Содержание
В ближайшем будущем Государственная дума Российской Федерации должна будет рассмотреть новый законопроект, касающийся ужесточения штрафных санкций за эксплуатацию объектов капитального строительства без соответствующего разрешения на ввод таких объектов.
Будет обсуждаться вопрос об увеличении штрафов: от двух до пяти тысяч рублей ― для физических лиц, от двадцати до пятидесяти тысяч рублей ― для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, и от пятисот тысяч до миллиона рублей ― для юридических лиц.
В градостроительном законодательстве под разрешением на ввод объекта в эксплуатацию понимается документ, подтверждающий, во-первых, выполнение строительства или реконструкции объекта капитального строительства в полном объёме согласно разрешению на строительство и проектной документации, а во-вторых, соответствие построенного или реконструированного объекта капитального строительства требованиям и ограничениям, содержащимся в градостроительном, земельном и ином законодательстве Российской Федерации.
Кстати, с перечнем представляемых застройщиком (заказчиком) документов и материалов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в частности, в городе Москве можно ознакомиться в открытом доступе на сайте Комитета государственного строительного надзора города Москвы.
Согласно данному перечню, к таким документам относятся: правоустанавливающие документы на земельный участок; акт приёмки объекта капитального строительства; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, проектной документации и техническим условиям; схема расположения построенного, реконструированного объекта капитального строительства и расположения сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка с планировочной организацией земельного участка; заключение органа государственного строительного надзора; документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; технический план; градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство.
К причинам отказа в получении разрешения на строительство следует отнести несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана, условиям разрешения на строительство или проектной документации.
Отметим, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не потребуется для объектов некапитального строительства, для которых нет необходимости получать разрешение на строительство.
После получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию у застройщика появляется право выполнять кадастровую регистрацию объекта и регистрировать право собственности на объект недвижимости.
Коснёмся судебной практики по рассматриваемому вопросу.
Арбитражный суд рассмотрел дело по заявлению прокуратуры о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее ― КоАП РФ), в связи с эксплуатацией реконструированного объекта капитального строительства без соответствующего разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Материалы дела указывают на проведённую прокуратурой проверку соблюдения индивидуальным предпринимателем требований градостроительного законодательства при эксплуатации объекта капитального строительства, которая показала, что городской администрацией было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, на основании чего затем было получено свидетельство о праве собственности на объект.
Проверка подтвердила, что эксплуатация указанного объекта осуществляется индивидуальным предпринимателем без установленного нормами законодательства разрешения на ввод в эксплуатацию.
В соответствии с градостроительным законодательством разрешение на ввод объекта в эксплуатацию застройщик должен получить в государственном органе, выдавшем ранее разрешение на строительство, при этом при обращении прилагается заключение органа строительного надзора о том, что объект капитального строительства соответствует требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации.
Суд установил, что эксплуатация индивидуальным предпринимателем объекта капитального строительства без оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подтвердилась полученными сведениями из департамента градостроительства и земельных отношений, а также актом осмотра земельного участка и объекта и актом прокурорской проверки.
Как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности.
Потому при осуществлении своей деятельности индивидуальный предприниматель обязан был соблюдать нормы действующего законодательства в области градостроительства. Кроме того, со стороны индивидуального предпринимателя не было представлено каких-либо объективных и обоснованных доводов в свою защиту, которые могли бы подтвердить причины несоблюдения требований действующего градостроительного законодательства.
Рассмотрим другой пример из арбитражной судебной практики.
Решением арбитражного суда Московской области было отказано в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью А (далее ― заявитель) о признании недействительным разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного обществу с ограниченной ответственностью Б (далее ― ответчик) сельской администрацией (далее ― заинтересованное лицо).
Считая решение суда первой инстанции необъективным, заявитель обратился с жалобой в вышестоящий арбитражный апелляционный суд, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
Материалы дела указывают на то, что между спорящими сторонами был заключён предварительный договор аренды помещений, предусматривающий обязательство о заключении впоследствии уже долгосрочного договора аренды, а сам объект был передан по акту приёма-передачи.
