Исполнительное производство после банкротства

В соответствии с действующим законодательством, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Согласно статье 7 названного Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Однако в исполнительном производстве бывают случаи когда, банкротом становится не только должник, но и сам взыскатель. Более того иногда бывает, что в отношении взыскателя не только введено конкурсное производство, но и принято решение о завершении конкурсного производства и внесении записи в единый государственный реестр ликвидации данной организации.

В соответствии со статьей 96 ФЗ №229 » Об исполнительном производстве» предусматривается порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации. Во – первых на основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов, в том числе судебных приказов, о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Во – вторых при приостановлении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает аресты с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель вправе не снимать арест с имущества, стоимость которого не превышает размер задолженности, необходимый для исполнения требований исполнительных документов, исполнительное производство по которым не приостанавливается. Имущество, арест с которого не снят, может быть реализовано для удовлетворения требований по исполнительным документам, исполнение по которым не приостанавливается. В – третьих, при введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления новые аресты на имущество должника могут быть наложены и иные ограничения по распоряжению указанным имуществом установлены исключительно в рамках процесса о банкротстве. И в четвертых, при получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (а также когда должник находится в процессе ликвидации) судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом.

Более того в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Москва № 59 от 23 июля 2009 г. О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве, если исполнительный документ (за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 Закона об исполнительном производстве, по которым исполнительное производство не оканчивается) поступает в службу судебных приставов после принятия судом решения о признании должника банкротом, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца шестого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве. Но данное положение на практике практически не применяется судебными приставами-исполнителями в виду отсутствия сведений и документов, подтверждающих на момент возбуждения исполнительного производства введения в отношении должника процедуры банкротства.

Однако в действующим законодательстве не предусмотрено действие судебного пристава-исполнителя при исполнении исполнительного документа в случае завершения конкурсного производства в отношении взыскателя . Так в соответствии со статьей 43 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». прекращение исполнительного производства и исполнительное производство прекращается судом в случаях: 1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; 2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); 3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Таким образом получается, что в случае смерти гражданина –взыскателя исполнительное производство прекращается , если нет правопреемников , а в отношении взыскателя-организации такой нормы в законе не предусмотрено. Поэтому если провести аналогию между физическим и юридическим лицом, то завершению конкурсного производства и внесении записи в единый государственный реестр о ликвидации лица в соответствии действующим законодательством не предусматривает наличия правопреемника как это предусмотрено при реорганизации юридического лица. Так в силу статьи 44 ГПК В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. В соответствии со ст. 387 ГК РФ права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств:- в результате универсального правопреемства в правах кредитора;- по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, когда возможность такого перевода предусмотрена законом;- вследствие исполнения обязательства должника его поручителем или залогодателем, не являющимся должником по этому обязательству;- при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая;- в других случаях, предусмотренных законом. Вследствие вышеуказанных обстоятельств , когда взыскатель становится банкротом, и в отношении него завершено процедура конкурсного производства, то данное правовое положение юридического лица можно приравнять к смерти гражданина- взыскателя. И применить те правовые последствия, которые предусмотрены ст. 43 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве».

Цель, для которой создан закон о банкротстве физических лиц – дать возможность выбраться из долговой ямы миллионам гражданам нашей страны. Агрессивное взыскание долгов коллекторами подталкивало людей на взятие очередных кредитов и займов, чтобы хотя бы ненадолго избавиться от угроз со стороны коллекторских агентств и отделов взыскания банков, микрофинансовых организаций (МФО). В итоге, у многих людей проценты, начисляемые по всем кредитам и займам, начали превышать доход. А это означает, что сколько ни плати (с учетом текущего размера дохода) – долги все равно будут расти. Единственная возможность «остановить счетчик» — это банкротство.

Получить бесплатную консультацию

Банкротство физических лиц или исполнительное производство

Существенные долги, при отсутствии перспектив добровольной оплаты, рано или поздно поступают на принудительное взыскание в Федеральную службу судебных приставов. Взыскание долгов судебными приставами (исполнительное производство) кажется «раем» по сравнению с взысканием коллекторов, несмотря на то, что приставы обладают более широким кругом полномочий, чем коллекторы.

