Изменения в образовании в 2017

Содержание

(с изменениями на 16 марта 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

  • постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 марта 2020 года № 123.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в целях реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» и на основании предписания Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12.03.2020 № 78-00-09/27-0101-2020 Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Ввести на территории Санкт-Петербурга режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Запретить с 16.03.2020 до 30.04.2020 проведение на территории Санкт-Петербурга театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий с числом участников более 1000 человек.

3. Рекомендовать гражданам Российской Федерации, проживающим и временно находящимся в Санкт-Петербурге (далее — граждане), воздержаться от поездок за пределы Российской Федерации, а также от посещения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий.

3-1. Рекомендовать гражданам воздержаться от посещения плавательных бассейнов и аквапарков.

(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 марта 2020 года № 123)

4. Рекомендовать гражданам, прибывшим из Китайской Народной Республики, Республики Корея, Итальянской Республики, Исламской Республики Иран, Французской Республики, Федеративной Республики Германия, Королевства Испания, обеспечить свою изоляцию на дому на 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию, осуществлять вызов медицинского работника амбулаторно-поликлинического учреждения по месту жительства для осмотра.

5. Рекомендовать гражданам, посещавшим территории за пределами Российской Федерации, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее — коронавирусная инфекция), в соответствии с информацией на сайте Всемирной организации здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.who.int):

5.1. Незамедлительно сообщать о своем возвращении в Российскую Федерацию, месте, датах пребывания на территориях, указанных в пункте 5 постановления, контактную информацию по номеру телефона 112.

5.2. При появлении признаков инфекционного заболевания (повышенная температура тела, кашель и др.) незамедлительно обращаться за медицинской помощью на дому с вызовом медицинского работника без посещения медицинских организаций.

6. Рекомендовать общественным объединениям воздержаться от организации публичных мероприятий.

7. Рекомендовать работодателям, осуществляющим деятельность на территории Санкт-Петербурга:

7.1. Воздержаться от направления своих работников в служебные командировки на территории иностранных государств, от проведения мероприятий с участием иностранных граждан, а также от принятия участия в таких мероприятиях.

7.2. Осуществлять мероприятия, направленные на выявление работников с признаками инфекционного заболевания (повышенная температура тела, кашель и др.) и недопущение нахождения таких работников на рабочем месте.

7.3. При поступлении запроса Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу незамедлительно представлять информацию о всех контактах работника, заболевшего коронавирусной инфекцией, в связи с исполнением им трудовых функций.

7.4. При поступлении информации от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу о заболевании работника коронавирусной инфекцией организовать проведение дезинфекции помещений, где находился указанный заболевший работник.

7.5. Активизировать внедрение дистанционных способов проведения собраний, совещаний и иных подобных мероприятий с использованием сетей связи общего пользования.

8. Рекомендовать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в местах массового скопления людей (в том числе на торговых объектах, в местах проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных мероприятий) и перевозки железнодорожным, автомобильным, городским наземным электрическим, а также внеуличным транспортом, регулярно проводить мероприятия по дезинфекции.

9. Рекомендовать частным и государственным организациям, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим образовательную деятельность:

9.1. Осуществлять мероприятия по выявлению обучающихся с признаками инфекционного заболевания (повышенная температура тела, кашель и др.) и недопущению нахождения таких обучающихся на учебных местах.

9.2. Обеспечить ежедневную дезинфекцию помещений указанных организаций.

9-1. Рекомендовать частным образовательным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, обеспечить возможность свободного посещения занятий обучающимися по решению их родителей или законных представителей, доведенному до сведения образовательной организации.

(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 марта 2020 года № 123)

9-2. Рекомендовать частным образовательным организациям, реализующим образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, обеспечить использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ для обучающихся, не посещающих указанные образовательные организации по решению их родителей или законных представителей.

(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 марта 2020 года № 123)

10. Рекомендовать органам местного самоуправления в Санкт-Петербурге:

10.1. Воздержаться от направления лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы в Санкт-Петербурге, и иных работников в служебные командировки на территории иностранных государств.

10.2. Обеспечить в пределах компетенции информирование населения о мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге коронавирусной инфекции, в том числе о необходимости соблюдения требований и рекомендаций, указанных в постановлении.

10.3. Оказывать в пределах компетенции содействие гражданам в выполнении требований и рекомендаций, указанных в постановлении.

11. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, расположенным в Санкт-Петербурге:

11.1. Оказывать в пределах компетенции содействие гражданам в выполнении требований и рекомендаций, указанных в постановлении.

11.2. Оказывать в пределах компетенции содействие исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в реализации мер по противодействию распространению в Санкт-Петербурге коронавирусной инфекции.

12. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга:

12.1. Направлять лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, и иных работников в служебные командировки на территории иностранных государств в исключительных случаях и только по поручению Губернатора Санкт-Петербурга, данному после вступления в силу постановления.

12.2. Отказаться от проведения мероприятий с участием иностранных граждан, а также от участия в таких мероприятиях, за исключением мероприятий, проведение и участие в которых осуществляется по поручению Губернатора Санкт-Петербурга, данному после вступления в силу постановления.