Согласно условиям договора и дополнительного соглашения к нему, арендодатель предоставляет арендатору право на проведение подготовительных работ на объекте аренды до момента подписания акта приёма-передачи на срок до нескольких месяцев после предоставления доступа в помещения. Под подготовительными работами понимались отделочные и иные работы, направленные арендатором на подготовку объекта аренды к эксплуатации.
При этом силами заявителя в целях подготовки объекта аренды к эксплуатации строился каркасный дом для охраны (далее ― здание КПП) при въезде на прилегающую территорию объекта, однако право собственности на данное здание КПП регистрируется за ответчиком, основанием чего служит наличие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданное заинтересованным лицом.
На первый взгляд кажется вполне логичным мнение заявителя о признании незаконным указанного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, однако арбитражный апелляционный суд посчитал по-другому и поддержал решение суда первой инстанции по следующим правовым основаниям.
Доводом заявителя для оспаривания указанного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию служил факт того, что заявителем было возведено здание КПП и принадлежит оно именно ему.
Однако, вместе с тем, именно за ответчиком было зарегистрировано право собственности на основании полученного им разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было выдано ответчику в соответствии с судебным решением, которое ранее признало незаконным отказ сельской администрации в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и обязало впоследствии выдать такое разрешение ответчику.
Поскольку разрешение на ввод в эксплуатацию стало основанием для возникновения у ответчика права собственности на объект, то есть по факту гражданских прав на здание КПП, апелляционная инстанция считает, что удовлетворение заявленных требований незаконно в порядке АПК РФ, так как этот спор должен разрешиться в порядке искового производства.
При этом арбитражный апелляционный суд ссылается на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», указывая, что спор о праве на недвижимое имущество не должен разрешаться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Кроме того, как выяснилось в рамках данного дела, заявителем был пропущен трёхмесячный срок для обжалования ранее вынесенного судебного акта, при этом у заявителя была возможность узнать сведения об оспариваемом разрешении на ввод объекта в эксплуатацию с момента, когда он узнал о государственной регистрации права собственности ответчиком.
Арбитражным судом города Москвы уже ранее рассматривалось дело между спорящими сторонами, в рамках производства которого со стороны ответчика в суд было представлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Одним из таких документов была выписка из ЕГРП о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества ― а именно информация о здании КПП и оспариваемом разрешении на ввод объекта в эксплуатацию как основание для регистрации права собственности.
В свою очередь, в рамках этого же процесса со стороны истца было подано два ходатайства об ознакомлении с материалами дела. Потому обоснованных доказательств того, что у заявителя отсутствовала возможность ознакомления и получения копий судебного акта, им не было представлено.
Таким образом, на основании вышеизложенного решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ― без удовлетворения.
Время от времени суды при принятии своих решений могут и ошибаться, но в конечном итоге законодательство остаётся соблюденным, как свидетельствует следующая судебная практика.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отказался признать незаконными действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства (далее ― департамент) о наложении на юридическое лицо административного штрафа за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, так как после завершения строительства объекта юридическое лицо обязано было обратиться в соответствующий орган исполнительной власти с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, с приложением необходимого пакета документов.
Изначально решением арбитражного суда было удовлетворено исковое требование юридического лица о признании незаконным и отмене постановления департамента о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Постановлениями арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций суда решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
Однако суд надзорной инстанции отменил все указанные судебные акты по следующим основаниям.
Административным законодательством предусмотрена соответствующая ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, когда такое разрешение не требуется.
Градостроительным законодательством также предусматривается наличие разрешения при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства либо их капитального ремонта.
Ввод объекта в эксплуатацию осуществляется только после направления застройщиком соответствующего заявления в государственный орган, выдающий разрешение на строительство с приложением всех необходимых документов (правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство, документы о соответствии объекта капитального строительства проектной документации, заключение органа государственного строительного надзора).
После обязательной проверки документов и осмотра объекта капитального строительства данный государственный орган вправе выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию либо же отказать в выдаче с пояснением причины.
После получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется постановка построенного объекта на государственный учёт.
Как следует из материалов дела, обществу выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства.
В соответствии с градостроительным законодательством после завершения строительства объекта юридическое лицо должно обратиться в соответствующий государственный орган с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, с приложением необходимых документов.
Игнорирование данной нормы закона и дальнейшая эксплуатация объекта без разрешения на ввод его в эксплуатацию будут считаться административным правонарушением.
Доводы предыдущих трёх судебных инстанций касательно того, что юридическое лицо якобы утратило статус застройщика по причине продажи части помещений и не считается виновным, являются необоснованными.
Договор земельного участка и разрешение на строительство подтверждают статус юридического лица как застройщика, и именно на него возлагается обязанность по вводу объекта в эксплуатацию и получению соответствующего разрешения. А что касается продажи части помещений другим лицам, то это также не освобождает застройщика от соблюдения законных обязательств.
Таким образом, лишь надзорной судебной инстанцией, на основании градостроительного законодательства, было признано законным привлечение юридического лица к административной ответственности.
Кстати, названное выше постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации относительно толкования правовых норм является общеобязательным для применения арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел.
Также стоит добавить, что, кроме предусмотренных штрафных санкций за эксплуатацию здания без соответствующего разрешения на ввод его в эксплуатацию, законодательство содержит и иные, дополнительные рычаги давления на нерадивых правонарушителей, в том числе в вопросах налогообложения.
Например, Министерство финансов Российской Федерации в своём письме от 02.09.2014 № 03-03-06/1/43913 также указывает, что отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя разрешения на ввод здания в эксплуатацию, может повлиять на расчёт налога на прибыль, НДС и налога на имущество.
Таким образом, исходя из судебной практики, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям целесообразнее будет соблюдать правовые нормы действующего законодательства по вопросам получения разрешений на ввод зданий в эксплуатацию во избежание ответственности, в частности наложения штрафных санкций со стороны государственных органов.
Объект ИЖС – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Садовый дом — это здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
С 04 августа 2018г. Федеральным законом №340-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс и федеральный закон » О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ в части оформления разрешительной документации для строительства объектов ИЖС, садовых домов и документов для государственного кадастрового учета и регистрации права на такие объекты.
С 04 августа 2018г. для строительства объектов ИЖС не требуется получение разрешения на строительство. С указанной даты введен уведомительный порядок начала и окончания строительства объектов ИЖС и садовых домов. Теперь, до начала строительства собственник земельного участка (застройщик) должен обратиться в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, с уведомлением о планируемом строительстве с приложением правоустанавливающего документа на земельный участок.
Уполномоченный орган в течение 7 рабочих дней рассматривает представленные документы и направляет застройщику уведомление о соответствии планируемого объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения такого объекта на земельном участке либо уведомление о несоответствии.
Полученное застройщиком уведомление о соответствии либо не направление уполномоченным органом в предусмотренный срок уведомления о несоответствии, считается согласованием строительства и дает застройщику право осуществлять строительство с указанными параметрами в течение 10 лет. Следует отметить, что указанное право сохраняется при переходе прав на земельный участок
Следующий важный момент. Также с 04.08.2018г. Федеральным законом №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что кадастровый учет и регистрация права собственности на построенный объект ИЖС осуществляются по заявлению уполномоченного органа.
Для этого, застройщик не позднее месяца со дня окончания строительства направляет в уполномоченный орган уведомление об окончании строительства, технический план на построенный объект, соглашение об определении долей на него, заключенное правообладателями земельного участка, находящегося в долевой собственности. Также застройщику необходимо уплатить госпошлину за регистрацию права собственности.
В течение 7 рабочих дней уполномоченный орган рассматривает соответствие построенного объекта соответствующим нормам и при полном соответствии направляет застройщику уведомление о соответствии построенного объекта, а в Росреестр направляет заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав на такой объект с приложением технического плана и уведомления об окончании строительства. Законом предусмотрено следующее. Если уполномоченный орган не направил в Росреестр вышеуказанное заявление, то застройщик вправе подать такое заявление в Росреестр самостоятельно. При этом прилагаемые к заявлению документы запрашиваются Росреестром у уполномоченного органа.