Пристав при взыскании задолженности по кредитам, займам осуществляет стандартный набор мер:

  • накладывает арест на счета должника;
  • выносит запрет на выезд должника заграницу (при долге свыше 10 тысяч рублей);
  • удерживает до 50% от заработной платы, пенсии;
  • накладывает арест на все имущество должника;
  • проводит опись, арест и дальнейшую реализацию имущества по месту жительства должника.

При исполнительном производстве должник стремится найти работу, подработку с «серой» зарплатой, т.к. от белой зарплаты 50% будет направляться приставам. От этого страдают не только кредиторы, но и государство, т.к. оно недополучает налоги и отчисления в пенсионный фонд.

Закон о банкротстве физических лиц своей целью преследовал вывести из тени сотни тысяч «хронических должников», которые завязли в исполнительном производстве. Для них банкротство – это шанс начать финансовую жизнь с чистого листа без запретов и ограничений.

Банкротство физических лиц, если есть исполнительное производство

Без банкротства исполнительное производство может длиться годами до тех пор, пока долг не будет погашен. Даже если судебный пристав окончит исполнительное производство за невозможностью взыскания (при полном отсутствии имущества и доходов), кредиторы вправе в течение 3-х лет повторно обратиться для взыскания. И так до бесконечности.

Прервать вечную череду исполнительных производств может лишь банкротство. Ведь с момента признания гражданина банкротом, судебный пристав оканчивает все исполнительные производства. Правда на практике, могут возникнуть сложности и существенные временные задержки в окончании исполнительного производства судебным приставом:

  • Если Арбитражный суд или финансовый управляющий своевременно не направят в адрес судебного пристава-исполнителя копию решения суда о признании гражданина банкротом.
  • Если в отношении гражданина возбужден ряд исполнительных производств разными отделами или разными сотрудниками. В этом случае, решение может одновременно до всех отделов и сотрудников не дойти, а значит часть исполнительных производств будет окончена, а часть — нет.

Если исполнительное производство не будет окончено оперативно, судебный пристав может ошибочно списать со счета, зарплатной карты деньги в пользу отдельного кредитора. Вернуть эти деньги в дальнейшем не так-то и просто. Поэтому этот вопрос не стоит пускать на самотек и отслеживать информацию об окончании исполнительных производств на сайте fssprus.ru. При окончании исполнительного производства из-за банкротства должника, в графе причины окончания исполнительного производства на сайте приставов должно быть указано: «ст. 47 ч. 1 п. 7».

Если в течение длительного времени после вынесения судом решения о признании должника банкротом исполнительные производства не оканчивается, необходимо связаться со своим финансовым управляющим и уточнить причины. От настойчивости финансового управляющего зависят сроки окончания исполнительных производств. Часто это происходит «с боем».

Заказывая банкротство в «Долгам.НЕТ», Вам не придется самостоятельно отслеживать сроки и добиваться окончания исполнительных производств. За всем этим будет следить наша уникальная автоматизированная система, которая полностью управляет всем процессом банкротства наших клиентов.

Остались вопросы? Задайте их в нашей бесплатной онлайн-консультации.

Все, что связанно с банкротством, регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которым все кредиторы будущего банкрота должны обращаться к конкурсному (арбитражному) управляющему.

После вынесения решения о банкротстве выдаются исполнительные листы о взысканных суммах (вознаграждение конкурсного управляющего и проч.), которые предъявляются в службу судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).

А далее, взыскав с банкрота причитающиеся по суду суммы, пристав-исполнитель на основании п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве оканчивает исполнительное производство.

При этом пристав направляет исполнительные документы арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 69.1 и ч. 4 ст. 96 названного закона.

Согласно ч. 4 ст. 69.1 Закона об исполнительном производстве при получении копии решения арбитражного суда о признании гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, банкротом и введении реализации имущества гражданина судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство по исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, о взыскании алиментов, о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и иные ограничения распоряжения этим имуществом.

Согласно ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве при получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (а также когда должник находится в процессе ликвидации) судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом.

