Изъятие земельного участка для недропользования

Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный Кодекс Российской Федерации был дополнен главой VII.1, устанавливающей порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2016 № 210 в Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, внесены изменения, в соответствии с которыми Роснедра наделены полномочиями по осуществлению принятия решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

Приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 № 255 «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)» осуществление данных и непосредственно связанных с ними полномочий возложено на территориальные органы Роснедр по месту нахождения изымаемого земельного участка. При этом информационно-аналитическое обеспечение исполнения ими данных полномочий осуществляется территориальными фондами геологической информации.

Отмечаем, что с начала действия процедуры изъятия земельных участков для целей недропользования было подано свыше 600 ходатайств пользователей недр об изъятии земельных участков (по состоянию на май 2020 года).

Основные нормативно-правовые акты, а также акты государственных органов, регулирующие процедуру изъятия земельных участков:

1. Земельный Кодекс Российской Федерации (Глава VII.1);

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд»;

3. Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2015 № 250 «Об утверждении требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состава прилагаемых к нему документов, а также порядка и способов подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и требований к их формату»;

4. Приказ Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 № 255 «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)».

Согласно вышеуказанным правовым актам, в целях получения земельного участка для осуществления недропользования владелец лицензии обращается в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. После получения такого ходатайства территориальным органом Роснедр направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с целью выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию. По результатам выявления правообладателей изымаемой недвижимости территориальным органом Роснедр принимается решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных лиц, которое оформляется приказом. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков.

Решение об изъятии земельного участка размещается на официальном сайте Роснедр (его территориального органа) в сети «Интернет», публикуется в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию. Кроме того, копии решения об изъятии направляются правообладателям изымаемой недвижимости, организации, подавшей ходатайство об изъятии, а также в Росреестр.

При этом отмечаем, что рассматривая дела №№ А43-28541/2017, А43-34915/2017, А43-34922/2017, А43-34923/2017, суды отметили, что направление копии решения об изъятии правообладателю изымаемой недвижимости имеет обязательный характер только в случае наличия у уполномоченного органа исполнительной власти сведений о почтовом адресе, указанном в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в ЕГРН, а также в случае сообщения самим правообладателем адреса для связи в виде электронной почты.

После получения решения об изъятии пользователь недр осуществляет совместно с Роснедрами подготовку соглашения об изъятии недвижимости, которое заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и Роснедрами (его территориальным органом), а также организацией, подавшей ходатайство. При этом на основании предложений правообладателя изымаемой недвижимости об изменении условий соглашения об изъятии недвижимости Роснедра по согласованию пользователем недр вправе изменить условия соглашения об изъятии недвижимости с учетом предложений правообладателя изымаемой недвижимости.

В случае отказа правообладателя изымаемой недвижимости в подписании соглашения об изъятии недвижимости Роснедра либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

При этом следует отметить, что суды, рассматривая споры по делам №№ А12-70274/2016, А12-54447/2016 о признании незаконными приказов об изъятии земельных участков, отмечают, что непредставление пользователями недр документов, подтверждающих отсутствие иных возможностей оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, не может быть принято в качестве аргумента, поскольку действующее законодательство не ставит право владельца лицензии на пользование недрами ходатайствовать об изъятии земельного участка в зависимость от наличия таких возможностей.

Более того, в рамках дел №№ А57-19811/2018, А57-19812/2018, А57-19897/2018, А57-20569/2018, А57-20568/2018, А57-20564/2018, А57-20572/2018, А57-20570/2018, А57-20566/2018, А57-19895/2018, А57-19892/2018, А57-19813/2018, А57-19814/2018, А57-19810/2018, А57-19892/2018 судами отмечено, что действующее земельное и гражданское законодательство не предусматривает необходимость наличия у уполномоченного органа исполнительной власти каких-либо других обоснований принятия решения об изъятии земельных участков (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами), кроме наличия лицензии на пользование недрами у ходатайствующего.

Также отмечаем, в зависимости от вида правообладания земельным участком заключенное соглашение об изъятии земельного участка либо вступившее в законную силу решение суда о его принудительном изъятии является основанием как для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, пользователю недр, так и для прекращения договора аренды земельного участка или иных договоров пользования земельным участком без перехода такого участка в собственность пользователя недр, обратившегося с ходатайством об изъятии.

