Изменение договора 223 ФЗ

Изменение договора по 223-ФЗ по соглашению сторон — случаи и порядок

Изменение условий договора, заключенного в рамках 223-ФЗ по соглашению сторон допускается статьей 450 Гражданского Кодекса РФ. При этом сторонам необходимо учесть некоторые особенности этой процедуры.

Какие условия можно изменять

По взаимному соглашению сторон в заключенный по 223-ФЗ договор могут вноситься коррективы. При этом все изменения не должны противоречить положению о закупках. В законе напрямую не предусмотрены правила внесения корректировок, но и запрета на такую процедуру также нет. Опираясь на нормы гражданского права, можно сделать вывод о том, что изменению подлежат следующие условия договора:

  1. Объем товаров или услуг.
  2. Цена контракта.
  3. Срок исполнения сторонами своих обязательств.
  4. Порядок поставки продукции или предоставления услуг.
  5. Поставщик. Такое возможно в том случае, если компания претерпела реорганизацию, слияние или присоединение. Эта норма подтверждается письмом Министерства экономики и развития ОГ-Д28-15146 от 1 декабря 2015 года.
  6. Коррективы в договор вносятся и в случае изменения реквизитов одной из сторон.

Для того чтобы изменения имели юридическую силу стороны должны прийти к единому мнению и составить дополнительное соглашение к договору. В противном случае корректировка отдельных условий возможна только в судебном порядке. Суд встает на сторону инициатора внесения изменений, если одна из сторон существенно нарушает условия контракта или обстоятельства значимо изменились, что привело к невозможности исполнения договора на прежних условиях.

Положение о закупках может включать в себя запрет на изменение условий контракта. В этом случае внесение каких-либо правок признается незаконным и не имеет юридической силы.

Отражение в ЕИС

Согласно части 5 статьи 4 223-ФЗ заказчик обязан отразить в ЕИС внесение в договор изменений, касающихся цены поставляемых товаров или услуг, их объема, а также срока исполнения обязательств. Исключением из этого правила становятся контракты, которые содержат в себе сведения со статусом «государственная тайна».

Вся необходимая информация должна появиться в открытом доступе в срок не более 10 суток с момента вступления в законную силу дополнительного соглашения. Если это правило не будет соблюдено, то на заказчика может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 тысяч рублей. Ответственность за это нарушение возлагается и на контрактного управляющего. Для него размер штрафа варьируется от 5 до 10 тысяч рублей.

Для того чтобы разместить сведения об изменении условий контракта, заказчику необходимо:

  • При помощи функционала ЕИС сформировать информацию о внесении в контракт корректировок.
  • Разместить скан-копию дополнительного соглашения. Допускается оформление соглашения в электронном виде.
  • Подписать сформированную карточку и все прикрепленные к ней документы при помощи своей квалифицированной ЭП.

Специалисты не рекомендуют заказчикам вносить в договор изменения о продлении сроков его исполнения, если процедура проведения закупки была конкурентной. Пролонгация контракта в таком случае может быть расценена проверяющими органами, как ограничение конкуренции, за что заказчик будет привлечен к ответственности.

Как внести изменения в договор

Порядок внесения корректировок в договор не прописан в 223-ФЗ. Поэтому заказчикам необходимо руководствоваться собственным положением о закупках. Если в нем нет сведений о правилах внесения корректировок, то следует действовать по общим принципам.

Инициатор внесения изменений уведомляет о своем желании другую сторону. Для этого он составляет письмо в свободной форме. Оно передается контрагенту при помощи любого доступного средства связи: электронной почты, почтовой связи или факса.

Если вторая сторона согласна с внесением изменений, то она составляет дополнительное соглашение, которое становится неотъемлемой частью контракта. Оно оформляется в той же форме, что и сам договор. В документе прописывается следующая информация:

  1. Наименование документа с присваиваемым ему номером.
  2. Место составления документа.
  3. Дата подписания.
  4. Суть вносимых изменений и причины принятого решения.
  5. Срок вступления правок в законную силу.
  6. Наименования и полные реквизиты контрагентов.

Составленный документ направляется второй стороне на подпись. После того как он завизирован, внесённые изменения в договор приобретают законную силу. При необходимости изменений условий сделки, составление дополнительного соглашения становится единственным способом для сторон избежать ответственности за нарушение взятых на себя обязательств не расторгая сделку.

Нельзя менять предмет договора, заключенного по 223-ФЗ

Заказчикам нельзя менять предмет договора, заключенного по 223-ФЗ

Из разъяснений Минэкономразвития следует, что скорректировать можно только объем, цену товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора. Ранее ведомство высказывало аналогичную точку зрения.

