История налоговой полиции

018 Номер от Вот и службе конец

Фото: ВАЛЕРИЙ МЕЛЬНИКОВ, «Ъ»

Не оказывать давления на предпринимателей — такое поручение ныне уже бывший глава Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) Михаил Фрадков всякий раз получал от президента Владимира Путина во время рабочих встреч. Глава ФСНП обещал не давить, хотя очень хотелось. Одновременно хотелось новых полномочий. И полицейские их регулярно получали. Пока не погибли под грузом своих же полномочий — 11 марта президент подписал указ об упразднении ФСНП. Так что яму себе полицейские вырыли собственными руками.
От расследований к преследованию
Налоговые полицейские далеко не российское изобретение. Структуры, аналогичные ФСНП, существуют и в других странах. Единственное отличие — практически нигде они не являются самостоятельным правоохранительным органом, а находятся в подчинении у других ведомств. Впрочем, российская налоговая полиция первоначально задумывалась по такому же принципу. 18 марта 1992 года при Государственной налоговой службе (сейчас это Министерство по налогам и сборам) указом президента было создано Главное контрольное управление налоговых расследований (штат 12 тыс. человек) — прообраз будущей налоговой полиции.

Фото: СЕРГЕЙ МИХЕЕВ, «Ъ»

Набирая полномочия для налоговых полицейских, предпоследний руководитель ФСНП Вячеслав Солтаганов был уверен, что его ведомство всегда будет на коне. Однако его преемник Михаил Фрадков, несмотря на все полученные полномочия, в седле не удержался

Однако в рамках налоговой службы полицейским показалось тесно. Итог — в 1995 году была образована самостоятельная Федеральная служба налоговой полиции (штат ФСНП составлял 53 тыс. человек), у которой с самого начала оказались уникальные полномочия.
С одной стороны — это возможности налогового органа, имеющего право проводить проверки налогоплательщиков, а с другой — функции правоохранительного органа со всеми вытекающими отсюда последствиями. Единственное ограничение — преследовать граждан и возбуждать в их отношении уголовные дела полицейские могли всего лишь по двум статьям Уголовного кодекса, связанным с неуплатой налогов. Впрочем, и этого хватало с лихвой. Не полицейским, разумеется, а налогоплательщикам. Достаточно вспомнить регулярные маски-шоу, без которых не обходился практически ни один визит полицейских к предпринимателям.
С вступлением в силу 1 января 1999 года Налогового кодекса полномочия полицейских несколько пострадали: их лишили права проводить налоговые проверки. (Впоследствии полицейские неоднократно и даже иногда успешно — см. справку — предпринимали попытки вернуть утраченное.)
Но это только раззадорило полицейских. Именно в 1999 году и началась погоня ФСНП за новыми полномочиями, которая в итоге погубила налоговую полицию.
«Осталось сменить вывеску»
30 декабря 1999 года, накануне своей отставки, Борис Ельцин подписал поправки в закон «Об оперативно-разыскной деятельности», согласно которым ФСНП получила право прослушивать телефонные разговоры и читать почту граждан (раньше на это имели право только ФСБ и МВД), а весной 2000 года, согласно поправкам в Уголовно-процессуальный кодекс, полицейских также наделили правом вести следствие не по двум статьям Уголовного кодекса, связанным с неуплатой налогов, а сразу по 27 статьям, включая незаконное хранение оружия.

Административная реформа, о необходимости которой так долго говорил Владимир Путин, только начинается — в запасе у президента еще много сюрпризов для чиновников

Одновременно тогдашний руководитель ФСНП Вячеслав Солтаганов начал активно лоббировать идею преобразования налоговой полиции в полицию финансовую — орган, отслеживающий все финансовые потоки и расследующий не только налоговые, но и все остальные преступления в финансово-кредитной сфере, включая отмывание капиталов и защиту инвестиций. ФСНП даже подготовила законопроект о преобразовании налоговой полиции в полицию финансовую. «Де-факто мы уже вышли за рамки чисто налоговых преступлений. Осталось оформить это юридически — сменить вывеску»,— заявил Вячеслав Солтаганов летом 2000 года на одной из встреч с президентом. Кстати, президенту эта идея понравилась.
Впрочем, как и другое предложение Вячеслава Солтаганова — создать наряду с финансовой полицией еще и финансовую разведку. «Нам стоит поработать над созданием финансовой разведки. В России должна быть такая организация, которая будет отслеживать движение финансовых потоков. То есть должен быть принят закон о том, что информация об определенных операциях в банковской сфере, с недвижимостью, с ценными бумагами в обязательном порядке должна направляться в определенную структуру… Должна быть прозрачность, чтобы не отмывались грязные деньги»,— рассуждал господин Солтаганов. При этом он явно был не против того, чтобы полномочия разведчиков достались именно полицейским: «России надо определиться, какая структура возьмет на себя это бремя и поведет всех остальных за собой. Мы готовы пойти на такой шаг, мы уже созрели». Не вышло. Функции финансовой разведки достались комитету по финансовому мониторингу при Минфине. А вывеску ФСНП так и не сменила.
В отличие от президента, который начинания полицейских поддерживал хотя бы на словах, Министерству внутренних дел излишняя активность ФСНП не нравилась с самого начала. Еще бы: полицейские постоянно наступали им на пятки, отвоевывая для себя новый фронт работы.
«Мы не против создания финансовой полиции, еще одного контролирующего ведомства. Но мы против монополизации. По сути, основную часть преступлений именно в кредитно-финансовой сфере выявляем мы. Я думаю, 85% как минимум. Всего за первое полугодие 2000 года всеми правоохранительными органами было выявлено 216,1 тыс. экономических преступлений. Из них органами внутренних дел выявлено 88%, налоговой полицией — только 15 107 преступлений, или 6,9%… В общем налоговая полиция занимает свое достойное место, но мы считаем, что объективно, по нагрузке, по опыту оперативной работы, мы вполне можем составить им конкуренцию»,— говорил в интервью Ъ замначальника ГУБЭПа Владимир Макаров.
Родителей — к детектору
С приходом на пост директора ФСНП весной 2001 года Михаила Фрадкова конкуренция с МВД стала еще жестче. Даже несмотря на то, что новый директор публично открестился от идеи своего предшественника превратить налоговую полицию в финансовую. По его словам, вопрос о преобразовании ведомства в финансовую полицию «не принципиален, полномочий полицейским и так вполне хватает».
На самом деле он немного лукавил. Действительно, вопрос названия не имел для него особого значения — в отличие от полномочий. И Михаил Фрадков стал добиваться и в итоге добился очередного их расширения.

