Как определить по мимике лица чувства человека

Долгое время наука не обращала на мимику никакого внимания. Впервые ей занялся Чарльз Дарвин, в числе прочих своих работ опубликовавший в 1872 году книгу «О выражении эмоций у человека и животных». Ученый заявил, что выражения лица универсальны не только для нашего вида, но и для животных: например, как и собаки, люди скалятся, когда испытывают гнев. При этом Дарвин утверждал, что наши жесты, в отличие от мимики, можно назвать условными, и был уверен, что они зависят от того, к какой культуре принадлежит человек.

Почти век эта работа Дарвина оставалась практически забытой. Если ее и вспоминали в научных кругах, то только для того, чтобы оспорить. Лишь в 30-х годах XX века к ней обратился французский нейроанатом Дюшен де Булон, который старался опровергнуть теорию нацистского ученого, утверждавшего, будто «представителей низших рас» можно узнать по жестам.

В 60-х годах гипотезы, озвученные в «О выражении эмоций у человека и животных» и многократно упомянутые у де Булона, популяризовал американский психолог Пол Экман. Он провел ряд исследований, чтобы проверить эту теорию, и выяснил, что Чарльз Дарвин был прав: в разных культурах жесты и впрямь различаются, а вот мимика — нет. Оппоненты Экмана утверждали, что всему виной Голливуд и телевидение, которое транслирует усредненный образ мимики, во многом принимаемый за эталон в разных странах. Чтобы оспорить это предположение, в 1967 и 1968 годах ученый исследовал мимику представителей одного из племен в Папуа Новой Гвинее. Эти люди ни разу не контактировали плотно ни с западной, ни с восточной культурой и находились на этапе развития, аналогичном каменному веку. Экман обнаружил, что и в этом случае основные эмоции выражались теми же способами, что и во всем мире. «Система кодирования лицевых движений» (FACS) — метод классификации выражений лица человека, изначально разработанный Полом Экманом и Уоллесом Фризеном в 1978 году и основанный на подборке фотографий с соответствующими эмоциями — оказалась универсальной. Эта своеобразная нотная запись для лица и сегодня позволяет определить, из каких мимических движений состоит то или иное эмоциональное выражение.

От удивления до презрения: семь универсальных эмоций

Существует всего семь эмоций, которые имеют универсальную форму выражения:

— удивление,
— страх,
— отвращение,
— гнев,
— радость,
— печаль,
— презрение.

Все они зашифрованы в FACS и EmFACS (обновленной и расширенной версии системы), так что каждую эмоцию можно найти и определить по характерным признакам, оценив ее интенсивность и степень смешения с другими чувствами. Для этого существуют основные коды (например, код 12: «Подниматель уголка губы», большая скуловая мышца), коды движений головы, коды движений глаз, коды видимости (например, когда не видно бровей, нужно поставить код 70) и коды общего поведения, которые позволяют зафиксировать в записях глотание, пожатие плечом, дрожь и др. «Существуют неконтролируемые, непреднамеренные выражения лица, а также смягченные или притворные выражения, в которых ослабляется переживаемая эмоция, либо симулируется эмоция, не испытываемая в данный момент», — пишет Пол Экман в своей книге «Узнай лжеца по выражению лица». Непреднамеренные выражения всегда проступают за «ширмой», создаваемой на лице. В этом случае их можно определить по микродвижениям. Обычно такие выражения возникают всего на доли секунды, так что для того, чтобы их обнаружить, нужна тренировка.

На нашем лице есть три области лица, способные двигаться независимо:

— брови и лоб;
— глаза, веки и переносица;
— нижняя часть лица: щеки, рот, большая часть носа и подбородок.

Для каждой из них существует своя схема движения в каждом из семи случаев. Например, при удивлении брови приподнимаются, глаза широко раскрываются, челюсти разжимаются, а затем размыкаются губы. Страх выглядит иначе: брови приподняты и слегка сведены к переносице; верхние веки также подняты, обнажая склеру, нижние веки напряжены; рот приоткрыт, а губы тоже слегка напряжены и оттянуты назад.