В Законе N 223-ФЗ говорится о возможности изменить только объем, цену и сроки. Сведения о таких изменениях заказчик должен разместить в единой информационной системе.

Закон N 223-ФЗ не позволяет, но и не запрещает корректировать иные условия. Несмотря на это, изменение предмета договора может привести к нарушению принципов данного Закона и закупке в обход его положений. В таком случае суд, вероятно, признает сделку по изменению предмета договора недействительной.

Рекомендуем заказчикам придерживаться позиции Минэкономразвития и не изменять предмет договора. Если это необходимо, лучше провести отдельную закупку.

Письмо Минэкономразвития России от 25.07.2016 N ОГ-Д28-8965

В заявку по 223-ФЗ участнику нельзя включить распечатку электронной выписки из ЕГРЮЛ

Вывод можно сделать из письма Минэкономразвития. Он применяется, если в положении о закупке и документации заказчик указал, что участники обязаны включить выписку из ЕГРЮЛ в состав заявки.

Если участник все-таки включил распечатку электронной выписки из ЕГРЮЛ в заявку, заказчик вправе ее отклонить. Это возможно, когда в положении о закупке и документации есть основание, позволяющее отклонить заявку в такой ситуации.

Заказчик может и не предусмотреть в положении о закупке и документации обязанность участников приложить к заявке выписку из ЕГРЮЛ. Ведь он самостоятельно формирует систему закупок и закрепляет ее в положении о закупке. Закон N 223-ФЗ только устанавливает общие принципы закупочной деятельности. В данном случае участник сам решает, прикладывать ли к заявке выписку и в какой форме ее нужно представить. Если документ не приложен, это не должно привести к отклонению заявки.

Чтобы избежать негативных последствий, рекомендуем участнику до подачи заявки внимательно изучить требования документации и положения о закупке.

Письмо Минэкономразвития России от 09.09.2016 N Д28и-2310

Аукцион по 44-ФЗ: если госзаказчик не разместил допсоглашение в ЕИС, оно не заключено

Минэкономразвития указывает, что допсоглашение к контракту, как и сам контракт, считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе. Министерство обосновало вывод положениями ГК РФ.

Соглашение об изменении договора по общим правилам ГК РФ совершается в той же форме, что и договор. Министерство провело аналогию с контрактом и отметило: допсоглашение считается заключенным, как только госзаказчик разместил его в ЕИС.

Чтобы разместить допсоглашение в ЕИС, сведения о нем заказчик должен направить в реестр контрактов в течение трех рабочих дней. Если развивать вывод ведомства, получается, что момент заключения допсоглашения — это момент включения его в реестр контрактов.

Ведомство подчеркивает: контракт или допсоглашение не станут недействительными, если информация о них не будет отражена в реестре. Из письма не до конца ясно, как это сочетается с выводом о необходимости включить допсоглашение в реестр контрактов. Выходит, допсоглашение, которое не разместили в ЕИС, с одной стороны, является незаключенным, а с другой — действительным, т.е. имеющим юридическую силу.

Чтобы избежать проблем, рекомендуем отражать в реестре контрактов информацию о допсоглашении. Это не только поможет придать ему юридическую силу, но и убережет от административной ответственности. Ведь если не направить в реестр сведения и документы, то должностному лицу грозит штраф 20 тыс. руб.

Письмо Минэкономразвития России от 22.07.2016 N ОГ-Д28-9402

Госзаказчик должен расторгнуть контракт из-за смены названия улицы, где оказываются услуги

Если изменилось название улицы, которая определяет место оказания услуг, нужно выяснить, существенно ли это изменение для контракта. Если да, то госзаказчик должен расторгнуть его по соглашению сторон и провести новую закупку. Так считает Минэкономразвития.

Закон N 44-ФЗ позволяет изменять существенные условия контракта только в исключительных случаях. Они перечислены в указанном Законе и в основном связаны с изменением цены. Смены названия улицы в этом списке нет. Следовательно, госзаказчик должен сам оценить, изменяются ли существенные условия контракта. Если это так, придется расторгнуть контракт по соглашению сторон и провести новую закупку.

Министерство не поясняет, почему может поменяться название улицы: переименовывают ли ее по решению властей, или изменяется место оказания услуг. В обоих случаях вывод Минэкономразвития применим. Он поможет госзаказчикам сориентироваться, потому что Закон N 44-ФЗ эти ситуации не урегулировал.

Письмо Минэкономразвития России от 05.08.2016 N ОГ-Д28-9345

Госзаказчик должен указать в контракте, из бюджета какого уровня финансируется закупка

Эти сведения, по мнению Минэкономразвития, нужно включить также в извещение, закупочную документацию и проект контракта. Из прежних разъяснений ведомства ясно, что источник финансирования — существенное условие контракта. Без такого условия его могут признать незаключенным.

