Как улучшить атмосферу в коллективе

Как создать и сохранить дружный коллектив: семь советов руководителю

28.11.2012

Главной целью любого руководителя компании считается получение прибыли. Однако в этом процессе принимает участие не только сам руководитель, но и подчиненные. Идеальный вариант – коллектив, увлеченный своей работой. Коллектив, состоящий из профессионалов, который стремится к общей цели и умеет ее добиваться. И главное, в котором царит здоровая психологическая атмосфера.

Как добиться гармонии в своем офисе? Как создать команду сотрудников, которая будет максимально эффективно решать задачи компании, одновременно общаясь между собой в доброжелательном, благоприятном режиме? Сегодня все больше руководителей задается этими вопросами. Существует два способа, как решить данные задачи:

1. Западный стиль – нанять в команду психолога или специалиста по кадрам, который сочетает в себе функции психолога и будет заниматься созданием позитивного настроения в офисе и сплочением коллектива.

Вся ответственность за настроение в корпоративной команде в данном случае полностью перекладывается на нанятого специалиста. Руководитель же просто наблюдает за тем, насколько хорошо у него будет это получаться.

2. Стиль a la russe – самостоятельно провести ряд мероприятий, направленных на «оздоровление офисной обстановки» компании.

Если выбран этот вариант, то руководителю будут полезны следующие советы по улучшению психологического климата в коллективе.

Основы благополучия

Практика показывает, что сотрудники, которым нравится работа, показывают гораздо лучшие результаты, чем те, кто ходит на работу лишь за зарплатой. Руководителю не стоит игнорировать своих подчиненных именно по этой причине.

Стоит также учитывать, что высокая зарплата и перспективы карьерного роста не обязательно заставят человека остаться в вашей компании. Чаще всего намного эффективнее действует коллектив. Работается гораздо лучше и легче там, где преобладает хорошее настроение и желание поддержать друг друга. Хорошие взаимоотношения внутри коллектива очень важны не только для сотрудников, но и непосредственно для компании:

• работники намного реже рассматривают возможность поменять работу;
• повышается лояльность, например, сотрудники охотнее соглашаются отрабатывать лишние часы;
• коллектив, на протяжении многих лет без изменений работающий в компании, добивается лучших результатов, чем в тех случаях, когда постоянно появляются новые люди, возникает «текучка», меняются должности и начинается своеобразное «брожение».

Чтобы получить и использовать в дальнейшем все эти преимущества, необходимо работать над обстановкой в своей компании. Тем самым вы сможете значительно улучшить атмосферу в коллективе и, как следствие, повысить работоспособность своих сотрудников и компании в целом.

«В большинстве случаев взгляд руководителя на работу персонала очень примитивен и склоняется к тому, что перед ним какие-то технические системы или механизмы,– говорит антикризисный менеджер, бизнес-тренер и коуч Иван Новичихин. – Например, котел, в который чем больше кинул энергии в виде денег, как угля или газа, тем больше получишь результат. Но это работает не всегда и не везде».

Комфортные условия в офисе

Позаботьтесь, чтобы у ваших подчиненных было не только «жизненно необходимое», а несколько больше. Хорошо оборудованные рабочие места, комфортные уборные, возможность попить чай-кофе… Все эти кажущиеся мелочи на самом деле играют значительную роль в жизни, поэтому стоит постараться, чтобы вашим работникам не на что было жаловаться.

Откровенность с коллективом

Всегда сообщайте своим сотрудникам об успехах или же неудачах компании. К примеру, это можно делать по итогам месяца или квартала. Если дела идут хорошо, будет повод порадоваться вместе, если не очень – поработать над улучшением ситуации совместными усилиями.

Умение прислушиваться

Постарайтесь хотя бы иногда выделять время на разговоры с сотрудниками. Выясняйте у каждого из них, какие проблемы на сегодняшний день существуют на его направлении деятельности, в его отделе и т.д. Узнайте, какие меры вы, как руководитель, можете предпринять для их решения. Обязательно рассматривайте предложения коллектива о повышении производительности и эффективности работы компании. Порой могут прозвучать действительно хорошие идеи, так как сотрудники находятся внутри рабочего процесса и часто им виднее, как этот процесс можно улучшить. К тому же такие разговоры повышают степень уважения к руководству и в целом создают положительный настрой в офисе.

