Содержание
В ходе ведения экономической деятельности предприятие сталкивается с необходимостью осуществления переписки с различными контрагентами – начиная от простых клиентов и заканчивая крупными деловыми партнерами.
Одной из разновидностей деловой документации является письмо-запрос о предоставлении каких-либо данных и ответ на него, составленный согласно нижеуказанным правилам.
В каких случаях нужно
Приведем перечень наиболее часто встречающихся случаев, когда составление ответа является необходимым:
Поступление запроса от |
|
Государственного ведомства | Например, от ФНС о предоставлении отчетности |
Поставщика товаров или материалов | Если поставщик попросил приобретателя уточнить список товаров или материалов, на которые оформляется заказ |
Покупателя | К примеру, если покупатель направил запрос о возможности/невозможности доставки товара к нему в определенную дату или время |
Судебного органа | При запрашивании судебной инстанцией доказательной базы |
Иного физического или юридического лица | К примеру, при истребовании физическим лицом информации о возможности устроиться в организацию на определенную вакансию |
Какие возможны виды
Условно письмо-ответ на запрос можно подразделить на 2 основные разновидности:
Вид |
|
Положительный ответ на запрос | В таком письме организация, куда поступил запрос, выражает свое согласие на предоставление истребуемой информации |
Отрицательный ответ | Наоборот, в письме будет содержаться мотивированный отказ от предоставления запрашиваемых сведений |
Основное отличие этих разновидностей писем – в их содержании.
Так, если письмо содержит положительный ответ, в его тексте будет содержаться максимально полный и исчерпывающий ответ на поставленный в запросе вопрос (с указанием ссылок на правовые акты, при необходимости).
В конечном счете, у обратившегося контрагента не должно оставаться каких-либо вопросов, если ответ действительно был дан по существу и в полной мере.
Отрицательный же ответ более краткий, но и он должен содержать мотивированную формулировку, включающую не только причины отказа, но и перечень оснований. Также в отрицательном письме должны содержаться условия, при соблюдении которых организация, сделавшая запрос, сможет все-таки получить нужные сведения.
Как правильно составить и его образец
Перед составлением ответа следует проинформировать заявителя любым удобным способом о получении запроса по указанным в нем (запросе) контактам – телефону, электронной почте или иным образом.
Далее следует приступить непосредственно к оформлению документа.
Бланк письма можноскачать тут.
Оформление производится:
- либо на фирменном бланке организации, предусмотренном для ответов на запросы;
- либо в свободной форме.
Фирменный бланк, как правило, уже содержит в «шапке” наименование организации, дающей ответ, ее юридический адрес, телефон руководителя и поля для простановки исходящего номера документа и даты его составления.
При свободной форме все поля придется формировать самостоятельно, а именно:
- «Шапка”.
Слева вверху необходимо написать полное название предприятия, дающего ответ, с указанием организационно-правовой формы, адрес нахождения, контактный телефон, дату и номер исходящего документа, а также его наименование – «Ответ на письмо-запрос (номер письма) от (дата регистрации запроса)”.
В правом же верхнем углу ставится должность и ФИО должностного лица, кому направляется ответ, и наименование организации, куда он направляется.
- Обращение к должностному лицу.
По центру пишется обращение к лицу, которому направляется ответ. Например, «Уважаемая Марина Сергеевна”.
- «Тело” письма.
Далее нужно написать сам ответ на запрос – положительный или отрицательный (подробности написания формулировки см. далее).
- Перечень приложений.
Если в ответе на запрос требуется предоставить заявителю копии каких-либо документов, следует указать их перечень.
- Подпись, расшифровка подписи директора организации, давшей ответ.
Положительно
Положительная формулировка ответа должна содержать:
- реквизиты самого запроса (дата и номер его регистрации);
- пару слов о запросе (основная суть);
- непосредственно сам ответ.
К примеру, при запросе покупателем расценок на товары можно ответить следующим образом:
«В ответ на Ваш запрос от 18 ноября 2017 года № 05-03/273 о предоставлении прайс-листа на новую коллекцию обуви «MaxStyle”, направляем в Ваш адрес актуальный прайс-лист (см. приложение на 5 листах)”.
