Избыточное налоговое бремя

  • Михир А. Десаи
  • Дхаммика Дхармапала
  • Джеймс Р. Хайнс мл.
  • Ронен Палан
  • Джоэл Слемрод
  • Габриэль Цукман

  • Сеть налогового правосудия (TJN)
  • Институт налоговой и экономической политики (ИТЭФ)
  • Oxfam (Великобритания)
  • Налоговый фонд (США)
  • Центр налоговой политики (США)

Налогообложение
Аспект фискальной политики
Исследовательская работа Академический Группы защиты интересов

В экономике , то избыточная нагрузка от налогообложения , также известный как стоимость дедвейта или безвозвратные потери от налогообложения, является одним из экономических потерь, страдает общество , как в результате налогов или субсидий. Экономическая теория утверждает, что искажения изменяют объем и тип экономического поведения по сравнению с тем, которое имело бы место на свободном рынке без налогов. Избыточное бремя можно измерить, используя среднюю стоимость фондов или предельную стоимость фондов ( MCF ). Избыточное бремя впервые обсуждалось Адамом Смитом .

Аналогичный вид неэффективности также может быть вызван субсидиями (которые технически можно рассматривать как налоги с отрицательной ставкой).

По оценкам, экономические потери из-за налогов составили всего 2,5 цента на доллар дохода и до 30 центов на доллар дохода (в среднем), и даже намного выше на марже.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

2015.- №5.- С. 128-130.

3.Селиванов И.В. Иностранные инвестиции в России / И.В. Селиванов // ACTUALSCIENCE.- 2015.-№5.- С. 92-93.

© Полянская Е С., 2016

УДК 336.02

С.В. Резвушкин

кандидат педагогических наук, Российский государственный социальный университет г. Москва, Российская Федерация e-mail: sergei.rezv@mail.ru

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ И НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА Аннотация

Рассмотрены понятия налогового бремени и налоговой нагрузки. Охарактеризованы направления налоговой политики РФ до 2018г.

Ключевые слова

Налоговое бремя, налоговая нагрузка, налоговая политика

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Понятие «налоговое бремя» должно определяться на макроуровне (это налоги в рамках государства) и микроэкономическом уровне (налоги организаций и физических лиц). В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год. Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

Несмотря на схожесть понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как один из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки. Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше. Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. В «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», Минфин России обозначил, что больших изменений в налоговой политике не будет. Увеличения налоговых ставок в 2016 году не произойдет.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070

Некоторые виды деятельности планируется поддержать особо, например:

1. Для новых производств, которые подпадают под критерии региональных инвестиционных проектов (ст. 288.2 НК РФ) может быть установлена ставка 0 % по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в федеральный бюджет, снижена до 10 % ставка налога, зачисляемого в региональный бюджет.

2. Для некоторых видов деятельности, перечень которых предполагается расширить, планируется ввести патентную систему налогообложения. Для «упрощенцев» и тех, кто находится на патентной системе и работает в сфере бытовых услуг, могут быть установлены 2-летние налоговые каникулы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства.

Список использованной литературы:

2. Майорова А.Н. Налог на имущество: проблемы практического применения и перспективы // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. 2011. № 4. С. 135140.

3. Майорова А.Н. Финансовый механизм налогообложения недвижимости / Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире. Уфа, 2015. С. 118-120.

4. Майорова А.Н. Оценка имущества и справедливая стоимость // Вестник научных конференций. 2016. № 1-5 (5). С. 118-119.

© Резвушкин С.В., 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 351

Д.Н. Светличный

магистрант

Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС г. Пятигорск, Российская Федерация

СОЗДАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация

В статье рассматриваются экономические и правовые проблемы, связанные с практической реализацией нового федерального закона о зонах опережающего развития, ориентированного прежде всего на подъем экономики и устойчивое социальное развитие регионов. Автором отмечается, что недостаточно полно раскрыты теоретико-методические аспекты стратегического управления ТОР. Доказывается, что именно территориям опережающего социально-экономического развития отводится роль одного из ведущих

Второй позитивный принцип налогообложения так важен, что «оброс» несколькими названиями: избыточное налоговое бремя (ИНБ), мертвый груз налогообложения, налоговые издержки благосостояния, искажающий эффект налогообложения. Смысл один: ИНБ возникает из-за того, что люди не только платят налоги, но и меняют свое поведение в ответ на налогообложение. ИНБ — потеря обществом чистой выгоды из-за введения или увеличения налогов, приводящих к сокращению производства и потребления ниже оптимального, рационального уровня.