Обращаем внимание на следующие моменты применения уведомительного порядка оформления документов:
— Если разрешение на строительство объекта ИЖС было получено до 04.08.2018г., то застройщик направляет в уполномоченный орган только уведомление об окончании строительства и технический план.
— Если строительство уже начато без разрешительных документов, то правообладатель земельного участка вправе до 01.03.2019г. пройти всю процедуру уведомительного порядка от направления уведомления о планируемом строительстве до уведомления об окончании строительства.
Градостроительным кодексом предусмотрен Уведомительный порядок и для жилых домов, жилых строений, расположенных земельных участках для дачного хозяйства и ведения садоводства. Но при этом, до 1 марта 2019 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции таких объектов, т. е. в прежнем порядке: застройщик оформляет только технический план на основании декларации и правоустанавливающего документа на землю.
Нововведения в законодательстве полностью меняют оформление документов для ИЖС — индивидуальной жилой застройки и строительстве на садовой (дачной) земле.
С 2019 года вступает в силу закон №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд». Согласно закона, все дачные земли станут садовыми с возможностью строительства дома, а на огородной земле строить нельзя. Хочу отметить, что с 2019 года можете формировать отдельно стоящий садовый земельный участок со строительством дома. А для создания СНТ — садовое некоммерческое товарищество, минимум три человека.
При выходе на земли сельхозназначения в некоторых случаях, согласно градостроительным документам, имеется возможность выделить кусочек земли под садовые земли и построить жилой дом на законном основании. Разрешение на строительство не требуется, зато теперь необходимо уведомлять в письменном виде администрацию о начале строительства дома и о завершении строительства.
Что делать?
Прежде, чем подавать уведомление, возьмите два важных документа.
- У архитектора района заказать градостроительный план земельного участка. Услуга бесплатная, сроки исполнения 30 дней.
- У архитектора района заказать выписку из ПЗЗ по градостроительным регламентам по вашему участку. Услуга бесплатная, сроки исполнения 30 дней.
Разъясню, зачем у архитектора брать эти «бумажки».
Всё просто. Сведения от архитектора по вашему участку помогут грамотно заполнить уведомление о начале строительства, и оно пройдет все проверки. Все отступы в процессе строительства будут соблюдены грамотно.
Пошагово
Берете полученные у архитектора документы и идете в администрацию или через МФЦ подаете уведомление о начале строительства на своем участке. Это бланк, в котором все строчки и графы важно правильно заполнить. Не забудьте взять с собой все документы на земельный участок и паспорт или удостоверение личности.
Семь дней отводится на проверку документов, и если всё в порядке, то получаете уведомление о начале строительства.
Если по определенным причинам строить на данном участке нельзя, уведомление будет считаться не направленным и получите разъяснения и рекомендации по устранению каких-то недостатков.
Какие могут быть причины отказа?
- Земельный участок принадлежит не вам, а кому-то другому, а вы решили на нем строить. Сделано для того, чтобы на вашей земле никто чужой не построил дом и не оформил строение в собственность.
- Нет сведений в Росреестре об уточнении границ земельного участка. На кадастровой карте не отображается участок, следовательно, определить, соответствует ли строительство градостроительным регламентам, невозможно
- Земельный участок по градостроительным документам не относится к ИЖС или садовым землям.
- Реконструкция имеющегося строения невозможна из-за несоблюдений СНИПов — строительные нормы и правила.
Это основные причины отказа, на самом деле их больше.
На строительство отводится 10 лет.
Разрешение на строительство на землях для ИЖС и садовых (дачных) землях не требуется, но есть СНИПы — строительные нормы и правила, и при строительстве их важно соблюдать.
После завершения строительства подается уведомление о завершении строительства и квитанция об оплате госпошлины за регистрацию права собственности построенного дома.
