Изменение устава ТСЖ

  1. 1. ОПРЕДЕЛИТЕ, НУЖНО ЛИ ВАМ ПРАВИТЬ УСТАВ

Изменение устава зависит от инициативы правления ТСЖ. Это следует из статьи 148 Жилищного кодекса. Вот три общих случая, когда устав надо изменить.

  1. В уставе есть положения, которые устарели. Например, в уставе ТСЖ указано, что на основании решения общего собрания членов ТСЖ собственники могут вносить плату за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям. Дело в том, что часть 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса, которой была предусмотрена такая возможность, утратила силу после начала действия Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ.
  2. В уставе «нашлись» недействительные положения.Например, в уставе закреплено право ТСЖ пользоваться и распоряжаться общим имуществом без решения общего собрания собственников помещений в МКД.
  3. Вы получили от органа ГЖН предписание исключить недействительное положение из устава. Инициатива изменить устав не ваша, но от вас зависит, в каком порядке вы исполните предписание.

УСТАРЕВШИЕ И НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ — ПОВОД ДЛЯ ПРЕДПИСАНИЯ ГЖИ И СУДЕБНОГО СПОРА

ГЖИ при проверке устава ТСЖ выявила 13 не соответствующих закону положений. Среди них — регулирование деятельности ТСЖ Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», проведение собрания членов ТСЖ доверенным лицом председателя, право товарищества сдавать в аренду часть общего имущества МКД. Инспекторы выдали ТСЖ предписание устранить нарушения со сроком исполнения шесть месяцев. Суд признал предписание законным. В нем четко указано на нарушение и каким способом его устранять, а срок для устранения разумный (определение Верховного суда от 15.06.2018 по делу № А56-69993/201). Члены ТСЖ также могут проявить инициативу и внести предложения об изменении устава, но готовить новую редакцию устава будет правление. Оно может привлечь для этого юриста или специализированную организацию.

  1. РЕШИТЕ, КАК БУДЕТЕ ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В УСТАВ

Вы можете изменить действующий устав или издать его в новой редакции. Если в уставе много устаревших и недействительных положений, подготовьте его новую редакцию. Например, возьмите за основу типовой образец устава и дополните его своими положениями.

Если в уставе несколько несоответствующих закону положений или технические ошибки, менять его целиком не стоит. Подготовьте изменения либо дополнения и оформите их как самостоятельный документ. По содержанию он похож на дополнительное соглашение, которое оформляют, когда нужно изменить условия договора. В такой документ внесите только те пункты, которые хотите отредактировать в уставе (рисунок).

Детально пропишите, какие пункты устава исключаете, а какие предлагаете изложить в новой редакции. После внесения изменений устав будет действителен при условии его объединения с листом изменений.

ВАЖНО! Смена состава правления ТСЖи его председателя не требуют изменений устава. Достаточно внести изменения в ЕГРЮЛ. Для этого заполните заявление № Р14001. Заявление подписывает новый председатель. Его подпись должен заверить нотариус, за исключением ситуации, когда ТСЖ сдает документы в электронной форме (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

  1. ПОДГОТОВЬТЕ И ПРОВЕДИТЕ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ЧЛЕНОВ ТСЖ

Чтобы внести изменения в устав ТСЖ или его отдельные положения, нужно утвердить такие изменения на общем собрании членов товарищества. Такое правило установлено частью 4 статьи 146 Жилищного кодекса.

В повестку дня собрания включите вопросы:

  • о внесении изменений в устав или об утверждении новой редакции устава товарищества собственников жилья. Формулировка зависит от выбранного способа изменения устава;
  • о наделении члена правления ТСЖ или иного лица (Ф. И. О.) правом подать заявление о регистрации изменений устава. Если заявление будет подавать председатель, вопрос о его полномочиях можно не включать в повестку, так как он действует от имени ТСЖ без доверенности.

Решение о том, чтобы внести изменения в устав товарищества, принимают большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов ТСЖ. Общее собрание ведет председатель товарищества или его заместитель, а если они отсутствуют — один из членов правления (ч. 5 ст. 146 ЖК). Порядок проведения собрания регулируют статьи 44–46, 146 Жилищного кодекса.

