Кадровый резерв

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

7.6.2. Сущность и порядок формирования кадрового резерва

Складывающаяся политическая и экономическая структура в России требует создания новой системы государственного управления, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние и на политику в области подготовки и использования руководящих кадров федерального, территориального и местного уровней, в том числе и для организаций.

В связи с этим основные усилия в кадровой политике сосредоточиваются на создании хорошо подготовленного резерва кандидатов на должности руководителей новой формации, способных в сжатые сроки освоить новый участок работы и обеспечить эффективное решение стоящих перед ними задач. При этом упор делается на создание резерва не «вообще» подготовленных кандидатов, а на руководителей вполне определенного типа и уровня управления с учетом новых подходов к организации работы государственных структур и аппарата управления экономикой.

Наличие кадрового резерва позволяет заранее на плановой основе, по научно и практически обоснованной программе готовить кандидатов на вновь создаваемые и подлежащие замещению вакантные должности, эффективно организовать обучение и стажировку специалистов, включенных в резерв, рационально их использовать на различных направлениях и уровнях в системе управления.

По своему качественному и количественному составу резерв руководящих кадров должен отвечать действующим организационно-штатным структурам с учетом перспектив их развития. Резерв создается на все без исключения должности руководителей, осуществляющих функции управления на конкретном уровне.

Формирование резерва проводится на основе выводов аттестационных комиссий, базирующихся на объективной всесторонней оценке информации о деловых и личностных качествах кандидатов на руководящие должности. При этом в основу выводов таких комиссий должен быть положен анализ конкретных результатов профессиональной деятельности специалистов, достигнутых на различных этапах их работы в системе управления. Особое вынимание при этом уделяется уровню профессиональной и общеобразовательной подготовки, организаторским и аналитическим способностям, чувству ответственности за результаты работы, целеустремленности, умению обосновывать и принимать самостоятельные, ответственные решения. При выдвижении в резерв учитываются результаты оценки знаний кандидатов, полученных в ходе их обучения в системе повышения квалификации, заключения по итогам стажировок, тестирований и т.п., а также физическое состояние, способность переносить дополнительные нагрузки.

Работа по формированию резерва складывается из следующих этапов:

1. Составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров.

2. Оценка деловых и личностных качеств кандидатов в резерв на выдвижение.

3. Определение кандидатов в резерв.

4. Принятие решения о включении в резерв.

5. Согласование списка кандидатjd, включенных в резерв, с вышестоящими организациями.

При формировании резерва необходимо точно знать квалификационными требования, предъявляемые к той должности, на которую зачисляется в резерв специалист, учитывать, какие специальные знания и опыт необходимы в каждом конкретном случае для обеспечения высокопрофессионального руководства.

Ежегодно в декабре руководитель кадровой службы организации проводит подготовительную работу по выявлению кандидатов, достойных для зачисления в резерв. Затем состаиаяется предварительный список резерва кадров дяа выдвижения. Данный список обсуждается на заседании постоянно действующей комиссии, а затем утверждается руководителем организации.

Для проведения планомерной систематической работы с резервом кадров во всех организациях создаются постоянно действующие комиссии по работе с резервом. Эти комиссии должны способствовать качественной подготовке и действенной расстановке кадров, максимальному устранению субъективизма в оценке деловых и личностных качеств специалистов, зачисляемых в резерв.

Состав комиссии определяется и утверждается руководителем организации. В ее состав включаются: руководитель организации (заместитель, отвечающий за работу с кадрами), как председатель комиссии он отвечает за организацию работы с резервом; руководитель кадровой службы, как секретарь комиссии он ведет делопроизводство. осуществляет контроль за порядком и организацией работы с резервом; председатель профсоюзной организации; представители психологических служб и юристы, а также специалисты по направлению профессиональной деятельности.

Комиссия по работе с резервом регулярно проводит свои заседания, но не реже чем два раза в год. На ее заседаниях рассматриваются следующие вопросы: обеспечение качественного подбора, расстановки и подготовки кадров; формирование резерва кадров для выдвижения; анализ расстановки руководящих кадров и специалистов: подведение итогов работы с резервом кадров для выдвижения на руководящие должности; работа с руководителями структурных подразделений.

7.6.2. Планирование и организация работы с резервом кадров

Работа по подготовке резерва кадров носит целенаправленный, системный и плановый характер. Организация этой работы направлена на обеспечение качественной и интенсивной подготовки каждого специалиста к самостоятельной деятельности на новом, более высоком уровне.

Различия структуры и состава резерва, а также исходной подготовленности работников обусловливают принцип индивидуального подхода при выборе форм и методов работы, их очередности и продолжительности.

Работа со специалистами, включенными в состав резерва, проводится по плану, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, экономических и управленческих знаний, глубокому освоению характера работ, по выработке у специалиста умения и навыков руководства на уровне современных требований.

В систему этой работы входят: учеба в системе повышения квалификации руководящих работников с отрывом и без отрыва от производства; стажировка в должности, на которую специалист зачислен в резерв; временное замещение отсутствующих руководителей на период их командировок, отпусков; выезды в другие организации с целью изучения положительного опыта; участие в преподавательской работе в системе повышения квалификации; участие в проверках производственной деятельности организации и их подразделений; участие в подготовке и проведении конференций, семинаров и совещаний.