От введения налога на сигареты налогоплательщики теряют дважды. Они платят налог всякий раз, когда покупают сигареты. Это формальное налоговое бремя. Они сокращают потребление подорожавшего товара (если спрос достаточно эластичен по цене). Это неформальное ИНБ.

Налог не только пополняет государственную казну, но и искажает (оптимальную до введения налога) структуру потребления. Это искажение накладывает ИНБ на потребителей, так как они теперь потребляют меньше любимого продукта, а значит, полезность жизни для них снижается. Курильщики вынуждены сокращать потребление привычных сигарет или переходить на дешевые, но низкосортные сигареты.

Налог плох тем, что препятствует реализации чистой выгоды на конкурентном рынке (рис. 5.7). Для потребителя чистая выгода — это стоимость того, что он мог бы потребить, не будь налога (верхняя часть треугольника ИНБ), а для продавца — это стоимость того, что он мог бы продать, не будь налога (нижняя часть треугольника ИНБ). Если С — граница чистой выгоды потребителя, а II — граница чистой выгоды поставщика, то ИНБ — весь треугольник, именуемый «треугольником Хаберлера» (назван по имени американского экономиста, внесшего большой вклад в эмпирическое исследование ИНБ).

Рис. 5.7. Избыточное налоговое бремя

Рассчитать ИНБ можно по следующей формуле:

где Н — ставка налога; ДК — негативное изменение (сокращение) количества товара.

Два основных позитивных принципа налогообложения — переложение и ИНБ — показывают, как «работает» реальный мир налогов. В США ИНБ оценивается в 13—24 цента на каждый доллар государственных доходов, или 5% ВВП, а в Канаде — в 30—50 центов на каждый дополнительный доллар налоговых поступлений. В США общее увеличение ставок личного подоходного налога создает мертвый груз налогообложения в размере 76 центов на каждый доллар доходов.

Беда еще в том, что ИНБ растет быстрее налоговых ставок. Для простоты оставим на рынке только потребителя сигарет, т.е. зафиксируем предложение. При удвоении ставки налога (с Ц* -I- Н до Ц* + 2Н) ИНБ учетверяется (рис. 5.8). В общем ИНБ прямо пропорционально квадрату ставки налога. Эта зависимость именуется «правилом квадрата». Чем выше ставка, тем неэффективнее ее следующий прирост с точки зрения получения доходов и тем разрушительнее его влияние на экономику. Следует избегать высоких ставок, особенно на узкий набор товаров. Этот вывод имеет фундаментальное значение для теории налоговой политики.

Рис. 5.8. «Правило квадрата»

Общее налоговое бремя есть сумма справедливого бремени (величины налога) и ИНБ. С ростом ставки налога оно растет, но его состав меняется. Доходы растут снижающимся темпом, а затем, когда ставка достигает максимума, падают. ИНБ растет нарастающим темпом в соответствии с «правилом квадрата». При Н* доходы и равновесный объем купли-продажи падают до нуля (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Как избыточное налоговое бремя бьет по доходам

Налоги искажают стимулы к инвестициям, производству, труду и потреблению. В результате многие виды деятельности не так развиты, как хотелось бы обществу. Кроме того, уклонение от уплаты налогов масштабнее при высоких ставках, чем при низких, а значит, и ресурсов теряется больше. Собираемость налогов снижается с ростом ставок. Все это именуется искажающим эффектом налогообложения. 98% налогов являются искажающими.

Искажающий эффект транслируется в ИНБ. «Вызванное налогами снижение экономической эффективности известно как мертвый груз налогообложения или избыточное налоговое бремя, — пишут Алан Ауэрбах и Джеймс Хайнс. — С ростом доходов от налогообложения налогоплательщик и общество несут дополнительные потери, искажающие экономические решения… Оптимальной является такая налоговая система, которая сводит искажения от налогов к минимуму при ограничениях, налагаемых необходимостью для государства получать доходы и поддерживать справедливое налоговое бремя».