Отрицательно
При отрицательном ответе текст формулировки должен содержать:
- как и при положительном ответе – реквизиты и краткую суть сделанного запроса;
- причину, на основании которой отклоняется просьба;
- обоснование причины (со ссылкой на федеральные или локальные нормативные акты).
Способы доставки
Ответ лучше направлять способом, указанным заявителем в запросе.
Если способ не указан, ответ можно отправить по факсу или электронной почте.
В случае, если в письме-ответе содержится крайне ценная информация или оригиналы каких-либо документов, предпочтительнее воспользоваться услугами Почты России, отправив заказное письмо с описью вложения.
Будет ли ответ
На письмо-ответ организация или гражданин, сделавший запрос, могут не отвечать, так как в письме-ответе не содержится каких-либо требований, просьб или запросов. Хотя ничто не мешает заявителю отблагодарить организацию, давшую ответ, письменно или по телефону за предоставленную информацию.
Особенности
Существуют особенности заполнения и отправки официальных ответов на запросы в специфических ситуациях.
На английском
Если организация взаимодействует с иностранными партнерами, возможно, что потребуется вести деловую переписку на английском языке.
В этом случае потребуются стандартные фразы-клише:
Фраза-клише на английском |
Перевод на русский |
Dear Mr. Walker | Уважаемый мистер Уолкер |
In reply to your letter asking for information about… | В ответ на Ваш запрос о предоставлении информации о… |
I feel delighted to inform you… | С радостью сообщаю Вам… |
I regret to inform you… | С сожалением сообщаю Вам… |
Please, inform me if I can be of any further assistance | Пожалуйста, сообщите, если я смогу еще чем-то Вам помочь |
О предоставлении документов
Запрос о предоставлении документов должен содержать:
- перечень испрашиваемой документации с указанием количества нужных экземпляров;
- сведения об оплате за предоставление копий (если оплата требуется);
- адрес заявителя, куда будет направлена документация;
- ссылку на нормативный акт, содержащий право (или обязанность) лица, которому направляется запрос, выдавать какие-либо документы.
Формулировка ответа стандартная – если заявитель имеет право получить бумаги, организация направит положительный ответ, в противном случае – отрицательный.
В банк
Банк обязан предоставлять определенную информацию по требованию государственных органов, судебных приставов, СК РФ, ФНС, судов и др.
Ответы на запросы те же – положительные или отрицательные. При отрицательном ответе банк укажет ссылки на законы, регламентирующие отказ в предоставлении сведений о каком-либо клиенте (см. ниже).
Итак, если контрагент или не связанное деловыми отношениями лицо прислало компании запрос о предоставлении информации или документов, организация должна ответить в письменной форме. Ответ может быть как положительным, так и отрицательным.
Видео на тему:
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
19 сентября 2017
Статьей 140 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за отказ в предоставлении гражданину информации.
Объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения конституционного права на информацию.
Часть ч.4 ст.29 Конституции РФ гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В силу ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Понятие информации дается в Федеральном законе от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с ним информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления. Информация, являющаяся предметом данного преступления, должна быть закреплена на материальном носителе в виде документов и материалов.
При этом необходимо отметить, что состав данного преступления имеет место, если наступили последствия в виде причинения вреда правам и законным интересам гражданина. Также, для квалификации деяния как преступления отказ должен быть неправомерным, соответственно правомерным должно быть требование о предоставлении информации.
Ответственность по данной статье Уголовного Кодекса несут те должностные лица органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.
Наказание за совершение указанного преступления предусмотрено в виде штрафа в размере 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.
Подготовлено прокуратурой Милославского района
Вернуться к списку
А как привлечь к ответственности чиновника и обязать
его предоставить информацию?…
Вариант получения необходимой информации
Несмотря на то, что Конституция РФ провозглашает свободу получения информации, российские чиновники, владеющие этой информацией, как правило, не спешат с ее предоставлением своим согражданам.
Автор данной статьи предлагает читателям «ДА» такой способ решения данной проблемы, как обращение в прокуратуру.