Планирование кадрового резерва имеет целью спрогнозировать персональные продвижения, их последовательность и сопутствующие им мероприятия. Оно требует проработки всей цепочки продвижений, перемещений, увольнений конкретных сотрудников.

В отечественных организациях разработан специальный экспертный лист, с помощью которого отбираются кандидаты при формировании плана кадрового резерва управленческого персонала.

Приведем пример.

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ

Данный опрос проводится для формирования резерва управленческого персонала. Наиболее надежную оценку кандидату могут дать люди, работающие с ним непосредственно. Просим Вас выразить свое мнение о кандидате в резерв на руководящую должность.

Оцените человека, фамилия которого указана в столбце таблицы, по параметрам, указанным в строках таблицы. Для этого на пересечении столбца (ФИО кандидата) и строки соответствующего параметра поставьте оценку (от 1 до 7), которая, на Ваш взгляд, отражает степень выраженности данного параметра у этого кандидата.

(1 балл — данное качество практически отсутствует. 7 баллов — параметр максимально выражен)

В табл. 7.11 приводятся требования, предъявляемые к должности руководителя подразделения организации, которые используются для выбора кандидатов, зачисляемых в резерв.

План работы с резервом руководящих кадров организации включает следующие разделы: определение потребности в руководящих кадрах; подбор и изучение руководящих кадров; комплектование резерва, рассмотрение, согласование и утверждение резерва; работа с резервом руководящих кадров; контроль за подготовкой резерва руководящих кадров; определение готовности резерва руководящих кадров для назначения на должности.

Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения, которые имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций. Можно сказать, что схемы замещения представляют собой вариант схемы развития организационной структуры, ориентированной на конкретные личности с различными приоритетами. В основе индивидуально ориентированных схем замещения лежат типовые схемы замещения. Они разрабатываются службами уп рамени я персоналом под

Таблица 7.11. Требования, предъявляемые к должности руководителя подразделения

Физические характеристики

СУЩЕСТВЕННО

Здоровый. Способен работать много часов в интенсивном режиме

Навыки

СУЩЕСТВЕННО

Умение рационально использовать время. Средняя степень знаний производственных процессов

Образование

ЖЕЛАТЕЛЬНО

Высшее

Интеллект

ЖЕЛАТЕЛЬНО Выше среднего

Специальные знания

СУЩЕСТВЕННО

Всесторонние знания по планированию деятельности. Знания по формированию и развитию коллектива. Умение эффективно вести переговоры ЖЕЛАТЕЛЬНО

Знание закономерностей взаимодействия с людьми

Интересы

ЖЕЛАТЕЛЬНО

Практический интерес к завершению начатого дела. Стремление к применению различных методов управления в зависимости от ситуации

Особенности

поведения

СУЩЕСТВЕННО

Не ждет указаний. Принимает ответственность с готовностью. Способен противостоять давлению

Обстоятельства

ЖЕЛАТЕЛЬНО

При необходимости готов к поездкам

организационную структуру и представляют собой вариант концептуальной модели ротации рабочих мест.

Работа с кадровым резервом в отечественных организациях имеет богатый опыт. Рассмотрим, как она проводится в организациях России.

Основными критериями при подборе кандидатов в резерв являются: соответствующий уровень образования и профессиональной подготовки; опыт практической работы с людьми; организаторские способности; личностные качества; состояние здоровья, возраст.

Источниками формирования резерва кадров являются: квалифицированные специалисты; заместители руководителей подразделений; руководители низового уровня; дипломированные специалисты, занятые на производстве в качестве рабочих.

В организациях сложился определенный порядок отбора и зачисления в группу резерва кадров:

— отбор кандидатов должен проводиться на конкурсной основе среди специалистов в возрасте до 35 лет, положительно зарекомендовавших себя на практической работе и имеющих высшее образование;

— решение о включении работников в группы резерва принимает специальная комиссия и утверждает приказом по организации;

— для каждого работника (стажера) утверждается руководитель стажировки (основной) и руководитель каждого этапа стажировки, которые составляют индивидуальный план стажировки на каждом этапе;

— руководители стажеров, включенных в группу резерва кадров, получают материальное вознаграждение за успешное прохождение стажером этапов системы служебно-профес- сионального продвижения;

— стажеру устанавливается должностной оклад, соответствующий занимаемой им новой должности, но выше предыдущего оклада, причем на него распространяются все виды материального поощрения, предусмотренные для данной должности.

Обязанности стажера и руководителя стажировки приводятся в табл. 7.12.

На рис. 7.9 показана схема организации работы с кадровым резервом в одной из отечественных организаций.

