Интегральный алгоритм

Представьте, — первоклассник читает справочник по высшей математике, а после чтения он не может связать двух слов о прочитанных формулах. Конечно, это нельзя назвать чтением, поскольку школьник не может повторить факты (1) приведенные в справочнике, не может изложить основную идею текста (2) и не может высказать свое отношение к тексту в свете того, как он собирается использовать полученные знания в своей жизни (3).

Если же человек по прочтении текста может

  • выделить факты из текста и запомнить их,
  • объяснить как прочитанный текст соответствует его внутреннему представлению о затрагиваемом предмете,
  • высказать критику по отношению к тексту,
  • привести факты из собственного опыта, дополняющие текст,
  • перефразировать основную идею текста,

то мы считаем, что текст прочитан.

Кстати, в хороших учебниках обязательно встречается вступление, заключение, выводы, контрольные вопросы. Такая структура изложения материала позволяет проверить усвоение знаний. Составители учебников готовы из ложечки положить вам в рот знания.

Авторы Техники быстрого чтения Олег Андреев и Лев Хромов предлагают использовать Интегральный алгоритм чтения для универсального запоминания текста.

Читая текст, вам необходимо разложить его по полочкам

  1. Название статьи Автор Выходные данные.
  2. Проблема.
  3. Факты.
  4. Особенности изложения.
  5. Вопросы к автору и критика
  6. Новизна и практическое использование

На начальном уровне освоения алгоритма обычно пропускают пункты — название книги, автора, выходные данные. Новичок пропускает эти пункты, поскольку считает, что не стоит тратить силы на мелочи, а стоит тратить время на запоминание сути. Смысл и факты — вот что важно — считают они.

Я тоже пропускал эти пункты. Мне было не понятно, почему авторы методики настаивают на их запоминании. Осмысление наступило позже, когда я стал сам писать статьи и активно вести переписку через Интернет. Для меня возникла необходимость визуализировать того, с кем я общаюсь. Потребовалось вспомнить ход дискуссии или беседы, прежде чем я садился писать ответ на новое письмо. Я заметил, что с теми, кто представлялся именами Alex, Алекс, Михаил, Сергей, СМ… (с неполным именем и фамилией) мне очень трудно вести переписку, поскольку я их не мог представить собеседника и восстановить ход предыдущей беседы.

После небольшой практики переписки я стал замечать за собой, что прежде чем начать читать статью в газете или журнале, я непроизвольно стал отмечать название статьи и автора. Теперь я с автором веду беседу. Я его представляю. Он неторопливо или в азарте сообщает мне свои идеи, я запоминаю его образ.

Эффект скорочтения во многом зависит от того, на сколько читатель уже знаком с текстом или с автором текста. Перед чтением, происходит настройка на тон автора (торопливый, медленный, отрывочный, красочный). Эти предустановки дают богатую пищу для подсознания читателя и позволяют быстро схватывать текст.

Я призываю вас не сокращать алгоритм за счет названия и автора текста.

Особенности и критика

Шестой пункт алгоритма (Особенности и критика) требуют от читателя сравнить текст с уже известными читателю текстами и попытаться провести аналогии и ассоциации с уже известными фактами. Чем больше вы найдете особенностей, тем лучше запомнится текст.

Особенности могут быть следующими

  • стилистические
  • эмоциональные
  • логические (на сколько логически правильно выстроен текст)
  • по типу преследуемой цели (развлечение, информация, воодушевление, призыв к действию, преследование конкретной цели)
  • По применению вспомогательного материала (наличие определений, сравнений, примеров, ссылок на авторитеты, статистические данные, наличие картинок).
  • Как полно соответствует текст схеме (вступление, постановка задачи, решение задачи)

Кстати, публичные выступления и ваши будущие статьи, готовятся по подобной схеме. С той лишь разницей, что вы будете выступать в роли конструктора, а не анализатора текста.

Пункт Практическое использование

Бросая камни в воду —
смотри на круги ими образуемые,
иначе твое занятие
будет пустой тратой времени

Если нет резюме и побуждающего вывода, то нет смысла читать. Пытайтесь выделить метко сказанные фразы, старайтесь определить идеи, дополнив которые вы сможете создать новый продукт, спрашивать себя, как я могу использовать эту информацию.

Пункт Вопросы автору и критика

Вы должны придумать пять вопросов. Не больше и не меньше (конечно, шутка), которые вы хотели бы задать автору текста. Почти всегда под статьей вы сможете увидеть электронный адрес автора статьи, что позволит вам оперативно связаться с носителем информации.

А может быть автор статьи или книги сможет решить вашу проблему. А может быть вы сможете объединится с ним для решения общей задачи. Даже если вы не сможете обратиться к автору, все равно продумайте спорные вопросы.

Вывод

Известно, что когда человек настраивается найти железный рубль, то он найдет рубль с большей вероятностью, чем тот, кто не ставит задачу найти монету на полу. В работе человека очень важна пред установка. Как корабль назовешь — туда и поплывешь. Настройка мозга на определенный результат делает достижение результата более вероятным, чем случайный поиск.