«Основная проблема в том, что руководители не умеют правильно ставить цели. Целью компании не могут быть деньги или прибыль. Такая компания обречена на быструю или медленную смерть, – считает Иван Новичихин. – Прибыль же – это один из показателей качеств эффективной деятельности компании в удовлетворении потребностей клиентов в товаре или услуге. Если в постановке целей участвуют сотрудники, их голос услышан, озвучен, принят даже к определенной обработке, тогда вероятность достижения таких целей очень велика. Но если цель ставится ради обогащения руководителя или собственника, сотрудники противятся, даже несмотря на то, что им дается возможность чуть больше заработать. Есть такое выражение «забастовка по-итальянски», это когда люди исполняют свою работу, согласно инструкциям. И все, такое предприятие терпит крах, потому что все случаи или моменты, как себя вести и что делать, на бумаге не пропишешь!»

Поощрение успехов

Не забывайте благодарить своих работников за хорошие результаты, причем делать это нужно не только и не столько в личном разговоре, как публично. Благодарность, выраженная при всем коллективе, является хорошей мотивацией (периодические денежные премии – тоже). Однако здесь следует соблюдать осторожность: если вы станете хвалить и поощрять только одного работника (создадите «любимчика»), остальные могут настроиться негативно, причем не только по отношению к нему, но и к вам.

Немного личного

Узнайте, чем интересуются и увлекаются ваши работники. Можно даже выяснить немного о личной жизни. Иногда такую информацию можно использовать в личном разговоре. «Сергей Иванович, как вам вчерашний матч?», «Наталья Валентиновна, как здоровье ребенка?», «Кость, попал на концерт?». Подобные вопросы помогают стать ближе к сотрудникам и зарекомендовать себя как приятного и внимательного руководителя.

«Многие предприниматели считают, что любое участие в жизни подчиненных им не выгодно и, оправдываясь этим, нещадно эксплуатируют людей, – рассказывает Иван Новичихин. – Мотивация – это не только денежное вознаграждение, но в гораздо большей мере вознаграждение психологическое, лежащее в области нравственности и положительного духа людей. Только дремучее сознание может этого не понимать».

Ближе к коллективу

Не избегайте общих корпоративных праздников: устраивайте вечеринки, отмечайте Новый год, 23 февраля и 8 марта, скидывайтесь на подарки, присутствуйте на днях рождения сотрудников. Не скрывайте и свой день рождения. Еще одно хорошее решение для корпоративов – отмечать дату основания компании или день, связанный с направлением деятельности (как день бухгалтера, например). Корпоративные мероприятия создают неформальную обстановку, где работники становятся более раскрепощенными и открытыми.

Этот комплекс мероприятий, направленных на создание здоровой и приятной атмосферы в коллективе, позволит вам избежать конфликтов, скандалов и других проблем и одновременно существенно повысит производительность работы компании, а значит, и уровень финансовой прибыли.

Наш эксперт Иван Новичихин, в свою очередь, рекомендует руководителям начать с критического взгляда на самих себя: «Я не проводил статистику, но, как антикризисный менеджер, скажу, что все проблемы на предприятиях лежат в области мировоззрения, мировосприятия, психологии, образования собственника или руководителя. Какая самая главная проблема предпринимателей? Отчего в 99% случаев на этот вопрос бизнесмены отвечают, что главная проблема – это нехватка денег? Никто и не задумывается, почему их не хватает, и не ищет проблему в себе. Сколько можно наступать на грабли, не понимая одного, самого главного?.. Только ВЫ в ответе за результаты деятельности вашего предприятия, но не плохие сотрудники, конкуренты или правительство!»

Основы работы с текстом.
1. С чего начинать работу с текстом?
Прежде, чем отвечать на вопросы, внимательно прочитайте текст. Некоторые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.
Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.
2. Нужно ли определять главную идею текста?
Да, нужно.
3. В каком порядке отвечать на вопросы?
Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.
4. Как уяснить для себя — искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?
Просто отвечай на вопрос, не стоит задумываться как, нужно просто отвечать.
5. На что обращать внимание при выполнении заданий?
Важно:
• внимательно прочитать задание;
• понять, что именно требуется для успешного ответа;
• уяснить, из каких частей складывается задание;
• стараться выполнить все задание;
• если можете ответить только на часть задания, обязательно отвечайте, возможно получите часть баллов
• не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
• старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
• сформулировав ответ, проверьте его правильность.
Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений — выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».
Пример задания
Текст к заданиям С1-С4.
Государство в условиях рыночной экономики
Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
(А. Пороховский)
С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.
С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
Ответ:
С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе могут быть названы следующие функции:
1) борьба с монополиями;
2) поддержка и развитие конкуренции;
3) поддержка стабильности рыночной системы.

