Инвентаризация земель

Инвентаризация и межевание земель населенных пунктов

Статья 83. Главы XV. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ), раскрывает:

– понятие земель населенных пунктов;

– понятие границ населенных пунктов. \

1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (городские земли, поселковые земли, земли сельских населенных пунктов).

2. Границагородской, поселковой черты и черты сельского населенного пункта – это внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель и является, как правило, административно-территориальной границей города, поселка, сельского населенного пункта. Границы городских, поселковых, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Граница городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждается и изменяется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 13. Федерального закона «О землеустройстве» – «Инвентаризация земель». \

Постановлением Правительства РФ от 12.07.1993 № 659 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации земель.

Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ).

Инвентаризацию земельных участков по функциональному использованию можно подразделить на следующие виды:

– инвентаризация земель с целью определения арендной платы;

– инвентаризация земель с целью определения земельного налога;

– инвентаризация земель с целью определения цены земельных участков (для выкупа земли);

– инвентаризация земель с целью определения на территории муниципального района (образования) количества, площади и местоположения всех земельных участков, используемых гражданами и юридическими лицами, государственными и муниципальными организациями и учреждениями, для собственных целей;

– инвентаризация земель с целью определения возможности предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

Инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве.


Порядок инвентаризации

Для проведения инвентаризации земель создаются комиссии, в состав которых включаются: представители Росреестра, представители природоохранного органа, архитектурно-градостроительной и санитарно- эпидемиологической службы, органов сельского и лесного хозяйства, представители органов местного самоуправления, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представители. При необходимости к работе комиссии могут привлекаться представители других органов и служб.

Проведение работ по инвентаризации земель и состав комиссии утверждается постановлением главы местной администрации.

При проведении инвентаризации выявляются:

– соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам;

– неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки;

– нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации;

– земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных зеленых зон и других особо охраняемых территорий.

В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель.

По результатам проведенной инвентаризации земель на каждое землепользование (микрорайон, земельный участок) заводится самостоятельное дело с обосновывающими расчетами, графическим материалом, данными по вычислению площадей и подписанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации земель. Одним из основных документов землеустроительного дела при инвентаризации земель населенных пунктов является декларация о факте использования земельного участка физическим или юридическим лицом. В декларации указывается:


1. Адрес, по которому расположен земельный участок.

2. Сведения о землепользователе (физическое лицо – ФИО, юридическое лицо – организационно-правовая форма предприятия, реквизиты, ФИО руководителя).

3. Правоудостоверяющие документы о земельном участке.

4. Описание объектов недвижимости на земельном участке.

На оборотной стороне декларации делают схематический план

Утвержденные постановлением главы администрации материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.

Межевание земельпредставляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при покупке-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.

Межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.

Межевание земель включает:

– подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;

– полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) – опорных межевых знаков (ОМЗ);

– полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков;

– составление технического проекта (задания) межевания земель;

– уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ;

– согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков;

– сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью;

– определение координат пунктов ОМС и межевых знаков;

– определение площади земельного участка;

– составление чертежа границ земельного участка;

– контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ;

– государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков;

– формирование межевого дела;

– сдачу материалов в архив.

Геодезическая сеть – это совокупность точек, закрепленных на местности, положение которых определено в общей системе координат.

Государственная геодезическая сеть (ГГС) является главной геодезической основой для всех видов геодезических и топографических работ.

Опорная межевая сеть (ОМС) является геодезической сетью специального назначения, создаваемой для координатного обеспечения государственного кадастра недвижимости (земельно-кадастровой документации), мониторинга земель, землеустройства и других мероприятий по управлению земельным фондом России.

8.8. Кадастровая информация: сбор, хранение, анализ, актуализация
кадастровой информации

Для эффективной организации управления хозяйственным комплексом и земельными ресурсами необходимо обеспечить сбор, хранение, группировку, обработку и использование больших объемов разнообразной информации по каждому кадастровому объекту исследований.

Традиционные системы организации учета и обработки данных о земельных участках с использованием ручного труда и малоэффективной вычислительной техники перестали отвечать возрастающим требованиям к сбору и передаче первичной земельно-оценочной информации, ее хранению, систематизации и обработке, а также выдаче в удобной для пользователей форме.

Поэтому в целях полной реализации новых земельных отношений в рыночной экономике необходимо создавать информационные системы земельного кадастра на автоматизированной основе с использованием современных компьютерных технологий.