С точки зрения экономической эффективности лучший налог — это налог с минимальным ИНБ, так как он оборачивается наименьшими социальными потерями в расчете на 1 руб. доходов. Поэтому неизменная цель налоговой политики — минимизировать ИНБ. ИНБ можно ослабить, облагая повышенными налогами товары с пониженной эластичностью предложения (спроса). Налог на товар с более эластичным спросом вызывает большее сокращение объема сделки, чем налог на товар с менее эластичным спросом. Когда предложение эластично на «все сто», налог не влияет на объем купли-продажи, и ИНБ отсутствует.

Налог, начисто лишенный ИНБ, — это разовый налог. Его называют также паушальным, подушевым, налогом с избирателей. Величина этого налога не меняется, что бы ни делал налогоплательщик. Он не может изменить свое поведение так, чтобы не платить налог.

Простейший разовый налог — это сумма, которую нужно заплатить в момент введения налога. Такой налог называют еще аккордным. Например, государство объявляет, что завтра все граждане без исключения должны заплатить ему по 1000 руб. Поскольку уйти из-под такого налога невозможно, поведение людей не изменится, а значит, ИНБ не возникнет.

С точки зрения экономической эффективности аккордный налог — идеальный налог. Однако трудно представить себе, как он может сработать на практике. Если продолжить пример с 1000 руб. так, что теперь все должны платить налог раз в год, то он превращается в налог на детей, ибо граждане-дети не имеют дохода.

Налог на рынке с неэластичным предложением (спросом) по цене может служить разовым налогом, если он означает, что люди никогда не изменят объема купли-продажи, т.е. предложение (спрос) фиксировано при любых обстоятельствах. Опять-таки трудно вообразить вечно фиксированное предложение (спрос). Многие товары, например медицинские услуги, продукты питания, имеют весьма неэластичный спрос, но государство неохотно облагает их налогами из-за боязни показаться несправедливым.

В общем, товары, именуемые предметами первой необходимости, имеют весьма неэластичный спрос, но участвовать в экспериментах с разовым налогообложением они не могут из-за такой щекотливой проблемы, как социальная справедливость. Предметы роскоши, наоборот, имеют весьма эластичный спрос, но облагаются высокими налогами по той же причине. Таким образом, попытки снизить ИНБ во имя экономической эффективности часто идут вразрез с попытками выстроить справедливую налоговую систему.

Государство взимает налоги, чтобы производить продукцию, предположительно имеющую социальную ценность. Издержки производства этой продукции включают в себя ИНБ.

  • Михир А. Десаи
  • Дхаммика Дхармапала
  • Джеймс Р. Хайнс мл.
  • Ронен Палан
  • Джоэл Слемрод
  • Габриэль Цукман

  • Сеть налогового правосудия (TJN)
  • Институт налоговой и экономической политики (ИТЭФ)
  • Oxfam (Великобритания)
  • Налоговый фонд (США)
  • Центр налоговой политики (США)

Налогообложение
Аспект фискальной политики
Исследовательская работа Академический Группы защиты интересов

В экономике , налоговое бремя или налоговое бремя является следствием конкретного налога на распределении экономического благосостояния . Экономисты проводят различие между организациями, которые в конечном итоге несут налоговое бремя, и теми, с которых изначально взимаются налоги. Налоговое бремя измеряет истинный экономический вес налога, измеряемый разницей между реальными доходами или коммунальными услугами до и после введения налога. Физическое лицо, с которого взимается налог, не обязано нести действительный размер налога. В качестве примера этой разницы представьте себе фирму, в которой есть работодатель и сотрудники. Налог, взимаемый с работодателя, делится. Концепция налоговых поступлений была первоначально представлена ​​вниманию экономистов французскими физиократами , в частности Франсуа Кенэ , который утверждал, что все налогообложение в конечном итоге ложится на землевладельцев и происходит за счет земельной ренты . Считается, что налоговые выплаты «падают» на группу, которая в конечном итоге несет бремя налога или в конечном итоге несет убытки от налога. Ключевая концепция налогового бремени (в отличие от величины налога) является то , что налог на заболеваемости или налоговая нагрузка не зависит от того, где собирают доходы, но по ценовой эластичности спроса и ценовой эластичности предложения . С точки зрения общей политики, налогообложение не должно нарушать принципы желательной налоговой системы , особенно справедливости и прозрачности.