Позиция ведомства обоснована тем, что по Закону N 44-ФЗ источник финансирования должен быть указан в извещении. В закупочной документации, в свою очередь, надо отразить сведения из извещения. Контракт заключается на условиях, предусмотренных в извещении и документации. Значит, во всех трех документах должна быть информация об источнике финансирования. Если это средства из бюджета, необходимо уточнить его уровень — федеральный, региональный или местный.

Как следует из ГК РФ, договор считается незаключенным, если не согласованы существенные условия. Например, суд может признать незаключенным контракт, в котором не указан источник финансирования. В таком случае заказчик и поставщик должны вернуть неосновательно полученное имущество или возместить его стоимость. Кроме того, должностное лицо заказчика могут оштрафовать на 3 тыс. руб. за то, что документация утверждена с нарушением Закона N 44-ФЗ.

Письмо Минэкономразвития России от 29.07.2016 N ОГ-Д28-9219

Договор по 223-ФЗ стороны могут подписать факсимиле, если об этом есть соглашение

Вывод Минэкономразвития распространяется и на контракты по Закону N 44-ФЗ.

Позиция основана на ГК РФ. Кодекс позволяет при совершении сделок использовать аналог собственноручной подписи, если это предусмотрено правовыми актами или соглашением сторон. Поскольку в Законе N 223-ФЗ нет правил использования факсимиле, стороны договора могут установить их в отдельном соглашении.

Отметим, что составление соглашения не единственный вариант. Можно закрепить в договоре порядок использования факсимиле в отношении документов, связанных с этим договором.

В письме ведомства не говорится, какие условия нужно согласовать, чтобы подписывать контракты и договоры факсимиле. Можно порекомендовать привести в соглашении образец факсимильной подписи, а также указать, какие документы допустимо ею подписывать. Кроме того, надо отразить должность и Ф.И.О. сотрудника, чью подпись заменяет факсимиле.

Письмо Минэкономразвития России от 02.09.2016 N Д28и-2252

Проект Постановления Правительства РФ

Участнику госзакупки не придется искать сведения о ее статусе: они будут в плане-графике

Правительство подготовило проект, по которому в плане-графике в единой информационной системе должен автоматически отражаться статус закупки «размещено извещение» или «контракт заключен». Не для всех закупок предусмотрен статус. Так, его не будет у закупок малого объема у единственного поставщика.

Проект касается требований к форме плана-графика закупок для обеспечения федеральных нужд.

Сейчас в плане-графике статус закупок не отражается. По общему правилу поставщик, подрядчик или исполнитель может узнать его из реестра закупок, размещенного в единой информационной системе. В отношении электронного аукциона эти сведения можно найти также на электронной площадке. Если изменения вступят в силу, данные о статусе закупки будут отражаться и в плане-графике.

Даже если проект не примут, план-график закупок для обеспечения федеральных нужд на 2017 год будет содержать больше информации, чем прежний. Например, в нем заказчики укажут дополнительные требования к участникам, размер обеспечения заявки и сведения о том, ограничен ли допуск к закупке иностранных товаров.

Проект Постановления Правительства РФ

КонсультантПлюс:Юридическая пресса:

Вопрос: Вправе ли заказчик при проведении запроса котировок установить требования о предоставлении не только документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, но и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки? («Вестник Института госзакупок», 2016, N 9)

Вопрос: Имеет ли право заказчик отказать в допуске к участию в электронном аукционе в связи с тем, что участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе не предоставил информацию о месте происхождения товара? («Вестник Института госзакупок», 2016, N 9)

Вопрос: Вправе ли заказчики двух разных субъектов Российской Федерации при осуществлении закупок одних и тех же товаров проводить совместные конкурсы или аукционы? Можно ли проводить совместные конкурсы без выделения лотов? («Вестник Института госзакупок», 2016, N 9)

Вопрос: Предусмотрен ли переходный период для перевода закупочной деятельности унитарных предприятий с работы по Закону N 223-ФЗ на работу по Закону N 44-ФЗ? («Вестник Института госзакупок», 2016, N 9)

Вопрос: Обязан ли заказчик проверять наличие участника закупки, которая проводилась заказчиком для СМП, СОНО, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенном на сайте Федеральной налоговой службы, ведение которого осуществляется с 1 августа текущего года? («Вестник Института госзакупок», 2016, N 9)

Вопрос: Вправе ли заказчик при осуществлении закупки работ по текущему ремонту линий освещения, установленных на автомобильной дороге, обосновать начальную (максимальную) цену контракта посредством применения проектно-сметного метода в соответствии с ч. 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ? («Вестник Института госзакупок», 2016, N 9)

Вопрос: Вправе ли заказчик при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта на выполнение строительных работ, при выполнении которых используются оборудование и материалы, цену оборудования и материалов обосновать с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), а на строительные работы — с применением проектно-сметного метода? («Вестник Института госзакупок», 2016, N 9)

Вопрос: Обязан ли заказчик заключить контракт на услуги водо- и теплоснабжения с единственным исполнителем, определенным распоряжением Правительства РФ, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ либо вправе заключить контракт с любым другим исполнителем в соответствии с п. 8 ч. 1 указанной статьи? Тарифы исполнителя, определенного распоряжением Правительства РФ, превышают в несколько раз тарифы, установленные другими исполнителями. («Вестник Института госзакупок», 2016, N 9)

Вопрос: Вправе ли заказчик установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в случае осуществления закупки на поставку продуктов питания для медицинского учреждения с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 500 тыс. рублей путем проведения электронного аукциона? («Вестник Института госзакупок», 2016, N 9)

Статья: Процедура закупки имущества в лизинг отдельными видами юридических лиц (Тепкина А.В.) («Гражданское право», 2016, N 5)

Статья: Новеллы законодательства об ответственности публичных участников контрактной системы (Кабанова И.Е.) («Гражданское право», 2016, N 5)

Статья: Понятие государственного (муниципального) контракта по действующему законодательству (Ананьев А.Г.) («Гражданское право», 2016, N 5)

Статья: Государственный контракт как эффективный способ обеспечения государственных нужд (Андреева Л.В.)(«Гражданское право», 2016, N 5)

Статья: Унитарный случай. ГУП и МУП могут заставить закупать товары и услуги по общим правилам (Татонова И.) («Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги», 2016, N 7)

Статья: Цена и качество. Как происходит планирование закупок инновационной и высокотехнологичной продукции? («Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги», 2016, N 7)

Статья: Проблематика процедуры обжалования действий заказчика при проведении государственных закупок с учетом требований Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Игнатович К.И.) («Конкурентное право», 2016, N 3)

Статья: К вопросу об ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) контракта на поставку для государственных и муниципальных нужд (Титова Г.Г.) («Конкурентное право», 2016, N 3)

Статья: Тонкая настройка. Обзор разъяснений исполнительных органов о закупочной деятельности (Кричевский О.) («Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги», 2016, N 6)

Статья: Центр притяжения. Какую роль в закупках играют электронные площадки? (Юдина М.) («Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги», 2016, N 6)

Статья: Список для неизбранных. В этом году исполнилось 10 лет с момента создания реестра недобросовестных поставщиков (Лагутин В.) («Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги», 2016, N 6)

«Анализ практики проведения внеплановых проверок действий заказчиков при осуществлении закупок на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (апрель 2016 года)» (Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)

Статья: Какие есть основания. Обзор изменений законодательства и разъяснений исполнительных органов о закупочной деятельности (Кричевский О.) («Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги», 2016, N 5)

Статья: Все идет по плану. Практику применения Федерального закона N 223-ФЗ обсуждали на Всероссийской конференции «Корпоративные закупки — 2016» (Юдина М.) («Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги», 2016, N 5)

Статья: Нечестные закупки. Счетная палата выявила ряд нарушений при заключении госконтрактов (Лагутин В.) («Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги», 2016, N 5)

КонсультантПлюс:Бухгалтерская пресса и книги:

Статья: «Плюшки» для малого и среднего бизнеса (Суховская М.Г.) («Главная книга», 2016, N 19)

КонсультантПлюс: Вопросы-ответы (Финансист):

Вопрос: Об установлении автономными учреждениями авансовых платежей при закупках за счет средств федерального бюджета. (Письмо Минэкономразвития России от 20.09.2016 N Д28и-2454)

Вопрос: Об осуществлении с 01.01.2017 закупок ГУП — субъектами естественных монополий. (Письмо Минэкономразвития России от 20.09.2016 N Д28и-2445)

Вопрос: Об осуществлении ГУП и МУП закупок товаров (работ, услуг) с 01.01.2017. (Письмо Минэкономразвития России от 19.09.2016 N Д28и-2416)

Вопрос: О применении законодательства о закупках юрлицами, имеющими в уставных капиталах долю участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, и их дочерними хозяйственными обществами. (Письмо Минэкономразвития России от 16.09.2016 N Д28и-2408)

Вопрос: Об определении заказчиком соответствия закупаемого товара установленным требованиям. (Письмо Минэкономразвития России от 09.09.2016 N Д28и-2420)