Автоматизированная система Государственного кадастра недвижимости (АС ГКН) создается на основе общегосударственной систе­мы координат и является базой для формирования лесного, водного и других кадастров природных ресурсов и иных кадастровых систем.

Единство и сопоставимость земельно-кадастровых данных обеспечиваются единством принципов и методов ведения Государственного кадастра недвижимости, единой общегосударственной системой уникальной идентификации земельных участков, а также унификацией земельно-кадастровой документации. Связь между звеньями системы различных уровней должна осуществляться по электронным данным.

Базовым средством хранения информации в системе выступает картографический блок данных, состоящий из набора тематических цифровых карт, что позволяет обеспечить возможность эффективного дополнения и редактирования информации.

Автоматизированная система ведения земельного кадастра – комплексная операционная информационно-поисковая система фактографического типа, которая наряду с набором операций формирования, хранения и поиска данных располагает пакетом программных продуктов для решения земельно-кадастровых задач и выдачи результатов в удобном для пользователя виде.

Широкое распространение и применение в практической деятельности находят автоматизированные системы ведения земельного кадастра, состоящие из нескольких целевых узкоспециализированных информационных систем, которые благодаря своей модульной конструкции могут перестраиваться на разные группы решаемых задач. Такие модульные системы обладают наибольшей гибкостью, и, следовательно, наибольшей приспособленностью к смене решаемых задач обслуживаемой информационной системы.

Одновременно с этим эффективность работы автоматизированной системы земельного кадастра во многом определяется составом используемых технических средств, посредством которых она реализуется. Современные ЭВМ, компьютерные технологии и развитая система программных продуктов обеспечивают создание автоматизированной информационной системы веления земельного кадастра, работающей в различных режимах обработки и диалога в реальном времени.

Успешная разработка и внедрение автоматизированной информационной системы земельного кадастра во многом зависят от сформулированных основной пели и решаемых задач, организации руководства и финансирования проектных работ. Главное значение имеет синергическая характеристика системного подхода, т.е. достижение одновременного функционирования отдельных, но взаимосвязанных частей информационной системы, обеспечивающих большую общую эффективность, чем суммарная эффективность отдельных частей.

Информация, хранящаяся в АС ГКН, является источником ин­формационного обмена сведениями при осуществлении государ­ственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пользователями информации АС ГЗК являются:

– правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателем липа;

– органы государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

– налоговые органы в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;

– суды и правоохранительные органы, имеющие в производстве дела, связанные с конкретным земельным участком;

– органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет некоторых видов недвижимого имущества и территориальных зон в необходимом объеме;

– лица, имеющие право на наследование земельного участка правообладателя по завещанию или закону;

– иные установленные законом лица.

Объектом автоматизации является совокупность процессов формирования и ведения ГКН. С точки зрения автоматизации ГКН – многоцелевой, многоуровневый банк данных, содержа­щий необходимые и достоверные сведения и документы о природном, хозяйственном, экономическом и правовом режиме использования земель в Российской Федерации, в том числе юридически значимые сведения и документы об объектах кадастрового учета.

В основу построения АС ГКН положена совокупность концептуальных и системно-технических принципов.

8.9. Реестр собственников земельных участков (налогоплательщиков),
единый реестр земельных участков (земель)

Регистрация права собственности на землю осуществляется с целью внесения данных о земельном участке и правах на него в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Существует мнение, что регистрация права собственности на землю – обязательная процедура. На самом деле, обязательной государственная регистрация является лишь для недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно, после 29 января 1998 года.

Право собственности на землю, возникшее до вступления в силу указанного закона, признается юридически действительным и не требует обязательной государственной регистрации.

Таким образом, если имеется свидетельство на землю старого образца, то регистрация права собственности на землю не является обязательной процедурой. «Старое» свидетельство приравнивается к выдаваемым сегодня свидетельствам о государственной регистрации права. Объясняется это тем, что ранее, до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при выдаче свидетельств о праве собственности на землю существовала своего рода регистрация. Велись реестры собственников земельных участков.

По данным реестра собственников земельных участков и зарегистрированных в ЕГРП реестр собственников земельных участков (налогоплательщиков) ведется налоговым органом по месту нахождения объекта недвижимого имущества, при непосредственном участии Росреестра.