Сельское хозяйство
Правильная ссылка на статью: Самончик О.А. — Некоторые аспекты применения норм об изъятии земельных участков сельскохозяйственного назначения для целей недропользования // Сельское хозяйство. – 2019. – № 3. – С. 21 — 27. DOI: 10.7256/2453-8809.2019.3.32477 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32477

Самончик Ольга Анатольевна
кандидат юридических наук
Старший научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права, Институт государства и права РАН
119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10
Samonchik Ol’ga Anatol’evna
PhD in Law
Senior Researcher at the Sector of Environmental, Land and Agricultural Law of The Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
119019, Russia, g. Moscow, ul. Znamenka, 10

raps-07@mail.ru

10.7256/2453-8809.2019.3.32477

Дата направления статьи в редакцию:

26-03-2020

Дата публикации:

03-04-2020

Аннотация.

В статье проведен анализ применения норм об изъятии земельных участков для целей недропользования, при этом особое внимание уделено изъятию земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые являются важнейшим фактором устойчивого развития сельских территорий и производственной основой обеспечения продовольственной безопасности страны. Подняты такие не урегулированные или нечетко урегулированные правом аспекты изъятия земельных участков, как недостаточность обоснования изъятия исключительно наличием у организации лицензии на пользование недрами; отсутствие учета интересов аграрной отрасли в сохранении ценных сельхозугодий при предоставлении участков недр в пользование и другие. При написании статьи были использованы следующие методы исследования: формально-юридический, абстрактно-логический, историко-правовой и сравнительно-правовой Опираясь на анализ судебной практики, автор приходит к следующим выводам. Принудительное изъятие участков у добросовестных правообладателей должно быть обосновано наличием исключительной государственной или муниципальной нужды, неотложными общественными интересами. Соответствующее обоснование должно содержаться в ходатайстве организации-недропользователя об изъятии земельного участка, что следовало бы предусмотреть в главе VII.1 Земельного кодекса РФ, посвященной изъятию земельных участков для публичных нужд. Это требование в определенной мере препятствовало бы выбытию ценных земель сельскохозяйственного назначения из аграрного сектора экономики.
Ключевые слова: сельскохозяйственные угодья, сельскохозяйственное назначение, публичные нужды, основание изъятия, лицензия на недропользование, ходатайство об изъятии, обоснованность ходатайства, изъятие земельных участков, недропользование, земельный участок
The author analyzes the use of land withdrawal rules for the purpose of subsurface resource management giving special attention to the withdrawal of agricultural lands which are the essential factor of rural territories substantial development and the basis of a country’s food safety. The author touches upon such unsettled or unclear aspects of land withdrawal as the fact that if an organization has a licence to use subsurface resources, it can’t be a reason for land withdrawal per se, and the fact that the interests of the agricultural sector in the preservation of valuable agricultural land plots are not taken into account when making subsurface sites available for use, and others. The research is based on the formal legal, abstract logical, historical legal and comparative legal research methods. Based on the analysis of judicial practice, the author arrives at the following conclusions. The forcible withdrawal of lands from bona fide owners can only be justified by extraordinary state or municipal concern or public interests. Such a justification should be contained in the request of a subsurface user for land withdrawal; this should be established in chapter 7.1 of the Land Code of the Russian Federation describing the procedure of withdrawal of lands for public needs. This requirement would help prevent the withdrawal of valuable agricultural lands from the agricultural sector.
the propriety of the petition, a petition for the withdrawal, license for subsoil use, grounds for withdrawal, public needs, agricultural purposes, agricultural lands, withdrawal of land plots, subsoil use, land plot

Один из основных принципов земельного законодательства устанавливает приоритетное сохранение особо ценных земель сельскохозяйственного назначения. Эти земли являются неотъемлемым фактором устойчивого развития сельских территорий и служат производственной основой обеспечения продовольственной безопасности страны.

В то же время законодателем предусмотрена возможность изъятия для государственных и муниципальных нужд земельных участков различных категорий, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения. Так, согласно ч. 2 ст. 25.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» допускается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, если они необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Условия и порядок принудительного изъятия земельных участков у добросовестных правообладателей, включая сельхозпроизводителей, установлены в главе VII.1 Земельного кодекса РФ .