Свои требования кредитор должен был направить в соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку в реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов. При заявлении требований кредитор обязан указать сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, паспортные данные (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии).

Если кто-то из кредиторов по каким-либо причинам пропустил процесс банкротства, то обращение напрямую к приставу с какими-либо требованиями Законом об исполнительном производстве не предусмотрено.

Практика исполнительного производства, № 6, 2011.

Жулина Марина Георгиевна

начальник отдела судебной защиты и судебно-аналитической

деятельности Правового управления ФССП России

Жуков Алексей Владимирович

советник отдела судебной защиты и судебно-аналитической

деятельности Правового управления ФССП России

В настоящее время существует недостаточная правовая определенность по вопросам, связанным с трактовкой положений действующего законодательства Российской Федерации о банкротстве.

Наибольший интерес с точки зрения правоприменительной практики вызывают вопросы, связанные с отнесением требований исполнительных документов к текущим платежам, порядок их взыскания, а также исполнения требований неимущественного характера в случае возбуждения в отношении должника дела о банкротстве.

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) в случае признания должника-организации банкротом, судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительные производства в отношении этого должника и направляет исполнительные документы конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве.

К исполнительным документам, по которым исполнительное производство не оканчивается на основании п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, относятся следующие исполнительные документы, указанные в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве.

В существующей правоприменительной практике наибольшие разногласия вызывает классификация задолженности как текущего платежа.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Особый интерес в данном случае вызывают критерии отнесения к текущим платежам требований исполнительных документов о взыскании государственной пошлины и иных судебных расходов, взыскиваемых судами при рассмотрении дел, с участием должника.

Проблема в квалификации таких задолженностей как текущих платежей связана, в первую очередь, с определением её возникновения, поскольку с момента вынесения судами таких решений, до их вступления в законную силу может пройти достаточное количество времени.

Данное обстоятельство вызвано тем, что процессуальным законодательством Российской Федерации обязательность исполнения судебных актов о взыскании, со стороны по делу наступает именно с момента вступления судебного акта в законную силу1.

Так, П. обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 17.02.2011 об отказе в возбуждении исполнительного производства2.

Рассматривая данное дело, суд установил следующее.

Решением арбитражного суда от 21.10.2010 с МУП взыскано в пользу индивидуального предпринимателя (далее — ИП) 839 953,21 руб., в том числе 743 870 руб. неосновательного обогащения, 96 083,21 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 25 тыс. руб. судебных расходов по оплате услуг представителя, а 13.12.2010 выдан исполнительный лист.

Определением суда от 02.02.2011 произведена замена взыскателя ИП на его правопреемника П.

П. 14.02.2011 предъявил исполнительный лист в отдел судебных приставов. Постановлением от 17.02.2011 судебный пристав-исполнитель отказал в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, указав, что исполнительный лист предъявлен после принятия решения судом о признании должника банкротом.

Определением от 01.09.2010 в отношении МУП введено наблюдение. Решением от 20.01.2011 МУП признано банкротом, открыто конкурсное производство сроком до 20.07.2011.

Законом о банкротстве, в частности, установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в Законе о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» (далее — Постановление № 59) предусматривает, что если исполнительный документ поступает в службу судебных приставов после принятия судом решения о признании должника банкротом, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании Закона о банкротстве применительно к Закону об исполнительном производстве.

По мнению заявителя, требования, указанные в исполнительном документе (неосновательное обогащение, проценты за пользование чужими денежными средствами, а также судебные расходы), являются текущими.

Удовлетворяя заявленные требования, суд указал следующее. Из п.п. 9 и 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» (далее — Постановление № 63) следует, что: денежное обязательство должника по возврату или возмещению стоимости неосновательного обогащения для целей квалификации в качестве текущего платежа считается возникшим с момента фактического приобретения или сбережения имущества должником за счет кредитора; обязанность по возмещению судебных расходов (расходов на оплату услуг представителя, государственной пошлины и т.д.), понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, для целей квалификации в качестве текущего платежа считается возникшей с момента вступления в законную силу судебного акта о взыскании указанных расходов.