С 1 июля, согласно УПК, число подведомственных налоговым полицейским статей Уголовного кодекса выросло с 27 до 53. Так что пересекаться в работе с милицией полицейские стали еще чаще, чем раньше.
Полицейские не могли этому нарадоваться. В частности, начальник отдела дознания главного следственного управления ФСНП Иван Соловьев на одной из пресс-конференций в красках описывал, как впредь налоговые полицейские смогут доводить до суда дела о незаконном возврате НДС из бюджета, то есть мошенничестве (до сих пор мошенничество находилось в ведении МВД).
Но и на этом ФСНП останавливаться была не намерена. В прошлом году полицейские активно лоббировали поправки в Уголовный кодекс, позволяющие конфисковывать имущество проштрафившихся налогоплательщиков (поправки пока зависли в Госдуме). Последние же новшества, вышедшие из стен ФСНП,— это приказ об утверждении порядка проведения профилактических мероприятий в отношении налогоплательщиков (вплоть до бесед с членами семьи предпринимателей), а также приказ, в котором речь идет о порядке использования детектора лжи в работе полицейских с гражданами. Ходили слухи, что партия детекторов уже закуплена, а полицейские ждут не дождутся первых клиентов на допросы с пристрастием.
Всего чуть больше месяца назад, 22 января 2003 года, выступая на расширенном заседании коллегии ФСНП, Михаил Фрадков торжественно рапортовал: «Налоговая полиция окончательно сформировалась как самостоятельный правоохранительный орган. В 2003 году будет продолжена работа по реализации одобренной президентом концепции развития федеральных органов налоговой полиции на 2002-2004 годы. Никаких существенных изменений курса не будет».
Однако курс все-таки изменился. Судя по всему, президент устал наблюдать, как два ведомства, МВД и ФСНП, по сути занимаясь одним и тем же — борьбой с экономическими преступлениями, постоянно создают проблемы предпринимателям, в том числе и добросовестным. Стало очевидно, что одной дубинки вполне достаточно. И она останется в руках МВД.
Куда родина пошлет
О том, какова дальнейшая судьба бывших сотрудников еще недавно столь мощного ведомства, пока можно лишь догадываться: ни подзаконных актов, ни ведомственных инструкций, ни даже более или менее внятных устных распоряжений на этот счет не поступало. Руководство к действию лишь указ президента, конспективно изложенный самим главой государства: «Упразднить Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации с передачей ее материально-технической базы и штатной численности во вновь создаваемый орган по борьбе с наркотиками и психотропными веществами. Функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений передать в МВД России».
Все как будто ясно, но в то же время ничего не понятно: сколько, чего, кому и как передавать, кто всем этим будет командовать и кто за все это в случае чего ответит? Ответственные чины ФСНП и МВД, с которыми корреспонденты «Денег» поговорили в первые же дни после выхода указа, пребывали в некоторой растерянности.

Фото: СЕРГЕЙ СЕМЕНОВ, «Ъ»

Бывший полномочный представитель президента России в Северо-Западном федеральном округе Виктор Черкесов давно освоил звукозаписывающую аппаратуру. Теперь он должен освоить и детекторы лжи, которые достались ему в придачу к расформированным налоговым полицейским

Так, в день оглашения президентского указа, 11 марта, во всех управлениях ФСНП прошли совещания, на которых генералы довели до руководителей отделов три главных на тот момент распоряжения: не паниковать, никого не увольнять и «удерживать людей от преждевременных увольнений». На вопросы офицеров, что с ними теперь будет, генералы отвечали, что сами ничего не знают, но «указ президента мы, как госслужащие, обсуждать не вправе». Сведения, которыми располагали в МВД, оказались также расплывчатыми. Утверждалось, что к ним может перейти от 13 до 33 тыс. бывших полицейских.
Оставшиеся должны поступить на службу в созданный тем же указом Госкомитет по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ. Вместе со всем своим имуществом, включая детекторы лжи. Только тестировать на полиграфе бывшие полицейские впредь будут не налогоплательщиков, а наркоманов. Возглавил госкомитет бывший полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Виктор Черкесов. Как он сам заявил, у нового госкомитета будут «все необходимые рычаги и полномочия» для борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Что же касается той части полицейских, которые перейдут в МВД, то это, как сообщили в министерстве, будут оперативники и следователи ФСНП. Их «усилят» сотрудниками ГУБЭПа и создадут из них управление по борьбе с налоговыми преступлениями при МВД. До этого времени налоговыми преступлениями будут заниматься те самые сотрудники ГУБЭПа, которых и объединят с полицейскими.
Как все это будет выглядеть, до последнего времени не представляли ни полицейские, ни милиционеры. Однако и те и другие утверждали, что ничего страшного не произошло. Милиционеры-убэповцы заявляли, что с функциями ФСНП они и раньше хорошо справлялись, поскольку «до создания полиции именно мы этим занимались». А начальники департаментов и отделов ФСНП, среди которых преобладали бывшие кадровые офицеры госбезопасности, говорили, что они, как люди военные, будут «служить там, куда родина пошлет».
Любопытно, что налоговая полиция всего неделю не дожила до своего 11-летия, которое должно было отмечаться 18 марта. Еще в 2000 году, согласно указу президента, этот день был объявлен Днем налоговой полиции. Теперь полицейским остается отпраздновать свое упразднение и ждать новых распоряжений президента. А заодно отдыхать от излишних полномочий.
ГАЛИНА ЛЯШЕНКО, МАКСИМ СТЕПЕНИН

ПОЛИЦЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
11 лет без одной недели
18 марта 1992 года вступил в силу указ президента России #262 о создании Главного управления налоговых расследований Российской Федерации (ГУНР) при Государственной налоговой службе Российской Федерации. Его штатная численность составила 12 тыс. человек. Исполняющим обязанности руководителя новой службы сначала был Валерий Ямпольский, а затем Юрий Бачурин.
В июле 1993 года в соответствии с законом «О федеральных органах налоговой полиции» правопреемником ГУНР стал Департамент налоговой полиции РФ, который возглавил Сергей Алмазов.
27 декабря 1995 года Департамент налоговой полиции стал Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП). Этот орган получил полномочия осуществлять предварительное следствие и проводить различные виды экспертиз документов. В декабре 1998 года Борис Ельцин перевел ФСНП в свое непосредственное ведение.
С 1 января 1999 года с вступлением в силу Налогового кодекса ФСНП утратила право самостоятельно проводить налоговые проверки. Однако в конце года начал действовать закон «Об оперативно-разыскной деятельности», в соответствии с которым налоговая полиция вновь получила право проводить такие проверки, а также прослушивать телефоны и принимать решение о возбуждении уголовного дела.
В марте 1999 года ФСНП возглавил Вячеслав Солтаганов. В том же году президент подписал указ #1272 «Вопросы Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации». Была установлена штатная численность ФСНП — 53 тыс. человек.
В июне 2000 года в каждом федеральном округе были созданы управления ФСНП, руководителей которых через год возвели в ранг заместителей главы службы. В том же году ФСНП получила право проводить предварительное следствие не только по уголовным делам, связанным с неуплатой налогов отдельным гражданином или организацией, но и еще по 25 «экономическим» статьям Уголовного кодекса.
В марте 2001 года ФСНП возглавил Михаил Фрадков. В июле 2001 года президент сократил с семи до трех число заместителей главы ФСНП, работающих в центральном аппарате.

В этом году ФСНП России отмечает 10-летний юбилей своей деятельности. Как налоговая полиция защищает интересы государства? Каким образом строит свою работу? На эти и многие другие вопросы Интернет-аудитории 22 января ответил Директор ФСНП России Михаил Фрадков. Интернет-конференция была проведена в компании «Гарант». Из большого массива вопросов и ответов мы отобрали те, которые чаще всего встречаются в письмах читателей «НП».

Вопрос: Уважаемый Михаил Ефимович! Десять лет — это достаточно много. И каковы итоги этого десятилетия? И. Лебедева (Москва).

Ответ: Откровенно говоря, это и много, и мало с точки зрения становления службы, с точки зрения ее совершенствования, адаптации к новым условиям, в которых она сейчас работает. Главный итог в том, что наша служба, — это уже можно говорить с полным основанием, — состоялась как правоохранительный орган. К своему первому юбилею мы подходим с достаточно весомыми результатами в оперативно-служебной деятельности. Окончательные итоги прошлого года пока не подведены, но уже можно сказать, что за этот период федеральными органами налоговой полиции возбуждено более 36 тысяч уголовных дел. Причем мы перестали мельчить, а стремимся расследовать действительно серьезные, сложные махинации, в результате которых государству причинен крупный ущерб. Сумма возмещенного ущерба только по оконченным уголовным делам составила почти 27 миллиардов рублей. А всего в результате оперативно-служебной деятельности ФСНП в бюджет возвращено более 100 миллиардов рублей. Кроме того, мы выявили свыше 150 тысяч административных правонарушений, наложили административных штрафов на сумму в сотни миллионов рублей.

Мне хотелось бы подчеркнуть, что эти результаты достигнуты, как говорится, на марше, по ходу серьезных преобразований, которые проводятся сейчас в ФСНП. Они завершатся в самое ближайшее время. Коренным образом перестроена работа службы. Мы переориентировались на новые показатели в своей деятельности, поставили задачу качественно улучшить работу, укрепить ее правоохранительную составляющую. Это будет иметь и профилактический эффект по отношению к бизнесу, в первую очередь к законопослушным предпринимателям, поможет налоговым органам более эффективно собирать налоги. Способность совершенствовать структуру ведомства и одновременно давать весомые результаты свидетельствует о том, что служба работоспособна, она действенна, она может успешно решать поставленные перед ней задачи.

Вопрос: Как ваше ведомство относится к крупному бизнесу?

Сергей (Москва).

Ответ: Мы нормально относимся к крупному бизнесу. И считаем, что чем больше будет в стране состоятельных людей, тем лучше для государства и для общества. Вместе с тем и «священных коров» быть не должно. Нормы для всех одинаковы, и налоговая полиция, как инструмент в руках государства, правоохранительными методами обеспечивает соблюдение этих норм.

В принципе для нас безразлично, кто оказывается в поле нашего зрения: крупный бизнесмен или мелкий предприниматель. Требования к ним одинаковые, поскольку закон един для всех. Более того, бизнес сейчас в значительной мере нуждается в поддержке государства. Мы создаем для него равноправные условия.

Мы стараемся в этой работе сориентировать бизнес на выполнение норм и требований закона, в частности по уплате ими налогов своевременно и в полном объеме.

Вопрос: Не кажется ли вам, что иной раз предпринимателей подвигает к нарушению закона несовершенство законодательства.

Сергей (Новосибирск).

Ответ: Можно сколь угодно долго говорить о несовершенстве и противоречивости нашего законодательства, которые очевидны и для предпринимателей, и для нас, сотрудников правоохранительных органов. Но это не освобождает одних от ответственности за несоблюдение закона, а других от контроля за его соблюдением.

Это тема, над которой работают законодатели, работают и правоохранительные структуры, в частности налоговая полиция. Мы видим необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принимаем самое активное участие в его совершенствовании.

Вопрос: Какими законами руководствуется в своей работе налоговая полиция?

Павел (Владивосток).