Указаны три функции

Указаны две функции

Указана одна функция ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и проиллюстрируйте примером.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
— благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
— расширение производства общественных благ;
— создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
— принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
— борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
— проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).
Могут быть приведены другие примеры

Названо три явления, одно проиллюстрировано примером

Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером

Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.
Возможны иные правильные ответы.

Указаны три позиции

Указаны две позиции

Указана одна функция

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
2) приведены два аргумента, например:
в демократическом обществе
— налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
— судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
— предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
— избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.
Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

Указана точка зрения автора, названы два аргумента, приведен один пример

Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример

Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример

Указана точка зрения автора, но аргумент и пример не приведены, ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

Обществознание является, по статистике, самым востребованным предметом на ЕГЭ на протяжении ряда лет и одним из самых сложных для сдачи экзамена. Сложность объясняется интегративным характером предмета: обществознание включает в себя восемь содержательных линий и объединяет шесть общественных дисциплин – философию, правоведение, экономику, социологию, культурологию, политологию.
Однако подготовиться к ЕГЭ вполне реально. Существует три способа подготовки: индивидуальные занятия с репетитором, занятия на подготовительных курсах, самостоятельная подготовка. Занятия на курсах и с преподавателем требуют определенных материальных затрат, к тому же не всегда возможны для ребят, проживающих в глубинке. Сегодня вполне реально подготовиться самому к ЕГЭ, потому что для этого имеется много ресурсов – учебные пособия, онлайн-курсы, различные компьютерные программы.
С чего же начать подготовку? Прежде всего нужно скачать программу по обществоведению на сайте Министерства образования (лучше не базового, а профильного уровня). Материал распределить по темам, и составить план занятий, распределив темы и отдельные вопросы по дням. Обязательно оставьте время для повторения изученного материала (примерно 10-20% от общего времени). Подготовка к экзамену должна быть системной, поэтому заниматься нужно каждый день (оставив воскресенье для отдыха) в течение 1,5 часов. При этом не забывайте чередовать работу и отдых – 45 минут работы, затем 10-минутный перерыв, и снова 45 минут посвятить изучению материала.
При подготовке к экзамену целесообразно использовать не только школьные учебники, но и другие учебные пособия. Сегодня предлагается огромное количество различных печатных материалов, однако они зачастую содержат устаревшие сведения, неточности и т.д., поэтому надо выбирать учебные пособия, рекомендованные Федеральным Институтом педагогических измерений или Министерством образования.
При работе над материалом обязательно делать записи в структурированном виде, составляя план темы, таблицы, схемы. При работе с теоретическим материалом важно акцентировать свое внимание на главных мыслях. Используйте разный цвет ручки при записывании материала, чтобы при повторении важные моменты бросались в глаза.
Особенно важно правильно работать с понятиями, записывая их в отдельную тетрадь, и периодически повторяя. Хорошим способом усвоения понятий является составление таблицы понятий, которая разрезается на части, как своеобразный пазл, и затем к определению понятия подбирается термин.
Можно составлять гнезда понятий, когда наряду с данным понятием включаются более широкие понятия, включающие в себя это понятие, и более частные понятия, входящие в него.
Поскольку основные сложности на экзамене вызывают задания третьей части, нужно постоянно тренировать свои навыки и умения для их успешного выполнения.
Для подготовки к выполнению задания С8 тренируйтесь составлять сложный план к каждой изучаемой теме. Он состоит как минимум из трех пунктов, два из которых имеют подпункты. Не забывайте, что формулировка пунктов плана должна максимально раскрывать тему.
Очень важно заранее тренировать свои навыки написания эссе (задание С9).
Помните, что хорошее эссе обязательно должно содержать суть проблемы, четкую формулировку вашей личной позиции по ней, подкрепленную аргументированными примерами (определениями, цитатами), и выводы. Очень важно научиться выявить из высказывания обществоведческую проблему и перевести ее в категорию понятий курса. Для этого нужно обращать внимание на категорию, к которой относится высказывание.
Постоянно выполняйте различные тесты для ознакомления с их структурой и конструкцией. При этом обязательно засекайте время для их выполнения, поскольку на ЕГЭ время ограничено. Правильность выполнения тестов групп А, В можно проверять на сайтах, задания группы С можно показать своему учителю. Обязательно выполните демонстрационные тесты на сайте ФИПИ не только за 2013 год, но и порешайте тесты за предыдущие годы. Там же ознакомьтесь с критериями оценивания того же эссе, что поможет лучше понять, что ожидают увидеть в нем эксперты.
Так как некоторые задания группы А и часть заданий группы С предполагают наличие широкого кругозора, регулярно следите за новостями с помощью газет, телевидения, интернета, чтобы быть в курсе текущих общественно-политических событий в стране.
Завершив изучение материала, используйте правило «трех карандашей»: выделите одним цветом хорошо усвоенный материал, вторым цветом – слабо усвоенный, третьим цветом – те вопросы, которые не знаете совсем или знаете очень плохо. После этого начните повторение именно с плохо усвоенных тем, затем – слабо усвоенных, и в конце повторите хорошо усвоенные темы. Это позволит вам ликвидировать пробелы в знаниях.
Последний день перед экзаменом следует посвятить общему повторению – просмотру планов тем, своих записей, и выполненных тестов.