Пол Экман дает в своей книге подробную карту микродвижений для каждой универсальной эмоции и предлагает фотографии для самостоятельной практики. Чтобы по этой книге научиться быстро определять, какое чувство выражается на человеческом лице, нужно найти партнера, который будет показывать вам эти фотографии — полностью или закрывая L-образной маской часть изображения. Книга также позволяет научиться определять степень выражения эмоций и распознавать компоненты смешанных выражений лица: горьковато-сладкой печали, испуганного удивления и так далее.

Обманчивые выражения: контроль сообщения

«Проще фальсифицировать слова, чем выражения лица, — пишет Пол Экман. — Нас всех учили говорить, мы все обладаем достаточно большим запасом слов и знанием правил грамматики. Существуют не только орфографические, но и энциклопедические словари. Вы можете заранее написать текст своего выступления. Но попытайтесь сделать то же самое с выражением своего лица. В вашем распоряжении нет никакого «словаря выражений лица». Намного проще подавлять то, что вы говорите, чем то, что вы показываете».

По мнению Пола Экмана, человек, который лжет в мимических проявлениях своих чувств или в своих словах, обычно стремится удовлетворить свою текущую потребность: карманник изображает удивление, неверный муж скрывает улыбку радости при виде любовницы, если рядом жена, и так далее. «Однако слово «ложь» не всегда правильно отображает то, что в этих случаях происходит», — объясняет Экман. — Оно предполагает, что единственно важное сообщение — это сообщение об истинном чувстве, которое лежит в основе ложного сообщения. Но ложное сообщение также может иметь важное значение, если вы знаете, что оно ложно. Вместо того чтобы называть этот процесс ложью, вам следовало бы лучше называть его контролем сообщения, потому что ложь сама по себе также может передавать полезное сообщение».

В таких случаях на лице человека присутствуют два сообщения: одно отражает фактическое чувство, а другое — то, что он хочет передать. Пол Экман впервые вплотную заинтересовался этой проблемой, когда столкнулся с поведением пациентов, страдающих тяжелой депрессией. В беседах с врачами они утверждали (мимически и на словах), что испытывают радость, однако на самом деле стремились добиться прекращения своей госпитализации и совершить самоубийство. В «Обмани меня» сценаристы тоже поднимают эту проблему: по сюжету, мать доктора Кэла Лайтмана покончила с собой после того, как ей удалось таким образом обмануть психиатров. Позже, просматривая видеозаписи ее бесед с врачами, главный герой сериала обнаруживает микровыражение печали у нее на лице.

Контроль мимического сообщения может быть разным:

— смягчение,
— модулирование,
— фальсификация.

Смягчение, как правило, происходит за счет добавления мимических или словесных комментариев к уже присутствующему выражению. Например, если взрослый человек боится зубного врача, он может слегка сморщиться, добавив к выражению страха на своем лице элемент отвращения к себе самому. С помощью смягчения люди часто сообщают окружающим, что способны справиться со своими чувствами и добиться соответствия собственного поведения культурным нормам или текущей ситуации.

В случае с модулированием человек корректирует интенсивность выражения эмоции, а не комментирует ее. «Есть три способа модулирования выражения лица, — пишет Пол Экман. — Вы можете менять количество вовлекаемых областей лица, длительность сохранения выражения или амплитуду сокращения лицевых мускулов». Как правило, используются все три метода. А вот при фальсификации мимический процесс становится ложным: на лице демонстрируется не та эмоция, которую человек испытывает на самом деле (симуляция), не показывается ничего, когда на самом деле чувство есть (нейтрализация), либо же одно выражение скрывается за другим (маскировка).

Физиология лжи: место, время и микровыражения

Чтобы научиться распознавать ложь на лицах, нужно обращать внимание на пять аспектов

— морфологию лица (конкретную конфигурацию черт);
— временные характеристики эмоции (как быстро возникает и как долго держится);
— место проявление эмоции на лице;
— микровыражения (они прерывают основное выражение);
— социальный контекст (если на рассерженном лице виден страх, нужно подумать, есть ли для этого объективные причины).

Люди, которые контролируют выражение своего лица, больше всего внимания уделают его нижней части: рту, носу, подбородку и щекам. Ведь именно через рот мы осуществляет звуковую коммуникацию, в том числе бессловесную: крики, плач, смех. А вот веки и брови чаще «показывают» истинное чувство — впрочем, брови тоже используются для мимической фальсификации, что может влиять на внешний вид верхних век. Что и как именно оказывается «не на месте» в процессе обмана, зависит от того, что именно транслируется, а что скрывается. Например, выражение радости вообще не требует от нас задействовать лоб — так что если она прикрывает другую эмоцию, последнюю нужно искать в этой области.