Ответ: В своей повседневной деятельности сотрудники налоговой полиции руководствуются Законами «О федеральных органах налоговой полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», Налоговым кодексом, Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и другими законодательными и нормативными актами.

Закон «О федеральных органах налоговой полиции» в значительной мере устарел — он был принят еще в 1993 году. Поэтому мы сейчас готовим предложения по новому проекту закона. В соответствии с планом законотворческих работ правительства и Государственной Думы он должен быть рассмотрен в первом полугодии этого года.

Хочу подчеркнуть одну особенность налоговой полиции — это единственное ведомство среди других правоохранительных органов, которое руководствуется в своей работе Налоговым кодексом.

Вопрос: Говорят, что теперь налоговая полиция занимается всеми экономическими преступлениями. Так ли это? Дубровина (Иркутск).

Ответ: Скажем так: большей частью. И динамика увеличения статей подследственности налоговой полиции позитивная.

Еще два года назад мы могли работать только по двум статьям Уголовного кодекса — 198-й и 199-й. 14 апреля 2000 года вступил в силу федеральный закон

«О внесении изменений в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР», в соответствии с которым расширена компетенция федеральных органов налоговой полиции по расследованию уголовных дел о преступлениях, посягающих на экономическую безопасность государства. Налоговой полиции предоставлено право в случае выявления расследовать уголовные дела о регистрации незаконных сделок с землей (статья 170 УК), об изготовлении или сбыте поддельных кредитных карт (статья 187 УК), о незаконных действиях при банкротстве (статьи 195 — 197 УК), о лжепредпринимательстве (статья 173 УК), а также ряд других преступлений экономического характера. Всего налоговая полиция ныне вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по 27 статьям УК РФ. А с июля нынешнего года в связи с внесением новых изменений в Уголовно-процессуальный кодекс мы будем работать уже по 53 статьям Уголовного кодекса. По ходу выявления преступлений, предусмотренных этими статьями, мы вправе заниматься их расследованием и проведением необходимых следственных мероприятий.

Вопрос: Борется ли налоговая полиция с отмыванием » грязных» денег?

Г. Савельев (Новосибирск).

Ответ: Сегодня борьба с легализацией доходов, нажитых преступным путем, равно как и с вывозом капитала за рубеж, — одна из главных наших задач. Вред от отмывания денег лежит в трех плоскостях. Первое — криминал получает возможность на формально законных основаниях использовать доходы от незаконной деятельности, внедряясь в легальный бизнес. Второе — дестабилизируется финансовый рынок. И третье — государство не получает налогов.

Классические схемы отмывания денег нам хорошо известны. Это использование операций с наличностью, злоупотребление услугами банковских и других финансовых институтов, операции с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом и т.д. В Уголовном кодексе есть соответствующие статьи, предусматривающие ответственность за подобные преступления. Налоговая полиция возбудила по признакам таких преступлений несколько сотен уголовных дел. В Главном оперативном управлении ФСНП создана Служба по противодействию легализации криминальных доходов.

В нашей стране отмывание нелегальных доходов тесно связано с незаконным вывозом капитала за рубеж. По разным оценкам, каждый месяц от 1 до 1, 5 миллиарда долларов уходит за границу. В одиночку ни одной спецслужбе с этой проблемой не справиться. Поэтому мы активно совершенствуем взаимодействие с другими компетентными органами. Кроме того, сейчас мы переводим контакты с зарубежными коллегами в русло конкретного информационно-оперативного взаимодействия. Думаю, чем активнее будет наше сотрудничество, тем эффективнее мы сможем противостоять транснациональным преступным группировкам, отмыванию денег и бегству капиталов за границу.

Вопрос: В МВД, насколько известно, не знают, как справиться с текучкой кадров. Сотрудники увольняются из милиции тысячами. А как с этой проблемой в налоговой полиции?

Сергей Николаевич (Тула).

Ответ: К сожалению, это общая беда для всех правоохранительных органов. А все упирается в слабую социальную защищенность сотрудников и недостаточное финансирование. И налоговая полиция в этом плане не исключение. Сотрудник с небольшим стажем получает у нас чуть более двух тысяч рублей, полковник — 5-6 тысяч. А задачи мы решаем не из легких. Оперативник или следователь часто работает и по выходным. Учтите еще, что спрос на наши квалифицированные кадры в коммерческих структурах достаточно высок. И делайте выводы.

Пока мы держимся на том замечательном чувстве долга, ответственности за свое государство, которое присуще большинству наших сотрудников. Но энтузиазм нельзя эксплуатировать без конца. Наверное, структура, приносящая государству дополнительно миллиарды рублей, вправе рассчитывать на бюджетное финансирование, хотя бы отчасти пропорциональное нашему вкладу в казну.

Обнадеживает то, что сейчас активизировался приток молодых людей, желающих работать в органах налоговой полиции. Мы, анализируя ситуацию, предполагаем, что это процесс объективный, связанный с востребованностью нашей службы. Молодежь привлекают в нашей работе ее новизна, элементы повышенного риска, какой-то романтики, может быть, чувство долга. Хотя это и не так актуально и модно звучит сегодня. Кроме того, есть возможность получить неплохое образование в нашей структуре. Эти знания и опыт могут быть впоследствии использованы в коммерции, чему в общем-то мы не противимся.

Если человек пройдет нашу школу, он наверняка придет к большему пониманию общегосударственных задач.

Вопрос: Есть ли у налоговой полиции действительно громкие дела?

А. Трофимов (Мурманск).

Ответ: Почему-то многие считают, что громкие дела — это исключительно дела, связанные с известными именами. Для нас же значимость дела определяется в первую очередь тем ущербом, которым преступление оборачивается для государства.

Скажем, в ходе всероссийской специальной операции под кодовым названием «Стахановцы» органами налоговой полиции выявлено 146 преступлений в сфере добычи, хранения, транспортировки и реализации углеводородного сырья. Возмещен ущерб в размере более 2 миллиардов рублей.