12.3. Обеспечить в пределах компетенции информирование населения о мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге коронавирусной инфекции, в том числе о необходимости соблюдения требований и рекомендаций, указанных в постановлении.

12.4. Оказывать в пределах компетенции содействие гражданам в выполнении требований и рекомендаций, указанных в постановлении.

12.5. Организовать взаимодействие с подведомственными им государственными учреждениями Санкт-Петербурга и государственными унитарными предприятиями Санкт-Петербурга, направленное на соблюдение данными организациями и их работниками требований и рекомендаций, указанных в постановлении.

13. Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга организовать взаимодействие с Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Центр организации социального обслуживания» в целях обеспечения оказания сотрудниками его структурных подразделений — районных (межрайонных) бюро содействия гражданам в выполнении требований и рекомендаций, указанных в постановлении.

14. Комитету по образованию, Комитету по культуре Санкт-Петербурга, Комитету по здравоохранению, Комитету по науке и высшей школе, Комитету по физической культуре и спорту, администрациям районов Санкт-Петербурга организовать взаимодействие с находящимися в их ведении государственными учреждениями Санкт-Петербурга, осуществляющими образовательную деятельность, направленное:

14.1. На осуществление мероприятий по выявлению обучающихся с признаками инфекционного заболевания (повышенная температура тела, кашель и др.) и недопущению нахождения таких обучающихся на учебных местах.

14.2. На обеспечение ежедневной дезинфекции помещений указанных организаций.

14-1. Комитету по образованию. Комитету по культуре Санкт-Петербурга, администрациям районов Санкт-Петербурга обеспечить:

14-1.1. Взаимодействие с находящимися в их ведении государственными учреждениями Санкт-Петербурга, реализующими образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, направленное на обеспечение возможности свободного посещения занятий обучающимися по решению их родителей или законных представителей, доведенному до сведения образовательного учреждения.

14-1.2. Взаимодействие с находящимися в их ведении государственными учреждениями Санкт-Петербурга, реализующими образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, направленное на обеспечение использования дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ для обучающихся, не посещающих указанные образовательные учреждения по решению их родителей или законных представителей.

(Пункт 14-1 дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 марта 2020 года № 123)

15. Комитету по здравоохранению, администрациям районов Санкт-Петербурга:

15.1. Организовать взаимодействие с медицинскими организациями в Санкт-Петербурге, направленное на обеспечение их готовности к приему и оперативному оказанию медицинской помощи больным с признаками инфекционного заболевания (повышенная температура тела, кашель и др.), отбору биологического материала и направлению его для исследования на коронавирусную инфекцию.

15.2. Организовать на базе медицинских организаций в каждом районе Санкт-Петербурга условия для отбора у граждан, желающих добровольно обследоваться на наличие коронавирусной инфекции, биологического материала для лабораторного исследования.

16. Администрациям районов Санкт-Петербурга создать оперативные штабы по реализации мер профилактики и контроля за распространением коронавирусной инфекции на территории районов Санкт-Петербурга, к задачам которых отнести в том числе анализ ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, и представление соответствующей информации в Оперативный штаб по реализации мер профилактики и контроля за распространением коронавирусной инфекции в Санкт-Петербурге, созданный постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 03.02.2020 № 6-пг.

17. Вице-губернатору Санкт-Петербурга, отвечающему за решение вопросов здравоохранения, осуществлять в постоянном режиме мониторинг ситуации с распространением в Санкт-Петербурге коронавирусной инфекции с представлением информации Губернатору Санкт-Петербурга.

18. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга при необходимости оказывать содействие исполнительным органам государственной власти Ленинградской области при проведении мероприятий, направленных на противодействие распространению коронавирусной инфекции.

19. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

20. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Эргашева О.Н.

Губернатор
Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов

Новый учебный год толком не успел начаться, а всем уже интересно, что же изменилось или изменится. Что ждёт колледжи, когда появится обязательный устный экзамен по русскому, на сколько повысится студенческая стипендия и, конечно, что будет с ЕГЭ — об этом и не только рассказывает директор московской школы № 444 Павел Северинец.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Возвращение астрономии

Да-да, она всё-таки возвращается. Учебники уже напечатаны, заканчивается переподготовка учителей. В 10 и 11 классах астрономию будут преподавать не менее 35 часов в год (это один-два урока в неделю). В качестве отдельного предмета для сдачи итоговой аттестации астрономии пока не будет, но всероссийские проверочные работы по ней проведут.

Обязательный устный экзамен по русскому языку в 9 классе

Он станет основанием для допуска к государственной итоговой аттестации в 9 классе так же, как сочинение в 11-м. Сначала устный экзамен по русскому протестируют в отдельных регионах и только потом введут по всей стране.