По книгам Экмана можно научиться распознавать разные фальсифицированные выражения лица в разных ситуациях: видеть испуганные брови на нейтральном лице (что свидетельствует о неподдельном страхе), обнаруживать отсутствие напряжения нижних век на разгневанном лице (что говорит о том, что злоба поддельная), находить утечку информации о настоящем гневе под маской отвращения, замечать паузы между словесным сообщением об эмоции и появлением ее ложной версии на лице (1,5 секунды) и обращать внимание на другие важные мелочи.

Но главный навык, который позволяют выработать книги и тренинги Экмана, — это распознавание микровыражений. Эти проявления эмоций обычно длятся совсем недолго: от половины до четверти секунды. Научиться находить их можно, используя те же фотографии и L-образную маску, — если изображения будут быстро сменять друг друга. Присутствие микровыражений тем не менее не означает, что человек одновременно не маскирует, не ослабляет и не нейтрализует переживаемые эмоции. Эти короткие эпизоды мимической активности являются симптомом обмана либо в крайнем случае признаком, что человек сам не знает, что чувствует, однако их отсутствие еще ни о чем не говорит.

Сегодня Пол Экман и его исследовательская группа проводит тренинги распознавания эмоций для работников таможни, полиции и пограничной службы, HR-специалистов и других людей, которым часто приходится искать обман или подтверждать факты. Однако его разработки полезны не только на границе: они могут помочь журналистам во время интервью, преподавателям на уроках, бизнесменам на переговорах и многих другим людям. Впрочем, ни техники доктора Лайтмана из сериала, ни техники доктора Экмана, которые легли в основу «Обмани меня», не стоит использовать дома. Ведь далеко не каждый обман в действительности влечет за собой негативные последствия, — а близким людям нужно давать право на тайну, поскольку не все, что они скрывают, имеет отношение к нам.

Поза — положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому она выдает истинное состояние человека больше, чем выражение его лица. Дело в том, что человека с раннего детства обычно учат контролировать свою мимику и отчасти жесты при выражении каких-либо чувств, но не обучают сознательно управлять положением своего тела, и поэтому именно поза может рассказать нам о настоящих переживаниях людей и истинном отношении их к окружающим. Наблюдение за позой собеседника дает значимую информацию о состоянии человека. Любое изменение позы указывает на изменение отношений между участниками общения.

Рассмотрим некоторые значения поз, представленные в виде дихотомий:

  • • Позы могут сигнализировать об открытости или закрытости для контакта. К закрытым позам относятся, например, скрещивание рук на груди, сплетенные в замок пальцы, положенные на колено, отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед.
  • • Позы могут выражать неравенство отношений между коммуникантами — доминирование одного из них и зависимость другого. «Доминирующий» коммуникант «нависает» над партнером, он старается быть физически выше собеседника. «Зависимость», или подчиненность, коммуниканта выражается в сутулости, в неосознанном стремлении занимать как можно меньше места и соответствующих позах.
  • • Противостояние или гармония между коммуникантами. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Если коммуникант доброжелателен по отношению к партнеру, стремится к сотрудничеству с ним, то чаще всего его поза так или иначе повторяет позу партнера, его тело не слишком напряжено.

Поскольку позы довольно универсальны, культурные различия проявляются не столько в самих позах, сколько в их коммуникативном воздействии, эффекте, который они оказывают на собеседника. Так, американский студент может сидеть перед профессором так, как ему удобно, принять расслабленную позу, одну ногу закинуть на другую, поскольку такая поза нс является в США каким- то особым индикатором отношений. Но в европейских культурах такая поза предполагает социальное равенство партнеров по коммуникации. В японской культуре позы подчинительного характера являются более нейтральным способом поведения, чем в европейских культурах. В русской культуре такой же относительной нейтральностью обладают позы исключения из контакта (опущенная голова, неулыбчивость, сидение нога на ногу, закрытость тела), тогда как, например, американец воспринимает такое поведение как подчеркнуто закрытое, связанное с нежеланием общаться.