Росреестр передает всю имеющуюся информацию по регистрации объекта недвижимого имущества, перехода права собственности от одного собственника к другому, а также имеющуюся информацию по постоянному (бессрочному) пользованию, пожизненно наследуемому владению.

Для удобства организации ведения налогооблагаемой базы налоговый орган ведет реестр собственников земельных участков по видам собственности – по юридическим и физическим лицам, а также государственным и муниципальным предприятиям.

Все данные по государственному кадастровому учету земельных участков (земель) сведены в единый государственный реестр земель (ЕГРЗ).

Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) – это документ для проведения государственного кадастрового учета земель. Документ содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках, о моментах возникновения и прекращения существования участка (дата внесения в ЕГРЗ). Кроме того, ЕГРЗ содержит сведения о земельных участках с учетом:

– кадастрового номера и площади;

– местоположения (адрес);

– категории земель и разрешенного использования их;

– описания границ участков и их отдельных частей;

– зарегистрированных вещных прав и ограничений (обременений);

– экономических характеристик, включающих плату за землю;

– качественных показателей, в том числе плодородия отдельных категорий земель;

– наличия объектов недвижимости, прочно связанных с землей.

ЕГРП и ЕГРЗ ведет Росреестр.

8.10. Положения природного и экологического блоков в системах кадастров,
их влияние на экономические и правовые основы

Земля и недвижимое имущество представляют наиболее ценные природные ресурсы любого народа. Для принятия управленческих решений в сфере охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов работают современные ГИС. Информационное обеспечение формируется и развиваться в рамках комплексного территориального кадастра природных ресурсов (КТКПР). КТКПР представляет собой государственный СВОД данных о природных ресурсах и природных объектах в территориальном разрезе, необходимых для принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития территорий, налогообложения и обеспечения рационального природопользования, формирования базы данных, взаимодействия и координации всех ведомственных и региональных служб.

Учету и оценке в комплексных кадастрах природных ресурсов (объектов) подлежат:

– ресурсы земель, используемых в хозяйственной деятельности и социальной сфере, резервные и неиспользуемые земельные площади;

– ресурсы недр – полезные ископаемые минерального и органического происхождения;

– поверхностные и подземные воды, естественные и искусственные водные объекты;

– ресурсы растительного и животного мира (в т.ч. лесные ресурсы и лесные массивы, охото-хозяйственные ресурсы и охотничьи угодья, промысловые ресурсы внутренних водоемов, промысловые ресурсы морей и шельфа);

– ресурсы (природные объекты) рекреационного и социально-культурного назначения;

– особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы), геологические образования и биологические объекты (редкие и исчезающие виды животных и растений);

– природные ресурсы (природные объекты) населенных пунктов и на их территориях предприятий и организаций;

– места захоронения отходов производства и потребления;

– климатические ресурсы территорий;

– ресурсы, образующиеся под воздействием солнечной энергии и гравитационных сил.

Учет природных ресурсов ведется по объектам каждого вида природных ресурсов. Информация КТКПР должна быть представлена в виде географических карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях.

Кроме того, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002), ст. 69 предусмотрен государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Данные объекты подлежат государственному статистическому учету.

Учет природных ресурсов осуществляется по административно-территориальным единицам (районам, областям и т.д.), конкретным природопользователям или собственникам природных ресурсов. Данные о количественном и качественном состоянии природных ресурсов обобщаются в едином государственном документе–кадастре.

Законодательством предусмотрено ведение следующих видов кадастров природных ресурсов.

ГКН содержит необходимые сведения о земельных участках, содержащихся в ЕГРЗ.

Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, водных ресурсах, водопользователях.

Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических, количественных и качественных характеристик лесного фонда РФ.

Государственный кадастр месторождений и полезных ископаемых включает сведения по каждому месторождению.

Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, среды обитания.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорийвключает сведения о статусе территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях.

Своеобразным кадастром можно считать и Красную книгуРФ, так как она представляет собой официальный свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений с целью их охраны и воспроизводства.

В соответствии с законодательством финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды производится за счет:

– федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;

– средств предприятий, организаций и учреждений;

– экологических фондов;

– фондов экологического страхования;

– кредитов банков;

– добровольных взносов юридических лиц и граждан;

Методические аспекты проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, используемых сельскохозяйственными организациями Текст научной статьи по специальности «Сельское и лесное хозяйство»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 332.363

Т.Н. Жигулина, В.А. Мерецкий T.N. Zhigulina, V.A. Meretskiy

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE INVENTORY OF AGRICULTURAL LANDS USED

BY AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Ключевые слова: землеустройство, инвентаризация земель, использование земель, причины инвентаризации, методика проведения, сельскохозяйственные организации.