В отечественной социальной психологии термин «психологический климат» впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы.
Одним из первых раскрыл содержание СПК В.М.Шепель.
Психологический климат, по его мнению — это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих. Первая составляющая — это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая — моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая- это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.
В целом, этот феномен принято называть социально-психологическим климатом коллектива организации.
В исследованиях отечественных социальных психологов (К.К.Платонова, А.А.Ру-салиновой, В.М.Шепеля, Б.Д.Парыгина, А.Н.Щербань и др.) наметились четыре основных подхода к пониманию природы СПК. Но все они сходятся во мнении, что феномен СПК включает понятие состояния психологии организации как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. СПК как интегральное состояние организации включает целый комплекс различных характеристик. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние СПК. При его изучении с помощью анкетного опроса за основные показатели обычно берутся следующие: удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда, взаимоотношениями с коллегами по работе и менеджерами, стилем руководства фирмой, уровнем конфликтности отношений, профессиональной подготовкой персонала. Задавая вопросы анкетируемым, исследователь выясняет круг проблем организации. Математический анализ данных позволяет выявить характеристики и факторы благоприятного и неблагоприятного СПК, формирование и совершенствование которого требует от менеджеров и психологов в фирмах понимания эмоционального состояния людей, настроения, отношений друг с другом.
Зарубежные исследователи выделяют такое важное психологическое понятие как доверие, являющееся основой организационного успеха (Роберт Брюс Шо). С одной стороны, доверие — это проблема отношений между людьми, т.е. важная составляющая СПК организации. Но с более широкой точки зрения, доверие — это мощная универсальная сила, влияющая практически на все, что происходит внутри организации и в отношениях между организациями и одновременно являющаяся структурной и культурной характеристикой организации. Р.Б.Шо определяет факторы, формирующие доверие. Это — порядочность, компетентность, лояльность, открытость сотрудников фирмы. Все эти факторы рассматриваются во взаимосвязи как » социальный капитал», достигнутый в организации.
Взаимосвязь между эффективностью организации и ее социально-психологическим климатом — важнейшая проблема для руководителей компании, фирмы. Поэтому так важно знание важнейших составляющих СПК организации, разработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями. Благоприятный СПК — это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации.

Собеседование – это переговоры между работником и работодателем. На нем стороны стараются согласовать значимые условия. В статье вы узнаете, как правильно отвечать на вопросы при собеседовании, чтобы получить работу. Посмотрите примеры правильных ответов на личные и каверзные вопросы, которые могут задавать.

Вначале расскажем, что такое собеседование и для чего оно нужно. Эта информация поможет понять, почему работодатель ведет себя определенным образом.

Для чего проводится собеседование?

Сегодня подбор и первичная оценка персонала проходят несколько стадий. Резюме дает формальные сведения о человеке. Эту информацию еще необходимо проверить. Также работодателю важны личные качества человека, которые можно оценить только при встрече. Для кандидата собеседование тоже крайне полезно. Лучше сразу пообщаться с будущими коллегами и начальниками, задать свои вопросы и оценить стиль взаимоотношений в компании.