Факультативы по кибербезопасности, основам предпринимательства и финансовой грамотности

На занятиях по предпринимательской деятельности детям расскажут о том, как начать собственный бизнес. Причём сделают это представители бизнес-сфер. Кроме предпринимательства, школьников будут учить финансовой грамотности — это продолжение прошлогоднего проекта, который курирует ЦБ России. Это как раз то самое приближение к реальной жизни, которого ждут от школы родители. Сейчас необходимо понимать, какие возможности и какие риски несёт в себе современный финансовый рынок, каким инструментами надо воспользоваться для приумножения капитала и чем опасны микрокредиты. По курсу уже есть учебники. И самое полезное: уроки кибербезопасности, на которых детям объяснят, как защитить личную информацию, фотографии и пароли.

Бесплатные кружки в школах

По мнению Ольги Васильевой, школьных факультативов должно быть как можно больше. Поэтому в новом учебном году в каждой школе откроется минимум пять бесплатных кружков: литературный, научно-технический, спортивный, музыкальный и, конечно, шахматы.

Предметов по выбору для сдачи ЕГЭ станет больше

ЕГЭ остаётся с нами (на радость выпускников из регионов) и будет совершенствоваться. С 2018 года предметы по выбору может пополнить китайский язык. А ещё, возможно, по итальянскому и японскому языкам.

Изменится аттестационная комиссия ЕГЭ

Изменения начнут вводить с 2018 года, и в основном они коснутся работы апелляционных и конфликтных комиссий. Варианты КИМов (контрольно-измерительных материалов) будут печататься сразу в экзаменационной аудитории. Никто, включая членов комиссий и наблюдателей, не сможет иметь доступ к окончательным вариантам билетов. Не исключено и то, что бланки с ответами также будут сканироваться на месте. Подробнее об изменениях в ЕГЭ-2018 .

Тестирование учителей по обязательным предметам

Тестировать будут учителей математики и русского языка. С сентября проверка пройдёт в 15 регионах России. По её результатам можно будет сделать выводы и спланировать дальнейшую работу педагогов.

Запуск проекта «Российская электронная школа»

В этом году стартует проект «Российская электронная школа». На неё возлагают большие надежды: обещают, что на этой онлайн-площадке будет почти всё, что может пригодиться педагогу в работе. Это и методички по составлению и ведению уроков, дополнительные модули по предметам, виртуальные музеи, библиотеки и ещё много полезного.

9. ФГОС наполнят содержанием

Это означает, что теперь в новых образовательных стандартах будет конкретно указано, что ребёнок должен знать по каждому предмету с 1 по 9 класс. По словам министра образования, стандарты не должны быть пустыми и расплывчатыми. Сейчас подходит к концу разработка практически всех предметных концепций для школы.

10. Изменение системы управления школами (создание единого образовательного пространства)

Школы постепенно выйдут из муниципального подчинения. Теперь не муниципальная, а региональная власть будет управлять кадрами и отвечать за единую содержательную часть программы. Это делается для того, чтобы при переезде в другой город ребёнок смог без проблем продолжить учиться на новом месте, а для этого в программе школ не должно быть существенных отличий.

Развитие среднего профессионального образования

Для этого запущен проект «Рабочие кадры для передовых технологий», который курирует Минобрнауки. C нового учебного года тысяча колледжей в 73 регионах России начнёт готовить студентов по новым стандартам среднего профессионального образования, разработанного агентством WorldSkills. Это 50 профессий, связанных с самыми разными технологиями: работа с новым оборудованием и технической документацией. Кроме того, студент половину учебного времени будет проводить непосредственно на производстве и активно учить иностранный язык

Онлайн-курсы в университетах вместо обычных

Цель проекта «Современная цифровая образовательная среда» в том, чтобы вузы могли включать онлайн-курсы в свои образовательные программы и ставить за них реальные зачёты. В ближайшие два-три года проект должен охватить значительную часть направлений подготовки бакалавриата и магистратуры. А к 2025 году на открытых онлайн-курсах (если всё пойдёт по плану) будут учиться аж 11 миллионов человек.

Повышение стипендий

Студентам с 1 сентября 2017 года повысят стипендию. Все российские вузы подписали соглашение об индексации стипендий на 5,9%. По словам директора департамента финансов Минобрнауки, индексация стипендий будет и в 2018–2019 годах. В 2018 — на 4,8%, в 2019 — на 4,5%.

Фото: mos.ru

Вопрос: Выплачивается ли ежемесячное пособие в размере 11 500 руководителю образовательного учреждения, проработавшего более 20 лет на должности директора муниципального образовательного учреждения, реализующего образовательные программы начального общего, основного общего образования, расположенного на территории Пермского края, и уволенного с должности директора такой организации позднее 20 августа 2018 года, имевшего на день увольнения право на пенсию по старости и не работающего на условиях трудового договора на должности директора, имеющего почетное звание Народный учитель СССР, но не имеющего почетной грамоты губернатора Пермского края или почетной грамоты Пермского края? Действует ли порядок предоставления и выплаты вышеназванного пособия? Имеется ли судебная практика по этому вопросу?

Сообщаю Вам следующее:

В материалах СПС КонсультантПлюс не содержится разъяснений, уполномоченных органов, комментариев и судебной практики к Закону Пермского края от 04.04.2019 N 367-ПК.