Ваша задача превратить использование алгоритма в стереотип. Теперь, любой технический текст следует читать под призмой этого алгоритма. Ваша цель — перевести использование алгоритма из сознательного использования в бессознательное использование. Добиться, чтобы алгоритм выполнялся сам собой, а нужные факты алгоритма запоминались без умственных усилий.

Пример использования этого алгоритма я проиллюстрирую на статье Юрия Мороза см. текст ниже

Школа своего дела Двенадцатая лекция.

Школа – это не сайт, расположенный по адресу www.mega proect.cjb.net , а люди, которые объединились вокруг этого проекта.

Я считаю, что лучшим способом проверки идеи, является изложение ее своим знакомым и друзьям. Если Вы не можете своей идеей увлечь человека, которого хорошо знаете, то тем более, этим не заинтересуется не знающий Вас человек.

С точки зрения этого критерия, большинство идей, выдвигаемых в Школе, оказываются слабыми и не вызывают откликов у коллег.

Попробуйте пригласить в партнеры еще несколько человек и до тех пор, пока Вам этого не удается, Ваша идея сыровата и требует доработки.

Такая обкатка не требует никаких финансовых вложений.

Люди, сумевшие добиться чего-то в жизни – это люди, которые увлекли своими идеями тысячи, а иногда и миллионы людей.

Для того, чтобы Ваша идея была понятнее, желательно использовать формулу, которую используют при патентовании изобретений. Там от каждого изобретателя требуют найти прототип своего изобретений и далее изложить свое изобретение следующим образомПрототип по патенту (авторскому свидетельству) номер такому-то отличающемуся тем, что …

Если Вы будете копировать кого-то, вы уже не первый и это значит, что Вам предстоит выдержать конкуренцию. Для Дела, которое только создается – это очень сложно, почти невозможно.

Правда можно использовать не мировую новизну, а локальную, если что-то применялось в другом городе, но ни разу не делалось в Вашем, то у вас есть шансы на успех.

Подберите прототип, выделите в Вашей идее, чем она отличается от прототипа, и постарайтесь это изложить так, чтобы это было понятно неспециалисту и привлекло к реализации этой идеи ваших знакомых.

Если у вас это не удалось с первого раза, повторите попытку, и так пока не получится.

Ю.Мороз

Анализ текста с применением интегрального алгоритма чтения

Название — Двенадцатая лекция (я бы назвал Прототип проекта)
Автор — Юрий Мороз (хорошо бы запомнить адрес moroz@onego.ru)
Выходные данные — www.megaproject.cjb.net 20/08/99
Проблема — (Уверенность в успешности проекта и (наличие отличий) отличие проекта от других проектов — основа будущего успеха) Факты
— Большинство идей высказываемых учениками в Школе своего дела не выдерживают первой критики
— Люди сумевшие добиться чего-либо в этой жизни — это были люди, которые увлекли своими идеями миллионы людей.
— Нужно развивать (создавать отличия) различия своего проекта с уже существующими проектами.
Особенности изложения и критика
— В одном учебнике по рекламе написана фраза Ваш продукт должен быть отличен от других и он будет иметь успех, отличие от других. В этой статье я нашел схожую мысль.
— Как реальный обладатель авторского свидетельства на изобретение, я могу сказать, что сначала изобретение изобретается, а потом ищется шаблон, под который подходит изобретение для его регистрации. Патентование — это игра казуистики и логики.
— Идея этой статьи напомнила мне упражнение школы учитесь говорить публично Владимира Шахиджаняна. В этой школе предлагается для преодоления ложной скромности рекламировать школу Шахиджаняна.
Новизна и практическое применение (лично для меня)- Дать упражнение подписчикам — рекламировать проект рассылки для обучения дару убеждения. Как можно рекламировать то, в чем не убежден. Или предложить подписчикам указать, чем эта рассылки ОТЛИЧАЕТСЯ от других рассылок

В результате анализа текста у вас, скорее всего, получится другое разложение текста, поскольку вы имеете опыт отличенный от моего опыта.
Хорошо, если вы будете подходить к критике с более легким сердцем. Красить в черное, всегда проще, чем иметь взвешенный подход. Или, критикуя, предлагайте (и делайте) как сделать лучше.