В соответствии с п. 2 ст. 56.3 ЗК решение об изъятии участков для целей недропользования обосновывается наличием лицензии на пользование недрами. Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах и в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока. Как предусмотрено Законом «О недрах», в лицензии содержатся, в том числе, сведения о границах участка недр и о границах территории или земельного участка, выделенных для ведения работ по использованию недр (ст. 11, 12). При этом не совсем понятно, что означает «выделенныйземельный участок», поскольку согласно земельному законодательству земельные участки либо предоставляются юридическим и физическим лицам соответствующими органами, либо приобретаются ими путем совершения сделок. Как правило, границы предоставляемого в дальнейшем организации-недропользователю земельного участка совпадают с границами предоставленного в пользование участка недр. Границы участков недр устанавливаются Федеральным агентством по недропользованию (его территориальными органами) или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения).

Обратим внимание, что согласно Положению об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование , Федеральное агентство по недропользованию при определении границ участков недр учитывает, в частности: данные государственной экспертизы запасов полезных ископаемых; границы особо охраняемых природных территорий (режим которых не позволяет осуществлять пользование недрами); предложения Министерства обороны РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и других органов, которые они представляют при подготовке проектов решений о предоставлении права пользования участками недр федерального значения. Похожий порядок предусмотрен и для случаев изменения уже установленных границ участков недр (п. 5, 19). Однако в числе органов, представляющих предложения, Министерство сельского хозяйства РФ не указано. Таким образом, интересы аграрной отрасли в сохранении ценных сельхозугодий при предоставлении участков недр в пользование не учитываются. В то же время земли сельскохозяйственного назначения чаще всего подвержены изъятию для целей недропользования, в результате чего им наносится существенный ущерб.

Как закреплено в п. 4 ст. 79 ЗК РФ, законодательством субъектов РФ может быть определен перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается. Однако в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод таких земель в другие категории, в частности, в связи с добычей полезных ископаемых (п. 8 ч. 1 и ч. 2 ст. 7). Таким образом, имеет место коллизия норм двух законов. Представляется, что положения ст. 7 Закона № 172-ФЗ должны быть приведены в соответствие с п. 4 ст. 79 ЗК РФ, как основополагающим законом, регулирующим рациональное использование и охрану земель, в частности, земель сельскохозяйственного назначения.

Действующим земельным законодательством не предусмотрено запрета на сокращение общей площади сельхозугодий. Поэтому следовало бы подумать о целесообразности включения в ЗК РФ требования о том, что при изъятии сельхозугодий для государственных или муниципальных нужд должна осуществляться компенсация их площади на землях другого назначения.

Здесь уместно вспомнить нормы ранее действовавшего Земельного кодекса РСФСР 1991 г. , предусматривающего возмещение потерь сельскохозяйственного производства в случае изъятия сельхозугодий для публичных нужд. Потери возмещались субъектами, которым предоставлялись изъятые земельные участки, в бюджет местных Советов народных депутатов помимо возмещения убытков правообладателям участков. Эти средства использовались для освоения новых земель, улучшения сельхозугодий, повышения плодородия почв, улучшения и восстановления земель, подверженных различным видам деградации, и т.п. (ст. 98, 99 ЗК РСФСР 1991 г.) .

Согласно ЗК РФ решение об изъятии земельных участков в целях недропользования может быть принято как по инициативе уполномоченных органов федерального или регионального уровня, так и на основании ходатайства организации-недропользователя (п. 4 ст. 56.3, п. 1 ст. 56.4). В п. 7 ст. 56.6 установлены случаи, при которых решение об изъятии не может быть принято: земельные участки являются выморочным имуществом и на них отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся у субъектов на других правах; земельные участки находятся в публичной собственности и никому не предоставлены и на них нет объектов недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности или на других правах; на земельных участках публичной собственности расположены объекты недвижимого имущества, являющиеся выморочным или бесхозяйным имуществом. Однако в этих случаях изъятия участков и иных объектов недвижимости не требуется, поскольку нет правообладателей, у которых они могут быть изъяты. В то же время это не означает, что такие земельные участки не могут быть предоставлены заинтересованным организациям, в том числе, для ведения работ по использованию недр. Поэтому п. 7 ст. 56.6 ЗК в существующей редакции представляется излишним.

Тем более что еще в одной статье Кодекса — 56.4 предусмотрены конкретные случаи, когда уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления возвращают ходатайства об изъятии земельного участка без рассмотрения с указанием причины принятого решения (п. 9 — заявители не являются лицами, которые указаны в п. 1 — 3 настоящей статьи; не представлена схема расположения земельного участка и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование такого земельного участка; и т.д.) или принимают решения об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии (п. 11 — не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные ст. 56.3 ЗК; ходатайством запрашивается изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; и т.д.).

Как показывает анализ судебной практики, одними из основных заявителей о признании решений об изъятии земельных участков для целей недропользования незаконными являются сельхозпроизводители. При этом суды чаще всего отказывают в удовлетворении заявленных требований, подтверждая законность принятых решений об изъятии земельных участков. Таким образом, подтверждается сделанный в литературе вывод, что «сложившийся социально-экономический уклад нашего государства, связанный со стратегическим значением полезных ископаемых, энергетических и иных ресурсов, обусловливает прерогативу публично-правовых интересов в недропользовании над частноправовыми и соответствующую специфику правового регулирования отношений в данной сфере» . В контексте рассматриваемой темы следует добавить: не только над частноправовыми интересами отдельных сельхозпроизводителей, но и над интересами аграрной отрасли в целом.

Так, практически никогда не отменяются решения об изъятии земельных участков в целях добычи нефти, газа, других углеводородных продуктов. Как следует из материалов дела, предприниматель счел приказ уполномоченного органа об изъятии у него земельных участков для государственных нужд РФ с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами, незаконным. Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.11.2018 г. № Ф01-5185/2018 в удовлетворении требования ему было отказано, поскольку, как признал суд, земельный участок изъят на законных основаниях в соответствии со стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в области недропользования, в том числе в целях стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты. Верховный Суд РФ поддержал решение нижестоящего суда .

В постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 19.03.2019 г. № Ф09-658/19, которым собственнику также было отказано в удовлетворении требования о признании недействительным приказа об изъятии земельного участка, содержится более пространное обоснование. Так, указывается, что изъятие участка осуществлено в соответствии со стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в области недропользования и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов Российской Федерации, в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны .

Следует отметить, что, удовлетворяя ходатайства организаций-недропользователей, уполномоченные органы принимают решения об изъятии земельных участков, как правило, исходя из формального наличия у заявителя лицензии. Однако такая весьма удобная для недропользователей и кажущаяся очевидной схема представляется ущербной, поскольку не учитывает в должной мере положения ст. 49 ЗК РФ. В частности, в соответствии с этой статьей принудительное изъятие участков у добросовестных правообладателей должно быть обосновано наличием исключительной публичной нужды, неотложными общественными интересами.

Представляется, что соответствующее обоснование должно содержаться в ходатайстве заинтересованной в изъятии земельного участка организации, что следовало бы предусмотреть в главе VII.1 ЗК РФ. Такое требование в определенной мере препятствовало бы выбытию ценных земель сельскохозяйственного назначения из аграрного сектора. Этот вывод подтверждается отдельными примерами из судебной практики.

Так, общество «Прикамская гипсовая компания» (далее — Общество), имеющее лицензию на право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи строительного песка и гравийно-песчаной смеси на Заосиновском месторождении, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением, в котором просило признать незаконным отказ Правительства Пермского края в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд для ведения работ по использованию участка недр местного значения и обязать Правительство удовлетворить указанное ходатайство.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.09.2016 г. в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Однако постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016 г. решение суда было отменено, заявленные Обществом требования удовлетворены, на Правительство Пермского края возложена обязанность принять решение об изъятии земельных участков общей площадью 736 922 кв. м. у ООО «Агропромышленный комплекс «Красава».

Апелляционный суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку он в значительной мере лишается того, на что вправе был рассчитывать при оформлении лицензии, и что сказывается на его основной деятельности. Суд принял во внимание то обстоятельство, что лицензия на право пользования участком недр была получена заявителем по результатам аукциона, проведенного Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Суд посчитал, что проведение аукциона и выдача лицензии свидетельствуют о наличии потребности публично-правового образования в разработке и использовании Заосиновского месторождения.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Правительство Пермского края обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. По мнению заявителя, обществом не доказано наличие в рассматриваемом случае государственной нужды и оснований для изъятия земельных участков согласно ст. 49 ЗК РФ.

Арбитражным судом Уральского округа кассационная жалоба была удовлетворена, постановление суда апелляционной инстанции отменено. Судом отмечено, что, хотя общество подпадает под категорию лиц, которые имеют право обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков, однако, как следует из положений ст. 235, 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2, 56.3, 56.4 ЗК РФ, это обстоятельство не является безусловным основанием для удовлетворения такого ходатайства и не влечет безусловное принудительное изъятие имущества. Основополагающим условием изъятия земельных участков является наличие государственной или муниципальной нужды, которое подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим ходатайством об изъятии (выделено мною – О.С .).

При этом под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 г.).

Далее суд подчеркивает, что в качестве государственной нужды общество «Прикамская гипсовая компания» указывает на получение в дальнейшем Пермским краем налога и формирование новых рабочих мест, что, как верно отметил суд первой инстанции, лишь опосредованно служит интересам общества и направлено на извлечение прибыли самим заявителем.

Само по себе наличие лицензии на право пользования участком недр, выданной Министерством по результатам аукциона, на чем основывает свои выводы суд апелляционной инстанции, не свидетельствует о том, что деятельность заявителя направлена на удовлетворение публичных интересов, соответствует общественным потребностям. Учитывая разрешительный характер деятельности по освоению недр, наличие лицензии предоставляет необходимые права соответствующему лицу, но не свидетельствует о безусловной направленности его действий на удовлетворение публичного интереса, обеспечение общественных потребностей .

Представляется, что приведенное решение Арбитражного суда Уральского округа, содержащееся в постановлении от 18 мая 2017 г. № Ф09-1616/17, следует применять как образец при рассмотрении судами аналогичной группы дел, причем особенно это важно в случае изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения. Судам, кроме того, при вынесении решения по спорам, связанным с изъятием ценных сельхозугодий, необходимо учитывать не только законные интересы правообладателей таких участков, но и интересы сельскохозяйственной отрасли в целом.

Такие же рекомендации касаются и уполномоченных органов государственной власти, принимающих решения об изъятии земельных участков для целей недропользования. Однако в действующем законодательстве такие требования не установлены. В утвержденных Минэкономразвития России 23 апреля 2015 г. «Требованиях к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, составе прилагаемых к нему документов…» применительно к организациям-недропользователям содержится обязанность указать наименование органа, выдавшего лицензию на пользование недрами, с датой ее выдачи и номером (раздел 5). То есть чисто формальное требование, хотя раздел 5 имеет наименование «Обоснование необходимости принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд».

Представляется, что в ходатайстве об изъятии земельного участка в целях недропользования должны в обязательном порядке обосновываться наличие исключительной государственной или муниципальной нужды в изъятии конкретного земельного участка, а также необходимость именно изъятия участка, поскольку использование земельного участка в целях недропользования может осуществляться и без его изъятия (аренда, сервитут).

На основании изложенного предлагается внести соответствующие дополнения в действующее законодательство, в частности, в главу VII.1 ЗК РФ, нормы которой регулируют изъятие земельных участков для публичных нужд, в том числе для ведения работ по использованию недр.

Библиография

Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823. Статья 25.2 введ. Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» //СЗ РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 52.
Глава VII ЗК РФ введена Федеральным законом № 499-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 3 мая 2012 г. № 429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование» //СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2445.
Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» //СЗ РФ. 2004. № 52. Ст. 5276.
Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 г. № 1103-1 //Ведомости СНД и ВС. 1991. № 22. Ст. 768.
Статьи 98, 99 ЗК РСФСР от 25.04.1991 г. № 1103-1 утр. силу согласно Указу Президента РФ от 24.12.93 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.
Семенова Е.Г. Правовой режим участка недр как объекта гражданских прав // Власть Закона. 2017. № 2. С. 177-189.
Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2019 № 301-ЭС19-1854 по делу № А43-47064/2017; см. также: Определения Верховного Суда РФ от 04.06.2018 № 304-ЭС18-5931 по делу № А45-26060/2016; от 02.04.2019 № 301-ЭС19-3901 по делу № А43-34923/2017; и др. //СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2017 г. № Ф09-1616/17 по делу № А50-10431/2016 //СПС «КонсультантПлюс».
Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2015 N 250 (ред. от 27.10.2016 г.) «Об утверждении требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состава прилагаемых к нему документов, а также порядка и способов подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и требований к их формату» (зарегистр. в Минюсте России 17.07.2015 г. № 38066) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.07.2015. Дата обращения 05.02.2020 г.