Согласно буквальному толкованию Закона ежемесячное пособие в размере 11 500 вправе получить руководитель образовательного учреждения при одновременном соответствии следующим условиям:

  • наличие не менее одного вида следующих государственных, ведомственных наград и званий… (Почетное звание «Народный учитель СССР»);
  • наличие Почетной грамоты губернатора Пермского края или Почетной грамоты Пермского края, полученной не ранее чем за 5 лет до даты увольнения с должности руководителя (директора) образовательной организации.

Учитывая, что у указанного Вами руководителя образовательного учреждения отсутствует Почетная грамота губернатора Пермского края или Почетная грамота Пермского края, полученная не ранее чем за 5 лет до даты увольнения с должности, ежемесячное пособие в размере 11 500 рублей ему не выплачивается.

Данному руководителю выплачивается ежегодное пособие предусмотренное частью 3.1
статьи 23 Закона N 308-ПК в размере 50 000 рублей.

Обращаем Ваше внимание, что услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, содержащихся в СПС КонсультантПлюс, и носит справочный характер. Согласно Регламенту оказания услуги «Линия консультации» от 01.04.2016 эксперты Линии консультации не осуществляют толкование нормативных актов при отсутствии опубликованных комментариев. Кроме того, разъяснение правовых норм, основанных на анализе положений действующего законодательства, содержащийся в СПС КонсультантПлюс, специалистами Линии консультации не являются обязательными, и носят субъективный информационно-разъяснительный характер. Окончательное решение по применению информации Вы принимаете самостоятельно.

Одновременно сообщаем, что сведения, изложенные в настоящем ответе, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном ответе.

За дополнительной информацией Вы можете обратиться в Министерство образования и науки Пермского края по телефону: (342) 217-79-33, Адрес электронной почты: minobr@minobr.permkrai.ru

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Документ 1

Статья 23. Меры социальной поддержки руководителей и педагогических работников образовательных организаций

(в ред. Закона Пермского края от 04.04.2019 N 367-ПК)

  1. В Пермском крае педагогическому работнику государственной образовательной организации Пермского края и муниципальной образовательной организации, финансируемой за счет субвенций из бюджета Пермского края, педагогическому работнику образовательной организации, реализующей программы начального общего образования, или образовательной организации, реализующей программы дошкольного и начального общего образования, расположенных в сельском населенном пункте Пермского края и отнесенных к малокомплектным в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Закона, устанавливаются дополнительно к федеральным следующие меры социальной поддержки:

…3. Педагогическим работникам (в том числе руководителям) образовательных организаций, указанных в части 1 настоящей статьи:

1) удостоенным государственных наград за работу в сфере образования, устанавливается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 2600 рублей;

2) имеющим ведомственные награды Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (за исключением почетных грамот, благодарностей указанных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации), устанавливается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 1560 рублей.

При наличии у работника государственной и ведомственной наград выплата надбавки к заработной плате производится по одному максимальному основанию.

3.1. Педагогическим работникам (в том числе руководителям) образовательных организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, вышедшим на пенсию педагогическим работникам (в том числе руководителям) образовательных организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, имеющим почетное звание «Народный учитель Российской Федерации», почетное звание «Народный учитель СССР», выплачивается ежегодное пособие в размере 50 000 рублей.

3.2. Руководителям образовательных организаций, проработавшим не менее 20 лет на должности руководителя (директора) государственной (муниципальной) образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения (начального профессионального образования), расположенной на территории Пермского края, и уволенным с должности руководителя (директора) такой образовательной организации не ранее 20 августа 2018 года, имевшим на день увольнения право на пенсию по старости и не работающим на условиях трудового договора на должности руководителя (директора) образовательной организации, выплачивается ежемесячное государственное пособие за многолетний добросовестный труд в сфере образования в размере 11500 рублей при одновременном соответствии следующим условиям:

1) наличие не менее одного вида следующих государственных, ведомственных наград и званий:

Почетная грамота Правительства Российской Федерации в области образования;

Благодарность Правительства Российской Федерации в области образования;

Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации;

Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации;

Почетная грамота Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений;

Знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации;

Нагрудный значок «Отличник просвещения СССР»;

Нагрудный значок «Отличник народного просвещения»;

Нагрудный значок «Отличник профессионально-технического образования РСФСР»;

Почетное звание «Народный учитель СССР»;

Почетное звание «Народный учитель Российской Федерации»;

Почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»;

Почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»;

Почетное звание «Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации»;

Почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации»;

Почетный работник сферы образования Российской Федерации;

Почетный работник сферы воспитания детей и молодежи Российской Федерации;

Почетный работник общего образования Российской Федерации;

Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации;

Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации;

Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации;

Медаль К.Д.Ушинского;

2) наличие Почетной грамоты губернатора Пермского края или Почетной грамоты Пермского края, полученной не ранее чем за 5 лет до даты увольнения с должности руководителя (директора) образовательной организации.

Порядок предоставления и выплаты ежемесячного государственного пособия за многолетний добросовестный труд в сфере образования устанавливается нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

При наличии у руководителя образовательной организации одновременного права на меры социальной поддержки, предусмотренные частями 3.1, 3.2 настоящей статьи, денежная выплата производится по одному основанию по выбору руководителя образовательной организации.