Статьи о Скорочтении

  • Из каких навыков состоит скорочтение
  • Единство мира. (Структура запоминания информации компьютером и человеком)
  • Эмоции и целеполагание (дрессировка тигра, и не только)
  • Проговаривание слов — тормоз для овладения методиками скорочтения.
  • Скорочтение — мнение разработчика программы ВААЛ (из переписки)
  • Интегральный алгоритм чтения (Разложите все по полочкам)
  • Чтение без проговаривания слов
  • Ключевые слова и скорочтение
  • Перспективы применения методологии НЛП к моделированию процессов динамического обучения
  • Психологическая установка при чтении
  • Если вы можете читать фразами, то вам остается сделать один шаг для начала чтения по вертикали.
  • Физиология зрения человека
  • Читать или Скоро Читать?
  • Скорочтение сделай чтение невозможным
  • Проговаривание при чтении
  • Способы восприятия и переработки информации
  • Таблица Шульте и динамическое чтение (скорочтение)
  • Проговаривание слов при чтении
  • Алгоритм запоминания при чтении
  • Чтение без артикуляции (проговаривания слов)
  • Интеллект за чужой счет
  • Опыт использования метронома для подавления артикуляции
  • О «БОРЬБЕ» С ПРОГОВАРИВАНИЕМ
  • Книга или компьютер: как приохотить ребенка к чтению?
  • Много читать вредно?
  • Упражнение на внимательность и скорочтение
  • Читать или не читать
  • Лучшее упражнение из курса скорочтения!
  • Суперчиталка — компьютерная программа
  • Отзвыв скорочитателя
  • Мозг любит работать быстро! (Сверхскоростные процессы в творчестве)
  • Как ЦPУ планирует работать со знаниями

Что люди говорят о скорочтении

  • Личный опыт овладения навыками скорочтения
  • Скорочтение и «Война и мир”
  • Скорочтение и Знатоки клуба «Что Где Когда»
  • О скорочтении и упаковке знаний
  • Как я обучался скорочтению по книге Андреева и Хромова Техника быстрого чтения.
  • Опыт скорочитателя
  • Мнемотехника
  • Как читал Горький
  • Strips words flash training
  • Опыт скорочитателя
  • Пишет Обладатель методикой скорочтения (Михаил)
  • Как читал Гитлер
  • Как я обучался скорочтению по книге Андреева и Хромова Техника быстрого чтения.
  • Опыт скорочитателя
  • Опыт скорочитателя
  • Опыт скорочтения
  • Скорочтение — личный опыт
  • Скорочтение — мнение обладателя навыка
  • Мнение обладателя методикой скорочтения (письмо Лианы)

Тренинги

  • Тренинг — читать текст только один раз!
  • Читать абзацами — это реально
  • Скорочтение «Метод Ага! Я нашел»
  • Скорочтение (Метод пристрелки)
  • Самое эффективное упражнение по приобретению навыков скорочтения. (Сергей Михайлов)
  • Скорочтение упражнения для достижения скорочтения
  • Упражнение — Просмотри статью
  • Тренинг — метатеги
  • Новый способ чтения (меняй точку зрения)

Порядок работы
Структура стандартного урока следующая: Вы самостоятельно изучаете заданную тему, потом на сайте Вы знакомитесь с ключевыми задачами, далее, по «Базовому задачнику» Вы решаете самостоятельно нужные задачи. Задачи подобраны таким образом, что с их помощью Вы закрепляете теоретическую часть. После этого Вы готовы решать серьезные задачи. Они помещены в «Задачнике по физике для физиков».
Мы будем пользоваться методами работы с текстами и методами запоминания, разработанными нашими великими безвестными физиологами для нужд спецслужб. Долгое время эти методики были недоступны, но сейчас им обучают в различных Школах Быстрого Чтения. Из этих техник мы берем сейчас только Алгоритмы Чтения и Правило «Золотых Повторов» .
Интегральный Алгоритм Чтения (ИАЧ).
Текст читается с карандашом в руке. Подчеркивается или, лучше, обводятся в рамки и снабжаются цифрами (рядом, выше или ниже) следующие вещи:
1. название текста
2. автор (фиксируя автора, мы отражаем свое отношение. Одно дело, если автор Альберт Эйнштейн, и другое дело, если неизвестный нам человек)
3. источник (отражает достоверность)
4. тема
5. интересное, новое (то, что интересно Вам лично)
6. критика (конструктивная, не критиканство)
7. факты
Посмотрите пример, как разобрана с помощью Интегрального Алгоритма Чтения Статья из газеты.
Работа с памятью. Правило «Золотых повторов».
Если Вам нужно запомнить какой-то текст, стихи, прозу, главу учебника, то сделать это с одного раза для обычного человека невозможно. Но и то, что Вы запомнили, быстро уходит из памяти. Кривая забывания информации очень похожа на кривую радиоактивного распада. Чтобы нужная вам информация осталась в памяти на долгое время, сравнимое со сроком жизни, то есть информация перешла в постоянную память, разработано Правило «Золотых повторов».
Вы читаете текст и разбираете его по Интегральному Алгоритму Чтения. Затем 6 раз повторяете по следующему графику:
1. Первый повтор через 30 минут. Не читать, а вспоминать и пересказывать вслух основные моменты, перечитать, что забыли. Отметки ИАЧ помогут это сделать.
2. Второй повтор через 2 часа.
3. Третий повтор через 6 часов.
4. Четвертый повтор через 24 часа
5. Пятый – через 7 дней
6. Шестой – через 15±1 день.
С учетом этих техник возникает следующая естественная структура Ваших занятий.
1. Вы читаете заданную тему по базовому учебнику с использованием ИАЧ.
2. Первый повтор. Используете вопросы в конце параграфов и отметки ИАЧ. Вы разобрали тему и поняли ее. Два часа информация отлеживается, отстаивается у Вас в голове.
3. Второй повтор. Вы читаете этот же материал по Физтеховскому курсу с использованием ИАЧ. Материал Вам уже понятен, знаком, но Вы смотрите, как он изложен в культурном виде. Сразу читать тему по курсу ФИЗТЕХа не стоит, много сил уйдет на понимание текста, не останется сил на понимание физики.
4. Третий повтор выполняется по тексту Физтеховского учебника физики.
5. На следующий день Вы смотрите соответствующую страницу «Справочника по физики» и решаете задачи по «Базовому задачнику». Практически – это четвертый повтор.
6. 5 повтор – решение продвинутых задач.
7. 6 повтор – самостоятельная или контрольная работа.
Если Вы сможете регулярно работать в таком режиме, то Вам будут не нужны никакие шпаргалки. Все определения, законы, формулы физики крепко уложатся в Вашей голове. На экзамене в условиях стресса это может Вас выручить.
Еще один важный момент. Длительность занятий. Длительность занятий определяется свойствами внимания.
У малого ребенка работает непроизвольное внимание. Увидел что-то яркое, движущееся, услышал громкий звук — сфокусировал на них внимание. Такое внимание непродолжительное, несколько секунд. Поэтому занятия с малыми детьми длятся по несколько минут, но по много раз в день.
После 6 лет формируется произвольное внимание. Его длительность – до 30 минут. Требует волевых усилий, работает через зону Вернике. Вот поэтому уроки в школе длятся 40 минут. Отработали 40 минут, учитель привлек непроизвольное внимание какими-то педагогическими приемами , если в классе дисциплина, то поработало произвольное внимание, если дисциплины нет, то урок просто прошел впустую, затем перемена, новый урок, и новая информация вытеснила только что полученную информацию. Поэтому так низка эффективность школьных уроков.
Наиболее эффективно занятия идут с использованием постпроизвольного внимания. Для этого занятия должны длиться минимум час. Когда я занимаюсь с абитуриентами, наши занятия длятся 2 часа. А когда Вы будите готовиться к экзаменам в ВУЗе, то Ваши занятия будут длиться сутки с короткими перерывами на еду и сон. Большие результаты достигаются через большие усилия. При длительных напряженных занятиях происходит перестройка мозговых процессов, и появляется шанс стать физиком. Но об этом поговорим попозже.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ

Итак, при чтении текста мозг формирует «свою трактовку содержаниях того, что читается. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. Мозг выделяет ядерное сущностное значение из читаемого текста. Однако всегда ли эта программа используется эффективно? Есть основания считать, что большинство людей возможности этой программы используют слабо. Вместе с тем только при осмысленном внимательном чтении текст понимается глубоко и полно.

Из этого следует, что при обучении методам быстрого чтения учат произвольно использовать эту принципиально важную программу работы мозга. Как показали наши эксперименты, знание и умелое применение некоторых упражнений дают возможность извлекать ядерное значение в тексте быстро и достаточно надежно. Эти упражнения основаны на использовании дифференциального алгоритма чтения.

В третьей главе мы говорили об интегральном алгоритме чтения, который облегчает поиск нужной информации в тексте в целом. Для каждого отдельного предложения и абзаца подобную программу, конечно, составить нельзя. Однако для активизации чтения нужно заранее знать, что прежде всего следует отыскивать в каждом смысловом отрезке текста. Для этого и разработан дифференциальный алгоритм чтения (рис. 9). С его помощью можно разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста на отдельные логические элементы (потому алгоритм и назван дифференциальным).

РИС. 9

В соответствии с этой схемой формальные единицы печатного текста вначале ставятся нами в соответствие с языковыми нормами, а затем языковые единицы превращаются в означаемые единицы мыслительного уровня. Образуется своеобразная пирамида понятий, являющаяся одновременно и классификационной системой для опознания смысловой фильтрации каждого нового фрагмента текста и для определения его места в уже сложившейся системе наших представлений. Любая единица этой мнемонической пирамиды абстракций и представляет собой часть алгоритма или структурной модели тех определяющих характеристик, которые являются общими признаками для любого текста.

При такой связи между мыслительными единицами верхняя часть пирамиды абстракции является универсальной для автора и для читателя в понятийном смысле.

Работу по интегральному алгоритму чтения мы с вами сравнивали с отбором товаров в универсаме. По аналогии с этим примером и дифференциальный алгоритм можно сравнить с отбором товара какого-либо вида на одной полке отдела универсама; чтобы успешней и быстрее отобрать из однородного товара необходимую вещь, надо заранее знать, что именно нужно, и суметь быстро оценить предлагаемое.

Представим себе, что мы сфотографировали мыслительный процесс быстро читающего человека на кинопленку и теперь прокручиваем ее в замедленном темпе. Кадры фильма покажут, что сначала в предложениях абзаца выделяются ключевые слова (первый блок дифференциального алгоритма), несущие основную смысловую нагрузку. Заметим, что под абзацем в данном случае понимается законченный в смысловом отношении отрезок текста, состоящий, как правило, из нескольких предложений (смысловой и печатный абзацы могут и не совпадать).