С 01.09.2010 в отношении МУП введено наблюдение, с 20.01.2011 должник признан банкротом.

Из решения суда от 21.10.2010 усматривается, что обязательства по неосновательному обогащению возникли в период с 09.01.2008 по 31.12.2008, то есть задолженность возникла до даты принятия заявления о признании должника банкротом (03.08.2010). Требования о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами не могут быть отнесены к текущим платежам и подлежат включению в реестр требований кредиторов в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Судебные расходы в размере 25 тыс. руб. (по оплате услуг представителя) взысканы решением суда от 21.10.2010, вступившим в законную силу 21.11.2010, то есть после даты принятия заявления о признании должника банкротом (03.08.2010), в связи с чем подлежат отнесению к текущим платежам.

Таким образом, по мнению суда, поскольку одно из требований, указанных в исполнительном листе, относится к текущим, постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства является незаконным, нарушает права взыскателя на исполнение судебного акта в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

К аналогичным выводам пришел и Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 28.01.2011 по делу № А32-25612/2010-11/525-5СП3.

Как и в случае с квалификацией требований исполнительного документа о взыскании судебных расходов в качестве текущей задолженности, проблемным является вопрос отнесения к ним и исполнительных документов о взыскании налогов и иных обязательных платежей.

Сложность в данном случае заключается в определении периода возникновения таких требований.

По мнению судов Российской Федерации, при определении требований исполнительного документа о взыскании налогов и обязательных платежей, как текущих платежей необходимо обращать внимание на момент, когда возникла обязанность по их уплате. В частности, таким моментом признается истечение конкретного налогового периода, а не подача налоговой декларации и возможное доначисление налогов и обязательных платежей.

Так, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решений МИФНС о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.05.2011 по делу № А32-15165/20104 частично удовлетворены требования Предприятия о признании недействительными решений МИФНС о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

Своё решение суд мотивировал следующим.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2009 по делу № А32-4063/2009 в отношении предприятия введена процедура банкротства — наблюдение. Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2010 по делу № А32-4063/2009 введено внешнее управление на срок 18 месяцев5.

В соответствии с п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику. Данные положения статьи, касающиеся предъявления исключительно в рамках дела о банкротстве требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, не распространяются на требования по текущим платежам.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.

В соответствии с п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Постановление № 29) требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание соответствующих сумм платежей, по текущим обязательным платежам удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Таким образом, налоговый орган вправе в ходе процедуры наблюдения производить взыскание налогов и пеней в бесспорном, внесудебном порядке, при условии, что взыскиваемые им суммы являются текущими платежами.

В п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (далее — Постановление № 25) разъяснено, что при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) необходимо учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.

Для этого необходимо установить момент возникновения обязанности по уплате НДС, ЕСН, налога на имущество, налога на землю, за неуплату которых начислены пени, имея в виду при этом, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

При оценке пеней как текущих либо не текущих платежей суду следует иметь в виду, что критерием отнесения пеней к текущим платежам является не характер основной задолженности, на которую начислены пени, а период просрочки исполнения обязательства, за который начислена соответствующая сумма пеней.

В соответствии с п. 9 Постановления № 25 при решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), надлежит исходить из следующего.

Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.

В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.

Основанием принятия налоговой инспекцией решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке послужила несвоевременная уплата предприятием НДС за IV квартал 2009 года, ЕСН за IV квартал 2008 года и I квартал 2009 года, земельного налога за 2008 год и I квартал 2009 года.

Согласно п. 8 Постановления № 25 датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.

Аналогичная позиция содержится и в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 по делу № А71-1589/20106.

Необходимо отметить, что исполняя требования исполнительных документов о взыскании текущих платежей судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на денежные средства должника, в отношении которого ведется процедура банкротства, находящиеся на его счетах в банках и иных кредитных организациях, однако обращение взыскания на имущество должника в рамках исполнительного производства в отношении должника признанного банкротом и в отношении которого введена процедура конкурсного производства противоречит действующему законодательству7.

Так, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.06.2010 по делу № А12-25587/20098 отказано в удовлетворении заявления ЗАО о признании постановления налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества должника неподлежащим исполнению.