References (transliterated)
Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться .

В представленной на рецензировании научной статье: «Некоторые аспекты применения норм об изъятии земельных участков сельскохозяйственного назначения для целей недропользования «, автором исследуется опыт использования изъятия земельных участков сельхозназначения для целей природопользования. Автором при написании научной статьи использованы основные методы исследования необходимые для проведения научного исследования. Актуальность темы статьи не вызывает сомнений, поскольку один из основных принципов земельного законодательства устанавливает приоритетное сохранение особо ценных земель сельскохозяйственного назначения. Эти земли являются неотъемлемым фактором устойчивого развития сельских территорий и служат производственной основой обеспечения продовольственной безопасности страны. Статья написана хорошим научным стилем,грамотно по структуре и содержанию — в статье проводится анализ проблем изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения для целей недропользования, точки зрения ведущих правоведов — специалистов по указанной проблематике, а также материалы судебной практики арбитражных судов Уральского округа и Волго-Вятского округа. Научная новизна статьи по мнению автора заключается в том, что в ходатайстве об изъятии земельного участка в целях недропользования должны в обязательном порядке обосновываться наличие исключительной государственной или муниципальной нужды в изъятии конкретного земельного участка, а также необходимость именно изъятия участка, поскольку использование земельного участка в целях недропользования может осуществляться и без его изъятия (аренда, сервитут).Кроме того,автор предложил внести соответствующие дополнения в действующее законодательство, в частности, в главу VII.1 ЗК РФ, нормы которой регулируют изъятие земельных участков для публичных нужд, в том числе для ведения работ по использованию недр.. Выводы в научной статье соответствуют требованиям, автором проанализированы проблемы возникающие при изъятии земельных участков сельскохозяйственного назначения для целей недропользования, а также предложены варианты решения проблемы, путем внесения изменения в действующее законодательство. Библиография статьи хорошая, автором использована и солидная нормативно-правовая база и материалы судебной практики и учебная литература. Статья написана хорошим языком, на актуальную тему и представляет безусловный интерес для читательской аудитории. Замечания: 1. Желательно было бы дополнить список литературы учебными изданиями (2017-2019 гг). 2. В статье полностью отсутствует апелляция авторов к оппонентам, необходимо добавить труды ученых проанализированы плюсы и минусы точек зрения и предложить свои варианты решения проблемы. Несмотря на указанные выше замечания считаю, что статья «Некоторые аспекты применения норм об изъятии земельных участков сельскохозяйственного назначения для целей недропользования» может быть опубликована. Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд утверждено постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561.

Резервирование земель для муниципальных нужд — это функция по управлению земельными ресурсами, направленная на сохранение земельных ресурсов для успешного решения задач местного значения. Посредством резервирования вводится ограничение вещных прав на землю, в том числе запрет на их приватизацию, а также различного рода ограничения на использование земель, осуществление хозяйственной и иной деятельности в пределах зарезервированных земель.

Вопрос резервирования земель и изъятия земельных участков для муниципальных нужд продолжает сохранять свою актуальность. Причём, если в 2010 году основной акцент был сделан на резервировании земель, то в 2011 году такой акцент сместился в сторону изъятия земельных участков, расположенных в границах зарезервированных земель, и земельных участков, на которых расположены аварийные многоквартирные дома. В ближайшей перспективе тенденция на увеличение количества изымаемых земельных участков сохранится ввиду того, что на территории города Омска расположено более 500 многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

Крупные собственники земли в «новой Москве» согласились передать городу земельные участки под строительство трех поперечных дорожных связок в рамках закона об изъятии земель. Об этом 6 июня журналистам сообщил и.о. руководителя Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

Речь идет о строительстве поперечных дорог: Мамыри — Саларьево, Коммунарка — Южное Бутово, дорога от Киевского до Боровского шоссе.

«Там небольшие земельные участки, которые нам необходимо изъять под реконструкцию дорог, не более десяти участков по 10 — 15 — 20 соток. Это будет первый случай применения закона об ускоренном изъятии земельных участков», — сказал В. Жидкин.