В среднем линейный персонал проходит три собеседования в организацию (краткий телефонный звонок, встреча с кадровиком и с непосредственным начальником). Специалисты и кандидаты в руководители могут столкнуться с большим количеством фильтров (кадровик, начальник, служба СБ, топ-менеджмент, собственники). Это нормальная практика.

Некоторые собеседования могут объединяться, либо частично происходить уже на стадии испытательного срока (например, знакомство с владельцем или директором компании). При поиске работы на разные должности человек проходит от 5 до 20 собеседований в разные организации. Временные затраты – от 30 до 60 минут.

Как лучше отвечать на вопросы на собеседовании?

Желательно относится к процедуре собеседования философски, без излишней тревожности:

  • Постарайтесь демонстрировать открытость.
  • Если есть темы, на которые вы можете остро эмоционально реагировать, прорепетируйте заранее с кем-нибудь из близких, что и как будете отвечать на такие вопросы.
  • Говорите безоценочно, в измеримых величинах. Например, на вопрос об опыте работы не стоит отвечать: «У меня очень маленький опыт программирования». Лучше будет ответить на вопрос так: «Я работал программистом 5 месяцев».
  • Трансформируйте ответы на вопросы на собеседовании из мотивации «от чего-то уйти» в вариант «к чему-то придти». Например, вместо фразы «Мне было очень далеко добираться» лучше сказать: «Хочу найти место ближе к дому».
  • Не стоит приукрашивать или скрывать информацию, которую легко проверить.
  • На собеседованиях есть свой этикет: сначала вопросы задает рекрутер, на них необходимо ответить, а уже затем спрашивать о том, что интересует вас (квалифицированный рекрутер выделит на это время и даст исчерпывающую информацию о вакансии).
  • Отвечайте даже на «странные» вопросы. Это вовсе не означает, что напротив вас сидит неадекватный человек. У рекрутера своя логика (некоторые проективные методики проведения собеседования рассчитаны не только на информацию, озвучиваемую человеком, но и на наблюдение за его невербальными реакциями, построением фраз и т.п.).
  • Постарайтесь говорить уверенно и достаточно громко.
  • Будьте конкретными, избегайте длинных «повествований». Будет нужно – уточнят («Представляете, там перестали вовремя платить зарплату, я пошла к директору, он говорит, что не расплатились поставщики, надо ждать, но я ждать не могу, все начали увольняться…» лучше заменить на «Была задержка зарплаты более 2 месяцев»).
  • Финансовые вопросы традиционно поднимаются лишь в самом конце собеседования.

Какие вопросы обязательно задают на собеседовании?

Структурированное собеседование, методикой которого пользуются многие рекрутеры, состоит из следующих частей:

  • Личные вопросы (место жительства, семья, образование и т.п.).
  • Опыт работы (подробно).
  • Нюансы вакансии, условия работы, что хотят руководители от нового сотрудника.
  • Обсуждение ожиданий кандидата от новой работы, его мотивация и профессиональные планы.

Рекрутер может варьировать последовательность, но, в целом, вопросы будут из этих областей. Есть несколько тем, которые будут подняты на устном собеседовании практически обязательно. Их мы рассмотрим далее.

Важно отметить: часть того, что в личной жизни считается некорректным спрашивать, на собеседовании является вариацией нормы. Например, в «быту» мы вряд ли позволим себе вопрос об уровне доходов, судимости или личной жизни, но на собеседовании они могут прозвучать. Не стоит сразу предполагать попытку дискриминации или чего-то еще. Нужно понимать, что при благоприятном исходе вам с этими людьми работать бок о бок. Естественно, что работодатель заранее желает прояснить для себя значимые моменты.

На собеседовании нет «правильных» и «неправильных» ответов. Но есть адекватные (то есть из них рекрутер получит нужную ему информацию) и «не очень» (понятно лукавство, неосознанность кандидата, придется задавать дополнительные вопросы, перепроверять, тратить время).

Как лучше отвечать на каверзные и неудобные вопросы?

Ниже находятся примеры ответов на ТОП-15 популярных вопросов на устном собеседовании, которые соискатели часто относят к личным или неудобным. Мы расскажем, как лучше на них отвечать и как делать не рекомендуется.

Вопрос рекрутера

Неинформативные ответы (лучше так не делать)

Как лучше ответить на вопрос

Почему вы ушли с предыдущего места?

Руководство неадекватное (и аналогичные ответы).