Принимая указанное постановление и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд высказал следующую позицию.

В соответствии со ст. 47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание.

Согласно абз. 2 указанной статьи взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, они подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему.

При этом п. 7 ч. 1 ст. 47, ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве установлено, что по требованиям о взыскании задолженности по текущим платежам судебный пристав-исполнитель не оканчивает исполнительное производство в связи с открытием конкурсного производства в отношении должника.

Таким образом, суд пришел к выводу, что исполнение исполнительных документов о взыскании текущих платежей в рамках конкурсного производства не прекращается, однако судебный пристав-исполнитель не вправе осуществлять исполнительные действия по обращению взыскания на имущество должника, за исключением обращения взыскания на денежные средства должника в банке в порядке, установленном ст. 134 Закона о банкротстве.

Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.03.2010 по делу № А13-8505/20099 о признании недействительным решения ИФНС о взыскании налогов, сборов и пеней за счет имущества должника, поскольку оспариваемое решение направлено на взыскание с общества недоимки по налогам посредством обращения взыскания на составляющее конкурсную массу имущество в обход положений законодательства о несостоятельности (банкротстве).

При этом, согласно постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по делу № А21-13942/200910 об отказе в удовлетворении требований ООО о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области о передаче арестованного имущества на торги, обращение взыскания на имущество должника, признанного банкротом, в целях взыскания задолженности по текущим платежам возможно лишь в том случае если такие обязательства по текущим платежам обеспечены залогом, на который и обращается взыскание.

Как видно из рассмотренных примеров, квалификация взыскиваемой задолженности как текущего платежа является основанием для осуществления взыскания в рамках исполнительного производства независимо от того, в какой стадии банкротства находится должник.

В соответствии с п. 3 Постановления № 59 во взаимосвязи с положениями Закона об исполнительном производстве с даты вынесения судом определения о введении наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов:

по спорам, касающимся защиты владения или принадлежности имущества, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

о прекращении нарушения прав, не связанных с лишением владения;

об освобождении имущества от ареста (исключении из описи);

о пресечении действий, нарушающих исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации или создающих угрозу его нарушения;

об изъятии и уничтожении контрафактных материальных носителей, в которых они выражены, либо оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав на них;

об изъятии или конфискации орудий и предметов административного правонарушения;

и прочих, не относящихся к имущественным взысканиям по смыслу абз. 4 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве.

В рамках не приостановленного исполнительного производства допускается наложение арестов и совершение судебным приставом-исполнителем иных исполнительных действий, предусмотренных Законом, применение судом общей юрисдикции или арбитражным судом мер, направленных на обеспечение исполнения судебного акта.

Кроме того, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также указал, что разъяснения, содержащиеся в п. 3 Постановления № 59, применяются для целей установления видов исполнительных документов, по которым приостанавливается исполнение с даты введения процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, а также прекращается исполнение с даты принятия решения о признании должника банкротом и оканчивается исполнительное производство.

В результате проведенного анализа имеющейся судебной практики можно прийти к выводу об имеющихся противоречиях при квалификации исполнительных документов, как документов, содержащих требования неимущественного характера, по таким основаниям как реституция, а также возврат имущества, полученного на основании договоров лизинга.

Так, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.11.2010 по делу № А60-19972/2010-С511 признаны законными действия судебного пристава-исполнителя Управления ФССП России по Свердловской области по выставлению в адрес организации-должника, в отношении которого введена процедура наблюдения, требований по возврату имущества, полученного на основании договора лизинга. В обоснование принятого постановления судом указано, что подобного рода требования направлены на защиту имущественного права и, в силу п. 3 Постановления № 59, подлежат исполнению службой судебных приставов.

При этом Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в постановлении от 27.08.2010 по делу № А28-1032/201012 высказано полностью противоположное мнение. Так, по мнению суда, требования о возврате имущества, переданного организации-должнику по договору лизинга, являются имущественными и их исполнение в рамках введенной в отношении должника процедуры конкурсного производства производится конкурсным управляющим.