  1. ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕ НОВЫЙ УСТАВ

После того как изменения утвердят члены ТСЖ, подайте в налоговую инспекцию по месту нахождения товарищества документы:

  • заявление по форме № Р13001;
  • решение общего собрания членов ТСЖ;
  • устав в новой редакции или изменения в устав;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Сроки и порядок регистрации установлены Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ»О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации юрлиц и ИП).

Размер госпошлины составляет 800 руб. Сформировать квитанцию на уплату госпошлины можно с помощью сервиса «Уплата госпошлины» на сайте ФНСnalog.ru.

Госпошлина не взимается в двух случаях:

  • когда приводите устав в соответствие нормам главы 4Гражданского кодекса (Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ);
  • если направляете документы в электронной форме. Такое правило действует с 1 января 2019 года.

Документы подайте одним из способов:

  1. Непосредственно в налоговую или через МФЦ. В этом случае заявителем выступает председатель ТСЖ или представитель по нотариальной доверенности. Свою личность заявитель подтверждает паспортом.
  2. По почте письмом с объявленной ценностью и описью вложения. В Москве документы можно направить и получить также через DHL Express и Pony Express. Такой вариант предложила ФНС.
  3. Через портал ФНС в форме электронных документов. Воспользуйтесь сервисом «Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде» на сайте налоговой службы. Но для такого способа нужно получить электронную подпись (ЭП). Когда налоговая примет документы на регистрацию, она направит расписку в их получении.
  4. Через нотариуса в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Через пять рабочих дней вы получите от налоговой в электронном виде:

  • лист записи в ЕГРЮЛ;
  • экземпляр устава с отметкой налоговой.

Налоговая направит документы на вашу электронную почту, указанную в ЕГРЮЛ, а также на электронный адрес, который вы указали при подаче документов в налоговую (ч. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП). Бумажные документы можно получить только по запросу заявителя.

Если вы подавали заявление через МФЦ или нотариуса, то по запросу они выдают составленные на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов.

Изменения в устав приобретают юридическую силу только после их регистрации.

  1. ПРОИНФОРМИРУЙТЕ ГЖИ И ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

У вас есть три месяца после регистрации изменений устава, чтобы уведомить об этом ГЖИ и орган муниципального жилищного контроля. Никаких исключений в зависимости от характера изменений устава закон не предусматривает. Это следует из подпункта 10 статьи 138 Жилищного кодекса.

Направьте проверяющим уведомление в свободной форме. К уведомлению приложите:

  • копию устава ТСЖ;
  • выписку из протокола общего собрания членов ТСЖпо вопросу изменения устава;
  • копию текста соответствующих изменений, если вы вносили изменения (дополнения). Этого не потребуется, если вы утвердили новую редакцию устава.

Копии документов заверяют председатель и секретарь общего собрания членов товарищества.

использованы материалы https://e.mk-dom.ru

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Необходимость внесения изменений в устав ТСЖ может возникнуть в процессе хозяйственной деятельности, а также в связи с изменением действующего законодательства. Такие изменения подлежат регистрации в налоговой инспекции. Так, с 31 января 2016 г. действует Федеральный закон от 31.01.2016 г. №7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ), который вносит уточнения, касающиеся правового статуса некоторых некоммерческих юридических лиц, в т.ч. и ТСЖ.

Любые изменения сведений о юридическом лице (ТСЖ в этом смысле не является исключением) можно условно разделить на две группы

Первая группа — это те изменения, которые не требуют государственной регистрации новой (измененной) редакции устава.

Например, в случае изменения персональных данных руководителя. Так, в случае изменения паспортных данных (место жительства, фамилия) руководителю достаточно заполнить заявление по форме Р14001, нотариально заверить его и направить в регистрирующий орган (налоговую инспекцию).

Ко второй группе относятся изменения, затрагивающие саму редакцию устава. Изменения в устав ТСЖ регистрируется в порядке, установленном главой VI Закона №129-ФЗ.

Важно!

Перечень измененных сведений, которые в обязательном порядке должны быть сообщены в регистрирующий орган (налоговую инспекцию), приведен в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №129-ФЗ).

Изменения, требующие регистрации устава в новой редакции, могут быть вызванные внутренними организационными потребностями ТСЖ, а также в связи с изменением действующего законодательства.

Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам

Напомним, что с 1 сентября 2014 г. согласно вступившему в силу Федеральному закону от 05.05.2014 г. №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» введена новая форма некоммерческих организаций — товарищество собственников недвижимости (далее по тексту — ТСН). Так, в ст.123.12 ГК РФ определено, что ТСН признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества, созданного ими для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом (вещами). ТСН представляет собой обобщенное понятие и объединяет собственников недвижимого имущества (жилых домов, помещений в здании, садоводческих, дачных домов, и т.п.). То есть к таким организациям с 01.09.2014 г. относится и ТСЖ.

В ряде регионах ГЖИ обязывали ТСЖ в принудительном порядке вносить изменения в устав в части переименования. В связи с этим Минстрой РФ выпустил разъяснения, в котором указал, что изменение наименования ТСЖ в связи с приведением его в соответствие с нормами гл.4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование (письмо от 10.04.2015 г. №10407-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с регистрацией товариществ собственников жилья»).

Благодаря подписанному закону №7-ФЗ противоречия между ТСЖ и ТСН устранены

На практике налоговые органы после 01.09.2014 г. отказывали в регистрации таких юридических лиц как ТСЖ, несмотря на то, что в ЖК РФ не было упоминания о ТСН.

Закон №7-ФЗ вносит поправки в ГК РФ и ряд других законов.

В п.2 ст.135 ЖК РФ обозначены требования к содержанию устава ТСЖ.

Так, устав ТСЖ должен содержать:

— сведения о наименовании ТСЖ;

— месте нахождения;

— предмете и целях его деятельности;

— порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья;

— составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений (в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов);

— составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества;

— иные сведения.

Таким образом, требования к содержанию устава содержатся в обновленной редакции ЖК РФ. В остальной части содержание устава отдано на усмотрение учредителей ТСЖ.

Внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ

Законом №7-ФЗ необходимые поправки внесены в Закон №129-ФЗ.

В обновленной редакции Закона №129-ФЗ появился новый пункт (п.2.2 ст.17) следующего содержания: для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

Для внесения изменений в устав необходимо созвать общее собрание и оформить протокол. Изменения в устав заверяются у нотариуса и направляются в регистрирующий орган — налоговую инспекцию. При этом в налоговой инспекции может быть зарегистрирована как новая редакция устава, так и в виде отдельных приложений к старой редакции устава. Для этого руководитель ТСЖ подает в регистрирующий орган заявление по форме Р13001.

На основании представленных документов налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации новой редакции устава ТСЖ и выдает соответствующее свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. Налоговая инспекция вручает (направляет) один экземпляр новой редакции устава (либо изменений, вносимых в устав) с отметкой о его регистрации ТСЖ вместе с выпиской из ЕГРЮЛ, содержащей новые сведения о ТСЖ. Только после регистрации обновленного устава ТСЖ в налоговом органе он приобретает юридическую силу.

Внесение изменений в уставы организаций

Статья актуальна на 29.02.16

Образцы уставов: типовые примеры шаблонов уставов за 2015 – 2017 год

Устав являет собой правовой документ, который определяет функции, структуру коммерческих, государственных, общественных компаний.

В уставе излагают правила, которые регламентируют взаимоотношение организации с другими организациями, гражданами, а также её обязанности и права в определённой сфере деятельности.

Кроме всего перечисленного выше в данном документе закрепляют организационно-правовую форму структуры, её адрес расположения, название, органы контроля, управляющие органы. Тут же прописывается порядок образования фондов, распределения получаемой прибыли, условия ликвидации и реорганизации предприятия.

Для создания устава компании можно в качестве основы использовать аналогичную документацию другой фирмы или центральной организации, если имеется таковая. Но, лучше проработать с нуля свой собственный устав. В таком случае будут точно учтены все особенности и тонкости функционирования предприятия. Для указанных целей нужно пригласить высококвалифицированного юриста, который подскажет, как и что правильно делать.