Еще пример. Управление ФСНП России по Ханты-Мансийскому АО, проверив нефтяную компанию «Белые ночи», установило, что это предприятие ведет промышленную эксплуатацию нефтяных скважин, которые «забыло» поставить на баланс. Подобная забывчивость обойдется руководству «Белых ночей» в 33 с лишним миллиона рублей.

По окончании Интернет-конференции Директор ФСНП России поблагодарил ее организаторов за предоставленную возможность непосредственного общения с налогоплательщиками с использованием современных информационных технологий. Он, в частности, сказал:

— Налоговая полиция стремится к уважительному и конструктивному диалогу с гражданами. Наша служба стоит на защите не только государства, но и цивилизованного, законопослушного бизнеса. Готовы продолжить диалог на страницах официального сайта ФСНП: www.fsnp.gov.ru.

К сожалению, не на все вопросы удалось ответить. Но ни один из них не останется без внимания. Все они будут тщательно проанализированы. Характер вопросов Интернет-аудитории поможет нам взглянуть на себя со стороны и, если будет необходимо, скорректировать некоторые свои действия.

Еще раз спасибо за внимание!

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История становления налогового дела и налоговой политики в России»

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами: изучение многовековой истории как отечественной, так и зарубежных стран, подтверждает, что налоговое дело и налоговая политика во все времена была и есть неотъемлемой частью внешней и внутренней политики государства, а налоговая служба остается базовым институтом любой экономики по следующим причинам: во-первых, на ней лежит миссия регулирования внутригосударственного и внешнеторгового оборота, сбора пошлин и налогов, то есть пополнения государственной казны; во-вторых, она, как инструмент протекционистских мер государства, обеспечивает экономическую безопасность страны; в-третьих, в период реформирования государственных, политических, правовых, социальных и других преобразований в обществе особенно высока роль налоговой службы в развитии ведущих отраслей отечественной промышленности, аграрного сектора, сферы услуг, курортной индустрии; опыт стран, переживших крупные общественно-экономические реформы, говорит, что положительные виды социальной активности сопровождаются негативными явлениями — ростом преступности, которая весьма чувствительна к изменениям в хозяйственной сфере. В России преобразования происходят в условиях дестабилизации социально-политической жизни, ослабления роли государства в проведении реформ, нарастания, вследствие этого кризисного состояния экономики — все это сопровождается ростом преступности в экономической сфере, в особенности налоговых преступлений. Конкретные формы таких правонарушений весьма разнообразны, они лавинообразно растут и совершенствуются. Все это требует определенного исторического обобщения; в процессе формирования российской налоговой службы и новых налоговых законодательств целесообразно учесть международный аспект организации и ведения налоговой системы, разумного применения к российским условиям зарубежных правовых материалов и опыта, получивший положительную оценку; несмотря на широкий диапазон исследуемых исторических рамок (945-2000 гг.), непоследовательность и противоречивость, предшествующий исторический опыт создания и функционирования налоговой службы в России представляет теоретико-прикладной интерес для формирования, становления и развития российской налоговой системы и ее политики, которая несомненно будет развиваться и далее.

Совокупность приведенных обстоятельств определила выбор темы и направления диссертационного исследования.

Предмет исследования. Диссертационная работа посвящена историческим этапам возникновения, становления, функционирования налогового дела и налоговой политики (в широком временном диапазоне) в России, социально-экономическим и политическим мотивациям зарождения финансово-экономических налоговых преступлений, их перерастанию в организованную преступность, а так же путям пресечения налоговых нарушений. Центр тяжести исследований смещен на выявление истоков налоговых преступлений. В процессе изучения проблемы автор проанализировал изменения в структуре экономической организованной преступности в России в девяностых годах, реакцию официальных государственных структур и различных слоев населения на эти изменения, обусловленность создания и пути становления федеральной налоговой службы и федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) в современных противоречивых чрезвычайных условиях. Предлагаются решения совокупности налоговых проблем с учетом российских реалий, исторического и зарубежного опыта.

Цель исследования. В диссертации предпринимается попытка изучить с позиции современных требований, на основе использования разнообразных документов, научной литературы и периодических изданий (с давних времен и вплоть до последних лет) социально-экономическую мотивацию возникновения налоговых нарушений, перерастание их в организованную экономическую преступность особой тяжести; обобщить методы и содержание работы государственных органов и служб России, а также зарубежный опыт в области формирования и совершенствования правовой налоговой системы.

Реализация этой цели потребовала постановки ряда задач.

Задачи диссертации:

— проанализировать состояние научной разработки проблемы в исторической литературе, дать анализ источников;

— изучить и описать методы реализации ответственности за уклонение от уплаты налогов в годы советской власти и в переходный период; в том числе дать характеристику проблемам законодательного регулирования рыночных отношений в России в 1990-х годах;

— показать особенности криминальной обстановки в экономической сфере и организованной преступности, как ведущего фактора угрозы экономической безопасности России;

— дать оценку правовым основам формирования ФСНП в налоговой структуре общества;

— охарактеризовать зарубежный опыт деятельности служб налоговой полиции, взаимодействие ФСНП РФ с зарубежными службами и ИНТЕРПОЛОМ.

Хронологические и географические рамки: Основные: 1917-1999гг., исходные: 945-1917гг.

В этих последних рамках важное место заняли 1836-1914 годы, определяющие стратегию возникновения и становления государственной налоговой системы в России.

Период 1917-1999 гг. поделен на два подпериода 1917-1990 и 1990-1999гг., что и определило главы диссертации. Эти подпериоды разделяют распад СССР и единой государственной налоговой системы, после которой бывшие союзные республики со своими налоговыми структурами развивались как суверенные государства. Иначе говоря, отечественная налоговая система рассматривается в целом и общем, а затем порознь, в специфических чертах. Общее и специфическое показано по Российской Федерации, но это уже методологическое решение. Пытаясь выявить единые для российского общества тенденции в целом, автор стремился как можно более полно использовать материалы, освещающие как процессы, имевшие место в регионах, в особенности юга России, в т.ч. Ставрополья, так и в центре, и по России в целом.