Ключевое слово, как правило, предметно, т. е. обозначает какой-либо объект, его признак, состояние или действие. Предлоги, союзы, междометия и частицы почти никогда не бывают ключевыми словами. Очень редко выступают в этой роли и местоимения, которые лишь замещают уже употребляемое ранее в тексте предметное (ключевое) слово. Если абзац играет второстепенную роль, ключевых слов в нем может и не быть.

Затем, опираясь на ключевые слова, в тексте выявляются смысловые ряды (второй блок дифференциального алгоритма). Что такое Смысловые ряды? Это непрерывные ряды пар слов, состоящие из комбинаций ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных, которые помогают в сжатом виде понять его содержание. Именно смысловые ряды и составляют «золотое ядро” содержания текста.

Смысловые ряды бывают трех основных видов: именные, предикативные и фактографические.

Именной смысловой ряд обеспечивает функцию так называемой номинации — он дает название основному действующему лицу, предмету, например: «старый мастер”. По нашему определению, смысловой ряд — это всегда пара слов. Именной смысловой ряд — это такая свернутая логическая конструкция, которая состоит из имени существительного и имени прилагательного. Имя прилагательное дает дополнительное определение: «мастер хороший”, «мастер молодой”, «мастер веселый”, — обычно в сообщении бывает до трех прилагательных-определителей при одном существительном — это норма русского языка.

Предикативный смысловой ряд показывает, что делает или что делается с предметом: «мастер чеканит”. Предикативный смысловой ряд — это всегда глагольная конструкция и она бывает трех видов.

Одноместный предикат: «Мастер чеканит”. Двухместный: «Мастер чеканит монету”, — действие перешло на второй предмет, от мастера на монету. Трехместный: «Мастер чеканит монету заказчику”, — действие переходит на третий предмет, на заказчика.

Фактографический смысловой ряд дает четкие количественно-размерные, весовые и другие физические технико-экономические параметры о предмете сообщения: «Мастеру 30 лет”, «У мастера семья из 4 человек”. Таким образом, при чтении любого текста сознание соединяет ключевые слова в лаконичные, свернутые выражения смысловых рядов, несущие основной замысел автора. Текст как бы сжимается, мгновенно мысленно конспектируется — в нем остаются только зерна смысла, «золотое ядро” на уровне непрерывных цепочек пар слов.

Здесь необходимо подчеркнуть, что в соответствии с концепцией проф. А. А. Леонтьева с помощью только что изложенной модели смысловых рядов можно наглядно показать принципиальное различие двух способов свертки текста:

— порождение стандартной и всегда постоянной конструкции смысловых рядов;

— «наполнение” этого каркаса конкретными словами — вариантами. Подбор слов-вариантов происходит на основе реализации ассоциативных признаков читаемых слов.

Но это только промежуточный этап свертки текста. Ключевые слова и смысловые ряды выявляются нами в самом тексте, который пока претерпевает лишь как бы количественные преобразования, — он сжимается, компрессуется. Однако, кроме этого количественного анализа, сообщение всегда подвергается нами и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку алгоритма — выявлению значения. Замечено, что содержание прочитанного при пересказе люди почти никогда не излагают слово в слово. Мозг быстро перекодирует воспринятое сообщение в согласии с собственным опытом, собственной программой. Такое перекодирование происходит уже в самом процессе чтения.

Этим как раз и отличается активное, осмысленное продуктивное восприятие текста от механической зубрежки.

На основе смысловых рядов мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Таким образом, третий блок алгоритма отражает заключительный процесс перекодирования — выявление ядерного значения содержания текста. Решить эту задачу — значит для самого себя сформулировать и усвоить действительное значение того, что хотел сказать автор в конкретном отрывке.

Мозг быстро перекодирует воспринятое сообщение в согласии с собственным опытом, собственной программой

Посмотрим на примере, как используется дифференциальный алгоритм чтения.

Текст:

Наш век не без основания называют веком статистики. «Статистика” — слово многозначное. Это и набор цифр, полученных определенным образом и характеризующих некоторое явление, и специальная социально-экономическая наука, и научный метод, широко применяемый как в общественных, так и в естественных науках.

В журналистской работе ко многим темам без статистики совершенно невозможно подойти. В частности, все, относящееся к вопросам народонаселения, прямо-таки основано на статистике. Относительная редкость статей на демографические темы (при громадном интересе к ним читателей и общественной важности этих тем) в немалой мере объясняется статистической малограмотностью многих журналистов, незнанием, как и с какого боку к этим вопросам можно подступиться.

Очень часто смысл цифр читателям непонятен. Один пример. Кто не слышал и не употреблял слов «средняя продолжительность жизни”? Для подавляющего большинства значение их таково: это средний возраст смерти в данное время. Однако истинный смысл их совсем иной: это средняя продолжительность жизни тех, кто родился в данном году, при условии, что на всем протяжении жизни данного поколения возрастные коэффициенты смертности будут такими же, как в год рождения. Таким образом, это величина расчетная и условная.