Оформление устава

Любой указ должен содержать такую информацию:

1) название, под которым организация работает;

2) главные цели, задачи деятельности структуры (например, при создании благотворительной организации цели должны быть в действительности благотворительными, а не какими-то другими). Они могут быть сформулированы как довольно широко (для обеспечения необходимой гибкости в реализации данных задач), так и абсолютно конкретно.

3) методы достижения поставленной цели (они могут предполагать методики, при помощи которых компания будет проводить свою деятельность в достижении данной цели);

4) данные о должностных лицах, которые станут частью состава руководящего органа, области их компетенции, процедуре их освобождения от должности и выбора. Данные лица могут получить статус «директоров», «доверенного лица», «руководящего комитета» (это зависит от структуры предприятия);

5) членство (нужно прописать, кто может стать членами организации, обязанности и права указанных лиц). Необходимо сказать, что мало какая организация на сегодняшний день стремится иметь фиксированное членство;

6) передаваемые полномочия (если не прописано обратное в Указе, доверенные лица не имеют права передавать полномочия, возложенные на их);

7) принципы и порядок изменения устава (свод правил, который дает возможность изменять рассматриваемый документ лицам, доверенным на то). Заметим, что благотворительные структуры не могут изменять задачи, цели, прописанные в уставе;

8) порядок инвестирования средств (право на использование, открытие банковских счетов организации);

9) требования, которые регламентируют составление ежегодных финансовых отчётов и предъявление их на аудиторскую проверку (соответственно с действующим законодательством, аудиторские проверки не требуются для компаний, получивших статут «ассоциации» или «трасты»);

10) правила прекращения деятельности предприятия (определяют принципы, по которым будет происходить разделение имущества после закрытия компании).

Любой устав необходимо прошить и оформить в письменной форме на общем бланке организации.

Если говорить о титульном листе документа, то он включает, как правило, следующие реквизиты:

  • указание вида документа;
  • наименование предприятия;
  • гриф утверждения;
  • дату утверждения;
  • место издания (указывают конкретный город);
  • отметку о регистрации (актуально для коммерческих структур).

В отношении основной части документа, то она может содержать какое-либо количество параграфов, пунктов. Обозначение может быть как буквенным, так и цифровым.

Стоит заметить, что разные типы устава утверждаются в различных инстанциях:

  • устав муниципальных организаций – районной или городской администрацией;
  • устав государственных компаний — вышестоящим органом (это может быть министерство или комитет);
  • устав общественной организации — съездом её участников, собранием;
  • устав коммерческих структур – общим собранием учредителей или собственником (после этого его регистрируют в соответствующей государственной инстанции).

Как бы там ни было, представленный документ должен отвечать действующим нормативным актам, в частности, Гражданскому кодексу (положения устава ООО определяются в ст. 89, устав УДО – в ст. 95, устав АО– в ст.98, устав унитарных предприятий — в ст 113-115, устав потребительских кооперативов – в ст.116, устав фондов – в ст. 118-119, устав союзов и ассоциаций – в ст.121).

Устав должен использоваться активно в работе. Его несоблюдение может за собой повлечь не только исключение из сообщества, но и уголовную, правовую, административную ответственность. Нарушение международных уставов при этом часто приводит к осложнению отношений меж странами.

В этой категории можно ознакомиться с образцами уставов и примерами их заполнения, с актуальностью на год.

Рано или поздно в процессе работы Жилищно-строительного кооператива (ЖСК) возникает необходимость в изменении его устава. Причины могут быть разные, но, как правило, изменения вносятся с целью приведения Устава ЖСК в соответствие с быстроменяющимся законодательством.

Что нужно для смены устава ЖСК

Чтобы изменить устав действующего ЖСК, необходимо провести Общее собрание его членов, на котором решается вопрос о внесении изменений в действующий устав, а чаще принимается устав в новой редакции, что намного удобнее для дальнейшего функционирования кооператива.

По итогам проведения собрания составляется протокол, который должен соответствовать требованием действующего законодательства, поэтому составление протокола лучше доверить специалистам.

Документы для регистрации новой редакции устава ЖСК подаются в регистрирующий орган, в Москве – это МИФНС №46.

Для регистрации новой редакции устава ЖСК в налоговую инспекцию подаются следующие документы:

Как зарегистрировать новую редакцию устава ЖСК

1) Заявление о внесении изменений по форме Р13001 с подписью руководителя ЖСК.