Теория налогообложения имеет ряд практических результатов. Например, налоги на заработную плату в системе социального обеспечения США наполовину оплачивает работник, а половину — работодатель. Однако некоторые экономисты считают, что работник несет почти все бремя налога, потому что работодатель переводит налог в виде более низкой заработной платы. Таким образом, считается, что налоговые обязательства ложатся на работника. Однако с равным успехом можно утверждать, что в некоторых случаях уплата налога ложится на работодателя. Это связано с тем, что как ценовая эластичность спроса, так и ценовая эластичность предложения влияют на то, на кого падает налог. Контроль над ценами, такой как минимальная заработная плата, которая устанавливает минимальный уровень цен, и рыночные искажения, такие как субсидии или социальные выплаты, также усложняют анализ.

Страницы ← предыдущая следующая → 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Принято различать государственное налоговое планирование (макро и мезоуровне) и на уровне хозяйствующего субъекта. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта представляет собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта. Налоговое плани- рование можно также определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру на- логовой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечи- вающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству. Различают следующие методы налогового планирования на микроуровне: 1. Разработка приказа об учетной и налоговой политике. Например, при выбо- ре способа оценки материально – производственных запасов в соответствие с ПБУ 5/01 следует иметь в виду, что метод ФИФО завышает налоговую базу и сумму налога на при- быль при повышении цен. Метод определения себестоимости списания каждой единицы является оптимальным, но его не всегда можно применить. При выборе метода начисле- ния амортизации основных средств необходимо знать, что применение способа списания стоимости пропорционально объему продукции зависит от способности организации пра- вильно спрогнозировать объемы своей деятельности. В случае снижения объемов выпус- каемой продукции в первые годы сумма амортизационных отчислений будет больше, а налог на имущество меньше, затем происходит обратная тенденция. 2. Метод отсрочки налогового платежа основывается на том обстоятельстве, что срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта нало- гообложения. Организация может отсрочить возникновение налогооблагаемого оборота путем перечисления денежных средств в последний день отчетного периода. Т.к. мини- мальное время прохождения платежей через банки составляет в среднем около трех дней (для организаций, находящихся в разных регионах). Поэтому покупатель, перечислив де- нежные средства за приобретенную продукцию в последний день отчетного налогового периода, может включить расходы на ее приобретение в расчет себестоимости текущего периода, а также в текущем периоде отнести НДС на расчеты с бюджетом; организация- продавец, принявшая кассовый метод определения выручки от реализации, в свою оче- редь, получив оплату, отразит ее уже в следующем отчетном периоде, и тем самым отсро- чит уплату налога на прибыль на три месяца и уплату НДС на один месяц, что в конечном итоге приведет к увеличению оборотных средств организации. 3. Метод договорной политики. Суть метода состоит в том, что операции с одина- ковыми финансовыми потоками юридически могут быть оформлены совершенно по раз- 101 ному, что изменит последствия договорных отношений как для целей бухгалтерского уче- та, так и для целей налогообложения. Но не следует забывать при этом о законности осу- ществления сделок, так как при рассмотрении вопроса об уплате (неуплате) налогов имеет характер фактически сложившихся договорных отношений между сторонами, а не назва- ние договора. А также, при выборе контрагента следует заранее определить, освобожден ли он от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, не применяет ли он специальные налоговые режимы, нерезидент ли он из страны с соглашением о двойном налогообложе- нии или нет и т.п. 4. Прямое сокращение объекта налогообложения и налоговой базы предусматрива- ет применение при соблюдении законодательных ограничений налоговых вычетов, осво- бождений, льгот. Применение этого метода преследует цель избавиться от ряда налогооб- лагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказывая негативного влияния на хозяйственную деятельность организации. Среди прочих используются: со- кращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи, мены, да- рения путем занижения стоимости товаров, работ, услуг с учетом действия ст. 40 НК РФ; сокращение объекта налогообложения по налогу на имущество организации путем прове- дения инвентаризаций, по результатам которых списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество. 