В кинесике, помимо прочего, описываются позы «при дефекации, мочеиспускании и коитусе, включая положение больших пальцев ног при оргазме, обусловленное не только физиологией, но и культурными причинами».

  • Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб. : Симпозиум, 2006. С. 506.

Человек обладает одним из самых совершенных зрительных аппаратов. У него есть способность слышать. В принципе, это все, что нужно для продуктивного общения. При этом нам все равно нужно трогать кого-то руками.

Почему мы до сих пор здороваемся за руку, когда можно просто помахать ладошкой? Зачем мы поглаживаем себя по коленке, когда говорим о чем-то интересном, перспективном, заманчивом? Какой смысл в прикосновении к плечу человека, поведением которого мы недовольны? Ведь вполне можно обойтись строгим громким голосом, и месседж нашего недовольства будет донесен.

Зачем нам нужно прикасаться к собеседнику, почему мы прикасаемся к самим себе и что вообще дает прикосновение — об этом мы поговорим в нашем сегодняшнем блоге.

Секс или нет?

Рассмотрим довольно стандартную ситуацию. Беседуют два молодых человеческих создания обоих полов. Суть разговора заключается в решении какого-то бизнес-вопроса. В ходе разговора молодой человек периодически гладит себя по коленке, а девушка примерно с такой же периодичностью поглаживает себя по плечу. Из предыдущих блогов «Школы невербалики» вы уже знаете, что подобное поглаживание говорит о возникшем чувстве симпатии друг к другу, и молодые люди таким образом просто замещают невозможное прикосновение к собеседнику возможным прикосновением к себе.

Возьмем другой случай. Два серьезных бизнесмена в серьезном возрасте обсуждают контракт. И ближе к завершению переговоров, достигнув взаимовыгодных договоренностей, начинают поглаживать себя по бедрам. Здесь-то никакой сексуальности быть не должно. Мужчины глубокие натуралы и однополые взаимоотношения сексуального контекста для них не несут. Сексуальности нет, а прикосновение есть.

Теперь третья ситуация. Модный бизнес-тренер проводит тренинг по командообразованию, известный как тимбилдинг. Участники тренинга являются работниками одного отдела, в отношениях существует глубокая пропасть. В самом начале тренинга бизнес-тренер просит всех взяться за руки и выполнять некоторые упражнения, не разрывая рук. И так поступает периодически по ходу занятия. В итоге взаимоотношения улучшаются, и спустя некоторое время отдел показывает способность работать одной, сплоченной командой. Ну не благодаря же сексуальной энергии это произошло?

Из перечисленных выше сцен можно сделать некоторые выводы:

  1. Прикосновения не всегда носят исключительно сексуальный характер.
  2. Прикосновения способны не только способствовать сексуальному взаимодействию, но и оказывать благотворное влияние на элементарные деловые отношения.
  3. Прикосновения улучшают любой характер взаимоотношений, как сексуальный, так и откровенно асексуальный.

Зачем касаемся?

Задач, которые перед прикосновениями к себе и друг к другу поставила эволюция человеческой коммуникации, великое множество. Но самые важные из них вот какие:

1. Демонстрация дружелюбия. Сам факт вторжения в жизненное пространство другого человека вызывает отторжение. Но если это вторжение носит мягкий, осторожный характер (что очень удобно демонстрировать при помощи легкого касания), то участники контакта настраиваются на позитивное отношение друг к другу, даже если они не знакомы.

2. Привлечение внимания. В ситуации, когда все вокруг кричат или ваш объект слишком сконцентрирован на чем-то своем, прикосновение помогает привлечь внимание именно к себе, выделив таким образом себя из окружающего информационного шума.

3.Восстановление душевного равновесия. Иногда мы нуждаемся в заботе и защите. В данном случае прикосновение к кому-то, кому мы доверяем, помогает ощутить такие необходимые нам эмоции.

ТСН.ua

4.Завоевание лидерства. Прикосновения помогают в выстраивании иерархии человеческих взаимоотношений. С помощью некоторых жестов, которые служат демонстрации статуса, мы заставляем кого-то замолчать, остановиться, уступить в своих притязаниях.​​​​​​​

Что с нами происходит, когда к нам прикасаются незнакомые люди? Дело в том, что на короткое расстояние мы подпускаем только самых близких людей, к которым испытываем теплые чувства (за исключением случаев, когда мы сами вторгаемся в жизненное пространство ненавистного врага, чтобы придушить его). От этих людей мы часто получаем и психологические, и чисто физические прикосновения. И у нас вырабатывается своеобразный условный рефлекс «безопасный человек = прикосновение».