  1. Ежемесячные надбавки к заработной плате педагогическим работникам (в том числе руководителям), указанные в частях 1, 3 настоящей статьи, выплачиваются за фактически отработанное время независимо от учебной нагрузки (ставки) по основной занимаемой должности в образовательных организациях, указанных в части 1 настоящей статьи.

(часть 4 в ред. Закона Пермского края от 29.12.2016 N 49-ПК)…

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Гадисламова Ирина Мидхатовна

Ответ актуален на 23.09.2019 г.

Ответ недели: пособие руководителю образовательного учреждения

Статья 41

Внести в Федеральный «закон» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930, 2933; N 30, ст. 4257, 4263; 2015, N 1, ст. 53, 72; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4339, 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 78) следующие изменения:
1) «часть 9 статьи 4» изложить в следующей редакции:
«9. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе, а на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о статусе военнослужащих.»;
2) «подпункт «б» пункта 7 части 1 статьи 6″ после слов «внутренних дел,» дополнить словами «деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации,»;
3) «часть 13 статьи 12» после слов «служба в органах внутренних дел,» дополнить словами «служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации,»;
4) «часть 5 статьи 36» после слов «во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации,» дополнить словами «в войсках национальной гвардии Российской Федерации,»;
5) «часть 3 статьи 37» после слов «обороны и безопасности государства,» дополнить словами «в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации,»;
6) «часть 4 статьи 38» после слов «обеспечения законности и правопорядка,» дополнить словами «в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации,»;
7) в «части 7 статьи 71»:
а) «пункт 7» после слов «органов внутренних дел,» дополнить словами «Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации,»;
б) «пункт 12» после слов «военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации,» дополнить словами «военнослужащие и сотрудники Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации,»;
в) в «пункте 13» слова «в том числе военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудники» заменить словами «сотрудники Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации,»;
8) в «статье 81»:
а) «часть 1» дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.»;
б) «часть 9» после слов «органах внутренних дел,» дополнить словами «в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации,»;
9) «часть 6 статьи 86» изложить в следующей редакции:
«6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, дети граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет двадцать лет и более, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, дети сотрудников органов внутренних дел, дети сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, дети граждан, которые уволены со службы в органах внутренних дел или в войсках национальной гвардии Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел или войсках национальной гвардии Российской Федерации, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность службы которых составляет двадцать лет и более, дети сотрудников органов внутренних дел, дети сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел или в войсках национальной гвардии Российской Федерации, дети, находящиеся на иждивении указанных лиц, дети прокурорских работников, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, дети сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в Следственном комитете Российской Федерации либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, а также иные лица в случаях, установленных федеральными законами, пользуются преимущественным правом приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.»;
10) «часть 16 статьи 91» после слов «выработке государственной политики в сфере миграции,» дополнить словами «федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны,».

Федеральный закон от 03.07.2016 N 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 5

Внести в «статью 41» Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 48, ст. 6165) следующие изменения:
1) в «пункте 6 части 1» слова «периодических медицинских осмотров и диспансеризации» заменить словами «медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации»;
2) в «части 2» слово «периодических» исключить.

Статья 6

«Статью 76» Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 24, 72) дополнить частью 7.1 следующего содержания:
«7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.».

Статья 30

Внести в Федеральный «закон» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 53) следующие изменения:
1) в «части 13 статьи 12» слова «, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» исключить;
2) в «пункте 5 части 1 статьи 33» слова «, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» исключить;
3) в «части 1 статьи 81»:
а) в «пункте 2» слова «, а также по выработке государственной политики в сфере миграции» исключить;
б) «пункт 5» признать утратившим силу;
4) в «части 16 статьи 91» слова «, по выработке государственной политики в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту» исключить.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 306-ФЗ «О внесении изменения в статью 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Внести в «часть 8 статьи 55» Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 27, ст. 3462) изменение, дополнив ее словами «, и не подлежат изменению в части приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета после 1 сентября года, предшествующего приему на обучение по указанным программам».

Федеральный закон от 03.07.2016 N 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Внести в Федеральный «закон» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4257) следующие изменения:
1) «часть 2 статьи 6» дополнить словами «, а также организацию предоставления дополнительного образования детей»;
2) в «части 2 статьи 8» слова «предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях» заменить словами «предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей, в том числе финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях и частных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей»;
3) в «статье 41»:
а) «часть 1» дополнить пунктом 11 следующего содержания:
«11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.»;
б) «часть 3» изложить в следующей редакции:
«3. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.»;
в) «пункт 1 части 4» изложить в следующей редакции:
«1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;».

Федеральный закон от 03.07.2016 N 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 3

«Часть 5 статьи 36» Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930) после слов «из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,» дополнить словами «лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя,».

В следующем году завершится первая декада проведения в России реформы здравоохранения. В преддверии этой круглой даты РАПСИ подводит ее предварительные итоги в контексте обеспечения прав граждан на бесплатное медицинское обслуживание.