5. Метод оффшора. Суть метода заключается в выявлении в соответствии с налого- вым законодательством регионов со льготным налогообложением как на территории РФ, так и за пределами страны. В частности, есть государства, называемые «налоговые убе- жища» с упрощенным порядком налогообложения, где снижен или отсутствует налог на прибыль. Так же различают так называемые «налоговые оазисы» – это территории в пре- делах государства, где действует льготное налогообложение. К числу таких оазисов отно- сят порты, экономические зоны и зоны свободного предпринимательства. Есть также оф- шорные зоны – сервисные компании, которые не имеют права извлекать доходы из мест- ных источников. Некоторые страны такие зоны создают для увеличения занятости и по- вышения деловой активности в стране. Целью налогового планирования на региональном уровне является обеспечение потребностей бюджета, а так же оптимизация налогового регулирования и налогового контроля. Налоговое планирование на региональном уровне использует различные методы, каждый из которых учитывает следующие моменты: — анализ показателей налоговой базы; — оценку налогового потенциала региона; 102 — определение уровня собираемости налогов и сборов, — проведение мониторинга налоговых платежей крупнейших и основных налого- плательщиков; — прогнозирование показателей экономической деятельности региона; -постоянная инвентаризация налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам и т.п. Налоговому планированию присуща ограниченная самостоятельность, так как оно проявляется только в процессе осуществления соответствующих видов деятельности и решений. Тем не менее, оно оказывает существенное влияние на принятие предпринима- тельских решений и повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Различают следующие методы налогового планирования на макроуровне: 1. Многомерные методы, в первую очередь факторный и кластерный анализ. Они используются для обоснования решений, в основе которых лежат многочисленные взаи- мосвязанные переменные, например, определение объема валового продукта в зависимо- сти от технического уровня производства. На сегодняшний день данные методы прочно входят в приемы прогнозистов, так как являют- ся наиболее адекватными. 2. Регрессивные и корреляционные методы применяются для установления взаимо- связей групп переменных, описывающих деятельность налоговых служб. 3. Имитационные методы применяются тогда, когда переменные, влияющие на маркетинговую ситуацию, не поддаются логике простых аналитических решений. 4. Методы, созданные теорией статистики принятия решений. К ним относятся методы теории игр, теории массового обслуживания, стохастическое программирование. Используются для стохастического описания реакции налогоплательщика на изменение налоговой политики Тест 1 В чем заключается сущность налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта? а) признание за налогоплательщиком права сокращения налоговых обязательств; б) признание за налогоплательщиком права сокращения и оптимизации налоговых обязательств; в) признание за налогоплательщиком права сокращения и оптимизации налоговых обязательств, используя все допустимые законом средства, приемы и способы; 103 г) признание за налогоплательщиком права сокращения и оптимизации налоговых обязательств, используя все допустимые и не допустимые законом средства за определен- ный период. 2 Уклонение от уплаты налогов – это: а) законный способ уменьшения сумм налоговых платежей с использованием пре- доставленных законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств; б) форма уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующе- го законодательства; в) форма уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик неосторожно уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действую- щего законодательства; г) форма уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно уменьшает размер своих налоговых обязательств с наруше- нием действующего законодательства. 3 Текущая налоговая оптимизация предполагает: а) применение приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогопла- тельщика в процессе всей его деятельности; б) применение совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае; в) применение приемов и способов, которые позволяют правильно исчислять нало- говые обязательства каждый раз при их возникновении; г) применение совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика на определенный момент времени. 4 Стратегическое налоговое планирование включает: а) расчет, анализ и управление налогооблагаемыми базами по группам налогов, объ- единенных по тем или иным признакам и составление на этой основе среднесрочных и краткосрочных планов налоговых платежей; б) составление многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии тех или иных управленческих решений и определение критериев выбора оптимального варианта; 104 в) определение целей и задач организации, сферы производства и обращения, на- правления и вида деятельности; выбор организационно-правовой формы, формы собст- венности, структуры и месторасположения; формирование налоговой учетной политики и налогового поля организации; г) совокупность приемов и способов текущей налоговой оптимизации для определе- ния критериев выбора оптимального варианта. 5 Информационное обеспечение налогового планирования на уровне хозяйствующе- го субъекта– это: а) совокупность данных бухгалтерского и налогового учета, статистических данных и других информационных ресурсов организации; б) совокупность данных бухгалтерского и налогового учета, статистических данных и других информационных ресурсов организации, а также приемы и способы налогового планирования; в) совокупность данных бухгалтерского и налогового учета, статистических данных и других информационных ресурсов организации, а также приемы и способы налогового планирования, состояние налогового законодательства; г) совокупность данных бухгалтерского и налогового учета, статистических данных и других информационных ресурсов организации, а также приемы и способы налогового планирования, состояние налогового законодательства и судебной системы. Тема 6.2 Налоговое планирование и прогнозирование, их практическое применение в РФ В рыночной экономике существенно возрастает значение планирования в органи- зации, в том числе и налогового. Предприятия разрабатывают краткосрочные, средне- срочные и долгосрочные планы. Продолжительность планового периода зависит от целей, конкретных условий планирования. В теории и практике, налогового планирования выделяют следующие виды налого- вого планирования: текущее и стратегическое. Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) в системе налогового адми- нистрирования позволяет решать более конкретные задачи такие как: -определение налоговых баз по видам налогов и сборов; -расчёт объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов; 105 -оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, субъектам – налогоплательщикам, отраслям, регионам и т.д. Среднесрочное планирование (до 5 лет) и долгосрочное (до 10 лет и больше) отно- сят к прогнозированию. Стратегическое налоговое планирование (прогнозирование) пред- ставляет собой механизм, позволяющий хозяйствующему субъекту определить основопо- лагающие условия его функционирования с точки зрения оптимизации налогообложения. Оно определяет основные направления и принципы налоговой политики хозяйст- вующего субъекта и носит длительный характер. Элементы стратегического налогового планирования применяются на любом этапе существования хозяйствующей единицы. При формировании новой организации производится оценка различных вариантов функционирования новой хозяйствующей единицы с точки зрения наступления налого- вых последствий выбора вида деятельности, структуры и других основополагающих мо- ментов, определяется оптимальный вариант и составляется исходная информационная на- логовая база. В процессе функционирования действующей длительное время организации налого- вое прогнозирование должно быть направлено на анализ изменений и оценку их эффек- тивности с точки зрения налогообложения. При равномерном изменении налоговых поступлений во времени налоговое прогно- зирование осуществляется на основе применения статистических методов. В частности, это методы экстраполяции с применением среднего абсолютного прироста, среднего тем- па роста и на основе выравнивания рядов по аналитической формуле. При применении названных методов предполагается, что закономерность изменения налоговых поступле- ний, наблюдаемая в прошлые периоды, сохранится и в прогнозируемом будущем. Сущность стратегического налогового планирования заключается в том, что при оп- ределении важнейших условий своего функционирования, организация проводит анализ налоговых последствий выбора того или иного варианта и определяет оптимальный, наи- более соответствующий реализации поставленных стратегических целей. Тест 1 Налоговое планирование на макроуровне– это: а) система сбора и обработки всей информации по производственной и непроизвод- ственной деятельности организаций для контроля за правильностью исчисления и уплаты налоговых обязательств; 106 б) процесс использования законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченных ресурсов и возможности их альтернативного использования; в) планирование с целью минимизации налогового бремени для конкретного хозяй- ствующего субъекта; г) совокупность плановых действий, построенных на балансе интересов налогопла- тельщиков и государства, позволяющих разработать прогноз социально – экономического развития страны. 2 .Что содержится в Налоговом паспорте организации? а) совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходи- мых и пригодных для реализации налогового планирования; б) совокупность информационных ресурсов, методов и приемов, необходимых и пригодных для реализации налогового планирования; в) документарный источник, содержащий основные показатели результативности мероприятий по налоговому планированию; г) информационная налоговая база хозяйствующего субъекта. 3. Текущее налоговое прогнозирование на уровне государства включает: а) оперативное и краткосрочное налоговое прогнозирование; б) краткосрочное и среднесрочное налоговое прогнозирование; в) среднесрочное и долгосрочное налоговое прогнозирование; г) оперативное и среднесрочное налоговое прогнозирование. 4. Что понимается под налоговым потенциалом региона? а) возможность уплачивать законно установленные налоги и сборы на уровне регио- на; б) сумма уплаченных в бюджет региона налогов и сборов за прошедший период; в) максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов по данной террито- рии на душу населения, которая может быть получена за определенный промежуток вре- мени; г) налоговые доходы регионального бюджета. 5. Что означает понятие «пределы налогового планирования»? а) временные ограничения налогового планирования; 107 б) ограничения налогового планирования для отдельных хозяйствующих субъектов; в) специальные методы, позволяющие государству ограничить сферу налогового планирования; г) специальные методы, позволяющие государству предотвратить уклонение от уп- латы налогов и ограничить сферу налогового планирования. Тема 6.3.Налоговая нагрузка, методы расчета и приемы оптимизации В теории и практике налогообложения одной из важнейших проблем является рас- чёт налоговой нагрузки на организацию. В отечественной экономической литературе существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, различающиеся как по числу налогов, включаемых в расчет, так и интегральным показателем, с которым соотносится сумма налога. Показатель налогового бремени является серьезным измерителем качества налого- вой системы страны. На макроэкономическом уровне налоговая нагрузка, налоговое бре- мя (налоговый гнет) — это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жиз- ни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокуп- ному национальному продукту (или доля налогов в ВВП). Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяет- ся посредством бюджетных механизмов. Но в развитых странах при исчислении налоговой нагрузки учитываются все налоги и сборы, уплачиваемые предпринимателями, в том числе и страховые взносы в социальные фонды. В России же страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды до 1 января 2001 г. не учитывались при определении налогового бремени. Министерство финансов РФ рекомендует определять налоговую нагрузку на органи- зацию как отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации (в процентах). Кроме официальной методики многие авторы предла- гают свои методики. В частности, Е.А. Кирова предлагает соизмерять фискальные изъятия с вновь созданной стоимостью. Е.С. Вылкова расчет налогового бремени хозяйствующего субъекта определяет с помощью мультипликативной модели. В своей методике А. Каду- шин и Н. Михайлова пытались обеспечить сопоставимость показателя налоговой нагрузки для различных хозяйствующих субъектов. Согласно этой методике налоговая нагрузка в организации определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости. Некоторые зарубежные экономисты определяют налоговое бремя как меру экономи- ческих ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога или налогов. В 108 зарубежных странах этот показатель варьирует от 52 % в Швеции, 30 % в США, Турции и Японии, до 5 % в Непале. В России этот показатель за последние годы варьирует в пределах 33-35%. Тест 1 Что подразумевается под понятием «налоговая нагрузка»? а) это показатель совокупного воздействия налогов на хозяйствующий субъект, оп- ределяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов; б) это показатель совокупного воздействия налогов на отдельный хозяйствующий субъект или иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая госу- дарству в форме налогов; в) это показатель совокупного воздействия налогов на отдельный хозяйствующий субъект или иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая госу- дарству в форме налогов и платежей; г) это показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, отдельный хозяйствующий субъект или иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей. 2 На уровне государства в качестве показателя налоговой нагрузки используют: а) отношение суммы уплачиваемых в стране налогов к валовому внутреннему про- дукту; б) отношение суммы уплачиваемых в стране налогов к валовому чистому продукту; в) отношение суммы начисленных в стране налогов к совокупному национальному продукту; г) отношение суммы начисленных в стране налогов к добавленной стоимости. 3 Как рассчитывается налоговая нагрузка на организацию согласно методике Мин- фина РФ? а) как отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке от продаж про- дукции; б) как отношение всех уплаченных организацией налогов к чистой прибыли органи- зации; в) как отношение налоговых платежей и вновь созданной стоимости; г) как отношение налоговых платежей и суммы источников средств для их уплаты. 4 С какой целью определяют налоговое бремя на макроуровне? 109 а) с целью снижения ставок отдельных видов налогов и сборов; б) для снижения уровня налогообложения отдельных хозяйствующих субъектов; в) для разработки государством обоснованной налоговой, инвестиционной и соци- альной политики; г) для пополнения федерального бюджета. 5 По какой формуле рассчитывается показатель уровня налогового бремени на насе- ление? а) отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны; б) отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому дохо- ду населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ; в) отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднегодовой заработ- ной плате населения; г) отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднегодовой заработ- ной плате населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ. Рекомендации к решению задач к разделу 6. При планировании налоговых поступлений на макро- и мезоуровне в большинст- ве случаев применяется следующая обобщенная методика: Планируемые (налоговая Индекс ВВП Коэффици- задолжен- налоговые по- = база – льго- х х ент соби- + ность про- ступления ты) раемости шлых лет Прогнозирование на основе макроэкономических показателей производится сле- дующим образом: Планируемые Налоговые Индекс ВВП Индекс из- задолжен- налоговые по- поступления (инфляция) менения ность ступления = предыдущего х х ставки + прошлых периода налога лет 110 Страницы ← предыдущая следующая → 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Оставьте комментарий