В этом отрывке подчеркнуты ключевые слова. Порядок обработки абзацев этого текста по алгоритму показан в табл. 2.

ТАБЛИЦА 2

Нужно иметь в виду, что, выполняя упражнения в соответствии с блоками дифференциального алгоритма, мы тренируем мыслительные процессы как бы расчлененно, замедленно и по частям. При чтении они, разумеется, протекают иначе — быстро, одновременно и в значительной мере подсознательно. Но, чтобы навык такого чтения стал автоматизированным и мгновенным, тренировать его нужно дифференцированно. Иными словами, мы поступаем, как спортсмен, который, разучивая комбинацию, разбивает ее на элементы и тренирует каждый из них в отдельности.

Как же практически пользоваться дифференциальным алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить его содержание и порядок использования.

Подобрав несложную научно-популярную статью объемом не более 6 тыс. знаков и медленно читая ее с карандашом в руке, сделать разметку текста в соответствии с алгоритмом. В результате выявления цепи значений должно сформироваться ядерное содержание текста, которое мы называем доминантой. Что же такое доминанта? Доминанта — это главная смысловая часть текста, его истинное значение. Доминанта выражается своими словами читателем, на языке его собственных мыслей. Она результат качественной переработки текста на основе анализа цепи значений по всему тексту статьи в целом.

Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения | Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — Как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — для самых занятых | Статьи | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | Обратная связь

вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью Ч. является получение и переработка письменной информации. С этой точки зрения Ч. (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой деятельности. Как и все виды речевой деятельности, Ч. имеет следующую структуру: 1. На этапе предварительной ориентировки формируется илиуточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы, для чего,зачем читать. Читать текст можно с самыми различными целями, например: чтобы ознакомиться с книгой, газетой, журналом, узнать, о чем в них говорится; извлечь из текста основную информацию; критически осмыслить, оценить изложенную в тексте информацию и т. п. В процессе Ч. целевая установка может меняться,например, намереваясь только просмотреть журнал, читатель заинтересовывается какой-то статьей, и у него возникает желаниеизучить ее подробно. 2. Этап планирования деятельности зависит не только от целевой установки, но и от объема текста, времени, отведенного на работу с текстом, и т. д. При необходимости подробного изучениятекста планируется неоднократное его прочтение. При Ч. с целью составления реферата делаются необходимые записи и т. д. 3. На этапе осуществления (исполнения) деятельности реализуется процесс смыслового восприятия текста. Процесс понимания текста складывается из последовательного наращивания смыслов всех микроконтекстов: осмыслив первый микроконтекст, читатель прибавляет к нему смысл второго, они взаимодействуют,изменяя и дополняя друг друга. Понимание текста зависит от многих обстоятельств: от сложности его содержания, структуры, стиля, графической подачи и т. д. Так, для понимания научного текстанеобходима определенная база знаний, владение соответствующейинформацией, наличие опыта изучения научных текстов. 4. На этапе контроля осуществляется анализ результатов дея тельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед Ч. текста. В системе механизмов Ч. можно выделить: механизм внутреннего проговаривания (при Ч. человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны, в результате чего осуществляется взаимодействие органов зрения и слуха: наложение графического образа на слуховой вызывает ассоциативное восприятие значения); вероятностное прогнозирование, которое проявляется на смысловом и вербальном (словесном) уровнях; смысловое прогнозирование — умение предугадать, предвосхитить описываемые в тексте события по названию текста, по первым его предложениям догадаться о дальнейшем развертывании событий; вербальное прогнозирование — умение по начальным буквам угадывать слово, по первым словам угадывать синтаксическое построение предложения, по первому предложению (или предложениям) — дальнейшее построение абзаца. Существуют различные подходы к выделению видов Ч., они определяются в зависимости: а) от владения скоростными приемами — скоростное и не скоростное Ч.; б) от техники — Ч. вслух и Ч. про себя; в) от подготовки — подготовленное и неподготовленное Ч.; г) от места — классное и домашнее Ч.; д) от цели Ч. — просмотровое, ознакомительное, изучающее. Цель просмотрового Ч. — получение самого общего представления о содержании статьи (книги), о ее теме. На основе такого Ч. читающий решает, нужен ли ему данный текст для более подробного изучения. Для этого ему бывает достаточно прочесть заголовки, подзаголовки, выборочно отдельные куски текста. При ознакомительном Ч. текст читается целиком, но в быстром темпе. Целью такого Ч. является получение общего представления о круге вопросов, затрагиваемых в данном тексте, и путях их решений. Читающий не стремится запомнить прочитанное, так как не предполагает использовать в дальнейшем полученную информацию. Установка на восприятие лишь основной информации позволяет пренебречь деталями сообщения. При изучающем Ч. читающий стремится максимально полно и точно понять содержащуюся в тексте информацию. Текст читается целиком, Ч. происходит в довольно медленном темпе, сопровождается перечитыванием отдельных мест. При этом виде Ч. действует установка на длительное запоминание информации текста, на дальнейшее ее использование. С точки зрения сформированности умений Ч. может оцениваться по степени беглости, выразительности, сознательности. В этом случае говорят о беглом, выразительном, сознательном Ч. как об отдельных сторонах сформированности умения читать. Цель обучения Ч. в школе заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи. Умение читать предполагает овладение техникой Ч., т. е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умением осмыслить прочитанное. Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) Ч. являются следующие: высокая скорость Ч. (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала; гибкость Ч., т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации. Высокая скорость и гибкость Ч. являются базой (основой) формирования многих других умений, необходимых для осуществления процесса Ч. Это такие умения, как умение сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания; умение предвидеть в процессе Ч. то, что будет сказано дальше; умение определять ключевые места текста; умение вычленить основную мысль высказывания; умение определять логику, структуру высказывания и т. д. Следовательно, при обучении Ч. учитель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста школьником. Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется Ч.: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые присущи Ч. как виду речевой деятельности и которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с автором текста. Выделяются три функции Ч.: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная. Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности. Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт. Ценностно-ориентационная функция Ч. связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня. Обучение Ч., развитие и совершенствование приемов осмысления прочитанного — важнейшая задача, стоящая перед учителем. Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создает базу для обучения школьников написанию изложений и сочинений, рефератов, конспектов, аннотаций. Лит.: Гранин Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Когда книга учит. — М., 1988; Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. — М., 1982; Ипполитова Н.А. Виды чтения на уроках русского языка // РЯШ. — 1987. — № 2; Ипполитова НА. Обучение чтению // Методика преподавания русского языка. — М., 1990; Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе. — М., 1987; Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. — М., 1989; Фоломкжа С.К. Обучение чтению // Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учеб. пособие для пед. институтов / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. — М., 1985. Л.Е. Тумина 283