Когда незнакомый человек вторгается в наше жизненное пространство, мы испытываем по этому поводу волнение и негодование. Но только до момента прикосновения. Как только он к нам прикоснулся — наш условный рефлекс заставляет нас менять отношение к этому человеку на более позитивное, потому что опять-таки «прикосновение = безопасный человек».

Этот принцип часто используют в маркетинге. Например, в сфере общественного питания. В одном из ресторанов провели эксперимент. Одна часть официантов должна была во время обслуживания клиентов легко прикоснуться рукой (тыльной стороной кисти) к клиенту. Прикасаться нужно было в зоне нейтральных контактов — в районе кисти или предплечья посетителя. То есть прикосновение должно было носить явно нейтральный, как бы случайный характер.

Вторая группа официантов не должна была прикасаться к клиентам ни в коем случае.

В итоге официанты из первой группы получили чаевых на 20-30% больше, чем официанты из второй группы. Кроме того, клиенты оценили работу официантов, которые к ним касались, как более дружелюбную и профессиональную.

Почему был получен именно такой эффект? Ответ очевиден. Срабатывает условный рефлекс. Мы чувствуем прикосновение другого человека и автоматически начинаем относиться к нему так же, как относимся ко всем, кто имеет право так к нам прикасаться. Мы, люди, вообще существа довольно автоматические. Множество процессов протекают у нас совершенно независимо от нашего сознания. Вот хитроумные официанты частенько этим и пользуются.

Соблазнение и власть

Однако на одних только общепитах манипуляции нами не заканчиваются. Одна из самых насыщенных манипулятивными техниками отраслей человеческого общения — это профессиональное соблазнение.

Профессионалы соблазнения стараются в первые же несколько секунд общения прикоснуться к своей «жертве» под любым поводом. Это уменьшает природную сопротивляемость, повышает доверие и т.д.

Секс вообще замешан на общении с короткой дистанции, поэтому прикосновениям в сексуальных или ролевых взаимоотношениях отводится ведущая роль. Причем прикасаться мы можем не только к объекту своего интереса, но и к себе самому. И это один из самых точных диагностичных инструментов. Если девушка или парень, общаясь с представителем противоположного пола, поглаживает себя, то это говорит лишь о том, что поглаживать хочется не свое тело, а тело человека, стоящего напротив.

Ещё одна важная сфера применения прикосновений — это сфера борьбы за власть. Борьба за власть не всегда происходит с применением силовых методов. Зачастую достаточно легкого прикосновения, чтобы заставить собеседника замолчать или отступить от своих позиций. Наиболее часто такие методы борьбы используют женщины. Мужчинам более свойственен прямолинейный и силовой стиль демонстрации своего статуса. Мужчины гонятся за эффектностью. Женщина предпочитает более экономный способ продемонстрировать, кто в доме хозяин. Её фишка — эффективность.

Иногда можно стать свидетелем сцены, когда супружеская пара выясняет отношения с представителем какой-нибудь сервисной службы. Мужчина кричит и машет руками, пока в дело не вступает настоящий руководитель — его жена. Она мягко, но повелительно кладет руку ему на плечо (жест, указывающий на её более высокий статус в системе их отношений) и мужчина сникает. Руки опускаются, плечи опускаются, настроение тоже перестает демонстрировать признаки тонуса. Пришла более высокопоставленная особь, и желтая майка лидера перекочевала к ней, вместе с полномочиями на принятие окончательного решения. И для этого потребовалось лишь одно легкое прикосновение.

Как прикасаться эффективно

Из вышеперечисленного может сложиться впечатление, что прикосновения обладают прямо таки магической силой и способны действовать эффективно в любых ситуациях и в исполнении кого угодно. Это не так.