Вопрос: О закупках ГУП и МУП товаров (работ, услуг) с 01.01.2017. (Письмо Минэкономразвития России от 07.09.2016 N Д28и-2326)

Вопрос: О включении в контракт на выполнение проектных и изыскательских работ условия о собственнике исключительных прав на результаты работ. (Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 N Д28и-2265)

Вопрос: Об осуществлении ГУП и МУП закупок товаров, работ, услуг с 01.01.2017. (Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 N Д28и-2286)

Вопрос: О сроке направления информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов. (Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 N Д28и-2271)

Вопрос: О закупках товаров (работ, услуг) ГУП и МУП с 01.01.2017. (Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 N Д28и-2277)

Вопрос: О заключении и оплате контракта в сфере закупок. (Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 N Д28и-2421)

Вопрос: О применении законодательства о закупках филиалом организации, не зарегистрированным в ЕГРЮЛ, и созданными за рубежом организациями. (Письмо Минэкономразвития России от 02.09.2016 N Д28и-2269)

Вопрос: О закупке товаров, работ, услуг ГУП — субъектами естественных монополий с 01.01.2017. (Письмо Минэкономразвития России от 02.09.2016 N Д28и-2270)

Вопрос: О закупках ГУП и МУП с 01.01.2017. (Письмо Минэкономразвития России от 02.09.2016 N Д28и-2250)

Вопрос: О составлении и размещении в ЕИС отчета об исполнении контракта (его этапа), если контрактом этапы не предусмотрены, но поставка, приемка и оплата товаров (работ, услуг) производятся периодически. (Письмо Минэкономразвития России от 29.08.2016 N Д28и-2263)

Вопрос: Об осуществлении закупок ГУП, не являющимися получателями субсидий. (Письмо Минэкономразвития России от 29.08.2016 N Д28и-2236)

Вопрос: О сравнении начальных максимальных цен договора с учетом НДС в заявках участников закупки. (Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2169)

Вопрос: О выборе способа закупки в случае продажи недвижимого имущества. (Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N ОГ-Д28-10022)

Вопрос: О предоставлении заказчиком материалов и оборудования при закупке строительно-монтажных работ. (Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N ОГ-Д28-9885)

Вопрос: О закупках МУП — субъектами естественных монополий. (Письма Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2188, N Д28и-2187)

Вопрос: О размещении в ЕИС отчета об исполнении контракта (его этапа) и информации о его оплате, если контрактом этапы не предусмотрены, но приемка и оплата товара производятся регулярно. (Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2190)

Вопрос: О включении проектной документации в документацию о закупке строительных работ. (Письмо Минэкономразвития России от 18.08.2016 N Д28и-2123)

Вопрос: Об обжаловании действий (бездействия) заказчика при закупках отдельными видами юрлиц. (Письмо Минэкономразвития России от 18.08.2016 N ОГ-Д28-9835)

Вопрос: О закупках юрлицами, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, ГУП, МУП. (Письмо Минэкономразвития России от 16.08.2016 N ОГ-Д28-9693)

Вопрос: Об осуществлении закупок ГУП и МУП с 01.01.2017. (Письмо Минэкономразвития России от 16.08.2016 N ОГ-Д28-9697)

Вопрос: О размере обеспечения заявки при закупках у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

(Письмо Минэкономразвития России от 16.08.2016 N ОГ-Д28-9703)

Вопрос: Об изменении условий контракта при закупках. (Письмо Минэкономразвития России от 16.08.2016 N ОГ-Д28-9700)

Вопрос: О продлении срока исполнения контракта и списании неустоек (пеней, штрафов) по нему; о расчете неустоек (пеней, штрафов) от этапа исполнения контракта. (Письмо Минэкономразвития России от 15.08.2016 N ОГ-Д28-9707)

Вопрос: О закупках с 01.01.2017 ГУП, МУП и хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования превышает 50%. (Письмо Минэкономразвития России от 10.08.2016 N ОГ-Д28-9984)

Вопрос: Об условиях, включаемых в проект контракта, направляемый победителю конкурса; о внесении редакционных изменений в контракт. (Письмо Минэкономразвития России от 09.08.2016 N ОГ-Д28-9543)

Вопрос: О закупках МУП нотариальных услуг. (Письмо Минэкономразвития России от 08.08.2016 N ОГ-Д28-9425)

Вопрос: О закупке услуг по специальной оценке условий труда; об организации похоронного дела. (Письмо Минэкономразвития России от 08.08.2016 N Д28и-2184)

Вопрос: О размере обеспечения заявки при закупке у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. (Письмо Минэкономразвития России от 05.08.2016 N ОГ-Д28-9721)

Вопрос: Об использовании показателей, требований, условных обозначений и терминологии при описании объекта закупки. (Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2016 N ОГ-Д28-9745)

Вопрос: О возможности заключения государственного (муниципального) контракта со сроком исполнения до даты его заключения. (Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2016 N ОГ-Д28-9288)

Вопрос: Об оплате контракта, в том числе при закупках у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. (Письмо Минэкономразвития России от 02.08.2016 N ОГ-Д28-9430)

Вопрос: О дополнительных требованиях к участникам закупки строительных работ и действиях заказчика при неисполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту. (Письмо Минэкономразвития России от 29.07.2016 N ОГ-Д28-9433)

Вопрос: О закупках сельскими поселениями у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (Письмо Минэкономразвития России от 29.07.2016 N ОГ-Д28-9644)

Вопрос: Об установлении преимуществ организациям инвалидов при закупке у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. (Письмо Минэкономразвития России от 26.07.2016 N ОГ-Д28-8994)

Вопрос: Об установлении заказчиком требования о наличии средств измерений и лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники. (Письмо Минэкономразвития России от 26.07.2016 N ОГ-Д28-8999)

Вопрос: Об осуществлении участниками закупки аудио- и видеозаписи при рассмотрении предложений участников или подведении итогов закупки. (Письмо Минэкономразвития России от 25.07.2016 N ОГ-Д28-8962)

Вопрос: Об информации, размещаемой антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупках отдельными видами юрлиц. (Письмо Минэкономразвития России от 25.07.2016 N ОГ-Д28-8959)

Вопрос: Об изменении заказчиком предмета заключенного договора при закупках отдельными видами юрлиц. (Письмо Минэкономразвития России от 25.07.2016 N ОГ-Д28-8965)

Вопрос: О действиях заказчика при неисполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту; об установлении дополнительных требований при закупке услуг перевозки детей. (Письмо Минэкономразвития России от 22.07.2016 N ОГ-Д28-9404)

Вопрос: Об установлении заказчиком срока для заключения договоров по результатам закупки отдельными видами юрлиц. (Письмо Минэкономразвития России от 20.07.2016 N ОГ-Д28-8807)

Вопрос: О составлении и размещении в ЕИС отчета об исполнении отдельного этапа контракта; о сроке направления сведений об исполнении контракта в реестр контрактов. (Письмо Минэкономразвития России от 18.07.2016 N ОГ-Д28-8995)

Вопрос: Об изменении цены договора при закупках отдельными видами юрлиц. (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 N Д28и-1145)

Вопрос: Об объединении в один лот работ по подготовке проектной документации и строительно-монтажных работ при закупках отдельными видами юрлиц. (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 N Д28и-1142)

Вопрос: О годовом объеме закупки ПАО инновационной и высокотехнологичной продукции. (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 N Д28и-1140)

Вопрос: О мерах, направленных на повышение гласности, прозрачности, эффективности закупок отдельными видами юрлиц. (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 N Д28и-1139)

Вопрос: О содержании заявок на участие в электронных процедурах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). (Письмо Минэкономразвития России от 18.04.2016 N Д28и-1037)

Вопрос: О случаях невключения слов «или эквивалент» в описание объекта закупки при указании товарного знака. (Письмо Минэкономразвития России от 15.04.2016 N Д28и-1191)

Вопрос: Об изменениях в содержании заявок на участие в электронных процедурах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). (Письмо Минэкономразвития России от 06.04.2016 N Д28и-889)

Вопрос: Об указании страны происхождения товара в первой части заявки на участие в электронном аукционе; о разъяснении положений законодательства о закупках. (Письмо Минэкономразвития России от 06.04.2016 N Д28и-899)

Вопрос: О способе закупки работ по модернизации (замене) технических устройств на опасных производственных объектах. (Письмо Минэкономразвития России от 04.04.2016 N Д28и-910)

Вопрос: О сроке размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок и проекта контракта. (Письмо Минэкономразвития России от 04.04.2016 N Д28и-911)

Вопрос: Об изменении существенных условий контрактов, срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 гг. (Письмо Минэкономразвития России от 01.04.2016 N Д28и-874)

Вопрос: Об исчислении срока для расторжения контракта при одностороннем отказе заказчика от его исполнения. (Письмо Минэкономразвития России от 01.04.2016 N Д28и-907)

Вопрос: О формировании НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству объектов, финансируемых с привлечением бюджетных средств. (Письмо Минэкономразвития России от 31.03.2016 N Д28и-929)

Вопрос: Об изменении условий исполнения госконтракта. (Письмо Минэкономразвития России от 31.03.2016 N Д28и-786)

Вопрос: Об информации, объявляемой заказчиком и вносимой в протокол при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытии доступа к заявкам в электронной форме. (Письмо Минэкономразвития России от 29.03.2016 N Д28и-909)

Вопрос: О снижении цены контракта при проведении электронного аукциона; о расторжении контракта. (Письмо Минэкономразвития России от 28.03.2016 N Д28и-898)

Вопрос: О возможности одностороннего расторжения заказчиком контрактов, информация о которых не включается в реестр контрактов. (Письмо Минэкономразвития России от 28.03.2016 N Д28и-886)

Вопрос: Об установлении требования о наличии налоговой декларации в составе заявки на участие в открытом аукционе. (Письмо Минэкономразвития России от 28.03.2016 N Д28и-763)

Цена договора по 223-ФЗ не является строго фиксированной на весь срок его действия в отличие от цены контракта по 44-ФЗ.

Когда можно изменить цену договора

Цена договора может меняться в следующих случаях:

  • если изменился процент займа, взятого для оплаты договора;
  • при наличии соответствующего решения органа исполнительной власти;
  • если изменение допускается Положением о данной закупке;
  • при изменении объема поставляемых товаров, работ или услуг или их качественных характеристиках;
  • когда на прежних условиях договор является невыполнимым.

Невозможность выполнить договор на текущих условиях чаще всего связана с увеличением стоимости ресурсов, необходимых исполнителю (особенно при долгосрочных договорах). Изменение количества или характеристик поставляемого товара также требует корректировки цены, при этом обе стороны должны прийти к единой позиции в стоимости поставок добавочного товара.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Важно учесть, что заказчик принимает предложение исполнителя об увеличении цены договора только при наличии соответствующего обоснования за исключением случаев, когда цена увеличивается по решению властей.

Уменьшение цены по инициативе заказчика допустимо в случаях, когда изменился объем финансирования закупки, или когда рыночная стоимость закупаемых товаров, работ или услуг неожиданно снизилась в несколько раз, что при прежней цене привело бы к перерасходу бюджетных средств и необоснованному обогащению стороны исполнителя за счет бюджетных средств.

Порядок действий

Корректировка цены договора по 223-ФЗ происходит в следующем порядке:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  1. Исполнитель закупки производит расчет необходимых изменений и направляет заказчику уведомление с предложением увеличить цену договора.
  2. Заказчик проверяет приведенные исполнителем аргументы собственными расчетами.
  3. Происходят переговоры между сторонами и установление окончательного варианта новой цены.
  4. Составляется и подписывается дополнительное соглашение об изменении цены.
  5. Соглашение публикуется в ЕИС и вступает в силу.

Предложение увеличить цену должно содержать четкое основание для данного действия и анализ возможных последствий отказа от корректировки цены. Такими последствиями могут быть:

  • риск неисполнения договора;
  • пропуск сроков поставки;
  • снижение качества выполняемых работ;
  • нарушение норм безопасности.

В ходе рассмотрения уведомления заказчик может провести собственный анализ рынка и оценить, насколько оправдано повышение цены на величину, предложенную контрагентом. В отдельных случаях копии письменных обращений при переговорах сторон направляются в отделение ФАС, чтобы избежать давления со стороны контрагента.

В дополнительном соглашении приводятся следующие данные:

  • код закупки и номер основного договора;
  • реквизиты сторон;
  • предмет соглашения;
  • перечень дополнительных изменений;
  • список обоснований;
  • дата и подписи сторон.

Для заказчика и исполнителя реквизиты переписываются из договора, а если часть сведений изменилась с момента его подписания, то указываются измененные данные со ссылкой на причину изменений – например, номер приказа о реорганизации юридического лица.

В качестве предмета указывается изменение раздела «Цена и порядок расчетов» основного договора. В перечень дополнительных изменений вносятся корректировки количества, параметров поставляемого товара, а также изменения объема услуг или выполняемых работ.

При внесении корректировок приводится номер пункта договора, который нужно изменить, и текст этого пункта в новой редакции.

Образец дополнительного соглашения об изменении цены договора можно скачать . Данный документ после подписания становится частью основного договора, при этом перечисленные в соглашении пункты договора теряют юридическую силу и при правоприменении подлежат замене соответствующими измененными пунктами из соглашения.

Если в связи с урезанием финансирования заказчика требуется уменьшение цены договора, то заказчик направляет исполнителю уведомление об изменении с приложением копии решения вышестоящего органа об уменьшении выделяемых на закупку средств. Исполнитель вправе оспорить уменьшение цены, запросив в отделении ФАС проведение дополнительного аудита заказчика и обратившись в арбитражный суд.

Можно ли изменить цену договора, заключенного по закону 223 ФЗ

Да, если это не запрещено положением о закупке и договором.

Закон N 223-ФЗ не запрещает изменять цену договора. Возможность изменения его условий (в том числе цены) в случае, когда это не запрещено законодательством или договором, следует из п. 1 ст. 450 ГК РФ. Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчик обязан разместить информацию о соответствующем изменении в ЕИС.

Минэкономразвития России также отметило, что заказчик вправе вносить изменения в заключенный договор в случаях, установленных ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (Письмо от 24.09.2015 N ОГ-Д28-12981).

Однако в положении о закупке может быть предусмотрен запрет на изменение цены договора или определены основания для такого изменения. Изменение цены в нарушение положения о закупке будет противоречить ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, а значит, может быть признано недействительным по иску контрольного органа или иного заинтересованного лица (например, см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 по делу N А33-22441/2015).

Изменение цены договора может быть признано не соответствующим принципам осуществления закупок, если основной договор содержал условие о ее неизменности на протяжении всего срока его действия, а цена договора многократно увеличена (п. 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018)).

Минфин России указал, что изменение цены договора при его исполнении не должно противоречить положению о закупке и условиям договора. Следовательно, если изменение цены не противоречит этим документам, ее можно изменить по соглашению сторон, в том числе в связи с изменением процентной ставки НДС (Информационное письмо от 29.11.2018 N 24-01-07/86352).

Внимание! Если в результате изменения цена договора, заключенного на сумму до 100 тыс. руб. (для крупных заказчиков — до 500 тыс. руб.), превысит указанное значение, заказчик должен будет разместить сведения о закупке в ЕИС и направить информацию о договоре в реестр договоров. В противном случае антимонопольный орган может наложить на заказчика штраф.

Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством. При этом необходимо, чтобы изменения соответствовали положению о закупке. Положение может содержать запрет или ограничение возможности таких изменений. При несоблюдении требований положения суд может признать изменение условий договора недействительным.

Возможность изменить объем, цену и (или) срок исполнения договора подтверждается ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, согласно которой информация о таких изменениях должна размещаться в ЕИС.

Закон N 223-ФЗ не содержит ни указания на то, что остальные условия договора можно изменить, ни запрета изменять их. Эти условия тоже могут быть изменены в ходе исполнения договора на основании п. 1 ст. 450 ГК РФ.

Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития России, заказчик вправе изменять только объем, цену и сроки исполнения договора (см. Письмо от 24.09.2015 N ОГ-Д28-12981). Если суд поддержит данную позицию, другие изменения могут быть признаны недействительными по иску контролирующего органа или иного заинтересованного лица.

Допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения (см. Письмо Минэкономразвития России от 01.12.2015 N ОГ-Д28-15146).

По общему правилу изменить договор можно по соглашению сторон. Для этого нужно согласовать с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новые условия договора.

Порядок согласования может быть предусмотрен в договоре.

В ситуациях, когда подобный порядок не определен, используют те способы коммуникации, которые позволяют зафиксировать процесс и результаты согласования (например, обмен документами посредством электронной почты, факсимильной или почтовой связи).

Если стороны не достигли согласия по поводу изменения условий или расторжения договора, он может быть изменен по решению суда в следующих случаях:

— одна из сторон существенно нарушила условия договора;

— существенно изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора (допускается только в исключительных случаях);

— в иных случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Если требования к оформлению изменений предусмотрены в самом договоре, заказчику нужно придерживаться этих условий. В остальных случаях руководствуются положениями ст. 452 ГК РФ, в силу которых соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор. Так, если договор заключен в форме единого документа, подписанного сторонами, требуется составить и подписать дополнительное соглашение о внесении изменений в договор.

Согласно пп. «ж» п. 2 Правил ведения реестра договоров в реестр нужно вносить изменения, касающиеся объема, цены и сроков исполнения контракта. Вместе с тем из ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ следует, что в реестр необходимо направлять информацию о любых изменениях, которые вносятся в договор.

Сведения об изменении договора нужно внести в реестр в течение 10 дней со дня их внесения в договор. В противном случае на заказчика может быть наложен административный штраф.

Размещать сведения об изменении объема, цены или срока исполнения договора заказчик обязан в силу ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Для этого требуется:

1) сформировать информацию об изменении договора, используя функционал ЕИС;

2) разместить в ЕИС электронную версию дополнительного соглашения или его скан-копию (если такое соглашение оформляется);

3) подписать сформированную информацию и прикрепленные документы усиленной квалифицированной электронной подписью представителя заказчика.

Разместить в ЕИС информацию о внесении изменений в договор нужно в течение 10 дней с даты их внесения (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Если этот срок нарушен или информация об изменении условий договора не размещена, антимонопольный орган может наложить на заказчика штраф.

Оставьте комментарий