Таблица 7.12. Обязанности стажера и руководителя стажировки

Обязанности стажера

Обязанности руководителя стажировки

Положительно и в срок выполнять индивидуальный план стажировки

На каждом этапе подготовки изучать и применять должностные инструкции заменяемого им руководителя и нести полную ответственность за свой участок работы

Выполнять замечания руководителей стажировки, руководствоваться их замечаниями и предложениями

Вести работу по выявлению и использованию резервов производства, внедрению рационализаторских предложений, экономии материальных ресурсов

Своевременно и высококачественно пройти запланированное теоретическое обучение

Составлять отчет о проделанной работе после прохождения каждого этапа подготовки и предложения по совершенствованию организации производства и управления

Соблюдать лично и обеспечить выполнение подчиненными правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, трудовой и производственной дисциплины

Знакомить стажера с новыми должностными обязанностями, положением о подразделении

Разрабатывать совместно со стажером индивидуальный планзадание на весь этап стажировки и содействовать его исполнению

Выдавать стажеру конкретные производственные задания для решения проблемных вопросов с определенным сроком их выполнения и предполагаемым конечным итогом

Способствовать формированию у стажера необходимого стиля и метода успешного руководства

Изучать профессиональные и личные качества стажера, его способности поддерживать деловые взаимоотношения с коллективом и руководителями различных уровней

Подготавливать заключение о работе стажера с предложениями по его дальнейшему использованию и представлять в соответствующее подразделение управления персоналом

7.6.3. Контроль за работой с кадровый резервом

Все лица, зачисленные в резерв, подлежат учету в кадровых службах. В личные дела кандидатов на выдвижение подшиваются аттестационные листы, документы о повышении квалификации, обучении в ИПК, на ФПК, в учебных центрах дополнительного профессионального образования при вузах, отчеты по результатам стажировок, характеристики.

В декабре каждого года во всех органах исполнительной власти территориального и отраслевого управления проводится анализ расстановки руководящих кадров, а также состояния резерва на выдвижение. При этом оценивается деятельность каждого зачисленного в резерв работника за минувший год, принимается решение либо оставить его в составе резерва, либо исключить.

Исключение из резерва кадров связано с неудовлетворительными показателями работы на вверенном участке по результатам аттестации, состоянием здоровья, выходом на пенсию и т.п.

Рис. 7.9. Схема организации работы с резервом

Кадровый резерв – это группа специалистов и руководителей, которые могут осуществлять управленческую деятельность и отвечают требованиям, предъявляемым должностью определенного ранга, а также подвергшиеся отбору и прошедшие целевую систематическую квалификационную подготовку.

Принципы формирования кадрового резерва

Актуальность – потребность в резерве должна быть реальной.

Соответствие кандидата должности и типу резерва – квалификация кандидата должна соответствовать требованиям, предъявляемым при работе в должности того или иного ранга.

Перспективность кандидата – требования к образованию, ориентация на профессиональный рост, стаж работы в должности, динамичность карьеры и возрастной ценз.

Источники резерва кадров на замещение руководящих должностей:

  • работники руководящего аппарата предприятия, а также дочерних организаций;
  • ведущие и главные специалисты;
  • специалисты, которые имеют соответствующее образование, а также положительно себя зарекомендовавшие при выполнении своих функциональных обязанностей;
  • молодые специалисты, которые успешно прошли стажировку.

Этапы формирования кадрового резерва

Первый этап – это анализ потребности в резерве.

Перед тем как начать формирование резерва, необходимо:

  • составить прогноз изменения структуры аппарата;
  • усовершенствовать перемещение сотрудников по службе;
  • определить обеспеченность резервом штатных должностей;
  • определить насыщенность резерва по каждой должности или группе идентичных должностей, то есть определить количество кандидатов из резерва, которое приходится на каждую вакансию или их группу;
  • придерживаться кадровой стратегии организации.

Второй этап – формирование списка резерва.

Данный этап в себя включает:

  • формирование списка конкретных кандидатов в резерв;
  • создание резерва на вакантные должности.

При формировании резерва необходимо определить:

  • кого необходимо и можно включить в списки кандидатов;
  • кто из уже включенных в списки кандидатов должен пройти обучение;
  • в какой форме должна проходить подготовка каждого кандидата с учетом перспективы его использования и индивидуальных особенностей.

Методы, используемые при формировании списка резерва:

  • анализ документальных данных, то есть анализ отчетов, характеристик, результатов аттестации работников, автобиографий и других документов;
  • интервью по специально подготовленному вопроснику или плану либо без определенного плана, которое направлено на получение интересующих сведений;
  • наблюдение за поведением сотрудника в различных ситуациях;
  • оценка результатов работы, то есть производительности труда, качества выполненной работы и т.п.;
  • метод заданной группировки работников предполагает сравнение качеств претендентов с требованиями должности: под заданные требования к той или иной должности подбирается кандидат либо под заданную рабочую группу подбираются конкретные люди.

Третий этап – подготовка кадрового резерва.

Для того чтобы сформировать кадровый резерв не всегда будет достаточно отобрать способных сотрудников. Важно правильно их подготовить к должности, а после – организовать продвижение.

Так, для подготовки сотрудников можно использовать следующие методы:

  • индивидуальная подготовка при кураторстве вышестоящего руководителя;
  • стажировка в планируемой должности на своем или другом предприятии;
  • учеба на курсах или в учреждении образования.

Кроме того, для подготовки резерва создаются и утверждаются администрацией предприятия 3 вида программ:

Общая программа. Она включает в себя теоретическую подготовку, то есть пополнение и обновление знаний по некоторым вопросам особенностей управления производством.

Специальная программа. Данная программа предусматривает разделение всех кандидатов, включенных в резерв, по специальностям.

Индивидуальная программа. Этот вид программы включает задачи по повышению знаний, умений и навыков для каждого специалиста, который зачислен в резерв, по таким направлениям: стажировка на резервной должности, производственная практика на ведущих отечественных и зарубежных предприятиях.

Больше материалов на эту тему можно найти в разделе Кадровый резерв библиотеки портала.

Российский бизнес «войну за таланты» предпочитает вести за счет поиска и привлечения квалифицированных специалистов с рынка труда. Инвестиции в подбор персонала, развитие HR-бренда в некоторых компаниях преобладают над затратами по удержанию и развитию имеющегося персонала. Если в ситуации экономического роста конкуренция за талантливых сотрудников определялась размером предлагаемого компенсационного пакета, то сейчас, возможности «перекупать» кадры у конкурентов значительно сократились. Закрывать вакансии становится все сложнее: на фоне сокращения численности трудоспособного населения, растет доля квалифицированных специалистов, относящих себя к категории «самозанятых» или «фрилансеров». Близок уже тот день, когда «рейды» и «сражения» за таланты перейдут с рынка труда в тыл, на территорию самого предприятия. Тогда бизнесу потребуется внутренняя система подготовки и развития сотрудников. Купить и инсталлировать ее как производственный модуль не получится: на ее создание требуется время. Чтобы быть готовым к будущим вызовам, компаниям начинать строить такую систему нужно уже сейчас.

Целенаправленная подготовка высокоэффективных руководителей, знающих особенности работы организации, разделяющих ценности и корпоративную культуру компании – необходимое условие функционирования современной организации.

Несмотря на то, что кадровый резерв только один из элементов цикла управления талантами, он выполняет сразу несколько важных HR-функций. Наличие кадрового резерва на предприятии не только снижает кадровые риски, способствует бесперебойному функционированию компании и развитию бизнеса в условиях дефицита кадров на рынке труда, но и повышает лояльность, вовлеченность и уровень мотивации персонала.

Формирование кадрового резерва начинается с определения списка ключевых должностей. Ключевые должности – это должности, оказывающие особое влияние бизнес- результаты компании. Сотрудник, занимающий эту должность, обладает рядом ценных компетенций и имеет значительное влияние на достижение целей предприятия. Как правило, найти замену на рынке труда в короткие сроки такому сотруднику бывает сложно или невозможно.

Включение в кадровый резерв на такие должности подразумевает наличие у кандидатов определенных личностных качеств и соблюдение формальной процедуры. Кадровый резерв – это сотрудники с высоким потенциалом, обладающие нужными деловыми качествами и компетенциями, прошедшие необходимую профессиональную подготовку и способные в краткосрочной перспективе занять позицию на ключевой должности.

Кадровый резерв называют еще пулом талантов или «Talent pool». Создают пулы талантов, чтобы опережать потребность в сотрудниках нужной квалификации в соответствии с прогнозируемой ротацией и стратегическими планами предприятия. Кадровый резерв действует как HR-конвейер, так как подразумевает заблаговременную подготовку специалистов, которые наилучшим образом отвечают потребностям предприятия.

Оптимально, если 80% вакансий закрывается за счет продвижения и ротации резерва кадров внутри организации и 20% — за счет привлечения новых сотрудников с рынка труда. Такое соотношение позволяет сохранить корпоративные ценности и знания, и в то же время, обеспечивает «вливание» свежих знаний и обновление коллектива.

Благодаря новым технологиям, создание кадрового резерва требует значительно меньше ресурсов. Эта работа состоит из выявления высокопотенциальных сотрудников, оценки их сильных и слабых сторон, а также необходимых компетенций для занятия ключевой должности. Кадровый резерв – это часть HR-стратегии компании в области управления талантами, которая реализуется последовательностью шагов:

Таким образом, кадровый резерв – один из элементов стратегии «управления талантами» в компании, которая является проекцией общей бизнес-стратегии.

ШАГИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА

Определение ключевых должностей для резерва

Принципы выделения ключевых должностей:

  • критичность позиции — высокое влияние на бизнес-результаты;

  • кандидата с нужным набором компетенций сложно найти на рынке труда, и требуется значительное время на подготовку сотрудника из числа внутренних резервистов;

Для того чтобы выявить какие именно должности могут стать вакантными в ближайшее время, необходимо провести анализ по нескольким направлениям:

  • оценить укомплектованность структурных подразделений компании во избежание вакансий на руководящих должностях;

  • проанализировать риски по сотрудникам на ключевых должностях (предпенсионный возраст, низкая лояльность, несоответствие модели компетенций и т.п.);

  • учесть планы компании по расширению бизнеса с точки зрения создания новых подразделений и должностей;

Необходимо определить оптимальное количество резервистов на каждую должность, с учетом риска выбывания, увольнения резервиста и т.д. Обычно это 2-3 человека на позицию.

Разработка профиля ключевых должностей (модели компетенций для позиции)

Составление профиля должности является первым шагом в подборе необходимого кандидата. Профиль должности включает в себя:

  • подробное описание функционала и ключевых показателей эффективности;

  • корпоративные компетенции (общие для компании);

  • профессиональные компетенции и необходимые навыки;

  • поведенческие особенности и личностные компетенции (обусловленные спецификой данной должности);

  • формальные и специальные требования.

В разработке профиля, наряду с HR-специалистом, должны участвовать руководители подразделений и специалисты в конкретной области, поскольку эта модель будет использоваться как для кандидатов при приеме на работу, так и для оценки существующего персонала, планирования развития и формирования карьерных планов.

Применение профилей должностей (моделей компетенций) в управлении персоналом способствует тому, что кадровая расстановка будет проведена в соответствии с профессиональными и личностными качествами сотрудников, а как следствие, это положительно повлияет на рост бизнес результатов.

Оценка персонала и отбор резервистов

При проведении процедуры оценки персонала для отбора кандидатов в кадровый резерв критерием, как правило, является наличие и проявление необходимых базовых корпоративных компетенций (например: лидерство, ориентация на результат, клиенториентированность и т.п.). Оценка сотрудников проводится также с целью выявить их потенциал, имеющиеся компетенции и навыки, а также определить готовность к развитию и прохождению программы подготовки.

При проведении процедуры оценки персонала для отбора кандидатов в кадровый резерв критерием, как правило, является наличие и проявление необходимых базовых корпоративных компетенций (например: лидерство, ориентация на результат, клиенториентированность и т.п.). Оценка сотрудников проводится также с целью выявить их потенциал, имеющиеся компетенции и навыки, а также определить готовность к развитию и прохождению программы подготовки.

3.1. Оценка результативности – Performance appraisal

Эта методика позволяет оценить эффективность кандидата.

Процедура Performance appraisal базируется методе целевого управления. Она предполагает отслеживание результатов по поставленным и выполненным целям/задачам, исполнению количественных показателей, с комментариями руководителя или эксперта. На основе матрицы показателей сотрудника рассчитывается коэффициент персональный результативности.

3.2. Оценка компетенций и потенциала

Потенциал (от латинского potentia – сила, мощь, возможность) – это набор характеристик человека, его внутренние резервы, которые прогнозируют его успешность в решении новых профессиональных задач.

Сотрудник с высоким потенциалом, или талантливый сотрудник, постоянно демонстрирует высокие результаты работы и показывает готовность к развитию и обучению, и соответственно, потенциально – это сотрудник кадрового резерва.

В практике менеджмента существует достаточное количество методик оценки потенциала сотрудников. Ассессмент-центры, тесты на профпригодность, опросы и интервью, тесты на IQ, личностные тесты, оценка руководителем, метод 360 градусов. Для объективного результата возможно воспользоваться несколькими методиками.

Наряду с этим, хорошим способом выявления потенциала работника остается наблюдение за ним и оценка его качеств в соответствующей производственной обстановке и на новом рабочем месте. Имеются в виду ротация кандидатов по подразделениям фирмы, временное замещение, позволяющее оценить способности к конкретным видам труда. В этих же целях практикуется непродолжительное подключение оцениваемого сотрудника к работе в инновационной проектной группе.

3.3. Рейтингование сотрудников, выявление кандидатов в резерв

По окончании процедуры оценки персонала для выдвижения кандидатов в резерв можно использовать методики рейтингования сотрудников на основании одного или нескольких критериев, что упростит принятие окончательного решения по утверждению списка резервистов. Универсальными критериями будут – «результативность» сотрудника и его «потенциал развития». Это поможет определить тех сотрудников, кто будет расти и способен стать преемником.

Таким образом, понятия «потенциал», «компетенции» и «талант» переходят в область измеряемых величин. При наличии автоматизированного инструмента, появляется возможность полноценно управлять процессом выявления и развития талантов.

Автоматизация оценки персонала и управления кадровым резервом

Программный продукт на платформе 1С:Предприятие 8 «Топфактор:Управление талантами» позволяет в едином информационном пространстве измерять результативность сотрудников, проводить оценку по компетенциям, управлять развитием персонала. При этом возможна интеграция с 1С:ЗУП КОРП в части обмена кадровыми данными. В частности, следующие процессы могут быть автоматизированы внутри системы:

  • Оценка результативности сотрудника (Performance appraisal);

  • Оценка 360 градусов;

  • Оценка сотрудника по модели компетенций.

Подготовка резервистов

Этап включает разработку индивидуальных планов подготовки для каждого сотрудника с учетом недостаточно развитых навыков и компетенций в соответствии с профилем ключевой должности.

Общая программа может включать подготовку универсальных (корпоративных) компетенций, важных на любой должности. Формы подготовки могут быть любыми: в виде семинаров, мастер-классов, тренингов и т.п.

Индивидуальный план развития должен быть нацелен на развитие резервиста с учетом его особенностей, слабых и сильных качеств, и требований целевой должности. Формы подготовки:

  • получение опыта на рабочем месте;

  • поручение новых рабочих задач, направленных на развитие сотрудника;

  • участие в развивающих проектах;

  • работа с наставником;

  • временные замещения резервистом вышестоящего руководителя и т.п.

На протяжении этого этапа важно проводить мониторинг эффективности подготовки и своевременную корректировку программы. Развивайте ваших талантливых сотрудников так, чтобы их потенциал мог быть использован в соответствии с потребностями вашего бизнеса.