Он отметил, что пользователи этих участков готовы предоставить землю под дорожное строительство, поскольку учитывают, что улучшится транспортная инфраструктура для обслуживания объектов, находящихся у них в собственности.

Наша справка

В апреле президент России Владимир Путин подписал закон об упрощенном изъятии земель в «новой Москве» для строительства транспортной инфраструктуры.

Закон должен применяться для строительства на присоединенных территориях объектов федерального значения, перечень которых утверждается правительством РФ, и объектов регионального значения, которые утверждаются правительством Москвы. Действие закона частично распространяется и на территорию Московской области, в целях урегулирования отношений, возникающих при строительстве объектов на пограничных территориях Москвы и Подмосковья.

Согласно документу, срок процедуры изъятия участков у правообладателей составит не меньше пяти месяцев — именно такой период устанавливает закон от момента, когда собственника уведомят о предстоящем изъятии, до подачи иска в суд в случае, если соглашение о передаче земли не подписано. В суд органы власти вправе обратиться, если за три месяца со дня направления проекта документа соглашение с правообладателем не заключено.

Изъятие осуществляется путем выкупа, если имущество принадлежит правообладателю на праве собственности, или путем прекращения прав на имущество и возмещения убытков, если оно принадлежит ему на ином праве.

Принудительное изъятие прав на изымаемое имущество возможно только на основании решения суда.

Изъятие земель по правилам принятого закона будет осуществляться до 1 января 2020 года.

Алена Черяпкина, собственный корреспондент

Об изъятии земельного участка путем выкупа для государственных нужд Амурской области

ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 сентября 2009 года N 65-р
Об изъятии земельного участка путем выкупа для государственных нужд Амурской области

В соответствии со статьями 49, 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279, 280, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Амурской области от 15.03.2005 N 454-ОЗ «Об изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных нужд области и муниципальных нужд», на основании положительного заключения постоянной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о резервировании и изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных нужд области от 09.07.2009:
1. Изъять для государственных нужд Амурской области путем выкупа земельный участок с кадастровым номером 28:22:010657:0028, расположенный по адресу: Селемджинский район, п.г.т. Февральск, ул. Восточная, 27, с целью строительства мостового перехода через р. Бысса на 279 км автомобильной дороги «Введеновка-Февральск-Экимчан», согласно приложению.
2. Министерству имущественных отношений Амурской области (Л.И. Беляева):
обеспечить государственную регистрацию распоряжения об изъятии путем выкупа земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения, в Управлении Федеральной регистрационной службы по Амурской области;
письменно уведомить собственника о произведенной регистрации распоряжения об изъятии путем выкупа земельных участков с указанием ее даты;
после заключения соглашения обеспечить регистрацию права собственности Амурской области на выкупленный земельный участок в Управлении Федеральной регистрационной службы по Амурской области;
в месячный срок со дня регистрации права собственности предоставить земельный участок, указанный в пункте 1 настоящего распоряжения, в постоянное (бессрочное) пользование государственному учреждению управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор».
3. Государственному учреждению управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» (СВ. Садовников):
от имени Амурской области заключить соглашение с собственником о выкупе земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения;
выплатить собственнику изымаемого земельного участка выкупную цену за счет средств областного бюджета, предусмотренных по смете получателю бюджетных средств Государственному учреждению управлению автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» на строительство мостового перехода через р. Бысса на 279 км автомобильной дороги «Введеновка-Февральск-Экимчан».

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить ка заместителя председателя Правительства области — министра финансов области В.Г. Щербину.

Губернатор Амурской области
О.Н. Кожемяко

Приложение — Сведения о земельном участке, изымаемом путем выкупа для государственных нужд Амурской области

Приложение
к распоряжению Правительства Амурской области
от 24 сентября 2009 года N 65-р

Фамилия, имя, отчество
собственника

Кадастровый номер земельного участка

Местоположение
земельного участка

Площадь
земельного участка, кв.м.

Категория земель,
разрешенное использование

Трусевич Виктор Станиславович

Амурская область,
Селемджинский район,
п.г.т. Февральск,
ул. Восточная, 27

11 060

земли населенных пунктов, для крестьянско-фермерской деятельности

Оставьте комментарий