2) Документ об уплате госпошлины за регистрацию – 800 рублей.

3) Протокол Общего собрания членов ЖСК — 1 оригинальный экземпляр.

4) Новая редакция устава ЖСК — 2 экземпляра.

Подпись руководителя ЖСК на заявлении о внесении изменений удостоверяется нотариально. Для этого нотариусу потребуется предоставить полный комплект учредительных документов кооператива (включая свидетельства ОГРН и ИНН, а также действующий устав ЖСК), правильно оформленный протокол Общего собрания членов ЖСК об изменении устава, документы, подтверждающие полномочия руководителя ЖСК.

Зарегистрировать новую редакцию устава ЖСК можно самостоятельно, но лучше доверить это профессионалам. В случае если документы подготовлены неправильно, налоговая инспекция выносит отказ в совершении регистрационных действий.

Московская юридическая компания «ЮРКОМ-КОНСАЛТИНГ» рада оказать вам услуги по созданию и регистрации ЖСК, а также по регистрации любых изменений, вносимых в учредительные документы ЖСК в Москве и на всей территории России.

Более полную информацию об услуге по изменению устава ЖСК, вы можете узнать

Ссылки по теме:

Регистрация ЖСК

Регистрация ГСК

Регистрация ТСЖ (ТСН)

Регистрация СНТ

К ВОПРОСУ О ТИПОВЫХ УСТАВАХ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ И ТИПОВЫХ ДОГОВОРАХ О СОВМЕСТНОМ ДОМОВЛАДЕНИИ

ГОРБАЧ А.К.,

юрист

Материал подготовлен

с использованием нормативных

правовых актов по состоянию

на 15 марта 2015 г.

Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 04.03.2015 № 161 «Об утверждении Типового договора о совместном домовладении и Типового устава товарищества собственников» (далее – постановление № 161). Поскольку информация о данном нормативном акте появилась в сети Интернет раньше его официального опубликования, из названия постановления № 161 многими был сделан поспешный вывод о том, что всем ТС опять придется менять свои уставы.

Однако данный вывод опровергается первыми же словами постановления № 161, а точнее его преамбулой, в которой говорится, что, принимая его, Правительство руководствовалось частью пятой статьи 19 и частью третьей статьи 21 Закона Республики Беларусь от 08.01.1998 № 135-З «О совместном домовладении» (далее – Закон о совместном домовладении).

Действительно, согласно части пятой статьи 19 Закона о совместном домовладении Типовой договор о совместном домовладении утверждается Советом Министров Республики Беларусь. В свою очередь, часть третья статьи 21 указанного Закона говорит о том, что Типовой устав товарищества собственников также утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Все дело, однако, в том, что статьей 222 действующего сегодня Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК) статья 2 Закона о совместном домовладении была дополнена частью второй следующего содержания: «Действие настоящего Закона не распространяется на отношения собственности совместного домовладения в жилищном фонде». То есть со вступлением в силу 2 марта 2013 г. действующего ЖК товарищества собственников жилья руководствуются в своей деятельности нормами ЖК, а Закон о совместном домовладении уже «не про них».

В этой связи, кстати, приходится в очередной раз пожалеть, что разработчики действующего ЖК в свое время поскупились на термин «товарищества собственников жилья, ТСЖ», определив в пункте 56 статьи 1 ЖК «Основные термины и их определения, используемые для целей настоящего Кодекса», что товарищество собственников – это организация, создаваемая собственниками жилых и (или) нежилых помещений в целях сохранения и содержания общего имущества, владения и пользования им, а также в иных целях, предусмотренных ЖК и уставом товарищества собственников. Напомним также, что согласно статье 20 Закона о совместном домовладении товариществом собственников признается объединение собственников нежилых помещений, создаваемое в целях обеспечения сохранения, содержания и пользования недвижимым имуществом совместного домовладения, а также в целях, предусмотренных настоящим Законом и его уставом.

Нам представляется, что раз уж был взят курс на разграничение ТС, созданных на базе нежилой недвижимости, и товариществ, созданных на базе жилых домов, то был смысл проявить в этом курсе последовательность. Если бы мы сегодня имели два определенных законодательством термина – «товарищество собственников» и «товарищество собственников жилья», возникало бы меньше проблем с пониманием ситуации, в том числе и с пониманием законодательства.