Установление местоположения, фактического количественного и качественного состава земельных угодий происходит в процессе инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, используемых сельскохозяйственными организациями. По данным учета в Алтайском крае числится 6,6 млн га пашни, из них фактически используется в пашне (засеивается) 4,6 млн га. Расхождение фактических и учетных данных обусловлено отсутствием действенной системы учета земель. Современная система учета земель включает две формы: основной и текущий учет. Формой основного учета является инвентаризация земель, которая проводится не во всех регионах и не имеет обязательного характера. Текущий учет земель, осуществляемый в форме государственного кадастрового учета, не в силах решить все проблемы, поскольку многие земельные участки поставлены на учет декларативно. Цель исследований — рассмотреть существующие методические положения проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, используемых сельскохозяйственными организациями. Объектом исследования послужил процесс проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения. Методы исследований включали сравнительно-географический и монографический методы. На территории Российской Федерации сложились несколько методологических подходов: установление правовой принадлежности земельных долей, установление качества и фактического вида использования земельных угодий, комплексная инвентаризация. Выводы: 1. В большинстве регионов Российской Федерации вопросы инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения назрели, но их решение сдерживается слабой проработанностью правовых основ проведения работ по инвентаризации и отсутствием методических разработок федерального уровня. 2. Случаи, выявленные в процессе инвентаризации, были объединены в четыре основ-

ных направления, для каждого их которых определено конкретное применение результатов инвентаризации. 3. Анализ опыта регионов страны показал наличие трех методологических направлений по проведению инвентаризации земель. В Алтайском крае для проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения может быть задействована система агрохимлабораторий.

Жигулина Татьяна Николаевна, к.э.н., доцент, каф. землеустройства, земельного и городского кадастра, Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3853) 622-500. E-mail: TNZhigulina@yandex.ru.

Мерецкий Валерий Александрович, к.б.н., доцент, каф. землеустройства, земельного и городского кадастра, Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3853) 622-500. E-mail: TNZhigulina@yandex.ru.

Введение

Местоположение границ землепользовании современных сельскохозяйственных организаций подвержено постоянному изменению, что влечет за собой изменение их площадных характеристик. Вместе с тем организация рационального использования земель невозможна без знания точных данных о составе и качестве земель. Установление местоположения, фактического количественного и качественного состава земельных угодий происходит в процессе инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, используемых сельскохозяйственными организациями.

По данным Управления Росреестра по Алтайскому краю на 01.01.2015 года в крае числится 6,6 млн га пашни . По данным Главного управления сельского хозяйства Алтайского края, фактически из них используется в пашне (засеивается) 5,4 млн га .

Расхождение фактических и учетных данных обусловлено, прежде всего, отсутствием действенной системы учета земель. В советском землеустройстве система учета земель сельскохозяйственного назначения базировалась на двух основных видах учета — основном и текущем. Основной учет земель проводился при землеустроительном переобследовании хозяйств, проводился один раз в 10-15 лет и включал целый комплекс натурных обследований: установление (восстановление) границ, почвенное обследование, геоботаническое обследование, агрохозяйственное обследование. Текущий учет позволял фиксировать периодические изменения в использовании земель.

Современная система учета земель также включает две формы: основной и текущий учет. Формой основного учета является инвентаризация земель, которая законодательно закреплена в ст. 13 Феде-

рального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», где отмечено, что «инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель» .

Процесс разгосударствления земель сельскохозяйственного назначения и значительное снижение финансирования землеустроительного обслуживания этих земель привели к тому, что в период с 1998 по 2016 гг. инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения в крае не проводилась.

Текущий учет земель, осуществляемый в форме государственного кадастрового учета, не в силах решить все проблемы, поскольку не все земельные участки прошли необходимую процедуру согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» , а поставлены на учет декларативно без проведения кадастровых работ по установлению местоположения границ и площади земельных участков. Кроме того, современный кадастр не предполагает учет качественных характеристик земельных участков.

Цель исследований — рассмотреть существующие методические положения проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, используемых сельскохозяйственными организациями.