Чтобы эффективно выполнять свою работу, для меня важно … (чтобы работодатель вовремя выполнял свои обязательства, были интересные профессиональные задачи и т.д.). К сожалению, компания не смогла обеспечить это.

Почему вы сменили столько мест за последние 5 лет?

Везде были плохие условия, обман, высокие требования.

Я набирался опыта, учился. Когда поднимался на ступень выше, то было разумным идти дальше, осваивать функционал в организациях с разной спецификой. Здесь… я почерпнул …, а здесь — …

Почему вы не работали в последние месяцы?

Не мог найти место, устроил себе каникулы, не было нужды работать, не могу в себе разобраться, не знал, чем хочу заниматься дальше.

На предыдущем месте я работал ответственно и напряженно, поэтому перед выходом на новую работу счел необходимым восстановить силы и тщательно промониторить рынок труда.

У вас маленькие дети, что будете делать, если они начнут часто болеть?

Нет, что вы, мои дети совсем не болеют./ Так уйду на больничный, что делать-то еще?

В этих ситуациях я предусмотрела для себя следующие варианты… (договориться с коллегами о взаимозаменяемости, организовать помощь бабушек, часть работы сделать удаленно и т.п.).

Как вы повышаете свою квалификацию?

Я достаточно компетентен. На курсах несут всякую ерунду. Нет смысла чему-то еще учится. Я постоянно учусь, вот третье высшее получаю.

Я продумал для себя следующую систему: подписан на интернет – портал, где выходят разъяснения по новым …, у меня есть опытные коллеги, к которым я могу обратиться в особо сложных ситуациях за консультацией плюс периодически я смотрю вебинары экспертов в данной области. Это не занимает много времени, но и от новшеств я не отстаю.

Вы откликнулись на вакансию, по которой у вас нет опыта. Почему?

Ну и что? Я хочу, вы меня научите, я способный.

Напрямую у меня нет опыта по аналогичной должности. Но вот эти функции я частично выполнял на прежнем месте, с этим приходилось сталкиваться, подменяя коллег, а это освоил в процессе волонтерской деятельности.

Вы откликнулись на вакансию, которая по уровню задач, доходу и т.д. ниже, чем ваше предыдущее место. Почему?

Так безвыходное положение, нет пока достойного уровня (читаем – отсижусь у вас пару месяцев и уйду).

При смене работы я понимаю, что иногда приходится начинать со ступеньки ниже, так как везде есть своя специфика. Я уверен, что буду полезен компании, и она сумеет оценить мой вклад. Будет развиваться фирма – и я поднимусь вместе с ней.

Как вы организуете свой рабочий день?

Ну как то особо не организую/ Перечисление гаджетов и приемов тайм-менеджмента из учебника.

Я отстроил для себя такой порядок: в первую очередь я просматриваю заявки в почте…

Какой уровень доходов вы имели в последний год?

Отказывается сообщить либо называет неверную сумму (но рекрутеру эта информация важна для оценки уровня квалификации и притязаний работника, при благоприятном исходе все равно она станет известна из справки для бухгалтерии).

Сравнивайте с тем, что вам предлагают: сумма, которую вы предложили по данной вакансии, соответствует моим ожиданиям. Ваше предложение ниже моих нынешних заработков, но мне интересно получить…

Если в вакансии было указано «По договоренности» — смело «торгуйтесь» и уверенно обосновывайте «цифрами и фактами».

Почему вы хотите работать в нашей организации?

Я о вас ничего не знаю, просто увидел вакансию.

В вакансии меня привлекло следующее …, а потом я стал собирать информацию о фирме и узнал…

Вы ищете работу, не уволившись с предыдущей. Как вы планируете переход на новое место?

Напишу заявление и уйду.

Мой работодатель в курсе \ не в курсе. Я завершу проект к 3 февраля. Я исполнил свои обязательства перед работодателем, поэтому смогу уволиться без конфликта.

Какой вы представляете свою карьеру через 3,5,10 лет?

Не представляю.

Для меня карьера – это, прежде всего… (название должности, сумма денег, круг решаемых вопросов, способ организации труда и т.п.).

Как вы считаете, что вам понадобится для успешной адаптации на новом месте работы?

Мне ничего не нужно, я полностью готов / Назначьте мне наставника, и он пусть меня всему обучит.

Для качественного выполнения своей работы мне нужно рабочее место с …, желательно, чтобы была возможность первые 5 договоров обсудить с опытным коллегой.

