Как правильно разделить зарплату

До получки еще неделя, а у вас совсем нет денег и вы не понимаете, куда их потратили? Это сигнал, что вы распоряжаетесь финансами неправильно. Редакция TAM.BY рассказывает, как можно управлять своими доходами.

Правильно разделите деньги. Попробуйте правило 50/30/20. Оно гласит, что 50% ежемесячного дохода должны уходить на необходимые траты: аренду или ипотеку, питание, плату за коммуналку, транспорт и прочие важные вещи. 20% нужно в начале каждого месяца откладывать. На оставшиеся 30% можно развлекаться — сходить на шопинг, в ресторан, салон красоты.

Конечно, проценты могут отличаться: у кого-то только на аренду квартиры уходит половина заработка. Но стремитесь к тому, чтобы 20% удавалось откладывать ежемесячно.

Создайте резервный фонд. 10% из тех средств, что вы отложили, пойдут на создание «подушки безопасности». В идеале она должна быть такой, чтобы в экстренной ситуации (увольнение, болезнь) вы могли до 6 месяцев поддерживать тот уровень жизни, который был раньше. Эти деньги нельзя тратить, чтобы поехать в отпуск или купить кому-то подарок. Единственная ситуация, в которой их можно использовать — случилось что-то действительно серьезное.

Поставьте четкие финансовые цели. Пропишите, на что вы откладываете деньги, обозначив временные рамки. Например, вы хотите улететь в отпуск в Италию, купить ноутбук или сделать ремонт. Определите, во сколько это обойдется и когда вы планируете достигнуть результата. Если не поставить конкретные ориентиры, велика вероятность, что вы будете брать деньги из заначки на текущие траты.

Ежедневно ведите учет доходов и расходов. Вносите информацию обо всех тратах в специальное приложение или записывайте в блокнот. В конце месяца вы определите основных «похитителей» финансов и поймете, от чего сможете отказаться.

Не тратьте больше, если ваши доходы выросли. Многие люди, когда их зарплата растет, стремятся вознаградить себя и покупают больше вещей, чем раньше, и эти вещи, как правило, более дорогие. «Разве я этого не заслужил?» — рассуждают они. Ловушка в том, что они остаются на том же месте, чем и раньше: вроде и зарабатывают больше, а под конец месяца на счетах по нулям.

Составьте список покупок и поешьте, прежде чем идти в магазин. Это поможет избежать импульсивных приобретений и не поддаваться на акционные предложения. Пользуйтесь скидками, если это реально выгодно. Например, вариант 1+1=3 имеет смысл, если вы покупаете вещи втроем. Иначе вы приобретаете, пусть и со скидкой, две лишние вещи, которые вам не нужны.

Разрешите себе мелкие траты. Чаще всего речь идет о спонтанных покупках, которые наносят урон бюджету, потому что вы их не замечаете. Идея в том, чтобы официально разрешить себе лишние траты и внести их в план. Тогда они станут частью вашего контролируемого бюджета.

Пересмотрите принципы питания. Экономить на продуктах вряд ли стоит — подгнившие овощи пользы не принесут. Но проанализировать, что вы чаще всего покупаете, следует. Выделите товары, от которых вы готовы отказаться (например, чипсы и газировка) и те, на которые согласны потратиться (хорошее мясо или качественный кофе). Подумайте, какие продукты можно заменить на более дешевые аналоги. Возможно, вы покупаете этот шоколад только из-за раскрученного бренда, а не из-за фантастического вкуса. Отдавайте предпочтение сезонным овощам и фруктам и приобретайте меньше полуфабрикатов.

Экономьте на коммунальных платежах. Установите счетчики воды и электроэнергии, выключайте воду, когда чистите зубы, используйте энергосберегающие лампочки.

Регулярно посещайте врачей. Не пренебрегайте профилактическими визитами — лучше один раз сходить к стоматологу сегодня, чем лечить сложные заболевания и тратить огромные деньги завтра.

Не ходите на шопинг в подавленном состоянии. Иногда радовать себя покупками можно и нужно, но не в том случае, если вы приобретаете вещи, а потом ими не пользуетесь. Чтобы не покупать ненужную одежду, попробуйте сфотографироваться в примерочной и уйти из магазина. Туда вы вернетесь завтра, предварительно обдумав, нужна ли обновка.