Этим материалом мы продолжаем рубрику, в которой отслеживается эффективность работы законов, вызвавших широкий резонанс в обществе.

Реформа здравоохранения началась в 2010 году, когда был принят закон об обязательном медицинском страховании (ОМС). Изначально ее целью называлась оптимизация расходов путем закрытия неэффективных больниц и расширения использования высокотехнологичных медучреждений.

Среди других ключевых программ реформы можно выделить указ президента о совершенствовании политики в сфере здравоохранения (с 2012 года), «дорожная карта» правительства РФ по достижению к 2018 году определенных показателей в этой сфере, и, наконец, Стратегия развития здравоохранения РФ до 2025 года, которую утвердил президент России Владимир Путин в начале июня этого года. Теперь в течение полугода правительство должно утвердить план мероприятий по ее реализации.

Вероятно, появление новой стратегии, запущенной при личном участии президента, можно считать косвенным признанием неудачи первого этапа реформы, проводимой Минздравом.

При этом сразу следует заметить, что все новые законы, поправки в действующие акты и даже в некоторых случаях ликвидация медучреждений не нарушают Основной закон России.

Возможно, причина негатива со стороны существенного числа представителей старшего поколения к последствиям оптимизации во многом заключается в том, что они оценивают их исходя из норм предыдущей, советской Конституции. Однако посыл действующего закона при кажущейся схожести отличается кардинально.

Доступность медпомощи

Первый этап реформы формально соответствовал Конституции и другим российским законам, но не всегда ее можно было соотнести с современными нормами прав человека, устоявшимися как в России, так и в международном масштабе. Вероятно, именно это стало причиной для личного вмешательства Путина.

В феврале этого года президент в ходе послания к Федеральному собранию поставил задачу обеспечить до конца 2020 года доступ медпомощи во всех населенных пунктах России. Для этого за оставшиеся полтора года должны быть построены и модернизированы более 1590 врачебных амбулаторий и фельдшерских пунктов.

Задача эта весьма трудоемкая. По данным последней проверки Счетной палаты на эту тему, проводившейся в 2015 году, в 17 тысячах населенных пунктах не было никакой медицинской инфраструктуры. Среди них 11 тысяч поселений удалены на 20 км и более от ближайшего врача, причем жители трети из них еще и не имели возможности доступа к нему на общественном транспорте.

Исходя из того, что за прошедшие с тех пор годы суммарное количество больниц и коек только сократилось, масштаб раскрытой Счетной палатой проблемы вряд ли сильно уменьшился.

Оперативно решить задачу всеобщего доступа к врачам могли бы мобильные пункты. Именно на их распространение, очевидно, будет сделана ставка в нынешнем и ближайших годах.

Кроме того, председатель Госдумы Вячеслав Володин год назад по этому же вопросу предложил создать программу целевого набора медиков для первичного звена здравоохранения. Это, по его мнению, может ускорить решение проблемы нехватки персонала в медучреждениях, прежде всего в сельской местности.

«Сегодня дефицит среднего медицинского персонала в ФАПах (фельдшерско-акушерских пунктах) и врачебных амбулаториях во многих регионах — более 200 тысяч человек», — признает Володин. Решать ее, по всей видимости, будут целевым распределением выпускников.

Медицинское образование

Острую проблему дефицита кадров, особенно для первичного здравоохранения, в этом году озвучил и Путин. По его словам, быстрый эффект может дать снятие возрастных ограничений для программы «Земский доктор». Подъемные для врачей (в рамках целевого распределения, о котором говорилось в предыдущей главе) составят, согласно планам президента, 1 миллион рублей, для фельдшеров — полмиллиона рублей.

Сами медики говорят, что в прошлом десятилетии с нетерпением ожидали реформу, надеясь, что она начнется с изменений в медицинском образовании.

Однако произошедшие за эти годы перемены только усугубили ситуацию. В частности, стратегия активного внедрения ставки врача общей практики не поддерживается соответствующим качеством обучения (поскольку отсутствует профильная образовательная программа). По словам врачей, «просто ставят оценки, лекции сбиваются, есть серьезная проблема с переквалификацией».

Кроме того, это противоречит современному международному тренду, направленному на узкую специализацию врачей. В итоге пренебрежение при составлении плана реформы к потребностям ряда отдельных медицинских отраслей привело к резкому сокращению профильных специалистов, их дефициту и падению уровня медицинского обслуживания.

В этой связи в декабре прошлого года председатель правительства Дмитрий Медведев отметил, что в России не хватает 22,5 тысячи медиков разных специальностей. По его словам, для решения этой проблемы будет продолжена работа в сфере подготовки и переподготовки врачей.

Другая проблема, по словам экспертов, состоит в упразднении интернатуры — ранее обязательного этапа подготовки медиков: выпускник вуза год после шести лет обучения теории доучивался год на практике рядом с врачами. Отказ от такой нормы ставит под угрозу не только перспективы врача, но и здоровье пациента. Как отмечают специалисты, при полном отсутствии опыта поставить диагноз за считаные минуты, выделенные на прием, не представляется возможным.

Отсюда вытекает следующая большая проблема реформы.