Хотя, возможно, такая терминология в ЖК была оставлена сознательно как компромиссный вариант для так называемых «гибридных» ТС, членами которых являются владельцы как жилых, так и нежилых помещений. Однако данный тип ТС – отдельная больная тема, и мы не будем в нее углубляться. Вернемся к истории вопроса о Типовом уставе и Типовом договоре о совместном домовладении.

После вступления в силу действующего ЖК Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 07.03.2013 № 155 «Об утверждении Типового договора о совместном домовладении и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 1998 г. № 569 и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 155). В свое время постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.1998 № 569 (далее – постановление № 569) были утверждены два документа: Типовой устав товарищества собственников и Типовой договор о совместном домовладении. Очевидно, постановлением № 155 Правительство стремилось нормативную базу, регулирующую деятельность ТС, созданных на базе жилых домов, привести в соответствие с новым ЖК. Оба документа, утвержденные постановлением № 569 (и Типовой устав, и Типовой договор), не могли использоваться «жилищными» товариществами, поскольку не отвечали нормам ЖК.

В свою очередь, ЖК не содержал поручения Совету Министров утвердить Типовой устав товарищества собственников (так и хочется добавить – жилья). Поэтому теперь товарищества вправе писать себе уставы сами, основываясь на нормах ЖК. Нужно заметить, что нормы эти устанавливают довольно четкие рамки, поэтому, действительно, никакой надобности в Типовом уставе после вступления в силу действующего ЖК нет, это будет бессмысленное переписывание норм ЖК.

Что касается нового Типового договора о совместном домовладении, то обязанность Правительства утвердить такой документ, основанный на нормах нового ЖК, была предусмотрена пунктом 2 статьи 173 ЖК. Вот в соответствии с данным пунктом и было принято постановление № 155, которым два года назад был утвержден Типовой договор о совместном домовладении, который применим в жилищных отношениях. Заметим лишь, что этот договор подлежит применению в случае, когда участники совместного домовладения изберут способ управления общим имуществом непосредственно ими самими, без создания ТС. Это может иметь место только тогда, когда в собственности у нескольких участников совместного домовладения находится не более 5 объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 170 ЖК). В свою очередь, для тех участников совместного домовладения, которые избрали в качестве способа управления общим имуществом ТС, заключение договора о совместном домовладении не требуется.

Таким образом, Правительство, можно сказать, вовремя справилось со своей задачей по приведению нормативной базы, регулирующей вопросы деятельности «жилищных» ТС, в соответствие с ЖК.

В то же время в Законе о совместном домовладении оставались и часть пятая статьи 19, и часть третья статьи 21, требующие от Совета Министров утверждения и Типового устава товарищества собственников, и Типового договора о совместном домовладении для тех, кто и дальше должен был руководствоваться указанным Законом, то есть для владельцев нежилой недвижимости. И вот постановлением № 161, как уже указывалось выше, Правительство исполнило данное предписание Закона. Опять же, заметим, что утверждение Типового устава для данного типа ТС вполне оправданно, поскольку Закон о совместном домовладении не настолько детально регулирует данные отношения, как ЖК.

В заключение отметим, что пунктом 3 постановления № 161 Министерству жилищно-коммунального хозяйства, Министерству архитектуры и строительства совместно с Государственным комитетом по имуществу поручено в трехмесячный срок утвердить Инструкцию о порядке определения общих размеров обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества. Исходя из преамбулы постановления № 161 надо так понимать, что данный документ будет касаться тоже только тех, кто должен руководствоваться в своей деятельности Законом о совместном домовладении, и не затронет тех, кто «под ЖК».

Постановление № 161 вступает в силу с 11 июня 2015 г., за исключением пункта 3, который вступил в силу с момента опубликования этого нормативного акта (10.03.2015). Договоры о совместном домовладении и уставы «нежилищных» ТС, утвержденные до вступления в силу постановления № 161, должны быть приведены в соответствие с этим постановлением до 1 января 2016 г.

Оставьте комментарий