Обычно программа подготовки рассчитана на год.

Оценка результатов

Для определения степени готовности резервиста к назначению на новую должность необходимо проведение дополнительной оценки. Такая оценка должна проводиться в комплексе:

  • оценка производственных результатов каждого резервиста;

  • изменение профессиональных и управленческих компетенций в сравнении с показателями при отборе;

  • результаты проектной работы.

По итогам оценки принимается решение, кто остается в кадровом резерве и должен быть поощрен, а кто – выбывает. Такая оценка может быть проведена в рамках регулярной оценки персонала, которая проводится на этапе включения в кадровый резерв.

Дальнейшая работа с кадровым резервом (пулом талантов)

При наличии целевых вакансий:

  • рассмотрение кандидатов из успешных резервистов;

  • мероприятия по вхождению сотрудника в новую должность.

При отсутствии вакансий необходимо оценить кадровые риски и принять комплекс мер по удержанию резервистов. Факт успешного прохождения подготовки и невозможности применения возросшего потенциала на прежней должности может снизить мотивацию и послужить причиной ухода сотрудника, на которого затрачено столько ресурсов, из компании.

Методы удержания:

  • расширение зоны ответственности сотрудника, его функциональных обязанностей и уровня принятия решений;

  • поручение руководства каким-либо проектом;

  • надбавка к заработной плате;

  • предоставление дополнительных льгот;

  • назначение наставником для менее опытных сотрудников;

  • временное исполнение обязанностей руководителя, на время его отсутствия, например.

Достаточно сильной формой удержания резервистов могут являться программы обучения и развития сотрудников, которые может предложить компания, в том числе включение в кадровый резерв на другие ключевые должности.

Также мотивирующее влияние оказывает поддержка руководства, встречи в неформальной обстановке для обсуждения текущих и стратегических задач.

Работа с кадровым резервом затрагивает всю компанию. Автоматизация описанных выше процессов позволяет сделать ее регулярной, прозрачной, легко контролируемой и низкозатратной. Автоматизированная система «ТопФактор: Управление талантами» на базе 1С позволяет проводить:

  • расширение зоны ответственности сотрудника, его функциональных обязанностей и уровня принятия решений;

  • управление кадровым резервом предприятия;

  • выявление высокоэффективных сотрудников;

  • формирование планов преемственности;

  • повышение квалификации сотрудников предприятия через индивидуальные планы развития.

Высокопотенциальные, талантливые сотрудники являются определяющим условием успеха на рынке. Задача бизнес-лидеров заключается не только в выявлении таких сотрудников, создании условий для раскрытия их потенциала, но и включение их в процесс подготовки новичков.

Эффективность сотрудника, его мотивация, вовлеченность и лояльность, в конечном итоге, определяется условиями, которые создает для него компания. Движущими мотивами для таких людей выступают стремление к профессиональному развитию и самореализации, выполнению сложных задач и самостоятельности в принятии решений. Обеспечить это возможно только за счет согласованного управления талантами, что является необходимым условием реализации стратегических целей для любого предприятия.

Автор статьи: Александр Белов — действующий консультант по KPI-управлению и управлению талантами



В настоящей публикации описываются этапы работы с кадровым резервом. Также перечислены направления совершенствования политики по отношению к резерву руководителей. Описаны моменты, которые необходимо учитывать при подготовке списков резервистов.

Ключевые слова: кадровый резерв, выявление талантливых кандидатов, привлечение персонала, этапы работы с кадровым резервом

Для подбора талантливых и высококвалифицированных управленцев приходится все чаще и чаще применять технологии по подбору персонала, которые именуются среди кадровиков, как «охота за головами». Рынок стал «вторичным». В последнее время этот метод в основном используется для подбора высшего руководства, топ-менеджеров. В ближайшем будущем данным способом придется подыскивать и специалистов, и даже рабочих, если в организации не создать определенную систему по работе с персоналом. Речь идет о создании на предприятии системы кадрового резерва и работы с ним.

В особо крупных российских негосударственных организациях кадровый резерв создается, обуславливаясь главным образом, конкуренцией между компаниями за перспективных, талантливых и высококлассных специалистов. В случае ухода ключевого сотрудника все это приводит к рискам замещения вакансии несвоевременно.

Создавать резерв кадров необходимо для плавного и более качественного обеспечения организации подготовленными кадрами, которые будут готовы в случае необходимости вести работы, помимо своего участка, с другими подразделениями и отделами по смежным направлениям. Имеющиеся в кадровом резерве подготовленные сотрудники позволяют организации существенно снизить затраты по подбору и адаптации новых работников, а также построить систему по инвестициям в развитие персонала. Это в свою очередь очень сильно повысит нематериальную мотивацию сотрудников и способствует их закреплению на предприятии.

В работе с кадровым резервом можно определить основные направления, совершенствующие политику управления персоналом в целом.

В Таблице 1 показано, что существует немало направлений работы с резервом кадров, которые очень важны создания и развития этой работы.