Снова проверка, приедут смотреть как вы построили, что построили… и если на садовой земле вместо дома вырос терем, то не будет регистрации права собственности, терем признают незаконной постройкой и предложат снести.
Если уведомление о завершении строительства будет подано по истечении 10 лет, оно будет считаться не направленным.
Если все СНИПы соблюдены и условия по ПЗЗ — правила землепользования и застройки в пределах нормы, то ваши документы будут переданы на регистрацию, вы получите право собственности — выписка из ЕГРН с вашими данными и печатью Росреестра.
Такая схема разработана, чтобы всё упорядочить и избежать ваших ошибок при строительстве, чтобы не было нарушений ПЗЗ и СНИПов. Основную часть работы проводит администрация, а вам только уведомить администрацию о начале строительства и о завершении строительства дома.
Мы с вами разобрали новую схему оформления права собственности на дом. Если не поняли, как правильно сделать, берите документы и идите в администрацию, и говорите, что вам нужно их уведомить о начале строительства. Вам дадут бланк, который заполните.
Что делать, если уже идет строительство дома.
Важный момент!
- Если вы подали заявление на получение разрешения на строительство объекта ИЖС до 4 августа 2018 года, то не требуется направление уведомления о начале строительства.
- Цитирую статью закона.
Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статья 16, пункт 5.
Правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (до 4 августа 2018 г) начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 — 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
В данной статье постаралась разложить по полочкам и дать обоснование нововведениям в законодательстве как с августа 2018 г. строить дом для ИЖС и на садовых (дачных) участках.
Незаконные постройки подлежат сносу за ваш счет, и важно не допустить такой оплошности на своей земле. Надеюсь, статья вам поможет в организации строительства и оформлении права собственности на дом. Если не будет уведомления о начале строительства и уведомления о завершении строительства, не будет получено право собственности на дом, который построите.
Получение разрешительной документации на строительство
Первый этап перед проведением любых строительных или реконструкционных работ — подготовка разрешительной документации. Оформление разрешения – достаточно трудоемкий процесс, так как он требует подготовки целого пакета документов, а также взаимодействия с государственными органами. Чтобы получить разрешение на строительство, необходимо подготовить набор исходно-разрешительной документации. ХЕЛИКС предлагает комплексное сопровождение строительных объектов: мы поможем подготовить все необходимые бумаги и оформить разрешение в кратчайшие сроки.
Оформление исходно-разрешительной документации
Получение исходно-разрешительной документации (ИРД) осуществляется еще до начала проектировочных работ, до оформления документов невозможно начинать никакое строительство или реконструкцию. Отсутствие комплекта ИРД является основанием для сноса любого объекта.
Оформлением ИРД занимается либо сам владелец участка и будущего объекта, либо уполномоченное юридическое лицо. Услуги специалистов позволяют заказчику значительно сэкономить время, кроме того, в дальнейшем с получением разрешения не возникнет никаких проблем. Для оформления разрешения, комплект ИРД подается в государственные органы, занимающиеся вопросами градостроительства.
Основная документация, необходимая для получения разрешения на строительство:
- Документы, подтверждающие право собственности на территорию застройки. Это свидетельство о госрегистрации объекта, договор купли-продажи и т. д.
- Градостроительный план участка, отведенного под строительство.
- Технические условия на подключение к коммуникациям: к системе отопления, электроснабжения, водопровода, канализации, а также наличие подъездных путей.
- План земельного участка, составленный на основе топографической съемки.
- Заключения специалистов, полученные после инженерно-геологических, гидрогеологических, экологических и иных изысканий.
Если в качестве застройщика выступает местная администрация, то в комплект ИРД дополнительно входит поручение главы администрации на возведение данного объекта. Если в качестве заказчика строительства выступает юридическое или частное лицо, то необходимо подавать заявление в местные госорганы. Подготовка комплекта ИРД необходима для начала проектировочных работ, только после получения положительного ответа можно приступать к проектировке.
Разрешение на строительство – это документ, подтверждающий, что собственник земельного участка или пользователь получил право осуществить застройку или произвести реконструкцию объекта в соответствии с исходной документацией. В Градостроительном кодексе указана форма заявления для получения разрешительной документации на строительство, а также прописаны все основания, по которым собственник или арендатор может получить отказ в проведении работ.
Отказ в выдаче разрешения собственник может получить, если комплект проектной документации не соответствует строительным нормам и правилам, в этом случае проект здания будет направлен на доработку для устранения ошибок, после чего процедуру подачи заявления придется повторить. Разрешение на строительство – документ с ограниченным сроком действия, обычно он выдается на 3 года. Однако этот срок можно продлить, для этого заказчик строительства подает заявление в градостроительные органы. Разрешение необходимо получать на любой объект капитального строительства, оно не требуется только для временных построек.
Необходимая документация для получения разрешения на строительство:
- Заявление застройщика установленного образца, оно подается в местный градостроительный отдел.
- Документы, подтверждающие право на земельный участок. Это свидетельство о собственности, договор аренды или распорядительный акт, также потребуется кадастровый план.
- Полный комплект проектной документации. В проект входит пояснительная записка, схема планировки участка, архитектурные решения, инженерные решения, сроки строительства, генеральный план.
- Положительное заключение государственной экспертизы. Проект должен пройти экспертную оценку, которая подтвердит, что в нем нет никаких ошибок и нарушений строительных норм. Также к заявлению может быть приложено заявление экспертизы, проведенной в негосударственной аккредитованной организации.
Процедура получения разрешительной документации занимает достаточно много времени: каждый документ будет проверяться компетентными органами, и при наличии любых сомнений застройщик может получить отказ. Чтобы избежать напрасной траты времени и быстрее приступить к строительству, доверьте оформление всей необходимой документации профессионалам.
Преимущества сотрудничества с компанией ХЕЛИКС
Мы занимаемся получением разрешительной документации и подготовкой к строительству и реконструкции любых сооружений не первый год: все подготовительные и проектные работы проводятся настоящими профессионалами, давно работающими в своей сфере. Это исключает возможность ошибки в проектной документации, и она проблем пройдет экспертизу с выдачей положительного заключения.
Нашим клиентам предлагаются выгодные условия сотрудничества: мы берем на себя все работы по взаимодействию с государственными органами для оформления разрешений. Вы сможете приступить к строительству в запланированные сроки, и в дальнейшем не возникнет никаких проблем с проверкой контролирующими органами.
Своевременная подготовка полного пакета документов избавляет собственника или арендатора участка под строительство от многих проблем. Воспользуйтесь услугами профессионалов компании ХЕЛИКС, чтобы избавиться от лишних трат и решить все проблемы с оформлением разрешительной документации для объекта любого назначения.
Кадастровая палата по Тульской области сообщает что, вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты, упрощающие строительство индивидуальных жилых домов, а также строительство на садовых участках и государственную регистрацию прав на них.
В соответствии с изменениями с 1 января 2019 года получать разрешение на строительство индивидуального жилого дома площадью до 500 кв.м. больше не нужно.
Будущий дом должен быть не более трех этажей, не выше 20 метров и не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Данные параметры относятся только к жилому дому и к садовому дому.
Владельцу земельного участка, который решил строить дом, достаточно будет уведомить местную администрацию о своем намерении начать строительство жилого или садового дома. Форма уведомления пока не утверждена. К уведомлению необходимо будет приложить правоустанавливающий документ на земельный участок.
После получения уведомления администрация в течение 7 дней должна будет проверить параметры будущего строительства, если запланированный дом будет соответствовать установленным требованиям, то начало строительства согласуют.
Согласование строительства дает право осуществлять строительство в течение 10 лет со дня направления в администрацию уведомления. По окончании строительства в администрацию необходимо будет снова отправить уведомление о завершении строительства с документами: техническим планом объекта и сведением об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права.
Без уведомлений можно возводить баню, беседку или сарай.
Подать уведомление в администрацию можно в электронном виде через официальный портал государственных услуг и в бумажном виде через МФЦ или заказным письмом.