Научную новизну диссертации автор видит в том, что в ней, по существу, впервые предпринята попытка на широкой источниковой базе в прямой постановке, комплексно исследовать практически мало изученный, но представляющий один из немаловажных пластов отечественной истории: историю становления налогового дела и налоговой политики в России. Проблемам применения юридических норм наказания за налоговые преступления посвящены работы В.И. Волковского, И.М. Белозерова, Б.В. Волженкина, А.В. Талаховой, Л.Д. Гаухмана, в дореволюционный период М.Д. Приселкова, М.Н. Гернет, Ж. Ван-Кан, П. Милюков, А.Г. Кот. В источниковом плане, по мнению автора, научная новизна определяется расширением круга источников, использованием и привлечением нетрадиционных, ранее не использовавшихся документов и материалов, попыткой их анализа и классификации.

Среди задач, поставленных впервые и решенных автором полностью или частично, можно назвать следующие: на всех этапах исследования красной нитью проходит единая мысль об исторической и социально-экономической обусловленности условно-правового запрета уклонения от уплаты налогов (во все времена существования России — от древних времен до новейшей истории); показано, что в основе крепкой государственной налоговой политики и стабильности экономики государства лежит принцип формирования не только налоговой службы, но и службы налоговой полиции, как объективной потребности общества в борьбе с криминалитетом и организованной преступностью в экономической сфере.

В исследовании в определенной степени восполняется существующий пробел в историографии, критически анализируется весь комплекс литературы по указанной и смешанной с ней проблематике и определяется круг проблем, которые нуждаются в дальнейшем изучении. К новым результатам можно отнести и то, что в отличие от работ, попутно затрагивающих сюжеты данной диссертации, в ней события рассматриваются в сквозном плане, проводится системное, комплексное, преодолевается односторонность и схематичность в освещении и оценках исследуемых фактов, событий и явлений, показывается как совпадаемость задач и целей (даже разновременных, удаленных друг от друга), так и их противоречивость (в том числе совпадаемых по времени).

Практическая значимость исследования состоит в постановке новых теоретико-методологических проблем в изучении истории налогового дела и налоговой политики, в создании стройной, крепкой, но гибкой налоговой системы, отвечающей современным требованиям времени и работающей в интересах формируемой Российской Федерации, ее правового аппарата, силовых и исполнительных структур. Данное исследование является практически первым обобщающим трудом, в котором ставятся проблемы совершенствования организационно-правового обеспечения впервые созданной в нашей стране Федеральной службы налоговой полиции, показаны роль и место ФСНП в обеспечении экономической безопасности.

В научный оборот вводятся новые документы и информация, обобщаются выявленные сведения. Основные положения, материалы и выводы работы могут быть использованы в преподавании истории России и других гуманитарных наук в специализированных школах, гимназиях, средних и высших учебных заведениях. Положения диссертационного исследования полезно включать в учебные пособия, использовать для чтения специальных курсов.

Обобщенный исторический опыт и знание механизмов работы «налоговой системы» необходимы для органов и лиц, разрабатывающих и осуществляющих экономическую политику государства, ответственных за его укрепление во всех сферах жизни страны.

Методологические принципы и понятийный аппарат. Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды ученых, чьи взгляды и суждения по вопросам исторического процесса стали заметным явлением в науке. В диссертации автор руководствовался критериями объективности, соответствия истине, исторической правде. В процессе исследования проблемы диссертант руководствовался диалектическим пониманием процесса исторического развития, признания причинно-следственной обусловленности, закономерности событий и явлений. Важное методологическое значение имеет идея системного подхода. Она неразрывно связана с диалектикой, является конкретизацией ее основных принципов. Важнейшим методологическим принципом исследования явился принцип историзма. Работая над диссертацией, автор использовал как общенаучные методы исследования — исторический метод классификаций, так и специально исторические методы: хронологический, исторических параллелей (сравнительно-исторический), исторического моделирования (ретроспективный) и др.; анализ разнообразных аспектов и отношений: социально-экономических, правовых, общегосударственных и др.; потребовал использования методов различных наук: статистики, социологии, математики; набор формально-логических и диалектико-логических (гносеологических) средств познания, с включением анализа, абстрагирования, синтеза, конкретизации, сравнения и др.

Одна из особенностей темы состоит в переплетении функционального и динамического в объекте, тесной взаимосвязи и взаимовлиянии строения, процессов формирования и развития.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования апробированы в докладах и выступлениях на региональной научной конференции по проблемам истории КМВ, Пятигорский краеведческий музей, 2000. Содержание, основные положения и результаты исследования нашли отражение на страницах отчетов и в стенограммах региональных совещаний Оперативного отдела Службы на КМВ Управления ФСНП РФ по Ставропольскому краю за 1997-1999 гг., а также в лекционном материале, читаемом автором диссертации в указанном Управлении для сотрудников службы.