Представляется, что в данном случае такие различия в судебной практике связаны с разными процедурами банкротства, введенными в отношении организаций-должников. В первом случае имело место наблюдение, а во втором — конкурсное производство.

Однако п. 3 Постановления № 59 однозначно указывает на то, что в независимости от конкретной стадии банкротства, критерии, по которым должен определяться характер исполнительного документа и порядок его исполнения, являются едиными.

1 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве»

2 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 по делу № А33-2864/2011 размещено в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

3 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

4 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

5 Ссылка на данные судебные акты используется в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.05.2011 по делу № А32-15165/2010

6 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

7 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве»

8 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

9 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

10 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

11 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

12 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

документы

Время создания/изменения документа: 06 апреля 2012 14:47 / 06 апреля 2012 14:56

Версия для печати

31.07.2020 опубликован Федеральный закон от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина», который вступает в силу с 1 сентября 2020 года.

Возбуждение и срок процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅Предусмотрены два условия для возбуждения процедуры внесудебного банкротства гражданина (в совокупности):

— общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей по основному долгу (в том числе по обязательствам, срок исполнения которых не наступил, и обязательствам по уплате алиментов) составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей;

— окончание исполнительного производства в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю по причине отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (независимо от объема и состава требований взыскателя), а также отсутствие иного возбужденного исполнительного производства после возвращения исполнительного листа взыскателю.

Соответствие таким условиям предполагается.

✅Процедура внесудебного банкротства гражданина может быть возбуждена только по заявлению самого гражданина. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган не наделены правом на обращение с заявлением о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке.

✅Во внесудебном порядке могут быть признаны банкротом как гражданин (физическое лицо), так и индивидуальный предприниматель.

✅Обязательства гражданина по договору поручительства учитываются независимо от просрочки основного должника.

✅Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении возникновения права гражданина на обращение с заявлением о признании банкротом во внесудебном порядке.

✅Процедура внесудебного банкротства гражданина сроком шесть месяцев осуществляется через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) по месту жительства или по месту пребывания гражданина путем включения соответствующих сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ).

При обращении в МФЦ гражданину нужно заполнить заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 04.08.2020 № 497, и список кредиторов по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 05.08.2015 № 530.

В заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке также указываются известные гражданину сведения о кредитных организациях, с которыми у него заключен договор банковского счета (вклада).

✅Рассмотрение заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке в МФЦ и включение сведений в ЕФРСБ осуществляется без взимания платы.

✅Установлен один рабочий день на рассмотрение МФЦ заявления гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке и три рабочих дня – на включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в ЕФРСБ либо на возвращение заявления.

МФЦ проверяет наличие сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю, а также отсутствие сведений о ведении иных исполнительных производств, возбужденных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченных или не прекращенных на момент проверки сведений, с использованием общедоступных сведений банка данных в исполнительном производстве, размещенных на сайте Федеральной службы судебных приставов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

✅Заявление гражданина подлежит возвращению, если в банке данных об исполнительном производстве не содержатся сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю либо имеется не оконченное или не прекращенное исполнительное производство. Повторное обращение в МФЦ возможно через месяц. Возврат заявления может быть обжалован в арбитражный суд по месту жительства гражданина.

✅В ЕФРСБ размещаются идентифицирующие сведения о гражданине, его кредиторах и размере их требований.

✅МФЦ направляет копию уведомления о включении в ЕФРСБ сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства: в кредитные организации, с которыми у гражданина заключен договор банковского счета (вклада), в суд общей юрисдикции, в службу судебных приставов по месту жительства гражданина, уполномоченному органу, а также в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Последствия возбуждения процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅Со дня включения в ЕФРСБ сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина наступают следующие последствия:

1. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, указанных в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке (за исключением требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в том числе требований, не заявленных при подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке (далее — требования, на которые мораторий не распространяется).

В случае поступления в службу судебных приставов исполнительного документа по требованиям, указанным в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, выносится постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

2. срок исполнения обязательств гражданина, возникших до дня включения в ЕФРСБ сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина, считается наступившим (за исключением требований, на которых мораторий не распространяется);

3. прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина (за исключением требований, на которых мораторий не распространяется);

4. исполнительные документы не могут быть направлены в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем и подлежат предъявлению лишь в службу судебных приставов;

5. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина (за исключением исполнительных документов по требованиям, на которые мораторий не распространяется).

Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства в ЕФРСБ.

6. судебный пристав-исполнитель снимает аресты с имущества гражданина, наложенные в целях обеспечения исполнения исполнительных документов по требованиям, указанным в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке. Новые аресты на имущество должника-гражданина и иные ограничения распоряжения этим имуществом могут быть наложены только в целях обеспечения исполнения исполнительных документов по требованиям, не указанным должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, а также по требованиям, на которых мораторий не распространяется;

7. устанавливается запрет на совершение сделок по получению займов, кредитов, выдаче поручительств и иных обеспечительных сделок.

✅В течение срока процедуры внесудебного банкротства гражданина кредиторы, указанные в списке кредиторов, имеют право запрашивать у регистрирующих органов информацию об имуществе гражданина посредством системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, утвержденном Правительством РФ.

Со дня включения в ЕФРСБ сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина согласие гражданина-должника на предоставление органами, осуществляющими государственную регистрацию или иной учет (регистрацию), имеющихся у них сведений кредиторам считается предоставленным.

Прекращение процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅В случае поступления в течение процедуры внесудебного банкротства гражданина в собственность гражданина имущества (в результате оспаривания сделки, принятия наследства или получения в дар) или иного существенного изменения имущественного положения гражданина процедура внесудебного банкротства гражданина прекращается.

Гражданин обязан в течение пяти рабочих дней уведомить об этом МФЦ. В случае неисполнения гражданином этой обязанности кредитор, указанный в списке кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании такого гражданина банкротом.

Не позднее трех рабочих дней со дня получения от гражданина уведомления МФЦ включает в ЕФРСБ сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅Гражданин, в отношении которого возбуждена процедура внесудебного банкротства, может быть признан банкротом в арбитражном суде по заявлению кредитора, не указанного в списке кредиторов.

✅Гражданин, в отношении которого возбуждена процедура внесудебного банкротства, может быть признан банкротом в арбитражном суде по заявлению кредитора, указанного в списке кредиторов, в любом из следующих случаев:

— указание задолженности перед ним не в полном объеме, существенно влияющем на признание гражданина банкротом во внесудебном порядке;

— обнаружение принадлежащих должнику имущества или имущественных прав, подлежащих государственной регистрации или иному учету (регистрации);

— наличие вступившего в законную силу решения суда по поданному таким кредитором иску о признании сделки должника недействительной;

— неисполнение гражданином обязанности по уведомлению МФЦ о существенном изменении своего имущественного положения.

✅Процедура внесудебного банкротства гражданина прекращается со дня введения арбитражным судом процедуры реструктуризации долгов гражданина.

Арбитражный суд в течение трех рабочих дней направляет копию определения о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина в МФЦ, который в течение трех рабочих дней вносит в ЕФРСБ сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅МФЦ направляет копию уведомления о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Завершение процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅По истечении шести месяцев со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в ЕФРСБ процедура завершается и гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, с учетом общего размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей.

Задолженность гражданина перед кредиторами, указанными им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, признается безнадежной задолженностью.

✅Гражданин, процедура внесудебного банкротства в отношении которого завершена, не освобождается от следующих обязательств:

— не указанных в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке;

— о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора;

— в случае, если вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данной процедуре внесудебного банкротства гражданина;

— в случае, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором основано требование в процедуре внесудебного банкротства гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество (далее – обязательства, от исполнения которых гражданин не освобождается).

✅В день завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина МФЦ обязан включить в ЕФРСБ сведения о завершении такой процедуры.

✅С момента включения в ЕФРСБ сведений о завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство по требованиям, указанным в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, за исключением исполнительных документов по требованиям, от исполнения которых гражданин не освобождается.

✅Если в заявлении гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке указана сумма требований кредитора, которая меньше действительной суммы требований кредитора, гражданин освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере суммы, указанной в заявлении. Если в таком заявлении указана сумма требований кредитора, которая больше действительной суммы требований кредитора, гражданин освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере действительной суммы его задолженности.