Правило второе: читать по интегральному алгоритму чтения!

Как все мы знаем из школьной программы, алгоритм – это последовательность каких-либо действий или операций с их описанием. Соответственно, алгоритм чтения – это совокупность умственных действий при восприятии текста. А поскольку действие этого алгоритма распространяется на весь текст, то он называется интегральным.

Если разобраться, то наша жизнь полна алгоритмов. Например, пришел в поликлинику – сначала пройди в регистратуру, возьми карту и направление, а затем иди в кабинет врача. Чем не алгоритм для пациента? Его использование рационально, потому что так упорядочивается работа поликлиник. Если бы не было такого алгоритма, неизбежно возникла бы неразбериха.

Так же и в чтении: применение алгоритма организует этот интеллектуальный процесс и увеличивает его эффективность. Конечно, интегральный алгоритм чтения может слегка видоизменяться в зависимости о целей читателя в конкретный момент. Но в любом случае он способствует тому, чтобы автор и читатель общались как бы на одном языке.

У многих людей, между тем, есть свои алгоритмы чтения. Кто-то может читать книгу с конца, кто-то – с середины. Эффективность таких способов оставляет желать лучшего.

Интегральный алгоритм помогает сделать работу с книгой более организованной. А причина кроется в особенностях человеческой психологии. Ученые давно выяснили, что если какую-либо установку повторять многократно, то она превратится в устойчивый стереотип, и соответствующие действия будут выполняться на уровне автоматизма.

Согласно исследованиям, при использовании интегрального алгоритма чтения человек постепенно вырабатывает определенную последовательность действий. Суть этого способа заключается в следующем. Когда мы берем в руки новый текст и хотим прочитать его, мы должны как бы заполнить в определенном порядке семь ячеек. Одну за другой. Вот эти ячейки, а вернее, блоки интегрального алгоритма чтения.

Первый блок – наименование текста.

Второй блок – автор.

Третий блок – источник и его данные.

Четвертый блок – проблема.

Пятый блок – фактографические данные.

Шестой блок – особенности излагаемого материала, критика.

Седьмой блок – новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе.

Первые четыре блока не требуют объяснения. Пятый – фактографические данные – подразумевает извлечение из текста фактов и их усваивание. Шестой и седьмой блоки – особенности и новизна материала – будут индивидуальными для каждого читателя в зависимости от его знаний, взглядов, опыта. Информация, которая покажется абсолютно новой одному человеку, может быть давно известна другому. Эти два блока предполагают сложный анализ текста, который каждый должен провести сам.

Поговорим о практическом использовании алгоритма. Для начала нужно запомнить все его блоки, представить себе содержание каждого из них. Еще лучше нарисовать алгоритм на отдельном листе бумаге, например, в виде блок-схемы, и поместить его над рабочим столом – там же, где у вас располагается первое правило быстрого чтения – «читать без регрессий». Если задуматься, то многие никогда не усваивают информацию, предусмотренную тем или иным блоком алгоритма. А ведь это – ключевые моменты осмысления текста. Например, помните ли вы авторов тех книг, которые прочитали в последнее время? Наверняка найдутся те, кто ответит отрицательно.