Состояние научной разработки проблемы. Распад СССР привел к появлению негативных тенденций в нашем обществе в особенности в сфере экономических преступлений1 причем наблюдаются качественные изменения этого явления. Для таких преступлений характерны большая интеллектуализация, организованность, вооруженность и техническая ос-нащенность, коррумпированность . Это объясняется тем, что происходит беспрецедентное расслоение общества. Из-за растущей безработицы и сокращения армии на социальное «дно» попадает значительное число квалифицированных специалистов, что усиливает процесс «интеллектуализации» и профессионализации преступности3. Получают распространение новые способы совершения преступлений, связанные с недостаточной законодательной обеспеченностью формирующихся рыночных отношений. Если продолжится затягивание с принятием законов о борьбе с коррупцией, то эта деятельность заметно расширится4. Уже сейчас намечаются тенденции к росту экономической преступности5, а в народе считают, что страной руководят не Президент, Федеральное собрание или Правительство, а «криминальные структуры, мафия6». В 1997 году непосредственно в сфере экономической деятельности выявлено более 61 тысячи преступлений7, причем на многие из них были заведены уголовные дела, «особенно значительно выросла судимость за нарушение в сфере частнопредпринимательской и индивидуальной — с 2,9 до 6,1 тысячи человек или в 2,1 раза, из них за нарушение налогового законодательства с 127 до 195 человек (в 1992 го-ду — 7 человек)» . На повышенную опасность налоговых преступлений указывает В.В. Лунев «. особое распространение приобретают налоговые правонарушения — преступления, уголовная ответственность за совершение которых введена и уточнена в 1992-1994 годы (ст. 162-1-162-7 УК 1960 г.) в 1993 году было зарегистрировано 544 налоговых преступления, в 1994 г. — 1054, а в 1995 году — 4229. Рост за два года в 7,8 раз. И это при условии, что 9 из 10 налоговых преступления уходили от ответственности»9.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности России в современных условиях, связанных с переходом к рыночным отношениям, представляет одну из ключевых проблем государственного управления. Экономическая безопасность — это материальная основа национальной безопасности. Объективно потребности в научном осмыслении проблем государственного управления по настоящему появились с началом перестройки и последующих реформ, провозглашением целей построения демократического общества и правового государства, вхождения в цивилизованное мировое сообщество. Реформы, проводимые сверху, существенно повышают ответственность за принимаемые государственные решения. «Один из самых драматичных и дорогостоящих уроков прошедших пяти-шести лет заключается в том, что ни исполнительная власть, ни законодательные органы не разработали концепцию создания системы управления, адекватную рыночному механизму и особенностям переходного периода»10. Переходные же периоды обычно отличаются рядом характерных черт: нарушаются, присущие стабильным состояниям, равновесие и баланс интересов различных социальных групп, возрастает социальное напряжение и вероятность различных конфликтов в обществе, происходит падение уровня жизни, существенный рост правонарушений и т.п. Предвидя возможность подобных негативных спутников переходного периода, государственные структуры должны уделять особое внимание системе управления, решению важнейших вопросов, связанных с использованием механизмов рыночной экономики и рычагов государственного регулирования и контроля.

Важнейшей составляющей рыночной экономики является налоговая система. От ее обоснованности и соответствия объективным условиям и потребностям обществ во многом зависят возможности и приоритеты его экономического и социального развития, обороноспособность и правопорядок. Существенным элементом налоговой системы является ее контрольный механизм, призванный формировать налоговую дисциплину, обеспечивать устойчивый сбор налогов, выявлять, пресекать и расследовать налоговые преступления и иные правонарушения.

В механизме налогового контроля наряду с Государственной налоговой службой важное место занимают правоохранительные органы. В специфических условиях переходного периода, формирования в стране рыночных отношений роль правоохранительных органов существенно возрастает, что обусловлено рядом обстоятельств, по крайне мере на два из которых следует указать. Во-первых, по разным экспертным оценкам в бюджет поступает около 50% подлежащих уплате налогов11. Во-вторых, подавляющая часть наиболее серьезных налоговых преступлений теснейшим образом связана с другими опасными преступлениями в сфере экономики, финансов и государственного управления. Поэтому организация правоохранительной системы, призванной обеспечивать экономическую безопасность, должна строиться с учетом специфических условий и факторов (экономических, политических, социальных, правовых и криминалогических), характерных для переживаемого обществом периода, породившего как неизбежные, так и привнесенные вследствие недостаточно подготовленного и последовательного курса реформ, социально-экономические проблемы.

Ключевая роль налоговой системы в экономике общества признается всеми государствами и политическими лидерами, независимо от их идеологических позиций и взглядов на пути и приоритеты проводимых реформ. Налоги представляют основной источник формирования доходной части бюджета, от наполняемости которого непосредственно зависит способность государства выполнять свои сложнейшие социальные, политические,, правоохранительные и другие функции. Поэтому одним из первых шагов на пути экономических преобразований было осуществление реформы системы налогообложения. В 1991 г. была создана Государственная налоговая служба РСФСР, представляющая единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства. Через год в ее составе для борьбы с налоговыми правонарушениями создается Главное управление налоговых расследований, которое было включено в число органов дознания (п. 8 от 117 УПК РСФСР) и наделено полномочиями субъекта оперативно-розыскной деятельности. Еще через год (1993 г.) органы налоговых расследований при государственной налоговой службе РФ были реорганизованы в федеральные органы налоговой полиции — самостоятельный правоохранительный орган, впоследствии переименованной в Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП).

За прошедшие с тех пор годы система органов налоговой полиции формировалась и развивалась организационно, кадрово, технически, накапливала специфический профессиональный опыт, определяла свое место. На этом пути были неизбежные противоречия, возникали проблемы и сложности, наряду с определенными достижениями и успехами имели место и недостатки, и упущения. Все это требует серьезного анализа и осмысления, выработки научно обоснованных ориентиров, являющихся единственным надежным условием разрешения текущих и перспективных организационно-правовых проблем успешного развития и продвижения вперед.

При этом следует учитывать, что само становление и развитие органов налоговой полиции проходило в условиях ускоренно изменяющейся социально-экономической, политической и криминогенной обстановки. Это обусловливает потребности оценки своевременности и адекватности перестройки организации деятельности органов налоговой полиции, оценки особенностей нынешней криминальной ситуации в экономической сфере для определения приоритетных направлений развития соответствующей правоохранительной практики. Налоговая полиция представляет самый молодой правоохранительный орган России, который функционировал в этот период не в одиночестве, а во взаимодействии с другими правоохранительными ведомствами. Опыт и проблемы в этой части также нуждаются в соответствующем научном осмыслении, так как к проблемам организационно-правового обеспечения правоохранительных задач в экономической сфере следует подходить не столько с ведомственных позиций, сколько исходя из потребностей и интересов самих этих задач, их эффективного выполнения.

Исследование вопросов, связанных с развитием системы органов налоговой полиции, определением направлений совершенствования их организационно-правового обеспечения, обусловливает потребность рассмотрения этих вопросов в широком историческом, социально-экономическом, криминологическом и правовом контексте, предполагающем всесторонний учет специфических российских условий переходного периода.