Задачи:

1) изучить правовую и методическую основу проведения инвентаризации земель;

2) рассмотреть основные методические случаи проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, используемых сельскохозяйственными организациями;

3) проанализировать существующий опыт регионов Российской Федерации по данному вопросу.

Объекты и методы

Объектом исследования послужил процесс проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения.

Методы исследований включали сравнительно-географический и монографический методы.

Результаты и их обсуждение

Инвентаризация земель в традиционном понимании — это совокупность землеустроительных мероприятий, направленных на выявление и уточнение сведений о земельных участках в целях учета земель и ведения кадастра .

Несмотря на очевидную необходимость процесс проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, используемых сельскохозяйственными организациями, сопряжен с рядом трудностей.

Во-первых, трудности связаны с отсутствием методической базы и слабым развитием правовой базы проведения таких работ. В Федеральном законе от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» встречается лишь упоминание инвентаризации земель как одного из видов землеустроительных работ. В начальный период земельной реформы работы, связанные с инвентаризацией земель, регламентировались Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 № 622, Указом Президента РФ от 23.04.1993 № 480, Постановлением Правительства РФ от 12.07.1993 № 659.

Из сказанного выше можно заключить, что на территории Российской Федерации имеются некоторые федеральные нормативно-правовые акты, регулирующие общий порядок проведения инвентаризации земель, при этом отсутствует единая федеральная методика, которая учитывала бы специфику земель сельскохозяйственного назначения. Несмотря на отсутствие федеральной методики в ряде регионов на уровне региональных законодательных органов власти приняты нормативно-правовые акты, законодательно закрепляющие порядок проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения на определенной территории.

Во-вторых, проблемой проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения является отсутствие финансирования федерального бюджета на земле-

устроительное обслуживание использования земель сельскохозяйственного назначения и очень скромные цифры, а порой и их отсутствие со стороны региональных бюджетов. Проведение инвентаризации земель за счет средств частных собственников также невозможно, поскольку она является функцией государства, а частные собственники не только не заинтересованы, но и законодательно не обязаны проводить такие действия в отношении своих земель.

Наибольшую заинтересованность в результатах инвентаризации имеют органы местного самоуправления, поскольку именно они получают отчисления в виде налогов и арендной платы за использование земель на их территории, однако бюджет муниципального образования еще в меньшей степени, чем федеральный и региональные, предусматривают финансирование работ по инвентаризации, поскольку в большинстве своем являются дотационными.

Несмотря на ряд трудностей проведение инвентаризации земель позволяет выявить и разрешить следующие спорные моменты в использовании земель (табл. 1), которые возникли в результате процесса их перераспределения в ходе земельной реформы.

Таблица 1

Основные случаи в использовании земель, выявляемые в процессе инвентаризации

Случаи

Применение результатов ин-_вентаризации_

1. Выявление правовой принадлежности

земельных участков и земельных долей

Повышение достоверности учетных данных о количественном составе земель, используемых на различном праве

2. Выявление состава угодий местоположения и площади каждого контура угодья

Формирование актуальных данных о площади земель, занятых лесными насаждениями на землях сельскохозяйственного назначения для их перевода в лесной фонд; достоверный фактический материал для надзора за соблюдением факта целевого использования земель

3. Выявление факта ведения или отсутствия ведения хозяйственной деятельности

достоверный фактический материал для надзора за соблюдением факта использования земель

4. Выявление изменений качественного состава угодий

Повышение достоверности учетных данных о качественном составе земельных угодий

Все случаи несоответствующего учетным данным использования земель, выявленные в процессе инвентаризации, были объединены нами в четыре основных направления, связанные с выявлением правовой принадлежности земельных участков и земельных долей, фактического состава и площади угодий, факта ведения хозяйственной деятельности, качественных характеристик земельных угодий.

В силу различия региональных инструктивных материалов по проведению инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения на территории Российской Федерации сложилось несколько методологических подходов (табл. 2).

На территории Алтайского края за годы проведения земельной реформы в результате активного перераспределения земель накоплено большое количество проблем в использовании земель. Решение большинства из них может быть достигнуто по данным, полученным в результате инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, используемых сельскохозяйственными организациями.