Избавьтесь от кредитов и будьте аккуратны с картами рассрочки. Если вы ответственный человек и контролируете свои траты, карты рассрочки могут выручить, когда нужно экстренно купить что-то дорогое. Но следует помнить, что за просрочку платежей по карте придется платить большие проценты, и правильно оценить свои силы.

«Зарплата по договоренности» — такая формулировка встречается в каждой четвертой вакансии. Что это означает и почему работодатель предпочитает избегать конкретики в столь важном вопросе? О том, что может стоять за этими словами, рассказывает Superjob.
От студента до профи
Наиболее распространенная причина умалчивания о точных размерах дохода — слишком большая «вилка» между нижней и верхней границей зарплаты. Нередки случаи, когда на одну и ту же вакансию рассматривают и кандидатов с минимальным опытом работы, и настоящих профи своего дела. Естественно, компенсация за их вклад в общее дело может отличаться в разы. Чтобы не сбивать с толку соискателей, менеджеры по персоналу предпочитают использовать в вакансии формулировку «по договоренности». Решение об уровне зарплаты в этом случае будет приниматься исходя из квалификации и перспектив конкретного кандидата.
Оклад плюс бонус
Особенно часто точная информация о доходе отсутствует в вакансиях сферы продаж. Это легко объяснимо: доход менеджера по продажам во многом зависит от его успешности, ведь многих из них компания старается заинтересовать так называемым «процентом с продаж». И снова работодатель в затруднении: какую цифру указывать в вакансии? Минимальный размер голого оклада? Так ведь хороших кандидатов распугаешь… Высокий доход успешного продавца? А вдруг не справится, получится, что обманули… Вот и приходит на выручку формулировка «по договоренности».
Аналогично со сдельной работой, когда доход зависит от конкретного объема выполненных работ (проведенных уроков, написанных статей и т. д.).
Рекрутинг или мониторинг?
Случается и так: публикуя объявление без точного указания зарплаты, работодатель не только подбирает кандидатов на конкретную вакансию, но и одновременно изучает их зарплатные ожидания, проводя таким образом мониторинг рынка труда. А уже потом, исходя из многих факторов (потребностей компании, уровня имеющихся кандидатов и их запросов, возможностей работодателя), будет приниматься решение. «Мы хотим выяснить, сколько стоит эта работа», — говорят специалисты по кадрам. Естественно, закрывать вакансии таким образом можно достаточно долго.
Слишком мало…
Загадочность формулировки «по договоренности» многие менеджеры по подбору персонала пытаются использовать, чтобы привлечь большее количество соискателей. Дело в том, что предлагаемая зарплата может быть заметно ниже рыночной — в этом случае фраза «по договоренности» помогает замаскировать непривлекательность вакансии.
Как сберечь свое время и не ходить на собеседования в таких случаях? Выход один — указывать в резюме размер своих зарплатных ожиданий. В случае, если они существенно выше того, что может предложить компания, на собеседование вас, скорее всего, просто не пригласят.
…Или слишком много
Впрочем, формулировка «по договоренности» может скрывать за собой и достаточно высокую зарплату. Казалось бы, почему в этом случае не указать конкретную цифру, ведь это привлечет многих кандидатов? Здесь срабатывает рыночная логика: а вдруг подходящий кандидат окажется человеком с более скромными запросами? Увы, платить работнику 100 тыс. рублей, если он согласен и на 60, никто не хочет.
Зачем всем знать?
Возможны и другие причины «загадочности» работодателей. Публикация вакансии с конкретной цифрой зарплаты означает, что в уровень оплаты труда специалиста будет посвящен очень широкий круг людей — от других сотрудников компании до контролирующих органов, конкурентов и партнеров. Не всегда это на руку работодателю: кто-то платит «серую» зарплату, а кто-то обеспокоен и без того напряженной обстановкой в коллективе. Вот и стараются рекрутеры не разглашать коммерчески значимую информацию.
Как прийти к «договоренности»?
Как же вести себя на собеседовании на вакансию с зарплатой «по договоренности»? Так же, как и на других интервью: спокойно, доброжелательно и адекватно обстановке. Не надо высказывать работодателю свои подозрения, что компания уходит от налогов и потому избегает точного указания цифр. Лучше хорошо подготовьтесь к ответу на вопрос о собственных зарплатных ожиданиях: изучите рынок и трезво оцените свой уровень профессионализма. Это поможет вам найти общий язык с работодателем в непростом вопросе о зарплате.
Superjob желает вам высоких доходов и удовольствия от работы!

Оставьте комментарий