Чтобы прикосновение принесло свои плоды, нужно несколько условий:

  1. Внешний вид. Человек, прикасающийся к нам, не должен вызывать у нас брезгливости или отторжения, мы не должны испытывать по отношению к нему страх. В общем, он должен выглядеть или хорошо, или хотя бы нейтрально. В противном случае сила эмоции, которую мы могли бы к нему испытывать, сменит знак на противоположный.
  2. Характер прикосновения. Прикосновение не должно носить «силовой» характер. Оно должно быть легким. Сильное прикосновение воспринимается как давление. И тут в нашей психике срабатывает физический закон — сила действия равна силе противодействия. Имеет значение и длительность прикосновения. Слишком долгий контакт приводит к потере эффекта.
  3. Скорость прикосновения. Резкие, быстрые прикосновения приводят к негативной реакции. Чем более плавно выполнено касание, тем большего эффекта оно позволяет добиться. Существует легенда, что в школе гейш в средневековой Японии маленькие девочки учились касаться воды, не вызывая рябь на её поверхности. Такое прикосновение считалось и эталоном состояния духа, и признаком умения оказывать максимум воздействия на клиента при минимуме контакта.
  4. Место прикосновения. Прикасаться к незнакомому или малознакомому человеку нужно только в социально-приемлемой области. В основном это зона рук в районе кистей или предплечий. Крайне редко — выше локтя. Желательно, чтобы прикосновение производилось спереди. Конечно, есть варианты, когда малознакомая официантка прикасается грудью к плечу мужчины при приеме заказа или при смене блюд. Но его спутнице такое прикосновение вряд ли понравится.
  5. Обстоятельства прикосновения. Чем более спокойная обстановка, в которой происходит прикосновение, тем больший эффект оно будет иметь. В агрессивной среде и в состоянии возбуждения мы вряд ли заметим, что к нам кто-то прикоснулся. Ну, кроме случаев контроля нас со стороны супруга/супруги. Но здесь в силу вступает уже привычка повиноваться, вырабатываемая и закрепляемая годами совместных супружеских баталий за главенство.

Прикосновение позволяет нам улучшить отношения с другими людьми, расположить их к себе, создать условия для продуктивной беседы.

Прикосновения служат маркером установившихся отношений. Если между супругами постоянно проскакивают искры страсти или хотя бы доброжелательности, то он обязательно найдет проявление в прикосновениях.

Прикосновения позволяют уменьшить влияние стресса. Удивительно как просто, оказывается, можно отключиться от нервотрепки на работе, бытовых трудностей, горестей и печали — стоит лишь любимому человеку прикоснуться к нам.

А ещё прикосновения позволяют нам манипулировать и управлять другими людьми. Тонко и верно или грубо и беспринципно. Прикосновения служат надежным инструментом достижения корыстного интереса в человеческом общении.

Домашнее задание

Чтобы научиться использовать прикосновения и добиваться большего в процессе общения, предлагаю выполнить несколько домашних заданий.

  1. Легкий уровень. Попробуйте попросить своего коллегу о чем-то, прикоснувшись при этом к нему рукой (используя данные выше рекомендации). Например, вы прикасаетесь к нему и говорите: «Не мог бы ты…». Проделайте подобный эксперимент с разными людьми и оцените, кто из них, выполняя вашу просьбу, улыбался, кто хмурился, кто после выполнения просьбы демонстрировал готовность сделать для вас что-либо ещё. Если вы обладаете ярко выраженной зашкаливающей сексуальной привлекательностью, то старайтесь выполнить это упражнение на коллегах своего пола, так как противоположный пол и так все для вас сделает.
  2. Средний уровень. В вашем окружении наверняка есть люди, которые Вам не очень симпатизируют. Попробуйте поговорить с ними о чем-то, что касается вас обоих, используя прикосновения перед самым началом разговора. Только не старайтесь говорить с теми, кто вас откровенно недолюбливает. Иначе прикосновение может обернуться против вас.
  3. Экстрим. Если вы в ссоре с любимым, коллегой, другом — используйте прикосновения во время выяснения отношений. Только ни в коем случае не в начале беседы, а ближе к её середине, когда вы уже выслушали собеседника (не перебив его ни разу, если такое возможно), но ещё не высказали ему своих аргументов.