Врачебные ошибки

По итогам опроса авторитетных врачей, проведенного несколько месяцев назад в разных российских городах компанией «Этнамед», выяснилось, что только около 20% диагнозов изначально были поставлены абсолютно верно. Еще около 60% нуждались в уточнении, а 20% — совершенно неверны.

Официальной статистики по этому поводу в России не существует. В указанном опросе участвовали врачи, которые предоставляют экспертное мнение по запросу пациента — когда не удается установить точный диагноз или пациент не уверен в заключении врача.

По результатам проверок ФОМС, в 2017 году различные нарушения были найдены в 13% историй болезней пациентов.

Проблема стала настолько очевидной, что год назад Следственный комитет (СК) РФ даже предложил новые статьи Уголовного кодекса, вводящие уголовную ответственность за врачебные ошибки: 124.1 «Ненадлежащее оказание медицинской помощи (медицинской услуги)» и 124.2 «Сокрытие нарушения оказания медицинской помощи».

При этом уже в 2017 году, по данным ведомства, в суд было направлено 175 уголовных дел, связанных с врачебными ошибками, что на 6% больше, чем годом ранее. Большинство осужденных в 2017 году врачей (74,7%) обвинялись в причинении смерти по неосторожности (статья 109 УК).

Гораздо стремительнее растет количество жалоб в СК на медицинскую помощь. В 2017 году их было 6050. По сравнению с 2016 годом рост составил 18%, а вот за 5 лет число жалоб на диагнозы врачей выросло на 65%.

В то же время, надо заметить, что уголовной ответственности за врачебные ошибки нет нигде в мире. Крупные же штрафы за неправильные действия вменяются только лицензированным врачам. В российских поликлиниках таковых абсолютное меньшинство. Обещанное к 2017 году лицензирование, по словам врачей, было отложено во избежание ухода специалистов в частную практику.

Надо заметить, что одна из главных причин врачебных ошибок, как считают специалисты, заключается в эмоциональном выгорании медработников из-за роста требований к ним со стороны общества, постоянного негатива. Следствием идет падение самооценки, помешать которому может обеспечение условий для профессионального роста (реализация права на образование, повышение квалификации).

При этом нагрузка на участковых врачей за годы реформы увеличена в несколько раз. Если раньше стандарт был 1700 человек, то сейчас он в некоторых медучреждениях вырос до 3000 человек. При том что раньше число посетителей ограничивалось только кругом людей, прописанных в этом округе. Теперь по полису нерегламентированное число граждан может посещать любую поликлинику, что привело к росту нагрузки на врачей во многих случаях в два раза.

Оптимизация больниц

Одна из главных причин роста нагрузки на врачей заключается в сокращении числа больниц. Данную тенденцию легко проследить:

Впрочем, само по себе закрытие больниц изначально не являлось проблемой. Ведь одной из первостепенных задач реформы здравоохранения было «повышение качества медицинской помощи на основе повышения деятельности медицинских организаций и их работников». По словам министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, одним из средств для достижения этой цели служит сокращение количества «неэффективных» коек в стране.

Данная задача реализовывалась настолько уверенно, что к 2017 году Россия по числу больниц начала уступать показателям 1932 года (5962 больницы), за полвека количество медучреждений сократилось почти в три раза. Обеспеченность больничными койками почти в два раза уступала показателям на момент распада СССР.

Володин в апреле прошлого года признал, что многие лечебные заведения в РФ были закрыты из-за формального и «бумажного» подхода к делу.

Надо отметить, что стратегия оптимизации медучреждений основывалась на западном опыте, где 70% услуг оказывается амбулаторно, в России же пропорция обратная — таковых было только 30%. Соответственно, сокращение больничных коек, по задумке, должно было увеличить доступность амбулаторной помощи для пациентов.

Проблема в том, что в данном случае западный опыт не релевантен нашим условиям, а значит, его нельзя заимствовать напрямую. В России более высокий уровень заболеваемости, чем в Европе, у нас другие климатические условия, соответственно пропорция стационарной и амбулаторной помощи должна существенно отличаться от принятой на Западе.

По словам специалистов, оптимизация привела не к автоматическому переходу врачей в поликлиники, как планировалось, а к сокращению узких специалистов (о чем говорилось выше).

Коммерциализация медицины

В условиях дефицита узкоспециализированных профессиональных врачей пациенты вынуждены все чаще обращаться за услугами в частные клиники либо доплачивать за них в государственных (многие медучреждения предлагают населению более быстрое обслуживание при условии оплаты услуг).

В этой связи еще в 2015 году Счетная палата объявила о происходящем в результате реформы «замещении бесплатной медицинской помощи платной». По данным Росстата, с 2005 по 2014 годы объем платных медицинских услуг населению вырос со 110 до 474 миллиардов рублей в год.

По данным авторов Стратегии развития здравоохранения РФ, обнародованной в этом году, объем платных медуслуг увеличился к 2017 году до 626,6 миллиарда рублей. Доля платных медуслуг выросла с 2012 по 2017 годы с 16 до 20%.