Развитие системы органов налоговой полиции и в целом правоохранительной системы в значительной мере обусловлено и зависит от динамики социальных, экономических, политических, правовых, международных и других факторов. Достаточно указать на налоговую политику и ее новые законодательные основы, уголовную политику, финансовое положение и т.п. Особого внимания заслуживает сложившаяся криминальная обстановка. Сегодня даже не специалисту очевидно, что криминальная ситуация в сфере экономики реально угрожает внутренней безопасности страны. Организованная преступность проникает во все сферы экономики и финансов, рвется к политической власти. Одним из основных мощных источников, питающих организованную преступность и теневую экономику, являются сокрытие средств от налогообложения.

Хотя после возникновения нынешней налоговой системы и образования Федеральной службы налоговой полиции прошло всего несколько лет, нельзя сказать, что вопросы, связанные с функционированием этих институтов, не привлекали должного внимания исследователей. Появилось достаточное количество публикаций по налоговому праву, налоговым правонарушениям (С .Г. Пепеляев, Е.Ю. Грачева, И.А.Куфакова, В.И. Потапов, И.И. Кучеров, В.Д. Ларичев, Н.С. Решетняк), в которых в основном рассматриваются вопросы правового регулирования, уголовно-правовой квалификации налоговых преступлений, способов их совершения, а также организации их предупреждения и выявления.

Исследование же организационно-правовых проблем становления и развития ФСНП, ее места в системе правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность и осуществляющих борьбу с организованной преступностью, не привлекло должного внимания ученых. Поэтому данная работа представляет одно из первых исследований, настоятельная потребность проведения которого обусловлена реальной необходимостью изучения и обобщения опыта прошедших лет, определения путей совершенствования организационно-правового обеспечения органов налоговой полиции.

Источниковая база исследования — автором изучены и проанализированы фонды архивов: центра документации новейшей истории Ставропольского края (УДНИСК), Государственного архива Ставропольского края, публикации архивов министерств юстиции и иностранных дел, материалы отдельных фондов Юга России и других регионов. Некоторые архивные данные вводятся в научный оборот впервые. В диссертации дается их анализ с точки зрения достоверности. Изучены материалы монографий, учебных изданий по истории Отечества и политологии, различных справочников, содержащих сведения о налоговой службе и налоговой политике как в России, так и за рубежом.

Обогатить фактическую базу исследования помогли публикации прессы, в особенности послереволюционного и постперестроечного времени. Сведения из местной печати были использованы не только как иллюстративный материал, но проводился их контент-анализ. Дополнением других групп источников послужили фольклорные произведения дореволюционного периода, которые образно отражали действительность, популяризировали общественно значимые тенденции. Некоторые данные об экономических налоговых нарушениях в стране и за рубежом получены по сети Internet. Источниковая база исследования является разнообразной и обширной.

Структура диссертации определяется целями и задачами, логикой исследования, включает введение, две главы, содержащих семь параграфов, библиографический список литературы, список приведенных в диссертации ссылок, приложений. Объем диссертации 187 страниц.

Сегодня многие сотрудники МВД России, ФСКН и других силовых ведомств празднуют День налоговой полиции. Данная государственная структура функционировала с 1992 по 2003 годы.

18 марта 1992 года в соответствии с указом президента РФ № 262 было создано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации (ГУНР) со штатной численностью 12 тысяч человек. Управление возглавил генерал КГБ В. Б. Ямпольский.

20 мая 1993 года был принят закон «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым как правопреемник ГУНР был учреждён Департамент налоговой полиции Российской Федерации (на правах Госкомитета России).

В тот же день Верховный Совет РФ утвердил положение о прохождении службы в органах налоговой полиции. Постановлением Совета Министров от 11 октября 1993 года утверждено Положение о Департаменте налоговой полиции и перечень должностей, по которым присваиваются специальные звания сотрудникам. Также была установлена штатная численность федеральных органов (на 1 января 1994 года — 21,5 тысяч единиц); Директором департамента назначили С. Н. Алмазова.

17 декабря 1995 года в закон «О федеральных органах налоговой полиции» были внесены поправки, в соответствии с которыми Департамент налоговой полиции был переименован в Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП).

Основной задачей самого молодого на тот момент правоохранительного органа устанавливалась борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, а также борьба с коррупцией в налоговых органах.

Указом президента РФ Владимира Путина от 16 марта 2000 года был установлен профессиональный праздник — День налоговой полиции.

1 июля 2003 года Федеральная служба налоговой полиции упразднена. Большинство функций ФСНП и штат в 16 тысяч единиц были переданы МВД. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль.

Несмотря на это, многие работники упраздненного ведомства до настоящего времени отмечают профессиональный праздник.

Часть функций налоговой полиции переняла ФНС.

Сегодня управление службы распространило информацию о проведении Дней открытых дверей во всех налоговых инспекциях региона. Акция (проходила в рамках декларационной кампании) состоялась 15 и 16 марта.

Граждане получили ответы на вопросы о том, почему не пришло новое налоговое уведомление; есть ли налоговая задолженность и как ее можно погасит; как заполнить налоговую декларацию и т.п.

«Впервые подобная акция состоялась 20-21 апреля 2012 года. Тогда, в рамках мероприятия все посетившие налоговые инспекции могли больше узнать о Декларационной кампании 2012 года и получить консультации по заполнению декларации по налогу на доходы физических лиц. В итоге за два дня акции было принято более 3,8 тысяч налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц», — отмечается в сообщении ведомства.

В этом году налоговые инспекции региона посетили 8 582 налогоплательщика.

Сориентироваться в выборе услуг и мероприятий гражданам помогли администраторы зала. Налогоплательщиков обслуживало 259 инспекторов. Они встречали посетителей у входа и провожали в специально оборудованную зону ожидания, рассказывали, кому и в какие сроки необходимо представить декларацию, как получить налоговые вычеты и воспользоваться онлайн-сервисами, а также ответили на другие вопросы. В некоторых инспекциях были оборудованы детские уголки.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите — будет интересно

Оставьте комментарий