Прикосновения помогают управлять, манипулировать отношением к вам другого человека. Общение — это всегда конфликт интересов. Даже если вы разговариваете с мамой, другом, коллегой или партнером, все равно разговор идет по сценарию и на тему, которая ближе только одному из вас. Поэтому в общении один всегда ведущий, а второй — ведомый. Так что если уж вы пытаетесь управлять своим собеседником — делайте это правильно и эффективно.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Весьма выразительны в мимической палитре губы и брови. Только они могут подтвердить или опровергнуть то или иное впечатление от взгляда собеседника. О решительности и настойчивости свидетельствуют плотно сжатые губы и стиснутые зубы; об интенсивном собирании всех телесных сил до последней мышцы, о защите в форме вспышки гнева или злобной ярости (наблюдается, например, во время рукопашного боя на войне) говорят щелеобразно в обе стороны растянутые губы, сжатые и обнаженные зубы, одновременно с этим шипящее дыхание «ш-ш-ш»; на переживаемую приятную сентиментальность и наивное тщеславие указывают губы, плотно прижатые к зубам и друг к другу, закрывающие таким образом рот (язык прилегает к зубам, уголки рта слегка приподнимаются); при оценивании, дегустации, экспертизе губы вытянуты вперед (они могут быть открыты или закрыты).

Когда человек протестует против чего-либо, то выдвигает губы вперед с легким (может быть, лишь обозначенным) подниманием уголков рта, рот слегка приоткрыт. Это легко узнается из ситуации — «строить гримасу», «дуться», у женщин — «надуть губки». Эта гримаса возникает при отталкивании материнской груди сытым младенцем. Подобная же форма губ и у плюющих взрослых. Часто сопровождается сердитыми, широко открытыми круглыми глазами и протестующим звуком типа «ну-у». Гримаса выражает также неприязнь, упрямство, досаду.

При сильном удивлении рот открывается максимально. При внутреннем сопротивлении этому движение «повисает» на полпути: получается гримаса ошеломления. Часто сопровождается выпученными глазами, которые, не понимая, смотрят на причину удивления.

Чтобы избежать поспешных проявлений, человек прикусывает губы или язык. Это бывает при неожиданностях, особенно когда человек болеет и на мгновение становится беспомощным, но не хочет пребывать далее в состоянии этой беспомощности, то есть принципиально владеет собой.

При предвкушении, вызываемом представлением, возможно облизывание губ. Язык проводится вдоль края губ почти играючи, но при этом — задумчивый взгляд. Если рот при этом остается закрытым, то язык проходит вдоль зубов, что можно видеть по щекам, добавляется доля самообладания (скрытой активности).

Нередко можно наблюдать сопровождающие движения языка при каждом движении рук, делающих замысловатую работу (написание букв первоклассником, вдевание нитки в иголку взрослыми). У взрослых этот особо осторожный подход с большим включением чувств, напоминает детей, у которых рациональное мышление еще не организовало обычные рамки для движения тела.

Особое значение имеет положение уголков губ. Ч. Дарвин говорил, что опущенные книзу уголки губ — это рудимент плача (треугольная мышца оттягивает уголки рта вниз). Как бы человек не пытался изображать веселость, но опущенные уголки губ все равно выдадут его, будут свидетельствовать о безрадостном состоянии, печали, разочаровании и болезненном отказе от чего-то. Нередко опущенные уголки губ — отражение негативной жизненной установки, может характеризоваться как «у него вытянулось лицо». Если уголки рта оттянуты вниз с напряжением, то это активная поза обесценивания, недооценивания чего-либо, отвращения, издевки, зависти, недоброжелательности, занудства, скепсиса, иронии и угрюмости. Если искривляется один уголок рта, что сопровождается временной ассиметрией лица, то это выражение иронической усмешки.

Рот — самая подвижная часть лица. Он — центр любой улыбки и всякой боли. Губы, выпяченные вперед, можно расценивать как сигнал враждебности, а если они поджаты, то это уже символ ухода в себя, производящий скорее впечатление испуга. Если поджатые губы напряжены, сжаты, то так выражается бессильный гнев. Если рот искажается во время разговора (или смеха) и чередование движений дисгармонично, то это выражение негативных стремлений даже в том случае, если все остальные сигналы носят положительный характер и лицо кажется дружелюбным. Фиксированно скривленный в одну сторону рот (когда это не вызвано состоянием здоровья) говорит о склонности данного человека к издевательскому и презрительному отношению.

Подергивание и дрожание рта является сигналом тревоги, предупреждением о повышенной нервозности. Скрежетание зубами без видимого внешнего повода выражает общее напряжение и перенапряжение.