Важно отметить, что во многих случаях выбор пациентом платного обслуживания обусловлен не тягой к комфорту, а характером заболеваний. В первую очередь, речь идет об онкологических заболеваниях, проблема которых в России сегодня настолько остра (как, впрочем, и во всем остальном мире), что президент недавно пообещал направить в течение шести лет не менее триллиона рублей на борьбу с ними.

Специалисты отмечают, что рост платных услуг обусловлен объективной необходимостью восполнять дефицит средств медучреждений. Вопрос только в том, почему этот недостаток появляется.

Причина, по всей видимости, заключается в концепции «Деньги идут за пациентом»: реформа предусматривала финансирование учреждений исходя из объема заработанных ими средств. Это, по задумке, должно было стимулировать клиники к лучшей работе. А по факту поставило на грань выживания ряд учреждений, обслуживающих население в отдаленных районах, а также ограничило доступ граждан ко многим услугам в не самых густонаселенных местах.

«У нас же задача не в том, чтобы какие-то выжили учреждения, какие-то нет, а чтобы все граждане России реализовали свое право на доступную качественную помощь. Если учреждение не выполняет план, ему дают меньше денег, снижают плановое задание, его штрафуют страховые компании. Но тогда у него будет еще меньше работников, оно хиреет, а у нас в стране большие расстояния, проблемы с транспортом», — отмечал оргсекретарь профсоюза медицинских работников «Действие» Андрей Коновал в интервью Regnum.

Замещение бесплатных медуслуг платными в этом году официально было названо вызовом национальной безопасности.

Лекарства

Авторы новой Стратегии развития здравоохранения РФ в этом году среди угроз национальной безопасности назвали высокий уровень неинфекционных заболеваний, ВИЧ, гепатитов, туберкулеза, риск возникновения новых инфекций.

Эксперты Центра экономических и политических реформ, в свою очередь, отмечали пугающий рост числа случаев осложнений при беременности и родах, выявленных новообразований, заболеваний системы кровообращения.

В то же время нельзя считать эти показатели однозначно негативными. Наоборот, они могут быть симптомом улучшения состояния здравоохранения в России, поскольку в статистике подсчитывается не масштаб заболеваемости, а ее диагностирование. Соответственно, рост выявляемости заболеваний — признак качества работы врачей.

Но успешное диагностирование без соответствующего лечения вряд ли поможет улучшить ситуацию. А как указывают эксперты, для лечения во многих больницах попросту отсутствует целый ряд лекарств: анальгин, феназепам и т.д.

В 2016 году (более свежие данные не публиковались) сообщалось, что государству не хватает на лекарственное обеспечение порядка 45 миллиардов рублей, в результате чего некоторые регионы имели возможность обеспечить льготными препаратами около 10% нуждающихся.

Даже в Москве, по данным опроса, озвученным президентом «Лиги пациентов» Александром Саверским, порядка 80% людей говорили о проблемах с доступом к лекарствам, еще порядка 40% заявляли, что не могут позволить себе те лекарства, которые выписывает врач. В частности, тяжелые больные часто не могут получить лекарства, которые им положены по закону.

В это же время, по оценкам экспертов «Сколково», только в 2016 году государство потратило около 70 миллиарда рублей на лекарства с недоказанной эффективностью. Даже в списке жизненно необходимых препаратов в России присутствует много лекарств, нигде в мире не используемых официально в связи с отсутствием необходимых исследований (среди них «Кагоцел» и др.).

Еще большее беспокойство у специалистов вызывает расширение выпуска дженериков — т.е. копий известных лекарственных средств. Исследования в отношении их действия в нашей стране, как утверждают различные эксперты, до сих пор почти никогда не проводятся (что является нарушением закона), при этом практика показывает, что они далеко не всегда действуют так, же как оригинальные препараты.

В то же время, согласно официальной статистике, с начала реформы почти вдвое уменьшилось количество недоброкачественных и фальсифицированных средств.

Перспективы

В заключение необходимо констатировать, что у реформы здравоохранения на данный момент существует и множество успешных достижений. Уровень профессиональных заболеваний снизился на 23,4% (при дефиците врачей-профпатологов и диагностируемой исследователями недостаточной заинтересованности работодателей в сохранении здоровья сотрудников).

В 2,3 раза увеличилось число тех, кому оказана высокотехнологичная помощь. Реабилитационных коек стало в 1,7 раза больше.

Результатом реформы можно считать снижение с 2012 по 2017 годы показателей младенческой смертности — на 35%, материнской — на 23,5%. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 72,7 года, увеличившись на 2,5 года.

Первый этап реализации новой стратегии закончится к 2021 году, к этому моменту планируется достичь увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет, к 2025 году — до 78 лет.

Для реализации этой цели Путин, в частности, поставил задачу отладить электронное взаимодействие между поликлиниками, аптеками и гражданами, чтобы упростить и ускорить доступ пациентов к специалистам разного профиля.

Кроме того, президент заявил о создании в России детских реабилитационных центров мирового уровня, которые должны будут заложить основу создания целой системы подобных учреждений.

Для графиков использованы данные Федеральной службы государственной статистики

Людмила Кленько, Радослав Руднев

Оставьте комментарий