенного союза согласно принципу свободы перемещения товаров в ЕС.9