Таблица 1

Направления совершенствования политики по отношению крезерву руководителей

Направление деятельности

Сформировавшаяся политика по отношению крезерву

Политика, которая необходимая для решения современных задач производства

Философия отношения к кадровому резерву

Резерв — это затраты

Условие эффективного решения стратегических предприятия в целом

Механизм выдвижения в кадровый резерв

Административный

Личная инициатива сотрудника, желающего стать руководителем

Подбор кадрового резерва

На основе опыта руководителя и интуиции

Многостороннее изучение личности сотрудника

Цели работы с резервом

Финансовое благополучие предприятия

Главное понимать, что интересы личности и предприятия совпадают, воспитывать верность предприятию

Содержание работы с кадровым резервом

Действия согласно срокам и правилам

Действия согласно правилам и срокам плюс:

проявление личной инициативы;

совершенствование своих функций;

повышение качества работы;

овладение смежными профессиями;

достижения в своей профессии

Должностные обязанности и права

Специализированные

Универсальный сотрудник, стремящийся учиться и повышать квалификацию всю жизнь, владеющий несколькими специальностями.

Мотивирование резерва

Карьерный рост как следствие повышения заработной платы.

Для каждого подразделения и руководителя мотивационные методики, которые основанные на принципе коллективной хозрасчетной заинтересованности

Контроль

Со стороны непосредственного начальника

Самоконтроль

Основные направления работы с кадровым резервом

  1. Принцип продвижения в должности.

На основе прохождения этапов должностной карьеры, отбор кандидатов внутри подразделения из списков кадрового резерва.

  1. Выбор кандидатов в кадровый резерв.

На основе наличия опыта, стажа работы, профильного образования, личностных качеств.

  1. Подготовка кадрового резерва.

‒ начало обучения специалиста как будущего руководителя.

‒ формирование групп специальной подготовки из числа сотрудников, проявивших организаторские способности.

‒ индивидуальное обучение, программа которого основана на выявлении и развитии потенциальных возможностей резервиста.

‒ освоение этапов должностной карьеры.

‒ обсуждение временных интервалов и форм повышения квалификации, при заключении контракта.

  1. Оценка кадрового резерва.

Ежегодная оценка резервиста со стороны коллег и его самого по всем предъявляемым и требуемым должностью качеств. При желании резервиста, оценку можно провести через полгода.

  1. Общение резервистов.

Частое целевое общение между собой, с вышестоящим руководством и с тем руководителем, идти на замещение должности которого планирует резервист.

  1. Мотивирование резерва.

‒ расширением социальных контактов;

‒ перспективой карьерного роста;

‒ перспективой профессионального роста, при помощи обучения за счет предприятия;

‒ перспективой роста заработной платы;

‒ отсутствие дисциплинарных взысканий в течение первого года работы.

  1. Изменение отношений руководства с резервистом.

Вышестоящий руководитель не видит в резервисте конкурента, так как формируется резерв не на его конкретную должность, а на должность руководителя среднего уровня.

  1. Знание резервистов стратегии деятельности своего отдела и предприятия.

Понимание резервистом социально-экономической программы развития предприятия и его структур, понимание принципов организационной культуры предприятия.

  1. Реклама подготовленных резервистов.

Ознакомление топ-менеджеров с результатами роста резервистов, выявленных по материалам тестирования и деловых оценок.

  1. Присутствие центра оценки персонала.

Специально оборудованный центр оценки сотрудников на предприятии.

  1. Обучение оценочной комиссии.

Обучение сотрудников кадровой службы, которые проводят оценку претендентов на выдвижение в резерв.

  1. В период, когда нет вакансий — «Горизонтальное» перемещение резервистов

Регулирование перемещений, которые связаны с временным замещением руководителя, расширением круга ответственности, перемещения между существующими должностями

Работа с кадровым резервом предполагает следующие этапы:

1. Анализ потребности в кадровом резерве;

2. Формирование списка резервистов;

3. Подготовка кандидатов к должности.

Анализ потребности в кадровом резерве

Перед тем как начать процедуру формирования кадрового резерва, необходимо подготовить прогноз изменения структуры аппарата; улучшить систему продвижения сотрудников по службе; определить на сколько обеспечены резервом номенклатурные должности; определить сколько резервистов должно приходиться на каждую должность. В итоге представится возможным определить и перспективную и текущую потребность в резерве кадров.

Для того, чтобы определить необходимую численность резервистов необходимо установить необходимость предприятия в управленческих кадрах на перспективу до пяти лет; процент выбывающих из резерва кадров из-за невыполнения программы подготовки по каким бы то ни было причинам; число руководящих работников, освобождающихся в результате изменения структуры управления, которые могут использоваться в качестве руководителей других отделов или подразделений.

Чтобы в дальнейшем усовершенствовать работу по формированию кадрового резерва при подготовке списков резервистов нужно учитывать следующие моменты:

категории должностей, являющиеся основными для создания кадрового резерва руководителя конкретного структурного подразделения, в зависимости от особенностей конкретного производства; вероятность подбора заместителей руководителей;

личную ответственность управленцев за грамотную расстановку определенной категории сотрудников.

При формировании списка резервистов формируется список кандидатов в резерв и на конкретные должности создается резерв.

При формировании кадрового резерва следует определить: кого необходимо внести в списки кандидатов в резерв; кто из внесенных в списки кандидатов в резерв должен пройти обучение; какую модель подготовки применить к каждому кандидату, учитывая его индивидуальные особенности и возможность использования его на руководящей должности.