Выдвинутый вперед подбородок атавистически объясняется как облегчение использования клыков у пралюдей. Выражает насилие и жестокость. Часто наблюдается и у цивилизованных людей, когда они в опасной ситуации (живо представляя ее себе или уже находятсь в ней) решаются на рискованный поступок.

Особенно предательская вещь — смех. В смехе может выявиться глупость, пошлость, презрение, ненависть, насмешка, злорадство, смущение, фальшь и т.п. Предположительно улыбка возникла из угрожающего жеста — «оскала зубов». Существует множество видов улыбок, у людей же, которые много улыбаются или смеются, со временем лицо вообще приобретает улыбающееся, дружелюбное выражение.

Чем свободнее и непринужденнее кажется нам улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости. При нормальной улыбке губы плотно прилегают к зубному ряду, и их уголки немного отодвигаются назад. Если улыбка вынужденная, деланная — она неожиданно возникает и так же неожиданно исчезает, из-за этого скрываемые за ней лицемерные намерения становятся очевидными. К улыбкам «по заказу» относится также и улыбка смущения. Она тоже неорганична. Это вымученная улыбка, которая нередко используется в качестве компенсации, например, при выражении сочувствия. Приторную улыбку можно установить по чуть более заметному растяжению губ.

Если при улыбке губы остаются сомкнутыми в довольно напряженном состоянии, то это уже усмешка. Напряжение может сигнализировать как о внимании, так и о тенденции к господству. Сжатые губы выражают отстраненность. Нередко усмешка содержит в себе и ехидное выражение. В таком случае она превращается в мимическое выражение радости по поводу того, что должно держаться в тайне.

Гримаса улыбки — усмешка. По такой улыбке можно судить о том, что перед Вами наглец, мерзавец или провоцирующий коварный человек. Может быть кривая улыбка, когда только один из уголков рта либо приподнимается, либо опускается, что является проявлением состояние внутреннего разлада. Кривая улыбка дает возможность скрыть подлинное мнение за напускным дружелюбием (например, когда начальник или уважаемое лицо рассказывает какой-нибудь анекдот, и сотрудникам из вежливости приходится смеяться).

Для выражения различных чувств человек активно использует брови. При помощи мышц лба брови можно просто подтянуть вверх, а опустить брови можно, используя сжимающую мышцу глаз. Наморщенные брови обычно выражают напряжение, критику, неудовольствие, гнев, бешенство и потрясение.

Брови в виде выпуклого полумесяца выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой — радость, удовольствие.

Нос — часть лица, мало подверженная изменениям, однако малозаметные движения носа, если они многократно повторяются, изменяют выражение лица и даже могут изменить форму носа. Если между носом и ртом образуются две небольшие характерные складки, то человек испытывает сильное неудовольствие.

Наморщивание носа — составная часть реакции на горечь. При частом повторении ведет к появлению «страдальческой складки»: из-за частого поднимания крыльев носа верхний конец носогубной складки глубоко врезается в уголки носа. Выражает недовольство, неприятное ощущение, противоречивость, душевную боль, отвращение. Нередко бывает у пассивных и женственных людей.

Раздувание крыльев носа может означать интенсивное вдыхание запаха, а также возбуждение или ярость (обеспечивается большой приток воздуха). Раздувают крылья носа и темпераментные люди с сильными и продолжительными чувствами, выражая свое возбуждение.

Если носогубная складка, идущая от уголков носа к линии рта, заметно глубока и одинаково глубока на всем протяжении, то это — результат интенсивного постоянного напряжения мускулатуры при речи, смехе и т.п. Она говорит о жизненной силе и выносливости.

Следует обращать внимание и на то, какое общее впечатление производит мимика того или иного человека. Очень подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика отражает постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении, характеризует человека как спокойного, постоянного, рассудительного, надежного, уравновешенного.

Монотонность мимики и редкая смена ее форм при медлительности поведения и слабой напряженности говорит о психическом однообразии и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться: монотонные душевные состояния, скука, печаль, равнодушие, отупение, эмоциональная бедность, меланхолия, депрессивный ступор.

Когда мимические процессы состоят из множества отдельных выражений, типа «холодные глаза и смеющийся рот», то анализ возможен только при наблюдении за каждым отдельным выражением и его сочетаемостью с другими.

Оставьте комментарий