Семейное положение, место жительства, дети, собственность или съемное жилье?

Я не обсуждаю свою жизнь / Я – «ипотечник» (и рассказ о проблемах и заботах).

Только факты: Замужем, ребенок 7 лет, живу на УНЦ в частном доме, уже посмотрела – есть способы быстро и комфортно добираться до работы.

Какими инструментами вы пользуетесь при выполнении функции …

Ну, все как обычно делаю, даже не знаю.

Для отбора поставщиков я пользуюсь таблицей, где отражаю… Проектирую в программе…, но есть опыт и в…

Общие советы, как отвечать на вопросы на собеседовании при устройстве на работу:

  1. Не обесценивайте свой опыт. Может быть та табличка для работы, которую вы составили, будет для работодателя «открытием».
  2. Не обесценивайте себя. Каждый факт, который вам кажется минусом, для работодателя может быть именно «то, что надо!» (наоборот, кстати, тоже, но для выяснения этого и нужны собеседования, раз вас пригласили – значит, увидели ценное в вашем резюме).

Как отвечать на личные вопросы?

Четко, конкретно и безоценочно. Личные факты – данность. Принимайте их сами и дайте работодателю достоверную информацию, чтобы он мог сделать вывод.

Худший вариант, когда кандидат начинает искажать факты (возраст, количество детей, незавершенное образование и прочее), думая, что у него будет больше шансов. Во-первых – не «спасет», факты выплывают, рождается недоверие! Во-вторых – не угадаете!

Личные вопросы чаще задают женщинам. Нанимателя можно понять – с работницей он несет большую социальную ответственность.

Примеры личных вопросов на собеседовании и адекватных ответов:

  1. Вы недавно вышли замуж, соберетесь рожать. – Да, я только вступила в брак, в ближайших планах у нас ипотека, так что с детьми придется подождать.
  2. У вас ребенку 5 лет, наверное, за вторым соберетесь? – Я понимаю ваши опасения. Но у меня на данный момент есть работа, если бы я скоро собиралась в декрет, то мне проще было спокойно оставаться на нынешнем месте.

Как отвечать на неудобные и каверзные вопросы?

Стресс-интервью, призванное вывести кандидата из себя, в России используется редко. Если вам кажется, что вопрос с «подвохом», можете уточнить, что подразумевал рекрутер.

Например:

– Как вы переносите стрессы? – Как взрослый адекватный человек. Не могли бы вы пояснить, с чем именно будут связаны стрессы на этой работе?

– Вы так и не закончили университет? – Да, я указал это в своем резюме. Вы считаете, что это скажется на качестве моей работы?

Как пройти онлайн-собеседование по Skype: 10 советов фрилансерам

  • Уточните заранее, в одном ли вы часовом поясе.
  • При поиске удаленной работы будьте готовы технически к Скайп (WhatsApp и т.п.) видеоинтервью, за 15 минут проверьте качество связи, сигнал и работу микрофона, камеры, наушников.
  • Заранее «постучитесь» в контакты к рекрутеру.
  • В назначенное время будьте подключены заранее, в чате напишите о готовности к собеседованию.
  • Традиционно вызов (звонок) делает рекрутер, но если это не произошло, наберите его по телефону или Skype.
  • По структуре онлайн-собеседование при устройстве на работу не отличается от встречи в «реале».
  • Могут попросить показать в камеру паспорт и другие документы. Держите их при себе.
  • Уберите из зоны видимости посторонние предметы. Сделайте так, чтобы никто не входил и не было шума.
  • Оденьтесь так же, как на встречу в офисе.
  • Будьте готовы к вопросам: «Почему вы выбрали фриланс?», «Как вы будете организовывать свой день?», «Есть ли у вас технические условия для удаленной работы?», «В какое время вы будете готовы контактировать и через какие каналы связи?», «Как вы будете справляться с дедлайнами?», «Сколько времени вы будете уделять работе в неделю?».

Отвечать на них лучше четко, конкретно и открыто.

Мы разобрались, как отвечать на вопросы на собеседовании при устройстве на работу. Рассказали о нюансах устного собеседования и удаленного (через Skype). Чем лучше вы подготовитесь к общению с работодателем и воспользуйтесь нашими советами, тем выше будет шанс получить работу. Желаем удачи при трудоустройстве!

Оставьте комментарий