Во время чтения по интегральному алгоритму мы как бы вынимаем из текста самую важную информацию и складываем ее в соответствующие ячейки. Это позволяет превратить чтение в организованный процесс и достичь главной цели – качественного осмысления прочитанного.

Читать без алгоритма – примерно то же самое, что пойти в супермаркет и забыть дома список необходимых продуктов. Вы бродите по огромному магазину и подходите ко всем стеллажам в надежде на то, что увидите нужные предметы и вспомните, что их и надо положить в корзину.

Интегральный алгоритм чтения является основой для скорочтения. Читатель вынужден активно вторгаться в текст, анализировать его и выделять нужную информацию. Кроме того, исследования лингвистов доказывают, что избыточность текстов нередко достигает 75 процентов. Вдумайтесь: только четверть текста несет основной смысл. Отлично иллюстрирует это явление журналист, спецкор «Известий» Сухачевский: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, так сказать: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому. Ну хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади».

В этом примере избыточность текста стремится к 100 процентам. И такая тенденция характерна для современности. А благодаря быстрому чтению всю «воду» в тексте, не содержащую никакой полезной информации, можно быстро убрать. И что немаловажно – система алгоритмов дисциплинирует, учит излагать свои мысли просто, кратко и доступно.

Итак, теперь вы знаете, какие блоки содержит интегральный алгоритм и для чего он нужен. Самое время перейти к упражнениям, которые позволят вам не только закрепить эти знания, но и научиться ими пользоваться.

Упражнение 1. Создаем зрительный образ интегрального алгоритма чтения

Этот прием облегчит процесс запоминания последовательности действий при чтении. Важно нарисовать его вручную в двух экземплярах. Как вы уже догадались, один из них пополнит нашу коллекцию над рабочим столом, а второй лучше носить всегда с собой.

Какой рисунок выбрать, зависит от особенностей вашего воображения. Возможно, вам подойдет образ правильного шестиугольника, в углах которого расположатся первые шесть блоков алгоритма, а в центре – седьмой. Это вполне могут быть этажи здания, пирамида, матрешка – все что угодно, лишь бы вам было легче запомнить блоки, а затем каждый раз при чтении «наполнять» их содержимым.

Постарайтесь регулярно представлять себе свой рисунок. Важно, чтобы, закрыв глаза, вы ясно видели алгоритм. Если вы будете представлять его, то постепенно нарисованный образ сотрется, но сама привычка выделять в тексте нужную информацию закрепится. А этого мы и добиваемся.

Упражнение 2. Читаем по интегральному алгоритму

Итак, вы усвоили алгоритм. А это значит, что ваш мозг формирует другую программу чтения, последовательность умственных операций. Задача чтения приобретает абсолютно понятные очертания: найти в тексте ответы на все вопросы, содержащиеся в блоках интегрального алгоритма. После многократных тренировок такого чтения вы с удивлением для себя обнаружите, что нужные факты, даты, имена всплывают в памяти сами собой.

При этом еще легче становится борьба с регрессиями. Ведь если мы читаем по алгоритму, то уверены, что усвоим нужную информацию даже после одного прочтения. Количество возвратных движений глаз уменьшается, а постепенно вовсе сходит на нет. В этот период обучения нужно зафиксировать второе правило быстрого чтения – читать по алгоритму любой текст.

Как это делать практически? Перед тем, как взяться за текст, нужно визуально представить себе все блоки интегрального алгоритма. В первую очередь – название, автор, выходные данные источника. «Заполнив» эти блоки, начинаем читать. В процессе выясняем, о какой проблеме идет речь в тексте, и «складываем» эти данные в четвертую ячейку. Фактические данные «собираем» в пятой ячейке. На очереди – шестой блок, особенности излагаемого материала. Например, мы читаем рекламную статью о ноутбуке. Описание его принципиальных технических характеристик будет материалом для шестого блока. Здесь же нужно отметить критику, то есть ваше согласие или несогласие с автором – возможно, вы считаете, что такие же технические характеристики имеет и другой ноутбук. А после прочтения остается проанализировать, что нового вы узнали из текста, что можете применить на практике? И заполнить последний, седьмой блок.

Казалось бы, вот и все. Но только не для скорочтения. Необходимо еще раз визуально представить себе алгоритм и понять, достаточна ли информация во всех блоках. Только после того, как мы убедились в этом, чтение можно считать законченным.

Подробное описание чтения по алгоритму показывает, почему быстро читающие еще и лучше усваивают прочитанное, чем читающие медленно.

Упражнение 3. Тренируемся

Чтобы тренироваться, регулярно в течение двух-трех недель делайте следующее.

Каждый день медленно читайте пару интересных статей в газете, при этом держа листок с рисунком алгоритма перед собой. В процессе «собирайте» информацию в ячейки. После завершения чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех блоков алгоритма.

Каждый день читайте одну-две такие статьи как можно быстрее, на рисунок алгоритма не смотрите, но представляйте его. Перескажите содержание текста в соответствии с алгоритмом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Оставьте комментарий