При формировании списка резерва применяются следующие методы:

анализ документов— автобиографий, отчетов, характеристик, итогов аттестации сотрудников и др.; интервью или беседа по заранее подготовленному плану или вопроснику либо без плана для раскрытия интересующих данных (потребностей, стремлений, мотивов поведения и т. п.); оценка поведения сотрудника в различных ситуациях (в коллективе, на производстве, в быту и т. д.); анализ результатов производительности труда и качества выполняемой работы; метод заданной группировки работников — это когда с требованиями должности определенного ранга сравниваются качества кандидатов: претендент подбирается под требования к конкретной должности.

При формировании перечня претендентов в резерв учитываются определенные факторы:

требования к должности, оценка и описание рабочего места, анализ производительности труда; профессиональная характеристика сотрудника, который необходим для эффективной работы в соответствующей руководящей должности; перечень должностей, занимая которые можно стать кандидатом в кадровый резерв; определенные критерии подбора кандидатов (возраст, образование, стаж и т. п.); результаты анализа требований и индивидуальных особенностей претендентов на резервируемую должность; рекомендации и выводы крайней аттестации; мнение начальников и специалистов смежных отделов; результаты анализа потенциала претендента (обучаемость, умение работать в режиме многозадачности, способность быстро осваивать теорию и практические навыки).

К наиболее значимым критериям и факторам, при формировании системы качеств менеджера в резервируемой должности, относятся:

‒ компетентность и профессионализм —возрастной и образовательный цензы, уровень профессиональной подготовки, стаж работы, самостоятельность в принятии решений и способность их реализовать, умение проводить переговоры, аргументировать и отстаивать свое мнение и др.;

‒ потенциальные возможности и личностные качества —внимательность, гибкость мышления, авторитетность, доступность, коммуникабельность, тактичность, организаторские склонности, эмоциональная устойчивость, высокая степень интеллигентности т. д.

‒ мотивация труда — интерес к творческому труду и профессиональным проблемам, ориентация на перспективу, стремление к расширению кругозора, готовность к социальным конфликтам в интересах дела и работников, к обоснованным рискам;

При формировании списка резервистов решаются следующие задачи: оценка претендентов; сопоставление необходимых для резервируемой должности требований и совокупности качеств претендента; сравнение претендентов на одну должность и выбор самого соответствующего для работы в резервируемой должности.

По результатам сравнения и оценки претендентов, предварительный список резерва корректируется и уточняется.

Методы, используемые для профессиональной подготовки:

‒ индивидуальная подготовка, которая проводится под руководством вышестоящего руководителя;

‒ стажировка в должности;

‒ учеба на курсах, тренингах или в университете, зависит от планируемой должности.

Виды программ для подготовки кадрового резерва

‒ Общая программа включает теоретическую базовую подготовку, а именно:

повышение образования резервистов, связанного с их базовой подготовкой; пополнение и обновление знаний по отдельным вопросам управления производством; обучение резервистов специальным дисциплинам, которые необходимы для более эффективного управления производством, сдача этих дисциплин в форме экзамена.

‒ Специальная программа учитывает разделение всего кадрового резерва по направлениям подготовки (специальностям). Подготовка, которая сочетает практику и теорию, может осуществляться по следующим направлениям: деловые игры; решение конкретных производственных задач по специальностям. Резервистами должны разрабатываться конкретные рекомендации по улучшению производства.

‒ Индивидуальная программа включает определенные задачи по улучшению качества знаний, умений и навыков для каждого сотрудника, который зачислен в кадровый резерв. Например, производственная практика на зарубежных и именитых отечественных предприятиях, стажировка на резервной должности. Индивидуальные планы резервистов разрабатываются их непосредственными начальниками, а утверждаются руководством предприятия. Регулярный контроль за выполнением индивидуальных программ осуществляется руководителями отделов или подразделений и работниками управления персоналом, которые ответственны за подготовку кадрового резерва.

Для облегчения процесса адаптации к новой должности необходимо включить кандидатов в новую для них систему управления предприятием (на новом уровне), детально познакомить их с правилами и технологиями коммуникации и принятия решений, принести в новом качестве в трудовой коллектив. Для многих большой проблемой становится изменение статуса (был коллегой, а стал начальником), поэтому кадровой службе необходимо продумывать процедуры адаптации и для «молодого» начальника, и для его «новых» подчиненных.

Для того, чтобы легче адаптироваться к новой должности необходимо ввести кандидатов в совершенно новую для них систему управления предприятием, подробно представить им правила и технологии принятия решений, также познакомить с технологиями коммуникации, представить сотрудника коллективу в новом качестве.

Значительно сложнее приход сотрудника в организацию, принятого «со стороны». Ему приходится адаптироваться по всей системе внутриорганизационных связей корпоративной культуры, и людям.

Для облегчения этих адаптационных процессов многие серьезные организации вводят, ориентируемые на подготовку самых перспективных сотрудников, специальные программы.

Новички разбираются в структуре, проходя ориентационные программы и специализированные тренинги, которые помогают разобраться в традициях и структуре предприятия.

Литература:

Оставьте комментарий