Конституция РФ, закрепляя основные принципы общественных отношений в области информатизации, установила свободное перемещение информационных ресурсов, услуг, технологий и средств их обеспечения (ч.1 ст.8, ч.2 ст.24, ч.4 ст.29 Конституции РФ). Информация выступает объектом гражданских прав, а такие объекты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте (ст.ст.128, 129 ГК РФ). При этом законодатель, сохраняя приверженность положению ч.3 ст.55 Конституции РФ о соразмерности ограничения прав и свобод человека строго определенным целям, указывает на уровень нормативного акта, посредством которого возможны подобные ограничения, — только закон!
Базовым законом, регулирующим общественные отношения в области информации, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10 января 2003 г.). В соответствии со ст.14 указанного Закона ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами (п.1). Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию лиц, которых она касается (п.2).
Иными словами, отказать в предоставлении информации (в том числе документированной!) чиновник районной администрации или служащий судебного учреждения вправе лишь по основаниям, прямо указанным в нормах федерального закона.
Например, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 22 августа 2004 г.) в ст.5 организовывает доступ к информации, составляющей государственную тайну.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 31 декабря 2005 г.) устанавливаете ст. 7 ограничение на предоставление информации о регистрации прав собственности на объекты недвижимости.
Статья 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 21 июля 2005 г.) ограничивает свободу средств массовой информации в интересах общества и отдельных граждан провозглашенную Конституцией РФ.
В то же время государство (в лице должностных лиц органов исполнительной, законодательной и судебной власти!) гарантирует предоставление гражданам своевременно и в полном объеме всей интересующей их информации: о себе, т. е. о государстве, о самом гражданине, которого информация интересует, об окружающем его мире. Это правило! Отказ в предоставлении информации всегда нужно оценивать в свете норм федерального закона: допускает ли он ограничение в ее предоставлении, т. е. дает ли право ее владельцу поступить по своему уразумению.
В подтверждение этой мысли сошлюсь на мнение судей Конституционного Суда РФ, высказанное ими в п.2 Определения КС РФ от 12 мая 2003 г. № 173-О по жалобе гражданина Коваля Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями ст.ст.47 и 53 Уголовно-процессуального кодекса РФ: «Статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
В силу непосредственного действия названной конституционной нормы любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии, что законодателем, как уже говорилось, не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты».
При отказе в предоставлении информации требуйте от «ответственных» служащих мотивированный и по возможности письменный ответ со ссылками на нормы федерального закона. Этот ответ в дальнейшем может стать приложением к жалобе в суд или в прокуратуру.
О судебном обжаловании подобных действий должностных лиц «ДА» на своих страницах рассказывал не один раз и достаточно подробно. Безусловно, обращение в суд — для большинства граждан основной и, пожалуй, самый распространенный способ восстановления своих прав. Но я хочу предложить читателям «ДА» еще один, в достаточной степени проверенный способ — обращение в органы Прокуратуры.
Являясь универсальным органом надзора, прокуратура России призвана следить за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов органами федеральной и местной власти, всеми должностными лицами администрацией, учреждений, организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Согласно ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 4 ноября 2005 г.) предметом надзора прокурора (читай: его трудовой деятельности) является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Обращаясь к районному прокурору с жалобой в порядке ст.ст.25-28 вышеназванного Закона, вы должны требовать от него проведения прокурорской проверки по факту отказа в предоставлении вам информации и принятия соответствующих мер прокурорского реагирования (внесения протеста, представления!). Прокурор не вправе оставить ваше обращение без рассмотрения, либо переадресовать его в тот орган или тому должностному лицу, действия которого вы обжалуете, — в соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 прокурорам это делать запрещено.
Следует признать, что прокурор, получив вашу жалобу на действия местного чиновника, вряд ли загорится желанием активно начать борьбу с нарушителями закона. Однако последовательно и непрерывно обжалуя действия этого прокурора вышестоящему прокурору, вы добьетесь вначале исполнения своих обязанностей вышестоящим прокурором, а затем и нерадивым чиновником.