✅При завершении процедуры внесудебного банкротства в отношении гражданина, исключенного из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей менее чем за один год до подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, применяются следующие последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом:

— гражданин не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, а также осуществлять предпринимательскую деятельность и занимать должности в органах управления юридического лица (за исключением кредитной организации), иным образом участвовать в управлении юридическим лицом (за исключением кредитной организации) в течение пяти лет с момента завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина;

— гражданин не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией в течение десяти лет с момента завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина.</o:p>

✅МФЦ направляет копию уведомления о завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Последствия завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅В случае завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина применяются следующие последствия:

— гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства в течение пяти лет с даты завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина;

— гражданин не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом в течение трех лет с даты завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина;

— гражданин не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией в течение десяти лет с момента завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина;

— гражданин не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями в течение пяти лет с даты завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅Гражданин вправе подать заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке повторно не ранее чем по истечении десяти лет после дня завершения процедуры внесудебного банкротства или дня ее прекращения.

Выводы.

Новый для российского банкротного права институт внесудебного банкротства гражданина пока вызывает больше вопросов, чем дает ответов, и требует оперативного принятия Верховным Судом РФ соответствующего постановления Пленума в целях предотвращения самостоятельного толкования арбитражными судами новых положений параграфа 5 главы Х Закона о банкротстве и устранения в нем пробелов (например, в части банкротства супругов и банкротства наследственной массы).

Большое обсуждение этого института состоялось 6 августа 2020 года в Клубе цивилистов Журнала РШЧП совместно с Банкротным клубом, модератором которого выступил Андрей Егоров, а спикерами – Олег Зайцев, Рустем Мифтахутдинов, Даниил Савченко, Алексей Юхнин и Андрей Смирных.

По итогам этого мероприятия его участники поставили не менее пятидесяти сложных вопросов, связанных с осуществлением новой процедуры внесудебного банкротства гражданина.

Так, например, закон устанавливает правило о неосвобождении гражданина, процедура внесудебного банкротства в отношении которого завершена, от обязательств в случаях совершения им неправомерных действий при банкротстве или злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности (абзац первый пункта 2 статьи 223.6 Закона о банкротстве). Возникает вопрос о том, кто, в какой момент и каким образом вправе устанавливать факты недобросовестного поведения гражданина?

Спикеры пришли к выводу о том, что решение указанных вопросов не входит в компетенцию МФЦ и предложили кредиторам такого недобросовестного гражданина подавать в арбитражный суд преобразовательный иск к гражданину о не освобождении его от обязательств (имущественное требование, которое оплачивается государственной пошлиной, и может заявляться как в ходе процедуры внесудебного банкротства гражданина, так и после ее завершения в течение общего трехлетнего срока исковой давности) либо в порядке главы 24 АПК РФ обжаловать действия МФЦ по включению сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в ЕФРСБ.

Закон также предусматривает ограниченный перечень случаев, при которых кредитор, указанный в списке кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом гражданина после возбуждения процедуры внесудебного банкротства (подпункт 2 пункта 2 статьи 223.5 Закона о банкротстве).

При этом остается открытым вопрос, что делать такому кредитору в случае выявления фактов сокрытия гражданином имущества или незаконной передачи гражданином имущества третьим лицам, помимо подачи таким кредитором иска о признании сделки должника недействительной?

Участники вышеуказанного обсуждения предложили кредитору в этом случае обращаться в арбитражный суд с заявлением о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина и возбуждении дела о банкротстве либо оспаривать постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю по причине отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Кроме того, спикеры напомнили, что закон не препятствует кредитору производить взыскание задолженности с гражданина в судебном порядке и в ходе процедуры его внесудебного банкротства.

С этими и другими сложными вопросами практики применения новых положений закона о внесудебном банкротстве гражданина можно ознакомиться, посмотрев запись этого «звездного» мероприятия на сайте журнала РШЧП.

Оставьте комментарий