В силу того, что специализировавшийся на данных работах проектный институт по землеустройству больше не имеет возможности в прежних масштабах проводить работы по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, в Алтайском крае необходимо определить орган, на который возможно было бы возложить эти обязанности. По нашему мнению, для инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения в нашем регионе может быть задействована система агрохимлабораторий, поскольку это учреждение является единственным в своем роде, функциональной обязанностью которого является обследование сельскохозяйственных угодий с целью изучения факторов плодородия: содержание гумуса, питательных веществ, реакции среды почвенного раствора, а также токсикологической и радиологической загрязненности почв. Наряду с выполнением функциональных обязанностей при увеличении штата почвоведов в составе почвенных экспедиций параллельно с основной работой возможно проведение полевых работ для инвентаризации земель по типу агрохозяйственного обследования.

Таблица 2

Методологические направления к инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения

Методологические направления Субъект РФ Характеристика методологического направления

Инвентаризация в целях установления правовой принадлежности земельных долей Ставропольский край, Волгоградская область Проводится в целях выяснения правовой принадлежности основных сельскохозяйственных угодий. Проводят анализ материалов по реорганизации сельхозпредприятий и приватизации земель, сопоставляют списки граждан, имеющих право на получение земельных долей в момент реорганизации сельхозпредприятия с фактическим наличием собственников земельных долей (граждан и юридических лиц). Инвентаризации подлежат пашни, культурные и улучшенные кормовые угодья

Инвентаризация в целях установления качества и фактического вида использования земельных угодий Краснодарский край Проводится в целях уточнения наличия и состояния земель сельскохозяйственного назначения, выявления неиспользуемых и неэффективно используемых земель, определение качественных характеристик (закочкарен-ность, закустаренность, залесенность) угодий. Инвентаризации подлежат пашни, культурные и улучшенные кормовые угодья

Комплексная инвентаризация Саратовская область, Приморский край Проводится в целях формирования полного представления о наличии и состоянии земель на территории сельскохозяйственной организации. В геоаналитической системе создаются реестр сельхозтоваропроизводителей, карты полей, паспорта предприятий и районов с производственно-экономическими показателями, перечнем востребованных рынком сельхоз. культур и сортов, которые целесообразно выращивать в соответствующем районе, перечень усовершенствованных зональных технологий, адаптированных для конкретных почвенно-климатических условий. Созданная база данных полей и сельхозтоваропроизводителей вкупе с актуальными космическими снимками позволяет получать актуальные данные о комплексном состоянии и использовании земель

Выводы

1. В большинстве регионов Российской Федерации вопросы инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения назрели, однако их решение сдерживается слабой проработанностью правовых основ проведения работ по инвентаризации и отсутствием методических разработок федерального уровня, утвержденных соответствующими профильными органами.

2. Все многообразие случаев использования земель, выявленных в процессе инвентаризации, были объединены в четыре основных направления, для каждого их которых определено конкретное применение результатов инвентаризации.

3. Анализ опыта регионов страны по проведению инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, используемых сельскохозяйственными организациями, показал наличие трех сложившихся экспериментальным путем методологических направлений. В Алтайском крае для проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения может быть задействована система агрохимлабораторий. Наряду с выполнением функциональных обязанностей при увеличении штата почвоведов в составе почвенных экспедиций параллельно с основной работой возможно проведение полевых работ для инвентаризации земель по типу агрохозяй-ственного обследования.

Библиографический список

1. Доклад о состоянии и использовании земель Алтайского края в 2014 году.

2. Официальный сайт Главного управления сельского хозяйства Алтайского края . — Режим доступа: http://www.altagro22.ru/index.php (15.06.2016г.)

3. Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О землеустройстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.05.2016 г.).

5. Коротаев Н.А., Шошина К.В., Алеш-ко Р.А. Разработка информационной системы для инвентаризации земель сельско-

хозяйственного назначения // Молодой ученый. — 2015. — № 13.1. — С. 19-22.

6. Волков С.Н. Землеустройство. Землеустройство в ходе земельной реформы (1991-2005 годы). — М.: Колос, 2007. -Т. 8. — 417 с.

7. Проект по инвентаризации, мониторингу использования земель в Саратовской области в 2014 году . — Режим доступа: http://agropraktik.ru/ blog/678.html(15.06.2016r.).

8. Инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения, в том числе по формам собственности . — Режим доступа: http:// szgz.ru/inventar.html(15.06.2016r.).

1. Doklad o sostoyanii i ispol’zovanii zemel’ Altaiskogo kraya v 2014 godu.

3. Federal’nyi zakon ot 18.06.2001 N 78-FZ (red. ot 13.07.2015) «O zem-leustroistve» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2016).

6. Volkov S.N. Zemleustroistvo. Zem-leustroistvo v khode zemel’noi reformy (19912005 gody). — Tom 8. — M.: Kolos, 2007. -417 s.

Инвентаризация земель обеспечивается выполнением комплекса мероприятий:

  • работами по сбору и анализу имеющихся правоустанавливающих документов,
  • аэрофотосъемкой,
  • топографо-геодезическими работами,
  • картографическими работами,
  • необходимыми изысканиями и обследованиями,
  • установлением и согласованием границ участков,
  • составлением отчетной документации.

Результатом инвентаризации являются землеустроительное дело или отчет, содержащий план или карту территории, требуемые землеустроительные документы с обязательным отражением местоположения, размеров, границ участков, границ частей участков, имеющих ограничения по использованию связанных с землей объектов недвижимости.

Инвентаризация земель позволяет уточнить и обозначить границы участков, систематизировать данные о целевом назначении территорий и характере их использования. Такие проверки дают возможность выявить участки, которые эксплуатируются пользователями не по прямому предназначению.

Инвентаризация может быть двух видов: первичная и текущая. При первичной процедуре формируются правоустанавливающие документы на участок, который ранее не являлся собственностью конкретного юридического или физического лица. Текущая проверка предназначена для уточнения границ участка и подтверждения целевого характера эксплуатации территории.

В обязательном порядке инвентаризация требуется в ситуациях, когда:

  • у владельца надела нет полного комплекта правоустанавливающей документации;

  • необходимо уточнить местоположение границ участка;

  • возникла спорная ситуация, когда показатель фактической площади отличается от указанной в документах;

  • у территории изменился собственник;

  • если участок принадлежит юридическому лицу, поводом для проведения инвентаризации может стать реорганизация компании (при разделении фирмы или слиянии ее с другим субъектом хозяйствования, при присоединении).

Что включает инвентаризация земельных участков

Необходимость инвентаризации земель установлена законом «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ (в ред. от 31.12.2017). В ст. 13 закона говорится, что инвентаризация земельных участков выступает инструментом систематизации сведений о территориях, которые не используются по назначению или эксплуатируются вразрез с целевыми характеристиками земель. Более детальное описание процедуры приведено в Приказе Роскомзема от 02.08.1993 г. № 38 «О проведении инвентаризации земель».

Инвентаризацию могут проводить только специализированные организации. У непосредственного исполнителя отдельных работ – инженера, должен быть актуальный квалификационный аттестат с допуском СРО. Самостоятельно произвести инвентаризацию ни физические лица, ни предприятия, владеющие участком, не уполномочены.

На подготовительном этапе инвентаризации создается специальный комиссионный орган, состав которого утверждается главой администрации. В число членов комиссии могут входить представители комитета по земресурсам, природоохранного ведомства, службы санитарного контроля, отдела архитектуры, к работам привлекаются структуры, в ведении которых находится управление фондом земель лесного и сельскохозяйственного назначения.

Инвентаризация земель включает следующий комплекс работ:

  • систематизация имеющихся у владельца правоустанавливающих документов;

  • проведение анализа информации из документов, подтверждающих право собственности на участок;

  • проведение аэрофотосъемки;

  • получение точных данных по рельефу обозначенной территории, наличию разных типов коммуникаций на участке и инженерных конструкций, капитальных сооружений (наземных и подземных), обозначение элементов озеленения – все эти задачи решаются при помощи топографо-геодезических работ;

  • картографические работы;

  • обследование участка, установление его границ и согласование со смежными землепользователями;

  • формирование отчета.

Итогом всех процедур становится отчет (землеустроительное дело), в котором должны содержаться планы участка (по ним можно определить местоположение надела и его точные координаты). К отчету прикладываются землеустроительные документы, которыми обозначены границы участков.

Инвентаризационные мероприятия по земельным участкам могут проводиться в пределах государственных границ РФ на территории субъектов РФ или муниципальных образований, на отдельных участках или их группах и т.д. Услуги по уточнению границ и площади надела для владельцев земли бесплатны – работы финансируются из бюджета, источником денежных средств для покрытия этих расходов выступают земельный налог и арендные платежи по земле. Но если собственнику участка необходимо получить заключение быстро, он может взять расходы по оплате инвентаризационных мероприятий на себя.

Оставьте комментарий