Еще одно направление вашего «удара» — сообщение в прокуратуру о совершенном в отношении вас преступлении. Согласно ст.140 УК РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, непосредственно затрагивающий права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам гражданина, является уголовным преступлением. Преимущества этого варианта решения проблемы налицо: 3-суточный срок рассмотрения (ст.144 УПК РФ), реальная угроза уголовного преследования нарушителя закона и; как следствие, внезапно появляющееся у него желание исправить ошибку. При хорошем «раскладе» семейный бюджет вашего обидчика за отказ, например, в предоставлении сведений о движении вашей очереди на получение жилья, может сократиться на 200 тыс. рублей!
Форма обращения к прокурору о привлечении лица, неправомерно отказавшего вам в предоставлении информации, к уголовной ответственности законом не установлена, но как показывает практика уголовного судопроизводства, в целях получения положительного результата при составлении такого обращения нужно соблюдать 3 несложных правила.
1. Заявление прокурору должно быть кратким, с четко поставленным вопросом и без излишне подробного изложения предыстории его возникновения. Лучше, если заявление будет не в рукописном, а отпечатанном варианте.
2. Подаваемый документ обязательно должен называться: «Заявление о возбуждении уголовного дела».
3. В заявлении необходимо указать конкретные нормы уголовного и уголовно-процессуального законов, чтобы быть понятым юристом.
Для примера предлагаю читателям вариант такого заявления:
Прокурору города от ,,. ,
ЗАЯВЛЕНИЕ
о возбуждении уголовного дела
22 октября 2005 г. я обратился на имя главы администрации города с заявлением о предоставлении сведений по поводу движения моей очереди на получение жилплощади (с 1968 г. я нахожусь в общегородской очереди без видимых признаков ее движения — на момент постановки в очередь мой номер был 999, на 01.01.75г. — 1202, на 01.01.00г. — 1702, на 01.01.05г. — 2345).
В указанном Заявлении я просил главу администрации предоставить мне нижеследующие сведения (документированную информацию):
— количество предоставленных администрацией города квартир за период с 2000 г. по 2005 г.;
— количество квартир, полученных администрацией города в ходе инвестиционного строительства (по договорам долевого участия), а также распоряжения главы администрации о предоставлении квартир очередникам;
— протоколы заседаний жилищной комиссии о предоставлении квартир очередникам (два протокола за каждый текущий год!);
— размер, сроки и использование денежных средств, выделенных федеральным бюджетом на строительство (приобретение) жилья жителям г. __ .
Письменным уведомлением главы администрации города от 01.01.06 г. в предоставлении интересующей информации мне было отказано, поскольку она, как было указано в уведомлении, «затрагивает права и свободы других лиц, в т. ч. впереди стоящих.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6,7, 37, 140, 144 УПК РФ, ст. 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прошу Вас возбудить уголовное дело в отношении главы администрации города по признакам преступления, предусмотренного ст. 140 УК РФ.
___________________ подпись
___________________ дата
Конечно, ожидать привлечения к уголовной ответственности должностного лица органа местной власти по вашему заявлению все же не стоит. По крайней мере, мне такие случаи в уголовной практике не известны. Однако, как показывает мой личный опыт, заставить чиновника-нарушителя подчиниться закону таким путем вполне реально.
В частности, мое заявление прокурору г. Санкт-Петербурга о возбуждении уголовного дела в отношении главы администрации Фрунзенского района в связи с отказом предоставить мне по адвокатскому запросу сведения о правовом статусе жилой комнаты, необходимые для разрешения в судебном порядке спора по иску моей доверительницы, возымело действие. По результатам его рассмотрения прокуратурой Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга в адрес главы администрации данного района было внесено представление в связи с нарушением им требований ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской федерации» (в ред. от 20 декабря 2004 г.), регламентирующей право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций, и обязывающей указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, выдать адвокату запрошенные им документы или заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.
Александр РОМАНОВ, юрист
Тел.: 8-921-390-02-62
Тел./факс: 7(812)713-42-76
В заключение хочу привести выдержку из Присяги российского прокурора и следователя (ст.40.4 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1):
«Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:
— свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;
— непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;
— активно защищать интересы личности, общества и государству;
— чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей».